Немецкий Дом Республики Татарстан начинает с понедельника, 2 сентября 2019 года, проведение серии философско-исторических вечеров. Первое собрание начнётся 2.09.2019 в 18:30 по адресу: Казань, ул. К. Марса, 26. Тема первого вечера: доклад Артура Тимуровича Шарыпова (Банзена) «Тевтонский протестантизм Якоба Бёме» и последующая дискуссия.
Тевтонский протестантизм в философии Якоба Бёме
Якоб Бёме (1575-1624) – христианский мистик, теолог, оказавший сильное влияние на развитие немецкой философии. По словам Гегеля – «первый немецкий философ».
Родился в 1575 году в семье имущих крестьян. Был уроженцем Альт-Зайденберга. В раннем возрасте помогал родителям пасти скот, ходил в школу, но после был отдан учеником к сапожнику. Не имел никакого систематического фундаментального образования, однако самостоятельно изучал труды Мейстара Экхарта, Лютеровскую Библию, а также герметических авторов.
Некоторые историки считают, что Бёме является основателем «второй Реформации», которая должна была преодолеть все рудименты традиционной католической веры тех времён, а вдобавок завершить дело Лютера.
Евангелическо-лютеранская церковь никогда не признавала Бёме, несмотря на его схожесть с Лютером, потому Бёме был на долгое время забыт, и его переоткрытие произошло благодаря немецким идеалистам.
Он был уверен, что христианство за всю свою историю было много раз искажено. «Кто подменил, – пишет Бёме, – истинное, чистое, учение Христово и всегда и везде нападал на него? Учёные, папы, кардиналы, епископы и именитые люди. Почему мир следовал за ними? Потому что у них был важный, напыщенный вид, и они величались перед миром: такой безумной блудницей стала поврежденная человеческая Природа. Кто вымел в немецкой земле из Церкви сребролюбие папы, его нечестие, мошенничество и обман? Бедный, презираемый монах. Какой властью или силою? Властью Бога Отца и силою Бога Духа Святого».
«Посмотрите на папство – из чего оно выросло? – увещевает Бёме, – из дьявола в Риме, который подал причину Азии, Африке, Сирии, Персии и Греции уклониться от его обмана! Ибо антихристовский поповский дьявол ослепил весь мир, обратив его в одни пустые мнения и традиции и отвратив от согласной любви! Объявив один орден и мнение святее других, он стал продавать за деньги ордены высоких чинов! Какой орден получал большой доход, тот много и отдавал верховнейшему дьяволу, папе, так что тот разжирел и сделался Господом на земле! Простого мирянина уверили, будто это — святыня, и тот так и продолжал молиться перед драконом из Откровения, и искал там отпущения! О, как привязан был человеческий дух к папству! Кто ему возражал, тот считался еретиком, огнем сжигали его. Так поступал простой народ и думал, что этим он служит Богу. О, святая простота! Ты невиновна в этом, и тебе сие в судный день не зачтется!.. Ты просто не ведала, что творишь и куда ты увлечена, ибо влекли тебя слепо, с повязкою на глазах».
Вообще говоря, подлинная христианская Церковь, по мнению Бёме, – это не «организация», более того не священники, не папы и не синоды. «Когда ты посещаешь церковь и стараешься выглядеть служителем Христа, этого ещё недостаточно для внутренней перемены, – говорит Бёме. – Если ты останавливаешься лишь на этом, ты не переменишься. Для внутреннего перерождения недостаточно будет выучить наизусть и всё Святое Писание, и вообще все книги!»
Таким образом, всё выше сказанное можно завершить словами Гегеля: «Содержание философского учения Якоба Бёме носит подлинно немецкий характер, ибо, что его выделяет и делает замечательным – это уже упомянутое выше протестантское начало, требующее, чтобы мы вкладывали умопостигаемый мир в собственную душу и созерцали, знали и чувствовали в своём самосознании всё то, что до протестантизма признавалось потусторонним».
Литература:
- Бёме Я. О тройственной жизни человека.
- Фокин И.Л. Вторая реформация Якоба Бёме (Протестантское начало в философии Якоба Бёме).
- Hegel G. W. F. Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie.
Темы и сроки последующих философско-исторических вечеров будут указаны на сайте НДРТ
Портрет Якоба Бёме: Википедия