Home Наши изданияБурлящее озеро
Бурлящее озеро

Бурлящее озеро

Рыжик открыла глаза и ничего не увидела. Вокруг всё было белым-белым. Туман был таким густым, что скрывал всё вокруг. Она села и повела носиком. Густая струйка тумана медленно поплыла к ней. Рыжик увлечённо смотрела, как струйка тумана коснулась её носика, а потом она громко чихнула. От этого чиха белая струйка тумана вмиг испарилась, а из тумана раздался испуганный голос птички-невелички, которая звала лисичку:

— Рыжик, Рыжик, где ты?

— Я здесь, – подала голос Рыжик, – не волнуйся. Сейчас я попрошу ветерков разогнать этот туман.

И она позвала ветерков.

— Орешек, Ярек, Снежик, Радуж, – вы можете разогнать этот густой туман? – и, казалось, её слова утонули в этом густом белом киселе, но неожиданно пахнуло морозной свежестью, и из тумана высунулась голова Снежика, а затем и он сам.

— Привет! – сказал Снежик. – Тебе страшно?

— Мне нет, а вот птичке-невеличке очень, – ответила Рыжик. – Снежик, ты можешь с братьями разогнать туман?

Из тумана выскочил Орешек и тут же произнёс:

— Весь туман мы разогнать не можем, мы ведь ещё маленькие, а вот на корабле – можем.

— Тогда скорее разгоните туман на корабле, а то птичка-невеличка совсем одна и ей страшно, ведь она ничего не видит вокруг, – попросила Рыжик.

— А она не одна, – вступил в разговор Радуж, который вдруг появился из тумана.

 — А с кем она? – испуганно спросила Рыжик.

— Не пугайся, она с Яреком, – успокоил её Радуж.

Рыжик успокоилась, а ветерки стали летать вокруг корабля и разгонять туман. Вот в густом тумане появились дырки, которые всё росли и росли, и вскоре от тумана остались одни клочья, но и они вскоре исчезли.

— А вот было бы здорово погонять туман метёлками Вилли и Виолетты, – неожиданно сказал Орешек.

— Да. Надо непременно привезти их в такой туман, – поддержал его слова Радуж.

А Ярек, глядя на их энтузиазм, спросил:

— Но как мы узнаем, когда он будет, такой густой туман?

— Это очень просто, – ответил Орешек.

— Просто? – удивился Ярек.

— Конечно просто, – нисколько не смутившись ответил Орешек.

— И как же? – допытывался Ярек.

— Надо спросить Зельду, когда у них бывают такие густые туманы. Часто или нет? Может быть. они бывают крайне редко, а может быть, в какое-то определённое время. Вот и всё, – спокойно объяснил Орешек.

— А ты прав, – выслушав его, сказал Радуж, – и как мы не подумали про Зельду, ведь она здесь живёт.

— Вот и отлично, – подытожил их разговор Снежик.

Птичка-невеличка, успокоенная Яреком, давно уже сидела рядом с Рыжик и внимательно слушала их разговор, а потом сказала:

— А мне не нравится такой туман. Мне в нём страшно.

— Не бойся, – сказала Рыжик, – ты не одна, мы всегда рядом с тобой.

А потом обратилась к ветеркам:

— А как мы попадём в такой туман на берег? Мы ведь собирались идти сегодня смотреть Бурлящее озеро.

Но пока они разговаривали, туман потихоньку редел и истончился настолько, что из толстого, пушистого, белого одеяла он превратился в тонкий лист, который кружевной белой накидкой разлёгся на поверхности моря, качаясь на его волнах.

— Вот всё и видно, – сказал Орешек и указал в сторону берега.

Корабль направился к берегу. На этот раз корабль оставался один. Вы ведь помните, что ветерки тоже изъявили желание посмотреть Бурлящее озеро. Сегодня он оставался один, и он решил устроить вечером, когда все вернутся, сюрприз – поменять свой образ.

Рыжик, птичка-невеличка и ветерки оказались на берегу и стали ждать Зельду, ведь именно она должна была показать им путь к Бурлящему озеру. Ждать им пришлось недолго. Снежик даже не успел построить замок из песка, как пение Зельды возвестило о её прибытии.

Как только Зельда прилетела, они не стали задерживаться на берегу и направились в лес. Птичка-невеличка и Зельда сегодня отказались от полёта, потому что они двигались намного быстрее Рыжик.

— Но как же они тогда передвигались по лесу? – спросит читатель.

И я скажу – птичка-невеличка то ехала на спине Рыжик, то на плече Ярека. А Зельда облюбовала плечо Радужа. Так, дружной компанией они и передвигались по лесу. По дороге Орешек стал расспрашивать Зельду про такие густые туманы, как сегодня.

— Такой густой туман бывает два раза в год,, – сказала Зельда. – С большим туманом связано наше гнездование. Он говорит нам, что наступает пора выводить птенцов. Что скоро будет очень много червяков, и нам будет чем кормить наших птенцов.

— Вот теперь мы знаем, что туман бывает два раза в год, – сказал Орешек, глядя на Ярека. – Значит, в следующий туман можно пригласить Вилли и Виолетту.

— А такой сильный туман бывает только один день или несколько? – спросил Ярек Зельду.

— Такой густой туман бывает три дня, – ответила Зельда.

— Ура! Значит нам не придётся ждать полгода, чтобы показать Вилли и Виолетте этот туман, а самим воспользоваться их метёлками, – радостно сказал Орешек.

— Тогда нам уже сегодня придется лететь к Вилли, – резонно заметил Снежик.

Так за разговорами они не заметили, как пришли к Бурлящему озеру. Деревья расступились, и перед ними предстало огромное озеро, сплошь покрытое песчаными островами с невысокой травой, небольшого размера, но их было очень много. А между этими островами разлилась синяя, как небо, вода, которая постоянно бурлила. На поверхности воды появлялся маленький пузырёк, который начинал расти и увеличиваться в размерах до тех пор, пока не лопался, и синие брызги разлетались в разные стороны. Вода в озере бурлила медленно, словно нехотя. Все стояли и завороженно смотрели и на пузыри, и на синюю воду, такой яркой она была.

— Как васильки на пшеничном поле, – сказала задумчиво Рыжик.

— Что? – спросил стоивший рядом с ней Снежик.

— У нас на Земле есть цветы-васильки, они такого же синего цвета, как эта вода, – ответила Рыжик.

— А они красивые? – спросил Радуж, слышавший их разговор.

— Да, – всё так же задумчиво ответила Рыжик. – Когда мы прилетим в следующий раз, мы привезём вам васильки.

— Какая удивительно красивая вода в этом озере! – восхищённо сказал Орешек.

А Ярек добавил:

— Она мне напоминает небо, которое вдруг оказалось на земле.

— А она действительно горячая? – решил усомниться Радуж.

— Ну конечно, горячая, – воскликнул Орешек. – Смотри, от неё даже пар идёт, —  и он указал на поднимающиеся над водой облачка пара.

— Да, действительно, – сказал Радуж.

— Вот поэтому мы так рады этому озеру, – подала голос Зельда, – ведь ни один крабиус не сможет подобраться к нашим гнёздам, они все просто погибнут в этой воде.

Рыжик сидела недалеко от воды, чтобы брызги лопающихся пузырей не попадали на нее, а Зельда, птичка-невеличка и ветерки полетели осматривать озеро. Ветеркам хотелось в полной мере оценить его красоту. Пролетая над одним из участков озера, Орешек заметил какую-то странность. Один островок довольно близко находился к берегу, и в одном месте расстояние между берегом и островом было не только очень узким, но там не бурлила вода, она была спокойная. А ещё Орешек заметил ветку, переброшенную с берега к острову. Орешек сказал об этом всем, и они все вместе опустились в этом месте, чтобы посмотреть, что там случилось. И когда они приземлились, то всем сразу стало понятно, что по этой ветке на остров мог попасть какой-нибудь крабиус.

Зельда очень опечалилась, а птичка-невеличка стала успокаивать её, сказав:

— Не печалься, вместе мы обязательно что-нибудь придумаем.

— Я полечу за Рыжик, – сказал Орешек и тут же унёсся прочь.

Все остались ждать Рыжик и Орешка. И уже скоро по берегу шла наша рыжая красавица, а Орешек сопровождал её, летая вокруг. Неожиданно Орешек вырвался вперёд, обернулся мальчишкой и, когда Рыжик подошла ко всем, он, указывая на ветку, спросил Рыжик:

— Что нам делать?

— Надо увеличить расстояние между берегом и островом, – спокойно ответила Рыжик.

— Но как? Вода ведь горячая, – спросил Радуж.

Вдруг Зельда встрепенулась и словно что-то вспомнив, сказала:

— Надо попросить сомариусов расчистить дно, чтобы вода стала горячее, чтобы стали появляться пузыри, чтобы протока стала шире.

— Кого?

— Кто такие сомариусы?

— Где они водятся? В озере?

— В этой горячей воде кто-то живёт? – посыпались вопросы со всех сторон.

Как только гул голосов смолк и вопросы закончились, Зельда стала отвечать:

— Как вы думаете, почему это озеро называется Бурлящее?

— Из-за пузырей, которых очень много, – сказал Орешек.

— Да, именно так. Но пузыри не появляются просто так, из неоткуда. Им помогают появиться рыбы этого озера – сомариусы. Они живут на дне озера и постоянно его ворошат, чтобы горячие газы выходили наружу и озеро бурлило, – рассказала Зельда. – А в этом месте, – и она указала на узкую протоку, – видимо, уже давно никто не ворошил дно, вот горячие газы и перестали выходить и перестала бурлить вода, да и сама вода стала остывать. Смотрите, здесь даже нет пара.

— Надо срочно найти этих сомариусов и попросить их поворошить дно, – подал голос Ярек, и все с ним согласились.

— Только как найти этих самых сомариусов, если в озере горячая вода? – спросил Радуж.

— Надо бросить в воду камешек или что-то ещё. Они очень не любят, если в воду что-то падает, и тут же выплывают посмотреть, – сказала Зельда.

— Здорово! — воскликнул Орешек и куда-то умчался.

Все удивлённо посмотрели ему в след и стали ждать его возвращения. Через несколько минут он вернулся, неся в руках несколько камешков. Где он их нашёл, никто не понял, ведь берег был песчаный. У него было четыре камешка, и он дал каждому из братьев по камешку. Сначала камешек бросил Орешек, но ничего не произошло. Потом Радуж – но воды озера по-прежнему были безмолвны в своём бурлении. Следом бросил камень Ярек, и опять никто не появился. Наконец настала очередь Снежика, но ему не пришлось этого делать, поскольку на поверхности воды появилась огромная, усатая морда и сказала:

— Кто здесь бросает камешки в наше озеро?

Все, кроме Зельды, с огромным интересом смотрели на выглядывающую из воды рыбу. Она была ярко-красного цвета, с толстыми, но короткими усами на морде.

— Это мы бросаем камешки, – ответила за всех Зельда. – Здравствуйте, уважаемый сомариус.

— Здравствуй, Зельда. Что-то случилось? – сказал он в ответ.

— Да, уважаемый сомариус. Нам нужна ваша помощь. Мы нашли одно место в озере, где давно не ворошили дно, и там стала остывать вода и перестали появляться пузыри.

— Непорядок, какой непорядок, – сказал сомариус и покачал головой из стороны в сторону. – Покажи скорее это место.

— А оно рядом, – сказала Зельда, – надо лишь немного проплыть вперёд.

И она полетела туда, где была узкая протока между островом и берегом.

Сомариус посмотрел, куда она полетела, и, слегка погрузившись в воду, поплыл следом. Все с огромным интересом наблюдали, как огромная красная рыба величаво плывёт в прозрачной синей воде. Вот сомариус подплыл к узкой протоке между островом и берегом озера и, высунув голову из воды, повторил:

— Непорядок, ой, непорядок. Да здесь просто холодно. Сейчас я позову других сомариусов, и мы всё исправим.

Он погрузился в воду и стал стучать своим толстым хвостом по дну. Вскоре после этого к нему приплыли ещё несколько сомариусов, и работа закипела. Они ползали по дну узкой протоки двигая песок и шевеля своими толстыми усами. А когда что-то находили, то в этом месте начинали убирать песок сдвигая его то к острову, то к берегу, куда было ближе. А лисичка и ветерки, глядя на работу сомариусов, поняли, как образовались острова в этом озере. Их создали сомариусы.

Когда одно место, найденное сомариусом, было расчищено от песка, на поверхность просто вырвался пузырь и с шумом лопнул. От неожиданности все вздрогнули, а потом рассмеялись. Из воды появилась довольная морда сомариуса и сказала:

— Зельда, спасибо тебе и твоим друзьям, что указали нам место, где перестала бурлить вода. Сейчас мы расчистим дальше и вскоре здесь, как и во всём озере, будет бурлить вода.

Сомариус хотел было уплыть, но тут голос подал Ярек и, обращаясь к нему, спросил:

— Скажите, а как вы находите источники горячих газов?

— При помощи своих усов. Они очень чувствительны к теплу и, вороша дно озера, мы находим это тепло, созданное газами. и позволяем горячим газам выходить наружу, согревать наше озеро, в котором мы живём. Нам очень нужно тепло, без него мы погибнем, – ответил сомариус. – Но тепло нужно не только нам, но и птицам, чтобы выводить своих птенцов. А теперь мне пора, – и он нырнул в воду.

Прошло некоторое время. Все смотрели, как сомариусы ворошили дно, искали горячие газы, как узкая протока стала шире, а поверхность воды стала опять бурлить.

Зельда уже не выглядела печальной, а, наоборот, была радостной и звонко пела одну из своих песен. Все были счастливы от такого прекрасного приключения, которое подарило им столько интересного. Они узнали об озере, познакомились с его удивительными обитателями – сомариусами, помогли восстановить озеро, хоть и на маленьком участке, и спасти птиц озера от крабиусов. Всё было замечательно. Пора было возвращаться на корабль.

— А было бы здорово, если бы здесь был корабль, – мечтательно сказал Радуж.

— Но он такой большой, что здесь просто не поместится, – немного с грустью сказал Орешек.

— А разве вы забыли, что он может менять свой образ? – спросила их Рыжик.

— Нет, мы помним. Но как он это делает? – спросил Ярек Рыжик.

— Чаще всего, когда ему скучно, он делает это сам. Но его можно попросить, и он изменится, – ответила Рыжик.

— Вот здорово! – радостно воскликнул Орешек. – Значит, если мы попросим его измениться, то он изменится?

— Да, – подтвердила Рыжик.

— А давайте тогда полетим к кораблю, попросим его стать меньше и вернёмся сюда за Рыжик и птичкой-невеличкой! – предложил Орешек братьям.

— Я думаю, нам не стоит лететь всем вместе, – сказал Снежик. – Пусть полетят Орешек и Ярек, а я и Радуж останемся здесь.

— Рыжик, можно, мы слетаем за кораблём и вернёмся за вами? – спросил Орешек.

— Конечно, можно, – ответила Рыжик.

— Ура! – воскликнул Орешек и вместе с Яреком они взмыли вверх и улетели.

— А я, наверное, в ожидании корабля пойду поохочусь на крабиусов, что-то я проголодалась, – сказала Рыжик и добавила, – Снежик, Радуж, пойдёте со мной на охоту?

— На охоту? – переспросил Снежик и, подумав секунду, ответил – Да!

А Ярек согласился, не думая. Они отправились в лес, а птичка-невеличка осталась с Зельдой и другими птичками.

Не успела Рыжик с ветерками зайти в лес, как почуяла сильный запах крабиуса. Она остановилась, и ветерки, которые были от неё на некотором расстоянии, тоже остановились. Они смотрели за её поведением и практически всё повторяли. Если она шла, шли и они, если она останавливалась, то же самое делали и они. Рыжик повела носиком, определяя направление, откуда запах крабиуса шёл сильнее всего, и, определив, стала медленно двигаться туда. Ветерки по-прежнему тихо за ней наблюдали, как вдруг она прыгнула вперёд, но промахнулась. Крабиус оказался быстрее. Он рванул вперёд, спасаясь от лисички. Охота началась. Рыжик стремительно неслась за крабиусом следом, а Радуж и Снежик не позволяли крабиусу уйти в сторону. В какой-то момент крабиус попытался уйти в сторону, но Снежик не дал ему это сделать, заставив убегать от Рыжик по прямой. Крабиус неудачно зацепился за дерево и снизил скорость. Этой маленькой оплошности как раз хватило Рыжик, чтобы сделать очередной прыжок и поймать его. Она тут же откусила его усы и победно прижала его лапами к земле. Охота удалась! Подошедшие взъерошенные Снежик и Радуж выглядели очень довольными.

Рыжик взяла зубами пойманного крабиуса, и они направились к берегу, чтобы всем показать свой трофей.

На берегу она гордо положила крабиуса на песок, чтобы все птички видели, какая она прекрасная охотница. Птички прилетали, кружили над поверженным крабиусом и, радостные, улетали по своим делам. Теперь они знали – у них есть защитница.

Потом Рыжик оттащила крабиуса в кусты и с наслаждением его съела, никого не смущая. Как только трапеза была окончена, она услышала голос птички-невелички, которая сообщала, что летит их корабль.

И вправду, к ним приближался корабль, но такого маленького корабля не видели даже Рыжик с птичкой-невеличкой. Это было одномачтовое парусное судно. Как сказал потом Орешек, называлось оно – шлюп.

Корабль подлетел к земле и завис над ней. Рыжик давно расправилась с крабиусом и, как только корабль приблизился, стремглав запрыгнула на него. Птичка-невеличка, Ярек и Снежик тоже не заставили себя ждать.

Когда все оказались на шлюпе, птичка-невеличка пропела свою песню, ветерки помахали руками, а Рыжик пару раз тявкнула на прощание всем птичкам вместе с Зельдой и, конечно, сомариусу, который высунул из воды свою толстую, усатую морду, чтобы посмотреть на невиданный корабль.

Корабль улетал. День клонился к завершению. А Рыжик спросила Орешка:

— Как тебе удалось изменить корабль?

— Когда мы прилетели к кораблю, то увидели, что он распустил все паруса, словно собирался куда-то плыть, – сказал Орешек.

— Он так шумел парусами, что мы поняли, что ему скучно, – добавил Ярек. – Мы позвали его. Услышав нас, он очень обрадовался.

— А когда мы попросили его стать меньших размеров, он с удовольствием стал менять свой образ, – опять сказал Орешек.

— И вот перед нами появился это шлюп, – продолжил Ярек.

— Такой небольшой корабль не видели даже мы с птичкой-невеличкой, – сказала Рыжик, а птичка-невеличка подтвердила её слова маленькой песенкой.

Теперь все были вместе и направлялись в залив Росы. Корабль был так счастлив, что все опять собрались вместе, что, казалось, сам пел какую-то песню. Или это ветер шумел в парусах. Это не важно. Важна была дружба.

Потом, поздним вечером, когда все будут укладываться спать, Рыжик будет рассказывать кораблю про Бурлящее озеро, про толстых и усатых сомариусов и, конечно же, про свою охоту.

А сейчас, сейчас они просто летели вперёд, к закату.

02.07.2023

Лариса Усенкова-Гребель