Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 14.07.2019
Лютеранское богослужение 14.07.2019

Лютеранское богослужение 14.07.2019

Литургический цвет: зелёный

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал 6:2)

Einer trage des andern Last, so werdet ihr das Gesetz Christi erfüllen. (Gal 6:2)

В Четвёртое воскресенье после Троицы (4-е из 23 зелёных воскресений 2019 года) // Der vierte Sonntag nach Trinitatis; День памяти Анри Гилля Дюфура (†1875); 14 июля 2019 года – воскресенье, календарный выходной день; ближайший рабочий день – 15 июля, понедельник; ближайшие длинные выходные: 2 ноября, суббота – 4 ноября, понедельник (3 дня).

14 июля 2019 года – это 195-й день и 27-я неделя года; до конца месяца остаётся 17 дней, до конца года – 170 дней; это 216-й день нового церковного 2018/2019 года) – в Большом молельном зале старинной Лютеранской кирхи (К. Маркса, 26) с 10:00 на богослужении присутствовало 33 казанских лютеранина немецкой традиции, в т.ч. 11 русских, 2 татар, 2 литовца, 1 уральский швед и 17 российских немцев:

  • Аверкиева Ирина Валентиновна
  • Артемьева Ирина Николаевна
  • Буева (Гейзер) Ольга Валентиновна
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Ганский Эдуард Эдмундович
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Голубцова (Бетхер) Ольга Викторовна
  • Гундин Сергей Иванович
  • Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич – проповедник
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Жарова (Зимон) Валентина Андреевна
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Каневская Марина Олеговна – органистка
  • Ланкявичус Александр Васильевич
  • Ланкявичус Родион Александрович
  • Лидер Тамара Вольдемаровна
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна – проповедница
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • Реш Елена Андреевна
  • Сабиров Ильдар Хаерзянович
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Салагаева (Ромберг) Елена Леонидовна
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Теплова Елена Ильинична
  • Цайтлер Олег Евгеньевич – проповедник
  • Черноусов Геннадий Петрович
  • Шарыпов Артур Тимурович
  • Эделева Иннеса Александровна

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» – чтение из Евангелия явно связано с чтением на предыдущее воскресенье. Как может выглядеть такое милосердие, показывает чтение из Ветхого Завета (Быт 50:15-21). Здесь проявил милосердие брат, принял, приютил и угостил потерянных братьев. Эта история показывает и то, что для этого ему пришлось прыгнуть выше головы. «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога». Он не может судить братьев, потому что не может посягнуть на роль Бога – это понимание, по всей видимости, пришло к нему не сразу. Его сначала нужно достичь и принять. Если брат пытается судить брата, то это всегда грешник, судящий грешника. На это указывает и апостол Павел в чтении из Послания на это воскресенье – «сильные» и «слабые» в вере не вправе судить друг друга. А презирать – тоже значит судить.

Положительно совместную жизнь в этой общине грешников описывает стих на неделю. Мы призваны не судить, а носить бремена друг друга.

Богослужение сопровождалось чтениями из Библии Röm 12:17-21 и Lk 6:36-42. На русском языке их прочитала Наталья Николаевна Тарасевич (Идт), на немецком – Виктор Георгиевич Диц.

Проповедь – по материалам 6-ой главы (стихи 36-42) Евангелия от Луки прочитал пастор Давыд Яковлевич Горн.

Евангелие от Луки – 3-я книга Нового Завета Библии. В библейском каноне – номер 42.

Об авторе

Общеизвестно, что Евангелие от Луки и Деяния апостолов принадлежат одному автору: эти две книги имеют общие стилистические и лексические особенности и, кроме того, общего адресата – Феофила. Их автор нигде прямо себя не называет. В то же время, в Деяниях апостолов есть несколько мест, где повествователь использует местоимение «мы» (Деян 16:10-17; 20:5-15; 21:1-18; 27:1 – 28:16). Это позволяет заключить, что он являлся спутником апостола Павла, по крайней мере, в некоторых из его путешествий. Сопоставив имена адресатов посланий Павла из Рима (именно в Риме автор Евангелия от Луки и Деяний оставил апостола) с теми, кто упомянут в Деяниях, мы получаем ряд имён, фигурирующих среди первых и отсутствующих среди последних. В этот ряд попадает и имя Луки. Веское подтверждение эти выкладки находят в традиции, которая безоговорочно приписывает авторство рассматриваемого Евангелия Луке, и никому другому.

Уже из первых строк Евангелия явствует, что сам Лука не являлся свидетелем описываемых им событий. Он был, насколько мы можем судить, исходя из текста обеих принадлежащих ему книг, образованным человеком, не входившим в непосредственное окружение Иисуса во время Его земной жизни, но собравшим сведения о Нём из устных рассказов и записей очевидцев. Отдельные специалисты, оспаривая принадлежность Евангелия и Деяний апостолов перу спутника Павла – Луке, отмечают заметные расхождения терминологии этих двух книг, и особенно Деяний, с терминологией посланий Павла. По-видимому, Лука был обращён в веру Христа не Павлом, а кем-то другим. И хотя Лука нигде Павла не цитирует, он и не противоречит ему, так что возражение против авторства Луки сводится лишь к тому, что он писал в своеобразном стиле.

Все сколько-нибудь достоверные сведения о Луке могут быть почерпнуты только из его собственных произведений. Согласно преданию, евангелист был врачом, родом из Антиохии. Это побудило некоторых исследователей отыскивать в тексте его Евангелия специальную медицинскую терминологию. Однако известно, что в новозаветные времена медицинской терминологии как таковой не существовало, врачи в профессиональной деятельности использовали обычную лексику.

Время и обстоятельства написания

По всей видимости, Евангелие и Деяния были написаны Лукой около 63 года. Такая датировка представляется наиболее вероятной, поскольку, во-первых, повествование Деяний оканчивается пребыванием апостола Павла в заключении в Риме; если бы Лука в момент написания этой книги знал о дальнейшей его судьбе, он, без сомнения, не преминул бы сообщить о ней. Во-вторых, отметив исполнение пророчества Агава (Деян 11:28), евангелист, если бы он писал уже после 70 года, не мог не упомянуть исполнения пророчества Иисуса о разрушении Иерусалима (21:20). В Деяниях апостолов не содержится даже намёков на события, которые можно было бы датировать периодом после 70 года, написание же Евангелия предшествовало созданию книги Деяний.

Те, кто относит написание Лукой Евангелия и Деяний к 75-85 годам, в подтверждение своей точки зрения указывают на отдельные выражения (напр. 19;43; 21:210-24), которые, по их мнению, описывают разрушение Иерусалима в 70 году. Однако все эти выражения содержат пророчества, а не сообщения об уже имевшем место событии, и, кроме того, они могут относиться как к последней роковой осаде священной столицы Израиля, так и к какому-то другому эпизоду одной из многочисленных в ту эпоху войн.

Известны также попытки датировать Евангелие от Луки и Деяния апостолов веком нашей эры, но они абсолютно безосновательны.

В первых строках Евангелия Лука говорит о том, что он предпринял свой труд с целью наставить некоего Феофила в основах христианской веры: «рассудилось… мне по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен» (13:4). Что касается Феофила, то отдельные исследователи, исходя из значения этого имени – «возлюбивший Бога», – выдвигают предположение, что Лука адресовал свой труд не конкретному человеку, а вообще принявшим учение Христа; обращение же к Феофилу в таком случае – не более чем фигура речи. С этим предположением, однако, плохо согласуется то обстоятельство, что у Луки имя адресата предваряется обращением «достопочтенный», явно предполагающим реально существующего и известного автору человека.

В русскоязычной канонической Библии по Синодальному изданию 1876 года Евангелие от Луки состоит из 24 глав, 1.151 стиха, 18.212 слов и 84.406 букв.

Lutherbibel 2017 / Die Epistel: Röm 12:17-21

Das Leben der Gemeinde

17. Vergeltet niemandem Böses mit Bösem. Seid auf Gutes bedacht gegenüber jedermann.

18. Ist’s möglich, soviel an euch liegt, so habt mit allen Menschen Frieden.

19. Rächt euch nicht selbst, meine Lieben, sondern gebt Raum dem Zorn Gottes; denn es steht geschrieben (5.Mose 32,35): »Die Rache ist mein; ich will vergelten, spricht der Herr.«

20. Vielmehr, »wenn deinen Feind hungert, so gib ihm zu essen; dürstet ihn, so gib ihm zu trinken. Wenn du das tust, so wirst du feurige Kohlen auf sein Haupt sammeln« (Sprüche 25,21-22).

21. Lass dich nicht vom Bösen überwinden, sondern überwinde das Böse mit Gutem.

Lutherbibel 2017 / Das Evangelium: Lk 6:36-42

Vom Umgang mit dem Nächsten

36. Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist.

37. Und richtet nicht, so werdet ihr auch nicht gerichtet. Verdammt nicht, so werdet ihr nicht verdammt. Vergebt, so wird euch vergeben.

38. Gebt, so wird euch gegeben. Ein volles, gedrücktes, gerütteltes und überfließendes Maß wird man in euren Schoß geben; denn eben mit dem Maß, mit dem ihr messt, wird man euch zumessen.

39. Er sagte ihnen aber auch ein Gleichnis: Kann denn ein Blinder einem Blinden den Weg weisen? Werden sie nicht alle beide in die Grube fallen?

40. Ein Jünger steht nicht über dem Meister; wer aber alles gelernt hat, der ist wie sein Meister.

41. Was siehst du den Splitter in deines Bruders Auge, aber den Balken im eigenen Auge nimmst du nicht wahr?

42. Wie kannst du sagen zu deinem Bruder: Halt still, Bruder, ich will dir den Splitter aus deinem Auge ziehen, und du siehst selbst nicht den Balken in deinem Auge? Du Heuchler, zieh zuerst den Balken aus deinem Auge, danach kannst du sehen und den Splitter aus deines Bruders Auge ziehen.


Если же мы вспомним выпадавшие именно на этот день – 14 июля – события из истории России, европейской цивилизации и отечественного православного христианства, то не преминем упомянуть нижеследующее:

Воскресение, 14 Июля 2019 года (1 Июля 2019 по ст. ст.)

  • Страдание святых мучеников Космы и Дамиана (284)
  • Память преподобного отца нашего Петра (854)
  • Страдание святого мученика Потита (II)
  • Святая мать Ангелина, деспотисса Сербская (XVI)
  • Преподобный Никодим Святогорец (1809)

Ряд единоверческих (лютеранских) церквей отмечает ежегодно 14 июля также канун Дней памяти Готфрида Келлера (†1890), Великого князя Киевского Владимира I Святославича (†1015) и Великой княгини Киевской Ольги Олеговны (†969).

Текст: В.Г. Диц
Фото: В.Я. Музафарова (Ильчер)