Home Германский стендПамяти жертв Холокоста

Памяти жертв Холокоста

Так назывался концерт, который состоялся 27 января в ортодоксальной еврейской общине Ганновера.

В это раз на сцене и в зале царила музыка, ведь слов, и очень весомых, на эту тему говорилось столько, что найти что-то новое, неожиданное, с каждым годом становится всё трудней. Дуэт – Наталья Резникова (скрипка) и Татьяна Колмановская (фортепьяно) – уже давно вызывает интерес музыкальной общественности Германии. Слышали их, естественно, и в Ганновере, где они живут и работают. Но впервые им выпала честь сыграть здесь целый концерт, да ещё в годовщину такого значительного события. Было ясно, что они эту честь заслужили ещё до их выхода на сцену: зал общины ещё не видел такого наплыва слушателей.

Поначалу послышалась скрипка за сценой: Наталья Резникова заиграла «Ка-диш» неизвестного автора, Татьяна Колмановская зажгла на сцене свечи, и постепенно на зал опустилась торжественная тишина ожидания.

Программа была непростая. Достаточно назвать такие развёрнутые по форме и насыщенные драматизмом произведения, как «Кол-Нидрей» М. Бруха или «Бал Шэм» Э. Блоха. В этой, самой трудной части программы, особенно полно раскрылось не только умение каждой из участниц дуэта извлекать из инструмента удивительное разнообразие тембров, но и редкое единение их чувств, мыслей, устремлений. Скрипка и рояль не просто идеально ансамблировали – они по-настоящему, глубоко понимали друг друга. Возможно потому, что и Наталья, и Татьяна в своё время окончили одну и ту же знаменитую одесскую музыкальную школу имени П. Столярского.

С особым успехом прошла премьера фантазии Сергея Колмановского «Mein Schtettele», специально написанной к этому концерту. Усилиями автора, тонко обработавшего и соединившего несколько известных еврейских тем, и исполнительниц, предложивших их несколько необычную интерпретацию, эти мотивы зазвучали совершенно по-новому.

Прозвучало и уже широко известное произведение того же автора «Из дневника еврейского эмигранта». И тут вдруг стало как бы тревожно: в зале начались разговоры. Неужели слушатели устали и потеряли интерес к программе? Прислушавшись к репликам соседей по ряду, я понял, что они комментируют музыкальные зарисовки, вызвавшие у них воспоминания о пережитом в первые дни эмиграции. Особенно это относится к таким частям этой сюиты, как «В ожидании социальной квартиры», «Слухи в общежитии» или «По магазинам». В самом деле, господину Колмановскому удалось сделать эту музыку зримой, а особенности подачи этих зарисовок госпожой Резниковой и госпожой Колмановской отчетливо показали все грани их музыкального дарования.

Непростое это дело – еврейский юмор, да ещё в музыке. А, главное, в такой день! В самом деле, как можно разрешить такое настроение на таком концерте? Но не надо забывать, что юмор всегда поддерживал евреев, даже в более трагических ситуациях. И в то же время, этот юмор у С. Колмановского чуточку горчит. Да и не может эмиграция, даже самая удачная, быть в полной мере весёлой, особенно на начальной своей стадии.

После концерта автор признался мне, что эпиграфом к «Дневнику» он считает слова замечательного поэта Л. Сороки: «Нет пророка в своём отечестве. Но в чужом – и подавно нет»…

По-моему, это замечательно, что в программе нашлось место для музыки о том, что именно сегодня волнует зрителей, сидяших в зале. Сочетание радости и грусти – вот в чем богатство еврейской души. Мне и самому трудно было разобраться в своих чувствах после концерта. Музыка дала мне возможность ещё раз почувствовать масштаб катастрофы Холокоста. Но я был счастлив и горд за героинь концерта, подаривших нам эти чудесные мелодии.

Кстати, для себя они называют эту программу «Freud und Leid».

Сергей Сироткин

Фото автора

«Dwesti», № 3, 2008

Добавить комментарий