Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 21.07.2019
Лютеранское богослужение 21.07.2019

Лютеранское богослужение 21.07.2019

Литургический цвет: зелёный

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар. (Еф 2:8)

Aus Gnade seid ihr gerettet durch Glauben, und das nicht aus euch: Gottes Gabe ist es.­ (Eph 2:8)

В Пятое воскресенье после Троицы (5-е из 23 зелёных воскресений 2019 года) // Der fünfte Sonntag nach Trinitatis; День памяти Филиппо Нери (†1515); День пророка Иезекииля (622-571 днэ); 21 июля 2019 года – воскресенье, календарный выходной день; ближайший рабочий день – 22 июля, понедельник; ближайшие длинные выходные: 2 ноября, суббота – 4 ноября, понедельник (3 дня); 21 июля 2019 года – это 2002-й день и 28-я неделя года; до конца месяца остаётся 10 дней, до конца года – 163 дня; это 223-й день нового церковного 2018/2019 года) – в Большом молельном зале старинной Лютеранской кирхи (К. Маркса, 26) с 10:00 на богослужении присутствовало 26 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 8 русских, 4 татар, 2 литовца, 1 уральский швед и 11 российских немцев:

  • Абдулханова Асия Назиповна
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Ганский Эдуард Эдмундович
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Голубцова (Бетхер) Ольга Викторовна
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич – проповедник
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Каневская Марина Олеговна – органистка
  • Кузнецова Алсу Абделкутдусовна
  • Ланкявичус Александр Васильевич
  • Ланкявичус Родион Александрович
  • Лидер Тамара Вольдемаровна
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Петрова (Крамер) Инна Александровна
  • Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • Реш Елена Андреевна
  • Сабиров Ильдар Хаерзянович
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Тарасов Сергей Николаевич
  • Теплова Елена Ильинична
  • Шарыпов Артур Тимурович

Пятое воскресенье после Троицы снова касается общины, в этот раз – их ответа на Божий призыв. Кажется, что следовать за Иисусом – так просто, так сложно, так нелепо – потому что мы не совсем понимаем, что это вообще означает. Чтения на это воскресенье покажут нам путь.

«Отплыви на глубину» – кто рискует, тот может потерпеть поражение. Кто не рискует, точно потерпит поражение. По крайней мере, так обстоит дело с «ловцами человеков», каким Симон Пётр назначается в конце этой истории – «оставили всё и последовали за Ним». Встречи с этим Иисусом по-любому – рискованное дело. Апостол Павел хорошо с этим знаком. В чтении на Послание на этот день (1Кор 1:18-25) он рискует всею «мудростью мира» ради безумного «слова о Кресте». Так же, как Пётр и его коллеги поступили против всякого опыта, давая Иисуса убедить себя закинуть сети ещё раз, так и вера «в распятого Христа» – это надежда и действие, противоречащие всякому опыту – и всё же опыт подтвердит их, как показывает пример рыбаков. Ибо, в конце концов, Божья сила и мудрость окажутся сильнее всякого опыта специалистов, которые с «научной» достоверностью могут объявить: рыба давно оттуда ушла. Авраам, о котором рассказывает ветхозаветное чтение, отправляется в путь из своей родины, в возрасте 75 лет, по одному слову Господа. Это ещё один пример такого опыта с опытом.

Богослужение сопровождалось чтениями из Библии 1Kor 1:18-25 и Lk 5:1-11. На русском языке их прочитала Наталья Николаевна Тарасевич (Идт), на немецком – Артур Тимурович Шарыпов (Банзен).

Проповедь – по материалам 9-ой главы (стих 35) и 10-ой главы Евангелия от Луки (стихи 1-10) прочитал пастор Давыд Яковлевич Горн.

Евангелие от Луки – 3-я книга Нового Завета Библии. В библейском каноне – номер 42.

Об авторе

Общеизвестно, что Евангелие от Луки и Деяния апостолов принадлежат одному автору: эти две книги имеют общие стилистические и лексические особенности и, кроме того, общего адресата – Феофила. Их автор нигде прямо себя не называет. В то же время, в Деяниях апостолов есть несколько мест, где повествователь использует местоимение «мы» (Деян 16:10-17; 20:5-15; 21:1-18; 27:1 – 28:16). Это позволяет заключить, что он являлся спутником апостола Павла, по крайней мере, в некоторых из его путешествий. Сопоставив имена адресатов посланий Павла из Рима (именно в Риме автор Евангелия от Луки и Деяний оставил апостола) с теми, кто упомянут в Деяниях, мы получаем ряд имён, фигурирующих среди первых и отсутствующих среди последних. В этот ряд попадает и имя Луки. Веское подтверждение эти выкладки находят в традиции, которая безоговорочно приписывает авторство рассматриваемого Евангелия Луке, и никому другому.

Уже из первых строк Евангелия явствует, что сам Лука не являлся свидетелем описываемых им событий. Он был, насколько мы можем судить, исходя из текста обеих принадлежащих ему книг, образованным человеком, не входившим в непосредственное окружение Иисуса во время Его земной жизни, но собравшим сведения о Нём из устных рассказов и записей очевидцев. Отдельные специалисты, оспаривая принадлежность Евангелия и Деяний апостолов перу спутника Павла – Луке, отмечают заметные расхождения терминологии этих двух книг, и особенно Деяний, с терминологией посланий Павла. По-видимому, Лука был обращён в веру Христа не Павлом, а кем-то другим. И хотя Лука нигде Павла не цитирует, он и не противоречит ему, так что возражение против авторства Луки сводится лишь к тому, что он писал в своеобразном стиле.

Все сколько-нибудь достоверные сведения о Луке могут быть почерпнуты только из его собственных произведений. Согласно преданию, евангелист был врачом, родом из Антиохии. Это побудило некоторых исследователей отыскивать в тексте его Евангелия специальную медицинскую терминологию. Однако известно, что в новозаветные времена медицинской терминологии как таковой не существовало, врачи в профессиональной деятельности использовали обычную лексику.

Время и обстоятельства написания

По всей видимости, Евангелие и Деяния были написаны Лукой около 63 года. Такая датировка представляется наиболее вероятной, поскольку, во-первых, повествование Деяний оканчивается пребыванием апостола Павла в заключении в Риме; если бы Лука в момент написания этой книги знал о дальнейшей его судьбе, он, без сомнения, не преминул бы сообщить о ней. Во-вторых, отметив исполнение пророчества Агава (Деян 11:28), евангелист, если бы он писал уже после 70 года, не мог не упомянуть исполнения пророчества Иисуса о разрушении Иерусалима (21:20). В Деяниях апостолов не содержится даже намёков на события, которые можно было бы датировать периодом после 70 года, написание же Евангелия предшествовало созданию книги Деяний.

Те, кто относит написание Лукой Евангелия и Деяний к 75-85 годам, в подтверждение своей точки зрения указывают на отдельные выражения (напр. 19;43; 21:210-24), которые, по их мнению, описывают разрушение Иерусалима в 70 году. Однако все эти выражения содержат пророчества, а не сообщения об уже имевшем место событии, и, кроме того, они могут относиться как к последней роковой осаде священной столицы Израиля, так и к какому-то другому эпизоду одной из многочисленных в ту эпоху войн.

Известны также попытки датировать Евангелие от Луки и Деяния апостолов веком нашей эры, но они абсолютно безосновательны.

В первых строках Евангелия Лука говорит о том, что он предпринял свой труд с целью наставить некоего Феофила в основах христианской веры: «рассудилось… мне по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен» (13:4). Что касается Феофила, то отдельные исследователи, исходя из значения этого имени – «возлюбивший Бога», – выдвигают предположение, что Лука адресовал свой труд не конкретному человеку, а вообще принявшим учение Христа; обращение же к Феофилу в таком случае – не более чем фигура речи. С этим предположением, однако, плохо согласуется то обстоятельство, что у Луки имя адресата предваряется обращением «достопочтенный», явно предполагающим реально существующего и известного автору человека.

В русскоязычной канонической Библии по Синодальному изданию 1876 года Евангелие от Луки состоит из 24 глав, 1.151 стиха, 18.212 слов и 84.406 букв.

Lutherbibel 2017 / Die Epistel: 1Kor 1:18-25

Das Wort vom Kreuz als Weisheit und Kraft Gottes

18. Denn das Wort vom Kreuz ist eine Torheit denen, die verloren werden; uns aber, die wir selig werden, ist es Gottes Kraft.

19. Denn es steht geschrieben (Jesaja 29,14): »Ich will zunichtemachen die Weisheit der Weisen, und den Verstand der Verständigen will ich verwerfen.«

20. Wo sind die Klugen? Wo sind die Schriftgelehrten? Wo sind die Weisen dieser Welt? Hat nicht Gott die Weisheit der Welt zur Torheit gemacht?

21. Denn weil die Welt durch ihre Weisheit Gott in seiner Weisheit nicht erkannte, gefiel es Gott wohl, durch die Torheit der Predigt selig zu machen, die da glauben.

22. Denn die Juden fordern Zeichen und die Griechen fragen nach Weisheit,

23. wir aber predigen Christus, den Gekreuzigten, den Juden ein Ärgernis und den Heiden eine Torheit;

24. denen aber, die berufen sind, Juden und Griechen, predigen wir Christus als Gottes Kraft und Gottes Weisheit.

25. Denn die göttliche Torheit ist weiser, als die Menschen sind, und die göttliche Schwachheit ist stärker, als die Menschen sind.

Lutherbibel 2017 / Das Evangelium: Lk 5:1-11

Der Fischzug des Petrus

1. Es begab sich aber, als sich die Menge zu ihm drängte, zu hören das Wort Gottes, da stand er am See Genezareth.

2. Und er sah zwei Boote am Ufer liegen; die Fischer aber waren ausgestiegen und wuschen ihre Netze.

3. Da stieg er in eines der Boote, das Simon gehörte, und bat ihn, ein wenig vom Land wegzufahren. Und er setzte sich und lehrte die Menge vom Boot aus.

4. Und als er aufgehört hatte zu reden, sprach er zu Simon: Fahre hinaus, wo es tief ist, und werft eure Netze zum Fang aus!

5. Und Simon antwortete und sprach: Meister, wir haben die ganze Nacht gearbeitet und nichts gefangen; aber auf dein Wort hin will ich die Netze auswerfen.

6. Und als sie das taten, fingen sie eine große Menge Fische und ihre Netze begannen zu reißen.

7. Und sie winkten ihren Gefährten, die im andern Boot waren, sie sollten kommen und ihnen ziehen helfen. Und sie kamen und füllten beide Boote voll, sodass sie fast sanken.

8. Da Simon Petrus das sah, fiel er Jesus zu Füßen und sprach: Herr, geh weg von mir! Ich bin ein sündiger Mensch.

9. Denn ein Schrecken hatte ihn erfasst und alle, die mit ihm waren, über diesen Fang, den sie miteinander getan hatten,

10. ebenso auch Jakobus und Johannes, die Söhne des Zebedäus, Simons Gefährten. Und Jesus sprach zu Simon: Fürchte dich nicht! Von nun an wirst du Menschen fangen.

11. Und sie brachten die Boote ans Land und verließen alles und folgten ihm nach.


Если же мы вспомним выпадавшие именно на этот день – 21 июля – события из истории России, европейской цивилизации и отечественного православного христианства, то не преминем упомянуть нижеследующее:

Воскресение, 21 июля 2019 года (8 июля 2019 по ст. ст.)

  • Страдание святого великомученика Прокопия (303)
  • Празднество Пресвятой Деве Богородице в честь явления Ее иконы Казанской (1579)
  • Праведный Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский, Христа ради юродивый (XVII)
  • Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290)
  • Казанский список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери (1579)
  • Казанская икона Божией Матери, именуемая Ярославская (1588)
  • Московский список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери (1612)
  • Казанская икона Божией Матери, именуемая Вязниковская (1624)
  • Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Нижнеломовская (1643)
  • Чудотворная Казанская (Тобольская) икона Божией Матери (1661)
  • Тамбовская чудотворная икона Божией Матери (1895)
  • Древний список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери в Шлиссельбурге (1702)
  • Казанская (Пензенская) икона Божией Матери (1717)
  • Петербургский список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери (1721)
  • Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Высочиновская (XVIII)
  • Чтимый Вышенский список с Казанской иконы Божией Матери (1812)

В 1816 г. эскадра адмирала Ф.Ф. Ушакова (1744-1817) одержала победу над турецким флотом при Керченском проливе – флагман турецкого флота уничтожен, а 1 турецкий корабль захвачен

В 1816 г. умер поэт, государственный деятель Гаврила Романович Державин (род. 3 июля 1743 г.)

В 1826 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) окончил Казанский университет со званием действительного студента

В 1906 г. издан указ о роспуске I Госдумы. Председателем совета министров был назначен П.А. Столыпин с оставлением его на посту министра внутренних дел


Ряд единоверческих (лютеранских) церквей, в частности, Сибирская Евангелическо-лютеранская церковь, отмечает ежегодно 21 июля также День Марии Магдалины и канун Дня памяти о взятии Безье во время Альбигойской войны 1209 года.

Текст и фото: В.Г. Диц