Home Германский стендШрёдер обрел не только русскую дочь

Шрёдер обрел не только русскую дочь

Курс Шрёдера на интенсивное развитие политического, экономического и иного партнерства с Россией принес симпатии к Германии большинства российских граждан.

Германия получила зримые преимущества от дружбы с Путиным

Досрочные выборы в бундестаг, назначенных на 18 сентября, могут уже второй раз за 15 лет истории объединенной Германии привести к внутриполитической смене вех, которая не обойдется без перестановки акцентов в ее подходах к международным делам. Между тем «семилетка» пребывания Шрёдера у власти отмечена прежде всего утверждением авторитета и роли Германии в европейской и мировой политике. Даже его политические оппоненты признают, что его правительство «использовало вакуум, возникший после окончания холодной войны, чтобы обеспечить Германии новую внешнеполитическую свободу действий». И они же уже не отрицают, что канцлер Шрёдер, ревизовавший в национальных интересах давний принцип внешнего курса ФРГ всегда и во всем непременно следовать Вашингтону, «спас немцев» от войны в Ираке.

Особое место в его внешней политике заняли отношения с Россией. Хотя политические оппоненты Шрёдера часто обвиняют его в «попрании принципов», отказе «ради дружбы с Путиным» от критики действий Кремля, именно канцлер и Германия получили наиболее зримые преимущества от своей российской политики.

Во-первых, курс Шрёдера на интенсивное развитие политического, экономического и иного партнерства с Россией принес симпатии к Германии большинства российских граждан, придвинул к финалу процесс примирения между двумя народами. Свидетельство тому участие Шрёдера в торжествах по случаю 60-летия Победы вместе с другими лидерами.

Во-вторых, отношения с Россией содействовали укреплению суверенитета Германии в ее внешней политике, а следовательно, положения в Европе и мире. Одним из поворотных моментов этого процесса был отказ Шрёдера (вместе с Францией) от поддержки войны в Ираке. Аналогичная российская позиция была серьезной «тыловой опорой» для Шрёдера, а возникшая франко-германо-российская «тройка» помогла избежать Берлину изоляции не только со стороны Вашингтона, но и европейских столиц.

В-третьих, Шрёдер получил прямую российскую поддержку германского участия в международных акциях. Впервые после войны бундесверу был обеспечен транзит и снабжение через российскую территорию для немецкого контингента, участвующего в миротворческой миссии в Афганистане.

В-четвертых, благодаря тесным контактам с Кремлем Германия стала восприниматься в Европе как страна, имеющая реальное влияние на Россию. Телефонный разговор Шрёдера с Путиным в дни оранжевой революции на Украине сыграл существенную роль в урегулировании кризиса и спаде напряженности между Москвой и Киевом.

В-пятых, Россия открыла перед немцами по-настоящему перспективный внешний рынок. А это особенно важно в условиях кризиса и стагнации производства. Деятельность немецких фирм и их постоянно расширяющийся импорт пользуются в России благоприятным отношением. Это позволяет немцам легче, чем другим, решать возникающие проблемы, в том числе на высоком уровне.

В-шестых, Германия получила гарантированное и устойчивое энергоснабжение. В настоящее время российские поставки покрывают 37% ее потребностей в природном газе. Поскольку спрос на него растет, Шрёдер обеспечил одну из важнейших предпосылок развития германской экономики.

В-седьмых, Шрёдер может рассчитывать на российскую поддержку действиям Берлина в международных делах. Это касается, например, урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Кроме того, немцам гарантирована поддержка Москвой стремления Берлина получить место постоянного члена СБ ООН.

Наконец, личная дружба Путина и Шрёдера помогла канцлеру удочерить российскую девочку, принесшую, по его словам, счастье его семье.

Что же может ожидать Ангела Меркель от отношений с Россией, если волею германских избирателей ей доведется возглавить новое федеральное правительство? Вероятно, ее личные отношения с Путиным будут иными. Вместе с тем Меркель достанется большой задел, реально имеющийся в двусторонних отношениях. Ей гарантировано энергоснабжение из России, без которого в Германии не обойтись при планах экономического роста. Поскольку Меркель, как и Шрёдер, хотела бы видеть свою страну постоянным членом СБ ООН, она получит российский голос «за» при решении эго вопроса. Остальное будет зависеть от ее конкретной политики.

Евгений Григорьев
«Независимая газета»,
31.08.2005

Добавить комментарий