Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 7.07.2019
Лютеранское богослужение 7.07.2019

Лютеранское богослужение 7.07.2019

Литургический цвет: зелёный

Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее. (Лк 19:10)

Der Menschensohn ist gekommen, zu suchen und selig zu machen, was verloren ist. (Lk 19:10)

В Третье воскресенье после Троицы (3-е из 23 зелёных воскресений 2019 года) // Der dritte Sonntag nach Trinitatis; День памяти Иоганны Спири (†1901); 7 июля 2019 года – воскресенье, календарный выходной день; ближайший рабочий день – 8 июля, понедельник; ближайшие длинные выходные: 2 ноября, суббота – 4 ноября, понедельник (3 дня); 7 июля 2019 года – это 188-й день и 26-я неделя года; до конца месяца остаётся 24 дня, до конца года – 177 дней; это 209-й день нового церковного 2018/2019 года) – в Большом молельном зале старинной Лютеранской кирхи (К. Маркса, 26) с 10:00 на богослужении присутствовало 27 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 10 русских, 3 татар, 1 башкирка, 1 полька, 1 уральский швед и 11 российских немцев:

  • Аверкиева Ирина Валентиновна
  • Ахматдинова Юлия Фанисовна – органистка
  • Баранов Михаил Владимирович
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Голубцова (Бетхер) Ольга Викторовна
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич – проповедник
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Келлер Елена Мечеславовна
  • Кузнецова Алсу Абделкутдусовна
  • Лидер Тамара Вольдемаровна
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • Реш Елена Андреевна
  • Сабиров Ильдар Хаерзянович
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Салагаева (Ромберг) Елена Леонидовна
  • Семагин Роман Сергеевич
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Теплова Елена Ильинична
  • Черноусов Геннадий Петрович
  • Шарыпов Артур Тимурович

Третье воскресенье после Троицы в каком-то смысле представляет собой продолжение второго воскресенья после Троицы. Снова речь идёт о пире, только теперь о распростёртых объятиях, встречающих того, кто уже давно приглашён. Если доверять словам этого чтения, то мы приближаем Царство Божие не только своими молитвами и проповедями, но и своими трапезами. Потому что именно в том пире, на который отец приглашает обоих сыновей, любовь, прощение, оправдание по благодати становятся конкретными.

«Он принимает грешников и ест с ними» (ст. 2) – это самый большой и самый прекрасный упрёк, который Иисусу пришлось выслушать. Трапеза – не только образ. Иисус конкретно и телесно имеет общение с нами, «мытарями и грешниками»», за Трапезой.

Притчи о «потерянном» или история о Закхее ясно подчёркивают то, что Бог это «потерянное» спасает. О том же говорит и ветхозаветное чтение, причём одновременно призывает к покаянию. Мы не можем больше ссылаться на тот незрелый виноград, который ели отцы.

А чтение из Послания проводит христологическое определение этого: Иисус пришёл «спасти грешников».
Прекрасным образом это спасение от грехов описывается во вводном псалме: «как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши».

Богослужение сопровождалось чтениями из Библии 1Tim 1:12-17 и Lk 15:1-3, 11б-32. На русском языке фрагмент Первого послания апостола Павла к Тимофею прочитал Андрей Анатольевич Деляев, на немецком – Виктор Георгиевич Диц Наталья Николаевна Тарасевич (Идт), на немецком – Виктор Георгиевич Диц; из Евангелия от Луки в этот день чтений не было.

Проповедь – по материалам 1-ой главы (стихи 12-17) Первого послания апостола Павла к Тимофею прочитал пастор Давыд Яковлевич Горн.

Первое послание апостола Павла к Тимофею – 22-я книга Нового Завета Библии. В библейском каноне – номер 61.

6 глав, 113 стихов, 1.645 слов, 8.839 букв (русскоязычная каноническая Библия, Синодальное издание 1876 года).

Автор.

Согласно словам приветствия, которыми открываются пастырские послания, автором их является апостол Павел. Так неоспоримо считалось во времена раннехристианской церкви. Тем не менее, некоторые исследователи Нового Завета подвергли сомнению принадлежность пастырских посланий Павлу, указывая на якобы имеющиеся в них лексические, стилистические и теологические различия. Но такие документы лишены доказательности, и нет никаких убедительных причин отрицать, что именно Павел написал эти послания.

Время и обстоятельства написания.

Явные расхождения между тем, как путешествия Павла отражены в пастырских посланиях, и описанием его трёх миссионерских путешествий в Деяниях апостолов вызвали предположения., что пастырские послания были написаны во время того, что может быть названо четвёртым миссионерским путешествием Павла. Деяния оканчиваются не смертью Павла, но его домашним арестом в Риме (Деян 28:16, 30-31). В Первом послании к коринфянам Климента Римского (конец I века) имеется указание, что Павел принял мученическую кончину в Риме, но его мученичество не связывается там с заключением, описанным в главе 28 Деяний. Церковный историк IV в. Евсевий следует традиции, согласно которой Павел был освобождён из этого заключения, продолжил миссионерские труды и был казнён Нероном во время своего второго посещения Рима. Это традиционное мнение подкрепляется посланиями к филиппийцам и к Филимону, которые, если они были написаны во время римского заключения, упоминаемого в гл. 28 Деяний апостолов, свидетельствуют, что Павел надеялся на своё освобождение (Флп 1:25-26; Флм 1:22). И, естественно, подтверждением служат сами пастырские послания. Наиболее вероятно, что Павел написал их, находясь в четвёртом миссионерском путешествии и во втором своём заключении, уже после ареста, описанного в Деян 28.

Если Павел действительно был заключён под стражу два раза, то из первого заключения он должен был освободиться около 62 года. Согласно утвердившемуся мнению, Павел был казнён Нероном, который умер в 68 году. Следовательно, Первое послание к Тимофею, которое Павел составил, находясь в своём четвёртом миссионерском путешествии, вероятно, было написано между 62 и 64 годах.

Тимофей был уроженцем Листры – римской колонии в провинции Галатия. Он происходил от смешанного брака: отца-язычника и матери-иудейки (Деян 16:1). Об отце Тимофея известно мало, по-видимому, от так и не стал христианином. Но его мать и бабушка, должно быть, обратились в христианство в результате посещения Павлом Листры во время его второго миссионерского путешествия (2Тим 1:5). С детства они обучали Тимофея иудейскому Священному писанию (2Тим 3:14-15) и, несомненно, повлияли на его переход в христианство.

Когда Павел вновь прибыл в Листру во время своего второго миссионерского путешествия, некоторые из живших там христиан обратили его внимание на этого молодого единоверца, и Павел решил взять его с собой в путешествие (Деян 16:2-3). В это время, вероятно, произошли два примечательных события. Во-первых, Павел, которому предстояло проповедовать евреям, обрезал Тимофея согласно иудейскому обычаю (Деян 16:3). Во-вторых, Павел и епископы церкви рукоположили Тимофея на служение.

Тимофей сопровождал Павла во время большей части его второго и третьего миссионерских путешествий (Деян 17:14-15; 18:5; 19:22; 20:4) и частично – во время четвёртого. По-видимому, Тимофей пользовался особым расположением Павла, который называет себя «отцом» Тимофея (Флп 2:22), а Тимофея своим «сыном» (1:2,18; 1 Кор 4»17; 2Тим 1:2, 2:1). Как сподвижник Павла, Тимофей был его представителем в церквах в Фессалонике (1Фес 3:2,6), Коринфе (1Кор 4:17, 16:10), Филиппах (Флп 2:19,23) и Эфесе (Еф 1:3).

Тимофей, вероятно, страдал недостатком, который Павел называет «духом боязни» (2Тим 1:7). Видимо, поэтому Павел считал необходимым особо просить церковь в Коринфе принять Тимофея так, чтобы он чувствовал себя легко и свободно (1Кор 16:10-11). В своих пастырских посланиях ему приходилось призывать Тимофея к тому, чтобы тот не позволял никому третировать себя по причине своей молодости (4:12), не пренебрегал полученным им духовным даром (4:14) и не стыдился свидетельствовать об Иисусе Христе (2Тим 1:8).

Кроме загадочной фразы (Евр 13:23) о том, что Тимофей был «освобождён» (предположительно, из тюрьмы), мало что известно о его жизни после того, как было написано Второе послание к Тимофею.

Павел написал Первое послание к Тимофею, находясь в Македонии (1:3). Он счёл необходимым оставить Тимофея в Ефесе, поскольку в этом городе действовали лжеучители (1:3). Павел основал церковь в Ефесе в начале своего третьего миссионерского путешествия и провёл там около трёх лет (Деян 19; 20:31). В конце своего путешествия он вынужден был предупредить ефесских пресвитеров, что лжеучители, часть из которых выйдет из их же числа, будут нападать на церковь (Деян 20:29-30). Данное же послание свидетельствует, что предсказание Павла, безусловно, оправдалось (1:6,19; 4:1-2; 6:3 – 5:10,21). Есть и свидетельства того, что некоторые из этих лжеучителей или вышли из среды руководства церкви, или же, напротив, заняли место в нём (1:7, 20; 2:12; 3:6; 5:19-20; 6:3 – 5:10), а также оказали особенно вредное воздействие на некоторых женщин, принадлежащих к церкви (2:9-15; 3:11; 5:11-15).

Тимофей (Эфесский; 17-80) входит в число апостолов от 70, в христианство обращён в 48-летнем возрасте во время первого миссионерского путешествия апостола Павла в ликаонские города; последние 15 лет жизни служи в Ефесе епископом (первый епископ этого города). Имя матери-христианки – Евника, имя бабушки-христианки – Лоида. Тимофей наставлял в вере фессалоникийцев, коринфян и ефесян. По церковному преданию, Тимофей в 80 году принял мученическую смерть от язычников. Его мощи в IV веке были перенесены в Константинополь.

Память святого апостола Тимофея Эфесского в Православной церкви совершается 4 февраля (22 января по старому стилю), а также 17 января (4 января по старому стилю) в день Собора Апостолов от семидесяти; в Католической церкви – 26 января.

Lutherbibel 2017 / Die Epistel: 1Tim 1:12-17

Lobpreis der göttlichen Barmherzigkeit

12. Ich danke unserm Herrn Christus Jesus, der mich stark gemacht und für treu erachtet hat und in das Amt eingesetzt,

13. mich, der ich früher ein Lästerer und ein Verfolger und ein Frevler war; aber mir ist Barmherzigkeit widerfahren, denn ich habe es unwissend getan, im Unglauben.

14. Es ist aber desto reicher geworden die Gnade unseres Herrn samt dem Glauben und der Liebe, die in Christus Jesus ist.

15. Das ist gewisslich wahr und ein teuer wertes Wort: Christus Jesus ist in die Welt gekommen, die Sünder selig zu machen, unter denen ich der erste bin.

16. Aber darum ist mir Barmherzigkeit widerfahren, dass Christus Jesus an mir als Erstem alle Geduld erweise, zum Vorbild denen, die an ihn glauben sollten zum ewigen Leben.

17. Aber Gott, dem ewigen König, dem Unvergänglichen und Unsichtbaren, der allein Gott ist, sei Ehre und Preis in Ewigkeit! Amen.

Lutherbibel 2017 / Das Evangelium: Lk 15:1-3, 11б-32

1. Es nahten sich ihm aber alle Zöllner und Sünder, um ihn zu hören.

2. Und die Pharisäer und die Schriftgelehrten murrten und sprachen: Dieser nimmt die Sünder an und isst mit ihnen.

3. Er sagte aber zu ihnen dies Gleichnis und sprach:

Vom verlorenen Sohn

11. Und er sprach: Ein Mensch hatte zwei Söhne.

12. Und der jüngere von ihnen sprach zu dem Vater: Gib mir, Vater, das Erbteil, das mir zusteht. Und er teilte Hab und Gut unter sie.

13. Und nicht lange danach sammelte der jüngere Sohn alles zusammen und zog in ein fernes Land; und dort brachte er sein Erbteil durch mit Prassen.

14. Als er aber alles verbraucht hatte, kam eine große Hungersnot über jenes Land und er fing an zu darben

15. und ging hin und hängte sich an einen Bürger jenes Landes; der schickte ihn auf seinen Acker, die Säue zu hüten.

16. Und er begehrte, seinen Bauch zu füllen mit den Schoten, die die Säue fraßen; und niemand gab sie ihm.

17. Da ging er in sich und sprach: Wie viele Tagelöhner hat mein Vater, die Brot in Fülle haben, und ich verderbe hier im Hunger!

18. Ich will mich aufmachen und zu meinem Vater gehen und zu ihm sagen: Vater, ich habe gesündigt gegen den Himmel und vor dir.

19. Ich bin hinfort nicht mehr wert, dass ich dein Sohn heiße; mache mich einem deiner Tagelöhner gleich!

20. Und er machte sich auf und kam zu seinem Vater. Als er aber noch weit entfernt war, sah ihn sein Vater und es jammerte ihn, und er lief und fiel ihm um den Hals und küsste ihn.

21. Der Sohn aber sprach zu ihm: Vater, ich habe gesündigt gegen den Himmel und vor dir; ich bin hinfort nicht mehr wert, dass ich dein Sohn heiße.

22. Aber der Vater sprach zu seinen Knechten: Bringt schnell das beste Gewand her und zieht es ihm an und gebt ihm einen Ring an seine Hand und Schuhe an seine Füße

23. und bringt das gemästete Kalb und schlachtet’s; lasst uns essen und fröhlich sein!

24. Denn dieser mein Sohn war tot und ist wieder lebendig geworden; er war verloren und ist gefunden worden. Und sie fingen an, fröhlich zu sein.

25. Aber der ältere Sohn war auf dem Feld. Und als er nahe zum Hause kam, hörte er Singen und Tanzen

26. und rief zu sich einen der Knechte und fragte, was das wäre.

27. Der aber sagte ihm: Dein Bruder ist gekommen, und dein Vater hat das gemästete Kalb geschlachtet, weil er ihn gesund wiederhat.

28. Da wurde er zornig und wollte nicht hineingehen. Da ging sein Vater heraus und bat ihn.

29. Er antwortete aber und sprach zu seinem Vater: Siehe, so viele Jahre diene ich dir und habe dein Gebot nie übertreten, und du hast mir nie einen Bock gegeben, dass ich mit meinen Freunden fröhlich wäre.

30. Nun aber, da dieser dein Sohn gekommen ist, der dein Hab und Gut mit Huren verprasst hat, hast du ihm das gemästete Kalb geschlachtet.

31. Er aber sprach zu ihm: Mein Sohn, du bist allezeit bei mir und alles, was mein ist, das ist dein.

32. Du solltest aber fröhlich und guten Mutes sein; denn dieser dein Bruder war tot und ist wieder lebendig geworden, er war verloren und ist wiedergefunden.


Если же мы вспомним выпадавшие именно на этот день – 7 июля – события из истории России, европейской цивилизации и отечественного православного христианства, то не преминем упомянуть нижеследующее:

Воскресение, 7 Июля 2019 года (24 Июня 2019 по ст. ст.)

  • Синаксарь на Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
  • Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
  • Мученики Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин (III-IV)
  • Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские (XVII)

В 1619 г. отец царя Михаила Феодоровича Романова (род. в 1596 г., правил 1613-1645), стал Патриархом Филаретом


Ряд единоверческих (лютеранских) церквей отмечает ежегодно 7 июля также канун Дня памяти мученика Килиана Вюрцбургского, апостола Франконии (†689).

Текст: В.Г. Диц
Фото: В.Я. Музафарова (Ильчер)