Home АналитикаОб авангарде российских немцев

Об авангарде российских немцев

Можно ли называть и считать авангард российских немцев элитой российских немцев?

Вскоре после назначения Парламентского статс-секретаря Министерства внутренних дел (BMI) Федеративной Республики Германия, депутата германского бундестага доктора Кристофа Бергнера на должность уполномоченного федерального правительства ФРГ по делам переселенцев и национальных меньшинств (в начале 2006 года) им была поставлена задача: в рамках оказываемой BMI помощи российским немцам в сохранении их идентичности начать формирование авангарда российских немцев. С этого момента в рядах GTZ и в сообществе российских немцев возникла и не утихает дискуссия о том, кого же – как в настоящем, так и в будущем – относить к авангарду российских немцев, а также – что не менее важно – о путях и методах формирования такого авангарда.

Приступая к анализу положения дел в этом вопросе, я сразу же сделаю два существенных, на мой взгляд, замечания. С точки зрения германской стороны, считающей российских немцев частью общегерманского рассеяния (диаспоры), под идентичностью российских немцев следует понимать их национальную идентичность и ничто иное. С другой стороны, в российском правительственном и общественно-политическом лексиконе под идентичностью российских немцев понимается их этнокультурная идентичность. Российских немцев здесь рекомендуется воспринимать как этническую группу россиян германского происхождения, как часть формируемой ныне российской нации.

Дискуссия начиналась, кстати, и вокруг вопроса: можно ли называть и считать авангард российских немцев, задача формирования которого была поставлена доктором Бергнера на повестку дня, элитой российских немцев? Дело в том, что термин «элита» в немецком и русском языках несёт разную смысловую нагрузку. В современном немецком языке (а именно на этом языке, государственном для Германии и родном для Кристофа Бергнера, и формулировалась программа отбора и становления авангарда российских немцев) термин «элита» является нормальным, обычным рабочим термином, без каких-либо социальных оттенков и нюансов. В русском языке это не так. Калька с немецкого «die Elite» воспринималась поначалу русскоязычными участниками дискуссии с большими оговорками, снимающими сословный оттенок этого термина. Наконец, был найден выход из этого межкультурного несоответствия терминологических понятий. Немецкому «die Elite» был поставлен в соответствие русскоязычный термин «авангард». Всё встало на свои места. Как ни странно, правда, рецидивы недопонимания смысла вышеприведённых терминов можно встретить у некоторых руководителей центров встреч российских немцев и до сих пор, но уже довольно редко.

Более существенным аспектом дискуссии стало уяснение активом сообщества российских немцев понятия «авангард» в применение непосредственно к самим российским немцам. Кого из них следует причислять к авангарду? Руководители подавляющего большинства наших центров встреч считают, что к числу авангарда следует причислять только и именно российских немцев, принимающих непосредственное (и, что считается «высшим мерилом авангардности», активное) участие этих людей в проводимых этими центрами нами этнокультурных мероприятиях и т. п. Я с таким ходом мыслей не могу согласиться.

Во-первых, российский немец, не утративший своего «исходного» менталитета (то есть окончательно «не обрусевший»), является индивидуалистом и рационалистом. Его не особо прельщают «наши тусовки» в центрах встреч. Эти люди преимущественно нацелены на свой личный успех (профессиональный, карьерный, в бизнесе, на госслужбе, в науке и т. д.) Этих «успешных» российских немцев многое объективно роднит с понятием авангард. Ничего, что нас в России сейчас стало в 4,5 раза меньше чем наших собратьев вместе с членами их семей на нашей исторической родине. Это грустно, но это ещё не трагедия. Немцы – «штучный товар». Если число «успешных» немцев-индивидуалистов будет становиться в российском обществе всё более заметным, это будет возвратом (в хорошем смысле слова) к тому благословенному прошлому, когда наши предки воистину составляли элиту российского общества, блистая общественно значимыми свершениями в науке, культуре, экономической жизни, на поприще государственной и военной службы.

Для подобных людей вряд ли привлекательны сегодня наши центры, непрерывно озабоченные проблемами выживания. Зато самомнения у руководителей центров встреч хоть отбавляй. Ничтоже сумняшеся, они отождествляют себя ни много, ни мало с немецким народом России, хотя возглавляемые ими центры являют собой подчас даже не общественные организации, объединяющие немецкое население того или иного региона (в лучшем случае – сугубо формально, в соответствии с «отгеографическим» прилагательным, перекочевавшим в название данного центра), а всего-навсего некие учреждения. Общественное объединение и центр встреч – вещи очень разные. И если по формальному признаку «успешный» немец-индивидуалист (которого я, безусловно, причисляю к авангарду) ещё может отнести себя даже не столько к общественному объединению российских немцев, сколько, скорее всего, к немецкой общине данного региона, т. е. просто «к немцам», то к активисту того или иного «центра встреч» – вряд ли.

Другое дело, что необходимым условием отнесения к авангарду российских немцем вышеописанных состоявшихся личностей является публичное отнесение ими самих себя к числу российских немцев (немцев). Я думаю, им не стыдно будет назвать себя немцем, и они это с гордостью сделают. Ряд граждан России немецкого происхождения, сделавших успешную карьеру на государственной службе, не педалируют вопрос о своей национальной принадлежности. В среде наших общественников нередко можно услышать упрёки в адрес этих людей по данному поводу. Я же считаю, что и здесь они ведут себя достойно, подстать истинному, порядочному немцу. Будучи ответственными за государственную политику многонациональной России, эти люди не позволяют себе опуститься до уровня грибоедовского Фамусова: «Ну, как не порадеть родному человечку?».

Конечно же, многие активисты наших центров встреч (и, не в последнюю очередь, – молодые) также заслуживают зачисления их в ряды авангарда. «Не самые молодые» активисты центров доказали это своей многолетней (преимущественно – безвозмездной) работой на благо российских немцев. О молодёжи – разговор особый.

Мне довелось принять участие во встрече с доктором Бергнером в Самаре 9 июня 2008 года. На этой встрече, запомнилось мне, он в очередной раз сформулировал первоочередные приоритеты в продолжающейся помощи российским немцам со стороны федерального правительства Германии: «Sprache. Jugend. Avantgarde». Хочу подчеркнуть, что доктор Бергнер приоритеты по работе с молодёжью и с авангардом формулирует отдельно, не считая их одним целым, одним и тем же. И вряд ли в его мозгу могла зародиться мысль, что авангард следует искать преимущественно в рядах молодых активистов центров встреч. Авангард этнической группы российских немцев (ортодоксы немецкого общественно-политического движения немцев России выражаются по этому поводу более определённо и безапелляционно: этноса, или народа, российских немцев) и авангард системы центров встреч не могут быть одним и тем же (я много сказал об этом выше). Молодёжь, кстати, по утверждениям многих самих руководителей центров встреч, даже будучи в их работе весьма активна, по достижении определённого возраста отходит от общественных дел, выбрав в качестве новых жизненных приоритетов семью и карьеру. И вовсе не обязательно эти люди вырастают состоявшимися личностями, застряв в своём развитии и росте на уровне рядовых обывателей. И если отбор авангарда и его становление будут сводиться к выплате стипендий и пособий молодым российским немцам в процессе получения ими высшего образования (то есть сами они не способны поступить в вузы и учиться на уровне, позволяющим претендовать на получение государственных стипендий?), то проблему формирования авангарда российских немцев мы вряд ли решим удовлетворительным образом. Помогать надо талантливым людям. Выявлять и взращивать таланты, оберегая их от форс-мажорных превратностей судьбы, тем более, если талантливые дети, юноши и девушки являются выходцами из небогатых семей. Уж в этом-то они точно не виноваты.

Координатор УП «Казань»,
директор Немецкого Дома РТ

В. Г. Диц

P. S. Полагаю дискуссию об авангарде российских немцев незавершённой. Предлагаемая заметка – предложение к продолжению дискуссии. Потому и материал носит заведомо полемический характер.

Добавить комментарий