Проект доклада В. Г. Дица на Межрегиональной научно-практической конференции немцев России в Казани 27–31.08.2018 года
Уполномоченный Федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств с 11.04.2018 Бернд Фабрициус с его переломно-историческим докладом «Российские немцы между автономией и непризнанием» на научно-исторической конференции «100-летие образования АССР немцев Поволжья» в Берлине 12 июня 2018 года, ближайшее будущее российских немцев (бикультурное и билингвальное) и Немецкий Дом Республики Татарстан.
Немецкий Дом Республики Татарстан – это:
• духовно-культурно-информационный и деловой центр российских немцев;
• лицензирующийся образовательный центр немецко-англо-русско-татарского синхронного перевода.
Итак, Фабрициус. Когда слышишь этот антропоним, что-то вспоминается из новой и новейшей истории Европы и нашей страны: голландский художник XVII века Карел Фабрициус, один из талантливейших учеников Рембрандта; большевик с 1903 года и «латышский стрелок», герой гражданской войны Ян Фрицевич Фабрициус и некоторые другие.
Видите, эту фамилию носили и прославляли голландец, латыш и, конечно, немцы Германии. Но эта фамилия встречалась и у российских немцев. Так, сестра моего отца-трудармейца Георгия Андреевича Дица Шарлотта Андреевна Диц вышла замуж за депортированного в Кузбасс Егора Яковлевича Фабрициуса и родила ему сына Якова (мой двоюродный брат Яшка Фабрициус, как его звали в селе; умер в октябре 2002 года, за год до смерти моей матери).
Были и другие Фабрициусы. Но этот… Высокий германский чиновник, первый (!) и единственный (1) из длинной плеяды германских чиновников, бывших ответственными за разрешение проблемы российских немцев (или: «немецкого вопроса» в России), решившийся публично, на весь мир обнародовать свой наиправдивейший, честный и точный анализ положения дел с российскими немцами, с судьбой нашего народа, с теми задачами, которые должны решить в этой связи германское и российское правительства (в первую очередь – российское).
До сих пор ни один германский чиновник так честно, ясно и смело этот вопрос не ставил: российские немцы имеют право (!) и должны (!) сохранить себя как народ. Доктор Фабрициус вместо слова «народ» употребляет (вообще говоря, к месту) термин «нацменьшинство». Но это – в данном случае – нормально. Тем более что в его историческом докладе имеются в виду только и именно, как он выражается, «сильные, уверенные в себе и современные немецкие меньшинства». Allerhand!
Да распространяется и прославляется имя Фабрициусов и личность Фабрициуса по имени Бернд! Es lebe dieser Name!
Конечно, в повествовании докладчика есть некоторые неточности, требующие правки. Например, речь о государственном образовании российских немцев на Волге как о республике зашла и реализовывалась не в 1917–1918 годах, а позже, уже в 1922–1924 годах. Но это мелочи. Суть доклада – в другом, и эта суть – прекрасна своей ясностью, честностью и стремлением к справедливости по отношению к нашему народу – российским немцам.
Далее, ниже слова, которые я озвучу с этой трибуны, будут уже не моими. Это будут точные цитаты из доклада Бернда Фабрициуса, в которых вновь всплывают и оживают насильно задавленные в нашей стране, в нашем обществе, в том числе, как это ни горько осознавать и произносить, в среде самих российских немцев слова и мысли о РЕСПУБЛИКЕ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ.
Лишь воссоздание этого исторического феномена (причём, как упрямо полагают некоторые мои сотоварищи и знакомые – восстановление в полном объёме, полное восстановление справедливости! Всё, что государство разрушило, оно должно воссоздать!) спасёт и сохранит наш народ. Иначе нас ждёт суицид пассивной ассимиляции, как пишет ветеран немецкого движения в нашей стране, мой старый товарищ, писатель, журналист и (на мой взгляд, единственный сохранившийся – или состоявшийся) политолог нашего народа Гуго Густавович Вормсбехер. Я бы сказал проще – исчезновение российских немцев как этнической единицы с лика планеты Земля. Далее, наконец, только Бернд. Итак…
Тема Республики и связанные с ней вопросы чрезвычайно важны, так как именно эта тема является центральной во всей истории российских немцев. И символическая притягательность республики немцев Поволжья оказывает влияние как на культуру памяти, так и на политические аспекты.
В словосочетании «Республика немцев Поволжья» находит отзвук замечательная идея самоуправления и самоопределения немцев, позволяющая им сохранять родной язык, традиционную веру и культурную самобытность.
Автономная республика немцев Поволжья стала для многих российских немцев катализатором надежд на лучшую долю в Советском Союзе и России. Республика — часть культурного кода российских немцев. Сильное символическое излучение Республики немцев Поволжья проявляется и сегодня как в мыслях и чувствах российских немцев (и в Германии, и в России продолжает жить мечта о собственной Автономной республике), так и в политических переговорах.
Судьба Республики и Автономии немцев Поволжья неразрывно связана с вопросом о реабилитации. Полной реабилитации российских немцев как народа не было и нет; в отличие от других народов России, они до сих пор не реабилитированы даже в предусмотренном правовом объёме. Для многих российских немцев реабилитация означает восстановление бывшей Республики, что означает: вопрос о реабилитации по-прежнему стоит в политической повестке дня.
Хотел бы одобрить продолжение начатого конструктивного диалога и открытое, в духе взаимного уважения и дружбы, обсуждение всех, даже спорных, вопросов, вытекающих из исторической ответственности обеих стран по отношению к российским немцам.
Естественно, к этому должны быть привлечены как партнёры в первую очередь представители самих российских немцев России.
С учетом многострадальной истории российских немцев вообще и их борьбы за Автономию в частности, хотел бы пожелать себе, чтобы переговорные процессы между Германией и Россией не иссякали, несмотря на политические разногласия и досадные кризисы.
Существенным условием для реализации моих политических целей и желаний являются сильные немецкие меньшинства. Ибо немцы в государствах на постсоветском пространстве являются естественными послами, наводящими мосты между двумя культурами.
Всеми своими силами я буду добиваться, чтобы поддержка национальных меньшинств была и оставалась приоритетной в политическом отношении – независимо от того, куда дует ветер.
Нет ничего более важного для образования и сохранения немецкой идентичности, чем немецкий язык. Отсюда защита национальных меньшинств должна неукоснительно включать в себя и защиту их языка. Особенно важна поддержка немецкого языка как родного в школе.
Помимо языка очень важна молодёжная работа. Ведь от молодого поколения зависит будущее немецких меньшинств. Должна быть обновлена и концепция подготовки будущих руководящих кадров.
Мы уже многого достигли в области содействия развитию национальных меньшинств. Но нам приходится считаться и со многими вызовами времени, которые не в последнюю очередь обусловлены общеполитическим климатом и правовыми рамочными условиями. Эти вызовы мы будем и далее совместно обсуждать в доверительном диалоге со всеми сторонами, и так же откровенно с нашими российскими партнёрами из Федерального агентства по делам национальностей, на благо российских немцев.
Очень полезно при этом остановиться и оглянуться назад, чтобы лучше понять современность и как можно лучше обустроить будущее. Тема Республики немцев Поволжья как центральный сюжет богатой истории российских немцев очень хорошо подходит для этого…
К сказанному добавить нечего. Точнее, не обязательно. Лучше только делать. Что же – именно – делать (ведь мяч, запущенный Берндом, сейчас на российской стороне)? Спасать от уничтожения один из абсолютно полноправных (в славном прошлом и в перспективе; и далеко не худших) народов России. Делать, в первую очередь – совместно с российскими властными структурами, при их полном понимании того, что им нужно сделать. Делать на российской земле. И при полном единении российских немцев России, Германии и других стран, куда судьба забросила представителей нашего народа.
Что, в этой связи, в свете новых информационных импульсов от Правительства Германии (во всяком случае – в лице его ответственного чиновника Бернда Фабрициуса), должен теперь делать Немецкий Дом Республики Татарстан, нашедший средства для проведения этой конференции своим выигрышем в федеральном конкурсе Фонда президентских грантов России и собравший вас всех в Казани и в этом зале? Думаю, продолжать делать всё, что мы делали все эти годы до сегодняшнего дня, но более настойчиво, более целенаправленно, быстрее, энергичнее и эффективнее.
Что такое Немецкий Дом РТ, что мы из себя представляем? Это автономная некоммерческая организация, созданная (учреждённая) общественными организациями российских немцев республики местного и регионального масштаба. Что должен (и будет!) представлять собой наш Немецкий Дом в самом ближайшем будущем и во многом уже представляет сейчас? Это, во-первых, духовно-культурно-информационный и деловой центр российских немцев (см. экран).
Чуточку поясню (расшифрую) озвученные и представленные на экране словесные конструкции. С озвученной и начнём. Здесь, в Казани, мы, немцы и лютеране этого города, в своей повседневной жизни и работе всё реже употребляем раздельно выражения «лютеранская община» и «немецкое общество» и всё чаще употребляем совместное, совмещённое, объединённое выражение «немецко-лютеранское сообщество», и действуя подчас совместно (благо немалый процент наших людей одновременно являются и теми и другими – немцами и лютеранами).
Конечно, ряды нашего сообщества растут за счёт всё новых и новых инокультурных элементов – русских, татар и других товарищей. Если бы это было не так, если бы мы замыкались в рамках горстки немцев и в рамках горстки лютеран (да ещё и отдельно друг от друга!), мы бы определённо были ничтожны и никчемны и вскоре бы вымерли, кончились как таковые. И ничего социально значимого для окружающих, для того гражданского общества, в котором мы живём и частью которого мы являемся, мы бы не смогли не только что-либо сделать, но и даже изобразить на бумаге.
Потому мы вместе живём и работаем, по единому юридическому и фактическому адресу в здании старинной Лютеранской кирхи – Карла Маркса, 26. Кстати, вот вам и цифирь. В Казани сейчас зафиксировано всего лишь 386 немцев, в Татарстане – 2 200, а в целом в Российской Федерации, как вы знаете, нас осталось 396 138 человек. И работать нам приходится в тех демографических рамках, в которые нас поставила современная история. И я не думаю, что наш стиль работы, наши исторически вынужденные её формы и методы в чём-то противоречат идеям (и, надеюсь, реальным планам) в отношении ближайшего будущего российских немцев несравненного Бернда Фабрициуса.
У нас нет другого выхода. Возможно, в ряде сибирских регионов ещё позволительно рассуждать о некой компактности в расселении российских немцев и возможности иных форм и методов действий по своему этнокультурному сохранению и самосохранению, но только не у нас, как и в подавляющем большинстве регионов России. Поэтому так своевременны спасительные идеи Фабрициуса.
Почему в выражении «немецко-лютеранское сообщество» я ставлю на первое место термин «немецкий»? Хотя бы потому, что все лютеранские общины в нашей республике (да и по всей России) формировались на базе уже возрождённых к 1980-ым годам и оживлённо функционировавших общин российских немцев. И сначала их членами были только немцы. Сейчас – иная ситуация (я на ней подробно остановился).
При реализации идей Бернда Фабрициуса об Автономии российских немцев – на Волге (или даже где-либо ещё на российской земле) повторное возрождение и рост в России лютеранских общин немецкой традиции неизбежны. Поэтому, как полагает наш казанский лютеранский пастор Давыд Горн, вполне возможно, что при благоприятном развитии фабрициусовских намерений вновь потянутся из либерализующейся Германии на богатейшие по своему многофакторному потенциалу российские земли не только ehemalige Deutsche aus Russland, но и сами einheimische Deutsche. Дай-то Бог. Sei es uns so vom Gott gegeben.
В заглавной развёрнутой дефиниции нашей организации стоит «духовно-культурно-информационный» на первом месте стоит термин «духовный». Это подчёркивает сразу несколько моментов нашей ближайшей и настоящей истории.
Во-первых, начиная своё этнокультурное возрождение в 80-е годы прошлого столетия мы, российские немцы Казани (а начинать это возрождение пришлось с нуля или даже с «минуса») понимали, что в основание нашей возрожденческой деятельности нужно поставить что-то глубокое, фундаментальное, на чём зиждилась немецкая национальная культура. Это, конечно, духовность, религиозность.
Спроси любого грамотного немца, какой у немцев главный национальный праздник, и он без особых раздумий ответит: Рождество, Weihnachten. Поэтому неслучайно первой организацией казанских немцев, официально зарегистрированной властью (ещё советской), оказалось зарегистрированное мною 21 ноября 1990 года в Исполкоме Казанского Совета народных депутатов под неуклюжим, на сегодняшний взгляд, названием «Религиозное общество Евангелическо-лютеранской церкви».
Создав свои общественные религиозные и светские организации, мы, российские немцы Казани, поставили своей ближайшей главной задачей вернуть национализированное советской властью в декабре 1929 года старинное здание Лютеранской церкви, рассматривая его после возвращения как единую материальную базу для всего немецкого и всего лютеранского в Казани, Татарстане и окрестностях.
То есть всё – и история, и настоящее, и будущее толкают нас, заставляют быть едиными в своих делах и планах. Более того, мы мечтаем и намерены при этом действовать при поддержке германских Министерств внутренних и иностранных дел и Евангелическо-лютеранской церкви России в расширении находящихся в безвозмездной бессрочной собственности помещений Евангелическо-лютеранской общины немецкой традиции св. Екатерины г. Казани за счёт построенных советской властью на земле, принадлежавшей нашему юридическому предшественнику – Казанской общине Лютеранских церквей Российской империи и Советского Союза.
В этих помещениях будет разворачиваться деятельность лицензирующегося образовательного центра немецко-англо-русско-татарского синхронного перевода (одна из важнейших функций Немецкого Дома РТ уже завтрашнего дня), что отражено во второй части размещённой на экране заглавной развёрнутой дефиниции нашей организации.
Важность этой работы всем собравшимся в этом зале разъяснять, полагаю, не нужно. Язык, как сказал Бернд Фабрициус на берлинской конференции, – это то, что «связывает и объединяет этнических немцев и через расстояния. Язык – это ключевой момент для сохранения идентичности национальных меньшинств». Доктор Фабрициус говорит здесь о немецком языке. Но эта светлая личность, полагаю, не будет против, если в Немецком Доме РТ будет работать именно такой образовательный центр, с расширенными функциями. (Кстати, сам Бернд Фабрициус является румынским немцем).
И в заключение два слова о культуре российских немцев, которая только в заявленной мною форме и позволит нам сохраниться как весьма самобытному этносу, хотя и являющемуся неотъемлемой частью, субэтносом великого немецкого народа. Наш народ – российские немцы – должен быть билингвальным и бикультурным. Zweisprachigkeit und Bikulturalismus – вот два наших конька, вот две наших фишки, немецкая и русская. Вот в чём наша самобытность, вот в чём наша сила, вот в чём наши возможности и преимущества.
Очень нескромно выражаясь, мы должны взять всё лучшее у немецкого и русского народов и соединить их в себе. Это непременно обеспечит нам успех и счастье.
Тут мне могут сказать, например, живущие сейчас в Германии die Deutsche aus Russland, мол, русская культура и русский язык подчас служат для них тормозом и препятствием для вхождения в полноценную германскую жизнь. Но так говорят слабые люди.
Сильные же из этих Deutsche aus Russland уже давно стали полноценными гражданами великой Германии, при этом старательно и успешно сохраняя свою российскую половину. И я могу вам назвать прямо сейчас одного из таких людей – находящегося с нами в этом зале руководителя молодёжной организации немцев из России Вальтера Гаукса. За такими – будущее. Das wär’s.
Сильные, уверенные в себе и современные немецкие меньшинства, как выразился доктор Фабрициус, могут и должны состоять только из сильных людей (добавим мы к его словам).
Да, и я тут упустил освещение вопроса о Немецком Доме, как ещё и о деловом центре российских немцев. А ведь это – важная часть нашей заголовочной дефиниции, заявленной на экране.
Кратко. В Германии с конца прошлого столетия создан и успешно функционирует Фонд «Initiative» с заявленной христианской направленностью. По сути, это объединение германских бизнесменов-благотворителей, а в последние годы в его работу вовлечены и представители других государств Европы, даже Центральной и Восточной.
В апреле текущего года двухдневным гостем Немецкого Дома РТ в Казани с деловым визитом был казначей этого Фонда доктор Heinrich Lesinski. С этого момента наш Немецкий Дом является партнёром Фонда «Initiative» и поставляет в Германию на бесплатное 3-4-недельное профессиональное обучение (т. е. «на практику») местных бизнесменов также христианской направленности. Бесплатную практику они проходят в Германии в специально подобранных Фондом фирмах, по желанию и выбору направляемых Немецким Домом т. н. «госпитальеров» (практикантов), предпочтительно бизнесменов с христианской психологией.
Кстати (ad hoc), я как-то услышал от руководства МСНК в лице Максима Владимировича Митина о проблеме, мол, нет средств для отправки в Германию на обучение (т. е., надо полагать, на практику?) молодых предпринимателей из числа российских немцев. Я и говорю: зачем средства? Не нужно никаких средств. Вот у нас в Казани – уже скоро – руководители фонда «Инициатива» из Германии проводят специальный семинар по набору на бесплатную германскую производственную практику. Пусть хоть кто-то из ваших жаждущих бесплатного обучения бизнесменов приедет в Казань на этот семинар, и он будет осчастливлен.
Но внятной ответной реакции я так и не дождался, и никто из бизнесменов МСНК на бесплатную практику не поехал. Пока не поехал. Но двери открыты. Ответственным лицом за взаимодействие Немецкого Дома РТ с германским Фондом «Initiative» является присутствующий здесь лучший немецкоязычный педагог Немецкого Дома Яна Александровна Стрельник. (Яна, покажись!) Все жаждущие бесплатной германской практики могут обращаться к ней напрямую, хоть прямо сейчас, минуя меня.
Опять, кстати. Почему именно Яна? Может быть, она великий бизнесмен? Отнюдь. Пока ещё не великий. Но фишка зарыта именно здесь. Какая же бизнес-практика может состояться в Германии без нормального знания немецкого языка. Вот здесь-то вам и понадобится Яна Александровна, наш лучший педагог. Вот теперь действительно всё. Das wär’s.
25.08.2018