Home Германский стендТормозить по-немецки

Тормозить по-немецки

В Набережных Челнах открылся завод по выпуску тормозных механизмов под управлением ООО «Кнорр-Бремзе КАМА» – совместного предприятия немецкой компании Knorr-Bremse AG и ОАО «КАМАЗ». К слову, это СП, соглашение о создании которого было подписано в марте 2007 года, стало третьим совместным предприятием «КАМАЗа» с иностранными производителями автокомпонентов.

В конце октября в Набережных Челнах состоялось открытие производственного предприятия ООО «Кнорр-Бремзе КАМА» по производству тормозных механизмов, учредителями которого стали немецкая компания Knorr-Bremse Systeme fuer Nutzfahrzeuge GmbH (ООО «Системы «Кнорр-Бремзе» для коммерческого транспорта») и ОАО «КАМАЗ». Инвестиции в оборудование составили 25 млн. евро, срок окупаемости проекта – 5,5 лет. «Кнорр-Бремзе КАМА» располагается в одном из незадействованных корпусов, в самом центре так называемого периметра – промышленной площадки «КАМАЗа», где находятся основные заводы производственного цикла: автомобильный, прессово-рамный, кузнечный, «КАМАЗ-Дизель». Общая площадь СП вместе с офисами составляет 11 тыс. кв. м.

В начале июля производство «Кнорр-Бремзе КАМА» отправило на главный сборочный конвейер «КАМАЗа» первую партию передних и задних тормозов для автомобилей КамАЗ повышенной грузоподъемности (базовая модель КамАЗ-6520) и автобусов НЕФАЗ. В августе началось серийное производство. В декабре этого года планируется освоить сборку всей номенклатуры барабанных тормозов и полностью перенести производство на «Кнорр-Бремзе КАМА». Как сообщает департамент по связям с общественностью «КАМАЗа», при подписании соглашения год назад предполагалось, что оборот предприятия к 2012 году составит более 100 миллионов евро при производстве около 476 тыс. барабанных тормозов, 213 тыс. дисковых тормозов, 108 тыс. тормозных камер, 240 тыс. гасителей крутильных колебаний и 543 тыс. автоматических регулировочных рычагов. По информации департамента по связям с общественностью «КАМАЗа», по проекту предполагалось построить или занять отдельный корпус вне «периметра». «Пока эта работа не начата, созданных мощностей достаточно для выпуска предполагаемых в 2009 году объемов – в среднем 35 тысяч тормозов в месяц», — сказали «где Деньги» на «КАМАЗе». Департамент по связям с общественностью сообщает, что в связи с финансовым кризисом ход реализации проекта скорее всего будет пересмотрен и ранее обговоренные прогнозные параметры могут измениться, в том числе и срок окупаемости инвестиций. «Сейчас нет смысла бежать впереди паровоза – цифры и сроки их достижения могут измениться. Ситуация уже другая, и понятно, что еще предстоит пройти длинный путь. На пресс-конференции нас убеждали, что обратного хода не будет», – сказали «где Деньги» на «КАМАЗе».

По мнению консультанта по автопрому компании Ernst&Young Ивана Бончева, положительные стороны совместных предприятий для иностранных партнеров – быстрый заход на российский рынок, выход на уже существующую базу инфраструктуры: человеческие ресурсы, налаженные дисгрибьюторские связи с клиентами. По мнению г-на Бончева, создание совместного предприятия Knorr-Bremse AG и «КАМАЗа» – положительный момент для рынка. «КАМАЗ» – одна из крупнейших автомобильных корпораций России, сильный игрок бизнеса автопрома Европы и мира, Knorr-Bremse AG – также крупный представитель своего сегмента. Их союз повысит качество и надежность продукции. Повысит качество и других российских производителей, так как СП в итоге будет предоставлять свою продукцию не только «КАМАЗу», – комментирует аналитик. – Что касается рисков, то как для иностранного учредителя, так и для «КАМАЗа» есть риск потери контроля над предприятием в пользу партнера. Часто у иностранных учредителей в России возникают юридические проблемы. Например, юридически собственником предприятия становится нежелательное лицо».

Аналитик по машиностроению ИГ «КапиталЪ» Иван Завадский также считает, что основной положительной стороной сотрудничества «КАМАЗа» и Knorr-Bremse является привнесение в производство российской компании новых передовых технологий иностранного партнера. «Немецкие автопроизводители славятся во всем мире высоким качеством производства. Поэтому обмен передовым опытом позитивно скажется на продукции «КАМАЗа» и ее восприятии потребителем. Для «КАМАЗа» это обмен технологиями производства тормозных систем. Для Knorr-Bremse – новый емкий рынок для своей продукции, – сказал «где Деньги» г-н Завадский. – Для иностранной компании выход на российский рынок наиболее благоприятен, если у нее есть крупный потребитель. «КАМАЗ» обеспечивает иностранным партнерам такой спрос». По мнению Ивана Завадского, для многих иностранных фирм создание совместных предприятий – единственный шанс преодолеть барьер входа на российский рынок и начать активное развитие на нем. «Минусами партнерства являются необходимость взаимного приспособления технологий производства партнеров друг к другу. Этот процесс может занять немало времени и требует вложения материальных ресурсов», – считает г-н Завадский.

Совместные предприятия

СП ООО «Кнорр-Бремзе КАМА» – третье предприятие в Набережных Челнах с участием «КАМАЗа» и иностранных производителей автомобильных компонентов.

В 2005 году было открыто совместное предприятие германского концерна Zahnrad Fabrik и ОАО «КАМАЗ» – ООО «ЦФ KAMA» (ZF Kama GmbH). Это первое производство, созданное на «КАМАЗе» с участием иностранной фирмы и выпускающее продукцию под ее торговой маркой. Продукция «ЦФ КАМА» – механические, автоматические и автоматизированные коробки передач для грузовых автомобилей. СП ежегодно выпускает 5000 коробок передач. По информации департамента связей с общественностью «КАМАЗа», в будущем СП помимо коробок передач будет производить рулевые колонки и другие автомобильные компоненты. После введения в 2009 году в эксплуатацию дополнительных площадей территория производства «ЦФ КАМА» составит 26 тыс. кв. м.

В 2006 году открыто СП «Камминз Кама». Учредители – американская фирма Cummins Inc и ОАО «КАМАЗ». СП производит двигатели серии «В» мощностью 140-275 л.с. для российского рынка. Уставный капитал предприятия – $20 млн., в котором доли учредителей распределяются поровну.

В марте этого года были подписаны уставные документы по созданию «Федерал Могул Набережные Челны» – совместного предприятия Federal Mogul Corporation (США) и ОАО «КАМАЗ». Доли учредителей в уставном капитале распределены поровну. Предприятие начнет работу в 2009 году и будет выпускать детали цилиндро-поршневой группы для автомобилей КамАЗ. На базе этих комплектующих изделий станет возможным серийный выпуск двигателей, удовлетворяющих международным экологическим стандартам «Евро-4» и «Евро-5».

Как сообщает департамент по связям с общественностью «КАМАЗа», основным потребителем продукции всех СП сейчас является «КАМАЗ». «В будущем продукция будет поставляться всем возможным внешним потребителям названных видов продукции в России», – сказали «где Деньги» в департаменте по связям с общественностью «КАМАЗа».

Айгуль Давлетшина

Деловой еженедельник «где Деньги»,
№ 36 (114), 10.11.2008

Добавить комментарий