Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 24.01.2021
Лютеранское богослужение 24.01.2021

Лютеранское богослужение 24.01.2021

24 января 2021 года, в Третье воскресенье после Богоявления (3. Sonntag nach Epiphanias) в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 28 ноября 1771 года) для проведения четвёртого в этом году богослужения собрались 19 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 9 российских немцев:

  • Банзен Артур Тимурович – кистер, пономарь
  • Буева (Гейзер) Ольга Владиславовна
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Горн Валентина Демидовна
  • Горн Давыд Яковлевич, пастор, председатель Совета ЕЛО
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич – проповедник
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Котляров Павел Геннадьевич
  • Ламинавичюс Александр Васильевич
  • Ламинавичюс Родион Александрович
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна – фотограф
  • Нуруллоева Фарида Содиковна – органист
  • Ощепков (Фрезе) Андрей Яковлевич
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Салагаева (Бромберг) Елена Леонидовна
  • Теплова Елена Ильинична

Послание: Рим 1:13-17. Читал – по-русски – Виктор Георгиевич Диц.

Евангелие: Мф 8:5-13. Читал – по-русски – Артур Тимурович Банзен.

Проповедь: Руфь 1:1-19а. Читал – по-русски – Давыд Яковлевич Горн, пастор.

В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены вспомогательныё тематические материалы:

Руфь (ивр. Рут)

«Книга Руфь» (ивр. Мегилат Рут, Свиток Рут) – 8-я Книга Ветхого Завета в порядковом исчислении – была написана Пророком и последним Судьёй Израиля Самуилом (ивр. Шмуэль бен Элькана (2831-2883 гг. /929-877 гг. днэ).

Книга, расположенная на стыке между Книгой Судей и Первой Книгой Царств,  состоит из 4 глав и 85 стихов (22+23+18+22).

В этой коротенькой истории, события которой, произошедшие во Времена Судей, касаются одной частной семьи (см. Руфь 1:1-5), израильтянам открылось, что Господь – это не их личный Бог, но вселенский Бог, Бог всех народов. Руфь, моавитянка, была взята в племя Иудино и после ряда событий, направляемых провидением Божиим, стала прабабушкой великого царя Давида.

Читая эту историю, мы убеждаемся в нескольких вещах.

(1) Грех был неистов во Времена Судей, и тем не менее история Руфи нам напоминает, что даже в худшие времена Бог продолжает Свою работу.

(2) Бог любит каждого из нас, независимо от расовой или национальной принадлежности; каждого, кто вверяет себя Господу Иисусу Христу, Он принимает, как Своё дитя.

(3) Бог придаёт особое значение семье и хочет, чтобы мы делали всё возможное для её сохранения.

(4) Храня святость семьи, мы не одиноки, поскольку Бог заботится о нас и оказывает нам поддержку.

Книгу Руфь нужно читать за один раз, поскольку эти 4 коротенькие главы составляют всю историю. Так как события этой Книги произошли во Времена Судей, вы можете перечитать введение к Книге Судей. Главные события этой истории:

  • Руфь решает присоединиться к племени Иудину (гл. 1)
  • Вооз добр к Руфи (гл. 2)
  • Вооз берёт в жёны Руфь (гл. 4)

2622 A.M.
1139 днэ
Рождение Руфь (ивр. Рут), дочери моавитянского царя Еглона (ивр. Эглон; в течение 18 лет оккупировал Израиль), принявшей иудаизм и присоединившейся к еврейскому народу. Руфь пришла в Землю Израиля во время жатвы. Шавуот – праздник сбора урожая, поэтому «Свиток Рут» («Книгу Руфь») читают в Шавуот – в день дарования Торы. За пределами Израиля эту Книгу читают на второй день праздника.  Сделав в 1119 днэ гиюр и став женой Вооза, Руфь тоже получила Тору. (Евреи получили Тору 6 сивана 2532 года от Сотворения мира (Анно Мунди). Шавуо́т, Пятидесятница – праздник в иудаизме, один из трёх паломнических праздников, отмечаемый 6 сивана, на 50 день омера. Основной религиозный смысл праздника – дарование евреям Торы на горе Синай при Исходе из Египта. Шавуот-2021 начнётся вечером в воскресенье 16 мая 2021 года (16/05/2021) и закончится с наступлением ночи во вторник 18 мая 2021 года(18/05/2021)).

Краткие факты о Шавуот-2021

НачалоЗакат: 16 мая 2021
Дата окончанияСумерки: 18 мая 2021
Когда?Начинается через 113 дней
Сколько длится?В течение 2 дней
ТипЕврейскиепраздники

2622-2789 A.M.
1139-972 днэ
167 лет жизни Руфь – прабабушки царя Давида, заставшей ещё при своей жизни воцарение своего праправнука Соломона (ивр. Шломо) в 2788 A.M.

2831-2883 A.M.
929-877 днэ
52 года жизни пророка Самуила (ивр. Шмуэль бен Элькана), помазавшего на царство Саула (ивр. Шауль) и Давида (ивр. Давид), умершего в Раме 28 ияра 2883 A.M. и в Раме же похороненного рядом с усыпальницей его родителей – Елканы (ивр. Элькана) и Ханны (ивр. Хана).

Элькана принадлежал к потомкам Каафа (ивр. Кеат), сына Левия (ивр. Леви).

Среди его предков был Эвъясаф (ивр.), один из раскаявшихся сыновей Кораха (ивр.), поднявшего восстание против Моше (ивр.) и в наказание за это заживо поглощённого землёй, – но его сыновья, возгласившие «Тора – истина и Моше – истина» были спасены.

Отец Шмуэля – Элькана, о котором в мидраше сказано, что «в том поколении не было подобного ему», учился у пророков и сам был пророком, и его жена Хана тоже была пророчицей.

В течение десяти лет Элькана и Хана оставались бездетными, и, следуя закону Торы, он взял себе ещё одну жену – Пнину (ивр.), у которой родилось десять детей.

Четыре раза в год Элькана со всей семьёй совершал паломничество в Шило, к Скинии Завета, своим примером побуждая и других евреев к выполнению этой важной заповеди, – благодаря ему у сынов Израиля заслуги перевешивали над грехами. Тогда Всевышний сказал Элькане: «За то, что ты побуждаешь евреев к выполнению заповедей, у тебя родится сын, который добавит заслуг всему Израилю».

Посетив Скинию в 2830 году (930 днэ), бездетная Ханна молилась особенно горячо, взывая к Творцу: «Владыка Вселенной, Бог воинств! У Тебя есть Воинство вверху и воинство внизу, а я не понимаю, к какому из них я принадлежу. Если я принадлежу к Небесному Воинству, то я не должна ни есть, ни пить, ни рожать детей, ни умирать – а жить вечно! Но если я принадлежу к воинству земли, то должна и есть, и пить, и рожать детей!». «Владыка Вселенной! – взывала Ханна. – Неужели Тебе, сотворившему неисчислимые воинства в Твоём мире, трудно дать мне одного сына?!». «Если Ты снизойдёшь к страданию рабы Твоей …и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, – обещала она, – то я отдам его Богу на все дни его жизни». В тот день первосвященник Илий (ивр. Эли) благословил её, сказав: «Иди с миром, и Бог Израиля да исполнит твоё желание, то, о чём ты у Него просила».

Это благословение сбылось: в первый день нового 2831 года A.M. Ханна зачала, и спустя шесть месяцев и два дня беременности у неё родился сын. Мальчик появился на свет без крайней плоти, подобно «обрезанному», так же как и Первый Человек, Адам, Ной (ивр. Ноах), праотец Иаков (ивр. Яаков) и пророк Моисей (ивр. Моше). По свидетельству каббалистов, родившийся ребёнок был новым воплощением души Моше.

Мать назвала сына Шмуэль – в этом имени она объединила два слова: (шауль ме-Эль – «выпрошенный у Бога»). Вместе с тем она назвала его этим именем потому, что, согласно предсказаниям пророков, в недалёком будущем среди сынов Израиля должен был появиться великий праведник по имени Шмуэль, и многие матери, у которых рождались сыновья, давали им это имя – но как только сыновья подрастали, люди говорили: «Нет, это не тот Шмуэль!».

Едва научившись говорить, сын Ханны сразу же начал изучать Тору под руководством отца и матери, постигшей путём пророчества, что в будущем её сын станет судьёй Израиля.

Через два года мать впервые привела своего Шмуэля (Самуила) в Силом, чтобы передать его на воспитание Илию (ивр. Эли). Когда Шмуэль увидел, что его родители, желавшие принести в жертву бычка, долго не могут найти коэна, чтобы зарезать жертвенное животное, он сказал им: «Зачем вам искать коэна?! Согласно закону Торы, чтобы сделать шхиту, годится любой взрослый еврей». Но первосвященник Илий спросил ребенка: «Откуда ты это взял?» «Ведь в Торе, – пояснил Шмуэль Самуил), – написано: “И зарежет тельца перед Богом, и поднесут сыновья Аарона, коэны, кровь и окропят кровью жертвенник”, – значит, коэны необходимы только для поднесенья крови и окропления, а зарезать может любой еврей». «Ты сказал верно! – одобрил Илий. – Но ты вынес законодательное решение в присутствии своего наставника (в данном случае – верховного судьи Израиля), а каждый выносящий законодательное решение в присутствии своего наставника подлежит смерти от рук Небес». «Оставь этого ребёнка, и его настигнет кара: он умрёт до срока, – сурово сказал Илий Ханне. – А я попрошу для тебя милосердия, и Всевышний дарует тебе сына лучшего, чем этот». «Об этом ребёнке я молилась, и исполнил Бог мою просьбу, – непреклонно сказала мать. – …И я вверяю его Богу на все дни его жизни».

2772-2870 A.M.
988-890 днэ
Илий (ивр. Эли) – первосвященник Скинии в Силоме (ивр. Шило) и верховный судья Израиля.

Происходил из рода Ифамара (ивр. Итамар), младшего сына первосвященника Аарона.

По свидетельству каббалистов, был новым воплощением души первосвященника Аарона.

В 2830 A.M. (930 днэ), за год до смерти Самсона (ивр. Шимшон), стал первосвященником Скинии в Силоме – первым из потомков Ифамара (ивр. Итамар). В тоже время он стал и верховным судьёй Израиля.

В первый же день своего первосвященства Илий увидел во дворе Скинии женщину, которая молилась настолько неистово и так горько плакала, что сначала он посчитал её пьяной. «Доколе будешь ты пьянствовать? – укорил он её. – Протрезвей от своего вина!» Но женщина, которую звали Ханна, объяснила ему, что она изливает душу Богу и рыдает перед Ним от великой скорби. «Иди с миром, – благословил её Илий, – и Бог Израиля да исполнит твоё желание, то, о чём ты у Него просила».

Илий был первосвященником (коэн гадол) Силома, предпоследним израильским судьёй (сменившимся только Самуилом) до правления царей Израиля и Иудеи.

Мегилот (Свитки)

Пять Свитков (Хамеш Мегилот). В синагогальном богослужении каждый из них прочитывается в определённые дни года. Однако, никто не воспрещает прочитывать их в обычные дни для изучения.

  • Шир hа-Ширим
  • Мегилат Рут
  • Коhэлет (Экклезиаст)
  • Эйха (Плач Иеремии)
  • Мегилат Эстейр

Родословная линия царя Давида

начиная с Иуды (ивр. Йеhуда), четвёртого сына праотца Иакова (ивр. Яаков) от Лии (ивр. Леа), своей первой жены

  • Иуда (2326-2444 A.M.; 1435-1317 днэ). Иуда (ивр. Иехуда) прожил 118 лет
  • Фарес (2368-2470 A.M.; 1393-1291 днэ). Фарес (ивр. Перец) прожил 102 года.
  • Есром (2408-2493 A.M.; 1353-1268 днэ). Есром (ивр. Хецрон) прожил 85 лет.
  • Арам (2428-2538 A.M.; 1333-1223 днэ). Арам (ивр. Рам) прожил 110 лет.
  • Аминадав (2447-2547 A.M.; 1314-1214 днэ). Аминадав (ивр. Амминадав) прожил 100 лет.
  • Наассон (2512-2607 A.M.; 1249-1154 днэ). Наассон (ивр. Нахшон) прожил 95 лет.
  • Салмон (2546-2636 A.M.; 1215-1125 днэ). Салмон (ивр. Салма) прожил 90 лет.
  • Вооз (2582-2670 A.M.; 1179-1091 днэ). Вооз (ивр. Боаз) прожил 88 лет.
  • Овид (2642-2776 A.M.; 1119-985 днэ). Овид (ивр. Овед) прожил 134 года.
  • Иессей (2678-2758 A.M.; 1083-1003 днэ). Иессей (ивр. Ишай) прожил 80 лет.
  • Давид (2718-1788 A.M.; 1043-973 днэ). Давид прожил 70 лет.

P.S. Сын Вооза и Руфи Овид, дед царя Давида, прожил 66 лет во Времена Судей Израильских, 40 лет – в царстве Саула и 28 лет – в царстве своего внука, который умер на 12 лет позже своего деда.