Home PerlenketteФилософский вечер в молодежном клубе

Философский вечер в молодежном клубе

В четверг 28 октября 2004 года в 19.00 началась очередная встреча членов Молодёжного клуба при Немецком Доме РТ «Perlenkette». Во встрече приняло участие более 30 человек. Она была посвящена на этот раз философии.

С лекцией перед собравшимися выступил специально приглашённый для этой цели протоиерей Игорь Цветков, священник Храма Ярославских чудотворцев на Арском поле.

Тема его доклада – «Философия и богословие Пауля Тиллиха». Этот протестантский богослов и философ-экзистенциалист оставил яркий самобытный след в общественной мысли Запада. Отец Игорь, преподавая в Казанской (православной) духовной семинарии систематическую теологию, очень глубоко изучил творческое наследие этого философа и теолога (пожалуй, глубже кого-либо в России). После философского доклада общение молодёжи продолжилось за чайным столом, во время которого наряду с проведением викторин на философские темы прозвучали современные немецкие лирические песни в исполнении дуэта «Ohne Zweifel» и общими усилиями была доработана программа работы МК «Perlenkette» до конца текущего года.

Тиллих, Пауль Йоханнес (Tillich, Paul Johannes) (20.08.1886, Штарцеддель, Германия, – 22.10.1965, Чикаго, США) – немецко-американский христианский мыслитель, теолог, философ культуры, представитель диалектической теологии. Родился в семье лютеранского пастора. Учился в университетах Берлина, Тюбингена, Галле и Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), в 1912 стал пастором евангелическо-лютеранской церкви Бранденбурга. Во время Первой мировой войны Тиллих служил в армии капелланом. После войны преподавал в университетах Берлина (1919-1924) и Марбурга (1925), в Высшем техническом училище Дрездена (1925-1929) и Франкфуртском университете (1929-1933, профессор философии). Из-за своих политических взглядов был уволен из Франкфуртского университета сразу же после возвышения Гитлера.

С 1933 по 1955 был профессором систематической теологии и философии религии в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Позднее преподавал в Гарвардском университете (1955-1962) и в Чикаго (с 1962). Умер 22 октября 1965 года в Чикаго.

К главным работам Тиллиха относятся:

Протестантская эра (The Protestant Era, 1948),
Систематическая теология (Systematic Theology, v. 1-3, 1951-1963), Мужество быть (The Courage To Be, 1952),
Новое бытие (The New Being, 1955),
Вечное сейчас (The Eternal Now, 1963).

Основные проблемы творчества Тиллиха – христианство и культура: место христианства в современной культуре и духовном опыте человека, судьбы европейской культуры и европейского человечества в свете евангельской Благой Вести. Эти проблемы рассматриваются Тиллихом в терминах онтологии и антропологии, культурологии и философии истории, христологии и библейской герменевтики. На русский язык переведены «Теология культуры», «Мужество быть», «Динамика веры», «Христианство и встреча мировых религий» и другие произведения, вошедшие в том «Избранное. Теология культуры». Москва, 1995 (Серия «Лики культуры»).

После 1-й мировой войны 1914-18 Пауль Тиллих выступил одним из критиков либерального протестантизма, требуя возвращения к первоначальным идеям Реформации. В 1920-х гг. он лидер религиозно-социалистического движения в Германии (разновидность христианского социализма). После 1933 в антифашистской эмиграции в США.
Тиллих стремился объединить основные течения протестантизма и христианской теологии в целом и заложить основы их нового «экуменического» синтеза. Он выдвигал задачу создания «теологии культуры», которая давала бы религиозное освящение всех сторон жизни современного общества (работы Тиллиха по вопросам психотерапии, этики, воспитания и социологии). Тиллих критикует исторический протестантизм, который, подменив символы католицизма рациональными концепциями, моральными законами и субъективными эмоциями, создал угрозу исчезновения основ церковности. В отличие от Карла Барта, Тиллих подчёркивает религиозную ценность культуры и необходимость сохранения автономной человеческой активности в религии; Бог для Тиллиха пребывает в этом мире как его собственная основа и глубина.

Бога нельзя «искать» как какую-либо вещь и он не существует как частное бытие, поэтому, по Тиллиху, вполне обоснован протест атеизма против Бога как обитающей над миром совершенной небесной личности. Христос, по Тиллиху, есть образ «нового бытия», преодолевающего демонические механизмы личного и социального отчуждения. В противовес Рудольфу Бультману Тиллих считал, что символы (мифы) образуют «естественные язык» религии и не подлежат какой-либо замене. Деятельность Тиллиха – характерный пример попытки в условиях кризиса религии построить теологическую систему, «открытую» для воздействия различных течений современной философии, психологии и т. п. Тиллих оказал значительное влияние как на протестантскую, так и на католическую философию середины XX века.

Хотя Пауль Тиллих известен нашему читателю прежде всего как теолог и культуролог, а не как собственно философ, в философии XX столетия немногие мыслители – Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Этьен Анри Жильсон, Джордж Сантаяна и некоторые другие – пытались столь основательно строить онтологию.

Понятие Бога у Тиллиха – теологический синоним категории Бытия, понимаемого в духе позднего Шеллинга и Хайдеггера как основание мира. Это бытие как таковое, невыводимое из бытия вещей и несводимое к нему, необъяснимое в категориях субъектно-объектной структуры. Бытие изначальнее всяких разделений, в том числе и разделения на имманентное и трансцендентное. Бытие или Бога Тиллих в духе поздней схоластики называет «Самим-Бытием» (Being Itself, Esse ipsum). Как и Хайдеггер, Тиллих считает, что бытие человека – единственный ключ к Бытию как таковому. Экзистенциальный страх человека, его «забота» о смысле Бытия – свидетельство того, что человек внутренне с Бытием связан, но отчуждён от него в своем земном существовании. Религиозность есть состояние «предельной заботы» (ultimate concern) о безусловном смысле Бытия. По этой причине религиозность признаётся Тиллихом фундаментальной характеристикой человека. В связи с этим задачу теологии он видит в корреляции вечных экзистенциальных «вопросов» человека и «ответов», содержащихся в христианском Откровении. Это, по мнению Тиллиха, должно способствовать преодолению отчуждения человека от Бога, мира и самого себя.

Религиозный опыт, согласно Тиллиху, следует понимать экзистенциально (близость Тиллиха Кьеркегору и европейскому экзистенциализму здесь наиболее очевидна), как состояние предельной озабоченности Безусловным, которое – называем ли мы его Богом, бытием или каким-либо иным именем – не может быть для нас внешним объектом.

Безусловное всегда присутствует в глубинах человеческой экзистенции и творимого ею культурно-исторического мира: «Религия есть субстанция культуры, – писал Тиллих, – культура есть форма религии».

Всеобъемлющая по замыслу и проблематике трёхтомная «Систематическая теология» – главный философский труд Тиллиха. Её первый том, впервые опубликованный в Чикаго в 1951 году, содержит «онтологический» раздел «Бытие и вопрос о Боге». Без внимательного прочтения этого раздела вряд ли кто-либо может сказать, что он понял главное в творческом наследии Пауля Тиллиха.

Добавить комментарий