Home ХроникаПраздник в казанском лютеранско-немецком сообществе в воскресный вечер 11 июня
Праздник в казанском лютеранско-немецком сообществе в воскресный вечер 11 июня

Праздник в казанском лютеранско-немецком сообществе в воскресный вечер 11 июня

11 июня 2017 года в Большом зале старинной Лютеранской кирхи Казани и Немецкого Дома Республики Татарстан в преддверии концерта творческих коллективов немцев России «Схожу с высот небесных я …», посвящённого 500-летию Реформации, зрителям была представлена выставка картин немецких художников в формате «Лютеранские церкви России». Руководитель Отдела федеральных программ Международного союза немецкой культуры МСНК) Екатерина Александровна Мартынова рассказала собравшимся об истории немцев-лютеран, которые были приглашены в Россию ещё царём Иваном III. Первый лютеранский храм был освящён в Москве в 1576 году. Таким образом, история Лютеранской Церкви в России насчитывает более четырёх веков.

В Казань первые немцы прибыли с войском русского царя Ивана IV (Грозного) в 1552 году. Вскоре верующие немцы лютеранской конфессии сформировали религиозную общину.

250 лет назад в 1767 году в Казанскую губернию с инспекцией приехала Всероссийская императрица Екатерина II Великая (21 ап-реля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия – 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург)). Вечером 26 мая (1 июня по новому стилю) построенная в Твери 13-баночная (26-вёсельная) галера с одноимённым названием «Тверь» по высокой весенней воде медленно подошла к Тайницкой башне Казанского Кремля…

Так началось пятидневное (5 дней и 7 ночей) пребывание Екатерины в нашем городе. Пребывание, до избытка заполненное службами в соборах и монастырях, разъездами по городу в карете и посещением специально организованного праздника, где императрице были показаны представители основных народов, населявших Казанскую губернию в то время…

Когда немцы Казани обратились к императрице за разрешением построить им лютеранскую немецкую кирху, Екатерина дала на это своё согласие. Одновременно она разрешила татарам-мусульманам строительство мечети  (ныне мечеть Марджани) в Татарской слободе.

В 1767 году в основание немецкой кирхи был заложен первый камень. К 1771 году кирха была достроена и освящена (gebaut und eingeweiht). Торжественное открытие в Казани немецкой лютеранской кирхи, построенной поначалу из дерева, состоялось – по григорианскому календарю – 24 ноября (7 декабря по новому стилю)  1771 года, в День св. Екатерины.  Понятно, что эта церковная дата была посвящена св. великомученице Екатерине Александрийской (287-305), и в честь её увековечена. Но построенная к этому времени кирха освящалась именно в этот день далеко не случайно. Ведь коронованная 22 сентября (3 октября по новому стилю) 1762 года как всероссийская императрица и обращённая в православную веру ещё 28 июня (9 июля по новому стилю) 1744 года, за день до обручения с будущим императором, под именем Екатерина Алексеевна (Романова)  германская принцесса София-Аугуста-Фредерика Ангальт-Цербстская-Дорнбург именем этим была названа в честь Екатерины Александрийской, получив то же имя и отчество, что и мать действующей императрицы Елизаветы Петровны императрица Екатерина I (в лютеранстве Марта Скавронская).

Ad notam, поскольку канонизация св. вмц. Екатерины Александрийской произошла задолго до разделения церквей (Великой Схизмы 1054), и католики, и православные отмечают сейчас День св. Екатерины одновременно, 7 декабря.

Это сплетение исторических обстоятельств (включая и екатерининский визит в Казань, и освящение кирхи в Екатерининский день, по-немецки Katharinentag, или Tag der heiligen Katharina) привело к тому, что сама казанская лютеранская кирха вошла в истории с именем святой Екатерины. На это стоит обратить внимание особо – ведь не перешедшие немцам-лютеранам от католиков, а строящиеся ими самими кирхи не могли носить имена святых, поскольку особое (как у католиков и православных) почитание святых лютеранами отвергалось. (Все верующие лютеране являются, по Лютеру, святыми.)

В итоге мы, немцы-лютеране Казани, имеем с той поры полное право именно в этот день 7 декабря (по новому стилю) отмечать День Освящения кирхи (Tag der Kircheneinweihung, die Kirmes). 7 декабря 2017 года наша Евангелическо-лютеранская община св. Екатерины г. Казани немецкой традиции (нем. Evangelisch-lutherische Hl.-Katharina-Gemeinde der deutschen Tradition будет отмечать этот праздник (День Кирхи) уже в 244-й раз (в четверг перед Вторым воскресеньем Адвента).

***

Посетив Казанскую губернию и вникнув в имеющиеся проблемы, Екатерина (покинула Казань 1 (12 по новому стилю) июня 1767) издала несколько указов, и сама приняла участие в составлении плана города.

«Эта империя, – писала она к Н.И. Панину из Казани 31 мая 1767 г., – совсем особенная, и только здесь можно видеть, что значит огромное предприятие относительно наших законов, и как нынешнее законодательство мало сообразно с состоянием империи вообще».

Год посещения Казани великой императрицей пришёлся на разгар переселения на российские земли востока европейской части этой страны западноевропейцев, преимущественно из юго-западных германских земель, и появления на этнической карте Евразии нового этноса, ныне называемого российскими немцами. Решающую роль здесь сыграли известные 3 документа российской императрицы 1762-1763 годов. Сначала увидел свет так называемый «вызывной» манифест от 4 декабря 1762 года (отпечатан по сотне экземпляров на русском, французском, немецком и английском языках; ожидаемого действия не возымел). Но уже 23 июля 1763 года были обнародованы два документа, дополняющие вышеупомянутый «вызывной» манифест: «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» и «Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев». Эти документы надолго стали фундаментом для развития европейской (немецкой) колонизации свободных российских территорий (вплоть до реформы 1871 года).

Неслучайно Екатерину Вторую, дольше всех императриц (34 года) правившую Российской державой, считают матерью-основательницей народа российских немцев. И её имя высоко чтимо в поколениях этого народа. И уже в XVIII веке, у хронологической колыбели российских немцев, даже в Казани, городе, расположенном существенно севернее основных центров немецкой колонизации, это имя в среде казанских немцев могло считаться естественным и закономерным для закладки традиции его использования в именовании лютеранской кирхи.

Ведь и сама Екатерина до её приезда в Россию была лютеранкой.

***

Лютеране давно стали частью истории России, и не только частью – они, как никто другой, способствовали научному, медицинскому, строительному, инженерному, химическому, культурному, интеллектуальному, политическому, военному развитию Государства Российского.

***

В наш Немецкий Дом (на улице Карла Маркса, 26, корпус 2), наспех поужинав, к финалу работы выставки и в разгар концерта начали подходить со стадионов и спортивных площадок российские немцы, члены двух команд – российской и германской (земля Северный Рейн-Вестфалия). К концу праздничного мероприятия мы вместе с артистами из разных городов России и спортсменами из двух стран сфотографировались, выслушав приветствия атлетов и поздравив их с большим числом побед на состязаниях с командами других народов России. Российские немцы блестяще выступили на проведённой МСНК в Казани Спартакиаде.

Виктор Диц,
председатель Национально-культурной автономии немцев Татарстана

Вера Музафарова (Ильчер),
ветеран ЕЛЦ св. Екатерины г. Казани

Добавить комментарий