Home АналитикаТезисы доклада К.Ю. Ушаковой
Тезисы доклада К.Ю. Ушаковой

Тезисы доклада К.Ю. Ушаковой

Тезисы доклада на Межрегиональную научно-практическую конференцию немцев России в Казани 27-31.08.2018 участницы конференции, российской немки из г. Нижнекамска (Республика Татарстан) Катарины Юрьевны Ушаковой

«Традиции немцев Поволжья»
(на примере истории моей семьи)

 

За последнее десятилетие процесс изучения истории немцев в России существенно  продвинулся вперед, но многие  вопросы исследованы  еще недостаточно.

Цель  исследования – исследование развития немецкой этнической группы в Поволжье на примере моей семьи.

Задачи исследования: показать историю немцев Поволжья в контексте истории России, собрать материал о традициях своей семьи, рода, исследовать влияние исторических условий на сохранение семейных традиций.

Объектом  исследования являются немцы, проживающие в Поволжье.

Предметом исследования стали традиции немцев Поволжья, традиции моей семьи.

В рамках рассмотрения данной темы нами было проведено исследование в виде анкетирования учащихся гимназии. В опросе участвовало 30 респондентов — учеников 8 и 10 классов, 7 юношей, 23  девушки. Вопросы анкеты были нацелены на выявление степени осведомленности респондентов о народных традициях,  в том числе немецких.

Анализ анкет показал следующие результаты, что практически все опрошенные знают традиции своего народа, но традиции, праздники и блюда немецкого народа знают немногие. Это позволяет сделать следующие выводы:  сохранить народные традиции в современном информационном обществе становится все сложнее, в связи с глобальным изменением образа жизни людей. Но вместе с тем, люди стали проявлять интерес к составлению своего родословного дерева, участвовать в деятельности культурно-этнических обществ, землячеств.

Российские немцы сохранили многие традиции, особенно связанные с духовной стороной жизни. Значимыми в традиционной культуре  немцев являются свадебные обряды. У нас даже сохранились снимки традиционного свадебного костюма.

В детях воспитывали трудолюбие и прилежание, о чем свидетельствуют сложившиеся в народе пословицы и поговорки.

А история моей семьи началась в селе Семеновка  Камышинского уезда, которая являлась одной из первых колоний немцев, приглашенных из Германии Екатериной II, где родились мои прабабушка и прадедушка, Маргрет Бусс (Гётте) и Адам Бусс.

Тяготы репрессий выпали на долю старших детей, включая мою бабушку Лидию Бусс, которая была седьмым ребенком в семье. Четверо детей погибло во время этих трудных лет. Всего же у прабабушки было 12 детей. Репрессиям подверглись и родители и родные как со стороны прабабушки, так и со стороны прадедушки. Были ликвидированы все документы, которые выдавались старыми Органами Управления. Вследствие этого невозможно восстановить многие события и имена тех лет. Книга памяти немцев-трудармейцев Богословлага 1941-1946гг( архивы и воспоминания трудармейцев) помогла выяснить факты того периода жизни.

В этот период им не разрешалось говорить на родном языке, соблюдать свои традиции, передавать их детям, и в школах, где учились дети, к ним очень плохо относились. Поэтому не все сохранилось, не все смогли вспомнить.

При жизни Адам и Маргрет, не смотря ни на что, придерживались своей веры и исконных обычаев: соблюдали традиционные праздники, готовили традиционные блюда и вели хозяйство так, как это было принято у их родителей. Их родное село было католической общиной и детей они крестили в католичестве.

Между собой прабабушка и прадедушка говорили по-немецки, но из детей говорят на родном языке только трое. С некоторыми внуками тоже общались на немецком языке. Например, моя тетя начинала говорить по-немецки, а затем ее переучили на русский.

Прабабушка пекла очень вкусные пироги (Kuchen) и пышки (Krapfen), готовила сладкий суп из сухофруктов, солила арбузы и мочила яблоки, пряла на прялке, сделанной руками своего супруга. Прадедушка все в доме сделал своими руками: кухонную и хозяйственную утварь, шкаф и полки, печь и ставни на окнах, беседку в саду и палисадник под окнами, где прабабушка всегда высаживала красивые цветы. Некоторые предметы домашнего обихода до сих пор сохранились в их доме, где сейчас живет младшая дочь с семьей. Это: маслобойка и бочонки для засолки, сепаратор для обработки молока, прялка и чески, стул, некоторые инструменты для работы по дереву.

К сожалению, я уже не застала своих прадедушку и прабабушку в живых. Но я столько хорошего слышала о них от своей бабушки, для которой они до сих являются примером во всем, и от своей мамы, что я верю –это были бесконечно любящие люди, сильные духом, добрые и порядочные, с открытой душой, которую не смогли изменить все невзгоды, выпавшие на их долю. Таких людей должно быть много. И нас много! Хочу закончить свою работу генеалогическим древом нашей большой и дружной семьи.