Home Германский стендАрхипелаг ГУПВИ

Архипелаг ГУПВИ

Первый немецкий военнопленный попал в руки Красной Армии 22 июня 1941 г. Последний был отпущен домой 9 сентября 1955-го. За это время через советские лагеря прошли до 3,5 миллиона немцев.

По нашим данным, в плену умерли 450 тысяч. По немецким – до полутора миллионов.

Немецкие «зэки»

Советское положение о военнопленных было утверждено 1 июля 1941 г. Им гарантировалась жизнь и безопасность, а раненым и больным – еще и медицинская помощь. Жестоко обращаться с пленными и оскорблять их запрещалось. За пленным сохранялась военная форма, знаки различия, ордена, личные вещи и ценности, а офицерскому составу – холодное оружие. Причем на пленных распространялись все советские законы и постановления о нормах питания, рабочем времени и охране труда.

По нормам от 23 июня 1941 г. на одного военнопленного в день полагалось 600 г ржаного хлеба, 90 г круп, 10 г макарон, 40 г мяса, 120 г рыбы, по 20 г муки, растительного масла, сахара и соли, 600 г картофеля и других овощей, 1,5 г суррогатного чая, 6 г томата-пюре, 0,13 г перца и 0,2 лаврового листа. Кроме того, на месяц военнопленному полагалось 5 пачек махорки и 5 коробков спичек, 200 г хозяйственного мыла.

Естественно, эти «райские» нормы очень быстро были пересмотрены в сторону кардинального уменьшения. Во-первых, пленных становилось все больше (только под Сталинградом сдалась 91 тысяча), во-вторых, многие советские граждане в войну тоже голодали. 1942-й и начало 1943-го были самыми тяжелыми для немцев – тогда от недоедания умерли почти 172 тыс. военнопленных. Например, на лесоразработках в Унженском лагере НКВД (Костромская обл.) из 2500 немцев скончались более 600, а полторы тысячи заболели тяжелой формой дистрофии. Лагерь пришлось закрыть.

Несмотря на такие эксцессы, большинство немцев, прошедших советский плен, вспоминали его едва ли не с теплотой. Наверное, потому, что после того, что они натворили на оккупированной территории, солдаты вермахта ожидали как минимум расстрела на месте.

Антифашисты поневоле

В конце 1945 года Главное управление по делам военнопленных и интернированных НКВД СССР (ГУПВИ) владело империей из 267 лагерей и 3200 стационарных отделений. Пленные немцы добывали торф и уголь, восстанавливали Донбасс и Днепрогэс, прокладывали шоссейные и железные дороги (в том числе БАМ), разбирали разрушенные и строили новые дома в городах. В Москве, например, ими был построен Кутузовский проспект, в Минске – проспект Ленина (ныне Франциска Скорины). Всего же с 1943 по 1950 год пленные немцы произвели продукции на 50 млрд. рублей.

Лагеря, в которых содержали немцев, мало чем отличались от лагерей «для своих». Из пленных формировали отдельные рабочие батальоны от 500 до 1000 человек, состоящие из трех рот. В бараках наличествовала наглядная агитация: графики, доски почета, бюсты вождя. Словом, сплошное соцсоревнование. Кстати, вместо «социалистическое» употребляли нейтральное «трудовое соревнование». Большинство немцев к этому относились всерьез, что неудивительно. Выполняющие и перевыполняющие производственные нормы получали дополнительное питание.

Другим способом поправить свое положение было сотрудничество с так называемыми антифашистскими комитетами. В лагерях издавались газеты, а пропаганду вели будущие руководители ГДР Вильгельм Пик и Вальтер Ульбрихт. Всего было подготовлено порядка 100 тыс. активистов, составивших вскоре костяк Социалистической единой партии Германии.

Подавляющее большинство немцев сидели в лагерях без суда и следствия. Но не все. На немецкого летчика-истребителя Эриха Хартмана Главная военная прокуратура завела дело по обвинению в «нанесении ущерба советской экономике, выразившегося в уничтожении 345 самолетов».

Получил 20 лет. А ефрейтор Рихтер уже в советском плену был приговорен к расстрелу за порчу одного кузнечного пресса. Тех, кто пытался бежать из советских лагерей, судили за… хищение государственного имущества (казенной одежды) и давали еще по 5 лет. Столько же можно было схлопотать за кражу еды с лагерной кухни.

Большинство немецких военнопленных было репатриировано к концу 1948 г., а последний уехал в Германию осенью 1955-го, когда в СССР приехал с визитом канцлер ФРГ Аденауэр. Говорят, что охранники лагерей к этому времени настолько привыкли к узникам, что провожали домой с оркестром.

«Аргументы и факты», № 49(1258), декабрь 2004 г.
Фото из книги «Война Германии против Советского Союза 1941-1945»

Для справки. В немецкий плен попали от 4 до 4,5 млн. советских военнослужащих. Из них умерли и погибли в лагерях от 673 тыс. (по немецким данным) до 1,2 млн. (по советским). По воспоминаниям выживших солдат, кормили немцы три раза в день: утром – эрзац-кофе с хлебом, на обед и ужин – баланда из брюквы или свеклы. Правда, «нужных» пленных кормили получше. Так, сын Сталина Яков Джугашвили получал в день по полбуханки хлеба, порцию маргарина и колбасы. Наутро ему давали ячменный кофе, на обед – обычно картофельный суп с соленой капустой или брюквой. Иногда – гороховый суп с салом.

Добавить комментарий