Home Германский стендНемцы не хотят портить отношений

Немцы не хотят портить отношений

В канун внеочередного саммита ЕС в Брюсселе, посвященного ситуации на Южном Кавказе и отношениям с Россией, в Германии нарастает общественное недовольство в связи с критикой, которой кабинет канцлера Ангелы Меркель подвергает Москву за принуждение Грузии к миру и признание независимости Абхазии и Южной Осетии.

Даже в высоких политических кругах ХДС раздаются призывы к осмотрительности Запада и особенно Евросоюза. Заместитель председателя фракции этой партии в Бундестаге и уполномоченный правительства по российско-германским общественным связям Андреас Штокенхоф предупреждает: «Нельзя чем-то угрожать, что в конечном счете грозит большим ущербом нам, чем русским». Председатель Свободной демократической партии (с которой ХДС/ХСС рассчитывают создать правящую коалицию после выборов 2009 года) Гвидо Вестервелле считает, что «тот, кто сейчас теряет способность к диалогу, не оказывает услуги миру».

Большой отклик получила дискуссия на канале ARD с участием бывшего министра иностранных дел Ганса-Дитриха Геншера и других известных всей стране политических ветеранов. Этому «совету старейшин» была предложена тема ответственности России за новый кризис между Востоком и Западом. Но разговор принял неожиданный оборот: большинство участников критиковали в этой связи Запад.

Видный деятель социал-демократии Эрхард Эпплер напомнил, что именно грузины «совершили нападение на часть своей страны, а уж затем русские включились.в это дело». Он считает весьма вероятным, что 180 американских военных советников в Грузии и правительство в Вашингтоне знали о приготовлениях президента Михаила Саакашвили к войне: «Это не могло пройти мимо их внимания».

Хотя, на взгляд Эрхарда Эпплера, момент для признания независимости Абхазии и Южной Осетии был избран неправильно, в перспективе Россия не могла бы поступить иначе. А поскольку Эпплер считал признание Западом независимости Косово правильным, то ему «российское решение по-другому оценивать трудно».

Большинство «совета старейшин» сошлись во мнении, что западные оценки России слишком негативны или, как выразился один из его участников, «чудовищно антирусские».

Считающаяся в Германии крупным экспертом по России Габриела Кроне-Шмальц, много лет работавшая корреспондентом в Москве, подчеркнула, что в возникшей ситуации виноват именно Запад: «Раздули НАТО и не создали никакой структуры безопасности с участием России». Запад полагал, что может «обвести супердержаву Россию вокруг носа».

Намечаемое размещение ПРО США в Польше является «ненужной провокацией». Россия хочет лишь спокойствия на своих границах и не собирается «поглощать Польшу или кого-либо еще».

В ответ на прозвучавшее в дискуссии сравнение кавказских событий с Чехословакией 1968 года публицист Петер Шолль-Латур возразил: «Но в Осетию русские пришли не как враги, а как освободители!»

Ганс-Дитрих Геншер, остающийся весьма авторитетной фигурой, выразил недоумение решением НАТО заморозить работу Совета Россия-НАТО: «Даже в самые морозные времена холодной войны мы не прерывали переговоров. Политика разговора была небезуспешной». Наряду с Грузией, предпринявшей, как сказал Геншер «безответственные военные действия», и чрезмерно отреагировавшей Россией Геншера немало беспокоит состояние внутри НАТО, в котором постоянно принимаются сепаратные решения, сказал экс-министр с намеком на США и ПРО.

«Совет старейшин» полагает, что «Россия, Европа и США слишком связаны друг с другом в экономическом и геостратегическом отношении», а поэтому их взаимодействие со временем нормализуется. При этом, вероятно, имелось в виду ожидание перемен в политике США после «эры Буша». В любом случае не Россия будет представлять собой опасность миру, отмечалось в дискуссии, а острые проблемы и вызовы современности.

Это мнение разделяет в другом интервью Эгон Бар, слывущий «архитектором новой восточной политики» времен канцлерства Вилли Брандта. Он выступает против истерических реакций в отношении России и подчеркивает, что без нее не обойтись, если стремиться к предотвращению международной дестабилизации.

Все чаще в немецкой прессе появляются серьезные размышления о том, насколько обоснованны некоторые аспекты политики Берлина. Например, газета General-Anzeiger (Бонн) пишет: «Суть проблемы независимо от неверного поведения России заключается в следующем: позволительно ли НАТО предлагать военную помощь и защиту такому ярому националисту и, как показало наступление в Южной Осетии, военному авантюристу, как президент Саакашвили? Поиск ответа на этот вопрос расколол федеральное правительство Германии: канцлер считает это само собой разумеющимся, а министр иностранных дел выступает за заботливое обхождение с правительством в Москве. Однако этот вопрос необходимо прояснить до следующих германо-российских межправительственных консультаций 2 октября, если они вообще состоятся».

Тем временем Россия вступила в дипломатическую перепалку с другим своим европейским партнером – Францией. Министр иностранных дел Бернар Кушнер заявил, что ряд стран-членов ЕС думают о введении санкций «и о других средствах» в отношении России в ответ на признание ею независимости Абхазии и Южной Осетии. Сама Франция, по словам Кушнера, антироссийских санкций не планирует, но как председатель ЕС будет добиваться на саммите Евросоюза 1 сентября согласования «сильного текста», который продемонстрирует, что Европа «не приемлет нынешней ситуации» вокруг Грузии. Глава МИД России Сергей Лавров, по сообщению Reuters, резко отреагировал на это заявление. «Мой друг Кушнер еще говорил, что мы скоро нападем на Молдавию, Украину и Крым… Но это – плод больного воображения, и, возможно, то же можно сказать и о санкциях», – цитирует агентство Лаврова. Кушнер уже сообщил российскому коллеге через журналистов, что с рассудком у него все в порядке.

Евгений Григорьев

«Независимая газета», 29.08.2008

Добавить комментарий