Home Германский стендДиалог или эпилог?
Диалог или эпилог?

Диалог или эпилог?

Должны немцы и русские, несмотря на все разногласия, поддерживать диалог друг с другом? Тем более после того как в конце апреля в Берлине объявили о роспуске «Petersburger Dialog e. V.» – германского правления форума гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог». «МНГ» выслушала мнения.

Анатолий Блинов, эксперт рабочей группы «Наука и образование» «Петербургского диалога», вице-президент МОО «Общество Россия – Германия»

Принятое в конце апреля правлением германо-российского «Петербургского диалога» решение о роспуске этого форума, какими бы соображениями оно ни было продиктовано, вызывает лишь сожаление. Конечно, разрушать легче, чем строить, но возводить обрушенные мосты заново вдвойне тяжело. Восстанавливать же утраченное доверие между немцами и русскими  – задача далеко не из легких. Лишившись данной диалоговой площадки, гражданские общества России и Германии утратили важный канал официального общения друг с другом, используемый на высоком уровне с участием ведущих экспертов как правительственных структур, так и НПО.

Сегодня, бросая ретроспективный взгляд на деятельность «Петербургского диалога», учрежденного в 2001 году под патронатом президента Владимира Путина и канцлера Герхарда Шрёдера, можно констатировать, что он представлял собой высокопродуктивную площадку диалога гражданских обществ двух стран, позволял его участникам вырабатывать конструктивные решения, эффективно дополняющие усилия министерств и ведомств, направленные на развитие двусторонних отношений. Достаточно указать на то, что в составе «Петербургского диалога» действовало 10 рабочих групп.

Остается надеяться, что установленные в результате многолетней кропотливой деятельности «Петербургского диалога» контакты между его немецкими и российскими участниками будут во имя здравого смысла сохраняться. Как официально сообщила русскоязычная страница форума, он «продолжит свою работу в новом формате, о чем будет сообщено дополнительно».

Ирмхильд Бетц-Хабершток, председатель общества «Malachowa e.V.»

Я никогда не ожидала многого от диалога на таком официальном уровне. Как человек, который ведет диалог на практике, я часто сидела на этих дискуссиях, и у меня складывалось впечатление, что люди вообще не знают, что там внизу, где идет настоящая работа, происходит. Что деньги нужнее в других местах. Это меня злит.

Наше общество родилось из идеи примирения. Мой отец был военнопленным в СССР. Он вернулся в 1949 году домой и еще долго после этого кричал во сне. Нам, восьмерым детям, он ничего не рассказывал, только говорил, что русские военнопленным всё время помогали.

В общем, как начинают примирение? Мы много лет проводили встречи немецкой и русской молодежи в двух странах. У нас были большие планы – открыть немецко-русскую детскую академию в Малахове под Ярославлем. В Тутаеве до сих пор стоит наш Дом дружбы. Но в настоящее время вообще ничего не происходит. Никто не хочет жертвовать на какие-то вещи в России. И разговоры с «моими» русскими затруднены. По телефону мы говорим разве что о погоде и здоровье. Но я мечтаю о том, что из двухсторонних контактов однажды получатся трехсторонние: мы возьмем к нам украинцев. Вот она опять – идея примирения. Сегодня звучит безумно. Но я упряма. Я найду путь.

Аннелоре Айнмаль, председатель общества дружбы «Ахен – Кострома»

Я очень расстроена и разочарована тем, какую пропаганду мы слышим от другой стороны. Вопрос, как и будем ли вообще мы продолжать работу, раскалывает наших членов. Некоторые оборвали все контакты с Костромой, некоторые вышли из общества, но не многие. Есть люди, которые говорят, что когда-нибудь мы всё равно должны опять начинать вместе и поэтому не должны обрывать связи. Но в настоящий момент я, честно говоря, не знаю, как эта трещина в отношениях должна быть зацементирована. Возможно, должно смениться не одно поколение, прежде чем мы снова будем доверять друг другу.

Барбара Лаххайн, председатель Общества германо-российских встреч Эссена

Эссен много лет принимает людей из регионов, охваченных войной. Граждане помогают, выслушивают, стараются помочь. В конце концов мы все нуждаемся в мире, чтобы жизнь, которую нам дарят матери, была наполненной, чтобы наши дети могли беззаботно открывать для себя мир. Так думают и многие люди в городе-партнере Эссена Нижнем Новгороде. Поэтому мы как Общество германо-российских встреч поддерживаем контакт с людьми в Нижнем Новгороде, поэтому наши члены поддерживают детей беженцев с Украины.

Мнения собрал Тино Кюнцель

Источник