Литургический цвет: зелёный
Христос говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас. (Мф 11:28)
Christus spricht: Kommt her zu mir, alle, die ihr mühselig und beladen seid; ich will euch erquicken. (Mt 11:28)
Во Второе воскресенье после Троицы (2-е из 23 зелёных воскресений 2019 года) // Der zweite Sonntag nach Trinitatis; День памяти Иоганна Рейхлина (†1918); День Аугсбургского вероисповедания; 30 июня 2019 года – воскресенье, календарный выходной день; ближайший рабочий день – 1 июля, понедельник; ближайшие длинные выходные: 2 ноября, суббота – 4 ноября, понедельник (3 дня); 30 июня 2019 года – это 181-й день и 25-я неделя года, 25-е воскресенье в наступившем гражданском году; до конца месяца остается 0 дней, до конца года – 184 дня; это 202-й день нового церковного 2018/2019 года) – в Большом молельном зале старинной Лютеранской кирхи (К. Маркса, 26) с 10:00 на богослужении присутствовало 19 казанских лютеран немецкой традиции (в т.ч. 1 башкирка, 1 уральский швед, 3 татар, 5 русских и 9 российских немцев):
- Аверкиева Ирина Валентиновна
- Ахматдинова Юлия Фанисовна – органистка
- Вальц Вальтер Эдуардович – член церковного совета
- Горн Валентина Демидовна
- Горн Давыд Яковлевич – пастор, председатель церковного совета
- Деляев Андрей Анатольевич – проповедник, член церковного совета
- Деляева Алёна Владимировна
- Диц Виктор Георгиевич – Почётный член церковного совета
- Жарова (Зимон) Валентина Андреевна
- Кокорев Владимир Викторович
- Кокорева Альфия Алимовна
- Лидер Тамара Вольдемаровна
- Муртазина Эльмира Исхаковна
- Реш Елена Андреевна – диаконесса
- Сабиров Ильдар Хаерзянович
- Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
- Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
- Цайтлер Олег Евгеньевич – проповедник
- Шарыпов Артур Тимурович
Тема Второго воскресенья после Троицы – Приглашение. Главная суть чтения из Евангелия на это воскресенье – в том, что раб говорит хозяину, разместив по его повелению нищих и увечных в зале пира вместо изначально приглашённых: «и ещё есть место». То, что у трапезы Бога и в Его Царстве есть место нищим, увечным, хромым и слепым, людям с дорог и изгородей – вот что стоит в центре проповеди Иисуса.
Ветхозаветное чтение раскрывает это конкретно и резко: «вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко!»
Послание ставит это как бы на «правовую» основу: чужие становятся согражданами, пришельцы – своими. Да, в Церкви и сейчас осталось полно места. Бог принимает и угощает всякого, не только тех, кто изначально был приглашён. Об этом же говорят и молитвы, и гимны в этот день.
Богослужение сопровождалось чтениями из Библии Eph 4:13-21 и Lk 16:19-31. На русском языке их прочитал Андрей Анатольевич Деляев, на немецком – Виктор Георгиевич Диц.
Проповедь – по материалам 55-ой главы (стихи 1-5) Книги Исайи
(23-я книга Ветхого Завета Библии. В библейском каноне – номер 23.
Об авторе. Исаия принадлежал к иудейской аристократии, был высокообразованным человеком и призванным пророком Божиим. По преданию, пророк Исаия умер мученической смертью во время правления царя Манассии, сменившего на престоле царя Езекию (ср. Евр 11:37).
О времени и обстоятельствах написания Книги. Исаия был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который царствовал с 780 по 740 днэ. Служение пророка приходится на период правления четырёх иудейских царей: Озии (ум. в 740 днэ), Иоафама (750-735 гг. днэ), Ахаза (735-715 гг. днэ) и Езекии (729-686 гг. днэ). Он был свидетелем нашествия сирийских войск в союзе с ефремлянами (израильтянами) (734-732 гг. днэ – гл.7-9); восстания против ассирийского владычества (713-711 гг. днэ – гл. 10-23); ассирийского нашествия и осады Иерусалима (705-701 гг. днэ – гл. 28-32, 36-39).
Исаия видел отступничество царей и нечестие народа, и в гневных пророчествах, обличая язвы Иудеи и Израиля, предупреждал о бедах, которые постигнут народ Божий.
На протяжении второй половины VIII века днэ пророк обличал лицемерных (1:10-15), алчных (5:18), потакающих своим прихотям (5:11), циничных (5:19) правителей, которые своей развращённостью привели народ в состояние нравственного упадка. Пророк предсказал Божий суд, который окончательно решит как судьбу недостойных правителей (6:1-10), так и судьбу всего народа (5:26-30). В 722 днэ Израиль был изгнан со своей земли, а царь Езекия едва избежал ассирийского плена (36:1 – 37:37). Трагическое предсказание пророка о том, что израильский народ со всеми его богатствами в назначенное Богом время будет уведён в Вавилон (39:6-7), стало основой дальнейшего служения Исаии, который был призван утешить и воодушевить скорбящих в плену (40:1). В серии пророчеств, всеобъемлющих и одновременно конкретных, Исаия предсказал падение языческого Вавилона (46:1 – 47:15) и спасение остатка Израиля. Более чем за сто лет до воцарения Кира он возвестил о том, что этот персидский царь будет Божьим помазанником и посланником, который возвратит остаток Израиля в обетованную землю (44:26 – 45:13). Исаия предсказывал пришествие Слуги-Спасителя, более великого, нежели Кир. Этот безымянный Раб принесёт народам праведный суд (42:1-4), установит новый завет с Господом (42:5-7), станет светом для язычников (49:1-7), возьмёт на Себя грехи всего мира и воскреснет из мёртвых (52:13 – 53:12). Новый Завет отождествляет Слугу-Спасителя с Господом Иисусом Христом, Который есть Сам Господь во плоти.
Пророк призывал израильский народ, возвратившийся в свою землю, вспомнить о верности Господу; в грядущем Царстве Божием проявится слава Господня в избавленных и спасённых Им, и они узрят новое небо и новую землю (65:1-25).
В русскоязычной канонической Библии по Синодальному изданию 1876 года Книга Исаии состоит из 66 глав, 1.291 стиха, 25.734 слов и 123.022 букв) – прочитал проповедник Олег Евгеньевич Цайтлер.
Lutherbibel 2017 / Die Epistel: Eph 2:11-22
Die Einheit der Gemeinde aus Juden und Heiden
11. Darum denkt daran, dass ihr, die ihr einst nach dem Fleisch Heiden wart und »Unbeschnittenheit« genannt wurdet von denen, die genannt sind »Beschneidung«, die am Fleisch mit der Hand geschieht,
12. dass ihr zu jener Zeit ohne Christus wart, ausgeschlossen vom Bürgerrecht Israels und den Bundesschlüssen der Verheißung fremd; daher hattet ihr keine Hoffnung und wart ohne Gott in der Welt.
13. Jetzt aber in Christus Jesus seid ihr, die ihr einst fern wart, nahe geworden durch das Blut Christi.
14. Denn er ist unser Friede, der aus beiden eins gemacht hat und hat den Zaun abgebrochen, der dazwischen war, indem er durch sein Fleisch die Feindschaft wegnahm.
15. Er hat das Gesetz, das in Gebote gefasst war, abgetan, damit er in sich selber aus den zweien einen neuen Menschen schaffe und Frieden mache
16. und die beiden versöhne mit Gott in einem Leib durch das Kreuz, indem er die Feindschaft tötete durch sich selbst.
17. Und er ist gekommen und hat im Evangelium Frieden verkündigt euch, die ihr fern wart, und Frieden denen, die nahe waren.
18. Denn durch ihn haben wir alle beide in einem Geist den Zugang zum Vater.
19. So seid ihr nun nicht mehr Gäste und Fremdlinge, sondern Mitbürger der Heiligen und Gottes Hausgenossen,
20. erbaut auf den Grund der Apostel und Propheten, da Jesus Christus der Eckstein ist,
21. auf welchem der ganze Bau ineinandergefügt wächst zu einem heiligen Tempel in dem Herrn.
22. Durch ihn werdet auch ihr mit erbaut zu einer Wohnung Gottes im Geist.
Lutherbibel 2017 / Das Evangelium: Lk 14:15-24
Das große Abendmahl
15. Da aber einer das hörte, der mit zu Tisch saß, sprach er zu Jesus: Selig ist, der das Brot isst im Reich Gottes!
16. Er aber sprach zu ihm: Es war ein Mensch, der machte ein großes Abendmahl und lud viele dazu ein.
17. Und er sandte seinen Knecht aus zur Stunde des Abendmahls, den Geladenen zu sagen: Kommt, denn es ist schon bereit!
18. Da fingen sie alle an, sich zu entschuldigen. Der erste sprach zu ihm: Ich habe einen Acker gekauft und muss hinausgehen und ihn besehen; ich bitte dich, entschuldige mich.
19. Und ein andrer sprach: Ich habe fünf Joch Ochsen gekauft und ich gehe jetzt hin, sie zu besehen; ich bitte dich, entschuldige mich.
20. Wieder ein andrer sprach: Ich habe eine Frau geheiratet; darum kann ich nicht kommen.
21. Und der Knecht kam zurück und sagte das seinem Herrn. Da wurde der Hausherr zornig und sprach zu seinem Knecht: Geh schnell hinaus auf die Straßen und Gassen der Stadt und führe die Armen und Verkrüppelten und Blinden und Lahmen herein.
22. Und der Knecht sprach: Herr, es ist geschehen, was du befohlen hast; es ist aber noch Raum da.
23. Und der Herr sprach zu dem Knecht: Geh hinaus auf die Landstraßen und an die Zäune und nötige sie hereinzukommen, dass mein Haus voll werde.
24. Denn ich sage euch: Keiner der Männer, die eingeladen waren, wird mein Abendmahl schmecken.
Если же мы вспомним выпадавшие именно на этот день – 30 июня – события из истории России, европейской цивилизации и отечественного православного христианства, то не преминем упомянуть нижеследующее:
Воскресение, 30 июня 2019 года (17 июня 2019 по ст. ст.)
Страдание святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила (362)
В 1696 г. Пётр I ввёл в России звание генералиссимуса, присвоив его командиру Азовского похода Алексею Шеину
В 1736 г. Русские войска фельдмаршала Б. Миниха захватили Бахчисарай, столицу Крымского ханства
В 1770 г. Русская армия генерала П. Румянцева разбила турецко-татарскую армию крымского хана Каплан-гирея в битве у Рябой Могилы (Молдавия)
В 1788 г. недалеко от Очакова при попытке взятия на абордаж турецкого судна смертельно ранен атаман Кубанского казачьего войска Сидор Белый
В 1452 г. родился Фердинанд II, король Неаполя, полководец
В 1483 г. регент английского монарха Эдуарда V Ричард Глостерский совершил переворот, провозгласив себя Ричардом III
Ряд единоверческих (лютеранских) церквей отмечает ежегодно 30 июня также канун Дня памяти лютеранских первомучеников Генриха Фёссе и Иоганна Эша (†1523).
Текст и фото: В.Г. Диц