Home АналитикаКрайк и Приб о германороссах
Крайк и Приб о германороссах

Крайк и Приб о германороссах

Идеи Ганзена и российские немцы

Перед человеком на пути к пониманию сути вещей открывается три пути: путь размышления – благородный; путь подражания – лёгкий; путь личного опыта – самый тяжелый. За четверть века, прошедшие после нашего стремительного возвращения в родные пенаты, каждый из нас в той или иной степени использовал все эти три пути. По существу, мы пережили, да и продолжаем переживать в своих душах, в общественном сознании период «разброда и шатаний».

Об уникальной духовной связи представителей двух наций, двух культур и двух государств – России и Германии, саратовский колонист присяжный поверенный К.Ф. Юстус в местной газете «Deutsche Volkszeitung» (1914. № 57) написал познавательную для нас, живущих сегодня, статью под названием «Характер и нравы колонистов». Для понимания вопроса, суть которого я попытаюсь раскрыть ниже, приведу несколько выдержек из данной работы столетней давности.

«После франко-прусской войны 1870-1871 года в Россию стекалась масса калек-германцев, которые, случайно попав на Волгу, удивлялись существованию здесь немецких колонистов; но, ознакомившись с ними, отказывались признать их «своими» и относились к ним пренебрежительно, свысока, как к диким, некультурным людям». «И действительно, немецкий колонист Поволжья не являет собою тип германской нации, потомков древних тевтонов. Это новый народ, даже новая раса, создавшаяся в особых жизненных условиях. Слово «немец», коим до сих пор еще называют колонистов, есть форма, лишенная всякого содержания. При этом слове следует представлять западноевропейского немца-германца: колонист не немец в этом смысле, однако и не русский. Колонисты – это новая, самобытная, самодовлеющая нация, ничем абсолютно не похожая на немца-германца. Если колониста-немца снова отправить в Германию, то, как показал опыт, он окажется в чужой, непонятной ему среде, он будет за границей, а не в «фатерлянде» и рано или поздно вернётся на свою Волгу».

Прочитав эту статью, написанную более ста лет назад, могу отметить, что некоторые её положения явились для меня подтверждением моего давнего мнения о том, что мы никакие не «российские немцы» (термин, изобретённый нашими продвинутыми соплеменниками в начале 90-х годов ушедшего века), а нечто совершенно другое. И это нечто другое не имеет никакого отношения к той или другой нации, как, например, «русские немцы», или казахстанские, или киргизские немцы. А кто же они? Они – народ, который аккумулировал в себе лучшие черты и немецкой, и русской нации и присущей этим нациям культуры.

Поэтому у меня возникает странное впечатление, когда я читаю статьи наших земляков, посвящённые «Новой партии мигрантов…», созданной Дмитрием Ремпелем со товарищи, где много правильных слов и суждений, а потом вдруг здесь же натыкаюсь на суждение о господине Генрихе Гроуте – бывшем председателе Всероссийского общества «Возрождение» (80-е – 90-е годы 20 века), а сегодня – председателе «Всемирной» фантомной организации «Конвент». Суждение о нём как о единственном «Мессии» нашего народа. И противопоставляют его Дмитрию Ремпелю, который, получается, «Лжемиссия»? То есть автор разрушает собственную только что им самим выстроенную «философскую» конструкцию. Что, мы забыли одну из заповедей Иисуса Христа: «Не сотвори себе кумира!»? 

Правильные слова, повторяемые много раз, объединяют людей; неправильные слова, даже сказанные один раз всуе, наоборот, людей разъединяют. И здесь в качестве примера объединительного фактора нельзя не привести термин «германороссы», в котором, по существу, заключается наша, немцев России, общая судьба, общая история, общая смысловая сущность.

В Российской империи существовало понимание славянства как триединства: «Великороссы», «Белороссы» и «Малороссы». Основная же идея учения о Троице, как известно, заключается в понятии триединства Бога, т.е. существовании трёх Лиц, обладающих одной природой. Бог един, но в трёх Лицах. Так и (восточные) славяне – едины в трех лицах: «Великороссы», «Белороссы» и «Малороссы». Удивительное совпадение – не правда ли?! Каждое Лицо всегда было и есть Богом во всей полноте. Каждое отдельное Лицо во всей своей полноте равно двум другим Лицам, и Все Они причастны единосущному Божеству. Ни одно Лицо не является большим или меньшим, чем два других Лица. И в какую же пропасть понесло сегодня политиков Украины, кощунственно и открыто выступивших против священного триединства (восточного) славянства?!

Итак, «Триединство» есть постулат божественный, святой, незыблемый! Но Владимир Александрович Ганзен, основоположник нового направления в психологической науке «Метанетике», утверждал (не отвергая «Триединства»), что мир четверичен. Гениальность и простота Ганзена в том, что, наблюдая мироздание, он пришел к заключению о четверичной матрице, в которой «любая реальность наблюдаемого мира описывается пространственными, временными, энергетическими и информационными характеристиками». Таким образом, по Ганзену выходит, что мироздание должно рассматриваться через призму четверичности всех процессов, происходящих вокруг нас. Получается, что мы живём в условиях объёмной кубической матрицы, и что для объёмного понимания сущности славянства не доставало четвёртой составляющей. Вопрос: а не являются ли «германороссы» тем самым недостающим звеном четверичности, завершающим элементом кубической матрицы славянства?

Ведь фактом является и то, что мы, немцы, своим 250-летним пребыванием в России исторически, политически и философски добавили в эту славянскую самость дополнительное, четвёртое, измерение под именем «германороссов»!

А посему собирательный термин «Германороссия» вполне может обозначать новую уникальную духовную связь представителей двух наций, двух культур и двух государств – России и Германии. Тем более, что германцы и славяне имеют общие исторические корни – арийские (ведические).

Или я не прав?

Генезис германороссов

В 18-19 веках в процессе колонизации южных окраин Российской империи крестьянами германских княжеств в их сознание, наряду с сохранением прежних черт мощного германского менталитета, внедряются дополнительные качества, без которых существовать и выживать в тех условиях было бы слишком проблематично, практически невозможно. Это были во благо приобрeтённые немцами новые характеристики славяно-русской цивилизации, блaгодаря которым за истекшие два столетия пребывания немцев в России сформировался новый тип человека – носителя сути двух народов, двух культур, двух цивилизаций, а именно, германской и славянской. Своим историческим подвигом немецкие крестьяне по существу в собственном лице вернули два разделённых историческими катаклизмами народа в прежнее гиперборейское лоно единой европейской цивилизации. В предлагаемой читателю аналитической статье автор делает попытку проследить за генезисом нового человека – германоросса – представляющего в себе сплав двух культур: германской и славянской, способного стать недостающим звеном для установления на Евроазиатском континенте единого геополитического пространства – опоры для новой социальной конструкции будущего, строящегося на фундаменте соучастия, сопереживания и справедливости.

Термин «германороссы», определяющий принадлежность немецких колонистов к двум этносам и двум государствам – германцам (Германия) и россам (Россия), был незаслуженно забыт в России в советское время. А ведь он широко применялся ещё во времена Пушкина и Кюхельбекера. На мой взгляд, это понятие, как никакое другое, объясняет глубинную метафизическую сущность нашей диаспоры. Понятие «германороссы» несёт в себе колоссальную смысловую нагрузку, объясняя нашу ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления.

В нашем случае речь идёт о реальном феномене истории, суть которого заключается в том, что германский менталитет, с которым наши предки обосновались в России и попали под детерминирующее влияние русского языка и российской культуры, претерпел определённую метаморфозу, в результате которой сформировалась совершенно новая общность людей! При наслоении и смешении двух христианских менталитетов – германского и славянского – не могло не произойти обусловленного формирования в колонистской среде и совершенно новой ментальности, которая стала основой для формирования неизвестного прежде коллективного характера. И, если учесть, что из Германии в Россию ехали самые предприимчивые, самые смелые, самые уверенные в себе люди, то и система социокультурных и этнокультурных ценностей германского происхождения у них была очень высокой. Этот показатель в новых условиях был доминантным, немцы не позволяли себе в изменённых обстоятельствах приобретать из окружающей их среды качества низшего порядка. Но в тоже время их менталитет был открыт для обогащения лучшими качествами российского народа, среди которого они стали жить и трудиться.

250 лет мысли, побуждения, чувства немецких колонистов России корректировались согласно окружающей их цивилизационной специфике и этнической ментальности, выражающихся в национальном характере славянина. Таким образом создавалась особая конфигурация, в которой формировался характер германоросса, носителя лучших черт обоих народов. Иначе: традиционное германское сознание, то есть, система мировоззрения, основанная на этнической базе, в процессе интеграции в новую среду впитывало и включало в себя приоритетные, наилучшие качества, присущие российским народам. Усвоение немецкими колонистами новых образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков позволяло им более успешно функционировать в незнакомых условиях. В их среде быстрыми темпами происходила социализация – становление новой, не известной на европейском континенте прежде, личности.

В случае взаимодействия с новой для колонистов средой обитания происходило формирование личности элитного плана и улучшенного во всех отношениях менталитета этой этнической группы. Наш уникальный опыт борьбы за жизнь в экстремальных условиях в итоге стал выражаться в особенном поведении, определяющем новую этническую картину мира. Главным же содержанием этого менталитета, с которым мы возвратились на Родину предков, были и остаются глубоко осознанная религиозность; священное отношение к труду, особенно на земле, как к делу богоугодному; прочные семейные узы; высочайшая любовь к отеческим гробам и к Родине как высшее воплощение человеческой мечты о счастье; коллективизм, целомудрие, любовь к ближнему; умение сопереживать и соучаствовать; негативное отношение к неуёмному меркантилизму, гедонизму и расточительству. Именно такими мы предстали перед нашим народом после столь долгих лет отсутствия.

Да, вначале наши соплеменники, коренные немцы, отнеслись к нам с осторожностью, поскольку поведенчески, ментально мы уже не были похожи на них. Однако познакомившись с нами ближе в процессе совместной жизни – в быту, во время учёбы, работы, они, наконец, по достоинству оценили приобретённые нами в России качества. И уже сегодня германороссы становятся людьми всё более уважаемыми и всё более предпочтительными перед другими претендентами, к примеру, для работодателей Германии при устройстве на работу. А это дорогого стоит! Это говорит о том, что мы и здесь выстояли, мы не сдали в архив те качества, которые заметно отличают нас от местных. Мы осознанно бережём в своих семьях наш второй язык общения – русский язык, передавая его по наследству своим детям и внукам, тем самым обогащая их сознание, их души, их интеллект русским пафосом и русской культурой.

Александр Приб, публицист, ФРГ
Александр Крейк, ганзенист, Берлин