Home Немцы КазаниВ Казани отметили юбилей народного артиста Вадима Кешнера

В Казани отметили юбилей народного артиста Вадима Кешнера

В Казанском академическом русском Большом драматическом театре имени В. И. Качалова прошел творческий вечер народного артиста России и Татарстана Вадима Кешнера – к 70-летию актера.


Юбилейный вечер состоялся в день рождения Вадима Кешнера – один из ведущих мастеров сцены Качаловского театра исполнил роль профессора Персикова в 130-м представлении музыкального фарса «Роковые яйца» Владимира Дашкевича и Александра Славутского по сатирической пьесе Михаила Булгакова в постановке Александра Славутского, а во втором отделении принимал поздравления чиновников и коллег.

Многочисленные зрители – зал был полон – с удовлетворением отметили прекрасную физическую и творческую форму юбиляра. Кроме того, некоторые мизансцены – например со студентами – как нельзя кстати пришлись к контексту большого театрального праздника в честь не только известного и любимого публикой актера, но и педагога с тридцатилетним стажем.

Финал спектакля органично перетек в поздравительную часть.

Заместитель Премьер-министра – министр культуры Татарстана Зиля Валеева вручила Вадиму Кешнеру Указ Президента Минтимера Шаймиева о награждении юбиляра орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан», отметив при этом, что высшей награды нашей республики удостоено немного людей, а деятель искусства – первый сегодня.

Зиля Валеева тепло сказала о важных профессиональных и человеческих качествах виновника торжества, остановилась на некоторых интересных, глубоких высказываниях Вадима Кешнера, запомнившихся из интервью разных лет, к примеру – об участи зрелости, «у которой уже нет продолжения»: передать все самое дорогое молодым – вот, по мнению юбиляра, высшее назначение зрелого мастера и педагога.

Представители Казанской епархии вручили Вадиму Кешнеру Серебряный орден «За жертвенное служение» – также с сердечными словами признания.

Много замечательных слов услышал юбиляр и от товарищей по театральной студии, в которой учился полвека назад, и от коллег из других казанских театров, включая оперный и кукольный, и от руководителей Союза театральных деятелей нашей республики.
Были и телеграммы – из Аппарата Президента РТ, из российского СТД, от известных деятелей культуры и искусства.

Прекрасно поздравили Вадима Кешнера музыканты клезмерского ансамбля «Симха» – щемящими еврейскими мелодиями, так же непринужденно – коллеги-друзья по Казанскому театральному училищу, и очень трогательно – ученики, сегодняшние и прошлых выпусков. Было и бессловесное признание в любви четырехлетнего внука…

Вечер прошел в очень теплой и лиричной атмосфере – несколько поколений казанских театралов выросли на романтическом даре Вадима Кешнера, на протяжении ряда десятилетий – ведущего актера одного из старейших российских театров.

Вадим Валентинович Кешнер родился 22 марта 1937 года, напоминает пресс-служба театра. В 1958 году поступил в актерскую студию при Театре имени Качалова, успешно окончил ее, и с 1961 года – актер этого театра.

За полувековое служение качаловской сцене сыграно множество ролей мировой и русской классики, современной драматургии. Среди созданных за прошедшие годы образов – Пушкин в спектакле «Всего тринадцать месяцев» Дынова, Уилл – «Быть или не быть» Гибсона, Глумов – «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, Атташе в «Господин Пунтила и слуга его Матти» Брехта, Илларион в «Я, бабушка, Илико и Илларион» Думбадзе, Одинцов в «Аморальной истории» Рязанова и Брагинского и многие другие. Особым этапом творческого становления стала роль Александра Адуева в спектакле «Обыкновенная история» по роману Гончарова. С первых же лет своей творческой деятельности Вадим Кешнер заявил о себе как о самобытном актере с яркой творческой индивидуальностью и по праву занял место одного из ведущих артистов качаловской труппы. Актер широкого творческого диапазона, органичный, музыкальный, восприимчивый к разным стилям, он с неизменным успехом добивается значительных результатов в любом жанре.

Творчество Вадима Кешнера отличают высокий профессионализм, зрелое мастерство, глубокие знания, сценическая культура, постоянное стремление к профессиональному росту. В работе над ролью ему свойственны творческий поиск, умение философски осмыслить драматургический материал, проникновение в психологическую суть образа. Вадим Кешнер с равным успехом играет драматические и ярко комедийные роли. Артист продолжает активную творческую деятельность, занят в текущем репертуаре театра. Среди его ролей последних лет, такие яркие и значимые работы как профессор Персиков в «Роковых яйцах» Булгакова, Жеронт в «Плутнях Скапена» Мольера, Земляника в «Ревизоре» Гоголя, Капитан Шотовер в «Дом, где разбиваются сердца» Шоу, Базильский в «Провинциальных анекдотах» Вампилова, Дворецкий в «Визите дамы» Дюрренматта.

Каждая работа Вадима Кешнера вызывает неизменный интерес, они занимают достойное место в ряду значимых событий театральной жизни города, республики. Творчество артиста неоднократно освещалось на страницах местных и российских СМИ, получало положительную оценку ведущих театральных критиков России и Татарстана.

Вадим Кешнер широко известен в городе и республике как активный общественный деятель, неустанный пропагандист театрального искусства. Он постоянный участник поэтических и творческих вечеров, встреч со зрителями, городских и республиканских праздничных мероприятий, выступает на телевидении. Вадим Кешнер является почетным членом Правления Союза театральных деятелей Республики Татарстан, в жизни которого на протяжении многих лет принимает самое активное участие.

Вадим Валентинович – наставник молодежи, педагог и воспитатель новой актерской смены. С 1977 года ведет успешную преподавательскую деятельность в Казанском театральном училище совместно с Юноной Каревой. Ученики Вадима Кешнера успешно работают в театрах города и республики.

Вадим Валентинович обладает непререкаемым авторитетом в профессиональных кругах, пользуется любовью зрителей, уважением коллег и общественности города, говорится в справке театра.

Сергей Саввин

www.intertat.ru

***

А начиналось все трудно. Отец, немец по происхождению, сын известного казанского аптекаря, бывшего одно время председателем казанского купеческого собрания, членом городской Думы, мецената и общественного деятеля Александра Федоровича Кешнера, был репрессирован в начале войны, сослан в Ухтинский лагерь, где и погиб в 1943 году, оставив детям в наследство клеймо «сыновей врага народа». Жили скудно, как, впрочем, и очень многие в те суровые годы. Может быть, именно от неосознанного, глубоко внутреннего желания изменить эту унизительную, оскорбительную своей несправедливостью действительность и пришло непреодолимое желание играть в другую жизнь, создавать свой мир, своих героев в окружении театральных кулис и бутафории. «Во всяком случае», – говорит сам Вадим Валентинович, – «хотя в роду никогда не было актеров, любовь к театру действительно оказалась непреодолимой».

Юрий Благов

http://prompter.narod.ru/artists/keshner/interview.htm

***

На улице Проломной (ул.Баумана, 23) до революции был аптечный магазин, принадлежавший выходцу из немцев Александру Федоровичу Кешнеру. Аптечный магазин отличался от аптеки тем, что в нем, кроме лекарств, можно было купить и галантерейные изделия и выпить чашку чая или кофе. После революции Кешнеры были репрессированы. Через много лет некоторые из них вернулись. В частности, младший сын Валентин Александрович стал работать в аптекоуправлении. Но в 1941 году опять «немецкая фамилия» стала причиной репрессии. Больше он в Казани не появился. А сын его Вадим Валентинович Кешнер – заслуженный артист России и народный артист Татарстана – и сегодня играет в театре имени Качалова.

http://www.tatenergo.ru/kazan1000/iz_zhizni_goroda_06.html

***

Его дед, основавший в Казани торговый дом «А. Ф. Кешнер и Ко» был купцом, отец – фармацевтом, сгинувшим в Ухтлаге только за то, что осенью 1939 года, как бы откликнувшись на подписание договора о дружбе между СССР и Германией, он поменял паспорт, в котором теперь в графе «национальность» значилось – «немец»…

…Он хорошо помнит, как все похолодело у него внутри, когда при поступлении в студию театра им. В. И.Качалова известная актриса Елена Ефимовна Жилина, взглянув на него, вдруг спросила: «Это не ваша была аптека на Проломной?» А ведь он тогда искренне думал, что все это уже позади: безотчетный страх, необходимость скрывать свое происхождение, постоянное ожидание новых ударов судьбы… Ан нет, оказывается, все это продолжало в нем жить и тревожить душу. «Хорошая аптека», – на счастье Вадима, добавила Жилина…

Возможно, именно этот эпизод и следует считать точкой отсчета. Если не самой книги, то внутренней потребности Вадима Валентиновича разобраться в себе, в своем пресловутом «происхождении». В конце концов, только так и можно было преодолеть этот смутный, но глубоко укоренившийся страх… И чем больше он узнавал об истории семьи, рода, тем мучительнее становилась даже сама мысль, что время или обстоятельства могут вновь принудить его, Вадима Кешнера, или кого-то из его близких завидовать иванам, не помнящим родства.

Но пройдет еще много лет, прежде чем в его дневнике появится вот эта запись: « 9 января 1993 года я проснулся от совершенно четкой мысли: ты должен все это записать. Успеть записать. Успеть узнать то, что еще не знаешь или знаешь приблизительно. Если не ты — уже никто…»

Так родился замысел будущей книги, который не мог оставить равнодушным главного театрального «архивариуса» Казани Юрия Алексеевича Благова. Многолетние и плодотворные изыскания по истории казанского театра выдвинули его в ряд самых больших знатоков старой, на рубеже XIX-XX веков, Казани, в которой он теперь ориентируется не хуже, чем на современных улицах города. Не раз мысленно останавливался он и перед домом Журавлева на Большой Проломной, который в декабре 1887 года украсила вывеска аптекарского магазина «А. Ф.Кешнер и Ко». Тем более что это как раз по соседству с особняком купца Меркулова, где теперь волею судьбы располагается Качаловский театр.

Ольга Стрельникова

«Республика Татарстан», № 245 (24541), 7 декабря 2001 г.

Фото: Сергея Саввина

 

Добавить комментарий