Home АналитикаРоссийские немцы между автономией и непризнанием
Российские немцы между автономией  и непризнанием

Российские немцы между автономией и непризнанием

Доклад на научно-практической конференции «100-летие образования АССР немцев Поволжья» 12 июня 2018 г., Берлин

Благодарю за приглашение и, как уполномоченный федерального правительства по делам переселенцев и национальных меньшинств, рад предоставленной возможности сделать вступительный доклад по этой важной для конференции теме.

Сегодня и завтра речь пойдёт о столетней годовщине основания Автономной республики немцев Поволжья и не снижающейся в связи с этим напряжённостью, порождённой надеждами на восстановление автономии и неисполнением этих надежд в реальности.

Я считаю эту тему и связанные с ней вопросы, как и прежде, чрезвычайно важными, так как именно эта тема является центральной главой во всей истории российских немцев. Ведь великая символическая притягательность республики немцев Поволжья – и мы это ещё увидим – оказывает влияние как на культуру памяти, так и на политические аспекты. Несомненно, это в какой-то мере связано с тем, что – так сложилось исторически – территория Средней Волги стала главным местом поселения немцев в Российской империи.

В словосочетании «Республика немцев Поволжья» находит также отзвук замечательная идея самоуправления и коллективного самоопределения немцев, позволяющая им сохранять родной язык, традиционную веру и культурную самобытность и в далёких странах. 

Краткий исторический обзор, с 1764 по 1917 гг.

Каков исторический контекст Республики немцев Поволжья? Всё началось с приглашения царицы Екатерины Великой в 1763 году. В первые годы на Волге было основано почти 100 поселений. К началу XX-го века немецкое население в Поволжье, уже в более чем 200 колониях, выросло примерно до 400 000.

Однако во второй половине XIX века над российскими немцами сгустились тучи растущего русского национализма. Началось ущемление их прав: распускались структуры самоуправления, вводился русский язык как официальный и язык обучения в школе, была введена обязательная воинская повинность.

Положение немцев резко ухудшилось во время Первой мировой войны. Они не только стали «внутренними врагами», шпионами и предателями, виновниками поражений на фронте, но и началась их депортация с конфискацией имущества.

По указу от 17 февраля 1917 года ликвидационные законы, которые с 1915 года были введены по отношению к немцам, жившим на западной границе царской империи, распространялись и на немецкие колонии на Волге. Февральская революция и свержения царя помешали этому. Не удивительно, что многие российские немцы приветствовали буржуазную революцию. Она вызвала у них и надежду на отмену ликвидационных законов и возмещение убытков, на восстановление немецкого языка как официального и языка обучения в школе.

В этой обстановке именно немцы Поволжья использовали новые возможности для политической самоорганизации. Они поняли, как важно иметь свое эффективное политическое представительство для реализации своих планов. Вскоре возникло широкое движение за автономию, рупорами которого стали различные конгрессы и конференции. Особенно хотел бы отметить знаменательные в этом отношении 1-ый конгресс немецких колонистов в апреле 1917 года в Саратове, названный переломным во всей истории немецких колоний на Волге, и конференцию в Варенбурге в феврале 1918. На этой конференции было принято решение об объединении в «Федерацию немцев Поволжья» как национальное образование в рамках российского государства, были также сформулированы требования о защите частной собственности, помощи бедным крестьянам, о школьном образовании и налогообложении, а также о политической организации.

При этом немцы Поволжья понимали, что за речами на этих конференциях должны последовать дела. И в апреле 1918 в Москву отправилась делегация, которой Сталин оказал весьма радушный приём. Он дал понять, что считал бы возможным создание автономии или даже республики российских немцев, но только «на основе советских принципов».
Итогом переговоров стал подписанный Лениным 19 октября 1918 года декрет Совета народных комиссаров о создании «Рабочей коммуны» – Автономной области немцев Поволжья.

С одной стороны, это был значительный шаг вперёд, с другой – нельзя не видеть, что на первом плане здесь стоял аспект «коммуны», а не действительной автономии; территориальные границы не были определены, а без этого невозможно было добиться автономии в какой-либо форме.
В 1923 году представители немцев Поволжья попросили партийное руководство в Москве и лично Сталина о повышении статуса своей Автономной области. Это предложение получило поддержку: в начале 1924 года была создана Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья, официальным языком и языком преподавания которой отныне становился и немецкий.

В целом Республика немцев Поволжья отличалась богатой языковой и культурной жизнью, но в части коллективного самоопределения это была очень ограниченная автономия, поскольку в «автономных» советских республиках в первую очередь сохранялись верность сталинской формуле «национальные по форме, социалистические по содержанию» и главенство во всех сферах жёстко централизованной коммунистической партии.
С другой стороны, проявились весьма негативные последствия почти полной коллективизации сельского хозяйства, депортаций и чисток, когда были арестованы почти все руководящие кадры Республики как шпионы или «агенты фашистского режима».

Незадолго до этого на Х Съезде Советов республики была принята новая конституция, которая гарантировала право граждан на собственность и на неприкосновенность личности.

Причина конца Республики немцев Поволжья кроется, в конечном счёте, в ужасном нападении национал-социалистического немецкого Рейха на Советский Союз в 1941 году. Изданный вскоре после этого советским руководством указ о депортации означал не только наихудшее развитие событий для российских немцев, но и фактическое упразднение их республики. Получалось, что немцы Поволжья заплатили своей судьбой за агрессию «Третьего рейха», который большинство из них никогда даже не видели и не знали.

Многострадальный путь российских немцев продлился и на многие послевоенные годы. Как вы все знаете, репрессии сказались на личных судьбах, охватили сферы культуры, образования, профессиональной деятельности. В то время как многим депортированным народам в результате политики Хрущёва было в 1956 году позволено вернуться на свою родину, немцам в этом было отказано.

Тем не менее, память многих российских немцев о республике, автономии и самоуправлении оставалась жива. Постепенно началось, поначалу скрытно, движение за их восстановление. Несколько делегаций безуспешно требовали в Москве полную реабилитацию и восстановление республики немцев Поволжья.

Отрицательное отношение партии и правительства заставило многих российских немцев покориться судьбе; соответственно, ослабевала для немцев и надежда на хорошую жизнь в Советском Союзе. Это, не в последнюю очередь, сказалось на увеличении заявок на выезд (в Германию) в 70-ые и 80ые годы.

После вступления в должность Горбачёва оживилась и дискуссия о восстановлении автономии. С одной стороны, Советский Союз, а с 1991 года и Россия, заявляли о своём желании реабилитировать репрессированные народы и восстановить национальную автономию российских немцев.
С другой стороны,  в июле 1992 года был принят закон о моратории на территориальные изменения и, как хорошо известно, восстановление государственности российских немцев так и не было осуществлено.

Резюме

Позвольте подытожить.

В истории Волжской республики, показательной и для всех территорий бывшей Российской империи, как в линзе сфокусированы высокая значимость для истории российских немцев идеи подлинной автономии и самоуправления, а также их культурного национального развития и идентичности.

Ясно видно, как Автономная республика немцев Поволжья стала для многих российских немцев катализатором и отправной точкой надежд на лучшую долю в Советском Союзе и России. Для них она не просто топоним, название на географической карте, а часть культурного кода российских немцев.

Этот код символизирует отмеченную неутихающим противоборством напряженность между стремлением к вожделенной автономии и реальностью, в которой господствует её отрицание. Сильное символическое излучение Республики немцев Поволжья проявляется и сегодня, как в мыслях и чувствах российских немцев (и в Германии, и в России продолжает жить мечта о собственной Автономной республике), так и в политических переговорах. Вспомните хотя бы совместно согласованную переработку Протокола 1992 года о сотрудничестве между Россией и Германией в поэтапном восстановлении государственности российских немцев.

Вообще, этот Протокол был очень важной попыткой обеих сторон реализовать восстановление; но было уже слишком поздно, поскольку незадолго до этого президент Ельцин занял противоположную позицию.
В этом Протоколе сконцентрирована как в фокусе и тема нашей конференции, а именно: противоречие между идеей Автономии (идеей Протокола) и её отрицанием (реальной политикой Ельцина и его преемников).

По сути, судьба Республики и Автономии немцев Поволжья неразрывно связаны с вопросом о реабилитации. Мы видим, что полной реабилитации российских немцев как народа не было и нет; в отличие от других народов России они до сих пор не реабилитированы даже в предусмотренном правовом объёме.

Для немалого числа российских немцев реабилитация означает восстановление бывшей Республики. Что означает: вопрос о реабилитации по-прежнему стоит в политической повестке дня.

В конце концов, многое говорит о том, что выезд немцев на их историческую родину в Германию во время холодной войны и особенно после неё происходил бы в значительно меньших масштабах, если бы были реализованы планы по восстановлению Республики немцев Поволжья.

В этой связи я хотел бы одобрить продолжение начатого конструктивного диалога и открытое, в духе взаимного уважения и дружбы, обсуждение всех, даже спорных, вопросов, вытекающих из исторической ответственности обеих стран по отношению к российским немцам, с целью найти взаимопонимание. Естественно, к этому должны быть привлечены как партнёры, в первую очередь, представители самих российских немцев России.

Перспективы

В заключение я перехожу к перспективам и намечаю мои цели по отношению к национальным меньшинствам.

С учетом многострадальной истории российских немцев вообще и их борьбы за Автономию в частности, я хотел бы пожелать себе как уполномоченному федерального правительства по делам переселенцев и национальных меньшинств в государствах-преемниках Советского Союза, а также в Центральной и Восточной Европе:

  • чтобы переговорные каналы между Германией и Россией, несмотря на политические разногласия и досадные кризисы, никогда не иссякли,
  • чтобы немецкие меньшинства именно в кризисы никогда больше не были инструментализированы и не оплачивали бы своей судьбой политические события межгосударственного или даже мирового значения,
  • а наоборот, – чтобы немецкие меньшинства и их средства массовых коммуникаций наводили мосты и выступали в качестве посредников между нашими народами и культурами, и чтобы это воспринималось как шанс для всех.

Существенным условием для реализации моих политических целей и желаний являются сильные, уверенные в себе и современные немецкие меньшинства. Ибо немцы в государствах на постсоветском пространстве являются естественными послами, наводящими мосты между двумя культурами, их нельзя ни устранить, ни остановить.

Всеми своими силами я буду добиваться, чтобы поддержка национальных меньшинств была и оставалась приоритетной в политическом отношении – независимо от того, куда дует ветер, и чтобы немецкие меньшинства смело встречали вызовы будущего.

Главным в поддержке национальных меньшинств является немецкий язык. Нет ничего более важного для образования и сохранения немецкой идентичности:

  • Немецкий язык связывает и объединяет этнических немцев и через расстояния. Немецкий язык помогает немецким меньшинствам лучше отстаивать свои интересы в различных госучреждениях и инстанциях и тем самым эффективнее работать на благо нацменьшинств.
  • Немецкий язык позволяет также немецким меньшинствам содействовать налаживанию контактов между их родиной и Германией. Немецкий язык – это и ворота в немецкую культуру, в немецкие традиции, к немецкой идентичности.
  • Язык – это ключевой момент для сохранения идентичности национальных меньшинств, отсюда защита национальных меньшинств должна неукоснительно включать в себя и последовательную защиту языка меньшинств.
  • При этом особенно важна поддержка немецкого языка как родного уже в школе. Здесь я вижу хорошие предпосылки для дальнейшей совместной работы с нашим Министерством иностранных дел, которое, благодаря успешному проекту «Школы — партнеры для будущего» (PASCH-Schulen), обладает большим и ценным опытом такой работы.

Помимо языка моему сердцу очень близка молодёжная работа. Ведь от мотивации молодого поколения зависит будущее немецких меньшинств в их государствах, зависит сохранение и развитие уже созданного, зависит, возможно, создание и чего-то нового для укрепления идентичности.

Поэтому я отдам распоряжение проверить существующие концепции относительно их состоятельности для будущего и, при необходимости, внести изменения, тем более что многие годы повторяющиеся предложения уже не всегда привлекают молодых людей с их новыми, соответствующими их возрасту, запросами в сферах досуга и информационных технологий.

Должна быть обновлена и концепция подготовки будущих руководящих кадров.

Большое значение для работы с национальными меньшинствами имеют также партнерские мероприятия, устанавливающие мосты между немецкими меньшинствами в местах их проживания с организациями изгнанных и переселенцев, которые родом из тех же мест. Такие мероприятия укрепляют местные организации на родине и содействуют развитию международных контактов.

На будущее я хотел бы, чтобы через расширение масштабных партнёрских мероприятий между самоорганизациями немецких меньшинств с одной стороны и землячествами в Германии с другой, появились новые стимулы для укрепления и развития структур немцев, оставшихся на своей родине.

На своей должности я буду и дальше стремиться совершенствовать структуры сетевого объединения немецких меньшинств во всех странах. Рабочее сообщество немецких меньшинств в Европе (AGDM — die Arbeitsgemeinschaft deutscher Minderheiten in Europa) является для этой цели великолепной базой. Чем лучше немецкие организации будут объединены между собой, и чем чаще они будут выражать согласованное мнение, тем увереннее они смогут представлять свои интересы перед лицами, ответственными за принятие решений, и тем значительней будет их роль в наведении мостов между странами и в улучшении двухсторонних отношений во всех областях.

Как видите, мы уже многого достигли в области содействия развитию национальных меньшинств, особенно в Российской Федерации. Но нам приходится считаться и со многими вызовами времени, которые, не в последнюю очередь, обусловлены общеполитическим климатом и правовыми рамочными условиями.

Эти вызовы мы будем и далее совместно обсуждать в доверительном диалоге со всеми сторонами, и так же откровенно с нашими русскими партнёрами из Федерального агентства по делам национальностей, на благо российских немцев.

Очень полезно при этом остановиться и оглянуться назад, чтобы лучше понять современность и как можно лучше обустроить будущее. Тема Республики немцев Поволжья как центральный сюжет богатой истории российских немцев, как мы видели, очень хорошо подходит для этого. Эта тема ещё будет развита в ходе настоящей конференции.

Я очень благодарен организаторам конференции за эту инициативу. Благодарю всех участников за их активность. Желаю всем нам плодотворных, глубоких докладов и дискуссий. И – успеха конференции!

Д-р Бернд Фабрициус,
уполномоченный Федерального правительства Германии
по делам переселенцев и национальных меньшинств 

Источник на немецком языке

Перевод выполнен по заказу и с участием Экспертной группы по вопросам российских немцев (Москва-Берлин)