Археологи, работающие в израильском городе Назарет, где провёл юные годы своей земной жизни Спаситель, возможно, нашли относящийся к I веку дом, в котором он рос.
Дом с каменными стенами, скреплёнными известковым раствором, был высечен в скалистом склоне холма. Он был впервые обнаружен в 1880-е годы монахинями монастыря Сестёр Назарета, но только в 2006 году археологи под руководством Кена Дарка, профессора университета Рединга (Великобритания), датировали его I веком и предположили, что именно в этом доме вырос Христос.
Остаётся не известным, действительно ли жил Спаситель в этом доме, но К. Дарк заявляет, что это возможно.
«Это ли тот самый дом, где рос Спаситель? Основываясь на археологических свидетельствах, данную версию невозможно подтвердить, но её нельзя и отбрасывать», – написал Дарк в своей статье, опубликованной в журнале «Обозрение Библейской археологии».
Археологи обнаружили, что в период Византийской империи (под её контролем находился город до VII века) дом был украшен мозаикой, и над ним был возведён храм.
В XII столетии крестоносцы, обосновавшиеся на Святой Земле, восстановили упомянутый храм после периода упадка. По мнению Дарка, это свидетельствует об одном: и крестоносцы, и византийцы были уверена, что именно в этом доме рос Христос.
До недавнего времени в Назарете было известно только несколько археологических памятников I столетия – это, в основном, захоронения. Однако за последние годы археологи обнаружили два дома в этом городе, датированных временем земной жизни Христа. Второй дом найден в 2009 году – но версия, что Христос вырос в этом доме, не рассматривается.
По словам Дарка, в 1936 году католический иезуитский священник Анри Сене посетил то место, обнаруженное монахинями, где, предположительно, находился дом Иисуса. Сене, который до своего рукоположения во священнический сан был архитектором, до мельчайших подробностей описал структуру здания. Однако его труд практически нигде не был опубликован, и об уникальной находке не знал никто кроме монахинь и гостей, посещавших их обитель.
В 2006 году монахини предоставили исследователям Назаретского археологического проекта доступ к руинам, а также к рисункам и описаниям Сене, которые они бережно сохранили. Дарк и другие археологи тщательно осмотрели это место и на основании новых находок и исследований Сене воссоздали историю дома с I века и до нашего времени.
«Сооружение насчитывало несколько комнат. Одна из них со своей дверью сохранилась в полную высоту. Другая имела ступеньки, которые вели к одной из стен. Прямо за сохранившимся дверным проёмом во время более ранних раскопок была обнаружена часть первоначального мелового пола», — рассказал Дарк.
Дарк и его коллеги обнаружили, что дом позднее в I веке был заброшен: рядом начали разрабатывать карьер, а в конце того же столетия место использовалось для погребения. Рядом с заброшенным жилищем были сооружены две гробницы (ныне пустые).
По словам Дарка, спустя несколько столетий над домом и двумя гробницами был построен упоминавшийся выше храм, пришедший в упадок к VIII веку. Его перестроили крестоносцы в XII веке, но в следующем столетии он сгорел. То, что дом прекрасно сохранился, объясняется существованием над ним храма на протяжении веков.
Помимо археологических свидетельств, существует также текст, написанный в 670 году святым и учёным игуменом Адомнаном из шотландского островного монастыря Айона (память 23 сентября/6 октября), рассказывающий о паломничестве на Святую Землю франкского епископа Аркульфа. В этом тексте упоминается храм в Назарете, «стоящий на месте дома, в котором наш Господь провёл свое детство» (после пребывания с родителями в Египте).
«Одна из двух гробниц рядом с домом сегодня известна как «гробница Праведного Иосифа». Её очень почитали во времена крестоносцев и верили, что в ней был похоронен сам святой Иосиф. Однако, это маловероятно, потому что гробница относится к концу I века, когда дом уже был заброшен, и вокруг проходила разработка карьера», – сообщил Дарк в своём интервью «Live Science».
Археологи также обнаружили неподалёку несколько мест, частично проливающих свет на то, что представлял собой Назарет во время земной жизни Христа. Римские правители начали устанавливать власть над Израилем уже в I веке; однако Дарк и его команда обнаружили, что несмотря на возраставшее римское влияние жители Назарета и его окрестностей отвергали римскую культуру.
Археологи исследовали долину Нахаль Ципори близ Назарета и пришли к выводу, что люди, жившие на северной стороне долины, ближе к римскому городу Сепфорис (Ципори), были более склонны к принятию римской культуры, нежели жители юга – ближе к Назарету, которые отказывались её принимать.
«Это свидетельствует, что Назарет и окрестные районы отличались антиримскими настроениями и, по-видимому, хранили свою иудейскую идентичность», – заключил Дарк.
Перевел с английского Дмитрий Лапа