Home АналитикаБрак и эдак
Брак и эдак

Брак и эдак

«Скрепность» регионов измерили демографической статистикой

Аналитики проекта «Если быть точным» подготовили рейтинг субъектов РФ, взяв за основу публикуемые Росстатом и Минздравом данные о рождаемости, распространенности современных средств контрацепции и среднем возрасте вступления в брак. Основываясь на демографических данных, авторы назвали результат «рейтингом скрепности» — от традиционных до ориентированных на западные ценности. Впереди Чечня, Дагестан и Ингушетия. Следом идут Кабардино-Балкария, Тува, Карачаево-Черкесия и Калмыкия. Замыкают список Санкт-Петербург, Смоленская область и Алтайский край.

Эксперты проекта «Если быть точным» (системно исследуют социальные проблемы в России) проанализировали открытые данные Росстата, ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава и Евростата. За основу были взяты такие показатели, как количество детей на каждую рожавшую женщину, суммарный коэффициент рождаемости, возраст материнского дебюта, суммарный коэффициент брачности (ожидаемое число браков в расчете на одну женщину к возрасту 50 лет), возраст брачного дебюта женщин, число абортов на 100 родов.

На основе этих показателей аналитики составили «рейтинг скрепности» регионов — от традиционных до ориентированных на западные ценности. «Под рейтингом скрепности мы прежде всего понимаем критерии и модель трансформации семьи, которая вписана в логику теории второго демографического перехода»,— говорит аналитик «Если быть точным» Абы Шукюров. Отметим, согласно этой теории, семей с одним ребенком или вообще без детей становится все больше, а многодетных, наоборот, меньше; секс и рождение детей перестают быть неразрывно связанными с браком. Главные индикаторы нетрадиционных или западных ценностей, по словам господина Шукюрова: высокий возраст заключения браков и материнского дебюта, низкая рождаемость (ниже простого воспроизводства), низкая доля третьих и последующих рождений, высокая доля современной контрацепции.

Ближе всего к декларируемому государством идеалу, пишут авторы рейтинга, оказались республики Северного Кавказа.

Первые три места занимают Чечня, Дагестан и Ингушетия. Следом идут Кабардино-Балкария, Тува, Карачаево-Черкесия и Калмыкия. В этих регионах в среднем заводят двух-трех детей и рожают первенца раньше других в стране — в возрасте от 23 до 25 лет. Замуж тоже выходят рано — примерно в 24 года. Аборты не распространены, современные средства контрацепции — тоже. Замыкают рейтинг Санкт-Петербург, Смоленская область и Алтайский край. В аутсайдерах также Мурманская, Саратовская, Самарская области. Жительницы этих регионов заводят первого ребенка в 26–28 лет, а на женщину в среднем приходится меньше двух детей.

Президент Владимир Путин ранее ставил задачу довести в 2024 году суммарный коэффициент рождаемости (СКР) до 1,7 ребенка на женщину, напоминают авторы рейтинга. Отметим, в мае 2024 года цифры были скорректированы: глава государства обозначил в качестве цели 2030 года СКР в 1,6, а к 2036 году – 1,8. В 2023 году лишь девять субъектов РФ могли заявить, что выполнили и перевыполнили эти планы: лидерами оказались Чечня (2,7), Тува (2,5), Алтай (2), Ямало-Ненецкий (1,95) и Ненецкий автономные округа (1,9). Меньше всего рожают в Центральной России. В аутсайдеры попали Белгородская, Владимирская, Липецкая, Рязанская и Смоленская области со сверхнизкими КСР — 1,1–1,2. Эксперты «Если быть точным» пришли к выводу, что подавляющее большинство регионов живет в условиях модернизированной (СКР ниже 2,1), низкой, а некоторые — даже сверхнизкой рождаемости. В 80 субъектах доля третьих и последующих рождений — меньше трети. Но даже в самых традиционных регионах уже наблюдаются признаки второго демперехода, говорят аналитики. Так, СКР в Чечне снизился с 3,5 в 2010 году до 2,7 в 2023-м. Похожая ситуация и в других республиках Северного Кавказа.

«У нас нет отдельного института в государстве, который бы был сосредоточен на этой теме, все пособия и другие меры регулируются на уровне субъектов,— отметила глава думского комитета по защите семьи Нина Останина (КПРФ).— Все зависит от щедрости местных властей и их внимания к поддержке семей». Она полагает, что проблема «отложенного рождения детей» возникла из-за отсутствия конкретных государственных мер: «Не работа или образование мешает, а то, что просто некуда с ребенком из роддома приехать, ставки по ипотеке неподъемные, беспроцентной программы нет».

В 1987 году в европейской части России женщины вступали в брак в среднем в 22 года, в 1980–1984 годах — в 22 года и 6 месяцев.

Сейчас, говорится в отчете «Если быть точным», россиянки выходят замуж в 26 лет.

Раньше всего — в Дагестане (в 24 года), Северной Осетии (в 25 лет) и Адыгее (в 25 лет). Позже всего замужество происходит в Туве (в 29 лет), Магаданской области и Якутии (в 28 лет).

Рожать первенца россиянки тоже стали позже. Если женщины 1972 года рождения в среднем впервые становились матерями в 23 года, то женщины 1985 года рождения — уже в 24 года и 6 месяцев. Но по сравнению с другими странами «старение» материнства в России происходит не быстро, считает демограф Алексей Ракша: возраст материнского дебюта в среднем по странам Евросоюза 29 лет. Среди российских регионов к европейскому уровню приблизились только Санкт-Петербург и Москва, жительницы которых рожают первых детей в 28 лет. Раньше всего матерями становятся жительницы Тувы (в 23 года), Дагестана (в 23 года и 6 месяцев), Еврейской автономной области и Чечни (в 24 года).

Зато за последние 20 лет число прерываний беременности по желанию женщины в России сократилось почти в семь раз — с 1,2 млн в 2005 году до 179 тыс. в 2022-м. Самый низкий уровень абортов фиксируют в республиках Кавказа. В 2022 году в КБР было зарегистрировано 11 абортов на 100 рождений, в Ингушетии и Дагестане — 12, в Чечне — 13. Больше всего абортов — в Курганской (72 аборта на 100 рождений), Магаданской (69) и Псковской (69) областях.

Демограф Дмитрий Закотянский выделяет в связи с этим как минимум три типа семьи в России.

В городах-миллионниках, в первую очередь Москве и Петербурге, в семье чаще всего один ребенок, оба супруга работают, партнеры довольно эффективно пользуются контрацепцией, первый ребенок у женщины появился около 28 лет. «В большей части остальной России семьи другие,— продолжает господин Закотянский.— В них заметно более патриархальное разделение ролей, женщина при наличии маленьких детей часто занимается уходом за ними вместо работы и возвращается на работу позже (хотя все равно возвращается), у семьи довольно скромный доход. Женщина в этой семье заводит первого ребенка в возрасте около 25 лет. Детей при этом может быть и двое, а при высоких доходах — и трое. Супруги пользуются контрацепцией, но часто не очень эффективной». При этом в заметной части России (в основном сельской, чаще в национальных республиках) есть еще один тип семьи, указывает демограф: женщина почти не работает и очень сильно зависит от мужчины, у них по меньшей мере двое детей, уход за которыми, как и все домашние дела, целиком лежит на женщине. Она родила первого ребенка примерно в 23 года, имеет очень ограниченные знания о контрацепции и очень ограниченный доступ к ней. «Такая семья обычно очень бедная, часто с доходами на члена семьи ниже прожиточного минимума»,— комментирует господин Закотянский.

Социолог, основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов также считает логичной корреляцию между «традиционностью» региона в смысле семейных ценностей и его экономическим развитием. «Понятно, что национальные культуры, в которых развиты традиционные патриархальные родовые связи, будут демонстрировать более высокие показатели «скрепности». Другое дело, если мы увидим, что эта «скрепность» связана не только с культурными особенностями, но и с тем, что регион является одним из самых бедных в России. Тогда можно поставить вопрос: можем ли мы получить скрепный регион и при этом еще и развитый экономически?» Отметим, в 2023 году центр экономических исследований «РИА Рейтинг» медиагруппы «Россия сегодня» на основе официальной статистики подготовил рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2022 года. Лидеры «рейтинга скрепности» в этом случае расположились в конце списка: Чечня — на 70-м месте, КБР — на 77-м, КЧР — на 80-м, Ингушетия — на 81-м, Тува — на 83-м, Калмыкия — на 84-м.

Наталья Костарнова, Полина Ячменникова

Фото на заставке: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Источник