Home АналитикаRusslanddeutsche: вопрос этнической идентификации

Russlanddeutsche: вопрос этнической идентификации

История российских немцев на протяжении многих веков неразрывно связана с историей самой нашей страны. Так сложилось, что они являют собой, пожалуй, старейшую и самую многочисленную ветвь иммигрантов отдельного этноса в России. Как складывается судьба большой общности людей, несколько веков живущей вдали от метрополии? Чем живут немцы России и Татарстана сегодня? Кто они сейчас, спустя столетия? Немцы или русские? Диаспора или народ?

Эти вопросы особенно интересны для нас, живущих в национальной республике. У Виктора Дица, директора Немецкого дома РТ, есть на них ответы.

От ганзейских купцов до Екатерины Великой

– Виктор Георгиевич, этнические немцы проживают во многих регионах России. Какими историческими предпосылками это обусловлено?

– Немцы появились на Руси еще при Рюриковичах, в основном по торговым делам. Ганзейские купцы стали основывать свои фактории в Великом Новгороде с XI века, а позже московские великие князья начали регулярно приглашать немцев – носителей новых для страны профессий. Это были прежде всего врачи, аптекари, специалисты ратного дела, оружейники, литейщики, стеклодувы и живописцы. Позже, уже при Романовых, этот ряд стал пополняться учеными, педагогами, инженерами различного профиля, музыкантами. Со временем немцы стали селиться слободами в российских городах. Резкий всплеск иммиграции жителей немецких земель в Россию (это был торговый, военный и ученый люд) пришелся на годы правления первого российского императора Петра Великого, в некотором роде благоговевшего перед бюргерским трудолюбием, честностью и умеренностью. Затем были знаменитые «зазывные» манифесты императрицы Екатерины Великой (в православии Екатерины II Алексеевны, урожденной принцессы Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской-Дорнбург), родившейся в 1729 году в Штеттине и правившей на российском престоле три четверти XVIII века.

Основную часть нынешнего немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов. История их формирования охватывает период с XVIII по XX век, а основными местами расселения стали Среднее и Нижнее Поволжье, Северное Причерноморье, Закавказье, Волынь (северо-запад Украины), а с конца XIX века – Северный Кавказ и Сибирь. Проживая – по этнокультурным и религиозным причинам – в значительной изоляции от местного населения (чуть ли не в «резервациях»), немецкие крестьяне-колонисты сохранили в неприкосновенности с 1760-х годов вплоть до Второй мировой войны около трех десятков «вывезенных» с территории германского государства диалектов немецкого языка того времени и элементы самобытной культуры. В военные и послевоенные годы советские немцы были подвергнуты превентивным репрессиям. Депортация, трудармия с лагерным режимом, спецпоселения с комендантским режимом, запрет на возврат на довоенную малую родину и на восстановление Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья, ограничения в получении высшего образования и многие другие меры – все это привело к значительной утрате национальной культуры и владения родным языком (в 1940-е годы он считался «языком врага»).

Что же касается городских немцев и их потомков, то они в результате многовекового проживания и культурной интеграции в российское общество были практически им ассимилированы.

– Каково место современных российских немцев в этносоциальном составе нашей страны?

– Современные российские немцы как этническая структура ныне представляют собой субэтнос русского и немецкого народов, сформировавшийся на протяжении многих веков в результате культурного смешения и позже – смешения по крови. К сожалению, в результате советского идеологического и психологического прессинга («немец – фашист и враг») к 1980-м годам советские немцы уже являлись самым брачносмешанным народом страны – 81% смешанных семей (кстати, на втором месте в этом вопросе были евреи с 56% смешанных семей, а на третьем – татары с 42%).

Однако более точным с научной точки зрения будет определение российских немцев как «полудиаспоры». То есть, с одной стороны, это российская часть всемирного немецкого «рассеяния», а с другой стороны – один из народов России, такой, как татары, чуваши, буряты и прочие. Первая сторона определения поддерживается современным германским руководством, что выражается в его практической политике последних десятилетий в отношении российских немцев. На вторую сторону определения делают упор идеологи общественного движения российских немцев, называя свой народ «единственным репрессированным и до сих пор не реабилитированным народом России».

Неоднозначный XX век

– Есть ли среди российских немцев эмигранты первого-второго поколения?

– Въезд представителей немецкого народа Германии в нашу страну практически завершился еще ко времени Первой мировой войны. Лишь отдельные группы политических эмигрантов-интернационалистов из Германии и Австрии влились в сообщество советских немцев в 1920-е и 1930-е годы. Последний акт естественного расселения немцев по территории Советского Союза (в основном по причинам аграрного перенаселения) фиксируется 1927 годом – основание немецкой земледельческой колонии под Комсомольском-на-Амуре. Далее речь может идти преимущественно об обратных процессах – как расселения, так и эмиграции.

Начало выезда немцев с территории Российской империи на историческую родину и в другие страны мира (США, Канаду, страны Латинской Америки) датируется эпохой правления автора либеральных реформ императора Александра II. На нем прервалась череда российских монархов, проводивших протекционистскую политику по отношению к российским немцам. Были отменены льготы, дававшиеся немецким колонистам предыдущими императорами. С этого момента немецкое сельское население России начало отвечать на принудительные и ограничивающие акты и деяния властей всплесками эмиграции. В советский период эти эмиграционные порывы властями жестко сдерживались.

Катализатором принудительного расселения немцев в нашей стране стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», обвиняющий советских немцев в пособничестве фашизму. Это была гигантская массированная ложь. Ликвидация АССР немцев Поволжья и депортация всего немецкого населения европейской части СССР в восточные и северные регионы страны навсегда изменили ее этнодемографическую карту.

После посещения СССР в 1955 году первым канцлером Германии Конрадом Аденауэром и с подписанием ряда межправительственных соглашений с советских немцев был снят режим спецпоселения и начался процесс переселения немцев в Западную Германию. Первоначально он шел под лозунгом воссоединения разорванных в годы войны семей. В это время выезжало от нескольких десятков до сотен человек в год. Ситуация изменилась с принятием в 1986 году закона СССР «О въезде и выезде». Массовый выезд немцев с территории бывшего СССР в Германию начался в 1989 году, когда стали выезжать по несколько десятков тысяч человек в год (пик пришелся на 1994 год – 213 214 человек), что значительно истощило долю немецкого населения в России, Украине, Казахстане и других странах СНГ. В общей сложности около 3 миллионов российских немцев и членов их семей переселились на рубеже веков в Германию, что составило вместе с другими переселенцами из стран бывшего СССР в Германии более чем 5%-ную русскоговорящую составляющую населения этой страны.

– Так сколько же немцев жило прежде и живет сейчас в России и Татарстане?

– По результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, немцев тогда в стране насчитывалось 1 миллион 791 тысяча человек, и они оказались самой зажиточной и процветающей социальной группой населения империи. Причем их зажиточность основывалась вовсе не на безудержной эксплуатации автохтонного населения, а на преимущественном обладании наиболее современными, престижными и высокооплачиваемыми профессиями. Замечу, что в это число не вошли русифицированные и принявшие православие немцы.

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в СССР проживало 2 035 807 немцев. По результатам последней переписи населения России 2002 года, немцами себя назвали 597 212 человек, из них 340 тысяч проживали в городах. Много это или мало? Если вспомнить размах массовой эмиграции на запад российских немцев и членов их семей в 1990-х годах, то эти цифры утешают (Россия утеряла еще не всех своих немецких граждан). Однако сейчас немцы дезорганизованы и уже вряд ли имеют хоть какое-то влияние на политику российского государства в каких-либо сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в отношении своей судьбы. Сейчас в Германии проживает в 4,5 раза больше российских немцев (с членами их семей иных национальностей), чем в Российской Федерации.

В Татарстане по итогам последней переписи немцами были записаны 2 882 жителя Республики Татарстан. Это на 107 человек больше, чем в 1989 году, когда проводилась предпоследняя перепись. В городах республики сейчас проживают 2612 немцев (в том числе 480 в Казани), в селах – 270. Кстати, с 1959 года, когда в СССР также проводилась перепись населения, число немцев в Татарстане к сегодняшнему дню возросло более чем в два раза. Если в целом по России в промежуток между двумя последними переписями (1989 и 2002 гг.) численность немцев в РФ сократилась с 842 тысяч до 597 тысяч человек, то есть на 29,09%, то немецкое население Татарстана возросло за этот период на 3,86%.

Немцы начали появляться и селиться в Казани еще в XVI веке. Это также были носители новых для нашей страны того времени профессий. Город помнит их имена: архитекторы Амлонг, Гартман, Крамп, Ломан, Мальте, Мюфке, Ней, Песке, Руш, Тон, Шмидт, скульптор Гальберг, мастер «бронзовых дел» Денике, химик Клаус, юрист Мейер, фотограф Локке, художник-муляжист Спориус, музыканты Гуммерт, Лундстрем, Деринг, Леман, библиотекари Сторль, Фойгт, Готвальд, аптекари и медики Арнштейн, Геберг, Ге, Бургсдорф, Паули, Лесгафт, Вагнер, Бахман, математик Норден, инженер Шнепп, булочник Эккерман, первый казанский шофер Рудольф… Но, пожалуй, самый известный казанский немец – Карл Фукс, ректор Казанского императорского университета, первый в европейской науке исследователь казанских татар как этнической структуры.

– Расскажите о культурной и религиозной жизни татарстанских немцев. Какие национальные и религиозные праздники отмечаются? Как поддерживается связь с исторической родиной? Есть ли в Татарстане немецкие школы?

– Подавляющее большинство оседающих в Казани немцев были лютеранами (счет реформатов и католиков шел на единицы). Строительство лютеранской кирхи в Казани началось в 1767 году. Этот год был особенно знаменателен для немецкой лютеранской общины города посещением его императрицей Екатериной II и приездом в казанский гарнизон полкового священника-лютеранина. Утвержденный в Казани в 1767 году немецкий приход церкви Св. Екатерины (Sankt-Katharinen-Kirche) включал в себя территории Казанской губернии и город Чистополь. Сама кирха была открыта в 1771 году. Первое ее двухэтажное каменное здание было построено на Покровской улице на месте нынешней лютеранской кирхи (сейчас это ул. К. Маркса, 26). Эта церковь простояла всего три года: в 1774 году, во время штурма Казани Емельяном Пугачевым, она сгорела вместе с церковным архивом. Однако уже к 1777 году – и снова в камне – кирха была восстановлена на деньги прихожан. Перестроенная в 1860-е годы церковь в Казани использовалась не только для проведения богослужений. В помещениях кирхи пел немецкий хор, ставились пьесы на немецком языке, а по воскресным дням занимались дети из немецких и смешанных семей Казани. Там же работала начальная школа, по окончании которой дети продолжали учебу в других учебных заведениях города. Иными словами, именно здесь работал национально-культурный центр немецкой общины города.

В 1904-1906 годах количество прихожан евангелическо-лютеранской церкви Св. Екатерины достигло 1075 человек. Это был период наивысшего расцвета и укрепления общины. В дальнейшем число прихожан уже никогда не было так велико.

В декабре 1929 года здание кирхи было национализировано и перешло в ведение органов внутренних дел города и республики. Вернуть обратно его удалось только осенью 1996 года. Сейчас в помещениях этого здания – памятника истории и культуры республиканского значения – параллельно функционируют местная религиозная организация «Евангелическо-лютеранская церковь св. Екатерины г. Казани» и автономная некоммерческая организация «Немецкий дом Республики Татарстан».

Лютеранская религиозная организация была воссоздана в Казани первой из всех объединений немцев республики. Учредительное собрание состоялось 4 октября 1990 года. Сегодня число лютеран немецкой традиции в Казани достигает полутора сотен человек, и все они являются членами нашей религиозной организации. Уже почти два десятилетия в нашей лютеранской кирхе празднуются Рождество (Weihnachten), Пасха (Ostern), Троица (Dreieinigkeit), Адвент (Advent), приуроченный к древнегерманскому празднику в честь духа-покровителя, День освящения церкви – кирмес (Kirchweihfest) и другие религиозные праздники немецкого народа.

С 1995 года мы стали регулярно приглашать из Германии для проведения канонических богослужений лютеранских пасторов. 30 сентября 2001 года мы образовали пробство (объединение лютеранских общин Татарстана и соседних регионов), а пастор Херман был избран пробстом (духовным руководителем) нашего церковного округа. В Татарстанское пробство евангелическо-лютеранской церкви Европейской России вошли лютеранские общины Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Бавлов и Чебоксар, созданные на базе немецких общин этих городов. С помощью германских пасторов были установлены партнерские отношения с рядом лютеранских общин Германии и США. Это помогло нам открыть Центр гуманитарной помощи и Лютеранскую диаконическую станцию для поддержки инвалидов, а также бедных, больных и престарелых сограждан, причем не только немцев. За прошедший период мы не раз обменивались коллективными визитами с зарубежными общинами наших единоверцев.

– Какие общественные организации объединяют немцев в Татарстане? Как проходило их формирование?

– Первая после длительной исторической паузы светская организация казанских немцев – Казанское общество немецкой культуры – была образована в марте 1991 года. В 1993 году общество стало носить имя Карла Фукса. Затем в 1997 году совместно с немецкими общинами Альметьевска, Бавлов, Набережных Челнов и Нижнекамска казанские немцы создали Национально-культурную автономию немцев Татарстана, и эта организация стала первой среди аналогичных в республике.

25 октября 2000 года совместно с администрацией Казани общественными организациями российских немцев республики была учреждена Автономная некоммерческая организация «Немецкий дом Республики Татарстан». С образованием в 2003 году при Немецком доме РТ Молодежного клуба «Perlenkette» («Жемчужное ожерелье») процесс структурирования этнокультурной деятельности немецкой общины в республике был завершен.

– Проводятся ли общиной мероприятия, в ходе которых татарстанцы получают возможность изучить немецкую культуру?

– В Немецком доме при поддержке германской благотворительной организации «Gesellschaft fur technische Zusammenarbeit» («Организация технического сотрудничества») и Министерства образования РТ непрерывно проводятся курсы по изучению немецкого языка для всех желающих татарстанцев независимо от их национальности – для детей и взрослых, для начинающих и продолжающих. Работают Клуб непрерывного общения на немецком языке «Plauderhaus», студия немецкого танца, кружок немецкой кухни, два оркестра камерной музыки (молодежный и детский), различные вокальные коллективы, организуются всевозможные семинары по различным аспектам этнокультурной и этнообразовательной работы, оказывается социально-гуманитарная помощь ветеранам немецких общин. Если при создании наших организаций встречи с германскими гостями казались нам выдающимися событиями, то сейчас постоянные контакты российских немцев с исторической родиной стали для нас обыденностью, причем в обоих направлениях. Так, только в этом году, помимо локальных посещений Германии, мы участвовали в организации и проведении татарского праздника Сабантуй-2008 в центре Берлина. 26 августа в Саксонию-Анхальт вылетела наша молодежная театральная группа «Deutsches Theater» для участия в общеевропейском фестивале немецкоязычных театральных коллективов. 23 сентября творческие коллективы Немецкого дома РТ выступят в берлинском округе Лихтенберг, а 24 сентября – в Российском доме науки и искусства при Посольстве РФ в ФРГ; 12 декабря наш немецкоязычный театральный коллектив выступит с татарской пьесой-сказкой «Угикыз» на немецком языке в берлинском театре «Das weite Theater». Немецкий дом РТ уже выпустил ряд книг и брошюр, повествующих о немцах Казани; в ноябре этого года надеемся издать книгу о композиторе, музыканте и педагоге А. С. Лемане, в октябре провести совместно с Министерством культуры РТ фотоконкурс памяти Германа Локке; уже 20 августа будет у нас в гостях молодой германский писатель Андреас Келлер, который проведет в рамках Дней немецкой культуры в Казани свой авторский вечер.

– Германия проводит политику репатриации, то есть привлечения этнических немцев из других стран. Как Вы думаете, почему, если есть возможность вернуться на историческую родину, многие российские немцы предпочитают оставаться в России?

– Эмиграционный процесс «Россия-Германия» в настоящее время практически сошел на нет. Тоненьким ручейком начали тянуться назад ранее уехавшие. Пожалуй, не зря в названии нашего этноса рядом со словом «немец» стоит слово «российский». Небезосновательно надеюсь, что численность немецкого населения России дальше снижаться уже не будет, а, скорее всего, будет понемногу возрастать.

«Татарстан», № 8, 2008

Добавить комментарий