Home Отзвуки бытияОтзвуки бытия. 3
Отзвуки бытия. 3

Отзвуки бытия. 3

Люблю Россию

Я Россию люблю не за что-то,
Что дала она мне или даст.
Матерей наших к нам и любовь, и заботу
Не по бартеру делят на нас.

Мать и Родину любят сильнее,
Когда плохо становится им.
Я немного, конечно, в России имею,
Но готов поделиться с другим.

Чувство Родины нам помогает
Оставаться людьми пред собой.
И на лучших сортов колбасу променяет
Пусть отечество кто-то другой.

Осуждать его гневно не буду,
Но не просто его мне понять.
Я Россию мою никогда не забуду,
Не смогу ни продать, ни предать.

Я с другими готов поделиться
Неизбывной любовью к стране,
Что взрастила меня и всегда будет сниться
За морями, в любой стороне.

13.08.2007
В. Г. Диц

* * *

В третьей столице России с 2000 года в продолжение и развитие предшествующих организаций российских немцев города и республики живёт и функционирует Немецкий Дом Республики Татарстан, Таково официальное (принятое и утверждённое Минюстом РТ) название Автономной некоммерческой организации, учреждённой созданными и руководимыми мною Казанским немецким обществом имени Карла Фукса и Национально-культурной автономией немцев Татарстана, являющейся в то же время моим личным человеческим и гражданским проектом (являюсь директором этой организации с момента её создания).
Думаю и намерен делать для этого всё возможное, чтобы Немецкий Дом стал центром притяжения всех хороших людей нашего города, пересечением и концентрацией их лучших идей, средоточием их добрых дел.
«Приди в Немецкий Дом», – хочется постоянно говорить всем этим людям. Это выражение ритмически, поэтически, романтически крайне близко названию романа знаменитого американского писателя Роберта Пенна Уоррена «Приди в зелёный дол».

Robert Penn Warren «Meet Me in Green Glen»
© Copyright Robert Penn Warren,
© Copyright Перевод с английского, В.Паперно (главы 1-7)
и Т. Голенпольского (главы 8-11)
Date: 2007
Изд: «Картя Молдовеняскэ», Кишинёв, 1978
OCR: Мария Тарнавская
Spellcheck: Мария Тарнавская, 10 января 2007

Любовь моя, приди в зелёный дол,
Где стройный вяз шумит листвой,
И где шиповник, льющий аромат,
Опять расцвёл – там встретимся с тобой.
Приди в зелёный дол.

ДЖОН КЛЭР

Во глубине других сердец
Любви подобной не сыскать:
Отчаянье – её отец,
А неосуществимость – мать.

ЭНДРЮ МАРВЕЛЛ.
Стихи в переводе В. Рогова

* * *

Я тебя люблю

Этот сладкий магнит твоих губ
Манит снова, и снова, и снова…
Пред тобою, восторженно глуп,
Не могу даже вымолвить слова.

Этот лёгкий волос аромат
Я вдыхаю, лишаясь рассудка.
Даже издали слышать я рад
Голосок твой, моя незабудка.

И в бескрайних небес синеву
Я душою всё выше взлетаю.
Я одною тобою живу,
О тебе об одной лишь мечтаю.

Лебединую поступь твою
Ни с какою другою не спутать.
Колдовством своим душу мою
Ты сумела навеки опутать.

Этот сладостный близится миг.
Тонкий стан твой опять обниму я.
Одновременно нежен и дик,
Я в объятьях тебя зацелую.

Мы сольёмся в едином потоке.
Не иссякнет он и не остынет.
Наше солнце, взойдя на востоке,
Никогда небосвод не покинет.

Наступил этот сладостный миг,
Сердце рвётся на части.
Вновь губами к губам я приник,
Умирая от счастья.

В сладострастной пучине без дна,
Всё в любовном тумане смешалось.
В целом свете ты только одна,
Лишь одна для меня ты осталась.

12.08.2007
В. Г. Диц

* * *

Человечество в цифрах и фактах

Число людей, живших на Земле последние 162 тысячи лет, составило 108 млрд представителей подвида Homo sapiens sapiens. В предшествующие периоды планету населяли предшествующие и соседствующие подвиды и виды субтрибы Hominina трибы Hominini рода Homo.

Практически общепринятым является мнение, что система коммуникации австралопитеков не отличалась принципиально от имеющейся у современных человекообразных обезьян (настоящие гиббоны, хулоки, номаскусы, сиаманги, орангутаны, гориллы, шимпанзе). Различные мнения имеются насчёт дальнейшего развития этой системы коммуникации с появлением в рамках олдувайской культуры рода Homo около 2,7 млн лет назад. Некоторые исследователи постулируют возникновение примитивного протоязыка уже у вида Homo habilis (Человек умелый) 2,3 млн лет назад, другие же считают, что этот рубеж был перейдён лишь Homo erectus (Человек прямоходящий) 1,8 миллионов лет назад (1,5 млн лет назад эректусы уже приступили к использованию огня) или даже Homo heidelbergensis (Гейдельбергский человек), всего 600 тысяч лет назад. Язык же в его современной форме образовался в эпоху верхнего палеолита, меньше чем 100 тысяч лет назад.

Людей издавна интересовал вопрос о том, как на Земле возникло множество языков. Одни учёные полагают, что все они имеют общие корни, появившись в результате цепи дивергенций прамирового языка (концепция моногенеза). Другие полагают, что изначально было несколько независимых очагов возникновения языков (концепция полигенеза).
Лингвисты установили родство языков в тех случаях, когда языковое единство распалось не более 5-10 тысяч лет назад и объединили их в языковые семьи. Некоторые исследователи пытались установить и более отдалённое генетическое родство языков. Эти их попытки отражены в последующих частях данной заметки, с указанием предположительных сроков разделения протобашенного языка человечества (турита) на 2 мегасемьи, затем одной из этих языковых мегасемей – афроевразийской, или некликсовой – на суперсемьи, гиперсемьи, макросемьи, надсемьи, семьи, ветви, группы, подгруппы, языки, наречия, диалекты, говоры.

Похоже, что к 2100 году человечеству придётся восстановить (возродить на новом уровне) естественный отбор или (и) начать отселяться с Земли на иные планеты либо искусственные сооружения в Космосе.

Сейчас на Земле проживают 7,6 млрд человек. Они говорят на 7 097 живых языках (по данным 21-го выпуска – от 21 февраля 2018 года, к Международному дню родного языка) – наиболее авторитетного, всеохватывающего и точного международного этнологического справочника Ethnologue (издаётся с 1951 года). Справочник по языкам планеты издаётся последнее время ежегодно к 21 февраля. В этом – последнем – выпуске описания 3 875 языков содержат как минимум одно обновление; этот выпуск перечисляет на 2 живых языка меньше в сравнении с предыдущим, 20-ым (исследование языковой ситуации в мире проводится учёными Ethnologue непрерывно).

Для 1 710 языков в 21-ом выпуске справочника указан автоним (в 20-ом выпуске автоним – имя языка на самом языке, «самоименование» языка – был установлен только для 1 011 языков). Для бесписьменных языков автоним установить и зафиксировать невозможно.

* * *

Почему российские немцы не хотят (или не могут?) говорить о будущем своего народа?

Часть первая. Реминисценции (флэшбэк, рефлексия) первых чисел сентября 2018-го. Прошедшая в Казани 27-31 августа 2018 года Межрегиональная научно-практическая конференция немцев России

Согласно Распоряжению Президента РФ от 03.04.2017 N 93-рп (ред. от 26.07.2017) «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина», действующего в тандеме (одновременно) с Указом Президента РФ от 3 апреля 2017 г. N 137 «О Координационном комитете по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества», на территории Российской Федерации в 2017 году прошли два конкурса Фонда президентских грантов.

Учреждённый общественными организациями российских немцев Татарстана и Казани и руководимый мной Немецкий Дом Республики Татарстан (АНО НДРТ) (по сути, это мой личный человеческий и гражданский проект) вошёл в число победителей обоих этих конкурсов Фонда президентских грантов (ФПГ).

Так, 22 ноября 2017 года на сайте Фонда президентских грантов России был обнародован список победителей  второго президентского грантового конкурса этого года, в число которых вошёл и Немецкий Дом Республики Татарстан с его социальным проектом «Казань глазами и руками немцев». Проект был предложен к реализации в формате проводимой в Казани с 27 по 31 августа Межрегиональной научно-практической конференции немцев России, где собравшиеся вместе российские немцы из разных уголков необъятной России должны были попытаться изыскать, насколько это возможно, пути сохранения себя в ближайшем и отдалённом будущем не как некой совокупности (перечня) отдельных состоявшихся личностей (пусть даже и весьма успешных), а как субъекта этнической истории человечества, как одного из славных народов России, этноса, способного к самовоспроизводству. Объём этого победившего гранта составил 2 653 939,98 рублей.

Конференция началась вовремя. Её Программа (см. ниже) была представлена организаторами (Виктор Георгиевич Диц и Елена Мечеславовна Келлер) 79 участникам конференции из 26 регионов Российской Федерации и Федеративной Республики Германия и её многочисленным гостям, в своём большинстве казанцам и татарстанцам, как немцам, так и представителям других национальностей. Далеко не все (далеко не все!) приехавшие в Казань немцы России с разных её концов смогли должным образом ответить на поставленные главным организатором конференции, автором победившего в конкурсе ФПГ проекта, организатором и руководителем всех общественных организаций российских немцев Казани и Татарстана с 80-х прошлого столетия по сегодняшний день и час, директором социально ориентированной Автономной некоммерческой организации «Немецкий Дом Республики Татарстан» 69-летним Виктором Георгиевичем Дицем два вопроса: 1) что будет с нашим народом – российскими немцами – через 15, 25 и 50 лет? и 2) что должны сделать мы, чтобы наш народ не исчез с лица планеты, сохранился и развивался?

Тем не менее, ряд участников конференции всё же сумел позитивно поработать с предпоследним вариантом пресс-релиза её заключительного документа. Это были Яков Яковлевич Гринемаер и Константин Иванович Шефер (оба с Алтая), Олеся Сергеевна Вайцель из Златоуста, Вальтер Гаукс из Берлина в качестве эксперта и Ваш покорный слуга, организатор этой конференции. Предполагалось дальнейшее участие в возможной доработке этого документа ещё и приехавших в Казань функционеров Самоорганизации немцев России, а также Александра Александровича Беккера из Энгельса. Но на следующее утро, уже во время экскурсии участников и гостей конференции по Волге на теплоходе «Герой Девятаев», останки этого документа попали в руки к одному из функционеров Самоорганизации Ирме Викторовне Белениной (Кох), были увезены ею в Самару, переработаны (или написаны заново?) по всем канонам Самоорганизации, где можно прочесть много правильных слов и ознакомиться с перечнем задач, которые должны решить российские немцы для своего развития. Это некая калька фрагмента многочисленных подобных документов, которые неустанно принимает уже немалое количество лет Самоорганизация немцев России на своих многочисленных форумах всех уровней, потратив на это многомиллионные суммы средств из бюджетов России и Германии. Правда, воз и ныне там, но это уже слова из другой песни.

Естественно, я был возмущён этой бесцеремонной наглой заменой заключительного документа казанской конференции, собранной такими неимоверными усилиями моей маленькой команды, на переписанные ещё (уже который?) раз стандартные документы Самоорганизации, какими бы правильными они не казались и не были. Конечно, их правильность для меня лично сейчас совсем не очевидна. Там нет главного – перспектив сохранения российских немцев как этноса. Но ещё раз (уже который раз?), дабы не продолжать бесконечно свой бесплодный спор с оппонентами-функционерами, получившими, очевидно, «с самого верха» пирамиды Самоорганизации жёсткое указание «заткнуть Дицу рот», чтобы ни одно «крамольное» – в их понимании – слово не прорвалось из далёкой Казани «наверх», взорвав уютный затхлый покой в их вотчине на верху пирамиды. И слово это – «АВТОНОМИЯ», шанс для спасения российских немцев как этноса, как одного из народов России. Это то самое слово, которое многократно употреблялось 12 июня 2018 года (т.е. совсем недавно!) именно в вышеуказанном значении на берлинской научно-исторической конференции ««100-летие образования АССР немцев Поволжья» её участниками, и особенно – в переломно-историческом докладе Уполномоченного – с 11.04.2018 – Федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств Бернда Фабрициуса «Российские немцы между автономией и непризнанием».

Но на казанской конференции (где собирались сами российские немцы, в отличие от берлинской, где собирались всего лишь люди, о судьбе российских немцев рассуждающие) это светлое, спасительное для российских немцев и ласкающее их слух слово «автономия» у функционеров Самоорганизации немцев России вызвало панику и ужас. Мой вариант заключительного документа казанской конференции, распространённый мной уже на второй день её работы для предварительного обсуждения среди её участников, был назван функционерами Самоорганизации «жуткой провокацией» – как раз из-за наличия в этом документе слова «автономия». Мне они так прямо и сказали – тебе об этом говорить нельзя. «Румынскому немцу Фабрициусу можно, а российскому немцу Дицу – нельзя. Почему?» – спросил я. «Нельзя, – ответили мне. – Это вызовет большие проблемы у высшего руководства Самоорганизации немцев России». Вот это – действительно, ужас. То, что единственно может спасти российских немцев как народ, вызывает ужас у его «лидеров», которые ведут нас от успеха к успеху, и которые являются организаторами и вдохновителями всех наших побед (каких?).

Это настолько трудно вообразить и связать в голове в единое логическое целое, что в этой голове тоже начинается ужас, но уже, очевидно, в энной степени. Получается, что российским немцам не позволено рассуждать о своём этническом будущем. Это – табу. Но тогда – у такого народа – будущего действительно нет. И пора ему умирать. Надеюсь, хоть на это «умирание», плавное, но неизбежное, табу не существует. (Конечно, нет. Умирать — можно. Но говорить об этом мне, похоже, тоже запретят, поскольку это также может вызвать большие проблемы у «успешных» руководителей Самоорганизации. На этот раз в их головах. Ведь им не может не стать «мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»). Вот, я и думаю, что при таком трагическом развитии событий мне придётся где-то ещё заработать денег (вероятно, из очень независимого источника?), и пригласить представителей своего народа уже на другую конференцию – на показательные похороны народа российских немцев. Гроб украсить замысловатыми символами богов и богинь загробного царства. Символические похороны сделать яркими, запоминающимися окружающим наблюдателям. И пусть текут горькие слёзы по щекам тех, кто мог и даже принародно обязался не допустить такого трагического финала нашего народа – российских немцев, но ничего этого, причём весьма предательски, не сделал, ведя наш народ от победы к победе. Позор гробовщикам российских немцев – славного народа России!

Да, я опять «сам себе затыкаю рот», поняв, что мои оппоненты так яростно защищают не свой народ, спасая его от гибели, а существующее положение дел, статус-кво, а ещё точнее – свои задницы, привыкшие к уютным, пусть и общественным и вовсе не высоко оплачиваемым креслам. Лидеры Самоорганизации хвалятся обычно с высоких трибун достигнутым ими «единством голоса народа в разговоре с властью» (а ведь раньше, когда единства общественных организаций у российских немцев не было, власть действительно слышала немецкие голоса вразнобой, и это было плохо). Так-то оно так, но при этом лидеры Самоорганизации старательно умалчивают о том, что именно сейчас, под их умелым руководством, российские немцы единым голосом молчат. Не говорят, а молчат. Зато единым голосом! А говорить им запрещено о чём? О своём будущем. О сохранения себя как народа. И главными (причём очень рьяными!) охранителями спокойствия, т.е. молчания в этом вопросе, являются подчас не представители властных структур, а сами российские немцы из числа функционеров Самоорганизации, ведущие себя подобно полицаям на службе у фашистских оккупантов на оккупированных в последнюю войну территориях, которые наслаждались расправами над родным для них населением похлеще любых фашистских извергов.

Но пусть не радуются оппонирующие мне функционеры-охранители. Диц, наконец, замолчал. Прекращено бессмысленное ярое словесное противоборство относительно наличия термина «автономия» в документах казанской конференции и вопрос о разрешении споров о будущем российских немцев как народа в рядах этого народа. Диц лишь договорился с последними из поддерживающих эту крайне недружелюбную дискуссию в последний день конференции функционерами Самоорганизации о вставке в основательно вычищенный функционером Белениной «от провокаций» заключительный документ с насильно протащенном в него функционерами заголовком «Рекомендации» – договорился о вставке в него упоминания о том, что немецкие национальные районы в Сибири при достижении ими достойного уровня социально-экономического и демографического саморазвития и должны, в частности, послужить моделями будущих автономий немцев России. Но если и этот жалкий остаток моего честного Обращения, единственно предполагаемого мною при организации этой конференции, собранной мною именно с таким (излагаемым мною в этих строках) мироощущением касательно судьбы моего народа, написанного лично мною и до безобразия исковерканного трусоватыми функционерами-охранителями, будет вновь подвергнут ими ревизии (интересно, что же и кого всё-таки они боятся? Что Генрих Мартенс выбросит их за борт Самоорганизации, как не справившихся с затыканием ими рта какому-то никчемному Виктору Дицу из Казани? И что будут они доживать свой век за пределами ставшего им таким привычным, уютным и милым «самоорганизационного» мирка?), то тогда Виктор Диц вынужденно преодолеет, наконец, своё многолетнее (ему уже 69 лет!) слабодушное недопонимание поднятого вопроса и разошлёт свои последние статьи об истинном положении дел в сообществе российских немцев России своим друзьям и знакомым в Германии, Татарстане и России, в первую очередь, журналистам. И это будут не кляузы, а правда и истина.

А то уже несколько дней подряд (уж конференция-то кончилась ещё в августе!) ко мне подходят некоторые гости конференции разных национальностей, присутствовавшие в ДДнТ 29 августа и бывшие свидетелями скотства (они так и говорят!), происходившего на сцене, за столами президиума в этот день, и спрашивают: какой же Вы лидер, организатор межрегиональной конференции? Вам плевали в лицо, а вы даже не утирались. У Вас был отобран микрофон, и Вы оправдывались перед приезжими «самоорганизаторами», собираясь что-либо сказать залу, будто это на их деньги проводится вся эта говорильня, а не на Ваши. Почему Вы вообще терпели этих враждебных Вам людей в президиуме, а не спустили их со сцены в зал? Или куда-нибудь ещё? Лицезреть такое хамство на «культурном» форуме – большая редкость!

Виктор Диц
Начало сентября 2018-го

 

P.S. 1. Первую часть этой своей статьи я поначалу снабдил восьмью Приложениями и одним Послесловием. Но в последующие дни и недели осени 2018-го все эти Приложения появились на сайте Немецкого Дома Республики Татарстан www.nd-rt.ru (и некоторые даже на двух или трёх языках – русском, немецком и французском), это:

Приложение 1. Программа мероприятий «Казань глазами и руками немцев»

Приложение 2. Обращение Межрегиональной научно-практической конференции немцев России в Казани 27-31 августа 2018 года

Приложение 3. Результаты Межрегиональной научно-практической конференции немцев России в Казани 27-31 августа 2018 года

Приложение 4. Рекомендации участников Межрегиональной научно-практической конференции «Российские немцы через 15/25/50 лет» в Казани 29 августа 2018 года

Приложение 5. Проект И.В. Белениной (Кох) с двумя моими короткими вставками, касающимися, во-первых, идеи перерастания современных механизмов саморазвития немецких национальных районов в Сибири в модели будущих автономий немцев России, во-вторых, необходимости развития сотрудничества общественных организаций российских немцев с религиозными структурами России. Этот документ, полученный Немецким Домом РТ от И.В. Белениной из Самары и слегка (чисто синтаксически) подредактированный В.Г. Дицем, был направлен в Москву руководству Самоорганизации немцев России через Максима Владимировича Митина.

Рекомендации участников Межрегиональной научно-практической конференции «Российские немцы через 15/25/50 лет» в Казани 29 августа 2018 года

Приложение 6. Приветственное письмо немецкой молодёжи России участникам казанской конференции немцам нашей страны

Приложение 7. Приветствие участникам Межрегиональной научно-практической конференции немцев России (27-31 августа 2018 г., г. Казань) Председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана, Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина

Приложение 8. Текст завершающего пленарное заседание конференции доклада её организатора В.Г. Дица

P.S. 2. Конечно, Приложения 3, 4 и 5, ввиду их никчемности и ненадобности, я в своей статье на сайт «Отзвуки бытия. 3» в рубрике сайта «Отзвуки бытия» размещать не буду. Особо заинтересованных прошу обращаться лично. Они эти материалы получат.

P.S. 3. Наконец, Послесловие к первой части моей статьи о будущем российских немцев как субъекта этнической истории человечества.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Читающему эту статью и без дополнительных разъяснений ясно, что быть у неё Продолжению (может быть, и не одному). Статья пишется в самый разгар осмысления итогов казанской конференции российских немцев в их региональных и местных организациях, рядом руководящих властных и общественных структур в Татарстане, России и Германии, и – самое главное – руководящими органами Самоорганизации немцев России. Именно от их итоговой реакции будут зависеть форма, объём и состав Продолжений этой статьи. Ведь есть ещё у российских немцев шанс достичь в своих рядах договорённости о разделении функций и выделении некоей спецгруппы переговорщиков с любыми властными структурами, которые не отвергают с порога возможность переговоров по вопросу сохранения нашего народа в формате   возможных территориальных автономий и достижения в них спасающего наш народ от исчезновения уровня этнического самовоспроизводства российских немцев.

Продолжения данной статьи будут дополнены отзывами о работе конференции, приветствиями в адрес её участников, текстами лучших из озвученных на ней докладов, другими информационными материалами.

В заключение же Первой части этой статьи не могу не выразить от имени организаторов, участников и гостей конференции, от имени немцев Татарстана самую искреннюю благодарность и признательность за предоставленную немцам России возможность провести свой форум и концертную программу конференции в одном из лучших залов (я бы подчеркнул – в главном этнокультурнополитическом зале Республики Татарстан – в Концертном зале Дома Дружбы народов республики). Более того – ряд мероприятий конференции немцев России в Казани проходил в этом прекрасном зале 29 августа – в преддверии главного праздника татарского народа Дня Республики Татарстан – и 30 августа – в сам этот праздничный день. Лучший зал лучшего в России Дома Дружбы народов в главные праздничные дни татарского народа был отдан немцам для проведения ими конференции. Это ли не высшее проявление симпатий татарского народа к немецкому? Российские немцы будут помнить это долго-долго и ответят аналогичными симпатиями и отплатят добром – всеми доступными им возможностями. Эти дни прошли прекрасно.

Главный организатор прошедшей в Казани 27-31 августа конференции немцев России

Виктор Диц

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ