Home Клубы и кружкиЯзыковые встречи в Казани
Языковые встречи в Казани

Языковые встречи в Казани

С 31 июля по 7 августа в Казани прошел региональный проект Этнокультурные языковые встречи для детей „Geschichtsmacher-RD“ («Летописцы-РН»). Цель проекта – создание языковой и этнокультурной среды для интеллектуального и творческого развития детей и молодежи из числа российских немцев, а также их приобщение к языку, культуре и истории своего народа.

В казанском санатории «Ливадия» собрались юные активисты из республик Татарстан и Башкортостан, а также Ульяновской и Самарской областей. В течение недели подростки посещали встречи в клубах любителей немецкого языка и этнокультурных клубов по народному танцу, вокалу и этномедиа. Программа была насыщена этнокультурными паузами, посвященными разным темам, и вечерними мероприятиями, которые сплотили команды участников и расширили багаж их знаний о культуре и истории российских немцев.

Tagesthemen (Темы дня)

Каждый день с разных сторон раскрывал определенное событие или тему, важную в контексте истории российских немцев и связанную с круглыми датами 2023 года: 260-летие со дня опубликования Манифеста Екатерины Великой от 22 июля 1763 года «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах»; юбилеи изданий российских немцев: 25-летие Московской немецкой газеты, 20-летие информационного портала RusDeutsch и журналов Schrumdi и WarumDarum; год педагога и наставника в Российской Федерации. Тема дня обыгрывалась не только на ярких вечерних мероприятиях, но и с ней работали в языковых клубах и на этнопаузах. Темами стали также «День Немецкого молодежного объединения» и «Закрытие проекта».

Первый день, день встреч и день заезда, был посвящен теме „Bekanntschaft“ («Знакомство»). Участники познакомились с организаторами проекта, ведущими клубов и наставниками, а также поделились на три команды и начали работу по программе. Команды на Этнокультурных языковых встречах были названы в честь именитых деятелей из числа российских немцев или как-то связанных с историей немцев России персон. Так, команды взяли названия в честь ученого Карла Фукса, мореплавателя Ивана Крузенштерна и императрицы Екатерины II.

Сам проект был назван „Geschichtsmacher-RD“ тоже не просто так. По задумке организаторов, участники проекта – летописцы. На своих командных плакатах они каждый день отмечали важные события этнокультурных встреч, свои впечатления, успехи и новые знания. В результате из таких хроник получились настоящие летописи российских немцев.

Deutsch, Tanzen, Gesang und Media (Немецкийязыктанцыпесниимедиа)

На встречах клубов любителей немецкого языка участники добились значительных успехов. Для работы было организовано две группы: для начинающих и продолжающих. Встречи в группах вели Вера Гаврилова и Татьяна Красавина. Девушки проводили встречи с привязкой к темам дня и разобрали с ребятами блоки «Знакомство», «История РН», «Литература и публицистика РН», «Школа колонистов XVIII века», «Структура СОРН». Ведущие поделились своими впечатлениями:

«С детьми я работала и раньше, но в непривычном для школы формате – в первый раз. Я была ведущей языкового клуба для ребят, которые только начали знакомиться с немецким языком, и для тех, кто пока что знает только азы. В рамках наших встреч ребята познакомились не только с основными темами, но и с некоторыми сопутствующими, например, с алфавитом, числительными, эмоциями, школьными предметами и действиями на уроках. Получилось интересно. Конечно же, я возьму себе на заметку некоторые моменты, чтобы следующие встречи прошли еще интереснее», – поделилась Вера Гаврилова.

«Я впервые участвовала в организации Этнокультурных языковых встреч, и это был очень интересный для меня опыт. В рамках моих блоков клуба любителей немецкого языка участники познакомились с историей и культурой, литературой и публицистическими изданиями, структурой Самоорганизации российских немцев. Все эти темы ребята обсуждали на немецком языке, тем самым улучшая свои навыки устной коммуникации, чтения, письма и понимания текстов на слух. В рамках блоков были использованы игровые технологии, позволяющие детям быстро и оптимально усваивать материал и втягиваться в процесс», – подытожила Татьяна Красавина.

На встречах этнокультурных клубов ребята развивали свои творческие навыки: танцевальные, вокальные и медиамастерство. В ходе танцевального блока ребята разучили традиционные танцы российских немцев: Haselnuss (Орешек), Promenade (Променад), Fröhlicher Kreis (Веселый круг), Vogelbeerbaum (Рябинка), Specknerin (Шпэкнерин), Lange Acht (Длинная восьмерка), Polka-Hey (Полька-хей), Zigeunerpolka (Цыганская полька). Гузелия Сиразиева, ведущая клуба «Народные танцы РН», также поделилась своими впечатлениями: «У меня ранее не было опыта работы на межрегиональных проектах, поэтому было немного нервно и сложно. Но в то же время меня безумно заряжали дети с их горящими глазами. Они приходили, старательно учили все движения, ждали каждой встречи. Это мотивировало меня готовить еще более интересную программу и подбирать новые танцы».

Еще один этнокультурный клуб был посвящен вокалу. О нем рассказала Анастасия Таланова: «На этноблоке «вокал» участники знакомились с вокальными композициями на немецком языке. Это были и современные, и народные песни российских немцев. Помимо этого они приобрели базовые вокальные и артикуляционные навыки, а также познакомились с основами выступления в ансамбле и на сцене. Для меня как специалиста это был интересный опыт, я довольна результатом, который представили ребята на закрытии проекта.

Пение в ансамбле помогает лучше чувствовать каждого участника команды, что помогало в процессе взаимодействия на протяжении всего проекта. Участники работали увлеченно, и я думаю, что эти навыки они будут использовать в дальнейшей работе в своих молодежных клубах».

Также в рамках проекта работал любопытный клуб «Этномедиа». Здесь ребята придумывали, снимали и монтировали короткие видео о культуре, истории и cамоорганизации российских немцев. О результатах работы в этом блоке рассказала его ведущая Виктория Ваенбергер:

«Мне было очень интересно работать с подростками разного возраста. У них всех свои навыки, интересы, даже уровень уверенности в себе разный. В процессе создания видеороликов ребята погружались в историю и культуру российских немцев и учились преподносить ее понятно и коротко – так, чтобы заинтересовать даже случайного прохожего в нашей национальной культуре. Меня радует, что в результате у нас получилось 11 видео о российских немцах на разные темы и что в ходе этого блока каждый из детей узнал больше о российских немцах и даже познакомился с некоторыми важными этнографическими работами, к которым можно обращаться при создании медиаконтента. Но сильнее всего я горжусь тем, что на моем блоке некоторые ребята смогли особенно ярко раскрыться – как в глазах окружающих, так и в своих собственных. Совсем скоро мы опубликуем их творчество в группе Jugendtreffen в VK, так что следите за обновлениями!»

Wir treffen uns wieder! (Увидимся снова!)

Руководителем Этнокультурных языковых встреч для детей „Geschichtsmacher-RD“ выступила руководитель молодежного клуба „Inspiration“ («Вдохновение») города Набережные Челны Екатерина Минькина. Она также выразила собственные мысли о проекте:

«Это был для меня первый опыт в качестве руководителя проекта «Этнокультурные языковые встречи». На мой взгляд, все прошло даже лучше ожидаемого. Доказательство этому – множество откликов благодарных родителей и живые искренние эмоции сдружившихся участников, когда настало время разъезжаться по домам. Поставленные нами задачи были выполнены в полной мере. Ребята с удовольствием посещали языковые клубы, а этноклубы смогли раскрыть в участниках новые таланты и подарить некоторым новые увлечения, в которых они захотели развиваться и после проекта.

Самое главное – мы смогли повысить их интерес к истории, культуре и языку российских немцев и мотивировать молодое поколение к более активному участию в молодежных клубах на местах и в других проектах движения Самоорганизации российских немцев. За это я также хочу сказать большое спасибо моей оргкоманде с горящими глазами и открытыми сердцами, людям, осознающим цели общественного движения российских немцев и обладающим прекрасными навыками для работы с детьми и молодежью».

Виктория Ваенбергер

Источник