Home Германский стендЗачем в ФРГ выставляют искусство нацистской Германии?
Зачем в ФРГ выставляют искусство нацистской Германии?

Зачем в ФРГ выставляют искусство нацистской Германии?

На пике своего правления Адольф Гитлер заказал множество монументальных скульптур, демонстрировавших, по его мнению, мощь «третьего рейха». Две из них сейчас выставлены в Берлине. Зачем?

В музейных помещениях цитадели Шпандау (Zitadelle Spandau), старой берлинской крепости эпохи Возрождения, выставлены две монументальные скульптуры Йозефа Торака (Josef Thorak). В свое время он создал «Шагающих коней» по заказу Адольфа Гитлера (Adolf Hitler) для новой рейхсканцелярии в Берлине. Обе скульптуры нуждаются в реставрации. Одна из них уже с октября 2022 года представлена в постоянной экспозиции, причем посетители могут наблюдать за процессом ее реставрации. Кони «украшали» рейхсканцелярию с 1939 по 1944 годы.

Кем был автор «коней Гитлера» Йозеф Торак?

Йозеф Торак родился 7 февраля 1889 года в Вене. Он учился в Венской художественной академии, а в 1915 году отправился в Берлин, чтобы завершить свое художественное образование. После учебы он зарекомендовал себя как скульптор, специализирующийся на монументальных фигурах и памятниках, и его стиль обеспечил Тораку многочисленные заказы от официальных лиц. Скульптор сделал себе имя и за пределами нацистской Германии: так, в 1934 году вместе с другими художниками он работал над главной достопримечательностью городского парка Анкары Гювенпарк — монументом «Памятник доверия». Первоначально он именовался «Памятником безопасности», поскольку был посвящен сотрудникам турецких сил безопасности.

Йозеф Торак во время работы над скульптурным портретом Геббельса. Фото: Austrian Archives/brandstaetter images/picture alliance

С 1937 года Торак стал так называемым придворным скульптором нацистов, а его работы должны были иллюстрировать предполагаемые «славу и силу нацистского режима». В то время как нацисты называли современное искусство «дегенеративным», преследовали всемирно известных мастеров, разграбляли коллекции и заставляли еврейских владельцев распродавать уникальные артефакты за смешные деньги, Торак и ему подобные процветали. Скульптор развелся со своей женой-еврейкой и получил престижную должность в Мюнхенской академии изящных искусств, а после окончания Второй мировой войны он беспрепятственно продолжал заниматься творчеством — до своей смерти в 1952 году.

Зачем выставлять нацистское искусство в наши дни?

«Шагающие кони» (всего их было три штуки) считались утерянными, однако двое рысаков были неожиданно обнаружены в 2015 году — в ходе следствия по делу о незаконном присвоении федеральной собственности, а именно — во время обыска в одном из складских помещений в городе Бад-Дюркхайм в юго-западной части Германии.

Реставратор распаковывает одного из коней. Фото: Britta Pedersen/dpa/picture alliance

Почему коней сейчас решили выставить в цитадели? Цель берлинского музея — показать, как власти в разные времена меняли внешний вид столицы, конкретнее — в период с 1849 по 1986 годы. «Из-за политических потрясений XX века «проблемные памятники» неоднократно удалялись из публичного пространства, — говорится на сайте цитадели Шпандау. — Музей предоставляет возможность познакомиться с арт-символами Германской империи, Веймарской республики, национал-социализма и бывшей ГДР, которые должны были быть устранены и забыты, но теперь играют роль свидетелей немецкой истории». Возможно, кого-то может испугать в данном контексте слово «символы», однако музей подчеркивает, что намерен стать площадкой для исследования «ядовитых памятников». Правительство ФРГ, кстати, поддержало эту идею.

Искусство нацистской Германии в общественных местах

Далеко не все согласны с тем, что скульптуры и картины времен «третьего рейха» выставлены в Германии в публичном пространстве. В минувшем году скандал разразился вокруг картины Адольфа Циглера (Adolf Ziegler), выставленной в Мюнхенской пинакотеке современности. Триптих, о котором идет речь, был написан в 1937 году. На нем изображены четыре обнаженные женщины, символизирующие четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю. Немецкий художник-неоэкспрессионист Георг Базелиц (Georg Baselitz) выступил против размещения в мюнхенском музее полотна, много десятилетий назад висевшего над камином в штаб-квартире Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП).

Триптих Циглера в пинакотеке. Фото: Margarita Platis/BstGS/dpa/picture alliance

«Триптих оскорбляет окружающих!» — говорится в письме художника, шокированного, по его словам, тем, что «нацистская пропаганда возможна в мюнхенском музее», генеральному директору Баварских государственных собраний картин Бернхарду Мацу (Bernhard Maaz) и министру культуры и науки Баварии Маркусу Блуме (Markus Blume). Базелиц призвал снять полотно, в силу своих размеров доминирующее в одном из залов музея. «Циглер уничтожал искусство и художников. Его картине нет места в одном зале с работами его жертв», — уверен Георг Базелиц.

Многие пропагандистские скульптуры времен национал-социализма до сих пор можно увидеть в общественных местах — например, на Олимпийском стадионе в Берлине, построенном для игр 1936 года. В преддверии чемпионата мира по футболу 2006 года некоторые активисты призывали убрать статуи, однако город отказался это сделать на том основании, что удаление можно интерпретировать как отрицание немецкой истории, а это — неверный посыл.

Кристине Ленен, Виктор Вайц

Оригинал статьи