Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 28.07.2019
Лютеранское богослужение 28.07.2019

Лютеранское богослужение 28.07.2019

Литургический цвет: зелёный

Так говорит Господь, сотворивший тебя: не бойся, не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой! (Ис 43:1)

So spricht der Herr, der dich geschaffen hat: Fürchte dich nicht, denn ich habe dich erlöst; ich habe dich bei deinem Namen gerufen; du bist mein!­ (Jes 43:1)

В Шестое воскресенье после Троицы (6-е из 23 зелёных воскресений 2019 года) // Der sechste Sonntag nach Trinitatis; День памяти Иоганна Себастьяна Баха (†1750); 28 июля 2019 года – воскресенье, календарный выходной день; ближайший рабочий день – 29 июля, понедельник; ближайшие длинные выходные: 2 ноября, суббота – 4 ноября, понедельник (3 дня); 28 июля 2019 года – это 2009-й день и 29-я неделя года; до конца месяца остаётся 3 дня, до конца года – 156 дней; это 230-й день нового церковного 2018/2019 года) – в Большом молельном зале старинной Лютеранской кирхи (К. Маркса, 26) с 10:00 на богослужении присутствовало 37 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч.  11 русских, 8 татар, 2 литовца, 1 уральский швед и 15 российских немцев, а также 6 германских гостей из Франкфурта на-Майне испанского, российского, французского и швейцарского происхождения:

  • Аверкиева Ирина Валентиновна
  • Бурганов Ринат Ризаевич
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Вильданов Марат Мунирович
  • Вильданова Разиля Мунировна
  • Галицкая (Зименс) Марта Юрьевна
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Граудт Виктор Рудольфович
  • Григорьева Лидия Ивановна
  • Деляев Андрей Анатольевич – проповедник
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Каневская Марина Олеговна – органистка
  • Килеева Йолдыз Искандеровна
  • Кузнецова Алсу Габделкутдусовна
  • Ламинавичюс Александр Васильевич
  • Ламинавичюс Родион Александрович
  • Лидер Тамара Вольдемаровна
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Петрова (Крамер) Инна Александровна
  • Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • Реш Елена Андреевна
  • Романова (Барт) Наталья Шарифуллаевна
  • Сабиров Ильдар Хаерзянович
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Салагаева (Ромберг) Елена Леонидовна
  • Саттаров Рамиль Амирович
  • Сосковец Александр Геннадьевич
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Теплова Елена Ильинична
  • Утяшов Василий Васильевич
  • Утяшов Святослав Васильевич
  • Цайтлер Олег Евгеньевич — проповедник
  • Шарыпов (Банзен) Артур Тимурович
  • Claudia Spezzano
  • Zadjiha Kerkour
  • Jan Paul Müller
  • Polina Livshits
  • Lisa Ingrid Nürnberger
  • Rodriguez Joelle Pidoux

Шестое воскресенье после Троицы сосредоточено на крещении как на начале новой жизни – подобно как и Первое воскресенье после Богоявления.

Характер этого воскресенья определяется не в первую очередь чтением из Евангелия – послепасхальным поручением Иисуса научить и крестить народы – а чтением из Послания к римлянам 6:3-8(9-11). А Павел не облегчает нам задачу в своей речи о крещении: он сообщает нам, что крещение – это праздник похорон. Хоронят «ветхого» человека, раба греха. Ибо только тот, кто умирает со Христом, становится свободным для новой жизни. Трудно проповедовать это, когда у купели стоят родители с малолетними детьми! На первый взгляд, проблем меньше с ветхозаветным чтением: «не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой!» Однако второй взгляд показывает, что и здесь – где речь идёт об искуплении Израиля – смерть и жизнь стоят бок о бок: речь о реках и об огне, а также о той цене, которую другие народы заплатят за спасение Божьего народа. Не только проповедовать об этом трудно, но и молиться, но всё же молитвы на этот день помогают нам разглядывать тайну Крещения.
Можно сказать, что Шестое и Седьмое воскресенье после Троицы – это «воскресенья Таинств», так как в них помнят о крещении и Причастии в их значимости для жизни христиан.

Богослужение сопровождалось чтениями из Библии Röm 6:3-11 и Mt 28:16-20. На русском языке и немецком языках – поочерёдно – их прочитали Виктор Георгиевич Диц и Артур Тимурович Шарыпов (Банзен). Проповедь – по материалам 2-ой главы (стихи 2-10) Первого послания апостола Петра прочитал проповедник Андрей Анатольевич Деляев. Литургию вёл проповедник Олег Евгеньевич Цайтлер.

Первое послание апостола Петра – 7-я книга Нового Завета Библии. В библейском каноне – номер 46.

Об авторе

Автор послания называет себя «Пётр, апостол Иисуса Христа» (1;1) и говорит о себе, что он «свидетель страданий Христовых» (5:1). Схожесть мыслей и выражений в этом послании и в речах апостола Петра в книге «Деяния» также подтверждают его авторство (напр. 2:7-8; ср. Деян 4:10-11). Внешние свидетельства принадлежности послания апостолу Петру многочисленны, древни и несомненны; нет данных, что оно когда-нибудь приписывалось кому-либо другому. Петра считали автором послания: Ириней Лионский (ок. 185 «Против ересей» 4:9:2), Тертуллиан (примерно 160-225), Климент Александрийский (примерно 150-215) и Ориген (примерно 185-253). Ко времени Евсевия Кесарийского (примерно 260-340) ни подлинность, ни авторство послания не ставились под сомнение («Церковная история» 3:3:1). Послание не упоминается в каноне Муратори (перечне новозаветных книг, датируемом 200), но это скорее всего объясняется тем, что данный канон дошёл до нас в неполном виде.

Хотя доводы в пользу авторства Петра весьма убедительны, в последние два столетия против них были выдвинуты возражения лингвистического и исторического характера. Говорилось, что язык послания слишком хорош для необразованного галилейского рыбака, каким был Пётр (ср. Деян 4:13), что в нём чувствуется сильное влияние Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета). Считалось, что преследования, на которые намекается в послании (4:12-19; 5:6-9), относятся ко времени, когда Петра уже не было в живых.

Однако эти возражения против авторства Петра недостаточно убедительны. Возражения лингвистического характера также не выдерживают критики: в I .э. Галилея была двуязычной областью (там пользовались и арамейским, и греческим языками); мнение о Петре и Иоанне, как «людях некнижных и простых» (Деян 4:13), скорее может быть отнесено к тому, что они не изучали Писание систематически; тридцать лет, отделяющие Петра-рыбака от Петра-писателя, – срок более чем достаточный для совершенствования в греческом языке; возможно, секретарём у Петра был Силуан (или Сила, 5»12), что объясняет более высокий литературный стиль этого послания по сравнению со Вторым посланием апостола Петра.

Что касается возражений исторического характера, то гонения, упоминаемые Петром, с равной степенью вероятности могут рассматриваться и как местные спорадические проявления по отношению к христианам, что было весьма обычным явлением в апостольские времена, и как преследования со стороны государственной власти в дни императоров Домициана (ок. 95) и Траяна (ок. 111).

Время и обстоятельства написания

Согласно 5:13, Пётр писал Первое послание, находясь в «Вавилоне». Место это однозначно не идентифицировано. Его считали военным поселением в Египте; древним городом в Месопотамии с таким названием; Римом. Есть подтверждения последнему предположению: когда Пётр писал послание, с ним был Марк (5:13), о котором известно, что он сопровождал Павла в Рим(Кол 4:10; Флм 1:24). Вавилоном называет Рим автор Откровения (17:5,9). Ранняя же церковная история единогласно свидетельствует, что Пётр был в Риме и окончил свои дни в этом городе.

Если послание писалось в Риме, то время его написания – между 60-м и 68годом. Нижняя граница устанавливается на основании того, что Пётр знаком с посланиями к ефесянам и волосяном (2:18; ср. 3:1-6; Кол 3:22; Еф 5:22-24), верхняя – преданием мученической смерти Петра в Риме не позднее 68 года.

Хотя из введения («рассеянным», 1:1 и ком.) и частых ветхозаветных цитат и ссылок можно заключить, что адресаты послания – христиане из иудеев (так считал Кальвин), более убедительны указания на то, что большинство из них происходили из языческой среды. Например, упоминание в 1:18 «суетной жизни, преданной вам от отцов», едва ли может быть отнесено к иудеям. Кроме того, грехи, перечисленные в 4:3, типичны для язычников.

Хотя Первое послание апостола Петра имеет признаки соборного послания (ср. послания Иакова, Второе Петра, Первое Иоанна, Иуды), оно отличается от прочих соборных посланий тем, что указывает области обитания читателей: Понт, Галатия, Каппадокия, Асия и Вифиния (1:1). Из самого послания можно узнать, что его читатели подвергались преследованиям за свою веру (1:6,7; 3:13-17; 4:12-19; 5:9,10). Ничто в послании не даёт оснований считать их преследованиями со стороны властей и не требует более поздней датировки, чем 60-е годы. То были испытания, обычные для христиан I века, а именно – злословие (4:4,14) и ложные обвинения в злодействах (2:12; 3:16). Могли иметь место и побои (2:20), и общественный остракизм, и отдельные случаи насилия со стороны толпы и местных органов общественного порядка.

Характерные особенности и темы

Пётр пишет своё послание, чтобы поддержать гонимых христиан, убеждая их твёрдо стоять в вере (5:12). С этой целью он снова и снова обращает их мысли к радости и славе их вечного наследия (1:3-13; 4:13,14; 5:1,4,6,10), наставляет их в достойном христианском поведении и при несении незаслуженных страданий (4:12-19). Хотя и обращённые в первую очередь к преследуемым христианам, слова Петра актуальны во всяком страдании, независимо от его причины. На основании этого послания апостол Пётр справедливо назван «апостолом надежды» (ср. 1:3,13,21; 3:5,15). Суть наставлений этого послания может быть выражена фразой: «доверься и предайся» Богу (4:19; ср. 2:23).

В русскоязычной канонической Библии по Синодальному изданию 1876 года Первое послание апостола Петра состоит из 5 глав, 105 стихов, 1.691 слова и 8.911 букв.

Lutherbibel 2017 / Die Epistel: Röm 6:3-11

Taufe und neues Leben

3 Oder wisst ihr nicht, dass alle, die wir auf Christus Jesus getauft sind, die sind in seinen Tod getauft?

4 So sind wir ja mit ihm begraben durch die Taufe in den Tod, auf dass, wie Christus auferweckt ist von den Toten durch die Herrlichkeit des Vaters, so auch wir in einem neuen Leben wandeln.

5 Denn wenn wir mit ihm zusammengewachsen sind, ihm gleich geworden in seinem Tod, so werden wir ihm auch in der Auferstehung gleich sein.

6 Wir wissen ja, dass unser alter Mensch mit ihm gekreuzigt ist, damit der Leib der Sünde vernichtet werde, sodass wir hinfort der Sünde nicht dienen.

7 Denn wer gestorben ist, der ist frei geworden von der Sünde.

8 Sind wir aber mit Christus gestorben, so glauben wir, dass wir auch mit ihm leben werden,

9 und wissen, dass Christus, von den Toten erweckt, hinfort nicht stirbt; der Tod wird hinfort nicht über ihn herrschen.

10 Denn was er gestorben ist, das ist er der Sünde gestorben ein für alle Mal; was er aber lebt, das lebt er Gott.

11 So auch ihr: Haltet euch für Menschen, die der Sünde gestorben sind und für Gott leben in Christus Jesus.

Lutherbibel 2017 / Das Evangelium: Mt 28:16-20

Der Missionsbefehl

16 Aber die elf Jünger gingen nach Galiläa auf den Berg, wohin Jesus sie beschieden hatte.

17 Und als sie ihn sahen, fielen sie vor ihm nieder; einige aber zweifelten.

18 Und Jesus trat herzu, redete mit ihnen und sprach: Mir ist gegeben alle Gewalt im Himmel und auf Erden.

19 Darum gehet hin und lehret alle Völker: Taufet sie auf den Namen des Vaters und des Sohnes und des Heiligen Geistes

20 und lehret sie halten alles, was ich euch befohlen habe. Und siehe, ich bin bei euch alle Tage bis an der Welt Ende.


Если же мы вспомним выпадавшие именно на этот день – 28 июля – события из истории России, европейской цивилизации и отечественного православного христианства, то не преминем упомянуть нижеследующее:

Воскресение, 28 июля 2019 года (15 июля 2019 по ст. ст.)

  • Страдание святых мучеников Кирика и Иулитты (ок. 305)
  • Святой равноапостольный великий князь Владимир (1015)
  • Мученик Авудим Тенедосский (IV)

В 1240 г. Великий князь Александр Ярославич Невский (род. в 1221, Великий Князь Владимирский 1252-1263) победил шведских рыцарей на берегу реки Невы. За победу в этой знаменитой битве, Великий князь Александр Ярославич получил название Невского

В 1410 г. произошла битва при Грюнвальде – решающее сражение «Великой войны» (1409-1411 гг.), когда польско-литовско-русские войска (в их рядах были также татарские, чешские, венгерские, валашские и др. отряды) разгромили армию Тевтонского ордена

В 1750 г. умер русский историк Василий Николаевич Татищев, автор «Истории Российской с древнейших времён» (род. 19 апреля 1686 г.)

В 1841 г. в Пятигорске убит на дуэли поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (род. 3 октября 1814 г.)

В 1873 г. умер русский поэт, дипломат, мыслитель Федор Иванович Тютчев (род. 23 ноября 1803 г.)

В 1888 г. в Киеве на праздновании 900-летия Крещения Руси состоялось открытие памятника св. равноапостольному Князю Владимиру


Ряд единоверческих (лютеранских) церквей, в частности, Сибирская Евангелическо-лютеранская церковь, отмечает ежегодно 28 июля также канун Дня памяти св. Марфы и канун Дня памяти Олафа II, просветителя Норвегии (†1030).

Текст: В.Г. Диц
Фото: В.Я Музафарова (Ильчер)

P.S. В этот день после богослужения в центральном зале Евангелическо-лютеранской общины и Немецкого Дома Республики Татарстан (Казань, К. Маркса, 26) была проведена фотовыставка, посвящённая знаменитому российскому немцу Валерию Николаевичу Брумелю (1942-2003), советскому легкоатлету, чемпиону Олимпийских игр 1964 года, «серебряному призёру» Игр 1960 года, чемпиону СССР и Европы, заслуженному мастеру спорта СССР.

Выставку (и фильм о В.Н. Брумеле, который мы затем посмотрели в Сиреневом зале вместе с нашими гостями из Германии) к нам привёз активист Союза немцев Москвы Виктор Рудольфович Граудт – также легкоатлет, тренировавшийся в юности на том стадионе, где Валерий Брумель готовился к своим последним прыжкам.