Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниИмя Екатерины в христианстве
Имя Екатерины в христианстве

Имя Екатерины в христианстве

Христианство, православие, Александрийский патриархат и великомученица Екатерина

Конкретные религии

Различают понятия «религия» и «конкретная религия».

Религия (от лат. religio – благочестие, святыня, предмет культа, богопочитание) – одна из форм общественного сознания. Религии «вообще» не существует, исторически существуют конкретные религии. Имеется около 250 определений религии. В самой общей форме можно сказать: религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. В религии заключено следующее: 1) в ней проявляется сущность общества; 2) это способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 3) она представляет собой общественную подсистему; 4) она является феноменом культуры.

Термин «религия» употребляется в научной литературе и публицистике как в широком, так и в узком смысле слова Конкретная религия (религия в узком смысле слова) – своего рода духовная общность людей, признающая близкие вероучительные положения, имеющая сходную обрядность и не сводимая к более крупным общностям подобного же характера. По содержанию этот термин кардинально отличается от религии в широком смысле слова – важнейшего элемента духовной культуры, олицетворяющего отношение людей к божественному, их веру в единого Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм).

По оценкам авторов Всемирной христианской энциклопедии (Oxford University Press), сегодня в мире насчитывается порядка 10 000 различных конкретных религий и более 6 миллиардов их приверженцев. Неверующие же и убеждённые атеисты (последних авторы выделяют в отдельную категорию) составляют около 15% населения планеты.

В готовящейся мною к изданию книге «Лютеранство в пространстве и времени. Информационно-аналитический обзор» я навскидку привожу перечень 188 конкретных религий, в т.ч. 175 т.н. «новых религий». В их число включены, во-первых, 13 традиционных, или основных, религий: христианство, ислам, буддизм, бон, даосизм, джайнизм, зороастризм (включающий йезидизм и парсизм), индуизм (хинду-дхарма, хинду-самая), иудаизм, конфуцианство, мандеизм, сикхизм и синтоизм.

Первые три религии в этом списке – буддизм, христианство и ислам – называются и являются мировыми. Они перечислены на этот раз в порядке их возникновения. Буддизм основан в VII в. до н. э. Сиддхартхой Гаутамой. Датой основания термина «христианство» считается 42 год, когда язычники стали называть христианами последователей Иисуса в Антиохии-на-Оронте; основателем этой религии считается Сам Господь Иисус Христос. Ислам основан в 622 н. э. пророком Мухаммедом. По числу последователей мировые религии следует расположить в таком порядке: христианство, ислам, буддизм.

Последующие 10 религий в списке традиционных, или основных, религий (перечислены в алфавитном порядке) называют иначе региональными, или национальными. Все они также сложились давно, столетия или даже тысячелетия назад.

Христианство

Христианство – несмотря на его глобальную историческую миссию и принадлежность к числу его последователей трети жителей планеты – всего лишь одна из 10 тысяч так называемых «конкретных религий».

С учётом данных вышеупомянутой Всемирной христианской энциклопедии (Oxford University Press), к началу 2016 года в мире насчитывалось 2,432 млрд христиан, что составляет 33% населения планеты. В марте 2017 года населения планеты превысило 7,5 млрд чел., но и число христиан достигло 2,5 млрд, продолжая стабильно удерживать рубеж в одну треть землян.

Населявшие на 1.01.2016 планету Земля 7 349 627 тысяч (более 7,3 млрд – 6,7% когда-либо живших на Земле) представителей подвида Homo sapiens sapiens (Человек разумный разумнейший) проживали на территориях с различным статусом общим числом 251 (195 суверенных государств и 56 непризнанных либо частично признанных государств и зависимых территорий) и говорили на 7 102 языках. (Число людей, живших на Земле последние 162 тысячи лет, составляет 108 млрд представителей подвида Homo sapiens sapiens.)

Последователи Христа объединены в 33 820 деноминаций и Церквей, которые действуют в 251 стране мира и используют для общения и миссии большинство из 7102 языков, зафиксированных лингвистами в «Ethnologue».

В это число входят все, кто считает себя христианином, вне зависимости от:

  • возраста (то есть учтены дети из христианских семей),
  • конфессии (то есть учтены и последователи маргинального христианства),
  • глубины веры (то есть учтены номинальные и этнические христиане),
  • членства в церкви (то есть учтены и христиане, не отождествляющие себя ни с одной конфессией).

Сейчас в мире насчитывается 5,3 млн христианских поместных церквей и мест богослужения. Ежегодно число церквей увеличивается на 50 тыс. Христианские богослужения посещают 1,5 млрд человек, в том числе 600 млн – еженедельно.

Большинство христиан мира (64%) проживает в городах. Средний возраст христианина – 30 лет. При этом 565 млн современных христиан – дети до 15 лет. Ожидаемая продолжительность жизни христианина соответствует среднемировому значению – 68 лет (2001 год). По индексу развития человеческого потенциала (после 2013 – ИЧР – индекс человеческого развития, при подсчёте которого учитываются 3 вида показателей: ожидаемая продолжительность жизни – оценивает долголетие; уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения) и уровню жизни, оценённому через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США, христиане находятся выше, чем «не христиане» (0,73 и 0,58 соответственно). Аналогично, уровень грамотности у христиан выше, чем у «не христиан». Читать и писать умеют 88% взрослых христиан и 81% взрослых христианок (для «не христиан» уровень грамотности равен 78% и 60% соответственно).

Возникшее в I веке н.э. христианство очень быстро распространилось по всей Римской империи и за её восточными пределами.. По преданию, к концу I века новое учение достигло Испании на западе и Индии на востоке. К 100 году общая численность христиан составила 800 тыс. человек. К моменту признания в 313 году христианская религия объединяла более 14 млн человек или 7,3% мирового населения. К 600 году каждый пятый житель планеты был христианином. Последующую тысячу лет удельный вес христиан практически не менялся. Лишь с XVII века благодаря католическим миссиям в Америке, Азии и Африке процент христиан в мировом населении начинает расти. Этот рост особенно ускоряется с активизацией протестантских миссий (1800-е годы). К началу Первой Мировой Войны (1914 г.) христианство достигло своего исторического пика – 34,7 % населения земли были христианами. Последовавшие две мировые войны, стремительный рост населения в нехристианских странах и возникновение социалистических государств в Восточной Европе снизили долю христиан в мировом населении. Последние 40 лет, по подсчётам религиоведов, эта доля практически не изменялась.

Подсчитано, что со времён Иисуса Христа и до сегодняшнего дня на Земле жило 36,8 млрд человек. Из них 8,8 млрд (24 %) исповедовали христианство. В первую тысячу лет существования христианства численность верующих «восточных церквей» (впоследствии сформировавшихся в православие и древневосточные церкви) заметно преобладала над численностью верующих «западных церквей». Во втором тысячелетии истории христианства (1000 – 2000 годы) крупнейшей его ветвью является католицизм. Таких ветвей (направлений) в современном христианстве насчитывается 7 (скорее, с учётом перехода маронитов под омофор римских пап, уже 6): католицизм, протестантизм, православие, монофизитство, несторианство, монофелитство (марониты Леванта оказались последними монофелитами планеты) и маргинальное христианство (квазихристианство, псевдохристианство, парахристианство, околохристианство).

Вселенское православие

Православные церкви – христианские церкви, придерживающиеся православия. Также могут называться Православными церквями византийской традиции или греко-православными (вместе с Католической церковью – также халкидонскими церквями).

Здесь мы не рассматриваем Древневосточные православные церкви (англ. Oriental Orthodoxy), не признающие Халкидонский и все последующие Вселенские соборы. Православные церкви (халкидонские), Древневосточные церкви, Ассирийская церковь Востока и Восточнокатолические церкви объединены понятием «Восточное христианство» (следует иметь в виду, что Католическая церковь также называет себя исповедующей православную веру).

Православные церкви (византийской традиции) условно делятся на:

— мировое (вселенское) православие (четыре древних патриархата – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и находящиеся с ними в евхаристическом общении новообразованные поместные церкви);

— малочисленные юрисдикции греко-православной традиции, не признанные мировым православием и являющиеся с его точки зрения неканоническими (соответственно, не находящиеся в евхаристическом общении с ними, а зачастую и между собой).

Диптих (греч. δίπτυχον – сложенный вдвое) – список имён, поминаемых во время литургии в христианской Церкви

В современной Русской Православной Церкви употребляется преимущественно для обозначения списка имён предстоятелей ав-токефальных Церквей, в котором имена перечислены в традиционном порядке чести.

Первое место в нём занимает Святейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. В древнем христианстве наибольшим авторитетом пользовались Иерусалимская патриаршая кафедра  как место земной жизни Иисуса Христа, и Папский Престол Рима, как столицы Римской империи. Среди Восточных поместных Церквей первенствовали Александрия и Ан-тиохия – крупнейшие центры христианского мира того времени. За предстоятелями этих Церквей закрепился титул патриархов, а епископы Рима и Александрии уважительно именовались папами. После основания новой столицы империи – Константинополя – на II Вселенском Соборе (381 г.) 3-м правилом за Константинопольским патриархом усвоено второе место по Римском епископе. Статус Константинополя был подтверждён 28-м правилом IV Вселенского Собора (451). Так возникла древняя «пентархия» – система 5 православных кафолических патриархатов: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Впоследствии из этой пентархии выпал Рим (1054), но добавились Болгарский, Сербский и другие патриархи. При учреждении Московского патриархата он получил почётное 5-е место во вселенском Диптихе сразу после 4 древних патриархатов.

Всего в современном Диптихе упоминаются 14 автокефальных поместных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая (автокефалия Православной Церкви в Америке, предоставленная ей в 10.04.1970 году Русской Православной Церковью, признаётся последней, а также Болгарской, Грузинской, Польской Православными Церквями и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, но не признаётся Константинопольским Патриархатом, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской и Албанской Церквями в качестве Автокефальной Церкви (на сайте Румынской Церкви ПЦА упомянута в числе Церквей-сестёр без уточнения её статуса), однако признаётся вышеупомянутыми Церквями как самоуправляемая часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство не оспариваются).

В современной – после Поместного Собора 1917-1918 годов – практике РПЦ гласное поминовение предстоятелей всех поместных Церквей по именам по диптиху бывает только во время служения литургии патриархом и митрополитом Киевским и всея Украины.

В настоящее время перед поместными православными Церквами в рамках подготовки к намечаемому в Стамбуле Всеправославному собору 2016 года стоит вопрос о согласовании диптихов.

Дальнейшее повествование ограничим рассказом об истории Александрийской православной Церкви.

Александрийская Православная Церковь

Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки (полный титул Блаже́ннейший, Боже́ственнейший и Святе́йший Отец и Пастыренача́льник, Па́па и Патриа́рх Вели́кого Гра́да Александри́и, Ли́вии, Пента́поля, Эфио́пии, всего Еги́пта и всей А́фрики, Отец Отцо́в, Пастырь Па́стырей, Архиерей Архиере́ев, Трина́дцатый Апо́стол и Судия́ Вселе́нной) – официальный титул предстоятеля Александрийской Православной Церкви.

Православная Александрийская Церковь – одна из древнейших, в диптихе Православных Церквей стоит второй, после Константинопольской и перед Антиохийской.

Из всех православных патриархов только у Патриарха Александрийского имеется титул Папы.

Согласно шестому канону Первого вселенского собора (325) и второму канону Второго вселенского собора (381), власть Александрийского епископа распространялась «на весь Египет».

С середины III века Александрийский епископ носит почётный титул Папы. Первым предстоятелем Александрийской церкви, упомянутый как Папа, был Иракл Александрийский (231-248). С 451 года за Александрийский епископом также утвердился титул патриарха. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке.

С именем Патриарха Феофила (Филофея) II связано предание о разрешении им около 1015 года спора византийского императора Василия II и Константинопольского Патриарха Сергия II, за что Александрийский первосвятитель удостоился титула «Судии вселенной» (Κριτής της Οικουμένης), получив право носить две епитрахили и тиару.

Патриарх Мелетий II (1926-1935) распространил юрисдикцию Александрийского патриархата на всю Африку (с прилегающими островами), заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всей Африки».

C 9 октября 2004 года предстоятелем Александрийской Православной Церкви является Феодор II – 116-й Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки (интронизирован 24 октября 2004 года).

Резиденция Патриарха и Священного Синода Александрийской Православной Церкви находится в Александрии, на ул. Святого Саввы, в Александрийском патриаршем монастыре во имя преподобного Саввы Освященного (Александрийский Саввинский монастырь).

***

Патриарший монастырь святого Саввы Освященного в Александрии является духовным центром греческой общины города с 4-го века от Р.Х. Помимо Патриаршей резиденции здесь также размещаются больница, богадельня, школа, кладбище Патриархов и ряд других объектов. В алтаре храма получил благодать священства святитель Нектарий Пентапольский.

Прежде чем здесь выросла православная обитель, монастырский храм был языческим храмом, посвящённым, по одним свидетельствам – Митре, по другим – Аполлону.

Около 318-320 года, когда в Египте было устроено 40 христианских храмов по изволению равноапостольного царя Константина Великого, этот храм был освящён как христианский и посвящён во имя апостола и евангелиста Марка.

Ad notam. Марк, или Иоанн-Марк (+63), апостол от 70, евангелист.

Память евангелиста Марка отмечается Евангелическо-лютеранской общиной св. Екатерины г. Казани 25 апреля; в иных протестантских церквях (евангелисты, англикане) также 25 апреля; Русской Православной Церковью и иными православными церквями – 25 апреля (8 мая), 4 (17) января, в дни Собора Апостолов от семидесяти: 27 сентября (10 октября) и 30 октября (12 ноября): в Католической Церкви – 25 апреля; 31 января в Венеции (день перенесения мощей); в традиции Коптской церкви именуется «Боговидцем» (Theorimos). Считается покровителем египетских христиан, города Венеции (Италия) и острова Райхенау (Германия), на котором хранится часть мощей апостола.

Племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк 14:51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян 12:12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошёл его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян 13:6-12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

В последующие годы при храме стали строиться кельи монахов и возник монастырь.

После отпадения от Православия большинства христиан Египта, около 536 года обитель сделалась местопребыванием патриархов Александрийских. С этого времени монастырь делается также центром многосторонней церковной деятельности – здесь в разное время были школа, сиропитательный и странноприимный дом, больница; при обители возник некрополь, где погребали патриархов, монахов и духовенство, а также и христиан-мирян.

Около середины VII века монастырь был разрушен землетрясением и вновь отстроен на средства богатого александрийского христианина по имени Савва. Тогда же обитель была посвящена во имя преподобного Саввы Освященного.

Ad notam. Савва Освященный (439-532), преподобный.

Память 5 декабря в день кончины.

Родился в 439 году в маленьком городке Муталаска в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шёл восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одарённый ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим и поступил в монастырь Пассариона Великого в Палестине.

Промысел вскоре свёл его с преподобным Евфимием Великим, но тот направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря Мукеллик со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником 17 лет, до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий Великий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув у Мёртвого моря. Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда в 473 году преподобный Евфимий Великий отошёл ко Господу, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+475) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. Так возникла в 484 году Великая Лавра. Лавра была и доселе служит одним из центров православия на Востоке, давая и материальную помощь, и возможное образование окрестному бедному населению из православных.

Преподобный Савва основал в общей сложности семь обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых.

В 517 году он доставил в Иерусалиме победу Православию над монофизитством, несмотря на то, что последнему покровительствовал император Анастасий I.

Под конец жизни был послан Иерусалимским святителем Петром к императору Юстиниану, с тем, чтобы царь воздвиг госпиталь и достроил Новую церковь в Иерусалиме. Император согласился и щедро одарил святого Савву средствами для благоустройства Лавры.

Составил «Богослужебный устав» (Типик), известный также под именем Иерусалимского.

Скончался 5 декабря 532 года.

Жизнь святого Саввы описана его современником Кириллом Скифопольским.

В 1256 году его нетленные мощи были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, а 12 ноября 1965 года были возвращены обратно в основанную им Лавру. Они и по сей день находятся там и от них происходят многочисленные случаи исцеления, особенно онкологических больных.

Одной из главных святынь храма св. Саввы является мраморный столб, близ которого, по преданию, была обезглавлена Александрийская великомученица св. Екатерина.

Святая великомученица Екатерина

7 декабря (24 ноября по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской. В России с этим именем связано многое: сразу две императрицы на Российском престоле с именем Екатерина Алексеевна, десятки храмов, возведённых в честь святой Екатерины, даже город Екатеринбург отмечен на карте страны, Краснодар ранее назывался Екатеринодаром, Днепропетровск – Екатеринославом, а Маркс в Саратовской губернии – Екатериненштадтом.

Имя Екатерина имеет широкое распространение среди женских имён. Его популярность то возрастает, то несколько угасает, но, тем не менее, оно остаётся одним из самых часто встречаемых русских женских имён. Это популярное в России имя пришло к нам из Византии. Корень слова «катариос» (чистота) тот же, что и в слове «катарсис» (очищение). Отсюда и имя, которое в переводе с древнегреческого означает «непорочная», «чистая». В XI-XII веках в древнерусских рукописях имя Екатерина встречается уже в изменённом виде, как Катерина. А в устной традиции, для удобства общения, это многосложное и труднопроизносимое имя и вовсе сокращали до Кати. В Европе также бытовали сокращённые формы: Катрина, Катрейн, Каталина.

(Кстати, у обывателей считается, что наилучшая совместимость в браке у Екатерины есть с Антоном, Денисом, Виталием, Петром и Павлом.)

Сегодня мы можем позволить себе назвать ребёнка любым именем. Но не так было в дореволюционной России. Например, существовали циркуляры, предписывающие не давать членам семьи одинаковых имён, сложных в произношении и вообще, стараться называть ребёнка в соответствии с днём памяти святого. Между тем, складывались традиции использования имён. Родители старались называть своих детей в честь особо чтимых святых.

Популярность имени часто напрямую зависела от того, как звали царя. Так, императрица всероссийская Екатерина II, или Екатерина Великая, значительно расширившая территорию государства Российского, реформы которой коснулись практически всех сфер жизни страны, не могла не остаться в памяти потомков. Вплоть до конца XIX века имя Екатерина было одним из самых любимых в дворянской среде.

Эта традиция продолжилась и в ХХ веке. Согласно статистике, до 1980-х годов в СССР имя Екатерина прочно входило в десятку самых популярных имён. Даже зенитно-ракетная установка М-13, применившаяся в годы Великой Отечественной войны, неофициально и среди фронтовиков звалась «Катюша». Установка была засекречена, подавать команды к бою: «пли» или «огонь» запрещалось. Их заменяли на «пой» и «играй». И разве можно было «поющую» М-13 назвать другим именем, кроме Катюши? Девушки Катюши, которая «выходила, песню заводила» из шлягера конца тридцатых годов Матвея Блантера и Михаила Исаковского?

Житие святой Екатерины

Марко Базаити. Святая Екатерина Александрийская. 1500 г.

В 287 году в семье правителя египетского города Александрия случилось радостное событие. Родилась девочка, которой при рождении дали имя Доротея. Нам она известна, как святая великомученица Екатерина. Город, расположенный в дельте Нила, был одним из центров тогдашнего мира. Лучшие умы, выдающиеся учёные, философы, врачи приезжали в Александрию. Благодаря своей знатности и богатству, а также природному уму, Доротея не только слушала выступления в Мусейоне учёных мужей, изучала иностранные языки, но и упражнялась в ораторском искусстве. А александрийская библиотека, насчитывавшаяся тысячи уникальных папирусов, позволяла девушке читать античных философов и сочинения древних медиков.

Многие знатные юноши мечтали о браке с дочерью правителя Александрии. Однако Доротея не спешила с выбором. Своим родителям и соискателям руки и сердца была объявлено: лишь за того она выйдет замуж, кто превзойдет её в мудрости и именитости, кто затмит красотой и богатством.

Надо сказать, что мать Доротеи была тайной христианкой. Её духовный отец подвизался в пещере неподалёку от Александрии. Туда-то женщина и отвела дочь. Монах, выслушав Доротею, сказал ей, что знает Юношу, Превосходящего девушку во всех этих дарованиях. «Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всём мире нет подобного Ему», – сказал отшельник и так обратил дочь правителя в христианство.

Дважды Доротее было видение. Она как будто переносилась на небо и предстояла перед Христом. В первый раз Христос отвернулся от девушки из-за её безобразия и безумия. Опечаленная и озадаченная увиденным, она вернулась к сирийскому старцу. Тогда-то он и крестил её с именем Екатерина, научив молиться. Второе видение было святой Екатерине уже после крещения. Она вновь перенеслась на небо. На этот раз Христос не только принял деву, но и вручил ей кольцо как символ обручения.

Впечатлённая видением, святая Екатерина дала обет безбрачия. Она стала открыто проповедовать христианство. В это время с 1 мая 305 года с титулом Цезарь (с мая 309 года с титулом Август) римским императором (после добровольного отказа от 20-летнего правления Диоклетиана и Максимиана) становится родившийся 20 ноября 270 года в Иллирике сын сестры императора Галерия Гай Валерий Галерий Максимин Даза (лат. Gaius Valerius Galerius Valerius Maximin Daia, 270-313), вошедший в историю под именем Максимин II Даза (или Дайа), правивший Римской империей в 305-313 годах.

Когда в Александрии императором Максимином было устроено широкое языческое празднество, девушка явилась на него. Здесь она во всеуслышание обличала язычников и исповедовала Христа. «Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошёл на землю и сделался человеком для спасения нашего», – говорила святая Екатерина императору. Максимин был абсолютно пленён красотой и речью молодой девушки. Учитывая её высокое положение, он не посмел тут же казнить святую Екатерину. Хитрый император попробовал переубедить девушку. Им были приглашены пятьдесят умнейших мужей. Своими доводами и аргументами язычники должны были сокрушить веру святой Екатерины. Спор о вере шёл несколько дней, но учёнейшие люди империи вынуждены были признать поражение. Однако император Максимин не собирался сдаваться. Поняв, что ни подарки, ни слава не прельщают святую Екатерину, он приказал на время своего отъезда из города заключить девицу в темницу. Туда-то к святой Екатерине и пришла супруга императора, царица Августа. Побеседовав с девушкой, Августа приняла Христа.

Через некоторое время Максимин вновь призвал святую Екатерину. Он надеялся, что заточение и страх жестокой смерти, которой он пообещал подвергнуть девушку, изменят отношение святой Екатерины, и она отречётся от своего Бога. Но император опять ошибся. В приступе ярости он велел принести великомученицу в жертву языческим идолам и публично колесовать, но произошло чудо. Неведомая сила разрушила орудие пытки. Царица Августа, увидев это, вступилась за святую Екатерину. Её поддержал военачальник Порфирий и 200 воинов. Вместе они исповедовали Христа и тут же по приказу императора были обезглавлены. Максимин снова и снова делал попытки переубедить святую Екатерину. Он не только уговаривал её отречься от своей веры. Он молил святую Екатерину стать его супругой. Но девушка, называя себя невестой Христа, сама положила голову на плаху и была предана смерти.

Событие это, по разным данным, произошло примерно в 304-316 году (по нашим расчётам, опирающимся на предание, оно произошло 24 ноября 305 года). Существует предание, что тело великомученицы Екатерины исчезло. Будто бы ангелы подхватили тело и перенесли на гору Синай, в новосозданный (построенный три века спустя) храм Синайского монастыря. В монастыре св. Екатерины и по сей день пребывают мощи святой (обретённые по откровению честная глава и левая рука святой мученицы).

Так как святая великомученица Екатерина была канонизирована ещё до разделения церквей, то она почитается и католиками, и православными. На иконах великомученицу изображают в царском венце, подчеркивая её благородное происхождение. Багряный плащ-накидка свидетельствует о мученической кончине святой.

Святые с именем Екатерина

Новомученица Екатерина Арская. Фото 1910-1920 гг.

В истории русского православия известны и другие Екатерины, ставшие святыми. Всего их пять человек. 7 декабря вспоминаем великомученицу Екатерину Александрийскую. 17 декабря мы чтим память новомученицы Екатерины Арской, расстрелянной в 1937 году вместе с архиепископом Гавриилом (Воеводиным). 5 февраля церковь вспоминает преподобномученицу Екатерину (Черкасову), расстрелянную на Бутовском полигоне. 17 февраля отмечается день памяти Екатерины (Декалиной), или Екатерины Симбирской – монахини, расстрелянной в подвале Ульяновского НКВД. 20 марта 1938 года за «систематическую контрреволюционную агитацию» была расстреляна и погребена в общей могиле послушница монастыря в честь иконы «Всех скорбящих Радость» святая Екатерина Константинова.

Кольцо святой Екатерины

Один из сюжетов жития великомученицы Екатерины вошёл в анналы мирового изобразительного искусства. История о том, как святая Екатерина, представ перед Христом, получает от него обручальное кольцо, стала любимейшим сюжетом художников эпохи Возрождения. Рафаэль, Барталомео Фра, Веронезе Паоло, Лоренце Лотто, Пуссен, Джованни Батиста Бертуччи, Пармиджанино, Ганс Мемлинг и другие великие художники более поздних времён писали святую Екатерину. В истории европейской религиозной живописи даже сложился своеобразный канон. На полотнах «Обручение святой Екатерины» мученица изображается в царских одеждах. Склонившись у ног Богоматери, сидящей на троне, святая Екатерина берёт кольцо из рук младенца Христа.

Орден святой Екатерины

Орден святой Екатерины «За любовь и Отечество»

Орден святой Екатерины Пётр I учредил в память о злополучном прусском походе, который чуть не стоил ему армии и жизни.

Летом 1711 года на реке Прут малочисленная армия, которую возглавил сам будущий император, попала в окружение турок. Новые атаки янычар, отчаянность, с которой османы совершали вылазки, а также потеря позиций грозили русской армии неминуемой гибелью. Переговоры и подкуп турецкого визиря – решение, которое принял военный совет. Из казны взяли 150 тысяч рублей. А Екатерина Скавронская, которая, как верная жена, сопровождала русского царя даже на поле брани, говорят, отдала в пользу «подарка» паше все свои драгоценности. Исход переговоров, почётное перемирие, которое заключил вице-канцлер Шафиров, как и ожидалось, спасло армию и царя.

24 ноября по старому стилю 1714 года, в день памяти святой Екатерины, Петр I вручил своей супруге орден, учреждённый им в честь её покровительницы, великомученицы Екатерины. Орден Освобождения по сути был персональной благодарностью супруге. Он предназначался только и исключительно Екатерине Скавронской. Но очень скоро Орден святой Екатерины стал в России не только высшей наградой для женщин, но своего рода символом принадлежности к клубу избранных лиц. За время своего двухсотлетнего существования орден был выдан 734 раза.

Орден святой Екатерины имел две степени и жаловался особам императорского дома, а также представительницам высшей знати.

Орден высшей степени, или большого креста, носили на белой ленте с золотой каймой через плечо. К нему прилагалась восьмиконечная звезда. Она была усыпана множеством бриллиантов и крепилась на платье слева. Кавалерственный орден, или орден меньшего креста, носили на белом банте с вышитым серебром девизом «За любовь и отечество».

Однако в 1797 году Павлом I был издан новый статут. Во-первых, цвет лент, на которых полагалось носить орден, с белого был изменён на красный. С золотой каймой в случае с орденом святой Екатерины первой степени, и с серебряной каймой для кавалерственного ордена. Тогда же было установлено жаловать Орден святой великомученицы Екатерины каждой родившейся великой княжне. Великие князья соответственно награждались Орденом святого Андрея Первозванного. Следуя этому установлению, сразу после крещения новорожденного ребёнка перепоясывали: мальчиков – голубой (Андреевской) лентой, а девочек – алой (Екатерининской) лентой. Обычай перевязывать младенцев лентами, напоминающими по цвету орденские, быстро прижился в дворянской среде. Мещане не отставали. Традиция, связанная с этой историей, сохранилась до наших дней – при выписке из роддома конверт с новорожденным младенцем перевязывают лентой. Мальчиков – голубой. Девочек – розовой.

Интересные факты, связанные с именем Екатерина

Екатерина I, Екатерина Алексеевна Михайлова, супруга Петра Великого, на самом деле носила имя Марта Скавронская. Это имя было дано ей при рождении. Екатериной она стала лишь в 1704 году, крестившись в православную веру. Отчество Алексеевна получила от своего крёстного – царевича Алексея. А фамилию Михайлова дал ей муж, Пётр I. Император, желая оставаться инкогнито, регулярно представлялся как Пётр Михайлов.

Екатерина II Великая – урождённая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская-Дорнбург. Имя Екатерина она также получила, перейдя в православие в 1744 году. По просьбе своей будущей свекрови, императрицы Елизаветы Петровны, она крестилась с именем Екатерина. Заодно получила и отчество Алексеевна, став полной тёзкой своей предшественницы.

Екатерининские гулянья – первые катанья на санях

День памяти великомученицы Екатерины приходится по новому стилю на 7 декабря. К этому времени в России зима уже вступала в свои права и землю покрывал снег. Поэтому первые катания на санях называли Екатерининские гулянья. Считалось, что если 24 ноября стоит ясная погода, то зима будет морозная. В этот день на гуляния выезжали и те, кто венчался осенью. Украшенные золотом, расписанные «красками с выводами» сани новобрачных открывали гонки на санях. Святая Екатерина почиталась в народе покровительницей невест и помощницей в родах. Была даже пословица: «Княгине – книжка, кошке – котя, а Катерине своё дитя милее». И те девицы, кто на осенних свадьбах был лишь гостем, наверняка накануне дня Екатерины-санницы гадали на женихов. В любом случае, начинающиеся зимние гуляния и катания на санках было лучшим временем, чтобы посмотреть на молодых парней, отдать им должное за силу и сноровку и присмотреть себе жениха.

С Екатерины-санницы также начинался период, когда мужики уходили в отхожий промысел и занимались извозом.

Православные храмы в честь святой Екатерины

Святая Екатерина почиталась как покровительница женщин и помощница в родах. Поэтому храмы в честь великомученицы освящены по всей России. В том числе такие храмы возводились при богадельнях, больницах, воспитательных домах. Крупнейшие храмы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Алапаевске, Новокузнецке, Петрозаводске, Смоленске, Твери, Челябинске. Сегодня в Москве действует и доступен для посещения храм святой Екатерины на Всполье.

Церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге существует наибольшее число храмов, освящённых в честь св. Екатерины. Католические, лютеранские, православные.

На Васильевском острове находится крупнейший православный Екатерининский собор у Тучкова моста. На этом месте храм стоит с середины XVIII века. В 1809 году деревянная церковь полностью сгорела. Из храма успели вынести лишь образ святой Екатерины. Новый храм освящён в 1823 году. Почти сто лет спустя, в 1917 году, он был разграблен и закрыт.

Здание серьёзно пострадало во время блокады Ленинграда, когда в часовню попал снаряд. После войны Екатерининский храм передан в пользование геологоразведочному институту. Богослужения возобновились лишь в 1996 году, когда комплекс зданий возвратили Санкт-Петербургской епархии. Сейчас в соборе ведётся реставрация. Регулярные богослужения совершаются в подколокольном храме.

Католический храм святой Екатерины в Петербурге

Первый храм святой Екатерины в России появился по приказанию Петра I. Император, желая привлечь в Санкт-Петербург иностранцев, объявил свободу вероисповедания. Так, храм святой Екатерины Александрийской стал символом веротерпимости. Однако в 1737 году деревянный храм святой Екатерины сгорел.

Каменный храм, один из старейших католических храмов России, Анна Иоанновна позволила построить на Невском проспекте. За время строительства храма святой Екатерины с 1739 по 1783 годы сменилось аж три правителя. Завершён он был в царствование Екатерины II. Освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы, папским нунцием Джованни Аркети. Храм стал одним из центров католического влияния в России. Число прихожан здесь к середине XIX века достигало трёх тысяч человек. Стремясь к оригинальности, многие русские становились прихожанами храма и даже переходили в католичество. Храм посещал Петр Чаадаев. А Жорж Дантес и вовсе венчался здесь с Екатериной Гончаровой.

Православный приход в честь святой Екатерины в Риме

Православный храм святой великомученицы Екатерины в Риме.
Фото с сайта храма www.stcaterina.org

В Риме по адресу Via del Lago Terrione, 77/79 находится православный храм святой великомученицы Екатерины. Храм построен на территории посольской виллы Абамелек. С октября 2006 года в храме, тогда ещё строящемся, каждое воскресение совершается литургия. В 2009 году в храме святой Екатерины совершён чин великого освящения. Настоятелем храма святой Екатерины в Риме является архимандрит Антоний (Севрюк). Церковь расположена на зелёном холме и окружена садом. К нему ведёт длинная мраморная лестница. С площадки перед входом в храм святой Екатерины открывается панорама на собор Святого Петра.

Храм-усыпальница в Штутгарте

Несколько православных храмов Европы в честь св. Екатерины, например, в городах Киль и Амстердам, были упразднены. Однако в Штутгарте (земля Баден-Вюртемберг) по сей день существует надгробная церковь св. Великомученицы Екатерины. Храм-усыпальница был освящён в 1824 году. Он предназначался для погребения скончавшейся в 1819 году от заражения крови королевы Вюртембергской Екатерины, дочери Павла I. Екатерина Павловна прославилась своей благотворительной деятельностью и заботой о населении, разорённом наполеоновскими войнами.

Храм был построен на месте срытого средневекового замка на горе Ротенберг. Он спроектирован как античная ротонда. В качестве строительного материала архитектор применил местный красный песчаник. Внутренние интерьеры храма святой Екатерины скромные. Несколько икон в золотых окладах, усыпанные драгоценными камнями, были привезены из России. Здесь же находится венчальная икона св. Великомученицы Екатерины. В склепе установлен саркофаг Екатерины Павловны. Православные богослужения в храме святой Екатерины совершаются только в Духов день. В остальное время он работает как музей.

Тропарь великомученицы Екатерины

глас 4

Добродетельми, яко лучами солнечными,/ просветила еси неверныя мудрецы,/ и, якоже пресветлая луна ходящим в нощи,/ неверия тьму отгнала еси/ и царицу уверила еси,/ вкупе же и мучителя обличила еси,/ богозванная невесто, блаженная Екатерино,/ желанием востекла еси в Небесный чертог/ к прекрасному Жениху Христу,/ и от Него царским венцем венчалася еси:/ Емуже, со Ангелы предстоящи,/ за ны молися,// творящия пречестную память твою.

Кондак великомученицы Екатерины

глас 2

Лик честный Божественне, мучениколюбцы,/ воздвигните ныне,/ почитающе всемудрую Екатерину,/ сия бо в тризнищи Христа проповеда и змия попра,// риторов разумы укротивши.

Молитва Святой великомученице Екатерине

О святая Екатерино, дево и мученице, истинная Христова невесто! Молим тя, яко особливую благодать, еюже предвари тя Жених твой, Сладчайший Иисус, приимшую: якоже посрамивши прельщения мучителя мудростию твоею, пятьдесят витий победила еси, и напоивши их небесным учением к свету истинныя веры наставила еси, тако испроси и нам оную Божию мудрость, да и мы, вся козни адскаго мучителя расторгше, мира же и плоти соблазны презревше, достойни явимся Божественныя славы, и к расширению святыя нашея Православныя веры сосуди достойни соделаемся, и с тобою в небесней скинии Господа и Владыку нашего Иисуса Христа со Отцем и Святым Духом восхвалим и прославим во все веки веков. Аминь.

Православные и католики отмечают День святой великомученицы Екатерины (нем. Katharinentag).

В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая (?) рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря.

Ad notam

Обычаи Екатеринина дня (в дореволюционной России)

С сего дня начинаются в городах зимние гулянья на санях. В старину к этому гулянью бывали особенные приглашения. В дом богатого и зажиточного семьянина, где была осенняя свадьба, сходились все родные смотреть, как поедут новобрачные. За молодыми снаряжался длинный поезд всех родных. Здесь впервые показывалась молодая после свадьбы и, по старому обычаю, должна была раскланиваться всем соседям. Сани новобрачных всегда отличались пред другими: их или расписывали красками с выводами, или позолачивали сусальным золотом. Боярские сани украшали волчьи и медвежьи меха. Поездом новобрачных управляли самые близкие родственники. Свёкор и свекровь, отправляя свою невестку на гулянье, просили провожатых беречь молодую от всякой беды, а более всего от лихого глаза. Подле порога, в сенях, постилали овчинную шубу навыворот.

Когда приезжали с гулянья, на этой шубе свёкор и свекровь встречали свою невестку. Здесь провожатые сдавали с рук на руки молодых. Вечерняя пирушка оканчивала торжество.

Маленьким детям, именинницам, посылали в подарок козырные санки с куклами. Эта обязанность лежала на тёщах и крестных матерях.

Святая Екатерина у русского народа почитается покровительницей брака и невест, а также помощницей женщинам при родах. Екатерина по­кровительствует беременным.

В  ночь на её день девицы, мечтающие о замужестве, гадали. Многие постились на Екатерину, чтоб иметь добрых женихов. Говорили: «На Екатеринин день и на Андрее гадают». Ломали сучок яблони и клали его под подушку, чтобы привиделся суженый. Катили каравай хлеба от ржаного колоса – к вещи, потихоньку взятой у понравившегося парня, а затем вокруг этой вещи кругами. Девушка ве­рила, что парень возле её дома станет ходить кругами.

***

По народному календарю праздников, 7 декабря (24 ноября по старому стилю), точнее, в эти дни, на Руси отмечались  народные празднества с такими старинными названиями: Екатеринин день, Екатерина санница, Катерина – лёгкие родины, Катерина женодавица.

На Катерину начинали кататься с гор. Считалось, что лёд на реке уже достаточно крепок, поэтому катания на санках устраивали с речных берегов на лёд. Этот день особо отмечался в домах, где только что отпраздновали свадьбу. Все родственники и знакомые собирались посмотреть на выезд молодых. Молодожёны должны были, выходя из дому, обязательно пройти по тулупу, вывернутому мехом вверх. Открывали извоз, справляли гулянье.

Катеринские гулянья, гадания, первые катания на санях; собирались в дальнюю дорогу с товарами.

Если на Катерину оттепель, да туман, да слякоть – тогда морозов не жди раньше Варварина дня (т.е. ещё 10 дней).

***

Кирмес в Казани

Кирмес казанских лютеран немецкой традиции – это ни что иное, как День освящения лютеранской церкви «Hl.Katharina-Kirche» (Tag der Kircheneinweihung),  сознательно совмещённый с празднованием Дня святой Екатерины (отмечаемым РПЦ [и казанской общиной ЕЛЦ] 7 декабря по юлианскому календарю, а РКЦ и всей ЕЛЦ 24 ноября по григорианскому календарю).

Древнее немецкое название нашего праздника – Дня освящения кирхи (die Kirchweih, das Kirchweihfest) – произносится «кирмес» (с ударением на первом слоге).

Этимология этого слова: Kirchtag – Kirtag – Kirchmeß – Kirchmess – Kirmess – Kirmes

die Kirmes, =, …sen

die Kirmse, =, …n

die Kirmes, =, Kirta

В немецкоязычных странах Европы кирмес – ежегодный престольный праздник по случаю освящения местной церкви (праздник покровительства местной церкви). Начинается утренним богослужением, в остальном носит светский характер. Проводится ярмарка с аттракционами и представлениями. Осенние кирмесы (кирты) являются одновременно и праздниками урожая Erntedankfest. Когда-то в в большинстве мест средневековой Германии на заре её христианизации (Германия была обращена в христианство во времена франков. Крестителем Германии считается святой Бонифаций, бывший епископом Майнца и обративший в христианство значительную часть современной Германии; претерпел мученическую смерть от язычников в 754 году) кирмес был приурочен к древнегерманскому празднику в честь духа-покровителя [данной местности].

Диалектные названия этого праздника (бав., австр. и др.) – die Kirmse, die Kirta (pl), die Kirmis. Русскоязычные аусзидлеры стали употреблять термин «кирта», на некоторых южно-немецких диалектах употреблявшийся в значении множественного числа, как имя существительное женского рода единственного числа (во множественном же числе – кирты).

В Германии бытует поговорка: Es ist nicht alle Tage Kirmes ≈ не всё коту масленица.

Ad notam в 2014 году в  Германии праздновали Kirmes 19 октября, в иные годы – в иные дни, а в текущем 2017 году — ** октября.

День Кирмеса изначально был праздником сбора урожая, позже стал религиозным торжеством, ныне же это большая ярмарка и народные гулянья. Его отмечают повсеместно, от маленьких деревень до больших городов. Кирмес – соломенное чучело, в его руках бутыль шнапса, и этот символ праздника за две недели до события закапывают в землю, а само торжество и начинается с ритуала его «выкапывания». Затем происходят довольно странные и оттого забавные события: Кирмеса проносят через всю деревню к наряженному фруктами и гирляндами дереву Kirchweihbaum и крепят его на самой верхушке.

Далее начинаются соревнования за… крендель. У дерева танцуют пары, которые передают друг другу букет цветов и та, что в момент финального сигнала окажется с букетом, считается победившей и лакомится кренделем. А на следующий день чучело Кирмеса с непременной бутылью шнапса закапывают. В «могилу» кладут голову петуха, кости и праздничный пирог. Эта шуточная траурная процессия – знак благодарности богам за урожайный год. Чем праздник Кирмеса веселее – тем урожайней будет следующий год. А сами похороны чучела – символ избавления от неприятностей этого года и, конечно же, вредных привычек, в частности – алкоголизма и обжорства. На площадях катаются на специально привезенных аттракционах, лакомятся в вагончиках с разнообразной едой и пивом. Вечерами – концерты и танцы, в последний день – фейерверк.

Немцы экономны. К подобному празднеству следующего года бутыль шнапса откапывают и вновь пускают в дело.

Post scriptum

Эта заметка написана в продолжение и развитие заметки о воскресном вечере в День Лютеранской Троицы в Казани 11.07.2017. Подобные заметки – в продолжение первых двух – будут размещаться и далее на сайте Немецкого Дома РТ www.nd-rt.ru.

В.Г. Диц

Добавить комментарий