Home АналитикаИсход (ивр. Шмот)
Исход (ивр. Шмот)

Исход (ивр. Шмот)

Исход. Так назван один из важнейших (можно даже назвать его решающим) этапов в жизни богоизбранного народа, когда совокупность потомков (600 тысяч взрослых мужчин-евреев плюс женщины и дети) третьего еврейского патриарха Иакова (Израиля), Авраамова внука и Исаакова сына, и стала тем самым народом, сохранившимся в последующем в веках, до наших дней.

Так названа и вторая книга Пятикнижия Моисеева (евр. Торы; именно Моисей Боговидец организовал и возглавил исход евреев из египетского рабства и плена), она же – вторая (из 39 канонических и 11 неканонических) книга Ветхого завета, она же – вторая по счёту (из 66 канонических) книга Библии в целом (библейская книга Исход – в русском переводе по Синодальному изданию 1876 года – это 40 глав, 1533 стиха, 28420 слов, 107075 букв).

Каждая книга Библии разделена на главы только в 1236 году католическим кардиналом Хьюго (или Каро); а в 1551 году главы Библии разделены на стихи библиотекарем французом Робертом Стефаном (Библейский справочник. Генри Геллей. С.-П.: «Библия для всех», 2002).

События, описываемые в этой библейской книге, относятся к 2368-2533 годам от Сотворения мира – от года Входа евреев в Египет (75 душ от чресл Иакова плюс Иосиф, сын Иакова, там уже бывший) до Исхода их из Египта 15 Нисана 2532 A.M., возведения ими 23 Адара 2533 A.M. по повелению Всевышнего Скинии (Шатра Откровения, Мишкана) в Синайской пустыне и – в перспективе – до перехода их через Иордан в 2572 году Anno Mundi.


О «египетском рабстве и плене» Израиля (непосредственный расчёт количества лет, проведённых еврейским народом якобы в 400-летнем египетском плену и рабстве)

Через 497 лет после Потопа, т.е. в 2153 году «от Адама», первый официальный библейский еврей 75-летний Авраам (Быт 14:13), названный первопатриархом еврейского народа, ненадолго посетил Египет. Этот вояж патриарх совершил по своей собственной воле, без всякого принуждения. Никто его там не угнетал и не задерживал. Мало того, так ещё благодаря женским прелестям Сарры и щедрости фараона, он вышел из Египта весьма разбогатевшим. Так почему же время, на протяжении которого Авраам ненадолго заглянул в Египет и вскоре оттуда «выглянул», мы должны зачислять в период рабства? Конечно, нет.

В дальнейших строках этой заметки все даты исчисляются в годах «от Адама», или – что то же самое – Anno Mundi, или – что то же самое – A.M., поэтому мы эти хронологические пояснения опускаем, оставляя лишь чистые числа лет от Сотворения мира.

11-й сын Иакова и 1-й сын Рахиль 17-летний Иосиф был продан (по совету Иуды) за 20 сребреников братьями через родственников-измаильтян в рабство в Египет в 2346 году. Так в Египте появился 2-й библейский еврей после Иакова. Остальные 93 года своей жизни родившийся в 2329 году в Месопотамии Иосиф прожил в Египте.

Всего Иосиф прожил 110 лет. Столько же лет прожил Иисус Навин, и на 1 год больше Иосифа прожил на свете земной «отец» Иисуса Христа его тёзка Иосиф Плотник (или Иосиф Обручник).

В год продажи Иосифа в Египет его отцу Иакову исполнилось 108 лет, старшему брату Иуде – 20 лет, а старшему брату Левию – 21 год.

В свои 17 мальчишеских лет Иосиф попадает в неволю к царедворцу фараона Потифару, начальнику его телохранителей. Потифар («тот, которого даёт (бог Солнца) Ра»), «придворный» – это перевод еврейского слова сари́с, которое буквально означает «евнух».

Потифар купил Иосифа у мадианитян (мадианитяне, или мидианиты – древний семитский кочевой народ; выше названы также измаильтянами). По причинам, о которых можно только догадываться, Потифар назначил красивого юношу Иосифа своим домоуправляющим (согласно раввинистическим преданиям, Потифар хотел сделать Иосифа своим любовником. «И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и всё, что имел, отдал на руки его. … Иосиф же был красив станом и красив лицем» (Быт 39:4, 6).

И в этот момент в истории появляется похотливая жена Потифара (миф. Злиха, Зулейха) – безымянный отрицательный библейский персонаж, первой выдвинувшая сексуальный навет против евреев; Иосиф оказывается в тюрьме. Но и там он вскоре делает карьеру, став правой рукой начальника темницы. В этой тюрьме Иосиф разгадывает вещие сны фараоновых виночерпия с хлебодаром, и через 2 года помилованный виночерпий вспоминает о вещем Иосифе и его привлекают для разгадки кошмарных сновидений фараона. Иосиф предсказывает Египту 7 лет изобилия и затем 7 лет засухи и намекает, что стране нужен человек, который сделает запасы на голодные годы. Фараон намёк понял и делает Иосифа главным управителем Египта, а заодно женит на Асенефе, дочери Илиопольского жреца Потифера (не путать с несостоявшемся рогоносцем Потифаром). У них рождаются сыновья Манассия и Ефрем.

Итак, Иосиф начинает своё служение у фараона в 30 лет (в 2359 году), по прошествии 13 лет с момента его прихода в Египет. Левий к этому сроку достигает возраста 33 лет, Иуда – 34 лет, а их отцу Иакову исполняется 121 год.

Проходят ещё 9 дет – 7 лет изобилия и 2 голодных года. Нужду в хлебе начинают испытывать и ханаанские родственники Иосифа. Наконец, старый Иаков снаряжает в Египет для добычи пропитания целую экспедицию из всех своих сыновей кроме младшего Вениамина. Несколько позже, в этом же 2368 году, на нильских берегах оказываются все сыновья 130-летнего Иакова со своими отпрысками и с ним самим во главе, то есть весь еврейский народ, имевшийся на планете к этому времени. Соответственно, 2368 год с тех пор считается годом Входа евреев в Египет.

Подчеркнём: лишь в 2368 году, т.е. через 215 лет после первого посещения Египта Авраамом, его внук Иаков вошёл туда же (и остался). Началось образование еврейского народа.

Третий патриарх еврейского народа Иаков, внук Авраама и сын Исаака, вошедший в Египет вместе с еврейским народом, вовсе не был намерен приводить его туда «в плен и рабство».

И уже через 164 года «из египетского плена и рабства» евреев вывел Моисей Боговидец, сын Амрама, внук Каафа и правнук Левия; а ещё через 40 лет, в 2572 году, уже под водительством Иисуса Навина они вошли в Ханаан как в обетованную им Всевышним землю.

2532 – 2368 = 164

Короче говоря, евреи находились в Египте («от Входа» в 2368 году до «Выхода» в 2532 году) – якобы «в рабстве» – не 430 лет, как утверждают богословы (см. Исх 12:40), а всего-навсего 164 года. Да и все ли эти годы можно считать рабством и пленом? Конечно, нет.

Далее немного хронологии и арифметики.

Иаков-жених пришёл к Лавану в 77-летнем возрасте, в 2315 году. Затем прошло 7 лет в ожидании его свадьбы. Женитьба Иакова состоялась в 2322 году, когда ему исполнилось уже 84 года.

Иаков вошёл в Египет в 130-летнем возрасте (родился он вместе с братом-близнецом Исавом в 2238 году в Ханаане; кстати, скончались они в Хевроне также одновременно, в 147 лет, в 2385 году).

Родившийся в Месопотамии в 2323 году первенец Иакова и Лии Рувим вошёл в Египет в возрасте 45 лет в 2368 году. Иаков родил Рувима в 85 лет.

Родившийся в Месопотамии в 2324 году второй сын Иакова и Лии Симеон вошёл в Египет в возрасте 44 лет в 2368 году. Иаков родил Симеона в 86 лет.

Родившийся в Месопотамии в 2325 году третий сын Иакова и Лии Левий (с 2 сыновьями: 4-летним Гирсоном и годовалым Каафом; дочь Иохаведу и младшего сынам Мерари он зачал уже в Египте) вошёл в Египет в 43 года в 2368 году. Иаков родил Левия в 87 лет.

Родившийся в Месопотамии в 2326 году четвёртый сын Иакова и Лии Иуда вошёл в Египет в 42 года в 2368 году. Иаков родил Иуду в 88 лет.

В промежутке между 2326 и 2329 годом включительно у Иакова родились ещё 6 сыновей м дочь Дина от трёх разных женщин (Валла, Зелфа и Лия). Рахилина служанка Валла родила Иакову Дана и Неффалима, Лиина служанка Зелфа родила Иакову Гада и Асира. Сама Лия родила Иакову своих 5-го и 6-го сыновей – Иссахара и Завулона и дочь Дину. Наконец, в 2329 году Бог разверз утробу Рахили, и она родила Иакову своего первого сына Иосифа (Дина и Иосиф – одногодки; в год их рождения Иакову уже исполнился 91 год).

Последнего своего сына Вениамина Рахиль родила Иакову в 2338 году (это был его 12-й сын) уже по дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем (вблизи него). Тогда же и там же она и умерла, и была похоронена. Все же иные праматери народа Божьего были похоронены вместе с праотцами этого народа в пещере Махпела в Хевроне.

Все дети Иакова, включая 30-летнего Вениамина, вошли в Египет в 2368 году (только проданный туда Иосиф оказался в Египте раньше братьев).

Сын Левия Кааф родился в 2367 году за один год до Входа в Египет, а ещё через 39 лет – уже в 40-летнем возрасте, в 2407 году – он рождает сына Амрама.

92-летний Левий в 2417 году рождает дочь Иохаведу, будущую тётку-супругу внука Амрама и мать Моисея.

35-летний Амрам и 25-летняя Иохаведа сочетаются в 2442 году законным браком. Через 10 лет у них родится третий ребёнок – Моисей (после Мариам и Аарона). Моисей появился на свет через 13 лет после смерти Иосифа (вполне достаточно для забвения его прошлых великих дел неблагодарными египетскими фараонами).

Наконец в возрасте 80 лет Моисей выводит богоизбранный народ из Египта.

Амрам жил с 2407 по 2544 годы (всего 137 лет) и умер в пустыне на 12-ом году Исхода; Амрам родил Моисея от своей тётки Иохаведы в 45 лет, когда его сыну Моисею исполнилось 92 года, ему пришлось в пустыне хоронить отца Амрама.

Пока Иосиф был при власти, а это 71 год, ни о каком плене и рабстве не было и речи, это мы видели выше. Однако с кончиной Иосифа былые привилегии начинают забываться. Именно с этого момента и следует отсчитывать время так называемого угнетения, которое длилось, по нашим подсчётам, всего-то 93 года, начиная со дня смерти Иосифа в 2439 году и заканчивая началом Исхода в 2532 году.

164 – 71 = 93

Итак, период египетского «рабства и плена» еврейского народа насчитывает 93 года, а не 164 года, и уж тем более не 400, или 430 лет.

Скиния

После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд» (Исх. 35.21). Поставили скинию в первый день первого месяца, т. е. ровно через год после выхода из Египта (Исх. 40.2).

Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, святилища и двора (см. рис. 1.). Сама скиния, или священный шатёр, стояла посреди четырёхугольного двора, окружённого бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша её была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож.

Священный храм-шатёр делился на две половины: Святая Святых и святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета (см. рис. 1.), который представлял собой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся очистилищем, сделана была из чистого золота. На её концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

В святилище находились три священных предмета (см. рис. 1.). В центре святилища, напротив Ковчега, стоял кадильный жертвенник, сделанный из драгоценного дерева и обложенный золотом. На нём священники приносили в жертву ладан или фимиам. Справа от кадильного жертвенника стоял деревянный, обложенный золотом стол с двенадцатью хлебами предложения, которые менялись каждую субботу. Налево стоял золотой светильник, наподобие дерева, с семью лампадами, в которых горел елей.

На дворе, перед входом в скинию, стоял жертвенник всесожжения, окованный медью, и большая медная умывальница для омовения рук и ног священников перед богослужением. Вход в скинию был с восточной стороны, так что Святая Святых в противовес языческим алтарям обращена была к западу.

Скиния без двора была небольших размеров. В длину она составляла 30 локтей (т. е. 15,6 м; священный локоть равнялся 52 см), в ширину и высоту – 10 локтей (5,2 м). Когда скиния была закончена, Моисей её освятил, помазав все её священные предметы елеем.

Тогда же для совершения богослужений при скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» (Исх. 28.1). Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т. е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник (сначала он назывался также просто священником, Исх. 28.1, или «священником помазанным», Лев. 4.3, или «великим священником», Лев. 21.10). Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей (Исх. 40.12-15), потом первосвященником, после смерти Аарона, стал его сын Елеазар (Числ. 20.26), затем внук Аарона и сын Елеазара – Финеес (Втор. 10.6) и т. д. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) – левиты (Числ. 3.6-8).

Когда скиния была сооружена, тогда покрыло её облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.


Вскоре после этого в жизни избранного народа произошло очень важное событие. По Божественному повелению был устроен походный храм — скиния (от греч. скенэ — обитель). Все работы были возложены на Веселиила. Бог исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством (Исх 35, 31).

Скиния была сооружена и поставлена в первый месяц второго года после выхода евреев из Египта. Моисей положил в ковчег скрижали завета и внес его в скинию. Затем он повесил завесу. Ковчег завета стал главной святыней Израиля. На протяжении восьмисот пятидесяти лет он был для израильтян зримым свидетельством Божьего присутствия среди избранного народа. Бог благословил святое место: И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию (Исх 40, 34–35).

Во второй год по выходе из Египта, в двадцатый день второго месяца, облако поднялось от скинии. Этим знамением Господь повелевал подняться в путь. Евреи покинули Синайскую пустыню и вступили в пустыню Фаран, лежавшую на севере от Синайского полуострова. Люди стали роптать вслух. За это огонь стал истреблять край стана. Народ возопил к Моисею. Он помолился, и огонь утих. Место это нарекли Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень (Чис 11, 3).

Вскоре возникло новое недовольство евреев: пришельцы, а с ними и сыны Израилевы стали плакать и говорить: кто накормит нас мясом? Моисей стал скорбеть и обратился ко Господу со словами молитвы. Господь сказал Моисею, что будет насыщать сынов Израиля мясом целый месяц, пока оно не станет для них отвратительным. На другой день поднялся ветер и нагнал перепелов, метровым слоем от земли. Роптавших Господь поразил язвою.

Затем народ двинулся в Асироф, на северо-восток от Синая. Сестра Моисея и Аарон стали упрекать брата своего за жену-мадианитянку — Сепфору. Это был лишь повод. Причиной же было исключительное положение их брата. Нужно было подтверждение того, что Господь избрал Моисея. Он повелел Моисею, Аарону и Мариам идти к скинии собрания. Господь сошёл в облачном столпе и сказал, что Моисей верен во всём дому Моему: устами к устам говорю Я с ним (Чис 12, 7-8). Мариам покрылась проказой. Аарон не был наказан этой страшной болезнью. По мнению блаженного Феодорита, так определил Господь потому, что Аарон был корнем священства, и чтобы укоризна не шла на весь род. Он покаялся. Моисей вознёс молитву за сестру: Боже, исцели её! (Чис 12, 13). Господь повелел ей быть вне стана семь дней.

Когда Мариам исцелилась и возвратилась в стан, народ двинулся в путь.

Пустыня Фаран. Здесь Израиль провёл большую часть своего тридцативосьмилетнего странствия. Это стало тяжёлым испытанием за ропот. Пустыня была голой и безжизненной. К этому времени же относится переименование Моисеем сына Навина: из Осии он стал Иисусом. Святые отцы в преемнике Моисея Иисусе Навине, который ввёл Израиль в землю обетованную, видят прообраз Иисуса Христа, вводящего нас в обетованное нам Царство Небесное.

Господь повелел Моисею послать от двенадцати колен мужей, чтобы обозреть землю Ханаанскую. Посланные люди вернулись через сорок дней и принесли плоды из той земли. Они стали нагонять на народ уныние, говоря, что видели там исполинов, перед которыми они были ничтожны, как саранча. Это были сыны Енаковы, отличавшиеся исполинским ростом. Они происходили от Енака, сына Арбы. Жили главным образом в нагорной части Иудеи (Хевроне и других городах). После завоевания обетованной земли Иисус Навин победил и изгнал их. Но немного их сохранилось в филистимлянских городах. Голиаф, сражённый впоследствии Давидом, был их потомком.

Народ впал в уныние и поднял вопль. Евреи стали жалеть, что покинули Египет. Иисус Навин и Халев, бывшие среди двенадцати мужей, посланных к земле Ханаанской, разодрали одежды и сказали, что если Господь милостив к ним, то введёт в землю ту. Но народ хотел побить их камнями. Старшее поколение евреев, выросших в Египте, оказалось не способным к жизни в земле обетованной согласно с Божественным планом спасения. За два года было десять возмущений. Поэтому Господь определил сорокалетнее странствие по пустыне, пока не лягут там кости непокорных (жестковыйных) людей и пока не вырастет новое поколение.


ИСХОД ИЗ ЕГИПТА. ПЕРВАЯ ПАСХА

Когда десница Божия поразила всех первенцев египетских, во всей земле поднялся великий вопль. Фараон ночью призвал Моисея и Аарона и повелел выйти из его страны. В 104-м псалме поется: Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него (Пс 104, 38). Десять казней являются чудесами Божиими. Библейское повествование об этом проникнуто мыслью о всесилии Божественного Промысла.

По выходе из Египта Господь повелел Моисею освятить всех первенцев израильских от человека до скота. Они были спасены Богом и составляли Его достояние. Первенцы людей должны быть освящены, выделены и отданы на служение Богу. Позднее, когда в земле обетованной было установлено постоянное служение левитов, первенцы оставались дома, но родители должны были за первенцев вносить выкуп.

В честь этого события был установлен ежегодный праздник — Пасха.

Самый короткий путь в Ханаанскую землю, которую Бог назначил потомкам Авраама, был северо-восточный. Дорога проходила через землю филистимлян. Это был довольно воинственный народ. Евреи, вышедшие из продолжительного рабства, были не способны к такой войне. Поэтому Бог не повел евреев этим путем, а привел к Красному (по-славянски — Чермному) морю. Красное море в географическом отношении представляет собой узкий залив Индийского океана, глубоко вдающийся в сушу между Египтом и Аравийским полуостровом. На северном конце Красное море было во времена Моисея разделено на два залива: Суэцкий и Акабский. В целом оно имеет протяжённость в двести километров. В каком месте израильтяне перешли его? В книге Исход последним станом перед переходом назван Пи-Гахироф, что в переводе с еврейского значит «устье каналов».

Некоторое время спустя после ухода евреев фараон взял отборные колесницы и погнался за сынами израильскими. Они оказались зажатыми между войсками фараона-гонителя и водами Красного моря. Евреев спасло чудо Божие, которое на всем протяжении ветхозаветной истории в Писании приводится как величайший пример спасительных действий Божиих.

По повелению Господа Моисей простёр руку на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды (Исх 14, 21). Евреи пошли по безводному дну. Воды застыли, как две стены, по правую и по левую сторону. Всё войско египетское с конями и колесницами вслед за евреями вошло в образовавшийся коридор. Но Господь отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом (Исх 14, 25). Когда евреи вышли на берег, Моисей простер руку на море и вода к утру вернулась на прежнее место. Все войско египетское погибло, так как колесницы не могли двигаться. Моисей и сыны Израиля воспели благодарственную песнь Богу, которая начинается словами: Пою Господу, ибо Он высоко превознёсся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его (Исх 15, 1–2). Она стала одной из библейских песен, исполняемых на утрени Великим постом. Песнь эта легла в основу ирмоса 1-й песни канона: «Воду прошед яко сушу и египетскаго зла избежав…»

Чудесное прохождение через Чермное море было прообразом Таинства крещения. Святой апостол Павел писал коринфянам: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море (1 Кор 10, 1–2).

После перехода Красного моря Господь повёл народ Свой на северо-восток, в пустыню Сур, находившуюся между восточной границей Египта и Палестиною. Шли три дня, и не было воды. Пришли в Мерру (что по-еврейски значит горечь). Вода была непригодна для питья. Народ возроптал на Моисея: что нам пить? Моисей возопил ко Господу. Господь показал ему дерево. Он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Древо сие есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов» (выделено нами. — Авт.).

Из пустыни Сур Господь повел народ вдоль восточного побережья Суэцкого залива. Целью путешествия была гора Синай.

    Когда пришли в пустыню Син, народ вновь возроптал. Взоры израильтян были устремлены не к земле обетованной, а к Египту. Они вспомнили, как сидели у котлов с мясом. Бог вновь явил Свою силу: вечером налетели перепела и покрыли стан, а поутру около стана была роса. Когда роса поднялась, на земле лежало нечто похожее на крупу, мелкое, как иней. Моисей сказал соплеменникам: это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исх 16, 15). Хлеб, который Бог ежедневно посылал с неба в течение всего долгого странствия в пустыне, израильтяне назвали манной. Название в переводе значит что это? — евреи были удивлены ее появлением. Она была белая, вкусом же как лепешка с медом (Исх 16, 31). Было строгое предписание Моисея собирать только на один день. Делать запасы запрещалось. Только в шестой день седмицы — две меры, чтобы в субботу покоиться. Ежедневное собирание манны напоминало евреям о всецелой зависимости их от Божьего о них попечения. В 77-м псалме манна названа хлебом небеснымМанна была прообразом величайшего Таинства Евхаристии. Спаситель сказал иудеям: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру (Ин 6, 32; выделено нами. — Авт.).

На пути из пустыни Син к горе Синай Израиль расположился в Рефидиме. Там не было воды. Ропотливый народ стал укорять Моисея. Господь вновь явил Свою силу. Господь повелел Моисею: Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских (Исх 17, 6). Святой апостол Павел указывает на духовно-символическую сторону этого события: все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1 Кор 10, 4).

    Вслед за этим событием произошло первое военное испытание Израиля — сражение с амаликитянами. Они были потомками Исава. Амаликитяне напали на Израиль в Рефидиме. Моисей послал Иисуса Навина сразиться с нападавшими, а сам стал на вершине холма с жезлом. Когда Моисей поднимал руки свои, побеждал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Постепенно руки Моисеевы отяжелели. Тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой – с другой стороны. Так продолжалось до захода солнца. Поднятые руки были прообразом креста. Об этом пишут святые отцы. Когда Израиль низложил амаликитян, Господь повелел Моисею записать об этом в книге. Это первое свидетельство того, что Моисей был описателем происходивших событий.

    В третий месяц после исхода пришли сыны Израиля к горе Синай. Моисей взошел на гору. Господь воззвал к нему и сказал: если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх 19, 5–6). Бог не только подтверждает избранничество Израиля, но впервые дает обетование, которое при условии соблюдения Израилем Завета поставляет его на особо высокую ступень близости и общения с Богом. Словами царство священников не отменяется священническая иерархия. Здесь говорится о тесном общении целого народа с Богом, какого удостоены священники.