Home Пресса о насЭтнокультурная Казань
Этнокультурная Казань

Этнокультурная Казань

Столица Татарстана одна — народов много

Можно сто раз услышать, что в Татарстане в мире и согласии проживают представители более 170 национальностей, но лучше один раз увидеть, приехав к некоторым из них в гости. На это нацелен организованный Домом дружбы народов Татарстана туристический маршрут «Этнокультурная Казань», охватывающий КЦ им. А. С. Пушкина, Немецкий Дом РТ, Еврейский центр «Хэсэд Моше», Культурный центр им. Я. Е. Емельянова и Дом дружбы народов Татарстана. Проект, приуроченный к Году национальных культур и традиций в республике, 19 апреля был презентован туроператорам Казани.

Здесь русский дух

У входа в Культурный центр гостей радушно встречают заместитель директора Евгений Мартынов и завотделом русской национальной культуры Екатерина Белова. Одетая в платье в стиле ампир, распространенный в Российской империи в XIX веке, Екатерина Сергеевна рассказывает:

— 5 июня 2019 года, накануне 220-летия со дня рождения великого русского поэта Александра Пушкина, Раис Татарстана Рустам Минниханов посетил обновленный Культурный центр имени А. С. Пушкина. Его создание было инициировано Русским национально-культурным объединением Татарстана в 2016 году.

Основная задача центра — сохранение и укрепление единства многонационального народа Татарстана, самобытности русского народа, развитие русского языка, культуры речи, традиций русской национальной культуры.

Пригласив вглубь здания, Екатерина Белова ведет рассказ об известных писателях и поэтах Казани, чьими барельефами украшены стены светлого холла:

— Знакомьтесь, Гавриил Каменев — русский поэт, прозаик, переводчик, даже был бургомистром Казани с 1798 по 1800 год, рядом изображение Сергея Аксакова — русского писателя, чиновника и общественного деятеля. Многие знают его как автора сказки «Аленький цветочек», но не все в курсе, что он первый студент Казанского университета.

Далее идет рассказ о Гаврииле Державине — русском поэте эпохи Просвещения, государственном деятеле Российской империи, сенаторе, действительном тайном советнике, и о Евгении Боратынском — русском поэте Золотого века, современнике Александра Пушкина.

И вот уже гостей приглашают посетить совместный выставочный проект музея А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина и Культурного центра им. А. С. Пушкина «Горький и Шаляпин: точка отсчета — Казань». Здесь не только фотографии и истории, связанные с казанским периодом жизни великого певца и выдающегося писателя, но и научная реконструкция комплексов традиционной одежды жителей села Красновидово, что под Казанью, на высоком берегу Волги, в котором летом 1888 года жил Максим Горький. Среди них мужской и женский праздничные костюмы, детская одежда, девичий костюм.

На 2-м этаже гости оказываются в воссозданном литературном салоне, столь модном в XIX веке, звучат романсы, декламируются стихи Александра Сергеевича. Словом, Культурный центр имени Пушкина — ресурсный центр для всего Русского национально-культурного объединения Татарстана, в этих стенах находят применение своему творчеству и молодые музыканты, и молодые краеведы, и ученые-пушкинисты. Пушкин, как всегда, молодец! Он всех объединяет! 

Центр немецкой культуры

Бессменный председатель Национально-культурной автономии немцев Татарстана Виктор Диц, встречая гостей Немецкого Дома РТ, сразу же приглашает в просторную, оформленную изысканными витражами лютеранскую кирху, благодаря прекрасной акустике громко, завораживающе звучат звуки органа.

Когда музыка смолкает, Виктор Георгиевич начинает вести неторопливый рассказ о владельцах этого здания — российских немцах, которых в Татарстане сейчас 1118 человек.

— Основную часть нынешнего немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов, история формирования которых охватывает период с XVIII по XX век, — голос у Дица громкий, поставленный, в прошлом он преподаватель института.

— Их российская история началась со знаменитых «зазывных» манифестов российской императрицы Екатерины Великой (в православии Екатерины II Алексеевны, урожденной Ангальт-Цербстской принцессы Софии Августы Фредерики), восседавшей на российском престоле с 1762 по 1796 год. Первый манифест — на пяти языках — был издан ею 4 декабря 1762 года: европейское население призывалось к поселению на недавно присоединенных к Российской империи и других ее пустующих землях (в первую очередь в Поволжье и Украине). Поскольку в этом манифесте не были расписаны сопутствующие переселению льготы, то должного воздействия на европейского обывателя он не произвел. 22 июля 1763 года Екатерина II издает состоящий из преамбулы и 10 глав новый манифест! — громогласно провозглашает Диц.

— Приглашенным предоставлялась полная свобода вероисповедания. Они могли выбирать из перечисляемых местностей ту, где желали бы поселиться, и наделялись правом самостоятельно управлять своими поселениями. Каждая семья получала в полное владение 30 десятин земли: бесплатно, с правом передачи по наследству, но без права продажи. Переселенцев ждала беспроцентная ссуда. Они освобождались от воинской и прочих повинностей, от любой государственной службы, в течение 30 лет не платили налогов и, кроме того, 10 лет могли торговать беспошлинно. На этот раз Европа «не устояла», и переселенцы поехали в Россию тысячами!

Виктор Георгиевич повествует, что Саратовский край, которому предстояло стать новой родиной иностранных поселенцев, названных впоследствии поволжскими немцами, в начале XVIII века был слабо освоен. Его быстро сделали цветущим садом иностранцы преимущественно из юго-западной Германии —Швабии, Пфальца, Баварии, Саксонии.

По результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года немцев насчитывалось 1791 человек. Они оказались самой зажиточной и процветающей социальной группой населения империи, и это основывалось на преимущественном обладании наиболее современными, престижными и высокооплачиваемыми профессиями.

Это позволило немцам построить в каждом губернском городе России лютеранскую кирху (кое-где — католический храм) и образцово их содержать. Пример — это здание лютеранской кирхи Казани, в котором вы находитесь, — Виктор Георгиевич как будто охватывает руками все здание.

— Оно было построено к 1771 году и освящено 7 декабря (по новому стилю), в день святой Екатерины. В этих стенах (с перерывом на 1930 — 1996 годы) не только велись богослужения, непрерывно звучали немецкая речь и немецкая музыка, пел немецкий хор, работал немецкий театр, в приходской школе обучались дети из немецких семей. Одним словом, если говорить современным языком, здесь находился Центр немецкой культуры. И вообще, история повторяется. Сейчас в Немецком Доме Республики Татарстан, благодаря нашей креативной молодежи, мы начали возрождать многое из того, что видели и слышали эти древние стены.

Шалом, евреи!

Знакомство с Еврейским общинно-благотворительным центром «Хэсэд Моше» («Забота Моисея») начинается с музея истории Казанской еврейской общины, организованного в 2006 году.

— Первыми казанскими евреями в начале XIX века были так называемые «николаевские солдаты» — еврейские мальчики-кантонисты, прибывавшие в Казань и другие города Российской империи по указу императора Николая I, — повествует территориальный куратор, координатор крупных программ «Хэсэд Моше» Ирина Ицкович.

Свой рассказ она постоянно подтверждает старинными фотографиями, вырезками из газет, размещенными за стеклом. Здесь представлен даже первый проект казанской синагоги (вернее, молитвенного дома, как утверждает экскурсовод) столетней давности.

Говоря о современной казанской еврейской общине, Ирина Лазаревна вспоминает, как в мае 1989 года в Казани был торжественно открыт клуб еврейской культуры «Менора». На сцену вышел замечательный скрипач Леонид Сонц, и еврейская душа запела… В 1996 году благодаря его стараниям еврейской общине было возвращено это здание. Экскурсовод даже ведет гостей в просторный кабинет, в котором долгие годы заслуженный артист Татарстана репетировал со своим любимым детищем — клезмерским ансамблем «Симха».

Летом 2001 года была официально зарегистрирована Татарстанская еврейская НКА, которая объединила различные еврейские организации, работающие в Казани и Республике Татарстан. Религиозные организации «Казанская иудейская религиозная община» и «Казанская иудейская община», созданные для соблюдения евреями республики и города всех традиций и обрядов иудаизма, стали действовать под руководством главного раввина Татарстана Ицхака Горелика. В молельном зале он приветствует первых посетителей маршрута «Этнокультурная Казань», показывает, где расположен синагогальный Ковчег завета — хранилище для свитков Торы, объясняет, почему женщины в этом зале молятся за стеклом, отвечает на интересующие вопросы.

— В еврейском календаре существуют прекрасные праздники: Пурим, Песах, Шавуот, Рош ха-Шана, Éом Кипур, Суккот, Ханука, которые члены общины отмечают здесь вместе, — Ирина Ицкович показывает соответствующие яркие, репортажные фотографии на стене у молельного зала.

— Традиционно община организует деятельность для всех слоев населения. Для дошкольников и младших школьников по воскресеньям распахнула свои аудитории Воскресная школа, для людей творческих и активных — танцевальная студия. Молодежный еврейский центр «Афифон» проводит выездные детские лагеря. Семейный клуб объединяет около 100 семей, они регулярно встречаются для обмена опытом по воспитанию детей, приобщению к традициям. Программа клуба «Золотой возраст» предусматривает занятие по интересам пожилых людей: исследование истории своего народа, программа по сохранению памяти и другие.

— И, конечно, все евреи заботятся друг о друге, — разговор продолжает директор Республиканского благотворительного фонда «Еврейский центр «Хэсэд Моше» Анна Смолина.

— Наш фонд был образован в 1997 году для социальной, общинной и благотворительной работы с учетом менталитета евреев, проживающих в Татарстане. Сейчас у нас работают службы «Питание», «Уход на дому», «Медицинская программа».

Кряшены с певцом Яковом

— Певец Яков, Жырчы Жекеу — так звали Якова Емельянова сородичи и почитатели его творчества — был в прямом смысле даровитым сыном своего народа, — говоря об этом, директор Культурного центра, руководитель исполкома общественной организации кряшен РТ Людмила Белоусова обращает внимание гостей на картину священнослужителя в голубом облачении.

— Именно имя Якова Емельянова согласно постановлению Кабинета министров Татарстана 4 сентября 2019 года было присвоено Культурному центру кряшен республики, открывшемуся в этом старинном, капитально отреставрированном особняке в центре Казани.

Людмила Даниловна уточняет, что Культурный центр был создан с «целью сохранения и укрепления единства многонациональной Республики Татарстан, содействия в реализации прав кряшен на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания», как сказано в постановлении.

— Мы ждали это здание 12 лет, как образовалась общественная организация, — отмечает руководитель исполкома.

— Мы рады и благодарны Раису Татарстана Рустаму Минниханову за такой большой подарок.

А почему именно здесь расположен ваш культурный центр? Что повлияло? Отвечая на эти вопросы, Людмила Даниловна объясняет, что после долгих поисков была выбрана бывшая хоровая гимназия для мальчиков, сейчас это дом № 11 по улице Михаила Худякова, в котором мы и находимся.

— Важным обстоятельством стало соседство с Тихвинской церковью Божьей Матери, с давних пор в которой — кряшенский приход, — руководитель показывает рукой на окно, из которого видна церковь.

— Есть сведения, что наше здание построено в 1867 году и служило в качестве церковно-приходской школы.

— Сегодня особняк представляет собой двухэтажное здание площадью 938,5 кв. метра, — рассказывает завотделом информационно- методического обеспечения Ирина Муллина.

— В подвальном помещении расположен зал торжеств, на первом этаже — конференц-зал, комната для музейных экспозиций и рабочие кабинеты. На втором этаже — зал хореографии, студия звукозаписи. Созданы все условия для занятия детей в воскресной школе, открыта фольклорно-этнографическая студия «Муйту- мар», где обучают играм на этнических музыкальных инструментах и пению старинных песен этнических групп тюркских и финно-угорских народов Поволжья.

Игру на уникальных инструментах для гостей продемонстрировал ведущий специалист по жанрам творчества Павел Александров. Словом, Культурный центр стал местом объединения всех кряшен.

Среди основных направлений деятельности — краеведение, популяризация знаний об истории и культуре кряшен; обобщение и тиражирование опыта специалистов в области этнографии, фольклора и народных промыслов; подготовка учебно-методических пособий с кряшенским этнокультурным компонентом и многое другое.

Новоселье было недавно, а жизнь уже бьет ключом: с успехом проходят демонстрации традиций, обрядов кряшен из разных районов Татарстана. Ирина Муллина продемонстрировала гостям комнату, в которой на месяц воссоздан быт кряшен Тюлячинского района республики с иконами за вышитыми занавесками, с привязанной к потолку люлькой. С большим интересом посетители смотрели и показанный завотделом информационно-методического обеспечения свадебный обряд по подвязыванию комплекса головного убора невесты «Баш бэйлэу».

Дом, объединяющий народы

И как восклицательный знак экскурсионного этнического маршрута — его логическое завершение в Доме дружбы народов Татарстана. Здесь «прописаны» представители 39 национальных объединений, входящих в состав Ассамблеи народов Татарстана. Гостей радушно встречает директор Ирек Шарипов, рассказывая о том, что этот новый Дом дружбы — один из самых больших, оснащенных и оборудованных среди своих собратьев по России — распахнул свои двери в 2012 году, к 20-летию Ассамблеи.

— Здесь у нас куклы разных народов, — директор обращает внимание на расположенную у входа экспозицию, — это подарок российского депутата, первого заместителя председателя Комитета Госдумы Федерального Собрания РФ по делам национальностей Ильдара Гильмутдинова. Если же говорить в целом о Доме дружбы народов Татарстана, то это целый ряд компетенций, которые нацелены на помощь в развитии национальных объединений, реализацию государственной национальной политики, при этом не подменяя собой деятельность национальных общин.

Экскурсию по всему Дому дружбы с демонстрацией национальных «офисов», Многонациональной воскресной школы Казани, информационного центра, хореографического зала, музея дружбы проводит заместитель директора Наталья Мясникова. Сказать, что туроператоры под впечатлением, —ничего не сказать. Многие признаются, что слышали, что в Татарстане проводится серьезная, обстоятельная работа по созиданию межнациональных отношений, но впервые увидели все своими глазами, поэтому будут обязательно направлять туристов Казани по маршруту дружбы.


Анжелика АМИРХАНОВА, инициатор и руководитель проекта:

В Доме дружбы народов Татарстана я работаю заведующей отделом организации мероприятий и каждый день сталкиваюсь с тем, насколько разнообразны, уникальны и интересны традиции и культура разных народов. Но не все жители нашей республики и туристы могут познакомиться с ними поближе. В связи с этим у меня появилась идея создать туристический маршрут «Этнокультурная Казань», популяризирующий традиции и культуру разных народов, проживающих в Татарстане. Этнический проект, приуроченный к Году национальных культур и традиций в нашей республике, 19 апреля был презентован туроператорам Казани.

Наталья Вяткина, фото автора

Источник: «Наш дом — Татарстан», №2 (080) 2023