Home АналитикаРусский политогенез. Часть I

Русский политогенез. Часть I

Русский политогенез – славное прошлое и смутное будущее.

Часть I

Политогенез – понятие, предложенное российским историком Львом Евгеньевичем Куббелем (1929-1988) и обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все большую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы.

Классические теории политогенеза объясняют появление первых государств в догосударственном мире. Однако при изучении истории интересно не только возникновение первых государственных или полугосударственных образований в данном регионе, но и распространение государственности. Существует два пути распространения государственности. Первичные государства (политии) образуются при сложении соответствующих условий (понимаемых по-разному разными авторами), но в отличие от самых первых государств с той или иной степенью заимствования институтов у уже существующих государств. Вторичные государства образуются при неготовности к государственности (формированию большой политии), их образование вызвано главным образом необходимостью противостоять более развитым соседям или желанием поживиться накопленными ими богатствам (самым наглядным примером являются огромные кочевые империи). Как правило, такие государства менее устойчивы, чем первичные.

Первоначально я озаглавил свою обзорно-аналитическую статью «Русский политогенез», имея целью описать процесс становления государственности русского народа. Но насколько корректно я сформулировал постановку задачи? Ведь очевидно, что русский народ в XXI веке (да ещё и с учётом стремления правящих кругов современной «эрэфии» это понятие расширить с заменой его понятием «россияне»), русский народ в XV веке (когда Русь становилась Россией) и проторусский народ IX-X вв. (ещё в виде конгломерата восточнославянских, а также ряда угро-финских, балтских, тюркских и сармато-аланских племён) – далеко не одно и то же. Я хочу подчеркнуть, что «русский народ» – быстро изменяющееся во времени понятие (этнос – это процесс). И вовсе не понятно, в какой именно точке временной оси правомерно говорить о наличии русского народа как сложившейся этнической системы. На первый взгляд, проблема выстраивается здесь на пустом месте. Ведь понятие этноса первично по отношению к понятию государства. Но в нашем случае – в случае русского народа – всё не так просто, здесь предварительно нужно разобраться во взаимосвязях этнонимов «славяне», «варяги» и «русь», тем более каждый из них многозначен. То есть, более корректным вместо вышеприведённого будет выражение «процесс становления русской государственности». Либо можно вообще пойти другим путём и постановку задачи переформулировать, само исследование озаглавив иначе – как политогенез Руси.

Русь в данном случае не есть какой-то определённый этнос. Речь ниже пойдёт о различных этносах с таким именем и фактически о нескольких различных политогенезах. Употребляя термин «политогенез» в десяти и более различных случаях, мы говорим тем самым о соответствующих десяти с лишним государственных и протогосударственных образованиях, где в каждый раз этноним русь порождает политоним Русь. Причём все виды руси – славянизированные, но изначально неславянские племена разного происхождения.

Мир в целом есть совокупность термодинамически неравновесных, открытых, в противоборстве развивающихся систем. Аналогично функционирует и развивается социум как совокупность этнических систем. Некоторые виды руси (Руси) не выдержали этнической конкуренции и были ассимилированы соседями, а остальные, существенно трансформировавшись, образовали Древнерусское государство, имеющее продолжение в истории (Киевская Русь, Московия, Российская империя, Советский Союз, современная Российская Федерация).

Нижеприведённые выводы исходят из антинорманистской концепции русской истории и базируются на работах современных отечественных историков Аполлона Григорьевича Кузьмина (1928-2004) и Сергея Вячеславовича Перевезенцева (р. 1960).

* * *

Уже в самых древних источниках излагаются разные версии происхождения руси (русов), противоречащие друг другу. Но один факт очень важен – большинство письменных источников сходятся в одном: славяне и русы вплоть до Х в. были совершенно различными народами.
Славяне – мирные земледельцы, у которых была территориальная (соседская) община и которые сами выбирали главу своего племенного союза. Русы – отличные торговцы и воины, у которых кровнородственная община со строгой иерархией, подчинение «младших» «старшим».

В «Повести временных лет» представлены две версии происхождения русов. Наиболее древняя версия возникла, видимо, в конце Х в. и принадлежала какому-то киевскому летописцу, который отождествлял «русов» с племенем полян и выводил их, вместе с другими славянами, с верховьев Дуная, из бывшей римской провинции Норик. Согласно другой версии, родившейся на севере и появившейся в летописи в конце ХI в., русы – это варяжское племя, «призванное» на княжение в Новгород и передавшее затем имя «Русь» Киевской земле при Олеге Вещем. Ещё одну, третью версию, предлагает «Слово о полку Игореве», автор которого происхождение русов связывал с Северным Причерноморьем и бассейном Дона (автор «Слова» не знал легенды о призвании Рюрика, которая имела северное происхождение).

«Три вида руси» знали арабские средневековые географы и называли их – Арсания, Славия и Куйаба. Вот как описывает русов арабский географ ал-Истахри (ХI в.):

«Русы. Их три группы. Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он (город) больше Булгара. И самая отдалённая из них группа, называемая ас-Славийа, и (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал её, так как там они (жители) убивают всякого чужеземца, приходящего в их земли. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозят из Арсы чёрные соболя и олово (свинец?)».

Кроме того, учёные выяснили, что на карте древней Европы I-IX вв., то есть тогда, когда Древнерусского государства ещё не существовало, имя Русь было очень распространено. Обширную подборку сведений о разных «Русиях» в Европе опубликовал ещё в 1842 году Ф. Л. Морошкин. Он привёл дополнительные данные о «Руссии» с центром на острове Рюген, обратил внимание на локализацию Любека в германских источниках именно в Руссии, впервые указал, что какие-то «Руссии» существовали на Одере в районе Франкфурта, в Тюрингии, а также нашёл целый ряд других упоминаний Руси в источниках.

Сегодня известно, что четыре разных Руси были в Прибалтике. В Восточной Европе имя Русь можно найти на берегах Днепра, на Дону, в Карпатских горах, в устье Дуная, на побережье Азовского и Каспийского морей, в Крыму. В Западной Европе – на территории современной Австрии, а также в Тюрингии и Саксонии. Кроме того, какая-то «Русь» («Руззика») входила в состав королевства вандалов в Северной Африке.

Современные учёные заметили, что в древних документах само название «русь» было различно – руги, роги, рутены, руяны, руйи, раны, рены, русь, русы, росы, росомоны, роксоланы. К примеру, ещё в Х-ХI вв. киевскую княгиню Ольгу на Западе нередко называли «королевою ругов». Оказалось, что и значение слова «русь» неоднозначно. В одном случае это слово переводят как «красный», «рыжий» (из кельтских языков). В другом случае – «светлый», «белый» (из иранских языков). Интересно, что в обоих случаях понятия «красный» и «белый» были символом власти и означали знатность русов. В отличие от многих других народов русы имели или «королей» («красные» русы в Западной Европе), или «хаканов» (степные «белые» русы в Восточной Европе). Причём право русов иметь такие высокие титулы признавалось их соседями.

Кто же были эти разные русы?

Стараясь учитывать все факты, свидетельствующие о существовании разных русов, современный историк А. Г. Кузьмин предложил обобщающую версию происхождения русов. По его мнению, русы – это славянизированные, но изначально неславянские племена, причём разного происхождения. Само слово «русь» очень древнее и существовало у разных индоевропейских народов, обозначая, как правило, господствующее племя, род.

В раннем Средневековье сохранилось три не связанных между собой народа, носивших имя «русы». Все «три вида руси» контактировали в разное время со славянскими племенами, были соседями славян, а позднее и сами ославянились. В целом, А. Г. Кузьмин считает, что в основании Древнерусского государства приняли участие три Руси – Приднепровская Русь, Балтийская Русь и Аланская Русь.

Основу Приднепровской Руси составили руги-русы, жившие в Европе в I–V вв. и происходившие от северных иллирийцев (с кельтическими элементами). В I в. н. э. руги жили по Южному побережью Балтийского моря на территории нынешней Северной Германии и на острове Рюген. В начале III в. н. э. вторжение готов разметало ругов по всей Европе. Некоторая часть из них осталась на острове Рюген и на ближайшем к острову побережье Балтийского моря. Другая часть вместе с гуннами двинулась на юго-восток — к Чёрному морю. А ещё одна большая группа ругов ушла на юг, к Римской империи. Там они получили разрешение поселиться возле границ государства римлян – по реке Дунаю, в римской провинции Норик (на территории нынешней Австрии). В V в. н. э. эти руги основали здесь своё государство – Ругиланд. Кстати, Ругиланд в письменных источниках называется «Руссией» и «Рутенией». Особые графства «Ройс» и «Ройсланд» долго сохранялись в Тюрингии.

Ругиланд как самостоятельное государство существовал несколько десятков лет. Но во второй половине VI в. он подвергся нападению завоевателей. Некоторые руги покинули Ругиланд и пошли на Восток. Возле реки Дунай они встретились со славянами, постепенно ославянились и стали зваться «русами». Затем, вместе со славянами, русы переселились к берегам Днепра. Археологические раскопки подтверждают две волны такого переселения: в конце VI – начале VII вв. и во второй четверти Х в. Эти русы и стали основой Приднепровской Руси, а нам они известны под именем приднепровского племени «полян-руси». Именно с полянами-русью связано летописное предание о русском князе Кие, его братьях Щеке, Хориве и сестре Лыбеди, выведших полян-русов из Норика на Дунае и основавших Киев.

В «Повести временных лет» один из летописцев противопоставляет «разумных» полян-русь соседнему славянскому племени древлян, соперничество с которыми приходилось на середину Х столетия. И описание обычаев действительно свидетельствует о расхождениях их у полян и других славянских племён. Во всяком случае, о том, что поляне не были изначально славянами, свидетельствует много фактов. Например, свадебный обряд – у славян было многожёнство, причём женихи крали невест, хотя чаще всего это происходило по предварительному сговору. У полян-руси за невест платили выкуп, а многожёнство запрещалось.

Разными были и похоронные обряды. Так, для всех славян характерно трупосожжение с последующим захоронением останков, и в «Повести временных лет» сообщается, что у восточнославянских племён радимичей, северян, кривичей и вятичей обряд трупосожжения сохранялся очень долгое время (у вятичей – до XI-XII вв.). Вообще же сожжение умерших было прекращено только с окончательным установлением христианства. А у полян-руси существовал обряд трупоположения. Разными были и формы организации племён – у полян-руси была кровнородственная община и большая семья, у древлян и других славянских племён – территориальная община и малая семья.

Характерно, что обычаи полян-руси в изложении летописца находят аналогии именно на Среднем и Верхнем Дунае. На территорию Подунавья как на прародину полян указывает и отмечавшийся всегда необычный обряд погребения (трупоположения), появившийся в земле полян в середине Х века и находящий полную аналогию в христианских погребениях Великой Моравии. Следовательно, усвоив славянскую речь, руги-русы долго ещё сохраняли свои традиции и формы общественной организации (большая семья и кровнородственная община).

Интересно, что именно летописец, превозносивший «разумных» полян, настаивает и на том, что династия русских князей происходит от Кия. Вполне возможно, что он спорил с кем-то из своих современников, предполагавших иные мнения. Во всяком случае, имени Рюрика этот киевский летописец, судя по всему, не знал.

Балтийская Русь – это, прежде всего, тоже руги, но оставшиеся жить в Прибалтике и на острове Рюген. В VII-VIII вв. руги смешались со славянами и варинами-варягами. В скором времени балтийских ругов стали называть русами, ранами, руянами. А остров Рюген начал зваться Руйеном, Руденом или Руссией. На Рюгене располагался один из важнейших языческих центров прибалтийских славян – храм бога Свентовита, поэтому руги-русы с острова Рюген считались приближёнными к богам.

Вот как описывал жителей острова Рюген в конце XI в. Адам Бременский в книге «Деяния священников гамбургской церкви»: «Владеют им (островом) раны или руны, наиболее храбрый народ из склавов. Есть закон: без их мнения никакое общественное дело не выполнять, так их боятся вследствие их дружеских отношений с богами или, вернее говоря, демонами, которым они воздают большее поклонение, чем другие».

В начале IX в. славяноязычные руги-русы, вытесняемые из своих родных земель франками, начали переселяться вместе с варинами-варягами на восток по побережью Балтийского моря.

В процесс переселения на восток включилось и кельтское племя рутенов, проживавшее в Прибалтике. Рутены впервые упоминаются в Галлии, что и породило версию об их кельтском происхождении. Скорее всего, Галлия не была исконной родиной этого племени. Относительно недавние исследования показали, что племя рутенов на границы Аквитании пришло с севера, видимо, с территории нынешней Бельгии. Отсюда же часть рутенов переселилась в Восточную Прибалтику. В VII-IX вв. рутены создали в Прибалтике своё государственное образование с центром в г. Ротала, другим их городом была Палтиска, расположенная на берегу Финского залива. Рутенов часто называли «роталийцами» или «русскими», а территорию их проживания – «Русью». В VII-IX вв. рутены постоянно воевали с данами, описания этих войн оставил автор «Датской истории» Саксон Грамматик. Часть рутенов смешалась с варинами и ругами-русами и вместе с ними двинулась дальше на восток. Другая часть рутенов осталась жить в Роталии и неоднократно упоминалась в позднейших источниках.

Во второй половине IX в. переселенцы достигли земель ильменских словен, которые стали называть новых соседей «варяги-русь».
А вот история «белой» Аланской Руси – самая запутанная и самая, так сказать, «детективная». Но она же – одна из важнейших в теме происхождения Руси и образования Древнерусского государства.
Истоки Аланской Руси усматриваются на юге, а именно на Дону – это те самые русы-аланы, создавшие в VIII – начале IX вв. своё государство Русский каганат на территории Среднего Приднепровья и Подонья.

Русский каганат известен и западным, и восточным письменным источникам IX в. Так, «Бертинские анналы», которые составлялись при дворе франкских императоров, сообщают о прибытии в 839 г. в столицу франков Ингельгейм к Людовику Благочестивому посольства византийского императора Феофила. Вместе с этим посольством приехали послы другого народа, назвавшие себя «росами», а своего правителя «хаканом» (каганом). Византийский император просил франкского правителя помочь им вернуться на родину, поскольку ближайшие пути в Константинополь были перерезаны скопищами «варваров, весьма бесчеловечных и диких племён».

О русах с «хаканом» во главе сообщают арабские географы раннего Средневековья. Они ярко описывают большие богатые города русов, их торговлю, а также обряд похорон знатного руса в могиле «наподобие большого дома», куда вместе с телом покойного помещали его коня и любимую жену.

«Каган», или «хан ханов», – это высший титул у степных народов, приравниваемый по своему значению к титулу «император». Каганами считали далеко не всех правителей кочевников-степняков, например, у тюрок-болгар этого титула не было и их правители считались только «ханами». Следовательно, упоминание «кагана» у русов показывает, что эти русы были знатным степным народом.

По мнению Е. С. Галкиной, автора единственной на сегодняшний день книги о Русском каганате («Тайны Русского каганата»), центр этого государства находился в верховьях рек Северский Донец, Оскол и Дон. Археологи обнаружили, что в VIII – начале IX веков на этой территории жил народ, оставивший самую высокоразвитую культуру Восточной Европы того времени. Были раскопаны развалины величественных белокаменных крепостей, открыты могильники с обрядом захоронения, точно соответствующим рассказам арабских путешественников. Археологи обнаружили и многочисленные ремесленные центры. Судя по данным археологии, государство это простиралось от правого берега Днепра до низовий Дона и соответствовало салтовско-маяцкой археологической культуре.

Политическое лидерство в Русском каганате принадлежало аланскому племени рухсов (русов). Антропологи установили, что это, во-первых, потомки ираноязычных роксолан, а во-вторых, рухс-асы, пришедшие с Северного Кавказа. Кроме них, в состав каганата входили булгары, бежавшие в Подонье после разгрома хазарами Великой Болгарии и оказавшиеся по отношению к русам в подчинённом положении. Входили в Русский каганат и восточные славяне Приднепровья.

Роксоланы (иранск. – «светлые аланы») – сармато-аланское кочевое племя, создавшее крупный военно-политический союз племён, центр которого находился в Северном Причерноморье. Предки роксолан – сарматы Поволжья и Приуралья. Во II-I веках до н. э. роксоланы отвоевали у скифов степи между Доном и Днепром. Как сообщает античный географ Страбон, «роксоланы следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимою – в болотах около Меотиды (Азовского моря), а летом — на равнинах». В I в. н. э. воинственные роксоланы заняли степи и к западу от Днепра. Во время Великого переселения народов часть этих племён откочевала вместе с гуннами, а другие, вероятно, остались на своём месте.

Многие учёные считают, что роксоланы были самым знатным сарматским племенем. Слово «рокс», «рухс» – «светлый» – в иранских языках обозначает не только внешний вид, например, светлые волосы или кожу, но и прежде всего знатность происхождения. С именем роксолан связана одна из версий происхождения слова «Русь»: если следовать ей, то роксоланы – прямые предки русов-аланов, активно учавствовавших в образовании Древнерусского государства вместе со славянами.

Русский каганат был, прежде всего, военно-торговым государством. Через Русский каганат проходил торговый путь «река Руса», который был продолжением Великого Шёлкового пути. Он начинался на Северном Кавказе, проходил по Дону, Северскому Донцу и Днепру, а заканчивался на юго-восточном берегу Балтийского моря. Торговали русы как чужими товарами, так и своими. У них были развиты такие ремёсла, как гончарное дело, ювелирное мастерство, металлообработка. В начале IX в. в Русском каганате чеканили собственную монету, а также там существовала своя руническая письменность.

В 830-х годах Русский каганат вступил в противоборство с Хазарией, но силы оказались неравны. Хазары привлекли на свою сторону воинственных кочевников-мадьяр и Византию. Мадьяры (венгры) захватили территорию Русского каганата и ушли они оттуда только в конце IX века. Знатные русы были вынуждены бежать, оставив белокаменные крепости и зарывая в родную землю клады серебряных и золотых монет.

Куда ушли русы-аланы с Дона? Как ни удивительно, но сообщения о них встречаются в письменных источниках, рассказывающих о Восточном побережье Балтики! Уже упоминавшийся автор XI века Адам Бременский пишет о некой «Руси» на Восточном берегу Балтики, где жили «аланы или албаны». А в пояснениях к тексту Адама Бременского неизвестный комментатор добавляет, что это – «Руссия-тюрк», отличая её тем самым от других «Руссий», расположенных в Прибалтике. Но ещё в Х веке «тюрками» иногда называли именно аланов-иранцев (в частности, еврейский автор Иосиппон). Постоянно упоминаются аланы на Восточном побережье Балтики и в других западных источниках, например, в «Географе Равенском» (IX в.).

Но где же располагалась таинственная «Руссия-тюрк» – Аланская Русь»? Для определения её месторасположения значительный интерес представляет комплекс сведений восточных авторов об «Острове русов», правитель которого тоже носил титул «кагана».

Арабский географ Ибн-Русте в книге «Дорогие ценности» (начало Х в.) так описывал этот остров и обычаи населяющих его русов: «Что же касается ар-Руссийи, то она находится на острове, окружённом озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнажённый меч, кладёт его перед ребёнком и говорит: «Я не оставлю тебе ничего, кроме того, что приобретёшь ты этим мечом». И нет у них недвижимого имущества: ни деревень, ни пашен.

Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют (ими). У них много городов и живут они привольно. Гостям оказывают почёт, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего.

Мечи у них сулеймановы. И если какое-либо их племя (род) поднимается (против кого-либо), то вступаются они все. И нет тогда между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока не победят его. И если один из них возбудит дело против другого, то зовёт его на суд к царю, перед которым они и препираются. Когда же царь произнёс приговор, исполнится то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и чей меч острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооружённые и становятся. Затем соперники вступают в бой, и, кто одолеет противника, выигрывает дело.

Есть у них знахари, из которых иные повелевают царём как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву Творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждёт, пока она не задохнётся, и говорит, что это жертва Богу.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побеждённых истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях.

(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых уходит сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но обязательно сопровождают руса трое его товарищей и оберегают его.Все они постоянно носят меч, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удаётся приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнёт ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.

Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого могилы закладывают, и жена умирает в заключении».

В этом сообщении, помимо прочего, важно, что описанный Ибн-Русте обычай захоронения у «островных русов» соответствует обряду погребения, распространённому в I тыс. н. э. у части сармато-аланских племён: у носителей лесостепного варианта салтово-маяцкой археологической культуры VIII-Х вв. и у алан Северного Кавказа. И этот факт лишний раз доказывает, что население Острова русов составляли аланы-иранцы, пришедшие сюда с Дона.

Размеры «Острова русов» – «три дня пути» – это около 100 км. По мнению А. Г. Кузьмина, такой остров на Балтике есть – это нынешний Сааремаа. В эстонском языке это слово означает просто «островная земля». То же это значит и в исландских сагах – «Ейсюсле» (позднее на германской почве превратившееся в Эзель), то же это означает и в германизированном названии «Хольмгард», совершенно неправомерно относимое к Новгороду. Здесь – на острове и в соседних областях материка, Роталия и Вик — и жили русы-аланы.

А самое интересное, что на Балтийском море средневековые авторы помещают и норманнов. В частности, известно свидетельство византийского императора Василия I под 871 годом о существовании государства русов с «каганом» во главе – Норманнского каганата. И тогда стоит задуматься над вопросом – а кто такие норманны? Обычно принято считать, что норманны – это шведы – скандинавы, викинги. Но дело в том, что понятие «норманны» в средневековых источниках не носило этнического характера! Норманны – это «северные люди», т. е. люди, живущие на севере. И всё! Во франкских хрониках с конца VIII века самые северные славянские племена обозначаются как «нордлюди». Для Северной Италии норманнами были уже жители Задунавья, а для Южной Италии – и Северной Италии. Епископ Кремонский Лиудпранд (Х в.) в своём сочинении «Возмездие» пишет: «Ведь на немецком языке nord означает север, а man – человек; поэтому-то северных людей и можно назвать норманнами». В своё время С. Гедеонов заметил, что понятие «северные люди» (нордманны), имеет территориальное, а не этническое значение. Следовательно, норманнами могли называться совершенно разные народы и племена.

Расширительное толкование этнической природы «норманнов» находится в… скандинавских сагах! В «Младшей Эдде», записанной в 20-е годы XIII в., прародиной норманнов называется Троя, та самая Троя, известная нам по «Илиаде» и «Одиссее». Родоначальником переселенцев из-под Трои в саге признаётся Трор, или Тор, который в возрасте 12 лет убил своего воспитателя – фракийского герцога Лорикуса и завладел Фракией. В двадцатом поколении рода Тора родился Один, которому было предсказано, что он будет прославлен на севере. Собрав множество людей, Один во главе своего рода отправился на север. Но род Одина называли… асами! Асы норманны во главе с Одином подчиняют Саксонию, Вестфалию, землю франков, Ютландию, а затем направляются в Швецию. Шведский конунг Гюльви, узнав, что пришли из Азии люди, которых называют асами, предложил Одину властвовать над его землёй.
Любопытно рассуждение о языке асов, который, как показывает текст саги, отличался от собственно германского: «Асы взяли себе жён в той земле, а некоторые женили и своих сыновей, и настолько умножилось их потомство, что они расселились по всей Стране Саксов, а оттуда и по всей северной части света, так что язык этих людей из Азии стал языком всех тех стран, и люди полагают, что по записанным именам их предков можно судить, что имена эти принадлежат тому самому языку, который асы принесли сюда на север – в Норвегию и Швецию, в Данию и Страну Саксов. А в Англии есть старые названия земель и местностей, которые, как видно, происходят не от этого языка, от другого».

Позднее в Скандинавии асов обожествили и этим именем стали называть всех скандинавских богов. И Один – это и родоначальник династии, и бог. Но сама династия Одина связана всё с теми же асами, которые и стали обоготворяемой элитой формирующегося государства. В «Саге об Инглингах» уточняется изначальное место жительства норманнов – это Великая Свитьод, которая занимала обширные области около Танаиса, т. е. около Дона. Здесь же была расположена и страна асов – Асаланд с главным городом Асгард, вождём в котором был Один. Следуя предсказанию, Один, оставив братьев в Асгарде, повёл большую часть асов на север, затем на запад через Гардарики, после чего повернул на юг в Саксонию (в саге довольно точно представлен Волго-Балтийский путь). После ряда перемещений Один поселяется в Старой Сигтуне у озера Меларн, и эта область получит название Свитьод, или Маннхейм (жилище людей). В свою очередь, Великая Свитьод будет называться Годхеймом (жилищем богов). По смерти, Один вернулся в Асгард, забрав с собой воинов, погибших в боях.

Имеются и две более ранние версии, связанные с асами-норманнами. Одна из них изложена в хронике XII века Анналиста Саксона. В ней называется даже точная дата переселения норманнов с Дона: 166 год н. э. Другой источник – это «Норманнская хроника» XII века, в которой как бы оправдываются права норманнского герцога Роллона на владение севером Франции (Нормандией) в начале Х столетия. Права герцога обосновываются тем, что ещё во II в. н. э. норманны, пришедшие с Дона, заняли эти территории на севере Франции.

Ещё в 1904 г. шведский археолог Б. Салин предположил, что легендарные рассказы скандинавских саг имеют реальную историческую основу. В наше время на сведения скандинавских саг внимание обращает А. Г. Кузьмин и в первую очередь потому, что саги указывают нам места расселения аланов как на прародителей асов-норманнов!

И здесь следует вспомнить, что «рухс-асы» позднее составляли часть правящей элиты в Русском каганате, а асами (или «ясами») называли алан Подонья и Северного Кавказа, и под таким именем они известны русским летописям. Следовательно, в скандинавских сагах и западноевропейских хрониках, рассказывающих о происхождении норманнов, в число норманнов включаются и асы-аланы, которые по каким-то причинам в первые века нашей эры осуществили переселение с Дона на север Европы, причём в качестве господствующего слоя, впоследствии обожествлённого скандинавами. Кстати, на севере Франции и до сих пор сохраняются могильники, оставленные аланами. Рассеяны они и по другим местам северо-запада Европы, памятью чего служит здесь же широко распространённое имя Ален или Алдан (в кельтской огласовке). А связь аланов с асами-норманнами подтверждают и исследования французского учёного Ж. Дюмезиля, который нашёл общность, а в некоторых случаях и полное совпадение мифологии скандинавов и современных осетин, которые являются потомками древних аланов.

Кузьмин приходит к выводу, что легендарные сведения, подтверждённые нумизматическими данными и общностью мифологий скандинавов и потомков аланов, представляют нам, казалось бы, парадоксальную картину: изначально норманнами («северными людьми») называли аланов-иранцев, и германского этнического элемента у этих норманнов не прослеживается.

Помня, что аланов-асов иногда называли «норманнами», Кузьмин предположил, что Норманнский каганат 871 года и Остров русов, упомянутый восточными авторами, – это одно и то же государственное образование. Это государственное образование было создано русами-аланами на острове Сааремаа в Балтийском море и в западноэстонских провинциях Роталия и Вик в IX веке, после их переселения с Дона из пределов разгромленного хазарами и венграми Русского каганата. Скорее всего, это и была та самая Аланская Русь в Прибалтике.

Русы-аланы из Русского каганата ещё до своего переселения на восточные берега Балтийского моря поддерживали отношения с этими территориями. Так, нумизматика свидетельствует о тесных связях Подонья с Прибалтикой: петергофский клад арабских монет начала IX века содержит и монеты, отмеченные «русскими письменами», являющимися по своему происхождению именно аланскими, т. е. иранскими. В свою очередь, прибалтийский янтарь появляется в салтовской культуре, ставшей основой Русского каганата, с конца VIII века.

Видимо, уже в IX веке русы-аланы в Прибалтике были славянизированы. Именно из этой Аланской Руси вышли Олег Вещий и Игорь Старый, а княжеская династия из этих русов-аланов утвердилась у славянских племён уже после смерти варяжского князя Рюрика и его братьев.

На связи династии Олега и Игоря с иранскими корнями указывает немало фактов. Так, само имя Олег явно восходит к тюркскому «Улуг» – имени и титулу, со значением «великий». Имя Улуг в форме Халег с тем же значением известно и у ираноязычных племён. Имя Игорь – это славянизированное произношение имени Ингер, известного из византийских и западных источников. Это имя связано с территориями Ингрии – области в Прибалтике («Ижора» русских летописей). Исходный корень здесь уральский («инг» – муж, человек). Отразился он и в этнониме «ингевоны», и во многих кельтских именах. А в договоре Игоря с Греками 941г., который приводится в «Повести временных лет», имена нескольких послов и купцов имеют явно иранское происхождение. Это означает, что в Прибалтике, а именно в Эстонии, и в Х веке сохранялся ираноязычный этнос.

Важен ещё один факт. Как известно, родовыми знаками киевской династии стали знаки парящего сокола – знаменитые «знаки Рюриковичей». Так вот, в начале IX века в землях Русского каганата были распространены похожие изображения парящего сокола, которые считались родовыми знаками русов-аланов. И схожесть родовых знаков русов-алан со «знаками Рюриковичей» явно не случайна.

А сами русы с Острова русов будут упоминаться в источниках на протяжении почти 500 лет, вплоть до середины XIV века, когда они – как неоднократно ранее – возглавят последнюю вооружённую борьбу против Ливонского ордена. («Островская земля» упоминается в Новгородской Первой летописи под 1344 годом).

Итак, изначально русы имели разное этническое происхождение. В конце IX в. эти различные русы – и «красные», и «белые», к тому времени уже славянизированные, но сохранившие собственные традиции и обычаи, – встретились на территории будущей Киевской Руси. В дальнейшем из представителей разных русов сформировался так называемый «род русский», который, видимо, соединил в себе выходцев из Подонья, Приднепровья, Придунавья и Прибалтики. Именно этот разноэтнический «род русский» стал княжеским родом у славян и принял самое активное участие в создании Древнерусского государства. Согласно свидетельствам русских летописей, арабских географов в IX-Х вв., византийского императора Константина Багрянородного (Х в.) и многих других, русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами.

В IX-Х вв. название Русь закрепляется за территорией будущего Древнерусского государства. Поначалу оно охватывало земли восточнославянского племени полян-руси с городами Киев, Чернигов и Переяславль. Кстати, позднее в русских летописях этот Переяславль так и будут называть «Русским», отличая его, например, от Переяславля-Залесского или Переяславля-Рязанского.

В XI – начале XII веков Русью стали называть земли и княжества, подчинённые киевскому князю (Киевская Русь). В XII-XVI веках Русь – это уже общее название территории, на которой располагались русские княжества, возникшие в результате разделения Киевской Руси.
В период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига возникают названия Великая Русь, Белая Русь, Малая Русь, Чёрная Русь, Червонная Русь, и др. как обозначения различных территориальных частей общей Русской земли. В XIV-XVII веках Русь – название земель, входящих в Русское государство, центром которого с XIV века стала Москва.

NB. Тайны происхождения руси ещё далеко не открыты. Стоит иметь в виду, что разноязыковые «Руссии» были по всему Южному и Восточному побережью Балтики. Тому же Адаму Бременскому известны и другие «Руссии» – «Чермная», или «Чёрная» ( в верховьях Немана ) и «Белая» ( по Западной Двине ). Что это были за «Руссии» – нам пока ещё не известно. Ещё большую тайну представляет собой Причерноморская Русь, которую О. Н. Трубачёв связывает с индоариями. И это далеко не полный перечень всех видов Руси.

* * *

Вышеприведённые исследования, касающиеся этногенеза руси и политогенеза Руси, основаны на анализе многочисленных летописных, антропологических, этнографических и археологических источников, отечественных и зарубежных. Очевидно, что именно множественность подвергнутых анализу источников и привела нас к выводам о многозначности этногенеза и политогенеза руси. Эти исследования отвергают многие иные гипотезы происхождения (начала) Древнерусского государства, кажущиеся нам одномерными и излишне идеологизированными.

Но для полноты анализа «начал Руси» и для окончательного низложения воззрений оппонентов нам представляется необходимым привести ниже и полнообъёмные ответы на вопросы, кто такие варяги и кто такие славяне, вновь опираясь на исследование максимально доступного перечня отечественных и зарубежных источников. Мы покажем при этом изменение в пространстве и времени содержания этих этнонимов, что, безусловно, вносит ясность в правомерность их употребления в том или ином случае.
Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает имена народов, которые, наряду со славянами, приняли участие в формировании Древнерусского государства, – варяги, русы, чудь, весь, меря. Антропологические исследования показывают, что участвовали в этом процессе и какие-то иранские народы, имена которых нам вроде бы неизвестны.

Этническая принадлежность племён чудь, весь и меря не является тайной – это были финно-угры. А вот этническое происхождение варягов и руси загадочно. И эта загадка приобретает серьезный масштаб при учете того факта, что именно варяги и русы образовали господствующий слой будущей Киевской Руси, а русы дали свое имя складывающемуся государству.

Выше мы уже дали исчерпывающий ответ на вопрос «кто такие русы», но мы будем к этому вопросу вновь и вновь возвращаться, теперь уже в связке с этнонимом «варяги».

Ещё в XVIII веке немецкие учёные, жившие тогда в России – Г. З. Байер, Г. Миллер и Л. Шлёцер – впервые стали утверждать, что русы и варяги, пришедшие к славянам, были германскими племенами, а точнее, шведами, известными в Европе под именем норманнов («северных людей»). Так возникла норманнская теория происхождения русов и варягов, существующая в исторической науке до сих пор. Но тогда же, в XVIII столетии норманнскую теорию решительно опроверг М. В. Ломоносов, считавший русов и варягов балтийскими славянами, жившими ранее в Южной Прибалтике.

Вот и продолжаются более трёх веков дискуссии о том – кто такие варяги и русы? И лишь недавно в работах А. Г. Кузьмина появилась теория, объясняющая большинство противоречий, вокруг которых и ведутся более чем трёхвековые споры. А. Г. Кузьмин показал, что сами научные споры вокруг происхождения варягов и руси во многом связаны с противоречивыми сообщениями древних русских летописей. В самой «Повести временных лет», как подчёркивает А. Г. Кузьмин, приводятся три версии происхождения варягов и две версии происхождения русов. Все эти версии были в разное время внесены в летописный текст, иногда дополняя повествование, иногда противореча ему. Основываясь на глубоком знании источников, А. Г. Кузьмин доказал, что сами вопросы о варягах и о руси надо рассматривать раздельно, ибо и те, и другие принадлежали к разным этносам.

Итак, «Повесть временных лет» приводит три разные версии происхождения варягов. Самое раннее упоминание – о варягах, живущих от земли англов на западе до «предела Симова» на востоке. Земля англов – Южная Ютландия, полуостров, который нынче принадлежит Дании. Кстати, «англами» на Руси и называли собственно датчан. Что такое «предел Симов» – вопрос более сложный. Ясно, что этот ориентир связан с библейским сюжетом о разделении земель после Всемирного потопа между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом. Ученые выяснили, что потомками Сима древнерусские летописцы считали волжских булгар (может быть, вследствие некоторого распространения иудаизма у этих булгар в период, когда они были данниками Хазарского каганата?).. Поэтому «предел Симов» в данном случае – Волжская Булгария.

Иными словами, здесь именем «варяги» обозначается всё население, разбросанное по Волго-Балтийскому пути, которое контролировало северо-западную часть этой водной торговой магистрали от Ютландии до Волжской Булгарии. Стоит подчеркнуть особо – в этом свидетельстве летописи о варягах предполагается не этническое, а именно территориальное определение. Помимо ильменских словен и кривичей, в это раннее образование входили финно-угорские племена: меря, весь и чудь.

Чуть ниже летопись уточняет состав племён побережья Балтики, и этот фрагмент является вставкой в летописный текст. Эта вставка даёт нам более подробный список племён, живущих у Варяжского (т. е. Балтийского) моря: варяги, свевы (шведы), норманны (норвежцы), готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуезцы и прочие. Иначе говоря, летопись показывает нам – варяги не принадлежали к германским народам, а представляли собой отдельный этнос.

Другая позднейшая вставка, внесённая в летопись в конце XI в., также перечисляет племена, жившие в Прибалтике: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так». Здесь под «варягами» подразумеваются уже разные племена. Значит, это сообщение летописи подразумевает варягов в более широком смысле и предполагает включение в число «варяжских» народов также и скандинавов. Но летописец при этом старается подчеркнуть, что имеется в виду именно «русь», а не другие народы, отчетливо противопоставляя «русь» — шведам, готам, норманнам-норвежцам и англам (собственно датчанам). Из этого сообщения следует, что в данном случае за обозначением «варяги» могут скрываться разноэтничные племена, в том числе и скандинавы.
Эти три упоминания о происхождении варягов дополняются двумя свидетельствами летописи о взаимоотношениях северо-западного славянского и финно-угорского населения с варягами. Под 859 годом летопись сообщает, что варяги «из заморья» брали дань с племён чуди, мери, а также с ильменских словен и кривичей. Под 862 годом в летописи следует сначала рассказ об изгнании варягов «за море», а затем о том, что союз ильменских словен, кривичей, веси, чуди и мери вновь призвал варягов-русь, которые пришли к ним под главенством Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Рюрик, Синеус и Трувор стали у славян и финно-угров княжеским родом и основали города – Новгород, Ладогу, Белоозеро. Интересно, что историки установили: «Сказание о призвании варягов» – это тоже позднейшая вставка, появившаяся в летописи в конце XI в.

Подводя краткий итог, суммируем всё сказанное. В «Повести временных лет» мы встречаем три разные характеристики варягов. Первая: варяги – это правители государственно-территориального образования, возникшего на Волго-Балтийском пути от Ютландии вплоть до Волжской Булгарии. Вторая: варяги – это какой-то отдельный этнос, но не германцы. Третья, самая поздняя: варяги – это разноэтничное определение «западных» народов Прибалтийского региона, в том числе и скандинавов. Иначе говоря, «Повесть временных лет» последовательно показывает нам, как на протяжении VIII-XI веков значение определения «варяги» менялось в представлении древнерусских летописцев, постоянно наполняясь новым содержанием. Вот какую сложную загадку загадали нам древнерусские книжники!

И более или менее окончательно разгадать эту загадку можно с использованием не только летописного, но и другого – археологического, топонимического, антропологического и этнографического материала. И когда этот материал осмысливается в совокупности, тогда и возникает сложная, но логичная и обоснованная картина этнических процессов в Южно-Балтийском регионе.

В. Г. Диц

Добавить комментарий