Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 16.05.2021
Лютеранское богослужение 16.05.2021

Лютеранское богослужение 16.05.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch Mai 2021: Öffne deinen Mund für den Stummen, für das Recht aller Schwachen! Sprüche 31:8

Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Притчи 31:8

Gottesdienst Exaudi 16.05.2021

Christus spricht: Wenn ich erhöht werde von der Erde, so will ich alle zu mir ziehen . Johannes 12:32

Христос говорит: когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе. Ин 12:32

16 мая 2021 года, в Шестое воскресенье после Пасхи (Услышь, Господи, голос мой. Пс 26:7) // 6. Sonntag nach Ostern (Herr, höre meine Stimme! Psalm 27:7) – лц белый – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения двадцать второго в этом году богослужения собрались 18 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 8 российских немцев:

  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Габдулханова Асия Назиповна
  • Гундин Сергей Иванович
  • Деляев Андрей Анатольевич – председатель Церковного совета
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Кокорев Владимир Викторович
  • Манькова (Шторк) Евгения Ивановна
  • Маринина (Мартенс) Полина Васильеввна
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
  • Мусин Булат
  • Нуруллоева Фарида Содиковна – органистка
  • Петрова (Крамер) Инна Александровна
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Теплова Елена Ильинична
  • Фаткуллина Альфия Алимовна

Послание: Эф 3:14-21. Читал – по-русски – Виктор Георгиевич Диц.

Евангелие: Ин 16:5-15. Читал – также по-русски – Виктор Георгиевич Диц.

Проповедь: Иер 31:31-34. Читал – по-русски – Андрей Анатольевич Деляев.


P.S. В настоящее время 7.8 миллиардов проживающих в 300 странах (государства и территории) представителей 7139 разделённых по языковому принципу народов (это разделение началось в год смерти скончавшегося на 240-ом году жизни 6-го послепотопного патриарха человечества Фалека в 1635 днэ, или в 2126 году от Сотворения мира (Anno Mundi),  когда Всевышний  в год акме прожекта царя Нимрода в строительстве Вавилонской башни вмешался в этот процесс, направив на стройплощадку 70 ангелов со спецзаданием, в результате чего последовали дивергенция языков и рассеяние народов); за год до смерти в 1634 днэ (в 2127 A.M.) сына Серуха и Мелки, 9-го послепотопного патриарха человечества Нахора, скончавшегося на 49-м году жизни своего внука Аврама, наречённого Всевышним через 51 год Авраамом) разделены ещё и по духовному принципу на последователей примерно 20 тысяч конкретных религий (начиная от 2 484 172 183 христиан, 1 941 018 638 мусульман и 1.208.013.562 нерелигиозных людей и атеистов планеты и кончая крохотными группами в несколько последователей той или иной племенной религии или свежесозданной секты), а также на по расовым (биологическим) признакам на 4 расовых (или надрасовых) ствола на основе представлений о древности формирования: тропический, южный, западный и восточный; внутри тропического ствола выделяются африканская и океанийская расовые ветви, внутри южного – континентальная и древнеиндонезнийская, внутри западного – кушитская, средиземная, средиземноморская и европейская, внутри восточного – уральская, сибирская, южноазиатская и американская.

В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены дополнительные историко-теологические материалы: информация об отмечаемом сегодня в соответствии с Евангелическим календарём имён (Evangelischer Namenkalender) Дне памяти пяти лионских мучеников – южнофранцузских студентов-богословов, которые были сожжены в католическом Лионе 16 мая 1553 года за попытку распространения протестантской веры; об отмечаемом сегодня (с вечера) одном из трёх паломнических праздников по календарю народа Божьего – Шавуот-2021 (очередной юбилей Дня дарования Торы, пришедшийся на 6 сивана 2532 года Anno Mundi); интересно также, какой сегодня день 7529 лета (осьмица, 35-го элета) по древнеславянскому (славяно-арийскому) календарю (ведь российские немцы России существенным образом связали свою жизнь – и культурой, и даже кровью – с русскими, то есть со славянами; во всяком случае, большинство браков российских немцев – смешанные, как раз – иронично следуя названию календаря – «славяно-арийские»).


Пять лионских мучеников – это имя, данное пяти южнофранцузским студентам- богословам, которые были сожжены в Лионе 16 мая 1553 года за попытку распространения протестантской веры.

Их зовут:

  • Martial Alba (также пишется Martialis Alba ) из Монтобана;
  • Пьер Escrivain (Питер Scriba, или Petrus Escrivain) из Булони в Гаскони;
  • Бернар Сегин ( Bernhard Seguin, лат. Bernhardus Seguinus, или Bernhard Seguinus) из Ла Реоль в Базадуа;
  • Шарль Фавр (Карл Фавр, или Чарльз Фор, или Карл Фабер, лат. Каролус Фабрициус, или Каролус Фабер, или Карл ле Февр ) из Бланзака в Ангумуа;
  • Пьер Навиэрес (Питер Навиэрес, лат. Петрус Навериус, Петрус Науер, Петрус Навихерус или Петр Навихерус ) из Лиможа.

Все пятеро учились в кальвинистской Лозанне за счёт кантона Берн, а часть их обучения проходила в Женеве. Бернар Сеген останавливался у своего учителя Теодора де Безе, Пьер Навихер – у Пьера Вире. Сеген сообщил де Безе перед Пасхой 1552 года о своём намерении отправиться во Францию ​​с четырьмя другими студентами по приглашению тамошних христиан-протестантов. Там они хотели распространить слово Божье в соответствии с евангельским пониманием в разных местах своего рождения, сначала своим родителям и родственникам, а затем другим людям, путешествуя. Завершив учебу и получив разрешение проповедовать, они сначала отправились из Лозанны в Женеву, успешно попросив Лозаннскую церковь одобрить их план и получив от него свидетельства о хорошем руководстве и преподавании. Также было рекомендательное письмо от Вирета. Они пробыли в Женеве несколько дней, где у них также был личный контакт с Жаном Кальвином. По просьбе Вирета они также получили от него рекомендательные письма другим христианам-реформаторам. По пути домой они через несколько дней подошли к римско-католическому Лиону. В Bourg de Colonges около L’Ecluse они встретили гражданина Лиона, который был для них незнакомцем и предложил себя в качестве компаньона. Они оживлённо говорили с ним о евангельском учении. Новый товарищ попросил их навестить его. Пятёрка прибыла в Лион 30 апреля 1552 года. Их проживание было затруднительным, так как в то время в городе было много иностранцев. Более поздние события, вероятно, связаны с необдуманными их речами в этой гостинице. На следующий день пятеро решили принять предложение своего предыдущего спутника. Они приятно провели время с ним в саду при хорошей погоде, а затем обнаружили приготовленный для них обед. Они произнесли евангельскую благодарность, сели за стол и продолжили приятную беседу на религиозные темы.

Внезапно в помещение вошли королевский уголовный судья Поулле и его помощник в сопровождении двадцати человек. Судья спросил о личностях лозаннцев. Один из них ответил, что они студенты из Священной Римской империи. Их снова спросили об их именах и фамилиях, происхождении, статусе и занятии. Затем их обыскали и сковали наручниками вместе с хозяином группами по двое, не нарушив запрета на проповедь, не назвав имени истца и не предъявив ордера на арест. На месте задержания и по маршруту следования собрались зеваки. Богословы на латыни упрекали себя свободно и стойко исповедовать Христа. Они были брошены в темницу архиепископа, где обратились к Богу. Через час их допросили перед канцелярским судом чиновника. Допросы проводил инквизитор Орри. Позже теологи сообщили родителям и друзьям об этих допросах, которые длились несколько дней и в которых участвовали римско-католические богословы, доминиканцы, францисканцы и кармелиты с докторской степенью. Пятеро защищались умело, с глубоким знанием Библии, что часто заставляло их оппонентов замолчать во время допросов. Они попросили письменные принадлежности перед судом, а в тюрьме они записали свои библейские символы веры, которые затем передали суду.

Учение Пьера Эскривена о Вечере Господней (его речь) особенно впечатлила судью. Поэтому его спросили, верит ли он в пресуществление. Эскривен ответил отрицательно, поскольку Христос сидел одесную Бога, и вернётся оттуда только в последний день. В то же время божественная природа Христа вездесуща. Итак, в Вечере Господней он берёт тело и кровь Христа к себе, но в духовном, а не в телесном смысле: Христос действительно находится на небесах, но питает нас своим духом на расстоянии (см. также «консубстанциация»).

Доктрина Пьера Эскривэна о заступничестве за мёртвых. Его также спросили, нужно ли заступаться за мёртвых. Он также отрицал это: если бы они были в раю, в этом не было бы необходимости, если бы они были прокляты, ходатайство противоречило бы воле Бога. (Говоря так, он безоговорочно выступал против идеи чистилища.)

Доктрина исповеди Пьера Эскривэна. Следующий вопрос был об исповедании перед священником.

Эскриван ответил, что нужно исповедоваться только перед Богом. Давид тоже так думал. Эскриван, в частности, процитировал 32-й псалом: «Я сказал: Я хочу исповедать своё согрешение перед Господом. Поскольку ты простил беззаконие моего греха» (Пс 32:5). Это, по Эскривану, было правильным исповеданием, из которого прощение следует из благодати. Но слуховое исповедание противоречит слову Божьему, согласно цитате из Псалма 51: «Только Тебе, Господи, я согрешил и сделал зло пред Тобою» (Пс 51:6). Эскривэйна отвели обратно в темницу, где он поблагодарил Бога за смелость и попросил о дальнейшей помощи, как он писал в письмах.

Учение Пьера Эскривэна о толковании Библии. Были и дальнейшие допросы. Один доминиканец возразил ему, что слово «есть» никогда не является синонимом «это означает» в Библии. Эскриван ответил, что в Книге Бытия сказано, что обрезание – это завет с Богом. Библия объясняет в другом месте, особенно у Павла, что обрезание – это только знак завета с Богом.

Доктрина Блаженства Авраама и других отцов Пьера Эскривэна. Его также спросили, разделяют ли отцы Ветхого Завета благодать. Он ответил: Павел написал коринфянам, что отцы ели одну и ту же духовную пищу и пили одно и то же духовное питье (1Кор 10: 3-4). Таким образом, через свою веру они также получили ту же благодать. Escrivain привёл Авраама в качестве примера, ведь Христос сказал: Авраам видел день Христа и был счастлив, сообщая об этом (Ин 8:56). Итак, Авраам видел Христа не плотскими, а духовными глазами в вере.

Подробнее об учении о Вечере Господней. В очередной раз чиновник обвинил его лично в неверии в пресуществление. Эскриван ответил, что сама Библия учит, что нужно искать тела Христова на небесах. Он процитировал третью главу Послания к Колоссянам: «Если вы воскресли со Христом, не ищите земного, но того, что вверху на небе, потому что Христос стоит одесную Бога» (Кол 3:1). Мысль о пресуществлении отвергает Павел и в 1Кор 11:23-28, потому что там он описывает хлеб как хлеб, а не как тело Христово в четырёх или пяти местах. Пусть хлеб останется хлебом, но через слова установления ему придаётся особое значение для обретения вечной жизни.

Пьер Эскриван и его судьи: адское наказание или искупление? Чиновник ответил, что Эскривана нужно сжечь и отправить в ад. Эскриван сказал, что если он будет сожжён за слово Божье, он не пойдёт к дьяволу за это. Если бы он был кремирован, его судьи вместо него были бы приговорены к аду Страшного суда, в то время как невинно приговорённые к смерти, включая его самого, вошли бы в вечное блаженство. Чиновник рассердился, и Эскривэйна бросили обратно в темницу. Позже Эскриван писал, что ему было приятно вспомнить слова Христа: «Вы будете представлены им для свидетельства перед королями, князьями и судьями. И затем я хочу дать вам такое красноречие и мудрость, что вы не сможете устоять» (Мф 10:18-20). Эти слова пришли ему в голову, и теперь он мог обращаться к ним за своим утешением, а также за многими другими обетованиями для тех, кто должен пострадать во имя Христа, и видел себя в сообществе всех пророков, апостолов и мучеников, которым пришлось пройти через нечто подобное тому, что он написал. Он уверен в своей вечной награде. Во время дальнейшего допроса Эскриван выразил протест против ареста, заявив, что он и его товарищи из Лозанны не нарушили запрет на проповедь и что надлежащее расследование не было проведено. Мусульманам и евреям дарована свобода вероисповедания, так почему же, возражал он, не им, которые только следовали слову Божьему? Escrivain ещё раз пригрозил последним приговором, если будет вынесено несправедливое решение. Чиновник в растерянности бегал по комнате.

Позже Эскриван писал, что судьи были в ловушке и обеспокоены больше, чем он и его товарищи. Он чувствует, что находится в ловушке только физически, но не духом, как он писал, в то время как его судьи – крепостные дьявола и имеют нечистую совесть.

Пьер Эскривэн о доктрине Папы.

Францисканский монах д-р. де Комби сказал Эскривану: «Вы говорите, что Святой Пётр не был главой церквей. Видите, я хочу вам это доказать. Господь Христос сказал святому Петру: >> Ты Симон, сын Ионы; Впредь ты будешь называться Кифой. «Теперь слово Кифа означает Caput на латыни и слово «главный» на французском языке, то есть «голова»». Эскриван ответил: «Господи, откуда ты взял это толкование? Святой Иоанн Богослов (1:42) интерпретирует это совершенно иначе. Потому что он говорит: >> Тебя следует называть Кифой, что интерпретируется как скала. << Вот почему Кифу называют скалой, а не головой». Судья Вилардс, сидевший рядом с монахами, поднял New Testament и смог подтвердить заявление Эскривана. Монах склонил голову, покраснел и замолчал. Когда его спросили, отрицал ли он, что Папа был наместником Христа на земле, Эскриван ответил: «Вы верите, что тот, кто наполняет небо и землю, управляет своей церковью непосредственно через своего Духа и пребывает с нами каждый день до конца света, нуждается в правителе?» (см Мф 28:18-20). После допроса Эскривана судья замолчал, а затем ушёл со словами: «Да, что такое слово Божие, нужно, конечно, требовать.»

Бернара Сегена спросили о свободе воли человека. Он ответил, что после падения Адама человек больше не может быть спасён в одиночку. Его также спросили о римо-католических церемониях крещения. Он сказал, что нужно ограничиться библейскими основами. Любой, кто добавляет что-нибудь в воду, например крест, огонь, слюну, экзорцизм при крещении, соль и т.п., подтвердит, что он считает Иоанна Крестителя и самого Христа неспособными к их простым церемониям крещения.

Пьера Навиэреса также спросили о его понимании Вечери Господней. Таким образом, он столкнулся со словами об установлении, которые подтвердили бы доктрину пресуществления. Он спорил с раннехристианскими писателями: Тертуллиан в своей четвёртой книге противоречит словам Маркиона словами «Это знак и фигура моего тела», интерпретируемых, как писал Августин Блаженный: «Господь без колебаний сказал, что это моё тело, разделил ли он только фигуру своего тела». И Ириней Лионский сказал в своей четвёртой книге, главе 5: « […] как Евхаристия, которая состоит из двух элементов, земного и небесного [.. .] Под земной пищей понимаются хлеб и вино, которые сохраняют свою природу, но предназначены для более высокого употребления, а под небесной пищей – тело и кровь Христа. Секрет этого следует искать не в земном, а в небесном. Собор в Никее также утверждал, что не следует придерживаться хлеба и вина со своими телесными глазами, а поднять один взгляд на Христа на стороне Бога.

Навихера также спросили о наказании еретиков. Он сослался на старый церковный обычай не убивать еретиков, а пытаться вернуть их на правильный путь с помощью библейских аргументов. Если бы они не передумали, их бы просто забили. Его собственное учение – не ересь. Его также спросили, лютеран ли он. Он ответил, что его учение основано не на учении Мартина Лютера, а на Библии. Не Лютер, а Христос сошёл с небес. Но в Библии было предсказано, что он сам будет преследоваться за свою правую веру.

Смертный приговор. После непродолжительного судебного разбирательства перед судом еретиков богословы были приговорены к смертной казни.

Плен. Письма заключённых. Протестантские жители Лиона, в основном швейцарского происхождения, посоветовали пятерым подать апелляцию, что они и сделали. Поэтому богословы направили прошение о помиловании в парламент Парижа, который служил высшей апелляционной инстанцией во Франции. Фактически процесс апелляции сэкономил время. Всё это время молодые богословы находились в заключении в суровых условиях.

Из плена они писали письма своим родственникам, чтобы также привести их к евангельской вере. Сохранилась значительная часть их переписки, которая в том числе была и с Кальвином; некоторые из этих писем можно прочитать в книге Пола Генри. Среди прочего, они писали своим родственникам: «Любите друг друга, усердно проводите собрания… цените честь Бога выше своей жизни. Мы счастливы и уверены в тени смерти …».  Отец Пьера Навихера отрёкся от сына из-за его предполагаемой ереси, о чём он сообщил ему в письменной форме. Навиерес ответил, что Бог – Отец всего сущего. Далее он процитировал Иисуса (49:15): «Может ли мать забыть своего ребёнка? Да, если мать уже забывает своего ребёнка, я не хочу ни забывать тебя, ни оставлять тебя». Он отрицал, что был проклят, как писал ему его отец, с ясными словами, что он был искуплен через свою веру. Тот, кто спровоцировал своего отца, должен знать о Страшном суде. Навихер написал своему дяде по материнской линии, что тот, кто осуждал его и его библейское учение, осуждает Библию и учение апостолов и самих церковных учителей. Его старый дядя должен открыто исповедовать его евангельскую веру, чтобы не подвергать опасности его вечное счастье, что бы ни случилось, сможет ли он добиться чего-то до конца своей жизни? Навихер сказал, что Бог потребует крови тех, кто не обратится вокруг его дяди, из его рук. Пусть он считает крест Христов выше земных богатств. Страдание со Христом необходимо, чтобы разделить Его спасение. Великолепие мира ведет только к проклятию. Он написал это в другом письме родственникам, в котором он оскорбил великолепие Римско-католической церкви как антихристианское и достойное осуждения.

Де Без и Вирет обратились за помощью к магистрату Берна, сначала в письменной форме, а затем с личным визитом. 21 мая 1552 года королю Генриху II было отправлено письмо с обещанием освободить пленных. Когда освобождение не состоялось, последовало ещё одно письмо, на этот раз к королевскому губернатору Лиона, а когда и оно оказалось неудачным, письмо официальному лицу в Лионе. Условия содержания были облегчены. Кальвин писал пленным 10 июня 1552 года: «Как бы то ни было, мы надеемся, что Бог подарит вашему плену счастливый конец».

Четыре реформированных швейцарских кантона (Базель, Берн, Шаффхаузен и Цюрих) отправили посольство, состоящее из мэра Цюриха, Ханс Авв, и представителя от Базеля, к королю Генриху II. Король предоставил им аудиторию в Туре. Послы попросили короля, который готовился к охотничьей экспедиции, смягчить наказание и разрешить протестантам-французам читать Библию и исповедовать свою веру наедине, но не допускать в их отношении противоправных действий. Король ответил: «У меня были похожие впечатления от вас; но я прошу вас не горевать и не ошибаться в моём королевстве; потому что я не мешаю тебе в твоём полку. И в итоге: все в моем королевстве приверженцы этой религии – мятежники и злые люди, которых я не хочу». Посольство сообщило об этой встрече в письме от 29 июля 1552 года. Несмотря на резкую реакцию короля, в результате этих усилий исполнение приговора было отложено на год.

Другое посольство, на этот раз состоящее из высокопоставленных бернских деятелей, обратилось к кардиналу Франсуа II де Турнону, архиепископу Лиона, когда он ехал через кантон из Рима. Кардинал дружески ответил, что теперь ответственность за это несёт парламент, но он хочет встать на защиту заключённых. За них вступились христиане-католики, впечатлённые образом жизни и характером заключённых. Среди заключенных также были женевский кондитер Пьер Бержье и студент Луи Корбей.

Второе прошение к королю последовало 1 декабря 1552 года. Также в декабре 1552 года заключённые сообщили своим друзьям в Цюрихе о предложении, сделанном кардиналом в Берне, с просьбой о помощи французского посла в Бадене, Бассефонтена, поскольку он был праведным и влиятельным королём. 17 января 1553 года кардиналу напомнили о своём обещании в письме. Вирет отправил гонца в парижский парламент с письмом за свой счёт. 29 января 1553 года кардинал ответил, что, в свою очередь, оказалось положительным. В Совет Лиона направлено письмо. Однако 18 февраля 1553 года смертный приговор был подтверждён парламентом, и эта новость достигли заключённых 1 марта.

2 марта 1553 года кардиналу было отправлено ещё одно письмо. 7 марта 1553 года Кальвин, по-видимому, оставил надежду на пересмотр приговора и написал заключённым: «Я совершенно уверен, что ничто не поколеблет силу, которую он [Бог] вложил в вас». Несколько граждан направили королю дополнительные просьбы о помиловании от Совета Берна, который отвечал за Лозанну. Соответствующие письма датируются 15 и 18 марта 1553 года. В первом письме бернцы жаловались на нарушение слов Турнона. Второе письмо было доставлено курьером и напомнило королю о его обещании. Ему напомнили, что теологи были бернскими стипендиатами, что они выполнили запрет на проповедь, и что король воспользовался поддержкой Берна и теперь получил одолжение. Всё это показывает, насколько трудно Совет работал, чтобы сохранить Five. Из-за французского гражданства богословов и противодействия кардинала эти попытки также не увенчались успехом. Более того, король изо всех сил пытался доказать свою католическую ортодоксальность, подавляя протестантизм во время конфликта с императором Священной Римской империи и Папой. Кальвин, который, скорее всего, надеялся на успех от помилования в Берне, 22 апреля 1553 года снова написал пятерым заключённым; текст свидетельствует о суждении Дезельса, о симпатиях Кальвина и его пастырских способностях.

Миссионерская и реформаторская работа в тюрьме. Теологи убедили некоторых из своих товарищей по заключению и посетителей в Реформации. Им также удалось заставить некоторых заключённых раскаяться. Примером был грабитель и убийца Шамбон, которого держали в цепях и которого мучили вши. Он проклял своих родителей, Бога, себя и власти. Пятёрка заставила его покаяться через два месяца и надеяться на спасение во Христе, как он сам писал. Это изменение в поведении привело к тому, что он был освобождён от оков, а также к лучшему питанию и увеличению количества посетителей. Спустя семь месяцев его больше не мучили вши. В своём письме Шамбон выразил огромную благодарность богословам. Эти события воодушевили богословов, которые увидели в покаянии убийцы благодать от Бога, на которую они сами надеялись. Чтобы они не могли дальше распространять евангельское учение среди своих товарищей по заключению, их изолировали от других заключённых и поместили в общую камеру. Но это привело к тому, что они смогли утешить и укрепить друг друга. Каждый вечер один из них читал молитву и просил остальных зайти внутрь и подумать, не согрешили ли они против кого-либо словом или делом в конце дня. День и ночь они пели псалмы и хвалебные гимны, как упоминалось в письме. Письма и признания заключённых распространялись в Лионе, против них ругали в постных проповедях и жаловались, что им даровано слишком много свобод, чтобы они заразили город своей ересью. 5 мая 1553 года Бернар Сеген написал сердечное благодарственное письмо магистрату Берна от имени всех. Один из лионских торговцев, Иоганнес Лейнер, приехавший из Санкт-Галлена, был особенно привержен этим пятерым. Помимо того, что он завёл для них других друзей, поехал в Берн и выиграл протест местных жителей в Совете против смертного приговора.

День казни. 16 мая 1553 года в 9 часов утра богословы снова предстали перед судом в помещении Руанской тюрьмы, где узнали, что настал день их казни сожжением. Затем их поместили в нечто вроде камеры смертников, где им снова пришлось сначала ждать. Жан Креспин описал эти события следующим образом:

Пятеро богословов усиленно молились в келье. Одни лежали лицом вниз на земле, другие смотрели в небо. Потом, видимо, обрадовавшись, спели псалмы. Присутствующие были впечатлены. В 13:00 заключённым, приговорённым к смертной казни, пришлось надеть серые халаты, а затем их вывели со связанными руками. Они ободряли друг друга перед лицом того, что они называли «победой на костре» (так они это называли). Их привезли на место казни Терро на телеге, где они спели Псалом 9, который не смогли закончить. Но они продолжали взывать к Богу и цитировать Библию. Когда они проезжали мост через Сону, один из них обратился к большой аудитории: «Бог мира, великий пастырь овец, Господь наш Иисус Христос, возвратился кровью завета вечного из мертвых, прилагайте добрые дела, чтобы исполнять Его волю» (ср. Евр 13:20). Затем, по очереди после каждой статьи, они произносили Апостольский Символ веры, чтобы продемонстрировать единство своей веры. Представитель статьи, «полученной Святым Духом, рождённой от Девы Марии», говорил особенно громко, поскольку ранее было сделано неверное заявление о том, что Пятеро отрицали эту статью и хулили Деву Марию. Судебные приставы приказали им хранить молчание под угрозой избиения, на что они несколько раз ответили: «Собираетесь ли вы помешать нам прославлять и молить Бога на то короткое время, которое нам ещё осталось жить?» На месте казни молодым людям пришлось полностью раздеться. Двое младших первыми взошли на костёр. Мартиал Альба, старший, был последним. Когда он подошёл к столбу, палач связал его. Ранее Альба долго молился, стоя на коленях на дереве, и продолжал молиться, пока палач тянул его за плечи. Затем Альба попросил лейтенанта Тиньяка об одолжении. Когда тот спросил его: «Чего ты хочешь?» Альба ответила: «Чтобы я могла поцеловать своих братьев, прежде чем умру». Лейтенант позволил ему это сделать. Альба поцеловала четверых, уже привязанных к кольям из кучи дров, и сказал каждому из них: «Vale mi frater», что в упрощенном переводе: «Прощай, прощай, мой брат». Или «Бог повелел, дорогой брат!». Четверо других тоже пытались поцеловать друг друга, произнося: «Vale mi frater!» Альба присоединился к приветствию, подошёл к столбу, обнял и поцеловал палача со словами: «Мой друг, не забывай, что я тебе сказал.» Для увеличения воспламеняемости палачи натирали их обнажённые тела жиром и обрызгивали серой, после чего их обводили цепью. Чтобы сократить страдания, им на шею вешали верёвку. Палач должен был задушить их верёвками, связанными на другом конце. Говорят, что поведение молодых людей так подействовало на прохожих, что возникли опасения, что аудитория может быть соблазнена евангельской верой. В любом случае считается, что именно по этой причине палача попросили таким образом ускорить казнь. Потом зажгли огонь. Верёвки загорелись и не выполнили свою функцию. Таким образом, приговорённые к смертной казни некоторое время оставались в живых, и их голоса были слышны в огне. Говорят, что там были их последние слова: «Мужество, братья мои, мужество!»

Де Без написал поэму с плачем Elegia in quinque constantissimos Christi Martyres, Lugduni crematos XVI.

Дополнительная информация.

Около Пасхи 1552 года пять французских студентов-богословов, которые учились в кальвинистской Женеве, отправились в католический Лион. Там они хотели проповедовать Слово Божье. Но до этого так и не дошло. Их предал гражданин Лиона, радушно их принявший. Они были приговорены к смертной казни как еретики на коротком суде. Поскольку от французского короля поступали многочисленные просьбы о помиловании, они оставались под стражей в течение года, но затем были сожжены 16 мая 1553 года на столбе пыток.

Реформатский пастор Х. Динер-Висс писал в 1904 году в своём труде об Иоганнесе Кальвине:

Пока приговор о смертной казни их от огня не был окончательно вынесен в Лионе и подтверждён в Париже, Кальвин и заключённые успели обменяться несколькими письмами, истинно апостольскими письмами, свидетельствующими о глубокой любви пастора и трогательной преданности осуждённых. Один из них пишет: «Мы выходим на поле битвы, следуя за нашим генералом Иисусом Христом, Который претерпел крест и презрел позор мира, чтобы исполнить волю своего Небесного Отца и, таким образом, избранных, которым заранее предназначено, что они должны напоминать образ Его Сына и вести к вечной жизни». Как генерал ещё раз приветствует солдат, которые вот-вот погибнут на поле чести, так и реформатор приветствует их, видя в них своё духовное войско, мучеников. Это его солдаты, которые исполняют свой долг, умирая во славу Божью. Кальвин отвечает пятерым юношам: «Дух Господень укрепит вас в трудную минуту, чтобы вы не поддались жару искушений; Он укрепит вашу руку для борьбы и не позволит ни капли вашей крови проникнуть в неё и быть пролитой напрасно Вы знаете, что, когда мы покидаем этот мир, мы не пойдём в неизвестность, вы уверены, что войдёте в свое наследие, принятое через бесплатную благодать Бога, и, поскольку Бог призвал вас быть мучениками Его Сына, вы будет иметь обильную часть этого. Гарантия большего: ваша слава и ваша жизнь будут сокрыты в Боге только на мгновение; близко время, когда дряхлые будут отброшены, а бренные будут прославлены.


Древнеславянский (славяно-арийский) календарь

Сегодня 16.05.2021

Лето от С.М.З.Х.:7529Число Месяц:35 Элетъ
Лето в Круге Жизни:9День недели:Осьмица
Круголет:ЗмейЧертог:Лось
Стихия:ДревоПокровитель:Лада
Цвет:ЗелёныйДерево:Берёза

Дата 16 мая 2021 года по григорианскому календарю соответствует 5 сивана 5781 года от Сотворения мира по календарю народа Божьего; это 49-й день Омера.

Вечером этого дня – когда часы народа Божьего начинают отсчитывать у же 6 сивана – наступает Шавуот — праздник дарования Торы. Шавуот отмечается 6-го сивана (вне Земли Израиля также 7-го). В 2021 году праздник начинается вечером 16 мая.

«И праздник Шавуот соблюдай, праздник первинок, когда начинаешь жатву пшеницы» (Шмот, 33).

Четыре названия у этого праздника: Шавуот, Праздник бикурим, Ацерет,  Праздник дарования Торы.

Источник названия Шавуот заключён в тех семи неделях (шавуот), которые отсчитывают от праздника Песах. Эти семь недель заканчиваются перед 6 сивана, который, таким образом, оказывается пятидесятым днём после Песаха. Другое объяснение основано на созвучии слова шавуот («недели») и швуот («клятвы»), ибо две клятвы связаны с этим днем:

1. клятва, которую дал народ Израиля при получении Торы, стоя у подножья горы Синай: Наасэ венишма! – «будем исполнять [указания Торы] и изучать [её, вникая в смысл её заповедей]!»;

2. клятва, которую дал Всевышний: никогда не заменять избранный Им народ Израиля другим народом.

Праздником бикурим («первинок») он называется потому, что когда евреи приходили в Храм, они приносили с собой «первинки урожая своей земли» – как выражение своей благодарности Всёвышнему, Который дал им во владение эту землю и насыщает их её плодами. Бикурим приносили только из семи видов плодов, которыми славится Страна Израиля, – пшеницы, ячменя, винограда, инжира, гранатов, олив и фиников. Церемония принесения бикурим была весьма торжественной, и проходила она при большом стечении народа. Ремесленники Иерусалима прерывали работу, когда мимо проходила процессия людей, несущих бикурим, и вставали ей навстречу. А войдя во двор Храма, паломники отдавали бикурим коенам, читая при этом отрывок из Торы, который говорит об этой заповеди и о событиях, происшедших с народом Израиля, пока он не вступил во владение обещанной ему страной. Это чтение заканчивалось декларацией: «А теперь – вот, я принёс первинки урожая земли, которую Ты дал мне, Господь!»

В Талмуде Шавуот называется, как правило, словом Ацерет. Это название отражает ту идею, что Шавуот является завершением праздника Песах – его восьмым днём, отстоящим от него на семь недель (подобно тому, как Шмини-Ацерет завершает праздник Суккот).

Последнее, четвёртое имя, «Праздник дарования Торы», связано с той же идеей и подчёркивает, что исход из Египта, который мы празднуем в Песах, был не самоцелью, но лишь подготовкой к получению Торы. И в молитвах этого дня мы постоянно именуем этот день: «…этот праздник Шавуот, время дарования нашей Торы». Но почему же день дарования, а не получения Торы? Потому что дарование Торы произошло в какой-то определённый день, а получение Торы происходит постоянно, каждый день… В Талмуде приводится дискуссия о том, когда произошло дарование Торы – 6-го или 7-го сивана. Галаха решает этот вопрос в пользу 6-го сивана, и в этот день мы и отмечаем дарование нам Торы.

Итак, 6 Сивана – первый день праздника Шавуот.

6 сивана 2448 (-1312) года (по Едихрошу – 6 сивана 2532 A.M.) в пятницу Всевышний планировал даровать Тору еврейскому народу. Тем не менее, Моше по собственной инициативе добавил ещё один день к периоду подготовительного освящения народа Израиля, стоявшего станом у подножия горы Синай. Поэтому Всевышний перенёс день дарования Торы на следующий день – субботу 7 Сивана.

Однако на будущие времена праздник Шавуот был установлен именно 6 Сивана, в соответствии с первоначальным указанием Всевышнего.

6 Сивана 2924 (-837) года (по Едихрошу – 6 сивана 2788 A.M.) в возрасте 70 лет ушла из этого мира душа царя Давида (2854-2924) (по Едихрошу – 2718-2788 A.M., 1043-973 днэ). Вначале он семь лет царствовал в Хевроне над коленом Йеѓуды, а затем ещё тридцать три года – в Ерушалаиме над всем Израилем. Во время восстания его сына Авшалома Давид шесть месяцев провёл в изгнании.

6 сивана 31 года н.э. (по Едихрошу) в Пятидесятницу, согласно Деяниям апостолов (Деян 2:4), ученики Иисуса Христа исполнились Святого Духа.

6 Сивана 4856 (30 мая 1096) года во время первого крестового похода жертвой погрома стала еврейская община города Кёльна. Святые Свитки Торы были выброшены врагами Израиля из городской синагоги и осквернены.

6 Сивана 5082 (23 мая 1322) года в Риме по указу папы Иоана ХII произошло публичное сожжение еврейских религиозных книг. За этим актом последовали антиеврейские беспорядки (был убит тесть поэта и учёного Эммануила Римского) и изгнание евреев из городов Италии, в частности, из Милана.

6 Сивана 5261 (23 мая 1501) года вышел Указ короля Испании Фердинанда, согласно которому на месте сравненного с землёй в 1500 году дома некого Хуана Бивеса в городском квартале Валенсии, называемом Старый еврейский квартал (juderia anciana), за то, что он служил синагогой, должен теперь обратиться в публичную площадь. Однако инквизиторы со временем получили разрешение выстроить из остатков этого дома часовню для членов Конгрегации Св. Петра-мученика. Она существовала вплоть до 19 века, а может мыть, существует и теперь под именем Новый крест (Cruz nueva).

6 Сивана 5520 (21 мая 1760) года в среду ушла из этого мира душа основателя Движения хасидизма, Раби Исраеля Баал Шем Това (5458-5520).

БеШТ почувствовал приближение смерти накануне праздника Шавуот 5520 года. Он приказал хасидам играть нигун р. Михаеля из Злочова. Когда музыканты доиграли, он сказал: «Я обещаю вам, что когда еврею надо сделать тшуву, а злое начало мешает ему, то пусть поёт или слушает этот нигун, и он растопит лёд его злого начала».

Перед самой смертью сказал он хасидам «Всевышний предлагает мне на выбор умереть как пророк Элияѓу, вознёсшись на небеса в теле, но я не настолько глуп, чтобы потерять возможность вернуться в прах, как нормальный человек».

Земной путь БеШТа, который длился 61 год 8 месяцев и 18 дней, был завершён, но эра хасидизма только начиналась.

Похоронен он в Меджибоже, в Украине.

6 Сивана 5520 (21 мая 1760) года в тот самый день, когда душа Раби Исраеля Баал Шем Това ушла из этого мира, родился р. Нафтали Цви (Гурвиц) из Ропшица (5520-5587) – великий мудрец и праведник, основоположник Ропшицкого хасидута, один из ярчайших учеников р. Якова Ицхака (Хозе) из Люблина.

Заметное влияние на формирование мировоззрения р. Нафтали Цви также оказали р. Элимелех из Лижанска, р. Исроель (Магид) из Кожниц и р. Мендел из Рыманова.

Обладатель острого ума и богатого языка р. Нафтали Цви стал духовным наставником для тысяч хасидов. Его мудрые учения увидели свет в книгах:

  • «Зера Кодеш» («Святое семя»),
  • «Ила Шлуха» («Высшее назначение»).

Представляющие собой комментарии к Торе и пояснения к законам праздников, они и сегодня популярны в хасидской среде.

Его душа ушла из этого мира 11 Ияра 5587 (1827) года.

6 Сивана 5576 (2 июня 1816) года в семье купца, предки которого бежали когда-то вследствие религиозных преследований из Испании в Англию, родилась Грейс Агилар – английская писательница.

6 Сивана 5616 (9 июня 1856) года родился Аарон Дэвид Гордон – один из основателей, идеолог и духовный руководитель халуцианского движения в сионизме.

6 Сивана 5620 (27 мая 1860) года впервые увидела свет еврейская газета на русском языке еженедельник «Рассвет». Инициатором и редактором был Осип Рабинович, известный в то время писатель. Просуществовала газета год. Она пользовалась большой популярностью в еврейской среде, а закрыта была от того, что НАМЕКАЛА на желательность уравнивания евреев в правах с другими народами.

6 Сивана 5685 (29 мая 1925) года – докладная записка Ф. Дзержинскому: «Арестованы 34 сиониста, 132 выслано во внутрь СССР, 152 – за границу, в концлагерь заключены 15 сроком на 3 года».

6 Сивана 5701 (1 июня 1941) года еврейский погром в Багдаде. Продолжался 2 дня. Погибли 180 евреев.

6 Сивана 5702 (22 мая 1942) года Польский БУНД отправил в Лондон отчёт об убийствах евреев. 26 июня об этом рассказало радио ВВС. Союзники никак не отреагировали.


16 мая православные христиане России почитают память святых мучеников Мавру и Тимофея, которые отдали свою жизнь за Иисуса Христа. В народном календаре этот день имеет множество названий – Мавра Молочница, Мавра Зелёные щи или Мавра Рассадница. Тимофей было молодым христианским священником и хранил богослужебные книги и рукописи. Об этом рассказали императору Диоклетиану, который прославился как один из наиболее ярых борцов с христианством. Под жестокими пытками священника и его молодую супругу Мавру вынуждали сжечь православные книги и отречься от христианства. Молодые люди стойко перенесли все пытки, отказавшись принять язычество, за что и были распяты на кресте.

На Руси 16 мая назвали днём Мавры Рассадницы и считали благоприятным временем для посадки капустной рассады на грядки. После посадки рассаду взбрызгивали святой водой и молились Мавре о получении хорошего урожая и защите капустных посадок от вредителей.

Что разрешается делать 16 мая:

1. Хозяйки подавали на обед щи из свежей зелени, которая обильно появлялась в 16 мая. Они использовали лебеду, крапиву, щавель. Капусту для приготовления щей не использовали.

2. Святую мученицу Мавру также называли Молочницей. Крестьяне подметили, что в этот день самая сочная трава, поэтому коровы давали густое и вкусное молоко. Им старались уделить максимум внимания – чистили хлев, кормили лучшими кормами.

3. День Мавры Рассадницы считается благоприятным для избавления от несчастной любви. Для этого читали специальные заговоры или обращались к знахарям. Считалось, что в таком случае можно быстро избавиться от своих несчастных чувств и тоски. В день Мавры Рассадницы старались запомнить сновидения и правильно их растолковать. Согласно народному поверью, они обязательно сбудутся и указывают на важные жизненные перемены, которые произойдут до окончания года. Но о своем сне никому нельзя рассказывать.

Народные поверья и запреты на Мавру Рассадницу:

1. Издавна считали, что как семейная пара проведёт 16 мая – так и сложатся их отношения на протяжении всего года. Поэтому в день Мавры Рассадницы запрещалось ссориться, выяснять отношения, кричать и ревновать супруга.

2. В день Мавры Рассадницы нельзя стричься, красить волосы и мыть голову – считалось, что это навлечёт болезни и неприятности.

3. 16 мая считался неблагоприятным днём для проведения ремонта и строительства дома.

4. Перед посадкой рассады на грядки нельзя было есть хлеб, иначе куры могли склевать все посевы.

5. Плохой приметой считалось пролить молоко на стол – даже несколько капель пролитого молока могли привести к несчастьям и потерям. Поэтому к нему относились очень осторожно или же старались не употреблять в этот день. На Руси считали, что святая Мавра покровительствует только женщинам. Мужчинам в этот день запрещалось высаживать рассаду и заниматься любыми работами на огороде, иначе год будет неурожайным.

Именины 16 мая

Павел, Пётр, Тимофей, Николай.


Наши германские единоверцы отмечают в 16 мая также День памяти ещё одного благоверного христианина: Jonannes Kuhlo, Gründer der evangelischen Posaunenchöre, †1941.