Home PerlenketteДесять дней в раю

Десять дней в раю

Проектная смена международного лагеря для молодежи из числа российских немцев «Российские немцы в гражданском обществе России и Германии» 14-25 июля 2011 г. Санаторий «Удельная» в Подмосковье.

Выражаю огромную благодарность Ирине Варламовой (проект-менеджер Бюро НМО) лично и всем, кто способствовал осуществлению этого лагеря.
Первый день в лагере не предвещал ничего необычного. Команда из Казани, а именно, Никита Балакирев и Дария Aлыкова, прибыли 15 числа.

Поездка на поезде слегка утомила и первый вопрос, который естественно витал в воздухе – когда всё-таки будет ужин? В первый день приехали не все участники и поэтому особых мероприятий не затевалось. В санатории была установлена клетка, в которой были размещены лесные белки. Грело солнце, и белки танцевали свои сказочные танцы.

Дневной зной клонил ко сну, да и поездка в поезде располагала. И номера – двуместные, предоставленные для проживания в санатории «Удельная», приятно располагали к тому, чтобы сразу зарыться в одеяло и просто отдыхать. Следует также отметить, что душ, туалет были в комнате.
Так что уровень комфорта проживания был сразу обеспечен на высоком уровне. Но первое впечатление о беспечном райском отдыхе сразу ушло на второй план, когда сидящие в фойе первого этажа Екатерина Лунькова и Андрей Скворцов предупредили, что по проектам, которые были привезены с собой, много вопросов. Как оказалось позднее, они являлись руководителями проектного менеджмента. Но об этом позже.

Мне лично сразу запомнилась Екатерина Лунькова, которая поочерёдно спрашивала у всех проходящих мимо, какой город, и сразу комментировала проекты. Немногие представители команд из других городов сразу получили порцию конструктивной критики. И я так думаю, никто не обратил особого внимания на быстрые замечания и просто наслаждались отпущенным временем. Что ж, первый день заканчивался и отмечен лишь был небольшими соревнованиями на велоавтомобилях и игрой в настольный теннис. Солнце неумолимо катилось к горизонту и всё стремление, направленное на отдых, улетучивалось.

В конце дня сразу прошли командные игры на знакомство. Основная идея состояла в выполнении заданий, которые выбирала та или иная команда, сформированная из приехавших участников. Т.е. предстоял общий сбор на спортивной площадке. Приехавшие члены лагеря собрались на этой площадке, затем было произведено деление на 5 команд. Каждой команде надо было придумать своё название и представить команду. Например, я оказался в команде под номером три под названием «Drei Könige». Команда под номером два назвала себя «Ohne Zweifel». Дальше были розданы задания, суть которых состояла в том, чтобы в течение 5 минут познакомить всех людей друг с другом, либо представить каждого человека посредством некоторого знака. Всё было более чем увлекательно и главное — позволяло эффективно познакомиться.

Но вот уже распорядок второго дня нарочито сиял чисто немецкой жёсткостью и пунктуальностью.

В 8:15 была утренняя зарядка.

В 8:45 сбор в холе первого этажа и планёрка о предстоящем дне.

В 9:00 завтрак.

График оказался почти сразу насыщенным. Ночные посиделки и игры в «Мафию» в вечернее время ушли через несколько дней.

Распорядок жизни оказался сверхнасыщенным, вот, ради примера, расписание одного из дней:

День начинался в 8:15 утра и заканчивался в 12:00 вечера.

Зарядка 8:15-8:45. Зарядку проводила Камила Диссендорф из Гаале. Она занимается карате. Каждая утренняя зарядка была очень насыщенный и продуктивной, также присутствовали элементы карате.

8:45-9:30 — время завтрака.

9:30-10:00 — общий сбор, информирование о предстоящем дне и распределение потерянных вещей. Ирина Варламова давала свои рекомендации по предстоящим мероприятиям и по проведённым тоже.

10:00-11:30 — блок по проектному менеджменту. Здесь шло обсуждение и подготовка проектов к их презентации перед комиссией. Блок — это вид занятий, на котором происходило общение команд со своими кураторами о привезённых проектах. Кроме того, проводились деловые игры, на которых объяснялось, что следует отметить в презентации, бюджете и при описании проекта.

11:45-13:15 — немецкий язык.

13:30-14:30 — обед.

15:00-17:00 – дебаты. Случайным образом формировалась команда из трех человек. Затем все команды распределялись на две большие группы по 6 команд. Из первой группы следовало отобрать 2 команды для финальных дебатов. Дебаты состояли в том, что на заданную тему две произвольные команды должны были спорить, доказывая свою правоту. Например, была предложена тема: «Дружба между мужчиной и женщиной невозможна». Первой команде необходимо было доказать верность этого утверждения, второй команде – опровергнуть это утверждение. Побеждала та команда, которая приводила наиболее верные аргументы. При этом тема и какая команда « за» или «против» выбирались посредством жребия.

17:15-18:45 — творческие мастерские: Basteln, Event (Театр), Видео-монтаж, Аргентинское танго, Развитие творческого мышления. На этих мастерских шло изучение различных творческих аспектов.

19:00-20:00 — ужин.

20:30-21:00 — вводная по Царицыну. В этот промежуток времени происходило деление на две команды .Первая должна была проводить анкетирование посетителей заповедника об истории российских немцев .Вторая принимала участие в немецких танцах.

21:00 — лирический вечер.

Конечно, в лагере мы познакомились с немцами, которые приехали из Германии. Вот некоторые фото с ними:

Следует отметить, что все виды проводимых мероприятий содержали большую порцию позитива и креатива. Постоянное деление по командам позволяло познакомиться ближе, что, в свою очередь, позволяло общаться всё с большим количеством новых участников.

На второй день было проведено деление по семьям — участники разбивались на группы, которые должны были назвать себя. Я и Дария Алыкова попали в одну «семью». Наша семья выбрала фамилию Шмидт. Затем в этом составе проводилась командная игра, состоящая из 7 этапов. На каждом этапе нужно было выполнить какое-либо задание. По завершению надо было построить дом из 7 квадратов (по числу успешно выполненных заданий) и получить крышу. Дария особенно ярко проявила себя в задании, в котором надо было составить стихотворение. Следует отметить, что эта семья была настоящей Командой, и каждый член играл более чем значительную роль для успешного прохождения всех этапов.

Постепенно началась активная работа над проектами и произошло распределение по группам сложности немецкого языка. Следует с гордостью отметить, что казанская команда успешно прошла тестированием и попала в самую сильную из 3 групп немецкого языка. Занятия были более чем креативными. За что особое спасибо Кристине Ильиной (Berlin) и Элеоноре Бартель. Особенно запомнилось коллективное пение немецких песен и дальнейшее обсуждение на немецком языке содержания.

Также на одном занятие было предложено обсуждать картину. Это была картина Владимира Вейса «Поцелуй». Было произведено деление на две команды, одной из них предстояло доказывать, что картина является произведением искусства, второй доказывать обратное. Всё происходило на немецком языке. Поочерёдно каждый представитель команды выходил и высказывал аргументы за и против.

Жюри, состоящие из Даниила Нефёдова и Дарии Алыковой, должно было оценить, какая команда лучше справилось со своей задачей. Но главное, что это мероприятие позволило осуществить живое обсуждение произведения искусства в достаточно активной форме.

Очень запомнилась тема про Nesthocker: «Hotel Mama» wird beliebter. Был предложен текст на немецком, основное содержание которого было посвящено описанию людей, не желающих жить отдельно от родителей и тому, что это является проблемой для Германии, так как в результате меньше образуется семей. Опять произошло разделение по командам, и шло обсуждение на немецком.

Уроки немецкого были шикарными: интересными, забавными и сверхкреативными. За что особое спасибо Кристине и Элионоре. Они — самые лучшие учителя немецкого языка в моей жизни. Известно, что информация хорошо запоминается на пике отрицательных либо положительных эмоций. Положительные эмоции обеспечить они нам смогли. Это, естественно, оставит надолго знания, которые были переданы в игровой форме. В остальных группах по немецкому языку тоже наблюдался достаточно креативный подход к обучению. Руководителями других групп была Камила и Игорь Крист.

Также следует отметить семинар по стихам немецких авторов, проводимый Еленой Зейферт.

Но не стоит забывать о главном. В лагерь в Подмосковье все везли проекты, которые должны были быть направлены на решение некоторой проблемы российских немцев (РН) в городе или некоторой области РФ. Поэтому особое внимание уделялось проектному менеджменту. Но это были не скучные лекции: весь материал, необходимый для представления проектов, преподносился в виде игры, в которой важную роль играли участники. Так, невзначай, прошло обучение: от постановки проблемы, целей и задач до презентации и бюджета. Эти знания были успешно применены непосредственно для защиты персональных проектов, которые были привезены командами. Всего было 15 проектов, из них гранты в 50 000 рублей получили 6 проектов. Но перед защитой своих проектов проводились тренинги в виде деловых игр, которые позволяли лучше понять требования к проектам. Руководителем этого направления был Дмитрий Сапожников, г. Санкт-Петербург.

Вот один из примеров проводимых деловых игр:

Игра «6 углов».

Первый этап игры состоял в том, чтобы представить содержание угла. Поэтому было произведено деление на команды. Сразу отмечу, что углы — это название этапов описания проекта. Для лучшей усвояемости материала план описания проекта был разбит на части. Вот часть содержания одного из углов:

1 угол. «Проблема» (что плохо?). Проблема должна описываться как нечто негативное, существующее на данный момент в вашем ВУЗе, регионе, окружении и так далее. Это то, почему вдруг возникла необходимость в выполнении проекта.

При описании проблемы важно доказать ее актуальность, предоставить из разных источников факты о наличии проблемы. Например, «по словам главного врача областной больницы города N, nnn количество людей не получают качественного медицинского обслуживания»; «по данным СМИ ….»; «Согласно исследованиям компании NN…» и так далее. Таким образом, информация усваивалась быстро и эффективно. Второй этап состоял в том, чтобы описать предложенные проекты по этим «углам». Для этого было опять произведено деление по командам.

По результатам этой деловой игры были получены основные навыки описания проектов. Всё мероприятие длилось около 2 часов. И в конце каждая команда, составленная из участников, смело презентовала выдуманные проекты. Конечно, качество презентаций оставляло желать лучшего, но в результате все участники получили практику, которую потом оттачивали на проектном менеджменте в течение 5 дней перед защитой уже своих проектов, привезённых на поезде или на самолёте в этот лагерь.

Свой проект затем пришлось доводить до стандартов, установленных в пределах этого мероприятия, в группе по проектному менеджменту Надежды и Андрея Скворцова.

Что ж, следует, возможно, рассказать про суть и предысторию проекта, который защищался командой из Казани.

Изначально заявленный проект пришлось поменять. Поэтому мною был выбран новый проект «История и культура РН г. Казани». Основная концепция этого проекта состояла в том, что планировалось отснять фильмы по истории и памятным местам проживания РН в г. Казани. Затем эти фильмы должны были быть размещены на интернет-канале «PerlenketteTV», создание которого планировалось для донесения информации до РН, сначала г. Казани, а затем и всей РФ. Основное запрашиваемое финансирование должно быть направлено на световое оборудование и лицензионные программы для эффективного монтажа видеоматериалов. Мной была выбрана нестандартная презентация проекта. Была реализована небольшая театральная сценка, которая отражала идею проекта. Следует отметить, что презентация понравилась жюри. Причина, по которой не были выделены деньги, состоит, во-первых, в том, что остальные проекты были не менее сильными. Кроме того, было много вопросов о возможности реализовать заявленный объём работ за один месяц. Поэтому в дальнейшем планируется снять фильмы, немного изменив содержание и разместить их в интернете. Это в свою очередь, должно дать бонус другим Казанским командам от «Perlenkette», которые будут выступать с проектами в аналогичных лагерях.

Вечером каждого дня проводились различные творческие мероприятия. Они также требовали командной работы – это танцевальный конкурс, праздник урожая в деревнях, лирический вечер.

Танцевальный конкурс

Состоял в том, чтобы по вытянутым заданиям «семьёй» подготовить танец. Как вы помните, Дария и я принадлежали к семье Шмидт. Семье Шмидт выпало задание подготовить танец «дикарей каменного века». Всего семей было 6, так что 2-е место, которое заняла наша команда, можно рассматривать, как явную победу. Дария предложила использовать музыку Шакиры и ее роль в обсуждении сценария была значимой. А содержание состояло в том, что девушки танцуют, готовясь принести жертвы богу, дабы был хороший урожай. Роль жертвы исполнил я.

Праздники в деревнях

Проводилось деление по командам на деревни и здесь уже требовалось одеть свой национальный костюм, чтобы представить свою деревню. Первоначально надо было приготовить сноп, для этого пришлось сходить за ограду за травой. Следующий шаг состоял в том, чтобы подготовить национальный танец от деревни и игру. Затем проводился выбор самой красивой и умной девушки от деревни. Для этого вызваны были 3 представительницы от трёх деревень, и они должны были составить рецепт «штруделя»: надо было выбрать компоненты, которые были написаны на немецком языке.

Лирический вечер

Все собрались в круг. Свет был приглушён. Только свеча на столе освещала лица выступающих. Сначала следовали монологи, отражающие трагедию депортации немцев Поволжья в 1941 году. Акцент был сделан в основном на личностных ощущениях, которые и передавались посредством создания атмосферы предстоящего расставания родственников. Затем пели песни и читали стихи.

И не стоит забывать об игре «Ангелы». На протяжении 6 дней лагеря надо было тайно делать подарки человеку, который был выбран случайно. В последний день тайна, кто был чьим ангелом, была раскрыта. В дополнении к диску «Сборник песен молодых российских немцев Was wir Alle singen», Ирина Варламова , являющаяся моим тайным ангелом, подарила книгу А.А.Герман «Немецкая Автономия на Волге 1918-1941».

Экскурсия по Москве

Мы с Дарией попали на автобусную экскурсию. Эта экскурсия предполагала поездку по городу и рассказ гида о поместье Салтыковой, Воробьёвых горах и др.

После посещения Москвы необходимо было отразить основные моменты, которые содержала экскурсия. Т.е. опять было проведено деление на команды. В команде, где оказались я и Дария, была поставлена небольшая сценка, отражающая самые интересные моменты этой экскурсии. Дария была гидом, я исполнял роль водителя автобуса. Были отмечены наиболее интересные моменты, которые произошли в пути. Как и в других конкурсах постановки других команд были не менее запоминающимися.

Посещение Царицыно. Сетевая акция «Российские немцы — 250 лет служения России».

Часть участников участвовала в танцах, вторая группа проводила анкетирование среди людей, находящихся в Царицыно на момент проведения сетевой акции. Таким образом, задавались вопросы о том, куда были депортированы РН в 1941 году и кого из известных немцев РФ вы знаете. Самым популярным ответом был Герман Греф (бывший министр финансов). Кстати, сразу отмечу, что Дария Алыкова сумела заполнить 30 анкет при среднем показателе в 10-15, за что и была отмечена банданой.
Что ж, описывать каждое мероприятие можно достаточно долго, и каждое по себе имело ценность. Самое важно — этот лагерь дал общение с самыми активными и интересными людьми со всей РФ и Германии. Огромное спасибо организаторам за предоставленную возможность!

Балакирев Никита,
молодёжный лидер МК «Perlenkette» при АНО «Немецкий Дом РТ»

Добавить комментарий