Home АналитикаНесколько слов о христианстве
Несколько слов о христианстве

Несколько слов о христианстве

Несколько слов о христианстве (с общечеловеческой и – переходя к нашему времени – с российской (русской) точки зрения).

Религия, создавшая цивилизацию Европы, определившая культурное своеобразие России, своего рода вершина, когда о человеке, его спасении сказано уже всё возможное. Таково христианство – мировая религия, первая среди других по числу последователей. Ниже очень кратко и популярно изложена вся история христианства от зарождения до наших дней.

Где, когда и почему возникло христианство

Место появления первых христиан – Палестина, «Земля Обетованная», согласно Библии, обещанная «избранному народу» еврейскому Самим Богом.

Интересный факт

Знаменательно: христианство появилось именно тогда, когда еврейское государство, потерявшее независимость, стало частью Римской империи. Охватывавшая почти весь тогдашний цивилизованный мир, она стала той средой, где учение, возникшее в Иудее, стало мировым.

А к концу Апостольского века с христианство вышло на сопредельные империи территории, где жили славяне, скифы, готы…

Время начала существования христианской церкви возводят – например, по ЕДИХРОШу – к 31 году нашей эры (43-му по Рождестве Иисуса Христа), когда по Воскресении, Вознесении Спасителя община Его учеников получила 13 мая 31 года в воскресенье дар Святого Духа, пребывающего в ней до наших дней. Этот день – Первую Христианскую Пятидесятницу – с тех пор считают первым днём существования (днём основания) христианской Церкви, христианства как религии в узком смысле этого слова.

Тогда следующее воскресенье 20 мая 31 года можно и следует трактовать уже как первую дату праздника Троицы (в современном истолковании западнохристианского литургического календаря).

Но вернёмся от этих майских дней 31 года к событиям марта этого года.

17 марта 31 года, в субботу, Иисус пришёл «за шесть дней до Иудейской Пасхи» в расположенный несколько восточнее Иерусалима город Вифанию, где «совершал чудеса».

18 марта, в воскресенье, Иисус торжественно въехал в Иерусалим при большом стечении народа (первое в истории Пальмовое, или Вербное, воскресенье).

22 марта, в четверг, Иисус участвует в тайной вечере со своими учениками (первый в истории Чистый четверг).

В ночь с 22 на 23 марта Иисус был схвачен приверженцами древней иудейской веры, подвергнут суду и 23 марта в пятницу распят на Голгофском кресте.

Празднование Иудейской пасхи в этом году началось вечером 24 марта 31 года.

Субботний день 24 марта 31 года пришёлся на Первую Страстную Субботу в христианской истории

А Первая Кириопасха отмечалась христианами 25 марта 31 года, когда – в третий день после крестной смерти – И сус воскрес.

Всего Он прожил на земле 41 год и 200 дней.

Ad hoc в 29 начал свои проповеди иудеям в пустыне родившийся за полгода до Иисуса Его троюродный брат Иоанн Креститель. Крещение Иисуса в Вифаваре (ныне: Вади эль-Харар, Иордания) состоялось в конце зимы 29 года, в преддверии отмечавшейся в этом году иудейской Пасхи. Иисус крестился у Иоанна Предтечи 39 лет от роду и с этого времени стал проповедовать собственное учение.

Ad hoc в 41 апостол от 70 и евангелист Матфей пишет Евангелие от Матфея.

Ad hoc в 41 апостол Иаков («Брат Господень») казнён в Иерусалиме Иродом Агриппой.

Ad hoc в 42 ученики в Антиохии (Сирия) «по Божьему провидению» стали называться христианами (Деян 11:26).

Впервые термин «христианство» как обозначение веры последователей Христа – христиан – возник, согласно «Книге Деяний», в Антиохии Сирийской (Антиохия-на-Оронте) около 42 года (Тацит, Анналы 15:44; Деян 11:26; Деян 26:28; 1 Пет 4:16). Первоначально последователи Иисуса не называли себя христианами и свою общность – христианством, это имя атрибутировалось в презрительном смысле Церкви и её членам язычниками, однако впоследствии, связавшись в семантике христианства с искупительной жертвой Иисуса, оно конституировалось в контексте христианской церкви как самоназвание.

А уже через 5 лет, в 47 году, апостол Павел начинает своё первое миссионерское путешествие (Деян 13:1 – 14:38), а через 7 лет, в 49 году, руководящий совет постановляет, что верующим из других народов не нужно обрезываться (Деян 15:28-29).

Появление христианства завершает долгий духовный путь не только еврейского народа, но всего человечества, начавшийся по грехопадении Адама, изгнании из Рая, когда человек потерял связь со своим Создателем. Но говорит Господь словами пророка Исайи:

«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя»

(Ис. 49:15).

Исполняя это обещание, Господь приходит на землю, дабы спасти каждого, кто готов довериться Ему. Мир ждал – но лишь евреи, знавшие обетование о Спасителе, данное Богом первым людям ещё по изгнании из Рая, знали, чего именно. Вернее сказать, Кого.

Основатель

Ко времени Его Рождества во плоти в Вифлееме Иудейском в пятницу, 1 сентября 12 днэ (3749 A.M.) исполнились «семьдесят седмин», о которых Духом свидетельствовал пророк Даниил. Иудейский мир ожидал Мессию. Людям Он представлялся великим земным царём, который освободит избранный народ от рабства языческому Риму.

Слова пророков начали исполняться:

  • точно сбылось сказанное Исайей «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14), Матерью Основателя христианства стала чистая Дева, Мария, выросшая при Иерусалимском храме, давшая Богу обет девства; хранителем ее обещания стал уже престарелый Иосиф — лишь мнимый муж;
  • как Мать, так мнимый отец Иисуса принадлежали, как предсказывали пророки, к «дому и роду Давидову», а ведь Мессия должен был быть «сыном Давида», то есть его потомком;
  • жители Назарета, Иосиф и Мария, накануне Рождества Сына Божия оказались в Вифлееме, «городе Давидове», по причине проводимой римскими властями переписи; так сбылись слова о рождении Мессии именно здесь.

Впрочем, на все эти подробности сбывшихся пророчеств обратили внимание много позднее. Совершившееся событие далеко не сразу было осознано: ожидавшие великого правителя царского достоинства, люди не могли подумать, что:

  • Он появится на свет в настолько бедной семье, что родители смогут принести за него жертву, положенную по Закону Моисееву, лишь «две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк 2:24);
  • к тому же жить будет в незначительном городке Назарете области Галилея, где жили, по мнению правоверных иудеев, необразованные, некнижные люди; а население области было смешанным, здесь присутствовали не одни евреи, но были также язычники; отсюда приводимое св. Иоанном Богословом распространённое мнение: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

«Странные слова» проповеди

Не очевидной была многим также Божественность Учителя, Которого жители Назарета знали, может быть, как соседа, помощника Иосифа в его плотницком ремесле – но не как Чудотворца, Мессию. Даже уверовавшие простые рыбаки, которых мы ныне знаем, как Апостолов, все три года, что длилась проповедь Иисуса, считали Его «пророком, сильным в деле и слове пред Богом и всем народом», возможно «тем самым» обетованным Царём Израилевым – но не Богом. Между тем Иисус, не обинуясь, называл Себя Сыном Божиим – так что однажды множество последователей просто Его покинули, говоря:

«Какие странные слова! Кто может это слушать?».

Распятие и Воскресение

Наконец, иудеи, разочарованные «Царём», всё не начинающим давно чаемое дело освобождения от ненавистного языческого ига, сменили восхищение чудесами «Равви» на ненависть. Даже среди близких учеников нашёлся предатель – Иуда, лелеявший мечту стать приближённым Царя, но остававшийся «всего лишь» «казначеем» полунищей общины последователей Иисуса Христа.

Предав Его первосвященникам, он тем самым обрёк Учителя на смерть. Понятно было, что иудеи, разозлённые «странными словами», тем, что Иисус «будучи человек, делает Себя Богом» (Ин 10:33), будут просить римскую власть о казни. Так и случилось. Ученики Христа бежали, их братство, казалось, рассеялось, а надежды пошли прахом.

Случившееся дальше было не только неожиданно, но – непонятно. На третий день Тело Христово не нашли в запечатанной пещере, служившей Ему гробом. А потом многие видели Его учеников – некогда боязливых, ныне – смелых проповедников, ещё недавно печальных, унылых – теперь же несущих странную, небывалую весть: Христос воскрес! Эти слова стали знаменем юной Церкви, её, может быть, первым Символом Веры. Ими, как говорят, приветствовала самого Римского императора св. Мария Магдалина, первой лично видевшая Воскресшего.

А по слову Апостола Павла, «если Христос не воскрес, проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор 15:14).

И всё же даже после чуда Воскресения Спасителя, признания Его Божественности, даже перед самым Вознесением Господа на небо, Его всё ещё спрашивают:

«Не в сие ли время, Господи восставляешь Ты Царство Израилю?» (Деян 1:6), то есть не земной ли Он всё же царь.

Пройдёт ещё 10 дней, и Сам Дух Святой, Третье Лицо Святой Троицы «возвестит» 13 мая 31 года Апостолам все истины веры, которые невозможно понять умом. Так родится Церковь.

Основные этапы развития

В истории Церкви обычно выделяют:

  • ранний период; здесь выделяют так называемый Апостольский век, когда ещё пребывали на этой земле ученики Христовы; затем начинается этап гонений от Римских властей; он заканчивается в первые годы IV века с прекращением преследования верующих при Константине Великом;
  • эпоху роста, распространения Церкви; христианскими становится множество стран; это время часто именуют также эпохой Вселенских Соборов; она длится до конца IX века; это годы, когда христианами становится множество людей, не переживших гонения, не знавших опыта мученичества, исповедничества, но при этом пытливо желавших уразуметь тайны веры, познаваемые лишь опытно; первым из догматов, установленных Церковью, стало утверждение о Единосущии Отца и Сына Божия, последним – об иконопочитании  в восточных Церквях (787 г.);
  • новая эпоха начинается после раскола единой Церкви с 1054 года на Западную и Восточную; с этого момента каждая из ветвей некогда единой Церкви идёт своим путём.

Раннее христианство

За это время:

  • новая религия, начавшись как, по сути, ветвь иудаизма, становится достоянием не одних евреев;
  • создаются Евангелия – тексты, содержащие основы веры;
  • Церковь проходит испытание гонениями; из них она выходит победителем, с IV века христианство окончательно становится мировой религией, распространяясь даже за пределы Римской империи.

Роль апостолов

По сошествии Святого Духа центром проповеди истинной веры становится Иерусалим. Первым епископом Иерусалимской Церкви стал св. Иаков, именуемый также «братом Господним» (был сыном прав. Иосифа). Сами иудеи определяли его как «праведного», имея ввиду точное соблюдение им всех заповедей Закона Моисеева. Таковы же были ученики Христовы из Святого Города. Но их горячей веры, соединенной с праведностью от Закона, оказалось… мало!

И вот однажды во время молитвы первоверховному Апостолу, Петру, было видение: некое полотно, наполненное нечистыми по Закону Моисея животными, птицами, даже гадами. И глас:

«Встань, Петр, заколи и ешь!». А на недоумение ученика, сказавшего, что ничего нечистого он не ел никогда – вторичное: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым!».

Видение повторилось трижды. А когда Апостол пришёл в себя – услышал, как в двери дома, где он жил, гостя у друга, стучат неизвестные люди из язычников, ища Петра. Ибо по прямому Божию повелению, данному чрез Ангела благочестивому сотнику одного из Римских легионов, Корнилию, Петру надлежало идти с проповедью в его дом. Так Пётр стал первым, кто проповедовал Христа среди язычников.

Но всё же главная заслуга здесь принадлежит не ему, но Павлу, «фарисею, сыну фарисея», строжайшему законнику. Господь уже по Вознесении на небо обратил его – тогда ещё Савла – Лично. Полагавший, что христиане оскорбляют Всевышнего, называя Богом «простого человека», Савл увидел Создателя как свет, сияние – так, как представлял Его. Но совершенно сразил его голос из света:

«Савл, Савл, что ты гонишь Меня?».

А потом:

«Я Иисус, Которого ты гонишь…».

Жизнь перевернулась вмиг, заблуждавшийся иудей стал Апостолом. Именно он прошёл значительную часть империи, «утверждая Церкви», основывая новые общины. Именно поэтому от Павла осталось наибольшее количество посланий, которые его духовные дети доставляли во все концы империи. Он же – наверное, один из самых смиренных Апостолов. Видя величие сделанного Богом через него, он не превозносился, а как бы недоумевал, как он, самый обычный (пусть даже очень образованный) человек смог бы основать десятки общин?

«Не я, впрочем, а благодать Божия, Которая со мною»…

(1 Кор. 15:10)

Среди других Апостолов, чья деятельность, писания принесли величайшую пользу Церкви:

  • Матфей, Марк, Лука, Иоанн – авторы Евангелий;
  • Андрей, чьим жребием была, как говорит предание, «Скифия»; под ней понимали тогда вообще северные окраины Римской империи; то, что Апостол мог проповедовать по крайней мере в Крыму, как говорят историки, вполне вероятно;
  • Фома, которого считают основателем своей общины нынешние христиане Индии; по преданию, местом его проповеди был также остров Сокотра у берегов нынешней Сомали; христианская община сохранялась здесь почти до конца XVII в.

Все Апостолы кроме св. Иоанна Богослова приняли мученическую кончину, погибнув от рук язычников.

Они, почитаемые «столпами Церкви», открыли дорогу целой череде подвижников, которых называли «мартириос» (μάρτῠρος).

Время «свидетелей»

Часто этот подвиг понимается как физические страдания, мучения, принятые за веру во Христа. Но дословно μάρτῠρος переводится не как «страдалец», а как «свидетель». Это особый подвиг – свидетельства о Господе, приобщения к Его страданию, понесённому на земле. Вот как точно описывает его иеромонах Роман (Матюшин):

Ликует Рим в языческом веселье.
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену «Колизея»
Служителей распятого Христа.
Патриции, изяществом блистая,
Не драли горло в непотребном «бис»,
Не тыкали в страдающих перстами,
Достойно опускали пальцы вниз…
И вновь ведут на новые мученья
Того, кто стар и кто кричаще юн.
И всех, приговорённых на съеденье,
По одному бросают ко зверью.
Но тихий отрок, сам идя на муки,
Перекрестился, слыша грозный рык,
Прижал к груди крестообразно руки,
На небо поднял просветлённый лик.
И царь зверей, подняв завесу пыли,
Раскинулся, рыча, у детских ног.
И точно гром, трибуны возгласили:
– Велик и славен христианский Бог!..

Подобные случаи не один десяток раз описаны житиями святых первых веков. А эти жизнеописания основаны по большей части на протоколах допросов христиан, добросовестно составлявшихся во время суда над теми, кто категорически не желал почитать римских богов – первым из которых считался сам император. Эта «неблагонадёжность» христиан, на самом же деле – их внутренняя свобода, пугавшая власти – основная причина трехсотлетних гонений на молодую Церковь.

Ныне на богослужениях во многих христианских общинах (приходах) среди множества угодников Божиих воспевают:

  • вмч. Георгия, блестящего воина, во всеуслышание объявившего себя христианином, вынесшего нечеловеческие мучения;
  • вмч. Пантелеймона, милосердного юношу-врача, исцелившего сотни, если не тысячи людей, принявшего смерть за веру;
  • мчч. Киприана и Иустину – первый был языческим волхвом, но, поражённый силой веры девицы Иустины, которую пытался околдовать, совершенно изменился, принял Крещение, позже – был убит за Господа, как и сама Иустина;
  • сотни других оставшихся неизвестными людям христиан, бестрепетно шедших на страдания ради любимого ими Господа.

Интересный факт

Лактанций, один из ранних христианских писателей IV века, выделяет 10 периодов гонений на Церковь. Первое начал с 64 года император Нерон. Последнее приходится на правление Диоклетиана, затем – Галерия. Это преследование верных продолжалось 10 лет, с 303 по 313 год, после чего великая империя признала бессмысленность репрессий: они лишь умножали славу Церкви, количество её последователей.

Распространение

Человечество, давно жаждавшее Истины, наконец, получило её – христианское учение о Боге, любящем человека, спасающем его. Цифры, приводимые Евангелистом Лукой в «Деяниях Апостолов», повествующие о крещении то 500, то даже 5000 человек – скорее всего, реальны, ибо велик был, по некогда сказанному слову пророка Амоса «не глад хлеба, не жажда воды, но глад слышания Слова Господня» (Ам 8:11).

Какая вера была до принятия христианства

Христианство принимали:

  • иудеи; особенно много было таковых среди свидетелей чуда Сошествия Святого Духа на 50-й день по Воскресении Христовом;
  • язычники, обращение которых началось с известного сотника Корнилия, а через несколько лет верующих были уже тысячи; именно среди них возникло именование «христиане»; ап. Лука пишет, что оно появилось среди верующих Антиохии, где проповедовали апп. Павел и Варнава.

Первые страны, принявшие христианство

Хотя религия родилась, начала распространяться именно на территории империи, первая страна, принявшая её как официальную, причём единственную – вплоть до запрета язычества – точно не Рим.

Эдесса

Некоторые церковные историки полагают, что первым христианским государством была Эдесса – тот самый город, куда, по преданию, Сам Господь послал Нерукотворный Образ Своего Лика, чудесно отпечатавшийся на плате. От него получил облегчение болезни царь Авгарь. По Воскресении Христовом он был крещён ап. Фаддеем, основавшим здесь христианскую общину ещё с 44 года н.э.

Когда Армения приняла христианство

Это случилось с 301 года, когда царь Тиридат, убеждённый чудесами милости Божий, явленными через свт. Григория, епископа Армении, принимает Крещение вместе со своими подданными.

Официальное утверждение христианства в Римской империи

История сохранила свидетельства о по крайней мере благосклонности к христианству некоторых императоров Рима. Например, Тиберий, при правлении которого свершилось Распятие Христово, по некоторым данным, пытался включить Его в «пантеон» богов Рима (культ богов покорённых народов – обычная для империи практика), но Сенат не допустил этого. Были также другие правители, по крайней мере нейтрально относившиеся к Церкви.

Однако первым императором, твёрдо уверовавшим во Христа, стал Константин Великий. При нём:

  • появился Миланский эдикт (313 год), разрешавший христианам свободное исповедание веры; вместе с тем, христианство было лишь «одной из многих» религий империи, а сам Константин, глубоко верующий, но по должности императора носивший титул «Pontifex Maximus» («Верховный жрец»), принял Крещение лишь за считанные часы до кончины;
  • началось возведение новой столицы на месте небольшой греческой колонии Византий (называлась по имени основателя, некоего Визаса); Константинополь строился как полностью христианский город, в отличие от Рима;
  • трудами царицы Елены, матери Константина (как он, она причислена ныне к лику святых), восстановлены святыни Иерусалима, обретён Крест Христов, собрано множество реликвий, связанных с жизнью Христа, Апостолов, икон, святых мощей;
  • империя становится центром христианского мира; уже при Константине проводится Первый Вселенский Собор в Никее близ Константинополя; позже все Соборы будут проходить на территории Византии – так, по распаде Западной Римской империи станет называться государство-правопреемник.

Легендарный король франков, принявший христианство

Речь идет о Хлодвиге, крестившемся, как полагают, 25 декабря 496 года. Составителем его жизнеописания стал свт. Григорий, епископ Тура, хорошо знавший современников событий. К этому времени христианство было уже хорошо известно среди «варварских» племён. Король – правитель племён салических франков- уверовал во Христа, как полагают, после победы над аллеманами, несколько лет притеснявшими его народ.

Сознавая невозможность своими усилиями справиться с врагами, он обратился с молитвой ко Христу – и неожиданно победил. Тогда супруга короля, христианка Клотильда, стала настойчиво убеждать Хлодвига креститься.

Однако, король медлил, опасаясь реакции своих воинов-язычников, народа. Но после того, как он рассказал им о чудесной победе, народ воскликнул:

«Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом!…»

Поэтому Крещение от руки епископа Реймса Ремигия принял не только король, но по крайней мере 3000 его воинов, множество народа.

Крещение укрепило власть Хлодвига, духовно объединив некогда разрозненных франков. Поэтому король считается создателем франкского государства.

Принятие христианства славянскими народами

Оно совершается с IX века благодаря миссии свв. Кирилла (Константина) и Мефодия, получивших благословение на свою деятельность от Патриарха Константинопольского. Кроме обращения славянских племён, их заслугой стало:

  • создание их алфавита; он называется по имени Константина Философа (в монашестве Кирилла), кириллицей; впрочем, считается, что эта азбука, скорее всего, создана трудами его учеников;
  • перевод священных текстов, всего богослужения на славянский язык, по сути, создание языка, именуемого «церковно-славянским».

Историческое значение принятия христианства на Руси

Спустя чуть более, чем 100 лет после болгар, моравов, хорватов, совершившегося благодаря деятельности свв. Кирилла и Мефодия, а также их учеников, христианство пришло на Русь:

  • около 957 приняла Крещение княгиня Ольга;
  • с 988 стал христианином её внук, князь Владимир.

Долгий, сложный процесс Крещения занял несколько столетий. Они вместили духовные взлёты, подвиги святых иноков, даже князей – и страшные падения, междоусобицы, борьбу амбиций.

Пройдя через горнило тяжёлых испытаний, монгольское нашествие, попущенное за грехи людей, Русь становится действительно «Святой» к XV-XVI вв.

Интересный факт

Ярчайшая иллюстрация системы ценностей страны – то, как именовали себя к этому времени более 90% её населения, занимавшиеся сельским хозяйством: крестьяне. Слово это значит не что иное, как «христианин». Именно это, а не работа на земле, добывание хлеба насущного стало действительно значимо для русичей.

Прп. Силуан Афонский говорил:

«Русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу и мало думают о земном; а если бы русский народ, подобно другим народам, обернулся бы всем лицом к земле и стал бы только этим и заниматься, то он скоро обогнал бы их, потому что это менее трудно…»

Именно поэтому Россия столетия не знала «высоких технологий», но имела множество великих подвижников.

Появление монахов

Подвиг мучеников, приобщавшихся к Богу через страдания, отошёл в прошлое с прекращением гонений. Теперь ревнующие о Богообщении начинают покидать шумные города, для безмолвия, уединённой молитвы, кропотливой работы над своей душой. Отсюда именование этих людей – монахи, от «монос», «один», а также очень точное русское название – иноки, то есть «иные», не вписывающиеся в мирскую жизнь с её суетой, затемняющей истинную жизнь по Богу.

Считается, что:

  • первым ушёл на пустынное подвижничество монах Павел; его именую Фивейским, по пустыне близ Египетского города Фивы, где он прожил до глубокой старости один;
  • Прп. Антоний Великий, удостоившийся видеть святого незадолго до его преставления, говорил: «Горе мне, грешному! Я инок только по имени… Я видел Илию, я видел Иоанна – воистину я видел Павла в раю…»
  • между тем, самого св. Антония считают основателем общежительного монашества; его житие написано свт. Афанасием Великим.

Вселенские соборы

В течение более чем пяти столетий Церковь делала трудную работу, переводя то, что сердцем знали опытные подвижники, на язык точных терминов, логически непротиворечивых утверждений.

  • Первый Вселенский Собор (325 г.) утвердил догмат о Единосущии Христа Богу Отцу. То было опровержение ложного мнения священника Ария из Александрии, считавшего Сына сотворённым.
  • Второй Собор (381 г.) разработал учение о Святом Духе, Третьем Лице Троицы;
  • Третий Собор (431 г.) стал ответом на ересь Константинопольского Патриарха Нестория, утверждавшего, что Христос – облагодатствованный, но человек, а Мария – не Богородица, а «Христородица»; отцы утвердили догмат о Богосыновстве Христа, Богородице – как Матери Его по человечеству;
  • Четвёртый (451 г.), Пятый (553 г.), Шестой (680 г.) рассматривали ответ на новое еретическое учение – монофизитство, утверждавшее, что во Христе Божественное и человеческое естество соединились в одно; это означало, что Господь – не истинно Человек, а значит, спасение людей – под вопросом; ересь монофизитов, опровергнутую святыми отцами, продолжило монофелитство, учившее о слиянии во Христе Божественной и человеческой воль в некую единую; но это тоже было отвергнуто Собором: будь это так, Господь не дал был нам примера подчинения Своей воли по Человечеству воле Божией.
  • Наконец, Седьмой, последний Собор 787 г. утвердил догмат о почитании икон. Это стало ответом на еретическое учение об иконе как «идоле», которому много десятилетий покровительствовали византийские императоры.

Раскол христианской церкви на православие и католицизм

Западная Церковь много столетий совсем не страдала от ересей, с недоумением глядя на жаркие дебаты восточных христиан. Римский первосвященник был озабочен несколько иными проблемами – прежде всего, непрерывными междоусобицами варварских королей, которые уничтожили Западную Римскую империю, а затем схватились за власть между собой. По сути, существовал единственный вариант прекращения братоубийственных войн: духовное объединение.

Так Церковь вынужденно (и нарушая слова Господа «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк 12:17)) взяла на себя роль духовного лидера – но при этом ещё политического арбитра. Не случайно название Западного христианства, «католицизм», от греческого «кафолический», то есть единый, вселенский.

Римские христиане не имели ни времени, ни возможности подобно грекам глубоко размышлять об истинах веры. Но если на Востоке рационалистический подход порождал «умствования» отдельных еретиков, их последователей, то на Западе, всё более погружающемся в пучину «мира сего», рационализация веры постепенно становилась массовой. Так возникли:

  • догмат об исхождении Святого Духа «от Отца и Сына»; ещё в VII веке прп. Максим Исповедник обращал внимание на смешение предвечного исхождения Духа с историей домостроительства – спасения человека на земле, когда Дух посылается через Сына;
  • идея о первенстве Римского первосвященника, основанная на исторически не полностью достоверном факте, что первая община христиан Рима основана Петром, первоверховным Апостолом; кафедра Римского первосвященника действительно считалась одной из первых – но «по чести», как Апостольская; Папа же желал не только чести, но – власти над всем христианским миром; разве об этом говорил Господь словами о Петре как «камне веры» – веры, а не церковного управления?
  • множество других уклонений от установлений Соборов, например, представление о «сверхдолжных» заслугах святых – как будто количество добрых дел, а не милость Божия, обеспечивает спасение;

Римские христиане I века, наверное, были бы шокированы воззрениями своих последователей: они-то хорошо знали обращённые к ним слова ап. Павла, что спасение «зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим 9:16).

К XI веку догматические, даже культурные расхождения между Западом и Востоком становятся препятствием к молитвенному общению. С 1054 года происходит раскол, продолжающийся до настоящего времени.

Западное христианство и его развитие

Части некогда единой Церкви пошли каждая свои путём. На этой дороге западных христиан ожидало ещё не одно потрясение.

Средневековье

Сам термин, строго говоря, применим исключительно к Европе. Он появился в эпоху «Ренессанса», когда гуманисты-рационалисты ратовали за «возрождение» якобы поруганной христианами античной культуры. По их мнению, то была «высокая цивилизация». Между ней и собственно эпохой, современной деятелям Ренессанса, лежат тёмные «средние века», когда дух человеческий был «задавлен» религией. Так ли?

Мировоззрение

Для католиков, погружённых в стихии мира, сама природа, каждое событие человеческой жизни – Божие послание. Расшифровать его, понять волю Божию – то, над чем бьётся мысль всякого католика того времени. Так появляется:

  • попытка рационалистического объяснения религии – схоластика: всевозможные «доказательства бытия Божия» от ума, бесконечные дискуссии о том, можно ли познать Бога «разумно», как именно это сделать;
  • множество наук, ныне имеющих приставку «лже», например, алхимия; расхожее представление о ней состоит в том, что такой учёный-монах ради обогащения ищет «философский камень», делающий материю золотом; действительно ищет – но не ради богатства; цель более дерзновенна – а может быть, даже «предерзостна»; это поиск «первоматерии», сути мира, каким он был до грехопадения Адама; ни больше, ни меньше, алхимик ищет потерянный Рай, но… не в сердце своём, а пытаясь изменить внешний мир; восточный подвижник, пожалуй, сочтёт его усилия или бесполезными, или кощунственными.

Ереси

К XIV веку католический рационализм, пусть основанный на искренней вере, но мёртвый духовно, вызывает усталость самих верующих. А властность Римского первосвященника, «викария» (заместителя?!) Христа, как он себя называет, провоцирует протесты. Так появляются еретические движения – вальденсы (сторонники «апостольской бедности»), катары, прямые противники христианства, приверженцы дуализма – мира как борьбы равновеликих сил добра и зла.

С еретиками Западная Церковь боролась хорошо известным ей способом – отлучениями, а затем – прямыми репрессиями. Что, конечно, вызывало ещё больший протест.

Обновление христианства в Европе

(начало Реформации и Контрреформация (1517 г.)

Самый серьёзный раскол, который уже было не погасить усилиями инквизиции, случился с 1517 года, когда священник Мартин Лютер во всеуслышание заявил 95 тезисов против католичества. Здесь было неприятие произвола Папы, возмущение практикой «отпущения грехов за деньги», так называемых индульгенций.

А ещё протестанты отказываются от большинства таинств, не признают священства, отвергают тысячелетний опыт св. отцов – Предание. Парадоксально, что, выступая против сухого, рационального богословия, они приходят… к ещё большему рационализму, отходу от духа раннего христианства до полной его утраты.

Эпоха Ренессанса

Реформация, как именуют протестантское движение, вскоре приводит к развитию философии, гуманистического мышления. В духовных поисках писатели, учёные, художники обращаются к Риму, Древней Греции. Так возникает «Возрождение» – движение за «новые старые» идеалы античности, соединённые с христианской этикой, богословием.

Видя себя со-творцом Бога, человек, носитель Его образа, претендует создавать собственные миры, видение Священной истории, образов святых. У художников Ренессанса они натуралистичны, эстетически прекрасны и… являются ли плодом молитвенного труда художника? Действительно изображают духовный мир, или всё же здешний, материальный?

Ответ очевиден, хотя «обмирщившимся» христианам уже не очень важен.

Философия религии в трудах ученых XIX–XX вв.

Рационализм католических схоластов, протестантских богословов имеет, конечно, не одни отрицательные черты. Велик их вклад не только в становление светской науки, но также развитие философии религии – как на Западе, так на Востоке:

  • например, трудами протестантского пастора Фридриха Шлейермахера с конца XIX века возникла герменевтика – не только как истолкование Библии, но как искусство понимания вообще текстов прошлого; ныне она широко используется историками, философами;
  • уникальны работы русских философов; они соединяют богословие святых отцов, опыт православия, с философией, продолжая святоотеческую традицию, помогая прийти к вере множеству образованных людей даже до наших дней; это работы С.Л. Франка, о. Сергия Булгакова, Е.П. Трубецкого, В. Лосского, И.А. Ильина, и, конечно, П.Л. Флоренского.

Интересный факт

В первый послереволюционный год о. Павел Флоренский положил начало новому направлению философии религии – философии культа. Его лекции, прочитанные уже в революционной Москве 1918 года, бережно записанные, сохранённые слушателями, были опубликованы только в 2005 году трудами игумена Андроника (Трубачёва).

Православие в Византии после XI века

После раскола сложности начались также у христиан Востока – но поначалу скорее внешние. Византия пережила:

  • военную экспансию мусульман, для борьбы с которой обратилась к Папе Римскому; несколько крестовых походов вернули христианам Иерусалим, Эдессу, но привели к образованию на территории Византии государств крестоносцев;
  • образование так называемой Латинской империи, когда во время 4-го крестового похода западные рыцари 12 апреля 1204 года захватили уже Константинополь.

Пытаясь противостоять экспансии ислама, Византия ещё не раз обратится к Папе, фактически пытаясь торговать верой во имя военной помощи. Ведь всякий раз речь будет идти об унии – присоединении Востока к Западной Церкви на условиях признания её доктрины. Наконец, 5 июля 1439 года после более чем полугодового «собора», проходившего в Ферраре, затем во Флоренции, Константинопольская патриархия подписала унию с Римом.

Она не была принята полнотой Церкви, верующими, позже стала основанием для фактической автокефалии (самостоятельности) Русской Церкви (1448 год), также отвергшей беззаконие. Всё это не помешало публично провозгласить унию. А через полгода, в 1453 году, турки захватили Константинополь.

С этого времени самой большой из Православных Церквей осталась Русская – недаром многие именовали тогда Россию «третьим Римом» (после павших языческого «Вечного города» и «нового Рима», со времени турецкого завоевания – не Константинополя, а Стамбула).

Современное состояние христианства Востока

Сейчас диптих Русской Церкви включает 14 патриархий, как восходящих к древности (Иерусалимская, Александрийская), так Церкви, получившие автокефалию позже (Польская, Сербская, Румынская, другие). Положение православия сейчас нельзя назвать ни благополучным, ни спокойным. Восток сотрясают различные расколы, самочинные «автокефалии» вроде заявленной «Православной церковью Украины».

Немало проблем у самой большой по численности, Русской Церкви (180 млн верующих). При растущем количестве приходов, количество живущих церковной жизнью составляет не более 5%, правда, считающих себя «православными» – всё же более половины населения страны…

Рационализм католиков, протестантов, так подходящий «миру сему», доныне обеспечивает их численное преобладание над православными (из 2,4 млрд христиан православных сейчас только 800 млн). Впрочем, Христос никогда не обещал, что Его ученики составят большинство на земле. Он говорил лишь о том, что останется со Своими чадами «во вся дни до скончания века» (Мф 28:20).

Уточняющая информация

P.S.1. Согласно Евангелию от Луки и учению отцов Церкви, родословная Иисуса Христа, начинаясь от Адама (включительно) и заканчиваясь Авраамом (также включительно), насчитывает 21 поколение;

  • начинаясь от Адама включительно и заканчиваясь правнуком Авраама Иудой включительно, родословная насчитывает 24 поколения человечества;
  • начинаясь от Адама включительно и заканчиваясь царём Давидом включительно, насчитывает 34 поколения;
  • идя через 6-го Давидова сына Нафана и заканчиваясь «земным отцом» Иисуса Иосифом-плотником (Иосифом Обручником) включительно, насчитывает 75 поколений;
  • таким образом, следуя родовой линии Адам-Авраам-Давид-Нафан-Иосиф, Господь наш и Спаситель Иисус Христос является 75-тым по счёту потомком Адама.

P.S.2. Отметим, что, по учению отцов Церкви, родословная Пресвятой Девы Марии, начинаясь от царя Давида, идёт через его сына Нафана до родившегося Ианная (Лк 3:24) на протяжении 36 поколений (включая самих Давида и Ианная). До Ианная родословная Иосифа и родословная святой Девы Марии по закону полностью совпадают, от Ианная же родословная праведного Иосифа отходит отдельной ветвью, так как у Ианная было два сына – Мелхий и Панфир.

Через Мелхия идёт родословная Иосифа (Ианнай→Мелхий→Левий→Матфат→Илий→Иосиф),

через Панфира же – Пречистой Девы Марии (Ианнай→Панфир→Варлафир→Иоаким→Пресвятая Дева Мария).

Соответственно, родословная Иисуса Христа по материнской линии исчисляется одним поколением меньше, и наш Cпаситель – по этой линии – является 74-тым потомкам Адама.

P.S.3. Иисус, как думали, Сын Иосифов (1.09.12 днэ, Назарет – 23.03.31, Иерусалим) прожил на Земле (во плоти) 41 год и 200 дней.

Панфир, его прадед по материнской линии, был сыном Ианная, 70-го потомка Адама, и братом Мелхия, предка (прапрадеда) Давида, «земного отца» Иисуса.

Варлафир, сын Панфира, был дедом Иисуса по материнской линии.

Иоаким (3675 – 3758 A.M.; 86 – 3 днэ); прожил 83 года. Сын Варлафира, внук Панфира, правнук Ианная; в 67 днэ, в 19-летнем возрасте, женился на выданной в Иерусалим 13-летней Анне, младшей из трёх дочерей вифлеемского священника Матфана и Есфены (Эсфы, Эсты); в 54-летнем возрасте ранним утром (в 6:15) 8 сентября 26 днэ Анна родила Иоакиму Деву Марию. Родившаяся в Вифлееме в 80 днэ в семье Матфана и Есфены девочка почитается христианами планеты как Святая праведная Анна, Богопраматерь, бабушка Иисуса Христа, тёща Иосифу Плотнику (конечно, условно, поскольку Иосиф мужем Девы Марии не был, будучи только Обручником). Анна является тётей матери последнего ветхозаветного пророка Иоанна Предтечи Елизаветы, то есть сестрой её матери Совии (Исмерии), и тётей Марии Алфеевой, то есть сестрой её матери Марии Клеоповой, левиратной жены Иосифа Плотника.

Богопраматерь Анна зачала в Иерусалиме у Золотых ворот во время поцелуя с перенесённым туда из пустыни Иоакимом 9 декабря 27 днэ, родила же она дочь Пресвятую Деву Марию через 9 месяцев 8 сентября 26 днэ (католики празднуют Зачатие Богородицы 8 декабря).

Зачатие Богородицы (Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы; лат. Conceptio Sanctae Mariae) – праздник Православной церкви, установленный в честь зачатия святой Анной дочери – Богородицы. Празднование совершается 9 декабря (по юлианскому календарю). Полное название праздника в Богослужебных книгах на церковнославянском языке: Зачатие святыя Богопраматере Анны, егда́ зача́т Пресвятую Богородицу.

Точное время установления празднования в память зачатия Богородицы неизвестно, однако можно установить временные рамки появления праздника. Учитывая, что уже в VIII-IX веках на праздник пишутся сочинения (канон Андрея Критского, проповедь Георгия Никомидийского, гомилия Иоанна Эвбейского), то, вероятно, праздник имеет древнее происхождение, то есть уже был в первой половине VIII века (это самое раннее свидетельство о данном празднике). В месяцесловах начала V века нет ни одного Богородичного праздника. Рождество Пресвятой Богородицы появляется примерно с VI века. Зачатие – это праздник меньший и более поздний в сравнении с Рождеством Богородицы, он появляется с VII по VIII век. Византийский император Мануил I в 1166 году отнёс праздник к числу религиозных праздников, когда запрещено работать.

Скончалась Богопраматерь 15 августа 3 днэ, прожив на земле 77 лет (родилась она в 80 днэ; дочь родила в 54 года).

21 ноября 23 днэ трёхлетняя Мария была отдана в иерусалимский храм. Исторические христианские церкви отмечают в этот день – 21 ноября – богородичный праздник: Введение во храм Пресвятой Богородицы. Скончалась Богоматерь 15 августа 48 года н.э., прожив на земле 74 года.

Успение Пресвятой Богородицы (церк.-слав. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; лат. Dormitio sanctae Dei genitricis Mariae – Успение святой Богоматери Марии) – праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых (в православии двунадесятые непреходящие церковные праздники – это 12 наиболее важных после Пасхи праздников). Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы и некоторые иные празднуют Успение 15 (28) августа по юлианскому календарю (в XX-XXI веках 15 августа по юлианскому календарю соответствует 28 августа по григорианскому). Католическая церковь празднует Успение 15 августа по григорианскому календарю; Константинопольская, Элладская и ряд иных поместных православных церквей – 15 августа по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским до XXIX века.

Святая Дева Мария (8.09.26 днэ, Назарет – 28.08.48, Иерусалим) прожила на земле 74 года.

Благовещение Пресвятой Богородицы – это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова. Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о предстоящем рождении Ею Богомладенца Иисуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Богоматерь Пресвятая Дева Мария зачала в Назарете в ноябре-декабре 13 днэ от Святого Духа и родила в Вифлееме (в хлеве) в первых числах сентября 12 года днэ Богомладенца Иисуса, принявшего водное крещение от Иоанна в водах Иордана в Вифаваре в 29 днэ.

Иисус Христос (1.09.12 днэ, Назарет – 23.03.31, Иерусалим) прожил на земле (во плоти) 41 год и 200 дней.

Итак: сын Ианная Мелхий является прапрадедом Иосифа Плотника, а его брат Панфир – прадедом Девы Марии и прапрадедом Иисуса Христа.

P.S.4. Cледует подчеркнуть, что вифлеемский священник (стало быть, относившийся к линии Аароновой) Матфан, муж Есфены (Эсфы, Эсты), был отцом трёх дочерей: Марии, Совии (Исмерии) и Анны праведной (бабушки Иисуса Христа; Анна Тёмная в русском православном народном календаре; в Православной и Католической Церквях Анну причислили к лику святых). Заметим; данный Матфан – это не тот Матфан, который был дедом Иосифа Плотника по родословию Иисуса.

Первая дочь Матфана и Эсты, Мария, была выдана замуж в Назарет за Клеопу, младшего брата Иосифа Плотника, потому и подчас именовалась Марией Клеоповой (в том числе и под этим именем она вошла в христианскую историю – как святая Мария Клеопова, жена-мироносица). Клеопа умер бездетным, раньше брата Иосифа, и его жена Мария стала левиратной женой его старшего брата Иосифа, который, обручившись с матерью Иисуса Пресвятой Девой Марией, обручился, по сути, со своей племянницей, дочерью Марииной сестры Анны (Анна Тёмная в православном народном календаре). Подчеркнём: «земной отец» Иисуса Христа был дядей его матери.

Вторая дочь Матфана и Эсты, Совия, была выдана замуж за Эфраима, родив ему дочь Елизавету, выданную замуж за священника Захарию (самое распространённое имя персонажей христианской Библии; упоминается в приложении к разным библейским персонажам 70 раз). У Захарии и Елизаветы родился сын Иоанн, ставший последним пророком Ветхого завета, Предтечей и Крестителем Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Третья дочь, Анна, была выдана замуж в Иерусалим за Иоакима, сына Варлафира, внука Панфира, правнука Ианная (род. ок. 130 днэ), общего предка Иосифа Обручника и обручённой ему Марии Богоматери (Марии Приснодевы; святой Девы Марии).

Благословенными плодами физического брака (натурального соития) Иосифа Плотника со своей левиратной женой Марией Клеоповой были две их дочери: Мария (Алфеева) и Саломия (Заведеева). Первая стала от мужа Алфея матерью четверых «Братьев Господних»: Иаков Меньший, Иосий, Симеон и Иуда, не Искариот (Иосиф Плотник стал дедом этой четвёрки, а они – все четверо – троюродными братьями Иисуса Христа, после обручения их деда с Пресвятой Девой Марией, родной сестрой их бабушки Марии Клеоповой.

Сестра Марии Алфеевой Саломия была выдана замуж за галилейского рыбака Заведея и родила ему двух сыновей – Иакова (Большего) и Иоанна (Богослова), троюродных братьев Иисуса Христа, ставших его третьим и четвёртым учениками (первый и второй ученики Иисуса, братья Андрей (Первозванный) и Симон-Пётр, также были рыболовами, но родственниками ему они не были).

P.S.5. СРОДНИКИ ИИСУСА

«Земной отец» Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Иосиф Обручник (или Иосиф Плотник) приходился Ему (нашему Спасителю) пятиюродным братом. Оба они имели общего предка – 69-го потомка Адама Ианная (род. ок. 130 днэ), сына Иосифа (не плотника); его (Ианная) сыновья, Мелхий и Панфир, были родными братьями; в свою очередь, их сыновья (соответственно, Левий и Варлафир) были уже двоюродными братьями друг другу; в свою очередь, их сыновья (соответственно, Матфат и Иоаким) были уже троюродными братьями; в свою очередь, их дети (соответственно, Илий и Мария) находились друг с другом уже в четвероюродном родстве; и, наконец, рождённый Приснодевой в вифлеемском хлеву Богомладенец Иисус явился обручнику Своей Матери не кем иным, как пятиюродным братом.

Но родство Иисуса и его земного отца этим не ограничивается. И речь здесь пойдёт уже не о биологии и генетике, а о левиратном законе (Йевамоте), установленном у иудеев ещё во времена Моисея и ставшем неотъемлемой частью жизни еврейского народа. (Поэтому в еврейской среде были часты случаи двоежёнства, троежёнства и четверожёнства. Суть Йевамота ясно описана в Ветхом Завете, в 25-ой главе Второзакония.) Земной «отец» и пятиюродный брат Иисуса Иосиф имел фактического отца Иакова, брат которого, Илий, умер бездетным. В соответствии с правилами левиратных браков, при которых отцовство рожденных детей приписывалось уже умершим бездетным родственникам, и они, дети, рождённые физически от одного отца, юридически записывались на умершего брата или другого умершего близкого родственника. Согласно закону о левиратных браках, нарушать который было нельзя, а нарушившие подвергались остракизму, вдова Илия становилась женой Иакова, безотносительно того, была ли у того уже жена или нет, всё имущество и дом покойного переходили Иакову, а новорождённый Иосиф (Плотник) юридически, официально, становился сыном покойного Илия, и именовался Иосиф Илиев (а не Иосиф Иаковов). Кстати, Илия и Иаков были единоутробными братьями, то есть от одной матери, но от разных отцов (Матфан и Матфат).

Анна, мать Девы Марии, дочь вифлеемского священника Матфана и Эсты, имела родных сестёр Марию и Совию. Одна из них, Мария, была выдана замуж в Назарет за Клеопу, младшего брата Иосифа (Обручника и Плотника), скончавшегося бездетным. Его жена Мария стала – по левиратному браку – женой своего деверя Иосифа.

Алфей – зять Иосифа-плотника, муж его родной дочери Марии и доставшейся Иосифу по Йевамоту (как деверю) от своего умершего бездетным брата Клеопы левиратной жены (тоже Марии), называвшейся иудеями Марией Клеоповой. Жена Алфея Мария (по мужу называвшаяся иудеями «Алфеевой»), называлась ими же по левиратным правилам, как и её мать, ещё и «Клеоповой», чтобы имя её умершим бездетным отца Клеопы «не изгладилось в Израиле» (см. Йевамот). У Алфея и Марии родились четверо сыновей и три дочери: называемые Братьями Господними Иаков, Иосия, Иуда – не Искариот – и Симон (Мф 13:55-56; Мк 6:3), а также известные нам из преданий Есфирь, Фамарь и Саломия (не путать с её родной тётей Саломией, дочерью Иосифа Плотника и свояченицей Алфея). Все они являются внуками (и внучками) Иосифа Обручника и Марии Клеоповой, детьми Алфея и Марии Алфеевой/Клеоповой/Иаковлевой/Иосиевой и троюродными братьями (и сёстрами) Иисуса Христа.

Итак, троюродными братьями и сёстрами Иисусу Христу являются нижеследующие 10 новозаветных персонажей:

  • Иоанн Креститель – внук Совии (Исмерии), родной сестры Анны, то есть троюродный брат Иисуса Христа (дочь Эфраима и Совии из рода Ааронова Елизавета стала женой священника Захарии из того же рода Ааронова; Иоанн Креститель родился у Захарии с Елизаветой, когда они, как пишет евангелист Лука, «оба уже были в летах преклонных» (Лк 1:7) – по оценках богословов, Елизавете в то время было примерно 45 лет),  
  • Иаков Больший и Иоанн Богослов – внуки Иосифа Плотника через дочь Саломию, сыновья Заведеевы (Воанергес – «сыны грома»),
  • четверо Братьев Господних (Иаков, Иосия, Симон и Иуда – не Искариот) – внуки Иосифа Плотника через другую дочь, Марию (Алфееву), она же Мария Клеопова по их левиратному браку,
  • Эсфирь, Фамарь и Саломия (их имена – из преданий), трое родных сестёр Братьям Господним, три дочери Алфея Капернаумского и Марии Клеоповой/Алфеевой, упомянутые в Евангелии от Марка (Мк 6:3).

P.S.6. Точное количество религий, которые существуют сейчас в мире, неизвестно. Их число насчитывается от 400 до 5 000, в зависимости от подхода автора к определению религии.

Религии разделяют по количеству богов, которым поклоняются последователи: вера во множество богов – политеизм, а в одного бога – монотеизм. Одна из самых популярных классификаций религий – их разделение на мировые, региональные и местные.

P.S.7. Христианство – одна из пяти мировых и трёх авраамических религий мира.

Большинство исследований отмечают, что ту или иную форму христианства исповедуют 33 % населения Земли.

Исследование центра Pew Research Center называет цифру в 32 % населения мира.

По некоторым данным, доля христиан практически не изменялась последние 40 лет.

Таким образом, в середине 2015 года на Земле проживало 2,419 млрд христиан.

В это число входят все, кто считает себя христианином, вне зависимости от:

— возраста (то есть учтены дети из христианских семей);

— конфессии (то есть учтены и последователи маргинального христианства);

— глубины веры (то есть учтены номинальные и этнические христиане);

— членства в церкви (то есть учтены и христиане, не отождествляющие себя ни с одной конфессией).

P.S.8. Христианство возникло в I веке н.э. и очень быстро распространилось по всей Римской империи. По преданию, к концу I века новое учение достигло Испании на западе и Индии на востоке. К 100 году общая численность христиан составила 800 тыс. человек. Из этого числа половина христиан проживали в Азии, 310 тыс. – в Европе и 90 тыс. – в Африке. К моменту признания в 313 году христианская религия объединяла более 14 млн человек или 7,3 % мирового населения. К 600 году каждый пятый житель планеты (40,4 млн) был христианином; половина христиан (20,2 млн) по-прежнему проживала в Азии. Начиная с VIII века, в результате исламской экспансии, численность христиан в Азии стремительно сокращается (к XVI веку в регионе осталось лишь 3,23 млн христиан). К X веку численность христиан Европы превысила показатели Азии; с тех пор и до сего дня Европа лидирует по этому показателю.

Начиная с 600 года удельный вес христиан в общем населении планеты (20 %) практически не менялся в течение тысячи лет. Лишь с XVII века благодаря католическим миссиям в Америке, Азии и Африке процент христиан в мировом населении начинает расти. Этот рост особенно ускоряется с активизацией протестантских миссий (1800-е годы). К началу Первой Мировой Войны (1914 г.) христианство достигло своего исторического пика – 34,7 % населения Земли были христианами. При этом, ок. 70 % христиан проживали в Европе. Последовавшие две мировые войны, стремительный рост населения в нехристианских странах и возникновение социалистических государств в Восточной Европе снизили долю христиан в мировом населении.

Подсчитано, что со времён Иисуса Христа и до сегодняшнего дня на Земле жило 36,8 млрд человек. Из них 8,8 млрд (24 %) исповедовали христианство. В первую тысячу лет существования христианства численность верующих «восточных церквей» (впоследствии сформировавшихся в Православную церковь и Древние восточные церкви) заметно преобладала над численностью верующих «западных церквей». Во втором тысячелетии истории христианства (1000-2000) крупнейшей его ветвью является католицизм.

Это первое по численности направление христианства как религии в узком смысле слова (таковых религий в узком смысле слова насчитывается сейчас – и наряду с пятью мировыми религиями, одной из которых само христианство является, и наряду с древними племенными культами, и наряду с множеством малочисленных (и не только) новых религиозных движений – от четырёх до пяти тысяч по подсчётам одних религиоведов и до двадцати тысяч по подсчётам других религиоведов); вторым таким его направлением будет протестантизм; третьим – православие, четвёртым – моно- и миафизитство; пятым – несторианство; шестым – практически исчезнувшее монофелитство (лишь продолжающие исповедовать некоторые его положения марониты Ближнего Востока (в основном Ливана) позволяют нам указать его в этой публикации как одно из направлений современного христианства); седьмым (и завершающим этот перечень) направлением христианства мы можем назвать быстро растущее сейчас квази- (или псевдо-, или пара-, или маргинальное) христианство.