Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниБиблейские чтения 21.04.2021
Библейские чтения 21.04.2021

Библейские чтения 21.04.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch April 2021: Christus ist Bild des unsichtbaren Gottes, der Erstgeborene der ganzen Schöpfung. Kolosser 1:15

Христос есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари. Кол 1:15

Bibelstunde am Mittwoch 21.04.2021: Siehe, ich habe dich geprüft im Glutofen des Elends. Jesaja 48:10

 Вот, Я испытал тебя в горниле страдания. Ис 48:10

Selig seid ihr, wenn euch die Menschen hassen und euch ausstoßen und schmälen und verwerfen euren Namen als böse um des Menschensohnes willen. Freut euch an Jenem Tage und tanzt; denn siehe, euer Lohn ist groß im Himmel. Lukas 6:22-23

 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Лк 6:22-23

21 апреля 2021 года в Сиреневом зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – в Катеринин день по юлианскому календарю) для проведения двенадцатых в этом году библейских чтений в очном формате, после долгой коронавирусной паузы) встретились 3 казанских немца-лютеранина немецкой традиции:

  • Горн Давыд Яковлевич – пастор
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович

Тема сегодняшних чтений – вновь 10-я глава Евангелия от Иоанна.


К сегодняшнему собранию казанских лютеран немецкой традиции Виктором Георгиевичем Дицем были подготовлена информация об отмечаемом нами – казанскими лютеранами немецкой традиции – сегодня Днём памяти видного христианина, чьё имя внесено с Днём памяти именно в этот календарный день 21 апреля, т.е. именно сегодня, в (международный) Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) – речь идёт об архиепископе Кентерберийском Ансельме Кентерберийском.

Ансельм Кентерберийский (примерные годы жизни 1033 – 1109) – известный теолог, философ и богослов католической церкви.  С 1093 года служил архиепископом Кентерберийским (Англия). После смерти был канонизирован как святой; день святого отмечается 21 апреля.

Ансельм Кентерберийский (лат. Anselmus Cantuariensis; в Италии известен как Ансельм из Аосты, итал. Anselmo d’Aosta, фр. Anselme d’Aoste, Anselme du Bec или Anselme de Cantorbéry; 1033, Аоста, Италия – 21 апреля 1109, Кентербери, Англия) – католический богослов, средневековый философ, архиепископ Кентерберийский (с 1093).

Представитель реализма и один из основоположников схоластики. Доказывал возможность доказательства бытия Бога с помощью онтологического доказательства, им же впервые и сформулированного в трактате «Proslogion» (1077-1078).

Канонизирован Католической церковью в 1494 году. Упоминается Данте Алигьери в разделе «Рай» в «Божественной комедии».

Ансельм родился в 1033 году в состоятельной семье в Аосте, у перевала Большой Сен-Бернар. Его отец Гундульф происходил из Ломбардии, мать Эрменберга родилась в Аосте и состояла в родственных отношениях с Савойским домом. Её родственник Ансельм был епископом Аосты (умер в 1026 году). В 1032 после смерти короля Бургундии Рудольфа III Аоста оказалась в вассальной зависимости от короля Савойи Гумберта I Белорукого. Семья не была богатой, и Ансельм не мог рассчитывать ни на солидное наследство, ни на сколь-либо гарантированное положение. Известно, что у него была сестра Ричеза (её муж Бургундиус позже участвовал в Первом крестовом походе).

В 15 лет Ансельм решил стать монахом, но отец ему запретил это делать. Вскоре Ансельм пересёк Альпы и несколько лет провёл в Бургундии. У него не было какой-то определённой цели, он «искал себя». После странствий от монастыря к монастырю, обучения в различных церковных школах Франции Ансельм в 1060 перебрался в Бекский монастырь в Нормандии, один из главных религиозных центров того времени. Его приором был знаменитый тогда Ланфранк. В 1060 Ансельм вступил в бенедиктинский орден, и вскоре достиг поста приора, а в 1078 году был избран аббатом.

В Беке Ансельм написал свои первые философские работы «Monologion» и «Proslogion», принёсшие ему европейскую известность и высокую репутацию в сфере богословия. Бекский монастырь, благодаря покровительству Ланфранка, ставшего архиепископом Кентерберийским, превратился в одну из наиболее влиятельных церковных организаций англонормандской монархии со значительными владениями в Англии. В качестве аббата Ансельм неоднократно посещал Британию и вскоре стал рассматриваться как естественный преемник Ланфранка на посту архиепископа. Однако, когда в 1089 последний скончался, король Вильгельм II не стал спешить замещать пост примаса Англии, пользуясь доходами с земель Кентерберийского архиепископства, которые по феодальному праву в отсутствие епископа принадлежали королю. Лишь спустя четыре года, в 1093 году, когда Вильгельм II тяжело заболел и находился при смерти, он, вероятно, под грузом своих грехов, дал согласие на избрание Ансельма архиепископом. Сам Ансельм, бывший в то время в Англии, пытался отказаться от этого поста, но, несмотря на его протесты, избрание состоялось.

Конфликт с Вильгельмом II

Хотя к моменту своего назначения архиепископом Ансельм был уже авторитетным богословом и выдающимся религиозным деятелем, качествами государственного деятеля он не обладал в той мере, как его предшественник Ланфранк. Став архиепископом и примасом Англии, Ансельм не смог наладить сотрудничество светской и церковной власти государства и защитить финансовые интересы религиозных институтов Англии от посягательств короля Вильгельма II. По характеру мягкий, в вопросах религии и канонического права он был бескомпромиссным и не желал идти на уступки светской власти, испытывающей острый дефицит денежных ресурсов. Положение осложнял тот факт, что король Вильгельм II был полной противоположностью архиепископа: циничным, жестоким и неразборчивым в средствах для усиления королевской власти.

Вскоре после выздоровления короля между ним и Ансельмом вспыхнул конфликт. Архиепископ потребовал возвращения церковных земель, отнятых светской властью после смерти Ланфранка, решающего слова в делах английской церкви и признания папой римским Урбана II. Если первое требование было удовлетворено королём, то согласиться на отказ от права королей единолично определять, какой папа будет признан в Англии, Вильгельм II не мог. Общественное мнение и сам король склонялись к признанию антипапы Климента III, однако Ансельм, уже поддержавший Урбана II в бытность аббатом Бека, оставался верен Урбану. С течением времени конфликт короля и архиепископа усиливался. Между ними возникли новые трения: по вопросу вклада церкви в финансирование военных кампаний Вильгельма II, по поводу нравов, царивших при дворе короля, известного своими гомосексуальными наклонностями. Вскоре Ансельм и Вильгельм окончательно разорвали отношения, причём король открыто заявлял о своей ненависти к архиепископу. В этом конфликте английское духовенство выступило на стороне короля, что показал собор в Рокингеме 25 февраля 1095 года, на котором Ансельм выступил с позиции примата папской власти над королевской. Более того, Вильгельм де Сен-Кале, епископ Даремский, даже потребовал смещения архиепископа и его изгнания из страны.

Вильгельм II тем временем обратился к папе Урбану II с предложением объявить о его признании в Англии взамен на лишение Ансельма сана архиепископа Кентерберийского. В мае 1095 года в Англию прибыл папский легат кардинал Вальтер Альбанский. От имени Урбана он предоставил королю исключительную привилегию, согласно которой без согласия монарха в Англию не мог быть послан ни один священник с легатскими полномочиями. В ответ Вильгельм II официально признал Урбана II папой римским. Однако, добившись своей цели, Вальтер Альбанский отказался обсуждать вопрос о смещении Ансельма и передал архиепископу паллий. Это не способствовало урегулированию противоречий между светской и церковной властью в стране. Король продолжал унижать и игнорировать архиепископа, а в то же время однозначной поддержки папы в своей борьбе за чистоту нравов при дворе Ансельм не нашёл. В ноябре 1097 Ансельм без разрешения короля покинул Англию и направился в Рим. Это означало его поражение и изъятие доходов архиепископства Кентерберийского в королевскую казну.

В Риме Ансельма ожидал торжественный приём. Папа обращался с ним, как с равным. На некоторое время архиепископ обосновался в монастыре Сан-Сальваторе в Телезе, недалеко от Беневенто, где завершил свой фундаментальный труд «Cur Deus Homo». В октябре 1098 Ансельм участвовал в церковном соборе в Бари, а в 1099 году – в Риме, на которых были приняты постановления против симонии, светской инвеституры и браков священнослужителей. Однако, несмотря на почтение, оказываемое Ансельму в среде высшего католического духовенства Италии, ему не удалось добиться поддержки Урбана II в своём конфликте с королём Англии. Папа отказался отлучить Вильгельма II от церкви. Раздосадованный Ансельм удалился в Лион, где и оставался в гостях у своего друга архиепископа Гуго до смерти короля Вильгельма, последовавшей в 1100 году.

Борьба против светской инвеституры

После вступления в 1100 на английский престол Генриха I Ансельм был приглашён вернуться на пост архиепископа Кентерберийского. 23 сентября 1100 он прибыл в Англию. К этому времени архиепископ стал ярым сторонником клюнийской реформы, поэтому он отказался принять светскую инвеституру на церковные земли от короля. Это вызвало новый кризис в английской церкви. Генрих I, хотя и признавал богословские таланты Ансельма, и питал к нему глубокое уважение, не желал отказываться от древнего права английских королей на инвеституру священнослужителей. Попытка достичь компромисса не увенчалась успехом из-за резкой позиции, занятой в этом вопросе папой Пасхалием II, противником любого вмешательства светской власти в назначение епископов. В 1101 Ансельм лично отправился в Рим на переговоры с папой, однако потерпев неудачу, не стал возвращаться в Англию: исполнение функций архиепископа Кентерберийского без согласия короля было невозможным. Ансельм вновь поселился в Лионе.

Положение осложнилось в 1105, когда папа отлучил от церкви английских епископов, получивших инвеституру от Генриха I. Ансельм также пригрозил отлучением самому королю. Это вынудило Генриха пойти на соглашение. 22 июля 1105 года в нормандском городе Лэгль состоялась личная встреча короля и архиепископа, на которой Генрих согласился вернуть Ансельму доходы с церковных земель взамен на признание епископов, получивших светскую инвеституру. Хотя папа был против такого компромисса, переговоры продолжились. Большое влияние на примирение враждующих сторон оказала сестра короля Адела Нормандская, которая была близка с Иво Шартрским, одним из наиболее авторитетных церковных деятелей Европы начала XII века, который выступал за допущение участия светской власти в процесс назначения епископов. В 1107 стороны достигли соглашения, которое позднее легло в основу и Вормского конкордата, завершившего борьбу за инвеституру в Германии: король отказался от права духовной инвеституры кольцом и посохом, но сохранил право требования оммажа за земельные владения прелатов. Хотя король признал, что выборы епископов должны быть свободными, однако на практике продолжал оказывать неофициальное влияние на определение кандидатур на замещение вакантных церковных кафедр. Более того, по всей видимости, Ансельм согласился на то, что оммаж королю прелаты должны были приносить до рукоположения, что в будущем дало монархам Англии решающий голос в процессе назначения высшего духовенства страны.

Смерть и канонизация

После урегулирования проблемы инвеституры, Ансельм в 1107 вернулся в Англию. Он утвердил епископов, выбранных королём, и оставшиеся два года жизни провёл в Кентербери, занимаясь текущими делами английской церкви. Он скончался 21 апреля 1109 года. В 1494 Ансельм был канонизирован папой Александром VI. В 1720 Климент XI провозгласил Ансельма Учителем Церкви. День памяти Святого Ансельма – 21 апреля – празднуется в католической, англиканской и лютеранской церквях.

Доказательства бытия Бога

Ансельм считал веру основой рационального знания.

Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога).

Всё стремится к Благу – но Бог и есть Абсолютное Благо

Всё ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог.

Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог.

Бог как совершенство

Бог превосходит по величине всё мыслимое. Значит, он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что Он есть – то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе).

«Юридическая» теория Искупления

Ансельм считается первым, кто систематически изложил суть христианского учения об Искуплении в юридических терминах, хотя тенденции к их использованию проявлялись уже во II-III веках. В трактате «Cur Deus homo» («Почему Бог стал человеком») оно излагается так:

Первородный грех – преступление против Божественного миропорядка, а следовательно, оскорбление Бога.

Так как Бог – бесконечно великое Существо, оскорбление Его следует считать бесконечно великим.

Нужно было удовлетворение за грех, которое даже всё человечество, будучи ограниченным и греховным, не может принести.

Только Сам Бог, как Существо бесконечное, может принести удовлетворение и приносит его (в лице Сына Божия), пострадав на Кресте, для чего и вочеловечился.

Теория Ансельма привлекла внимание многих русских богословов в связи со спорами о том, насколько соответствует Православию учение об Искуплении, господствовавшее в Синодальный период, в частности, в связи с заявлениями о проникновении в православное богословие «чуждых ему латинских учений». Впрочем, богословие Синодального периода не сводилось к теории Ансельма, а включало в себя и учение об исцелении от греха человеческой природы благодатью. Так, некоторые богословы (например, митр. Антоний (Храповицкий) считали, что «юридизм» вообще не выражает сути Искупления и является лишь отражением феодальных обычаев сатисфакции, имеющих языческое происхождение; другие (например, Лосский В.Н.) – что ошибка Ансельма была не в использовании юридических образов, а в том, что это всего лишь образы, а не выражение самой таинственной сути Искупления; третьи (например, протопресв. Михаил Помазанский), считали, что католическое понимание является суженным и односторонним по сравнению с православным, но понятие «удовлетворения» всё же не чуждо Православия или (напр., Айвазов И.Г.) решительно отстаивали традиционность богословия Синодального периода.


Ещё об Ансельме

Ансельм родился в благородной семье в Аосте или в её окрестностях в Верхней Бургундии (территория современной Италии). Отец Ансельма имел суровый и жестокий характер, мать же была терпеливой и благочестивой женщиной.

В возрасте пятнадцати лет Ансельм хотел уйти служить в монастырь, но местный аббат отказал ему в этом желании, так как отец Ансельма не дал на это согласия. Молодой человек перенёс огромный стресс, который вылился в телесную болезнь. Однако вскоре после выздоровления он отказался от своего желания служить Богу и какое-то время жил беззаботной жизнью.

После смерти матери отец Ансельма покаялся в своём прежнем довольно неправедном образе жизни и стал настолько страстным верующим, что жизнь рядом с фанатиком стала для молодого Ансельма невыносимой. Ансельм в возрасте 23 лет покинул отчий дом. Долгое время он провёл в поисках себя. После странствий от монастыря к монастырю и обучения в различных церковных школах Франции, в 1060 молодой человек перебрался в Нормандию в аббатство Бек, где вскоре стал приором, а в 1078 был избран аббатом.

Основные сочинения Ансельма Кентерберийского

Ансельма Кентерберийского часто называют «самым ярким и проницательным умом между Святым Августином и Святым Фомой Аквинским», а также «отцом схоластики».

Сочинения Ансельма являются одновременно философскими и богословскими, поскольку в них автор стремится представить христианские принципы веры, традиционно воспринимаемые как неоспоримую истину, в виде рациональной системы.

Ансельм также анализирует феномен языка, тщательно изучая смысл религиозных терминов. Он и последовавшие за ним мыслители, такие, как Пьер Абеляр и Гильом из Конша, были настоящими новаторами в западной философии в логике, семантике, этике, метафизике и других областях философского богословия.

Стилистически сочинения Ансельма Кентерберийского представлены в 2 основных формах – диалогах и медитациях.

Основные сочинения Ансельма Кентерберийского: «Монолог», «Прибавление к рассуждению», «Диалог о грамматике».

В философии продолжал скорее платоновскую, нежели аристотелевскую традицию.

Основная проблема его творчества – соотношение веры и разума. Данную проблему Ансельм Кентерберийский решал с позиций августинианства – «верю, чтобы понимать», то есть вера предшествует разуму.

По мнению Ансельма Кентерберийского, разум может прояснить истину, содержащуюся в положениях веры с помощью диалектики. Он считал, что все истины откровения можно рационально доказать.

Ансельм Кентерберийский: Онтологическое доказательство существования бога

Попытки Ансельма Кентерберийского рационально доказать многие христианские догматы привела к появлению так называемого ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА.

Ансельм постулировал необходимость существования такого объекта, выше которого ничего помыслить нельзя. Из понятия Бога как максимального совершенства Ансельм Кентерберийский выводил реальность его бытия.

Ансельм Кентерберийский говорил, что если люди воспринимают Бога как совокупность всех лучших качеств, всех совершенств (он вечен, бесконечен, всеблаг, всеведущ и пр.), то он должен обладать и предикатом существования, иначе все совершенства Его окажутся мнимыми.

Ансельм Кентерберийский: этические вопросы философии

Ансельм Кентерберийский уделял внимание также и другим этическим вопросам, таким как свобода воли и свобода выбора.

Его философскую позицию можно описать как позицию КРАЙНЕГО РЕАЛИЗМА. Его позиция многократно подвергалась философской критике, начиная от его современников и до Канта.

Значение Ансельма Кентерберийского в христианском богословии

Значение Ансельма Кентерберийского в христианском богословии можно определить двумя базовыми направлениями:

— рационализация августинианства,

— разработка концептуальной основы схоластической философии.


Древний Славянский календарь

Сегодня 21.04.2021

Лето от С.М.З.Х.:7529Число Месяц:10 Элетъ
Лето в Круге Жизни:9День недели:Понедельникъ
Круголет:ЗмейЧертог:Тур
Стихия:ДревоПокровитель:Крышень
Цвет:ЗелёныйДерево:Осина

По календарю народа Божьего, 21 апреля 2021 года по григорианскому календарю соответствует  9 ияра 5781 года Anno Mundi; это 24-й день Омера.


Православный мир поминает 21 апреля апостолов Родиона, Агава, Асинкрита, Ерма и Флегонта. По русскому народному (народно-православному) календарю этот день зовётся Родион-ледолом. Крестьяне по тому, каким выдастся этот день, определяли погоду на всё лето.

В старину поговаривали, что «На Руфу земля рухнула» Подразумевали, что холода отступили, и земля размякла, потому что начала прогреваться. Считалось, что в этот день на небе встречается Луна с Солнцем. И если их встреча пройдет удачно, то в результате растает лёд на реках. Что объясняет происхождение названия праздника – Родион-ледолом.

Иначе в народе ещё говорили Родион-ревучие воды и Родион-ледокол. Всё это точно характеризовало погодные условия 21 апреля.

Понять, что лето окажется ненастным, пытались по тому факту, что день выдался непогожий и пасмурный. Если стоит ясная погода, то все летние месяцы порадуют теплом.

Не стоит затевать уборку в жилище. Есть вероятность разбудить Домового. Обычно он смирный, бережёт дом и имущество хозяев. Но если его разозлить, то Домовой начнет пакостить. После этого может сам включаться и выключаться свет, открываться окна и двери, пропадать вещи.

В старину в Родионов день не набирали воду из отрытых источников. Полагали, что в этот день Водяной занят подсчётом своих богатств. Кто его потревожит, того он накажет. Защитить себя от неприятных последствий старались простым способом: запасались водой для хозяйственных нужд накануне днём.

Не принято в этот праздник ходить на рыбалку. Суеверные рыбаки верят в приметы и знают, что 21 апреля не подходит для тихой охоты.

Есть риск не только без улова остаться. Но и домой не вернуться. Потому что разгневанный Водяной утащит рыбака на дно.

Выходя из дома на улицу, люди низко кланялись земле. Так они выражали ей своё почтение. Прощались с зимой, ведь на Родиона-ледолома она окончательно отступает. Боялись, что если с ней не попрощаться, то холода могут вернуться.

Приметы народного праздника 21 апреля 2021 года

Какой день на Родиона-ледокола – таким будет лето. Если солнечно и без осадков, то и лето ожидается такое же. Но если пасмурно и ненастно, то и летом тепла не жди.

На следующий день будет тепло и есть вероятность осадков, если Луна алого цвета.

Можно приступать к посадке овса, если слышно кваканье лягушек.

На берёзе распустились листья – пора сеять овёс и начинать сезон полевых работ.

Тёплый день и тихая, безветренная ночь – предвестник погожего и сухого лета.

Лето будет сухим и тёплым, если ночью на небе много ярких звёзд.

На Родиона вода обладает целебными свойствами. Потому её рекомендуется пить в больших количествах.

Отгремел гром – значит, настал момент вспахивать землю.

Если человек в затруднительной ситуации, не может найти выход из неё, то нужно задать вопрос и ложиться спать. В ночь с 20 на 21 апреля есть шанс получить подсказку и понять, как действовать дальше. Ответ может явиться зашифрованным, но если сон правильно истолковать, то проще будет выйти из тупика.

Упрямые и напористые люди рождаются на свет в этот день. Защитить их от негатива могут украшения с агатом.


По православному церковному календарю сейчас идёт 6-я седмица Великого поста (седмица ваий). День 21 апреля по новому стилю соответствует дню 8 апреля по старому стилю день. Действует постный календарь (Глас 4-й). Отмечается память апп. от 70-ти Родиона (Иродиона), Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма (Ермия) и иже с ними (I); свт. Нифонта Печерского, епископа Новгородского (1156); прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV); мч. Павсилипа (117-138); свт. Келестина I, папы Римского (432); сщмч. Сергия Родаковского, пресвитера (1933).

Притча дня

Я – настоящий!

Семья пришла в кафе пообедать. Официантка приняла заказ у взрослых, а затем повернулась к семилетнему мальчику.

– Что вы будете заказывать?

Мальчик робко посмотрел на маму с папой и произнёс:

– Я бы хотел картофель фри…

Не успела официантка записать заказ, как вмешалась мать:

– Никаких фри! Принесите ему бифштекс с картофельным пюре и морковью.

Официантка проигнорировала её слова.

– Вы будете фри с соусом или с кетчупом? – спросила она у мальчика.

– С кетчупом.

– Через минуту всё будет готово, – сказала официантка и ушла на кухню.

За столом воцарилась тишина. Наконец мальчик посмотрел на присутствующих и сказал:

– Знаете что? Она думает, что я – настоящий!


Дополнительно.

В этот день православная церковь также чтит память апостола от 70-ти Родиона Патрасского, епископа. Он был родственником апостола Павла и сопровождал его во многих странствиях. Когда христианство укоренилось на Балканском полуострове, Павел и Пётр выбрали Родиона епископом города Патры. В 67 году, во времена гонений на христиан при императоре Нероне, святые апостолы Пётр и Родион приняли мученическую смерть от рук язычников. В народный календарь на Руси этот день вошёл под названием «Родион – ревучие воды». В это время, как говорили в народе, «вешней воды и царь не уймёт, а Родион ревучие воды гулять отпускает». В этот день можно было начинать пахоту. Считалось, что приступать к севу нужно тогда, когда начинали кричать лягушки, либо когда распускались листья на берёзе и дубе. В народе верили, что 21 апреля солнце встречается с месяцем. Если встреча получится «доброй», то есть с ясным солнцем и светлым днём, то лето будет хорошим. «Худая» встреча, которая сопровождается туманом и пасмурным небом, предзнаменует плохое лето.


21 апреля именины отмечают мужчины: Иван, Лука, Родион, Сергей, Яков, Ян.