Home АналитикаСохраним историю такой, какая она есть

Сохраним историю такой, какая она есть

Конец 80-х… В магазине «Бакчачы-Cадовод», что на пересечении улиц Г. Камала и Кирова, продавали для садоводов шланги для полива. Очередь была большая, а шлангов всем не хватало. Всё кончилось потасовкой, которая чуть не переросла в драку: тогда ещё имелись у некоторых категорий граждан льготы, но очередь не хотела им уступать.

Это был последний день месяца, и на следующий день с прилавков исчезло всё, и от шлангов остались одни воспоминания. Так, «на своей шкуре», люди почувствовали перестройку. Вспоминается ещё, что даже новые дома тогда стали сдаваться без стёкол…

Я в то время ещё не знал, что здание, в котором разместился этот магазин, имеет вековую историю. Потом на этом доме я увидел таблички: одна с барельефом Карла Фукса, а другая гласила о том, что здесь был поэт Александр Пушкин. Неожиданно дом этот опустел и постепенно стал ветшать. Однажды его даже подожгли. Таблички к этому времени уже исчезли в неизвестном направлении… И только вывеска «Бакчачы-Садовод» до сих пор напоминает нам о последних обитателях этого дома, а покорёженные рамы с разбитыми стёклами с укором смотрят на проходящих мимо прохожих.

Но меня всегда не покидало внутреннее ощущение какой-то человеческой несправедливости по отношению к историческому обитателю этого Дома. И однажды, я опубликовал статью в Интернете «Карл Фукс навечно останется в благодарной памяти казанских татар». С тех пор для меня началась новейшая история Дома Фукса.

Культурная общественность города всегда была озабочена судьбой этого Дома, и не случайно все телевизионные репортажи и публикации в защиту культурных памятниках не обходятся без упоминания Дома Фукса. Этот дом по праву заслуживает такого внимания к себе, ибо он изначально принадлежал великому человеку, который творил историю Казани. Историки знают, что невозможно представить Казань первой половины XIX века без личности Карла Фукса. Казань и Фукс – это синонимы. Тогда эти имена были неразрывно связаны.

В новейшей истории Дома Фукса были попытки в обход законодательства о культурных памятниках приватизировать участок земли под ним. И только вмешательство Прокуратуры РТ предотвратило этот акт вандализма. Иначе не миновать бы дому Фукса участи многих памятников культуры и истории, которые были уничтожены в Казани за последние годы.

Когда Карл Фукс жил в этом доме – вокруг был простор Сенной площади, а у дома был целый зоопарк, от которого было не оттащить ребятню.
Сегодня Дом Фукса превратился в символ защиты исторических памятников, и он по праву стал той лакмусовой бумажкой, по которой граждане смогут судить о нашем отношении к историческому прошлому, памяти предков.

18 сентября 2006 год Карлу Фуксу исполнилось 230 лет со дня рождения, а в апреле того же года культурная общественность провела митинг памяти по случаю 160-летней годовщины со дня кончины Фукса. По воспоминаниям современников, вся Казань провожала в последний путь своего великого горожанина, в 1846 году этот день стал самым скорбным днём для казанцев. Жители города любили Карла Фукса. Он был врачом по призванию, человеком высокой культуры, почтительно относившимся к окружающим. В XIX веке этот дом, благодаря Карлу Фуксу, стал культурно-общественным центром, в нём собиралась казанская интеллигенция, его посещали многие известные люди своего времени.

Для татар Дом Фукса – прежде всего память о человеке, который сознательно купил этот дом в центре Старой Татарской слободы на Сенной площади, чтобы быть ближе к объекту своего наблюдения и исследования – татарам, жить среди татар, изучать их жизнь «изнутри», лечить их, писать их историю. Он был самым важным гостем на всех Сабантуях. Не счесть, сколько татарских деревень он объехал и был там всегда званым гостем! И он был званым гостем не только в татарских деревнях. Он был доступен и для богатых и для бедных, и не случайно, что он смог так живо, увлекательно и правдиво описать жизнь казанских татар в своей знаменитой книге «Казанские татары в этнографическом и статистическом отношениях», которую выпустили в 1844 году.

Cреди татар Карл Фукс пользовался высочайшим уважением. Они звали его «Наш табиб Фукс». Только ему, немусульманину, они доверяли лечить своих жён и дочерей.

У дома Фукса – своеобразной лечебницы – с утра до вечера скапливалась очередь из пациентов, которые приезжали со всего Казанского края.
Ещё при жизни Карл Фукс стал человеком-легендой, которого знала вся Россия. Врач по призванию, краевед, этнограф, полиглот (знал около 10 языков, в том числе татарский и арабский), учёный-натуралист, профессор кафедры естественной истории, декан врачебного отделения, один из ректоров Казанского университета, Карл Фукс 40 лет своей жизни посвятил Казани и её жителям.За особые заслуги перед жителями Казани и городом через 50 лет после кончины Карла Фукса, в 1896 году, имя Фукса присвоили улице, на которой он жил (ныне Г. Камала), и скверу на высоком берегу Казанки.

Ещё через сто лет, в 1996 году, усилиями Немецкого общества им. Карла Фукса и его бессменного руководителя Виктора Дица сквер был облагорожен, в нём установили великолепный бронзовый памятник Карлу Фуксу, а одна из центральных улиц Казани стала называться улицей Карла Фукса.

И разве можно допустить, чтобы угловой дом на ул. Московской, когда-то принадлежавший его великому обитателю, был разрушен? А кто ответит, куда делась со стены Дома Фукса мемориальная доска с барельефом К. Фукса, на которой на трёх языках было написано о том, что в нём в 1815-1846 гг. жил Карл Фукс, и еще одна доска, гласившая: в сентябре 1833 г. этот Дом посетил гениальный поэт А. С. Пушкин? Загадка, которая тоже требует ответа. Не будут ли таким же таинственным образом исчезать с карты Казани памятники культуры и истории, наше с вами культурное наследие? Кто остановит этот беспредел? На этих днях Казань принимала гостей – мэров, деятелей культуры из различных городов мира и России.Их собрала вместе общая забота о защите и сохранении культурных памятников и истории. Сохранение культурных памятников – это прежде всего сохранение нашей истории, исторического прошлого наших предков.

В Национальном музее РТ каждый год проходят Лихачёвские чтения, которые организуются в память братьев Андрея и Ивана Лихачевых.
Наверное, не все горожане знают, что именно эти два человека находились у истоков городского музея в Казани. Андрей Фёдорович всю свою жизнь посвятил собиранию исторических редкостей. В состав Лихачевского собрания входило более 40 тысяч предметов – орудия каменного века и художественные полотна русских и европейских живописцев, серебряные и золотые булгарские украшения, античные и египетские древности, предметы быта народов Поволжья и нумизматическая коллекция из 25 тысяч монет и медалей различных эпох.

Вице-адмирал Российского флота Иван Федорович Лихачев передал Лихачевское собрание для создания городского музея. Собрание было столь удивительным и богатым для провинции, что многие годы музей Казани называли Лихачевским, и оно сегодня является основой двух крупнейших музеев Татарстана – Национального музея и Государственного музея изобразительных искусств.

Когда-то в Казани была улица Лихачёвская, названная в честь Андрея Лихачёва. Но в середине 50-х годов прошлого века эта улица почему-то была переименована в улицу Айвазовского. Разве это справедливо?
Давайте хранить историю такой, какая она есть, и убирать из неё «политические завесы», которые до сих пор её запутывают. Самый универсальный подход в деле сохранения культурного наследия – рассматривать историю с общечеловеческой точки зрения и не забывать, что человечество шагнуло в бессмертие тогда, когда оно научилось использовать опыт своих предков. Сохранение памяти о своих предках лежит в основе культуры любого народа, которая хранит в себе опыт многих поколений.Гости со всего мира приняли участие в праздновании Сабантуя и смогли на себе испытать татарское гостеприимство, о котором ещё сотни лет назад писал Карл Фукс.

А вот какой подарок приготовил казанским татарам испанский архитектор, которому поручили разработать архитектурный план застройки нижней, забулачной, части Казани, не знаю.

Но я уверен: нам обязательно нужно сохранить историю этой части города, которая связана с жизнью казанских татар. Известно, что историческим ядром и центром общественной жизни Старой Татарской слободы являлся район Сенного базара и Сенной мечети. Сенной базар долгое время был крупнейшим восточным базаром России и одной из главных достопримечательностей Казани. Казань была для России воротами на Восток, и торговый путь начинался от её Сенной площади.

Необходимо разработать концепцию обустройства и развития забулачной части Казани, которая учитывала бы историческое своеобразие и культурную самобытность татарского населения города, которое на протяжении нескольких веков в основной массе проживало там.
Одним из первоочередных шагов в этом направлении может стать создание культурного ансамбля «Печэн базары» в Старой Татарской слободе, ядром и центром которого мог бы стать сквер, раскинувшийся на историческом месте знаменитого Сенного базара («Печэн базары» на татарском языке).

На этом месте можно создать музей татарского народа под открытым небом, концепция которого должна разрабатываться на конкурсной основе с широким привлечением мастеров искусств, хранителей истории, культурной общественности.

Возможна разработка подпрограммы под условным названием «Печэн базары» в рамках мероприятий по реализации целевой комплексной Программы сохранения культурного наследия «Мирас-Наследие» на 2007-2011 годы, которая координируется Министерством культуры РТ.
С 1 октября 2007 года будет разрешено приватизировать недвижимые объекты, имеющих статус культурных памятников. Чтобы не потерять историко-культурное наследие многих поколений, этот процесс должен происходить в условиях гласности с широким привлечением населения, деятелей культуры, общественных организаций, СМИ. Гласность при решении этих вопросов вызовет только доверие общества к бизнесу, а простым горожанам и культурной общественности даст почувствовать свою сопричастность к делу исторической важности – сохранению культурного наследия.

Рафаэль Табыш
Татарстан, Казань, 26 июня 2007 г.

Добавить комментарий