За последние 10 лет товарооборот между Россией и Германией вырос в 2,5 раза. Но активность немцев в выходе на российский рынок пока ограничивается крупным и средним бизнесом.
Реццо Шлаух: «Мелкие предприятия в Германии составляют основную долю ВВП»
За последние 10 лет товарооборот между Россией и Германией вырос в 2,5 раза. Об этом сообщил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф на закладке камня в фундамент Российско-немецкого дома малого и среднего бизнеса в рамках празднования 10-летнего юбилея Союза немецкой экономики в РФ. Ответственность за развитие малого бизнеса, возложенная на Минэкономики, как известно, несколько осложнена. А активность немцев в выходе на российский рынок пока ограничивается крупным и средним бизнесом, как рассказал в интервью корреспонденту «НГ» парламентский статс-секретарь при федеральном министре экономики и труда Германии Реццо Шлаух.
– Почему в последнее время Германия так заинтересованно выводит свои компании в Россию?
– У нас малые и средние предприятия формируют среднее сословие. Это сердцевина нашей экономики. В основном это специализированное производство, а оно отличается большой гибкостью, инновациями, обеспечивает довольно большой процент рабочих мест, собственную подготовку специалистов. И они очень нуждаются в выходе на новые рынки. Позиции таких предприятий сильны в крупных центрах Германии, но мы вовремя поняли, что очень важны провинции, другие национальные рынки. В России основная масса предприятий сосредоточена в центре. Ваша перспектива – это ваши регионы. Так что немецкие предприятия, открывая представительства в Москве, сразу же думают о том, как работать по всей России.
– Имеет ли малый бизнес Германии какие-то преференции от своего правительства?
– Это самые разные программы. Но, что особенно важно для России, есть специальные программы внешнеэкономического развития немецких предприятий. Кроме того, существует федеральное агентство по внешнеэкономической информации, которое предоставляет бизнесу информационно-правовые услуги, проводит анализ рынков, отслеживает конъюнктурную и экономическую ситуацию и в России. Министерство экономики и труда разрабатывает программы развития бизнеса. Торгово-промышленная палата регулярно знакомится с предприятиями, налаживает российские контакты для немецких бизнесменов. Помогают и кредитные институты, государственные банки. Предприниматель у нас, имея стройную бизнес-концепцию своего проекта, легко может получить до 50 млн. евро для инвестиций. Плюс есть еще государственные поручительства и гарантии правительства. «Газпром» и крупные энергетические компании решают свои проблемы на уровне министров и между собой сами. А вот малые и средние предприятия нуждаются в нашей поддержке, сами они не справятся.
– Что должно сделать российское правительство для развития малого бизнеса?
– Думаю, что для любой страны лучше, если ее экономика зависит не от одного или нескольких крупных концернов, а от множества малых и средних предприятий. Если бизнес испытывает трудности перед бюрократической волокитой, страдает от несправедливого правосудия, ненадежной правовой системы, он не будет развиваться.
– Какие совместные бизнес-проекты сейчас вами рассматриваются? И какие из них наиболее перспективны, на ваш взгляд?
– Они пока в меньшей степени затрагивают сферу малых и средних предприятий. Так, корпорации Bosch и Siemens в Петербурге открывают производство холодильников. Обсуждаются планы в сфере производства автомобилей. Есть и другие проекты – например в сфере развития инфраструктуры: модернизация железной дороги, телекоммуникации. Ну и, конечно же, нас чрезвычайно интересует сфера энергетики и транспортировки газа. Мы весьма заинтересованы в тесном сотрудничестве в энергетической сфере в любой форме.
– Некоторые немецкие банки активно участвуют в процессах, связанных с «делом ЮКОСа». С чем связана такая активность?
– Эти проблемы обсуждаются на уровне министров и в рабочей группе. Моя область ответственности – малый бизнес. Но даже если б я кое-что знал об этом, то, наверное, вам и не сказал бы.
– То есть малый бизнес Германии в Россию все же выводится слабо?
– Развитие рынков крупными предприятиями автоматически помогает и развитию малого бизнеса, который может выступать в качестве поставщиков комплектующих, услуг. Например, в Штутгарте такие крупные предприятия, как «Крайслер» и Bosch, дают заказы множеству небольших. Наш собственный опыт показывает: когда один из крупных игроков развивает какой-нибудь значительный проект, он обязательно нуждается в обслуживании своих заказов мелкими и средними предприятиями.
– Как получилось, что в Германии, которая славится своей бюрократией и строгими порядками, так хорошо развит малый бизнес?
– Предприниматели всегда и везде ругают бюрократию и в Германии, и в России, и в странах Европейского союза. И мне кажется, что недовольство бюрократической системой во всех странах одинаково. Но если бюрократическая система работает эффективно и действенно, тогда она даже в помощь малым и средним предприятиям. Наши американские партнеры выделяют два важных положительных фактора для своего бизнеса в Германии: во-первых, наличие хорошо подготовленной рабочей силы и, во-вторых, надежная правовая система. Наверное, это и есть секрет успешности нашего малого бизнеса и того, почему он составляет основную долю ВВП.
Елена Тихомирова
«Независимая газета», № 51(3447)
15 марта 2005 г.