Home Немцы КазаниC утра в его приемной толпились люди…

C утра в его приемной толпились люди…

Исторический рассказ, посвященный 230-летнему юбилею со дня рождения Карла Фукса.

Посетители магазина «Садовод» по ул. Московской (бывшей Кирова) или просто прохожие, наверное, не задумываются о том, какое значение для истории г. Казани имеет этот обшарпанный дом.

Знаменитый дом

Трудно себе представить, что это здание когда-то давно, в первой половине XIX века, было одним из главных центров культурной жизни нашего города. В этом доме жил Карл Федорович Фукс – один из самых замечательных людей того времени, декан медицинского факультета, а затем и ректор Казанского университета, врач-терапевт, которому, по словам современников, не было равного во всем Поволжье. Здесь, в этом доме, побывал и Александр Сергеевич Пушкин во время своего приезда в Казань. Но те, кто проходит мимо этого дома каждый день, спеша на работу или по своим делам, вряд ли вспомнят об этом – слишком неприглядным и обветшалым выглядит это когда-то очень знаменитое здание. Почему мы говорим об этом сейчас? Да потому, что именно в 2006, году можно отметить целых три знаменательных юбилея, связанных с именем Карла Федоровича Фукса – 24 апреля исполнилось 160 лет со дня его смерти, а 6 сентября исполнится 230 лет со дня его рождения и, наконец, исполнилось 200 лет со дня приезда Карла Федоровича в Казань. Воистину, 2006 год можно было бы назвать годом Фукса! Конечно, в сентябре состоятся торжественные мероприятия, связанные с этим знаменательным юбилеем, будут произнесены речи о значении деятельности Фукса для развития науки и культуры в России. Вот только дом, в котором он жил, медленно, но верно разрушается.

Становление

Карл Федорович Фукс (1776–1846) родился в семье профессора богословия. Закончив в 1797 году Геттингенский университет, и получив через год степень доктора медицины в Марбургском университете, он приехал в Россию в 1800 году. Сначала К.Ф. Фукс стал частно практикующим врачом, потом путешествовал по Уралу и Восточной Сибири. В 1805 году он был назначен профессором естественной истории и ботаники Казанского университета. В Казань он прибыл в 1806 году и был назначен врачом гимназической и университетской больницы. Так началась его блистательная карьера. С 1819 по 1823 годы Карл Федорович был деканом медицинского факультета, а с 1823 по 1827 год – ректором Казанского университета. Был в его жизни период, когда ему одному, фактически, пришлось заменять почти всех профессоров медицинского факультета. Магницкий уволил многих преподавателей за неблагонадежность. Но Фукса сочли верноподданным, и он остался. Это тоже может быть свидетельством его авторитета.

Первые преподаватели и профессора Казанского университета были, в основном, иностранцами. Многие из них приехали в Россию «на ловлю счастья и чинов». Они презирали своих коллег и студентов, откровенно заявляя им, что «русские не способны к изучению высших наук, а, следовательно, и медицины». Не скрывая своего презрения к слушателям, они читали свои лекции на латинском и немецком языках. Карл Федорович избрал совершенно другую позицию и считал «нравственной обязанностью» общаться со своими студентами на их родном языке. Он изучил в совершенстве не только русский, но и татарский язык, потому что для него Россия стала второй родиной.

Мы можем с благодарностью вспомнить имена тех профессоров-иностранцев, которые, по сути дела, стали основателями медицинского факультета Казанского университета. Это, прежде всего, профессор Браун – первый избранный ректор Казанского университета, которому принадлежит идея создания в Казани Анатомического театра, а также первый декан медицинского факультета Казанского университета, выдающийся терапевт – Ф. Х. Эрдман. Их заслуги перед наукой не подлежат сомнению. Но помнят сегодня только К. Ф. Фукса, и не только историки медицины, но и простые жители города Казани. Карл Федорович оставил о себе добрую память. Не было в Казани такого дома, которого он бы не посетил. С утра в его приемной толпились посетители. Карл Федорович не отказывал никому. Лекарства для бедняков он сам оплачивал. Пациент, который не имел средств, получал от Фукса рецепт, по которому аптекари отпускали лекарства бесплатно.

Во время эпидемии

Карл Федорович стоял у истоков новой науки – медицинской статистики. Во время Отечественной войны 1812 года, когда в Казани скопилось множество беженцев из центральных губерний России, в городе вспыхнула эпидемия тифа. В это время К.Ф. Фукс постоянно печатал в «Казанских известиях» краткие статистические сообщения о состоянии здоровья жителей города, публиковал сведения о ходе эпидемии. После окончания войны он продолжал подобные публикации в других казанских изданиях в течение 15-ти лет. Во время эпидемии холеры в Казани в 1831 году Карл Федорович предложил методы лечения, близкие к современным.

Пациенты влюблялись в него

Профессор Фукс был не только выдающимся медиком, но и ботаником, этнографом и энтомологом. Знание татарского языка помогло ему изучить быт и культуру казанских татар. Среди татарского населения Фукс пользовался исключительным уважением. Доверие правоверных к нему было настолько велико, что он удостоился невиданной чести для христианина – его приглашали на обряд венчания по шариату никах (или никият). Ему доверяли лечить своих жен правоверные мусульмане. Надо признать, что это было весьма смело с их стороны – Карл Федорович имел огромный успех у женщин. Некоторые его пациентки-мусульманки влюблялись в него до безумия. Сохранилось несколько любовных писем, написанных влюбленными в него татарскими женщинами. И специалисты признают, что это настоящие жемчужины эпистолярного стиля. Но Фукс всегда оставался ученым-исследователем. Его близкое знакомство с казанскими татарами дало возможность написать классический труд по этнографии, который не потерял своего значения до сих пор.

На свою свадьбу опоздал

Карл Федорович женился довольно поздно – в возрасте 45 лет, на племяннице богатого купца Апехтина. На свою собственную свадьбу в церковь он опоздал: увлекся ловлей бабочек в лесу. Под венец его доставили слуги. Жених был одет в дорожный костюм и с сачком в руках. Впрочем, невеста на него не обиделась, и венчание состоялось. Супруги жили долго и счастливо.

Глядя на дом по ул. Московской, трудно представить, что здесь когда-то находился блестящий салон госпожи Фукс, и здесь бывали лучшие люди России. Жена Фукса писала стихи, правда, не отличавшиеся глубиной и совершенством стиля, но это не умаляет ее заслуг как хозяйки литературного салона. Между прочим, одно из ее стихотворений было опубликовано А. С. Пушкиным в его «Современнике». Конечно, можно вспомнить, насколько ехидно отозвался Александр Сергеевич в своем письме к жене о хозяйке казанского салона. Он хвалил К. Ф. Фукса, и откровенно смеялся над его женой. Но следует помнить, что он писал это в письме к обожаемой супруге, блистательной Наталье Николаевне, и не хотел, возможно, причинить ей неприятности, слишком лестно отзываясь о другой женщине.

«Незримый мост»

Дом, в котором прожил Карл Федорович после своего выхода в отставку до конца дней своих, был выбран им не случайно. Находился он как раз на границе двух частей Казани – татарской и русской, рядом с Сенным базаром. Нам трудно представить, что когда-то в XIX веке эти две части города резко отличались друг от друга по языку и культуре. Фукс, по словам современников, «перебросил незримый мост» между этими столь различными частями столицы Казанской губернии. Таблички над его дверью были написаны на татарском и русском языках.

Многие люди, пользующиеся любовью и уважением при жизни, к сожалению, могут быть забыты несколько лет спустя после их смерти. Карла Федоровича Фукса помнят до сих пор. Через 50 лет после его смерти на добровольные пожертвования граждан Казани был сооружен памятник выдающемуся ученому, который до наших дней не сохранился. В Казани есть фуксовский садик и улица имени Фукса. Вот об этом нам нужно помнить сейчас в 2006 году, глядя на обветшалый дом, в котором когда-то жил Карл Федорович Фукс.

Не лишим себя будущего

Национальный музей Республики Татарстан, немецкая община города Казани и Казанский медицинский университет призвали в апреле этого года жителей города добиться не только ремонта и восстановления этого дома, но и создания в нем музея Фукса. Идея встретила понимание в аппарате Президента Шаймиева. Но нужны колоссальные усилия и администрации города, и рядовых его граждан, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Первым шагом на этом пути стал сбор подписей в защиту дома.

Он не должен пропасть. Ведь глядя равнодушно на его постепенное разрушение, мы теряем свое прошлое и, может быть, лишаем себя будущего.

Ирина Артемьева, заведующая музеем КГМУ
«Парк здоровья», № 14 (51), 12-25 августа 2006

Добавить комментарий