Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36
Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36
Monatsspruch April 2021: Christus ist Bild des unsichtbaren Gottes, der Erstgeborene der ganzen Schöpfung. Kolosser 1:15
Христос есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари. Кол 1:15
Russlanddeutsche ethnokulturelle Veranstaltung am Freitag 23.04.2021
Fürchte dich nicht, denn ich habe dich erlöst; ich habe dich bei deinem Namen gerufen; du bist mein! Jesaja 7:4
Наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твоё. Ис 7:4
Ist Gott für uns, wer kann wider uns sein? 1 Korinther 16:13
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 1Кор 16:13
23 апреля 2021 года, в пятницу третьей недели после Лютеранской Пасхи (Ostern) в Сиреневом зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения третьего – в связи с коронавирусной пандемией – в этом году этнокультурного немецкоязычного мероприятия данного формата собрались – в целях сохранения и совершенствования немецкого языка и традиций немецкой кухни и немецкого театра – 5 представителей немецко-лютеранского сообщества Казани, в т.ч. 3 российских немки:
- Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна
- Данилова Зоя Леонидовна
- Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
- Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
- Усенкова Лариса Николаевна
P.S. В настоящее время 7.8 миллиардов проживающих в 300 странах (государства и территории) представителей 7139 разделённых по языковому принципу народов (это разделение началось в год смерти скончавшегося на 240-ом году жизни 6-го послепотопного патриарха человечества Фалека в 1635 днэ, или в 2126 году от Сотворения мира (Anno Mundi), когда Всевышний в год акме прожекта царя Нимрода в строительстве Вавилонской башни вмешался в этот процесс, направив на стройплощадку 70 ангелов со спецзаданием, в результате чего последовали дивергенция языков и рассеяние народов); за год до смерти в 1634 днэ (в 2127 A.M.) сына Серуха и Мелки, 9-го послепотопного патриарха человечества Нахора, скончавшегося на 49-м году жизни своего внука Аврама, наречённого Всевышним через 51 год Авраамом) разделены ещё и по духовному принципу на последователей примерно 20 тысяч конкретных религий (начиная от 2 484 172 183 христиан, 1 941 018 638 мусульман и 1.208.013.562 нерелигиозных людей и атеистов планеты и кончая крохотными группами в несколько последователей той или иной племенной религии или свежесозданной секты), а также на по расовым (биологическим) признакам на 4 расовых (или надрасовых) ствола на основе представлений о древности формирования: тропический, южный, западный и восточный; внутри тропического ствола выделяются африканская и океанийская расовые ветви, внутри южного – континентальная и древнеиндонезнийская, внутри западного – кушитская, средиземная, средиземноморская и европейская, внутри восточного – уральская, сибирская, южноазиатская и американская.
В.Г. Дицем были к этому мероприятию были подготовлены дополнительные историко-теологические материалы – информация об отмечаемых сегодня Днях памяти святого мученика Георгия (Георга, Джорджа; Saint George) и епископа и мученика св. Адальберта Пражского, чьи имена внесены в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) с Днями памяти 23 апреля, т.е. сегодня.
Святой Георгий – христианский святой 4-го века, мученик. Родился в Каппадокии. Умер 23.04.303, Никомедия, Вифиния, Римская империя. Почитается в католицизме и православии (23 апреля, День Святого Георгия, или 6 мая по григорианскому календарю), в суннитском исламе, несторианцами, англиканами, лютеранами, умбанда, друзами, в сиро-малабарской церкви, коптами (праздник 23 Пармути, или 1 мая).
Атрибуты. Святой Георгий изображается одетым как крестоносец в латы или кольчугу, часто несущий копьё с крестообразным наконечником, верхом на белом коне, часто убивающий дракона.
И на греческом востоке, и на латинском западе изображен с Георгиевским крестом на доспехах, или со щитом, или со знаменем.
Покровительство. Покровительство Святого Георгия существует по всему миру. Святой Георгий, также Георгий Лиддинский, был христианином, признававшегося святым. Согласно традиции, он был солдатом римской армии; его родители были христианами греческого происхождения. Его отец, Геронтий, был служителем в Каппадокии. Его мать, Полихрония, была христианкой из города Лод в Палестине. Святой Георгий был солдатом каппадокийского греческого происхождения, членом преторианской гвардии римского императора Диоклетиана. Приговорён к смертной казни за отказ отречься от христианской веры. Он стал одним из самых почитаемых святых и великомучеников в христианстве, и его особенно почитали как святого воина со времён крестовых походов.
Агиография. Один из Четырнадцати Святых Помощников и один из самых выдающихся святых воинов; увековечен в легенде «Святой Георгий и Дракон». День Святого Георгия традиционно отмечается 23 апреля при использовании юлианского календаря Восточными Православными церквями.
Англия, Эфиопия, США, Каталония и Арагон в Испании и несколько других национальных государств, городов, университетов, профессий и организаций заявляют, что Георгий (Джордж) является их покровителем.
Мощи Святого Георгия захоронены в его могиле (саркофаг) в церкви Святого Георгия, Лод, Израиль.
Две основные версии легенды о Георгии и драконе, греческая и латинская, восходят к V или VI веку. Почитание святого с некоторой долей уверенности датируется пятым веком (возможно, ещё и четвёртым веком). Добавление легенды о драконе относится к одиннадцатому веку.
Папа Геласий I в 494 заявил, что Георгий был среди тех святых, «чьи имена справедливо почитаются среди людей, но действия которых известны только Богу».
Согласно легендам, за время мученической кончины Георгия в христианство обратилось 40 900 язычников, в том числе императрица Александра.
Ранний культ святого был локализован в Диосполисе (Лидде), в Палестине. Первое описание Лидды как места паломничества, где поклонялись мощам Георгия, – это Deitu Terrae Sanctae архидьякона Феодосия, написанное между 518 и 530 годами. К концу VI века центр его почитания перемещается в Каппадокию, что регистрируется в «Житии» святого Феодора Сикеонского, написанном в VII веке.
Ко времени ранних мусульманских завоеваний преимущественно христианского и зороастрийского Ближнего Востока существовала базилика в Лидде, посвящённая Георгию. Церковь была разрушена мусульманами в 1010 году, но позже была восстановлена и посвящена Георгию крестоносцами. В 1191 году во время конфликта, известного как Третий крестовый поход (1189–92), церковь снова была разрушена силами Саладина, султана династии Айюбидов (годы правления 1171–1193). Новая церковь была построена в 1872 году и стоит до сих пор; ежегодно 3 ноября отмечается праздник перенесения мощей святого Георгия на это место. В Англии он был упомянут среди мучеников монахом VIII века Бедой. Georgslied представляет собой адаптацию его легенды на древневерхненемецком, составленную в конце IX века. Самым ранним посвящением святому в Англии является церковь в Фордингтоне, Дорсет, которое регистрируется в завещании Альфреда Великого. Георгий не поднялся до положения «святого покровителя» Англии, однако, до 14 века, и он все ещё был скрыт Эдуардом Исповедником, традиционным покровителем Англии, до 1552 года. В царствование Эдуарда VI знамёна всех святых, кроме Георгиевских, были отменены в английской Реформации.
Вера в видении Георгия воодушевила франков в битве при Антиохии в 1098 году; подобное событие произошло в следующем году в Иерусалиме. Рыцарский военный Орден Сан-Жорди д’Альфама был учреждён королём Петром Католиком из Арагонской династии в 1201 и использовался в Генуэзской Республике, в Венгерское королевство (1326), и Фридрихом III, императором Священной Римской империи. Эдуард III Английский положил свой Орден Подвязки под знаменем Георгия, вероятно, в 1348 году. Летописец Жан Фруассар несколько раз наблюдал, как англичане взывали к Георгию (как боевой клич) во время Столетней войны.
После крестовых походов Джордж стал образцом рыцаря в литературных произведениях, в том числе в средневековых романах. В XIII веке Якобус де Воражин, архиепископ Генуи, составил Legenda Sanctorum (Чтения святых), также известный как Legenda Aurea (Золотая легенда). Его 177 глав (182 в некоторых изданиях) включают, среди многих других, историю Джорджа. После изобретения печатного станка книга стала бестселлером.
Утверждение Георгия как популярного святого и защитного гиганта на Западе, захватившее средневековое воображение, было закреплено официальным возвышением его праздника до уровня festum duplex на церковном совете в 1415. Дата, которая стала ассоциироваться с его мученической смертью, – 23 апреля. В позднесредневековой и ранней современной Англии празднование этого дня было широким от сообщества к сообществу; и в других местах не было единого «национального» празднования, что свидетельствует о популярном и народном характере культа Георгия и его местных изводов, поддерживаемых местными жителями, гильдией или братством под защитой Джорджа. Когда Английская Реформация резко сократила количество дней святых в календаре, День Святого Георгия был среди праздников, которые продолжали отмечаться.
В апреле 2019 в Сан-Хорхе (Остров Мадейра, Португалия) торжественно переданы реликвии Георгия как покровителя прихода. Во время празднования 504-летия основания, реликвии принёс новый епископ Фуншала Д. Нуно Брас.
Георгий известен на Ближнем Востоке как святой и пророк. Его почитание христианами и мусульманами заключается в его сложной личности, объединяющей нескольких библейских, коранических и других древних мифических героев.
Уильям Дэлримпл, изучавший литературу в 1999, сообщает, что Дж. Э. Ханауэр в своей книге 1907 года «Фольклор Святой Земли: мусульмане, христиане и иудеи» упомянул святыню в деревне Бейт-Джала, рядом с Вифлеемом, которую часто посещали христиане, считавшие её местом рождения Георгия, и некоторые евреи, считавшие её местом захоронения пророка Илии. Согласно Ханауэру, в его дни монастырь был «чем-то вроде сумасшедшего дома». Сюда забирали душевнобольных всех трёх вероисповеданий и сковывали цепями во дворе часовни, где их содержали сорок дней на хлебе и воде; восточно-православный священник то и дело читает над ними Евангелие, или организует порку, в зависимости от обстоятельств. В 1920-х годах, согласно Тауфику Ханаану, кажется, что «ничего не изменилось, и все три общины – христиане, мусульмане и иудеи – ещё посещали святыню и молились вместе».
Сам Далримпл посетил это место в 1995 году. «Находясь в Христианском квартале в Иерусалиме, я обнаружил, что это место очень живое. Имея на выбор все величайшие святыни христианского мира, кажется, что когда у местных арабских христиан возникали проблемы (болезнь или что-то более сложное), они предпочитают искать заступничества Георгия в его грязной маленькой святыне в Бейт-Джале. А не молиться в церкви Гроба Господня в Иерусалиме или в Храме Рождества в Вифлееме». Он спросил священника в святилище: «Много ли сюда приезжает мусульман?» Священник ответил: «Я вижу мусульман повсюду, в проходах, вверх и вниз».
Энциклопедия Британника цитирует Г.А. Смита, его «Историческую географию Святой Земли», стр. 164, где говорится: «Магометане, которые обычно отождествляют Георгия с пророком Илией, в Лидде смешивают его легенду с легендой о самом Христе.
Адальберт Пражский (лат. Adalbertus Pragensis, он же Войтех или Войцех (чеш. Vojtěch, польск. Wojciech); 955, Либице-над-Цидлиноу – 23 апреля 997, Пруссия) – епископ Праги (982-989, 993), христианский святой. Особо почитаем в Богемии, Польше и Венгрии. Ему приписывается авторство старейших известных чешских и польских духовных песен – «Господи, помилуй ны!» и «Богородицы» (Bogurodzica).
По происхождению Войтех принадлежал к могущественному чешскому княжескому роду Славниковичей. Его отец, князь Славник, был независимым правителем Зличанского княжества, богатым и, по утверждению хрониста Козьмы Пражского, счастливым человеком. У Войтеха было шесть братьев, один из которых, Радим (он же Гауденций), тоже стал известным религиозным деятелем и первым епископом Польши. Семья Войтеха жила в городе Либице над Цидлиною. Славниковичи были конкурентами Пржемысловичам в Богемии, и феодальная усобица между двумя княжескими домами обострилась как раз при жизни Войтеха.
В 970-973 годах Войтех поехал учиться в Магдебург. Его духовным наставником был Адальберт Магдебургский, который и дал ему при миропомазании имя своего небесного покровителя. Получив прекрасное образование в соборной школе Магдебурга и в школе монастыря св. Морица у знаменитого Оттериха, Адальберт-Войтех вскоре стал известен во всей Европе.
В 981 после смерти обоих наставников Адальберт вернулся в Прагу. В 982, после смерти Титмара, против желания он был избран пражским епископом и в 983 посвящён в сан. Жил добровольно в бедности, отличался благотворительностью, ревностным служением церкви и необычайной строгостью. Однако уже в 989 он сам сложил с себя сан епископа, после чего поселился отшельником в бенедиктинском монастыре св. Алексия в Риме.
Спустя четыре года, в 993, вопреки желанию пражского князя Болеслава II, Адальберт вернулся в Прагу с благословения Рима в качестве епископа. Через год он основал в пражском предместье Бржевнов первый в Чехии мужской монастырь. Его заслугой было создание в Чехии монашеских орденов, которые закладывали первые монастыри по всему королевству.
Адальберт также активно боролся с языческими верованиями, которые все ещё были сильны в Чехии. Эта деятельность отнимала у него много сил, а осознание своей высокой ответственности за поведение чешского народа делало епископство тяжёлым долгом. Примерно через год, встретившись со Страхквасом – родным братом князя Болеслава, избравшим духовную стезю и имевшим довольно высокий церковный сан, Адальберт предлагал ему свой епископский посох. Он объяснял, что не чувствует себя способным отвратить народ от идолопоклонства, полигамии, кровосмесительных союзов. По его мнению, человеку из рода Пржемысловичей управление своевольной паствой удалось бы значительно лучше.
Страхквас отверг предложение Адальберта, на что тот ответил, что в будущем Страхквасу все же придётся принять этот сан, но при значительно худших условиях.
В 995 феодальная усобица Славниковичей и Пржемысловичей приняла столь острые формы, что по приказанию Болеслава II было совершено нападение на Либице, защитники которой не смогли противостоять штурму. Четверо братьев Адальберта-Войтеха были убиты комитами из рода Вршовцев, который был предан Адальбертом проклятию за содеянное. Зличанское княжество было присоединено к владениям Пржемысловичей.
После трагедии Адальберт уже не мог оставаться в Праге и вторично удалился в Рим, где сблизился с Оттоном III. В 996 майнцский архиепископ Виллигиз потребовал, чтобы Адальберт вернулся к чехам. Папа Иоанн XV поддержал эту мысль, но разрешил Адальберту в случае непокорности чехов уехать к язычникам. Поскольку чехи отказались принять его, Адальберт навсегда покинул свою родину. Его преемником, как он и предсказывал, был назначен Страхквас. Однако последнему не удалось вступить в епископские полномочия, так как непосредственно во время посвящения в сан его постигла внезапная смерть.
После краткой миссии в Венгрии Адальберт поселился в Польше, любезно принятый великим князем Болеславом Храбрым, и весною 997 отправился со своим братом Гауденцием (Радимом) и другом Бенедиктом проповедовать христианство среди пруссов.
23 апреля 997 года он встретил свою смерть от рук прусских язычников неподалеку от нынешнего Калининграда. Вскоре после гибели епископа его останки были выкуплены Болеславом Храбрым, причём вес выплаченного золота равнялся весу мощей великомученика, и положены в соборе в Гнезно. Уже спустя два года после своей смерти Войтех был канонизирован папой Сильвестром II. Канонизация была приурочена к основанию в Гнезно первого польского архиепископства.
По одной версии мощи св. Войтеха остались в соборе в Гнезно, по другой – они были в 1039, во время военного похода в Польшу чешского князя Бржетислава I, торжественно перенесены в Прагу и уложены в ротонде св. Вита в Пражском граде. Позже были перенесены князем Спитигневом II в построенную на этом месте базилику, освящённую именами святых Вита, Вацлава и Войтеха. И, наконец, мощи были уложены в кафедральном соборе в Пражском граде.
В 1997 в тысячелетнюю годовщину мученичества св. Адальберта прошли юбилейные торжества в Чехии, Польше, России и других странах. К этой годовщине был приурочен визит папы Иоанна Павла II в Чешскую республику. В Калининградской области на предположительном месте мученичества св. Адальберта в 10 километрах от Балтийска был установлен крест.
Память св. Адальберта в Католической и Православной церкви – 23 апреля.
Самые известные биографы св. Адальберта, написавшие первые версии его жития:
- Иоанн Канапариус (в 999);
- Бруно Кверфуртский (в 1001-1004).
Лютеране Германии вспоминают 23 апреля, что в этот день в далёком 1586 году родился Мартин Ринкарт, или Ринккарт (*23.04.1586, Эйленбург – 8.12.1649), немецкий лютеранский священник и гимнолог, наиболее известный по тексту «Теперь благодарим все нашего Бога» (Nun danket alle Gott), который был написан ок. 1636. Он был положен на музыку Иоганном Крюгером около 1647 и переведён на английский язык в XIX веке Кэтрин Винкворт.
Ринкарт был дьяконом в Эйслебене и архидиаконом в Эйленбурге, где он родился и умер. Он служил там во время Тридцатилетней войны и тяжёлой чумы в 1637 году.
Древний Славянский календарь
Сегодня 23.04.2021
Лето от С.М.З.Х.: | 7529 | Число Месяц: | 12 Элетъ |
Лето в Круге Жизни: | 9 | День недели: | Тритейникъ |
Круголет: | Змей | Чертог: | Тур |
Стихия: | Древо | Покровитель: | Крышень |
Цвет: | Зелёный | Дерево: | Осина |
Сегодня третий день 9-дневной древнеславянской недели, называющейся тыждень. Этот день тыждня – наряду с 7-ым и 9-ым днями – является днём отдыха и находится под покровительством Земли Перуна (Юпитера).
По календарю народа Божьего 23 апреля 2021 года по григорианскому календаря соответствует 11 ияра 5781 года. Это 26-й день Омера.
Отсчёт Омера (ивр. а-Омер, отсчёт до возношения снопа) – в иудаизме устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот. Требование отсчёта омера содержится в заповеди Торы отсчитывать 49 дней, начиная со дня принесения в Иерусалимском храме жертвы, состоящей из ячменного омера (снопа), до дня принесения в жертву пшеницы на Шавуот. Отсчёт Омера начинается на второй день Песаха и завершается в день перед праздником Шавуот («пятидесятым днем»).
Отсчёт дней омера отражает духовную подготовку и ожидание дарования Торы, данной Богом на горе Синай в начале месяца сиван – примерно в то же время, когда празднуется Шавуот. В книге «Сефер ѓа-Хинух» говорится, что еврейский народ был освобождён из Египта только для того, чтобы получить Тору и исполнять её заповеди, поэтому счёт омера показывает, насколько еврей хочет принять Тору.
Происхождение традиции
Заповедь отсчёта омера приведена в Книге Левит 23:15-16:
15. И сочтите себе от другого дня после покоя, со дня принесения вами омера проведения, семь недель; полными будут они.
16. До следующего дня после седьмой недели сочтите – пятьдесят дней; и принесите новое хлебное приношение Господу.
Омер – библейская единица измерения объёма зерна. На второй день Песаха в знак разрешения есть зерно из нового урожая в Храме приносился в жертву омер ячменя. На 50-й день после начала отсчёта, соответствующий празднику Шавуот, в жертву приносились два хлеба из нового урожая пшеницы.
В мидраше (паршат Эмор) объясняется, что когда Сыны Израиля выходили из Египта, Моисей объяснил им, что через 49 дней после исхода им будет дана Тора. Народ был так взволнован предстоящим после физического освобождения из Египта духовным освобождением, что отсчитывал дни вплоть до дарования Торы у подножия горы Синай.
Правила отсчёта
После наступления ночи (примерно через 30 минут после захода солнца), человек, отсчитывающий омер, произносит следующее благословение:
«Барух ата, хашем, Элокейну, Мелех ха-Олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану аль сфират ха-омер!» («Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и давший нам повеление о счёте [дней после принесения] омера!».
Затем произносится счёт омера в полных днях, а также неделях и днях: например, на 23-й день омера счёт будет следующим: «Сегодня двадцать три дня, что составляет три недели и два дня омера». Отсчёт производится на древнееврейском языке. Согласно Ѓалахе, благословение можно произнести только в течение ночи. Если человек вспомнит о счёте утром или после обеда следующего дня, счёт производится без благословения. Если кто-то забыл посчитать день, он может продолжить отсчитывать следующие дни, но уже без благословения.
В продаже имеются специальные календари для отсчёта омера, которые могут иметь различную форму: от декоративных шкатулок со встроенным свитком, показывающим счёт для каждого дня через небольшое отверстие, до отрывных и настенных календарей. Календари омера часто вешаются в синагогах для удобства молящихся, отсчитывающих омер вместе с общиной в конце вечерней службы. Существуют счётчики омера для персональных компьютеров, производится рассылка на мобильные телефоны посредством СМС.
Символизм
Период Омера считается подходящим временем для духовного роста – человек должен работать над одной из миддот (хороших черт) путём размышлений и развития одной из них в каждый из 49 дней омера.
Процесс духовного роста и развития характера в этот период сравнивается с двумя типами зерна, приносимыми в жертву в Песах и Шавуот. В древности ячмень был кормом для животных, а пшеница – пищей человека. В египетском рабстве евреи достигли почти необратимой точки духовного падения, поэтому Исход в Песах не являлся их заслугой, а был подарком, подобно корму для животных, от которых не ожидается развития их духовного потенциала. Однако в следующие сорок девять дней еврейский народ работал над собой, чтобы принять Тору за свои собственные заслуги: получение Торы требовало духовного роста и объединения усилий всех евреев, поэтому в Шавуот в жертву приносится «человеческая пища».
В Каббале каждая из семи недель отсчёта омера связана с одной из семи нижних сфирот: хесед, гвура, тиферет, нецах, ѓод, йесод и мальхут. Каждый день недели также связан с одной из этих сфирот, что даёт в результате сорок девять комбинаций: например первый день омера это «хесед в хеседе», второй – «гвура в хеседе», первый день второй недели – «хесед в гвуре», второй день второй недели – «гвура в гвуре», и т.д. Каждая из этих комбинаций символизирует черту характера, которая может быть исправлена или развита.
Дни омера являются также благоприятным временем для изучения Пиркей Авот 6:6, где перечислены сорок восемь условий постижения Торы. Рав Аарон Котлер объясняет, что в каждый из сорока восьми дней отсчёта омера можно изучать по одному «условию», а на сорок девятый день следует повторить их целиком.
Полутраур
Период отсчёта омера является временем полутраура: запрещено стричь волосы, бриться, слушать живую инструментальную музыку, а также проводить свадьбы и развлекательные мероприятия. Традиционно это объясняется памятью о гибели 24000 учеников рабби Акивы: согласно Талмуду, в дни отсчёта омера 12000 пар учеников были умерщвлены за неуважение друг к другу. По мнению некоторых авторитетов, в действительности это является зашифрованным намёком ранних талмудистов на участие учеников рабби Акивы в восстании против римского владычества.
Раввин Йехиэль Михаэль Эпштейн, автор книги Арух ха-Шульхан, утверждает, что траурный период увековечивает также память евреев, убитых в результате крестовых походов, погромов и кровавых наветов, происходивших в Европе в течение 1000 лет после периода рабби Акивы.
Тридцать третий день отсчёта омера, Лаг ба-Омер, считается днем прекращения эпидемии (и/или появления надежды на победу восстания), поэтому в этот день все правила траура отменяются (однако, некоторые сефардские общины продолжают траур до 34 дня омера, который считается у них днём радости и праздника). У испанских и португальских евреев этот обычай отсутствует. Многие религиозные сионисты бреются и выполняют другие действия, обычно запрещённые в траур, в Йом ха-Ацмаут (День независимости Израиля), и затем не бреются до конца траурного периода омера. Некоторые евреи в период омера бреются в пятницу после обеда, чтобы быть опрятными для встречи Субботы.
На практике, период и степень траура евреями различен, и во многом, это зависит от семейных и общинных традиций.
В некоторых семьях слушают музыку в пасхальную неделю, а затем начинают период траура до Лаг ба-Омера.
Некоторые сефардские еврейские семьи начинают период траура с первого дня месяца ияр, и продолжают его тридцать три дня до третьего сивана.
Среди многих жителей Иерусалима распространён обычай соблюдать траур в течение всего периода отсчёта омера, за исключением дня Лаг ба-Омер и трёх последних дней отсчёта.
Лаг ба-Омер
Лаг ба-Омер считается днём прекращения эпидемии, поразившей учеников рабби Акивы. Кроме того, на Лаг ба-Омер приходится йорцайт (годовщина смерти) рабби Шимона бар Иохая – ученика рабби Акивы и одного из величайших знатоков Торы своего поколения, считающегося автором каббалистического труда «Зоѓар». В память о нём в Лаг ба-Омер зажигаются костры, устраиваются пикники, шествия и свадьбы. Данный обычай особенно распространён среди хасидов и изучающих каббалу.
В караизме
Караимы начинают отсчёт омера в день после Шаббата, а не 16 нисана.
Лаг ба-О́мер – иудейский праздник. Отмечается в 33-й день Омера (18 ияра). Смысл названия: 33-й день по Омеру, счёту дней от Песаха до Шавуота.
В этот день прекратили умирать ученики Рабби Акивы (но 24 000 из них уже умерли). В этот же день умер рабби Шимон Бар Иохай, величайший ученик Рабби Акивы и автор книги Зоар.
Обычаи праздника
Вечером после захода солнца принято разводить костры в честь рабби Шимона бар Иохая, плясать и петь песни. Ночью многие ездят на могилу рабби Шимона на горе Мерон. Этот обычай особенно соблюдается хасидскими общинами и изучающими Каббалу.
Детям, которым исполнилось 3 года, делают традиционное срезание волос (халаке) на горе Мерон.
Принято также играть в лук со стрелами в память воинов Бар Кохбы.
По сефардскому обычаю, в этот день прекращают траур по ученикам рабби Акивы и устраивают свадьбы, для тех, кто наметил жениться с Песаха. По ашкеназскому же обычаю, траур по ученикам рабби Акивы и еврейским общинам прирейнской области только прерывается на этот день и затем продолжается далее с новой силой до самого праздника Шавуот (некоторые прекращают траур за три дня до праздника Шавуот). Хабадники устраивают в этот день массовые шествия по центральным городам.
Даты
В последние годы ночь праздника 18 ияра приходилась на:
- 2011: ночь с субботы 21 на воскресенье 22 мая
- 2012: ночь со среды 9 на четверг 10 мая
- 2013: ночь с субботы 27 на воскресенье 28 апреля
- 2014: ночь с воскресенья 18 мая на понедельник 19 мая
- 2017: ночь с субботы 13 мая на воскресенье 14 мая
- 2018: ночь со среды на четверг 2 мая
- 2019: ночь со среды 22 мая на четверг 23 мая
- 2020: ночь с понедельника 11 мая на вторник 12 мая
- 2021: ночь с четверга 29 апреля на пятницу 30 апреля
P.P.S. 29 апреля 2021 года по меньшей мере 44 человека погибли и десятки тяжело ранены в давке во время ежегодного паломничества на могилу Шимона бар Иохая на горе Мерон во время Лаг ба-Омер. Кабинет министров в 2021 году не ограничил число участников, а в 2020 году, с учётом коронавирусной пандемии, число участников церемонии было ограничено тысячью человек. При этом, по оценке организаторов, всего на подходах к горе в ночь на 30 апреля собралось не менее 100 000 человек (в основном евреи-харедим). Затор на скользкой горе привёл к давке с многочисленными жертвами.
По народно-православному календарю 23 апреля (10 апреля по старому стилю) православная церковь чтит память Терентия Африканского (Карфагенского), Петрийского. Другие названия праздника: Терентьев день, День солнцезахода, День кающихся жен.
Святой Терентий жил в III веке в Африке. После того как император-язычник Декий издал указ об обязательном принесении жертв идолам, он и его дружина отказались это делать. Правитель Африки Фортуниан приказал заточить Терентия и трёх его друзей. Попытка принудить других заключённых к отречению от христианства не увенчалась успехом. Когда их привели к языческому храму, и правитель лично предложил принести дары идолам, мужественные мученики призвали на помощь Бога. В ту же минуту истуканы зашатались, и капище разрушилось. Фортуниан увидел это, разгневался и приказал всех обезглавить. После этого правитель отдал приказ привести Терентия и его друзей. Он показал им убитых и в последний раз предложил отречься от христианской веры. Мученики в очередной раз отказались. Их морили голодом, напускали на них змей. Господь послал к ним ангела, который освободил мучеников от оков, утолил их голод и оградил от гадов. Фортуниан понял, что он проиграл этот бой и приказал обезглавить мучеников.
Традиции и обряды
По народным поверьям, если солнце при восходе 23 апреля было окружено дымкой, можно было ожидать в этом году хорошего урожая хлеба. А если при восходе небо вокруг солнца оказывалось ясным, ничего приятного это не сулило. Крестьяне считали, что в таком случае им придется перепахивать землю и сеять хлеб заново, потому что после первой высадки ничего не взойдёт.
К этому времени устанавливалась теплая погода, которая превращала тающий снег в грязное чавкающее месиво. В разгаре было весеннее бездорожье, повсюду текли ручьи, глина и почва размягчались. По этой причине день называли «невыездным», что значит «в дальний путь лучше не пускаться». В народе говорили: «На Терентия дорога рушится»; «Кругом грязь – ни проехать, ни пройти».
По народному поверью, 23 апреля согрешившая жена должна обязательно покаяться. Но это не нужно воспринимать как универсальное средство. Прощена будет только та, которая искренне раскаивается в содеянном грехе, желает наладить отношения с мужем и восстановить мир в семье.
Приметы и поговорки
Терентий – день солнцезахода. Если утром туман против солнца, то скоро обязательно пойдёт дождь. Если с утра солнце в дымке – значит, следует ожидать хорошего урожая, а если небо чистое – урожай будет плохим. Чем дольше солнце будет в дымке, тем больше урожая будет собрано осенью. Ясное чистое небо и яркое солнце на Терентия означает, что можно приступать к обработке озимых полей. На орешнике появились серёжки – земля больше не промёрзнет. Если в этот день появлялись молодые паучки, то это означало окончательное тепло, а сидящие высоко старые пауки предсказывали заморозки.
Именины 23 апреля:
Фёдор, Александр, Дмитрий, Терентий, Григорий, Максим.
Лютеране Германии почитают в этот День память ещё двух христиан:
- Liderdichterin Hedwig von Redern (*23.04.1856-†22.05.1935);
- Blindenmissionar Ernst J. Christoffel (†1955).