Home АналитикаНемецкий акцент

Немецкий акцент

Как живется национальным меньшинствам в Татарстане?

Если Россия не сформирует единую нацию россиян, то страна не вынесет этнологических вызовов 21 века, уверен директор Немецкого дома РТ Виктор Диц.

Вместе – дружная семья?

– Виктор Георгиевич, сколько в Татарстане этнических немцев?

– В Казани 500, в РТ 3 тысячи, в России – 600 тысяч.

Нас мало. В России, между последними переписями населения, численность немцев сократилась более чем на 30%, а в Татарстане – увеличилась на три с небольшим процента. К нам приезжают немцы из бывших восточных и кавказских республик, из Сибири. Люди говорят, что Татарстан – передовой регион России, в том числе и в создании благоприятного климата для проживания малых народов.

– Вы ощущаете это на себе?

– Не так давно я был в США. Мне трижды предоставляли слово на заседании Госдепартамента. Я сказал, в частности, что в Татарстане по отношению к нацменьшинствам толерантность гораздо выше, чем в других регионах РФ, в том числе и в так называемых русских, где имеют место националистические и шовинистические настроения. А в РТ в отношениях между татарами и русскими существует определенный паритет, который влияет на общую атмосферу. Такого нет, например, в бывших азиатских и кавказских республиках, поэтому оттуда сбежало почти все неаборигенное население.

– Вы были одним из организаторов Ассоциации национально–культурных объединений Татарстана (АНКО), ныне преобразованной в Ассамблею народов РТ. Чувствуете ли поддержку с ее стороны?

– Малым народам важно осознавать, что они не одиночки, их целая семья.
Когда в 90–е годы создавалась АНКО, ситуация в республике была непростой. Мы сознательно деполитизировались, призвав русских и татар последовать примеру. Сейчас большинство общественных организаций нацменьшинств беспомощны и инертны.

Любовь к родному пепелищу

– Мосгордума взялась за разработку «Кодекса москвича». Представителям нацменьшинств предложат говорить в общественных местах только по–русски, одеваться по–европейски и «не резать баранов во дворах», раз они живут в столице России. Большинство москвичей поддерживают идею.

– Я – патриот России. Считаю, что если в течение 15–20 лет в стране не сформируется единая нация россиян, она не вынесет этнологических вызовов 21 века. Российские нацменьшинства должны быть союзниками русского народа, так сложилось – и психологически, и исторически. В частности, российские немцы – идеальные союзники. Их бездумно и безответственно отпустили на Запад. Хотя оттуда продолжают еще глухо звучать голоса тех, кто уехал. Душа–то российская осталась! Надеятся на то, что в страну, чтобы ее спасать, вернутся какие–то русские князья и графы, смешно. Но если правительство всерьез призывает соотечественников возвращаться, то не обратить ли внимание на немцев? Многие из них не прижились на Западе по разным причинам.

Национальные праздники объединяют Фото с сайта an-tat.ru

– Вы считаете возможным формирование единой нации? Неужели не замечаете всплеска национального самосознания среди татар?

– Всплеск пассионарности среди татарской интеллигенции – неизбежный исторический ренессанс. Раз Россия зашла в такой тупик после 70–летнего социального эксперимента, за все пришлось платить.

– Думаете, что маятник качнется в другую сторону?

– У России нет другого выхода, это очевидно.

– И любовь к общей Родине должна быть инициирована сверху?

– В том числе и это. Россия – авторитарная страна.

– Немецкий дом РТ ведет активную борьбу за спасение дома Фукса. Вы напрямую обратились к народу за пожертвованиями. Не смущает, что фонд «Возрождение», который возглавляет экс–президент РТ М. Шаймиев, взял под опеку только два исторических памятника: русский и татарский, Свияжск и Болгары?

– Не исключено, что и Немецкий дом в будущем обратится в фонд. Но пока, вместе с ДУМ РТ и Раифским монастырем, мы создали автономную некоммерческую организацию (АНО) «Дом Фукса», чтобы зарабатывать на восстановление всеми разрешенными законом способами. Например, участвовать в конкурсах на получение грантов: в Татарстане, России, Германии. Прецеденты уже есть. В прошлом году за счет гранта, выигранного Немецким домом по линии Минрегионразвития РФ, мы провели «Неделю немецкой культуры» в Казани. Благодаря очередному гранту, проведем такую же «неделю» в августе. Создание АНО должно расширить наши возможности.

Поезд вне расписания

Какие народы живут в РТ? По данным Всероссийской переписи 2002 г.

 

– Много ли гостей ожидаете с исторической родины?

– Ждем 4 германские делегации. Постараюсь, чтобы было больше «российских» немцев. Я сформирую спортивные команды, и они выступят на Поволжскую немецкую республику, как и в прошлом году. Нет территории, нет населения, но память жива.

– Идея интересует вас лишь со спортивной точки зрения?

– Исторический поезд ушел. Нас, повторяю, мало. И если мы замкнемся в национальной скорлупке, то обречены. Если же хотим сделать что–то социально значимое, да еще и под германскими знаменами, надо привлекать к общей работе единомышленников независимо от национальности.

– К спасению дома Фукса вы хотите привлечь, подчеркнув это, татарскую интеллигенцию. Но разве чиновники, которые вас не слышат с 1996 года, и с которыми вы судитесь за пренебрежение к историческому памятнику, не состоят сплошь из представителей татарской интеллигенции?

– Сужусь не я, а прокуратура РТ. А татарская бюрократия и татарская интеллигенция – разные вещи. Интеллигенция – мозг и совесть народа. Для татарского народа Карл Фукс сделал очень много.

– В 90–е годы вы на собственные средства обучали в КГУ этнических немцев. Вы миллионер?

– Нет, так и умру человеком среднего достатка. Но с 1992 по 1996–й действительно в университете обучались 55 немчиков и немочек, в основном, из Казахстана. С каждым был заключен договор, что затем, в течение пяти лет, он отработает в немецких селах России. В Сибири они еще остались. Это был мой долг перед своим народом.

– Все уехали в Германию?

– Да. Я мог бы воспользоваться договорами, чтобы вернуть свои деньги. Но не стал.

– Похоже, вы стремитесь заполнить собою «черные дыры» в государственной национальной политике. Роль благородная, но неблагодарная. Зачем?

– Жизнь лишь тогда имеет смысл, если завтра становится лучше, чем сегодня: добрее, честнее, сытнее. И строить такой мир надо с людьми, которые есть.

Досье. Виктор Диц – директор Немецкого дома РТ. Родился в 1948 г. в Перми. Окончил физфак КГУ, работал преподавателем в вузах Казани. Женат, имеет взрослую дочь.

Татьяна Сидорова

«Аргументы и факты – Татарстан»,
№ 28, 14-20 июля 2010 года

Добавить комментарий