Home Отзвуки бытияОтзвуки бытия (Echos des Seins). 4
Отзвуки бытия (Echos des Seins). 4

Отзвуки бытия (Echos des Seins). 4

Германия (нем. Deutschland), официальное название – Федеративная Республика Германия (нем. Bundesrepublik Deutschland), ФРГ (нем. BRD) – государство в Центральной Европе. Площадь территории – 357 021 км². Численность населения по переписи 2016 года – более 82 миллионов человек. Занимает 16-е место в мире по численности населения (2-е в Европе) и 62-е по территории. Столица – Берлин. Государственный язык – немецкий. Около 65 % населения исповедует христианство.

Расположенная в центре Европейского союза, Германия омывается водами Балтийского и Северного морей. Граничит с Данией на севере, Польшей и Чехией на востоке, Австрией и Швейцарией на юге, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами на западе.

Германия до недавнего времени оставалась одной из самых стабильных и толерантных стран мира. Она является одной из стран-основателей и членом Европейского союза, членом НАТО, входит в «Большую семёрку», претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Подавляющее большинство населения Германии – этнические немцы (92 %). В землях Бранденбург и Саксония проживают лужицкие сербы (60 тыс.), в северных районах земли Шлезвиг-Гольштейн – датчане (50 тыс.) В стране насчитывается 6,75 млн иностранных граждан, из которых 1,749 млн – турки, 930 тыс. – граждане республик бывшей Югославии, 187,5 тыс. граждане РФ и 129 тыс. граждане Украины. Начиная с 1988 года в Германию из постсоветских государств на постоянное место жительства прибыли 2,2 млн переселенцев немецкого происхождения и 220 тыс. человек контингентных беженцев (включая членов их семей), составив, таким образом, одну из крупнейших русскоязычных диаспор мира. В целом, ФРГ является второй в мире страной по популярности иммиграции после США. Численность мусульманского населения Германии составляет 3,2 – 3,5 миллиона человек, хотя это число иногда оспаривается. По некоторым другим данным, в Германии постоянно проживают 4,3 миллиона мусульман, из них примерно 63,2 процента – турецкого происхождения.

Официальным литературным языком и языком делопроизводства является немецкий язык. Наряду с этим население использует нижне-, средне- и верхненемецкие диалекты (10 основных и более 50 локальных), на которых говорят также жители приграничных районов соседних государств; сами диалекты зачастую сильно отличаются от литературного языка. Существуют смешанные говоры. К признанным языкам национальных меньшинств относятся датский, фризский, лужицкий, цыганский, а также в качестве регионального языка – нижнесаксонский (нижненемецкий) язык, который с 1994 года признан ЕС. По оценочным данным, русским языком в Германии в той или иной мере владеет около 6 млн человек, в том числе более 3 млн. – переселенцы из стран бывшего СССР (и их потомки), преимущественно из Казахстана, России и Украины. Также в Германии говорят на турецком (2,1 млн), на языках народов бывшей Югославии (720 000), итальянском (612 000).

В 2015-2016 гг. в результате миграционного кризиса политическая стабильность в ФРГ пошатнулась. Политика правительственной коалиции (ХДС/ХСС – СДПГ) по привлечению в страну беженцев в сочетании с ассимиляционной интеграционной моделью Германии и твёрдой уверенностью политических элит, что все беженцы откажутся от своих цивилизационных ценностей ввиду явных преимуществ ценностей западной цивилизации, привели к росту протестных настроений, активизации право-радикальных партий и взрывному росту числа преступлений на почве ненависти.

Успехи партии «Альтернатива для Германии» на выборах в 2014 году, взлёт движения «Pegida» говорят о формировании значительного общественного запроса на «наведение порядка в сфере миграции», фактически воспроизводящего классические мигрантофобские штампы. Представляется опасным тот факт, что некоторые политики из «больших» партий пытаются использовать этот фактор в погоне за избирателем.

В 2015 году в ФРГ было зарегистрировано 8 518 преступлений на почве ксенофобии (из них местными праворадикалами было совершено 8 209 преступлений, 77 – иностранцами и 232 – лицами без определённых политических предпочтений). Это чудовищная цифра, если учесть, что в 2014 году было зарегистрировано всего 3 939 таких преступлений. Рост составил 116,25%! Из них с применением насилия – 1 151 и 707 соответственно . Из 1 151 насильственных преступлений было зафиксировано 20 попыток убийства. Более чем в пять раз возросло в 2015 году число нападений на центры по приёму и размещению беженцев – 1 031 случай против 199 в 2014 году.

Германия в 2015 году лидировала в Европе по числу преступлений на почве антисемитизма, хотя число таких преступлений незначительно сократилось по сравнению с 2014 годом. Причём подавляющее число преступников (более 80%) – это праворадикалы, а не иммигранты с арабского Востока, как это пытаются представить СМИ. В то же время, вспышка «нового антисемитизма» в среде иммигрантов-мусульман говорит о существенной недоработке властей в сфере интеграции мигрантов в принимающее общество и росте подспудного влияния радикального исламизма на массы иммигрантов. Всё это вместе взятое представляет опасность для нынешней стабильной ситуации в германском обществе.

Согласно данным МВД, опубликованным в конце апреля 2017 года, в ФРГ в 2016 году произошло 41 500 правонарушений с политической мотивацией. Это на 6,6% больше, чем в 2015 году. Из них в 23 555 случаях выявлена праворадикальная мотивация (+2,6%), в 9 389 – леворадикальная мотивация (-2,2%), в 3 372 – политическая мотивация иностранных граждан (+66,5%). Вообще, 2016 год был самый «урожайный» на преступления на почве ненависти. В этом году также произошло единственное за долгие годы убийство на почве ненависти (официально признано таковым). Это убийство представителем правоэкстремистского «Движения граждан Рейха» офицера полиции в октябре 2016 года (выстрел со смертельным исходом).

Согласно данным МВД, опубликованным в мае 2018 года, в ФРГ в 2017 году произошло 39 505 правонарушений с политической мотивацией. Это на 4,9% меньше, чем в 2016 году.


Рябиновая цветь

В душе цветёт рябиновая осень.
Багрец лесов, лазоревый рассвет,
Над головой густая неба просинь.
В глазах твоих вопрос – даю ответ.

Мы снова встретились, презрев судьбы невзгоды.
Мы снова встретились, теперь я только твой.
Минули дни душевной непогоды,
И я опять стою перед тобой.

Умчу тебя, умчу в лесные дали,
Где соловей нам песни будет петь,
Где снимет напрочь все с души печали
Есенина рябиновая цветь.

В.Г. Диц
осень 2009


29 ноября 1783 года в русском языке родилась буква «Ё»

29 ноября 1783 года глава Российской академии княгиня Воронцова-Дашкова на заседании академиков, которое проходило в её собственном доме, предложила использовать в письме новую букву «ё».

Образовавшееся в русском произношении сочетание звуков [jo] (и [o] после мягких согласных) долгое время не находило себе никакого выражения на письме. В середине XVIII века для них было введено обозначение в виде букв IO под общей крышечкой, но оно оказалось громоздким и применялось редко. Использовались варианты: знаки о, ьо, їô, ió, ио.

Ситуация требовала решения и в 1783 году взамен существующих вариантов была предложена литера «ё». Произошло это следующим образом: в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой 29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года состоялось одно из первых заседаний недавно созданной Российской академии. На нём присутствовали Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. И. Лепёхин, Я. Б. Княжнин, митрополит Гавриил и др. Обсуждался проект полного толкового славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии 6-томного «Словаря Академии Российской».

Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у присутствующих, сможет ли кто-нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесённое ею слово «іолка», спросила: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?» Заметив, что «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит», Дашкова предложила использовать новую букву «ё» «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матіорый, іолка, іож, іол». Доводы Дашковой показались убедительными, и целесообразность введения новой буквы было предложено оценить члену Академии наук митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу. После его одобрения буква «ё» получила официальное признание, хотя в печати она впервые была употреблена только двенадцатью годами позже (в 1795 году).

Новаторскую идею княгини поддержал ряд ведущих деятелей культуры того времени, включая Державина, который первым начал использовать «ё» в личной переписке. Первое же печатное издание, в котором встречается буква «ё», – книга Ивана Дмитриева «И мои безделки» (1795), изданная в Московской университетской типографии у Х. Ридигера и Х.А. Клаудия (эта типография, в которой печаталась с 1788 года газета «Московские ведомости», находилась на месте нынешнего здания Центрального телеграфа). Первым словом, отпечатанным с буквой «ё», было «всё», затем «огонёкъ», «пенёкъ», «безсмёртна», «василёчикъ». Первая фамилия («Потёмкинъ») с этой буквой была напечатана в 1798 году у Г.Р. Державина.

Известной буква «ё» стала благодаря Н.М. Карамзину, в связи с чем он до недавнего времени (пока не была предана широкой огласке изложенная выше история) считался её автором. В 1796 году, в первой книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды», выходившего из той же университетской типографии, с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ». Однако неясно, была ли то собственная идея Карамзина или же инициатива кого-то из сотрудников издательства. Интересно, что при этом, в своих научных работах (например, в знаменитой «Истории государства Российского», 1816-1829) Карамзин букву «ё» не использовал.

Фото: krutina.livejournal.com


Белокуриха

12-19 ноября 2018 года в Белокурихе Алтайского края проходил XV Форум немцев России, в работе которого принял участие председатель Национально-культурной автономии немцев Татарстана, председатель Казанского немецкого общества имени Карла Фукса, директор Немецкого Дома Республики Татарстан Виктор Георгиевич Диц. В ходе дискуссий на Форуме он:

  • поставил под сомнение мнение, что высшим этапом и высшей (завершающей) ступенью развития российских немцев является Самоорганизация немцев России; собравшиеся (в том числе идеологи и историки) затруднились охарактеризовать этнологически современное состояние российских немцев России, которое лидеры и функционеры Самоорганизации именно самоорганизацией и называют;
  • задал собравшимся вопрос: чем отличаются (на практике, юридически, политически и как-то ещё) понятия самоорганизация и, допустим, такие организации как Международный союз немецкой культуры (МСНК) и Федеральная национально-культурная автономия (ФНКА) немцев России, даже буквально накануне объединения последних в Самоорганизацию (либо задолго до такого объединения), иными словами: самоорганизация и организация (ии) – в чём разница? Никто на этот вопрос не ответил;
  • утверждал: неверно будет называть наш Форум форумом российских немцев (это всего лишь этноним, название нашего народа, чьи представители сейчас живут во многих странах мира; в Германии их сейчас живёт в 10 раз больше чем в России); Правильно: Форум российских немцев России, либо, на худой конец, Форум немцев России, если кого-то пугает громоздкость предыдущего этнонима (кстати, д-ра Фабрициуса на берлинской конференции 12 июня сего года, где он выступил с переломным историческим докладом «Российские немцы между автономией и непризнанием», эта громоздкость не напугала); кстати, юрист МСНК Марина Сергеевна Шеврина это обстоятельство также не поняла и не восприняла, отмахнувшись от меня (как члена избранной на Форуме Редакционной комиссии) фразой, мол, на Форуме было много представителей и из других стран, а не только из России:
  • добился – на пленарном заседании Форума – принародного согласия (с трибуны Форума) от самого Генриха Генриховича Мартенса, что иные мнения в рядах Самоорганизации о будущем российских немцев как субъекта этнической истории человечества и другие судьбоносные вопросы нашего этноса, отличающиеся от мнения лидеров Самоорганизации, можно будет открыто высказывать от своего имени (от имени Виктора Георгиевича Дица и его единомышленников), автоматически не становясь при этом изгоями Самоорганизации.

Да здравствует демократия!