Home Немцы КазаниДореволюционная Ка­зань на цветных фотографиях Арнольда Ивановича Бренинга
Дореволюционная Ка­зань на цветных фотографиях Арнольда Ивановича Бренинга

Дореволюционная Ка­зань на цветных фотографиях Арнольда Ивановича Бренинга

В 2017 году исполнилось сто пятьдесят лет Старой Проломной аптеке Бренингов. В 1867 году выходец из Германии Иоганнес Бренинг (у нас его звали Иван Иванович) выкупил аптеку на Большой Проломной.

Потом аптекой владел его сын Арнольд Иванович Бренинг. Он не только безукоризненно вёл аптечное дело, но, как человек разносторонних интересов, оставил огромный фотоархив — настоящее сокровище для казанцев всех поколений.

В 2004 году известный казанский крае­вед Георгий Валентинович Фролов представил на страницах журнала «Ка­зань» цветные фотографии, снятые Арнольдом Бренингом в 1911 году. Наличие столь ранних цветных казанских фотографий вызвало удивление и желание узнать, как же эти фото были сделаны? Известно, что Арнольд Иванович Бренинг получил блестящее химическое образование в Казанском Императорском университете, был соучеником и другом Александра Ерминингельдовича Арбузова. Это позволило Георгию Фролову предположить, что цветные фото — результат экспериментов Арнольда Ивановича Бренинга, и сделаны они методом цветоделения, которым пользовался выдающийся пио­нер российской «фотографии в натуральных цветах» Сергей Михайлович Прокудин‑Горский.

Александр Андреевич Лихачев

Но предположение оказалось неверным. В действительности это — автохром, изобретение братьев Люмьер, первый массовый вид цветной фотографии, в широкой продаже с 1907 года. Занятно, что Луи и Огюст Люмьеры считали своим главным вкладом в культуру не кино, а именно автохром.

Уделим немного внимания технике автохрома и оценим, насколько он был распространён.

Носителями цвета в автохроме являются мельчайшие гранулы картофельного крахмала, окрашенные в цвета, близкие к основным: красному, зелёному и синему. Гранулы равномерно напылены на обычную чёрно‑белую фотоэмульсию и образуют псевдорегулярную RGB‑триаду. Подобную мы увидим, посмотрев в увеличительное стек­ло на монитор или телевизор. Пластина автохрома представляет собой стек­лянный диапозитив с высокой оптической плотностью и весьма высокой, по сравнению с чёрно‑белым фото, зернистостью. Снятый в погожий солнечный день автохром очаровывает умеренно насыщенными мягкими цветами. При слабом освещении насыщенность очень вялая. Впрочем, при любых условиях съёмки автохром превращает небо в цветную мешанину а‑ля пуантилизм. Но всё же, несмотря на определённое техническое несовершенство первой массовой цветной фотографии, автохром был широко распространён. До середины три­дцатых годов в мире были проданы миллионы пластин автохрома. В Европе существуют огромные архивы автохромных стёкол. В первой трети два­дцатого века французский миллионер и меценат Альбер Кан посылал по всему свету фотографов, чтобы запечатлеть современное человечество в цвете. В архиве Альбера Кана в Париже хранятся семьдесят две тысячи цветных диапозитивов. Существует много цветных фотографий Первой мировой вой­ны в автохроме. В России до революции на автохром снимал, в частности, писатель Леонид Андреев.

Замечательно, что благодаря Арнольду Ивановичу Бренингу мы можем увидеть цветные фотографии Казани начала ХХ века.

Недавно я с любезного разрешения Татьяны Арнольдовны Бренинг, внучки Арнольда Ивановича, оцифровал девять ранее неизвестных автохромов из архива её деда. Давайте разглядим их. Начнём, конечно же, с порт­рета самого Арнольда Ивановича Бренинга.

Арнольд Иванович Бренинг

С фотографии на нас смотрит успешный, уверенный в себе господин. К нему испытываешь полное доверие. Здесь Арнольду Ивановичу примерно три­дцать два года. После революции он был одним из руководителей в управлении аптек Татарской респуб­лики. В эпоху военного коммунизма казанские больницы выживали в значительной мере благодаря запасам лекарств из аптеки Бренинга. Судьба была немилосердна к этому прекрасному человеку: арестованный по ложному доносу и расстрелянный в 1937 году, он был реабилитирован в 1957 году, конечно, «за отсутствием состава пре­ступ­ления». Место съёмки — двор дома Лихачёвых. Хорошо, что городские архитектурные вакханалии последних лет не затронули этот дом. И се­го­дня можно увидеть невысокий кирпичный забор, отделяющий двор от улицы Муштари, то­гдашней Новокомиссариатской.

Скорее всего, эту фотографию и следующую разделяют минуты. Фотограф и портретируемый поменялись местами.

Александр Андреевич Лихачев

Но они не стали передавать фотоаппарат из рук в руки, у них были две камеры. Точно такую же стереокамеру с двумя объективами держит в руках Александр Андреевич Лихачёв, сын Андрея Фёдоровича Лихачёва, казанского помещика и коллекционера, которому Ка­зань обязана существованием Городского музея. После смерти Андрея Фёдоровича его брат Иван Фёдорович выкупил коллекцию у вдовы и передал в дар городу. Условиями дарения были сохранность Лихачёвского фонда и присутствие в попечительском совете музея кого‑либо из семьи Лихачёвых. Именно Александр Лихачёв состоял членом попечительского совета Казанского городского музея. Александр Лихачёв погиб в годы Гражданской вой­ны, а Лихачёвский фонд впоследствии был расформирован и распределён по музеям города.

Здесь уместно разместить одну чёрно‑белую фотографию. Она сделана в этом же месте и, вероятно, в то же время.

Александр Лихачёв со своей мамой Раисой Ивановной

Александр Лихачёв запечатлён со своей мамой Раисой Ивановной, вдовой Андрея Фёдоровича Лихачёва. Семьи Лихачёвых и Бренингов дружили. Впоследствии одинокая Раиса Ивановна доживала свои дни в семье­ Бренингов. Но не только потому, что эта фотография тематически совпадает с предыдущей, она помещена здесь. Это тоже автохром, и он тоже должен быть цветным! Но… Арнольд Иванович ошибся, поместил пластину в деревянную кассету обратной стороной, при экспонировании свет миновал окрашенные гранулы, и фотография получилась чёрно‑белой!

Стоит заметить, что это фото, как и цветные автохромы, опуб­ликованные Фроловым в 2004 году, является стек­лянной пластиной 10 на 15 сантиметров, а новые кадры, о которых идёт речь в настоящей публикации — стереопары с размером кадра 4 на 4 сантиметра, отсюда бо’льшая зернистость.

Ну что ж, двинемся дальше, вслед за Арнольдом Ивановичем и его цветной, как сейчас бы сказали, 3D‑камерой. Можно предположить, что все кадры были сделаны в один день.

Клумба в Николаевском саду

Популярным местом прогулок горожан в те времена был Николаевский сад, неко­гда место расположения городских кузниц. После проведения Всероссийской промышленной выставки в 1890 году пространство облагородили. Аккуратные аллеи и клумбы сада привлекали фотографов. Именно старые открытки помогли локализовать живописную клумбу, за которой виден дом с вывеской «Номера». Се­го­дня это Университетский (бывший Ленинский) сад, а с другого угла длинного дома находится известная казанцам пиццерия на улице Лобачевского.

Отсюда не так далеко до Фуксовского сада, откуда открывается вид на Фёдоровский бугор.

Фёдоровский монастырь. Церковно-приходская школа

Се­го­дня на месте Фёдоровского монастыря — Национальный культурный центр «Ка­зань», в недавнем прошлом Ленинский мемориал. А то­гда это был заштатный монастырь, а двух­этаж­ное здание на переднем плане — церковно‑приходская школа при монастыре.

Повернёмся вместе с Арнольдом Ивановичем и его стереокамерой на 180 градусов.

Откроется вид на Фуксовский сад и Казанку с Коровьим мостом вдали. Фуксовский сад был заложен в 1896 году в память пятидесятилетия кончины известнейшего казанского учёного Карла Фёдоровича Фукса.

Местность совершенно узнаваемая. Примерно на месте Коровьего моста на рубеже XX и XXI веков появился наплавной мост, казанцы пользовались им до окончания строи­тель­ства моста Миллениум. В сетевом сообществе KazanNostalgique можно найти немало видов Фуксовского сада в разные годы. А теперь мы можем увидеть этот уголок Казани на цветном фото Арнольда Бренинга, относящимся примерно к 1911 году.

Чертов Угол на Кабане, дача семьи Бренингов

И, наконец, последний снимок. Пока не удалось однозначно определить это место. Но по цветопередаче пуб­ликуемый кадр — один из лучших.

Итак, мы с сожалением завершим прогулку по Казани более чем столетней давности.

Алексей Липовецкий
Журнал «Казань», № 4, 2017
Kazan Nostalgique

Добавить комментарий