Лютеранский телемост «Казань – Триппштадт»

27 января 2018 года в сиреневом зале храма св. Екатерины г. Казани состоялся телемост, где со стороны Германии были пасторы Земельной церкви Пфальца вместе с экс-пробстом татарстанских лютеран Кристианом Херманном и его сподвижником пастором Норбертом Хуссонгом. Со стороны Евангелическо-лютеранской общины св. Екатерины г. Казани были прихожане во главе с пастором Давыдом Горном.

Вопросы, которые интересовали наших германских партнёров:

  • положение Лютеранской церкви в Республике Татарстан, где большинство верующих являются мусульманами;
  • политика и деятельность властей;
  • религиозная ситуация в Татарстане (история и современность);
  • межэтнические и межрелигиозные отношения в Татарстане на всех уровнях;
  • задачи и деятельность мусульманского духовенства в республике;
  • строительство мечетей и православных храмов в Казани и Татарстане;
  • примеры смешанных браков в лютеранской общине (Э.Э. Ганский и другие)

Мы пригласили профессионалов:

Роберт Рашитович Шангараев – декан теологического факультета Российского Исламского Института;

Александр Данилов, иерей – заведующий сектором заочного обучения Православной Духовной Семинарии г. Казани.

* Этот теле-мост-2, второй после впечатляющей и благословенной телевстречи 28 января 2017 года, начался в 20:00 с музыкального приветствия, визитной карточки нашей общины – нескольких хоралов на немецком и русском языках.

* Затем прозвучала молитва из Пфальца, после чего произнёс молитву казанский пастор Давыд Горн.

* Вокальная группа «Freude» под руководством Татьяны Фель исполнила немецкоязычный хорал «Herr, deine Gute».

* Наш гость Роберт Рашитович Шангараев рассказал об истории ислама на земле Татарстана. После принятия ислама в 922 году Волжская Булгария была признана среди родственных кочевых племён. Это помогло объединить разрозненные племена, улучшить отношения с мусульманским востоком, ввести арабскую письменность. На этой земле начинают строиться мечети.

Но в  XIII веке орды хана Батыя напали на Булгарию, разрушили поселения и включили эти земли Булгарии в состав Золотой Орды. Волжская Булгария перестала существовать как государство. Часть булгар мигрировала на берега Камы и Волги.

В XV веке в результате победы России над войсками Золотой Орды последняя прекращает своё существование, и земли бывшей Булгарии отходят под власть Москвы, а оставшиеся земли создают Казанское ханство.

В 1552 году Иван Грозный присоединил Казань и Казанское ханство к России.

Екатерина Великая разрешила строить мечети и поэтому получила признание и любовь татар. Карл Фукс, немец, профессор Казанского императорского университета, явился первым этнографом, описавшим жизнь и обычаи казанских татар. В советское время, как и всё духовенство в СССР, исламские служители были подвержены гонениям и уничтожению, мечети разрушались.

Примерно 30 лет назад ислам тоже начинает возрождаться. Восстанавливаются старые и строятся новые мечети: сейчас в Татарстане их около 1600, действуют учебные заведения – медресе, начала работать Болгарская исламская академия. Цели и задачи у академии: создание и формирование отечественной исламской богословской школы на базе работ татарских учёных-богословов Шигабутдина Марджани, Абд Ан-Насира Курсави, Гатауллы Баязитова и др. и содействие сохранению мира и согласия в стране.

* Выступает дуэт камерного оркестра «Renaissance». Лидия Илюшкина и Мила Семендуева исполнили произведение нашего прихожанина Рудольфа Бренинга «На окраине Казани».

* Затем выступил казанский  православный иерей Александр Данилов. Он рассказал историю православия в Казани. Она была такой же, как и во всей России, 90% служителей были репрессированы или уничтожены. В настоящее время мы с вами видим результаты духовного роста населения. Александр Данилов сказал, что в семинарии разрабатываются новые методики общения студентов со студентами других конфессий. Вводится в семинарии и курс знакомства с исламом. И уже сейчас проводятся спортивные соревнования между студентами исламской академии и православной семинарии. Среди христианских конфессий проходят фестивали духовной музыки. Часты и смешанные браки.

* Известный казанский саксофонист Марсель Уралович Шарипов со своим другом сыграли 3 произведения на саксофоне и пианино.

* О том, как он пришёл в православие, рассказал преподаватель Казанского федерального университета Ленар Раидович Мустафин (Рафаил): «Элементарное любопытство: 25 лет назад прочитал Евангелие, понял, что грешник, поверил, что Иисус – Спаситель, пришёл в церковь, увидел и до сих пор наблюдаю чудеса».

* Член Совета нашей общины Эдуард Эдмундович Ганский, состоящий в смешанном браке, рассказал о своей семье: «Сам я российский немец, с очень большой христианской семьёй. С женой-татаркой живу 10 лет. Очень люблю её, свою семью, её мусульманскую родню. Никогда у нас не было конфликтов, выяснения отношений по поводу религии. Мы с самого начала договорились, что вероисповедания не касаемся. Живём мирно, дружно, в любви, А Вам я желаю, чтобы и вы в своей стране пришли к таким результатам, но не с такими потерями и, дай Бог, чтобы путь этот был короче».

* Выступление задорной вокальной группы «Кубанское подворье» (руководитель Елена Тарасова).

Совместно лютеране Пфальца и Казани исполнили хорал (в нашем сборнике песнопений под № 297) «Да славится Господь»; казанцы – на русском, германцы –  «Nun danket alle Gott» – на немецком языке. За пианино была Ксения Михайловна Зубарева.

* Все вместе – германцы и россияне — прочитали «Отче наш» и «Vaterunser».

Переводчиками телевстречи были преподаватели Казанского (Приволжского) Федерального Университета, наши прихожане Нина Александровна Маслова и Максим Фердинандович Музафаров (Гесслер).

ЕЛО св. Екатерины г. Казани

Вера Музафарова (Ильчер), Виктор Диц