Home Наши изданияВспомним прошлое…

Вспомним прошлое…

11 февраля 2009 года вышла из печати книга З. Р. Халитовой «Вспоминая прошлое», написанная о судьбе и творчестве казанского немца, композитора, педагога и музыканта Альберта Лемана (издатель – Немецкий Дом РТ).

Композитор, педагог и музыкант Альберт Леман, о котором написана эта книга воспоминаний, принадлежал к числу российских немцев. Это именно та этническая группа россиян, представители которой внесли неоценимый вклад в становление, укрепление и развитие государства российского в переломный (и, пожалуй, самый славный) период его истории. Речь идёт здесь, в первую очередь, о XVIII-XIX столетия, когда во взаимодействии тогда ещё пассионарной русской этнической системы с многочисленными группами немцев-культуртрегеров, приносивших с собой из Европы на российскую землю опыт и навыки самых передовых достижений тогдашнего уровня цивилизации, проявился синэргический эффект, произошёл резкий скачок в укреплении российской государственности Эти немцы-культуртреры стали организаторами и локомотивами подавляющего большинства начинаний и свершений в сферах российской нуки, искусства, экономики и государственной жизни. Вывод России из состояния евроазиатского средневековья и поднятие её на уровень сильнейшей державы Старого Света неразрывно связан с именами двух российских властителей – Петра I и Екатерины II. Только эти два российских самодержца вошли в историю с титулом «Великий». Почему только эти двое? В среде российских немцев шутят: потому что Пётр I дружил с немцами, а Екатерина II сама была немкой.

В последующие периоды российской истории роль и значение немецкой этнической составляющей в жизни страны стали уменьшаться, а в советский период – быстро сходить на нет. Дело в том, что из под ног у российских немцев с началом советской эпохи было выбито главное – их всегдашняя экономическая самодостаточность. Претворение в жизнь революционного лозунга «экспроприация экспроприаторов» лишила основ самобытного существования и развития обе социальные группы (субкультуры) немцев России: потомки вышеупомянутых культуртрегеров (городская субкультура: дворяне и мещане) и представители возникавших в России с 1870-х немецких сельскохозяйственных колоний (сельская субкультура: крестьяне). Хотя никакими экспроприаторами (не в плане абстракций социальной науки, а в плане прямой эксплуатации человека человеком) немцы, по большому счёту, никогда и не были, за исключением горстки прибалтийских баронов. Они были всегда зажиточной группой подданных российских императоров, но их зажиточность основывалась не на эксплуатации других, а на обладании самыми передовыми и, соответственно, самыми высокооплачиваемыми профессиями (носители городской субкультуры) и на старательном высокопроизводительном труде немецких крестьян (носители сельской субкультуры).

События Великой отечественной войны обратили историю немцев России в трагедию. Немцы были подвергнуты превентивным репрессиям (лишение национальной государственности в России, депортация основной части населения, трудовые колонны с гулаговским режимом и полтора десятилетия ссылки в спецпоселения под надзор комендатуры) и безудержному психологическому геноциду. Российским (в тот период называвшимся советскими) немцам был наклеен ярлык «фашисты», язык российских немцев был назван «языком врага», немцев расселили по стране чересполосно, а их самобытная культура была практически уничтожена. Сегодняшние попытки возрождения языка и культуры российских немцев уже основаны на базе языка и культуры современной Германии, но это уже язык и культура другой страны (когда немцы начинали массово оседать в России, даже Германии в современном её понимании и обличье ещё и вовсе не существовало; Германия началась с Пруссии и Бисмарка уже во второй половине XIX века).

Без вины виноватым российским немцам пришлось испытать долгие десятилетия психологических унижений, оплачивая векселя фашистской Германии за её многочисленные преступления против человечества. Лишь к 60-м годам прошлого столетия удалось преодолеть в общественном сознании наследство тех тяжких лет. Сейчас, наконец, немцу уже не надо стыдиться того, что он немец, наоборот, этноним «немец» прибрёл в последние годы даже позитивный оттенок в России и в мире в целом. Этому перелому в восприятии немцев со стороны окружающих способствовали по меньшей мере две причины. Во-первых, уже более 60 лет Германия непрерывно демонстрирует Европе и миру образцы демократического поведения и успехи в экономическом развитии. Во-вторых, наши отцы и матери и их матери и отцы, низко склоняя головы от чувства несуществующей вины за преступления их этноисторических сородичей и горечи за перенесённые страдания, также в течение десятилетий выказывали окружающим их соотечественникам образцы трудолюбия и этики.

Альберта Лемана можно отнести именно к тем представителям этноса российских немцев, которые всей своей жизнью формировали у окружающих позитивный образ российского немца, верой и правдой служивших российскому отечеству. Он тоже в полной мере испытал на себе последствия геополитического противоборства двух государств – Германии и России. По национальному признаку (немец) Леман был выслан по приговору на спецпоселение и забран в трудармию. В 1940-е годы на строительстве рокадной железной дороги «Свияжск-Волгоград» в качестве лагерника ему неоднократно пришлось ощутить унизительное положение вследствие своей этнической принадлежности. Всё это он смог заглушить лишь императивом: трудись и будь порядочным. Это стало его единственной и естественной реакций на нелюбезность судьбы и несовершенство этого мира.

Альберт Леман родился 7 июля 1915 года в Саратовской губернии, в селе Баратаевка близ города Вольска, в семье российских немцев-музыкантов.

Семье удалось выжить в тяжёлые годы гражданской войны. Альберт пошёл по стопам родителей, в 1922 году, в 7-летнем возрасте, начав обучаться игре на фортепиано, а в 12-летнем возрасте (с 1927) – музицировать, подрабатывая тапёром. Он получил классическое музыкальное образование в Ленинградской консерватории, окончив её в 1940 году по классу композиции профессора М. Ф. Гнесина, а в 1941 – и по классу специального фортепиано профессоров Н. И. Голубковой и В. В. Нильсена. С тех пор и до самой старости он пестовал сначала в Казанской (1945-1969), затем (1969-1971) в Ленинградской и Петрозаводской и, наконец, в Московской (с 1971) консерваториях плеяду современных отечественных композиторов и музыкантов, всемерно умножая их ряды и уровень мастерства (кафедру композиции в Московской консерватории А. С. Леман возглавил по рекомендации своего друга Георгия Свиридова). А. С. Леманом лично написано большое число сочинений для солистов, хоров и оркестров (оратории, песенные циклы) на слова Р. Бэекмана, А. Глобы, Н. Заболоцкого, Н. Зарьяна, В. Кубанева, Р. Кутуя, М. Лермонтова, В. Маяковского, А. Прокофьева, А. Пушкина, Я. Райниса, В. Спасского, Р. Стийенского, А Суркова, М. Тазетдинова, Д. Уоллеса, А. Хисамова, А. Чуркина, А. Эикия, а также на слова народные и слова неизвестных авторов, музыкально-литературные действа, музыка к драматическим спектаклям, в том числе «Дни и ночи» К. Симонова, «Поэма о любви» Н. Хикмета, «Ночь ошибок» О. Голдсмита, и множество инструментальных произведений (пьесы, сюиты, сонаты, симфонии, концерты, адажио, каприччио, унисоны, рапсодии, прелюдии). Огромное количество музыкальных произведений было написано во всх жанрах музыкального спектра и его учениками-композиторами. За свой титанический труд Альберт Леман был удостоен в 1952 году Государственной премии СССР, а в 1957 – звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1968 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР.

В 1964 Леман был даже принят в ряды КПСС. Но реабилитирован он был лишь 24 марта 1999 года, уже после своей смерти.

Альберт Семёнович Леман скончался 3 декабря 1998 года в Москве на 84-м году жизни. Похоронен он был 6 декабря 1998 года в Санкт-Петербурге.

О казанском периоде жизнедеятельности А. С. Лемана и о его решающем вкладе в становление татарской национальной композиторской школы повествует в своих воспоминаниях жившая в Казани с ним рядом на протяжении ряда лет Зумарра Рахимовна Халитова, хорошо знающая татарский музыкальный мир.

В. Г. Диц

Добавить комментарий