Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниПятидесятница 23.05.2021
Пятидесятница 23.05.2021

Пятидесятница 23.05.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch Mai 2021: Öffne deinen Mund für den Stummen, für das Recht aller Schwachen! Sprüche 31:8

Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Притчи 31:8

Gottesdienst Pfingstfest 23.05.2021

Es soll nicht durch Heer oder Kraft, sondern durch meinen Geist geschehen, spricht der Herr Zebaoth. Sacharja 4:6b

Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Зах 4:6б

23 мая 2021 года, в Седьмое воскресенье после Пасхи / Пятидесятница / Воскресенье Пятидесятницы / Праздник сошествия Святого Духа / Праздник излияния Святого Духа // 7. Sonntag nach Ostern / Pfingstsonntag / Pfingstfest / Pfingsten / Fest der Ausgießung des Heiligen Geistes – лц красный – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения двадцать третьего в этом году богослужения собрались 19 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 7 российских немцев:

  • Ахмалуллин Вильямс Габдулхакович
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич – председатель Церковного совета
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Кокорев Владимир Викторович
  • Маринина (Мартенс) Полина Васильевна
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Нурисламова (Кладт) Наталья Васильевна
  • Нуруллоева Фарида Содиковна – органистка
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Теплова Елена Ильинична
  • Фаткуллина Альфия Алимовна
  • Цайтлер Олег Евгеньевич – проповедник
  • Черноусов Геннадий Петрович
  • Шорин Алексей Владимирович

Послание: Деян 2:1-21. Читал – по-русски – Виктор Георгиевич Диц.

Евангелие: Ин 14:15-27. Читал – также по-русски – Виктор Георгиевич Диц.

Проповедь: Быт 11:1-9. Читал – по-русски – Олег Евгеньевич Цайтлер.


Мы в этом мире (Человек и Вселенная)

Вселенная – огромный и удивительный мир, полный тайн и загадок.

Звёздное небо издавна будоражило человеческое воображение. Наши далёкие предки пытались понять, что за странные мерцающие точки висят у них над головами. Сколько их, откуда они взялись, влияют ли на земные события? Человек с глубокой древности пытался осмыслить, как устроена Вселенная, в которой он обитает.

О том, как древние люди представляли себе Вселенную, сегодня мы можем узнать разве что из сказок и легенд, дошедших до нас. Понадобились века и тысячелетия, чтобы возникла и окрепла наука о Вселенной, изучающая её свойства и этапы развития, – космология. Краеугольными камнями данной дисциплины являются астрономия, математика и физика.

Сегодня мы гораздо лучше понимаем устройство Вселенной, но каждое полученное знание лишь рождает новые вопросы. Исследование атомных частиц в коллайдере, наблюдение за жизнью в дикой природе, высадку межпланетного зонда на астероиде также можно назвать изучением Вселенной, ибо данные объекты входят в её состав. Человек тоже часть нашей прекрасной звёздной Вселенной. Изучая Солнечную систему или далёкие галактики, мы больше узнаём о самих себе.


Само понятие Вселенная не имеет чёткого определения в астрономии. В разные исторические периоды и у различных народов оно имело целый ряд синонимов, таких как «космос», «мир», «мироздание», «универсум» или «небесная сфера». Нередко, говоря о процессах, происходящих в глубинах Вселенной, применяют термин «макрокосмос», противоположностью которому является «микрокосмос» мира атомов и элементарных частиц.

На нелёгком пути познания космология нередко пересекается с философией и даже теологией, и в этом нет ничего удивительного. Наука об устройстве Вселенной пытается объяснить, когда и как возникло мироздание, разгадать тайну зарождения материи, понять место Земли и человечества в бесконечности космоса.

У современной космологии две наибольшие проблемы. Во-первых, объект её изучения – Вселенная – уникален, что делает невозможным применение статистических схем и методов. Говоря кратко, мы не знаем о существовании других Вселенных, их свойствах, структуре, поэтому не можем сравнивать. Во-вторых, длительность астрономических процессов не даёт возможность проводить прямые наблюдения.

Космология исходит из постулата, что свойства и строение Вселенной одинаковы для любого наблюдателя, за исключением редких космических феноменов. Это означает, что вещество во Вселенной распределено однородно, и она имеет одинаковые свойства во всех направлениях. Из этого следует, что физические законы, работающие в части Вселенной, вполне можно экстраполировать на всю Метагалактику.

Теоретическая космология разрабатывает новые модели, которые затем подтверждаются или опровергаются наблюдениями. Например, была доказана теория возникновения Вселенной в результате взрыва.


Масштабы Вселенной потрясают: они намного больше, чем мы могли представить двадцать или тридцать лет назад. Ученые уже обнаружили около пятисот миллиардов галактик, и это число постоянно увеличивается. Каждая из них вращается вокруг собственной оси и удаляется от других на огромной скорости из-за расширения Вселенной.


Квазар 3C 345 – один из самых ярких объектов во Вселенной – расположен от нас на удалении в пять миллиардов световых лет. Человеческий разум даже представить не может подобные расстояния. Космическому кораблю, движущемуся со световой скоростью, понадобится тысяча лет, чтобы облететь наш Млечный путь.

До галактики Андромеды ему пришлось бы добираться 2,5 тыс. лет. А ведь это наша ближайшая соседка.

Говоря о размерах Вселенной, мы имеем ввиду её видимую часть, называемую еще Метагалактикой. Чем больше результатов наблюдений мы получаем, тем дальше раздвигаются границы Вселенной. Причём происходит это одновременно по всем направлениям, что доказывает её сферическую форму.

Наш мир появился около 13,8 млрд лет назад в результате Большого взрыва – события, породившего звёзды, планеты, галактики и другие объекты. Эта цифра является реальным возрастом Вселенной.

Исходя из скорости света можно предположить, что её размеры также составляют 13,8 млрд световых лет. Однако на самом деле они больше, ибо с момента рождения Вселенная непрерывно расширяется. Часть движется со сверхсветовой скоростью, из-за чего значительное количество объектов во Вселенной останутся невидимыми навеки. Данный предел называются сферой или горизонтом Хаббла.

Диаметр Метагалактики составляет 93 млрд световых лет. Мы не знаем, что находится за пределами известной Вселенной. Может быть, существуют и более далёкие объекты, недоступные сегодня для астрономических наблюдений. Значительная часть учёных верит в бесконечность Вселенной.

Возраст Вселенной неоднократно проверялся с использованием различных методик и научных инструментов. Последний раз его подтвердили с помощью орбитального телескопа «Планк». Имеющиеся данные полностью соответствуют современным моделям расширения Вселенной.

Из чего состоит Вселенная? Водород – самый распространённый элемент во Вселенной (75%), на втором месте находится гелий (23%), на остальные элементы приходятся ничтожные 2% от общего количества вещества. Средняя плотность — 10-29 г/см3, значительная часть которой приходится на так называемую тёмную энергию и материю. Зловещие названия не говорят об их ущербности, просто тёмная материя, в отличие от обычной, не взаимодействует с электромагнитным излучением. Соответственно, мы не можем наблюдать её и делаем свои заключения только по косвенным признакам.

Исходя из вышеуказанной плотности, масса Вселенной составляет примерно 6*1051 кг. Следует понимать, что в эту цифру не входит тёмная масса.

Структура мироздания: от атомов до галактических скоплений

Космос – это не просто огромная пустота, в которой равномерно рассеяны звезды, планеты и галактики. Структура Вселенной довольно сложна и имеет несколько уровней организации, которые мы можем классифицировать в соответствии с масштабом объектов:

Астрономические тела во Вселенной обычно группируются в системы. Звёзды нередко образуют пары или входят в состав скоплений, которые содержат десятки, а то и сотни светил. В этом отношении наше Солнце довольно нетипично, так как оно не имеет «двойника»;

Следующей ступенью организации являются галактики. Они могут быть спиральными, эллиптическими, линзовидными, неправильными. Ученые пока не до конца понимают, почему галактики обладают разной формой. На этом уровне мы обнаруживаем такие чудеса Вселенной, как чёрные дыры, тёмную материю, межзвёздный газ, двойные звёзды. Кроме звёзд, в их состав входит пыль, газ, электромагнитное излучение. В известной Вселенной обнаружено несколько сотен миллиардов галактик. Они нередко сталкиваются друг с другом. Это непохоже на автомобильную аварию: звёзды просто перемешиваются и меняют свои орбиты. Такие процессы занимают миллионы лет и приводят к образованию новых звёздных скоплений;

Несколько галактик образуют Местную группу. В нашу, кроме Млечного пути, входят Туманность Треугольника, Туманность Андромеды и ещё 31 система. Скопления галактик – самые крупные из известных устойчивых структур Вселенной, их удерживает воедино гравитационная сила и ещё какой-то фактор. Учёные подсчитали, что одного лишь притяжения явно недостаточно для поддержания стабильности этих объектов. Научного обоснования данного феномена пока не существует;

Следующим уровнем структуры Вселенной являются сверхскопления галактик, каждая из которых содержит десятки, а то и сотни галактик и скоплений. Однако тяготение их уже не удерживает, поэтому они следуют за расширяющейся Вселенной;

Последним уровнем организации мироздания являются ячейки или пузыри, стенки которых формируют сверхскопления галактик. Между ними находятся пустотные области, именуемые войдами. Эти структуры Вселенной имеют масштабы около 100 Мпк. На этом ярусе наиболее заметны процессы расширения Вселенной, также с ним связано реликтовое излучение – отголосок Большого взрыва.

Как возникло мироздание

Как появилась Вселенная? Что было до этого момента? Как она превратилась в то бесконечное пространство, известное нам сегодня? Было ли это случайностью или закономерным процессом?

После десятилетий дискуссий и яростных споров, физики и астрономы практически пришли к консенсусу относительно того, что мироздание появилось в результате взрыва колоссальной мощности. Он не только породил всё вещество во Вселенной, но и определил физические законы, по которым существует известный нам космос. Это называется теория Большого взрыва.

Согласно этой гипотезе, когда-то вся материя каким-то непостижимым образом была собрана в одной небольшой точке с бесконечной температурой и плотностью. Она получила название сингулярности. 13,8 млрд лет назад точка взорвалась, образовав звёзды, галактики, их скопления и другие астрономические тела Вселенной.

Почему и как это произошло – непонятно. Ученым приходится выносить за скобки множество вопросов, связанных с природой сингулярности и её происхождением: законченной физической теории этого этапа истории Вселенной пока не существует. Следует отметить, что есть и другие теории возникновения Вселенной, но они имеют гораздо меньше приверженцев.

Термин «Большой взрыв» вошёл в оборот в конце 40-х годов после публикации работ британского астронома Хойла. Сегодня данная модель досконально проработана – физики могут уверенно описать процессы, происходившие через доли секунды после этого события. Ещё можно добавить, что данная теория позволила определить точный возраст Вселенной и описать основные этапы её эволюции.

Главным доказательством теории Большого взрыва является наличие реликтового излучения. Оно было открыто в 1965 году. Данный феномен возник в результате рекомбинации атомов водорода. Реликтовое излучение можно назвать основным источником информации о том, как была устроена Вселенная миллиарды лет назад. Оно изотропно и равномерно заполняет космическое пространство.

Ещё одним аргументом в пользу объективности данной модели является сам факт расширения Вселенной. Собственно говоря, экстраполируя этот процесс в прошлое, учёные и пришли к подобной концепции.

Есть в теории Большого взрыва и слабые места. Если бы мироздание образовалось мгновенно из одной небольшой точки, то должно было существовать неоднородное распределение вещества, чего мы не наблюдаем. Также данная модель не может объяснить, куда подевалась антиматерия, количество которой в «момент творения» не должно было уступать обычной барионной материи. Однако сейчас число античастиц во Вселенной мизерно. Но самый весомый недостаток данной теории – её неспособность объяснить феномен Большого взрыва, он просто воспринимается как свершившийся факт. Мы не знаем, как выглядела Вселенная до момента сингулярности. Мы не знаем, как выглядел Большой взрыв и что было до него.

Существуют и другие гипотезы зарождения и дальнейшей эволюции мироздания. Долгие годы была популярна модель стационарной Вселенной. Ряд учёных придерживались мнения, что в результате квантовых флуктуаций она возникла из вакуума. В их числе был и знаменитый Стивен Хокинг. Ли Смолин выдвинул теорию о том, что наша, как и другие Вселенные, образовались внутри чёрных дыр.

Предпринимались попытки улучшить существующую теорию Большого взрыва. Например, существует гипотеза о цикличности Вселенной, согласно которой, рождение из сингулярности – не более чем её переход из одного состояния в другое. Правда, такой подход противоречит второму закону термодинамики.

Эволюция мироздания или что происходило после Большого взрыва

Теория Большого взрыва позволила учёным создать точную модель эволюции Мироздания. И сегодня мы неплохо знаем, какие процессы происходили в молодой Вселенной. Исключение составляет лишь самый ранний этап творения, который по-прежнему остаётся предметом яростных обсуждений и споров. Конечно, для достижения подобного результата одной теоретической основы было недостаточно, понадобились годы исследований Вселенной и тысячи экспериментов на ускорителях.

Сегодня наука выделяет следующие этапы после Большого взрыва:

Самый ранний из известных нам периодов называется Планковской эрой, он занимает отрезок от 0 до 10-43 секунд. В это время вся материя и энергия Вселенной была собрана в одной точке, а четыре основных взаимодействия были едины;

Эпоха Великого объединения (с 10−43 по 10−36 секунд). Она характеризуется появлением кварков и разделением основных видов взаимодействий. Главным событием этого периода считается выделение гравитационной силы. В эту эру начали формироваться законы Вселенной. Сегодня мы имеем возможность для подробного описания физических процессов этой эпохи;

Третий этап творения называется Эпохой инфляции (с 10−36 по 10−32). В это время началось стремительное движение Вселенной со скоростью, значительно превосходящей световую. Она становится больше, чем современная видимая Вселенная. Начинается охлаждение. В данный период окончательно разделяются фундаментальные силы мироздания;

В период с 10−32 по 10−12 секунды появляются «экзотические» частицы типа бозона Хиггса, пространство заполнила кварк-глюонная плазма. Промежуток с 10−12 по 10−6 секунды называется эпохой кварков, с 10−6 по 1 секунду – адронов, в 1 секунду после Большого взрыва начинается эра лептонов;

Фаза нуклеосинтеза. Она длилась примерно до третьей минуты от начала событий. В этот период во Вселенной из частиц возникают атомы гелия, дейтерия, водорода. Продолжается охлаждение, пространство становится прозрачным для фотонов;

Через три минуты после Большого взрыва начинается эра Первичной рекомбинации. В этот период появилось реликтовое излучение, которое астрономы изучают до сих пор;

Период 380 тыс. – 550 млн лет называют Тёмными веками. Вселенная в это время заполнена водородом, гелием, различными видами излучения. Источников света во Вселенной не было;

Через 550 млн лет после Сотворения появляются звезды, галактики и прочие чудеса Вселенной. Первые звёзды взрываются, освобождая материю для образования планетных систем. Данный период называется Эрой реионизации;

В возрасте 800 млн лет во Вселенной начинают образовываться первые звёздные системы с планетами. Наступает Эра вещества. В этот период формируется и наша родная планета.

Считается, что интерес для космологии представляет период с 0,01 секунды после акта творения и по наши дни. В этот временной отрезок сформировались первичные элементы, из них возникли звёзды, галактики, Солнечная система. Для космологов особо важным периодом считается эра рекомбинации, когда возникло реликтовое излучение, с помощью которого продолжается изучение известной Вселенной.


P.S.1. Русское слово «Вселенная» является заимствованием из ст.‑слав. въсел҄енаꙗ], что является калькой с древнегреческого слова οἰκουμένη, от глагола οἰκέω «населяю, обитаю» и в первом значении имело смысл лишь обитаемой части мира. Поэтому русское слово «Вселенная» родственно существительному «вселение» и лишь созвучно определительному местоимению «всё». Самое общее определение для «Вселенной» среди древнегреческих философов, начиная с пифагорейцев, было τὸ πᾶν (всё), включавшее в себя как всю материю (τὸ ὅλον), так и весь космос (τὸ κενόν).

P.S.2. Облик Вселенной

Химический составСредняя температура реликтового излученияПлотность материи во ВселеннойУравнение состояния
H – 75 %
He – 23 %
O – 1 %
C – 0,5 %
2,725 К10−29г/см3. Из них:
Тёмная энергия – 68,3 %
Тёмная материя – 2,8 %
Барионное в-во – 4,9 %
-1,1±0,4

Представляя Вселенную как весь окружающий мир, мы сразу делаем её уникальной и единственной. И вместе с этим лишаем себя возможности описать её в терминах классической механики: из-за своей уникальности Вселенная ни с чем не может взаимодействовать, она – система систем, и поэтому в её отношении теряют свой смысл такие понятия, как масса, форма, размер. Вместо этого приходится прибегать к языку термодинамики, употребляя такие понятия как плотность, давление, температура, химический состав.

P.S.3. Эволюция первых живых существ на Земле:

  • 4100 Ма – появление древнейших известных признаков жизни;
  • 3900 Ма – возникновение клеток, напоминающих прокариоты;
  • 3500 Ма – самые ранние следы появления фотосинтеза и первый случай увеличения доли кислорода в атмосфере Земли;
  • 2500 Ма – появление первых организмов, использующих кислород. Коло 2400 Ма, в ходе кислородной катастрофы, большинство анаэробных форм жизни было вытеснено аэробными конкурентами;
  • 2100 Ма – появление более сложных клеток – эукариот;
  • 1200 Ма – возникает половое размножение, приводящее к более быстрой эволюции, при котором гены смешиваются в каждом поколении и это даёт большее разнообразие для последующего отбора;
  • 900 Ма – вероятное время жизни общего предка всех животных.
  • P.S.4. Эволюция рода Homo:
  • 2,6-2,5 Ма – Человек умелый (Homo habilis);
  • 2,0-1,78 Ма – Человек рудольфский (Homo rudolfensis);
  • 2,0-0,03 Ма – Человек прямоходящий (Homo erectus);
  • 1,8 Ма – Человек Дманисский (Homo georgicus);
  • 1,8-1,4 Ма – Человек работающий (Homo ergaster);
  • 1,2-0,8 Ма – Человек-предшественник (Homo antecessor);
  • 0,9-0,8 Ма – Человек из Чепрано (Homo cepranensis);
  • 0,8-0,345 Ма – Гейдельбергский человек (Homo habilis);
  • 0,3-0,12 Ма – Родезийский человек (Homo habilis);
  • 0,35-0,04 Ма – Неандерталец (Homo neanderthalensis);
  • 0,2-по н. в. – Человек разумный (Homo sapiens sapiens);
  • 0,16-0,15 Ма – Человек разумный старейший (Homo sapiens idaltu);
  • 0,10-0,012 Ма – Человек флоресский (Homo floresiensis);

P.S.4. В настоящее время 7.8 миллиардов проживающих в 300 странах (государства и территории) представителей 7139 разделённых по языковому принципу народов (это разделение началось в год смерти скончавшегося на 240-ом году жизни 6-го послепотопного патриарха человечества Фалека в 1635 днэ, или в 2126 году от Сотворения мира (Anno Mundi),  когда Всевышний  в год акме прожекта царя Нимрода в строительстве Вавилонской башни вмешался в этот процесс, направив на стройплощадку 70 ангелов со спецзаданием, в результате чего последовали дивергенция языков и рассеяние народов); за год до смерти в 1634 днэ (в 2127 A.M.) сына Серуха и Мелки, 9-го послепотопного патриарха человечества Нахора, скончавшегося на 49-м году жизни своего внука Аврама, наречённого Всевышним через 51 год Авраамом) разделены ещё и по духовному принципу на последователей примерно 20 тысяч конкретных религий (начиная от 2 484 172 183 христиан, 1 941 018 638 мусульман и 1.208.013.562 нерелигиозных людей и атеистов планеты и кончая крохотными группами в несколько последователей той или иной племенной религии или свежесозданной секты), а также на по расовым (биологическим) признакам на 4 расовых (или надрасовых) ствола на основе представлений о древности формирования: тропический, южный, западный и восточный; внутри тропического ствола выделяются африканская и океанийская расовые ветви, внутри южного – континентальная и древнеиндонезийская, внутри западного – кушитская, средиземная, средиземноморская и европейская, внутри восточного – уральская, сибирская, южноазиатская и американская.


В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены дополнительные историко-теологические материалы: информация об отмечаемых сегодня Днях памяти двух европейских христиан: итальянского религиозного и политического деятеля Джироламо Савонаролы и немецкого лютеранского миссионера Людвига Номменсена, чьи имена внесены в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) с Днями памяти 23 мая, т.е. сегодня; о других памятных и праздничных днях, отмечаемых сегодня в России и в мире; интересно также, какой сегодня день 7529 лета (понедельникъ, 28-го элета) по древнеславянскому (славяно-арийскому) календарю (ведь российские немцы России существенным образом связали свою жизнь – и культурой, и даже кровью – с русскими, то есть со славянами; во всяком случае, большинство браков российских немцев – смешанные, как раз – иронично следуя названию календаря – «славяно-арийские»).


Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола (итал. Girolamo Maria Francesco Matteo Savonarola; *21.09.1452, Феррара, Герцогство Феррара – †23.05.1498, Флоренция, Флорентийская республика) – итальянский религиозный и политический деятель. Фактический правитель Флоренции с 1494 по 1498. Инициатор ряда политических и общественных реформ. Автор ряда богословских трактатов и проповедей на книги Священного Писания. Считается одним из предшественников Реформации наряду с Джоном Виклифом и Яном Гусом.

Людвиг Ингвер Номменсен (6.02.1834 – 23.05.1918) был немецким лютеранским миссионером на Суматре, который также перевёл Новый Завет на родной язык батаков. Стивен Нил, историк миссий, считал Номменсена одним из величайших миссионеров всех времён. Он отмечается как миссионер 7 ноября в святцах в лютеранской церкви с Джоном Христианом Фредериком Хейером из Цигенбальга.


Германские лютеране чтут сегодня память ещё одного христианина – Ludwig Doll (Neukirchener Mission) (†1883).


Древнеславянский (славяно-арийский) календарь

Сегодня 23.05.2021

Лето от С.М.З.Х.:7529Число Месяц:28 Элетъ
Лето в Круге Жизни:9День недели:Понедельникъ
Круголет:ЗмейЧертог:Лось
Стихия:ДревоПокровитель:Лада
Цвет:ЗелёныйДерево:Берёза

Дата 23 мая 2021 года по григорианскому календарю соответствует 12 сивана 5781 года от Сотворения мира по календарю народа Божьего – последнему дню недели главы Насо.

P.S.1. Человеку, выросшему в России, привычно связывать жатву с концом лета. И потому кажется очень странным этот еврейский обычай – отсчитывать дни сбора урожая весной. Однако я вот прямо сейчас, в апреле, отойду на разрешенные сто метров от дома и увижу, как колосья пшеницы уже набрали силу. Вероятно, в том числе и поэтому считают, что истинный смысл сказанного в Пятикнижии можно осознать только в стране Израиля. Ведь Песах для израильского земледельца – это не только праздник Исхода из Египта, но, как это и предписывается в библейском тексте, и начало жатвы.

Песах назван праздником «в весенний месяц», но само ивритское слово «авив», которое мы переводим на русский язык как «весна», обозначает скорее процесс созревания колосьев. И сезон жатвы – важнейшее событие крестьянского года – непременно должен был начинаться торжественным религиозным актом. Таким актом и было привязанное к Песаху принесение в Храм первого снопа ячменя.

В Талмуде описано, как специальные посланники выходили из Иерусалима ещё накануне Песаха – как раз в тот момент, когда все евреи были заняты подготовкой к пасхальному седеру – и находили поле созревшего ячменя. Причем иногда для этого приходилось спускаться в самые жаркие долины – ближе к Иерихону. А ночью по окончании первого дня праздника Песах собирали всех местных жителей в этом поле, жали серпом первый сноп и отправлялись в Иерусалим, чтобы там помолоть колосья, а утром принести в качестве храмовой жертвы.

Казалось бы, всё ясно, но вот одна беда – в библейском тексте повелевается возносить эту жертву «после шаббата». Однако устная традиция, восходящая к мудрецам-фарисеям и унаследованная потом подавляющим большинством евреев, была иной: «после первого дня Песаха». Впрочем, многие с такой устной традицией не соглашались, апеллируя к прямому тексту Пятикнижия, и ждали исхода первой субботы после начала праздника Песах.

Особенно острые конфликты случались, когда первый день Песаха выпадал на пятницу, так как это означало, что жатву надо было производить в шаббат, хотя делать такую работу в субботу строго запрещено. Однако мудрецы-фарисеи настаивали, что заповедь приношения в Храм первых снопов урожая столь важна, что её надо выполнять даже в шаббат, тем более что совершаются ведь в субботу, несмотря на все запреты, положенные жертвоприношения в Храме.

Однако саддукеи и байтусеи, к которым принадлежала изрядная часть храмового священства, не признавали такого подхода, основанного на устной традиции и аллегорическом понимании слов Пятикнижия, и уж тем более не были готовы пойти на явное в их глазах нарушение шаббата. В результате саддукеи всеми силами препятствовали попыткам фарисеев жать этот пресловутый сноп.

Сохранились истории о том, как саддукеи подсылали лжесвидетелей к мудрецам-фарисеям, устанавливающим новолуние и определяющим дату Песаха, чтобы сместить счёт дней и таким образом избежать нарушения субботы. Так что не будет безумным полётом фантазии представить себе посланцев фарисеев, жнущих ячмень на каком-то поле в глуши и отбивающихся подручными средствами от агентов саддукеев. И, возможно, отбиваться им помогали местные крестьяне, поскольку из всех течений иудаизма наибольшей симпатией простого народа пользовались всё же фарисеи.

Значение этого спора на самом деле не исчерпывалось датой начала жатвы, а было частью большого конфликта – войны за календарь, которая стала главной теологической баталией времён Второго Храма. Ведь начало жатвы – не просто дата, но и старт для семинедельного отсчёта до самого важного праздника иудаизма – Шавуота, дня дарования Десяти заповедей. И если идти за буквальным пониманием саддукеев, согласно которому жатва производится всегда после шаббата, то и праздник Шавуот всегда будет выпадать на воскресенье, а дата его будет плавать по календарю. И из современных иудеев такой подход унаследовали только караимы. Следование же фарисейскому пониманию привело к появлению в календаре точной даты для праздника Шавуот – шестой день еврейского месяца сиван.

Но оказывается, что есть и третий способ понимания этого вопроса. Он описан в отрывках, найденных в кумранских пещерах, а из действующих еврейских общин его сохраняли до недавнего времени эфиопские евреи, но утратили эту индивидуальную особенность после переезда в Израиль. А ведь в Кумране и Эфиопии отсчёт начинали не с первого дня Песаха, а с последнего! И по такому расчёту Шавуот должен приходиться на 12 сивана. И, вероятно, не случайно, согласно Талмуду, человек, не успевший принести в Шавуот праздничную жертву, может это сделать вплоть до 12-го числа включительно. Не сделано ли это специально для тех евреев – кумранских и эфиопских, – пошедших третьим путём?

Впрочем, есть и четвёртая трактовка, сохранившаяся в апокрифической «Книге Юбилеев», относящейся ко временам Второго Храма: отсчёт начинают после первого шаббата после окончания всего праздника Песах. У такой трактовки почти не было последователей. Тем более что авторы этой книги, к слову, вообще планировали фундаментальную реформу еврейского календаря: они хотели сделать его значительно более упорядоченным, однако ценой этого был бы отрыв его от лунного цикла. Но этакая упорядоченность – явно не наш путь!

Хорошо, что хоть о календаре у евреев сейчас нет десятка мнений. И, похоже, это вообще единственный вопрос, о котором евреям в результате удалось друг с другом договориться.

P.S.1. Первые двенадцать дней месяца сиван отличаются от остальных, будничных: они отмечены особой святостью, хотя и меньшей, чем праздничные. В эти дни не читают молитву “Таханун”, не держат пост, кроме таанит халом. До 6 сивана идёт подготовка к празднику, а 7­-12 сивана считаются продолжением Шавуота.


12 сивана в истории народа Божьего

12 Сивана 2448 (-1312) года — шестой из 40 дней пребывания Моше на горе Синай (в первый раз). Отсчёт этого дня по Едихрошу: 12 сивана 2532 года A.M.

12 Сивана 5639 (3 июня 1879) года родилась Алла Назимова (Мариам Аделаида Левентон), артистка театра и кино. Ученица Немировича-Данченко добилась успеха в Америке. В эпоху немого кино она зарабатывала больше, чем Мэри Пикфорд, а английская пресса писала, что она и Чаплин – гиганты экраны. Умерла 13.7.1945.

12 Сивана 5640 (22 мая 1880) года высочайше утверждено мнение Государственного совета России, которым воспрещено евреям, за исключением лиц, имеющих учёные степени, водворяться в области Войска Донского.

12 Сивана 5643 (17 июня 1883) года в венгерском городе Ньиредьхазе под председательством Ф. Корниша открылся суд над евреями, обвинёнными в убийстве год назад в городе Тисаэсларе 14 летней христианки Эстер Шолимоши и причастности к нему; подсудимых защищали К. Этвеш и несколько еврейских адвокатов (Б. Фридман, М. Гейман и другие). Антисемиты, заполнявшие в дни слушаний зал суда, вели себя крайне разнузданно: подстрекаемые депутатом Оноди, они оскорбляли подсудимых, угрожали адвокатам и свидетелям защиты. Обстановка в городе накалилась настолько, что властям пришлось ввести в него войска. Вскоре после начала процесса выяснилось, что обвинение базируется почти исключительно на показаниях Морица Шарфа, крайне сбивчивых и противоречивых (как выяснилось впоследствии, они были продиктованы подростку следователем). В ходе судебных заседаний, в том числе одного выездного (проведённого на месте предполагаемого преступления), иных доказательств того, что в Тисаэсларе произошло ритуальное убийство, не обнаружилось, и прокурор Э. Сейферт в своей заключительной речи предложил суду оправдать всех обвиняемых.

12 Сивана 5644 (5 июня 1884) года решением Государственного совета России на Бессарабскую, Екатеринославскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую и Черниговскую губернии было распространено действие правил относительно привлечения евреев к исполнению обязанностей присяжных заседателей.

Изначально закон от 9 Ава 5637 (19 июля 1877) года касался действия Судебных Уставов в девяти западных губерниях России. На основании этого закона число евреев, вносимых в списки присяжных заседателей, должно было соответствовать процентному отношению евреев к численности всего населения уезда. Старшина присяжных заседателей должен был избираться из лиц христианских исповеданий. По делам о преступлениях против веры участие евреев в составе присяжных заседателей вообще не допускалось.

12 Сивана 5679 (10 июня 1919) года Комитет еврейских делегаций представил Парижской мирной конференции меморандум с требованием включить в договоры с новыми и расширяющимися государствами особые условия, гарантирующие уравнение всех национальных меньшинств в гражданских и политических правах с коренным населением и обеспечение их автономии в сферах культурной, религиозной и общественной жизни. Требование о признании национальных меньшинств политически автономными единицами не было удовлетворено. Обобщающий термин «национальное меньшинство» был заменён более ограниченным определением индивидуального характера: «лица, принадлежащие к этническим, языковым и религиозным меньшинствам». Выработанный на Парижской конференции договор о правах меньшинств подписали Австрия, Болгария, Венгрия, Греция, Польша, Румыния, Турция, Чехословакия и Югославия; содержащиеся в нём обязательства взяли на себя также Латвия, Литва и Эстония.

12 Сивана 5683 (27 мая 1923) года родился Генри Альфред Киссинджер. Будущий Государственный секретарь США. Один из «архитекторов» мира с Египтом.


Симонов день является народным праздником и ежегодно отмечается 23 мая, тогда как в старом календаре его проводили 10 мая. Церковный календарь обязует православных в этот день вспоминать о Симоне Зилоте, которого также называли Кананитом.

Симон был троюродным братом Иисуса Христа. К нему на свадьбу пришёл сам Спаситель, и столкнулся с проблемой – закончили запасы вина. Тогда Сын Божий превратил воду в большом чане в вино. Увидев это чудо, Симон был поражён. С этого момента он искренне уверовал в Господа и решил последовать за Иисусом Христом. После смерти брата он отправился проповедовать в Египет, Иудею, Ливию и Британию. За его ревностную веру Симон получил прозвище «зилот», что дословно переводится, как «ревнитель». Последние дни жизни апостол провел в Абхазии. По одной из версий, местные язычники распяли его на кресте, на котором он принял мученическую смерть.

Симонов день 23 мая, народные приметы

Традиционно религиозный праздник считался идеальным временем, когда наши предки обращались к народным приметам, чтобы узнать, что их ожидает в будущем. На Симонов день существовали уникальные обряды.

  • Если голая нога попала в борозду и ощутила прохладу, значит, пришло время для сева пшеницы.
  • Пшеница, которая была посеяна на Симона Зилота, обещает хороший урожай.
  • Дождь, который шёл в этот день, свидетельствовал о дождливом лете.
  • Если вечером на небе объявлялись кучевые облака, значит, в следующий день ждали хорошей погоды.
  • 23 мая лопались серёжки на берёзах – пришло время сеять хлеб.
  • Если с самого утра в большом количестве летали весело пчёлы, значит, день удастся.
  • Птицы поют на улице до рассвета – стоит ждать дождя.

Если сон, который пришёл вам в ночь с 22 на 23 мая, не исполнится спустя 7-10 суток, ему не быть реализованным никогда. Если же в эту ночь вам в грёзах пришёл хороший сценарий, он наверняка произойдёт спустя две недели. Плохие сны осуществлялись через год.

Люди, рождённые 23 мая, могут получать энергию от земли. Им рекомендуют природные материалы хризоберилл и аметист.

Запреты Симонова дня 23 мая

Существует ряд запретов, касающихся Симонова дня. Если не прислушаться к таким обычаям, можно рискнуть привлечь беду в свою судьбу.

Симонов день – время, когда принято вспоминать о деяниях апостола. Красная дата народного календаря совпадает с другим праздником, который отмечали древние славяне – Матушки Сырой Земли. В этот день не рекомендовали работать на земле. Запрещалось вбивать в грунт колья и проводить другие операции, которые могли нарушить её покой. Существовала традиция в этот день читать молитвы, чтобы земля отдохнула от человека. В то же время, освободившееся время следовало посвятить сбору лекарственных растений, которые, как считалось, в этот день обретали особенную силу.

Традиции и обряды

Существовала традиция собирать целебные растения и клады. Люди старались отказаться от всех видов работ на земле.

День, когда вспоминали о святом Симоне. Этот праздник в народном календаре совпадал с другим древним торжеством – именинами Матушки Сырой Земли. Древние славяне старались с большим уважением относиться к своей кормилице. Среди крестьян имелся обычай отказаться от работы с плугом или бороной. Как копать ямы, так и вбивать колья было большим грехом. В то же время, можно было обрести богатырское здоровье – для этого стоило босыми ногами пройтись по земле. Считалось, что земля в этот момент делилась с человеком частью своей живительной силы.

Также в народе существовало поверье, будто апостол Симон помогал в работе кладоискателям. По этой причине в праздник Зилота люди старались отправляться в злачные места для поиска кладов. Эту задачу, как правило, возлагали на себя дети и юноши. При этом в целом в народе стремление обрести чужое богатство не поощрялось. Даже существовала крылатая фраза: «Клад добудешь, да домой не будешь!» или «На что клад, коль в семье лад?». Не стоило искать счастье в чужом несчастье.

23 мая считалось оптимальным днем, чтобы собирать лекарственные растения, а вместе с ними и коренья. Стоило учитывать некоторые тонкости, чтобы собранная трава не потеряла свою чудодейственную силу. Нужно было собирать её в определённое время и в соответствии с обрядами. До того, как выходить в лес или на поляну, нужно было тщательно покупаться, после чего надеть чистое бельё. Если находили особенно целительную траву, нельзя было срывать её руками. Перед тем, как брать растение, читали молитву, а его брали не голыми руками, а через полотенце или тряпку.

В народе считалось, что на Зилота следовало собирать зелье у болот. По этой причине туда отправлялись за целебными кореньями и древесной корой, кустарниками и соцветьями деревьев. Каждый род имел собственные рецепты приготовления средств, которые защищали семью от болезней. Существовали приворотные зелья, средства, помогавшие от насекомых и грызунов, а также другой нечисти, которая могла завестись в крестьянской хижине.

Праздник Симона – самое время обратить внимание на веники. Согласно примете, если у кровати ребёнка поставить свежий веник, он мог продемонстрировать здоровье ребёнка. Если он вял очень быстро, значит, малыш уже болел или вскоре заболеет. В таком случае следовало принимать профилактические меры. Веник подвешивали и на потолке у входа в дом. Он падал на тех людей, которые переступали порог с плохими намерениями.


Именины в этот день

Василий, Денис, Иван, Иларион, Иов, Марфа


Наши германские единоверцы отмечают 23 мая День памяти ещё одного благоверного христианина: Ludwig Doll (Neukirchener Mission) (†1883).