Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 30.05.2021
Лютеранское богослужение 30.05.2021

Лютеранское богослужение 30.05.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch Mai 2021: Öffne deinen Mund für den Stummen, für das Recht aller Schwachen! Sprüche 31:8

Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Притчи 31:8

Gottesdienst Dreieinigkeit 30.05.2021

Die Gnade unseres Herrn Jesus Christus und die Liebe Gottes und die Gemeinschaft des Heiligen Geistes sei mit euch allen. 2Korinther 13:13

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. 2Кор 13:13

30 мая 2021 года, в Восьмое воскресенье после Пасхи / Троица / Воскресенье Троицы / Лютеранская Троица / Праздник святого Триединства // 8. Sonntag nach Ostern / Trinitatis / Dreieinigkeit / Dreieinigkeitsfest /  Fest der Ausgießung des Heiligen Geistes – лц красный – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения двадцать четвёртого в этом году богослужения собрались 14 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 6 российских немцев (много российских немцев уехало в этот день в Уфу в составе концертной бригады):

  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Ганский Эдуард Эдмундович
  • Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна
  • Деляев Андрей Анатольевич – председатель Церковного совета
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Кокорев Владимир Викторович
  • Котляров Павел Геннадьевич
  • Маринина (Мартенс) Полина Васильевна
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Нуруллоева Фарида Содиковна – органистка
  • Панкратов (Шультайс) Олег Евгеньевич
  • Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • Синдиряков Семён Петрович
  • Фаткуллина Альфия Алимовна

Послание: Деян 2:1-21. Читал – по-русски – Семён Петрович Синдиряков.

Евангелие: Ин 14:15-27. Читал – также по-русски – Семён Петрович Синдиряков.

Проповедь: Быт 11:1-9. Читал – по-русски – Андрей Анатольевич Деляев.


Мы в этом мире (Человек и Вселенная)

N.B. Мы, верующие христиане, уважающие достижения и открытия науки, которыми мы благополучно пользуемся (и на которые мы с благоговением опираемся в этой заметке), конечно же, исходим из того, что всё в этом созданном Им мире происходило, происходит и будет происходить по Его воле – по воле Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. И мы приветствуем дальнейший прогресс науки, позволяющий нам погрузиться в глубины и детали грандиозного плана Божьего по устроению этого мира. Наука служит одновременно Богу и нам, его творениям. Слава Богу! Слава науке!

Вселенная – огромный и удивительный мир, полный тайн и загадок.

Звёздное небо издавна будоражило человеческое воображение. Наши далёкие предки пытались понять, что за странные мерцающие точки висят у них над головами. Сколько их, откуда они взялись, влияют ли на земные события? Человек с глубокой древности пытался осмыслить, как устроена Вселенная, в которой он обитает.

О том, как древние люди представляли себе Вселенную, сегодня мы можем узнать разве что из сказок и легенд, дошедших до нас. Понадобились века и тысячелетия, чтобы возникла и окрепла наука о Вселенной, изучающая её свойства и этапы развития, – космология. Краеугольными камнями данной дисциплины являются астрономия, математика и физика.

Сегодня мы гораздо лучше понимаем устройство Вселенной, но каждое полученное знание лишь рождает новые вопросы. Исследование атомных частиц в коллайдере, наблюдение за жизнью в дикой природе, высадку межпланетного зонда на астероиде также можно назвать изучением Вселенной, ибо данные объекты входят в её состав. Человек тоже часть нашей прекрасной звёздной Вселенной. Изучая Солнечную систему или далёкие галактики, мы больше узнаём о самих себе.


Само понятие Вселенная не имеет чёткого определения в астрономии. В разные исторические периоды и у различных народов оно имело целый ряд синонимов, таких как «космос», «мир», «мироздание», «универсум» или «небесная сфера». Нередко, говоря о процессах, происходящих в глубинах Вселенной, применяют термин «макрокосмос», противоположностью которому является «микрокосмос» мира атомов и элементарных частиц.

На нелёгком пути познания космология нередко пересекается с философией и даже теологией, и в этом нет ничего удивительного. Наука об устройстве Вселенной пытается объяснить, когда и как возникло мироздание, разгадать тайну зарождения материи, понять место Земли и человечества в бесконечности космоса.

У современной космологии две наибольшие проблемы. Во-первых, объект её изучения – Вселенная – уникален, что делает невозможным применение статистических схем и методов. Говоря кратко, мы не знаем о существовании других Вселенных, их свойствах, структуре, поэтому не можем сравнивать. Во-вторых, длительность астрономических процессов не даёт возможность проводить прямые наблюдения.

Космология исходит из постулата, что свойства и строение Вселенной одинаковы для любого наблюдателя, за исключением редких космических феноменов. Это означает, что вещество во Вселенной распределено однородно, и она имеет одинаковые свойства во всех направлениях. Из этого следует, что физические законы, работающие в части Вселенной, вполне можно экстраполировать на всю Метагалактику.

Теоретическая космология разрабатывает новые модели, которые затем подтверждаются или опровергаются наблюдениями. Например, была доказана теория возникновения Вселенной в результате взрыва.


Масштабы Вселенной потрясают: они намного больше, чем мы могли представить двадцать или тридцать лет назад. Ученые уже обнаружили около пятисот миллиардов галактик, и это число постоянно увеличивается. Каждая из них вращается вокруг собственной оси и удаляется от других на огромной скорости из-за расширения Вселенной.


Квазар 3C 345 – один из самых ярких объектов во Вселенной – расположен от нас на удалении в пять миллиардов световых лет. Человеческий разум даже представить не может подобные расстояния. Космическому кораблю, движущемуся со световой скоростью, понадобится тысяча лет, чтобы облететь наш Млечный путь.

До галактики Андромеды ему пришлось бы добираться 2,5 тыс. лет. А ведь это наша ближайшая соседка.

Говоря о размерах Вселенной, мы имеем ввиду её видимую часть, называемую еще Метагалактикой. Чем больше результатов наблюдений мы получаем, тем дальше раздвигаются границы Вселенной. Причём происходит это одновременно по всем направлениям, что доказывает её сферическую форму.

Наш мир появился около 13,8 млрд лет назад в результате Большого взрыва – события, породившего звёзды, планеты, галактики и другие объекты. Эта цифра является реальным возрастом Вселенной.

Исходя из скорости света можно предположить, что её размеры также составляют 13,8 млрд световых лет. Однако на самом деле они больше, ибо с момента рождения Вселенная непрерывно расширяется. Часть движется со сверхсветовой скоростью, из-за чего значительное количество объектов во Вселенной останутся невидимыми навеки. Данный предел называются сферой или горизонтом Хаббла.

Диаметр Метагалактики составляет 93 млрд световых лет. Мы не знаем, что находится за пределами известной Вселенной. Может быть, существуют и более далёкие объекты, недоступные сегодня для астрономических наблюдений. Значительная часть учёных верит в бесконечность Вселенной.

Возраст Вселенной неоднократно проверялся с использованием различных методик и научных инструментов. Последний раз его подтвердили с помощью орбитального телескопа «Планк». Имеющиеся данные полностью соответствуют современным моделям расширения Вселенной.

Из чего состоит Вселенная? Водород – самый распространённый элемент во Вселенной (75%), на втором месте находится гелий (23%), на остальные элементы приходятся ничтожные 2% от общего количества вещества. Средняя плотность — 10-29 г/см3, значительная часть которой приходится на так называемую тёмную энергию и материю. Зловещие названия не говорят об их ущербности, просто тёмная материя, в отличие от обычной, не взаимодействует с электромагнитным излучением. Соответственно, мы не можем наблюдать её и делаем свои заключения только по косвенным признакам.

Исходя из вышеуказанной плотности, масса Вселенной составляет примерно 6*1051 кг. Следует понимать, что в эту цифру не входит тёмная масса.

Структура мироздания: от атомов до галактических скоплений

Космос – это не просто огромная пустота, в которой равномерно рассеяны звезды, планеты и галактики. Структура Вселенной довольно сложна и имеет несколько уровней организации, которые мы можем классифицировать в соответствии с масштабом объектов:

Астрономические тела во Вселенной обычно группируются в системы. Звёзды нередко образуют пары или входят в состав скоплений, которые содержат десятки, а то и сотни светил. В этом отношении наше Солнце довольно нетипично, так как оно не имеет «двойника»;

Следующей ступенью организации являются галактики. Они могут быть спиральными, эллиптическими, линзовидными, неправильными. Ученые пока не до конца понимают, почему галактики обладают разной формой. На этом уровне мы обнаруживаем такие чудеса Вселенной, как чёрные дыры, тёмную материю, межзвёздный газ, двойные звёзды. Кроме звёзд, в их состав входит пыль, газ, электромагнитное излучение. В известной Вселенной обнаружено несколько сотен миллиардов галактик. Они нередко сталкиваются друг с другом. Это непохоже на автомобильную аварию: звёзды просто перемешиваются и меняют свои орбиты. Такие процессы занимают миллионы лет и приводят к образованию новых звёздных скоплений;

Несколько галактик образуют Местную группу. В нашу, кроме Млечного пути, входят Туманность Треугольника, Туманность Андромеды и ещё 31 система. Скопления галактик – самые крупные из известных устойчивых структур Вселенной, их удерживает воедино гравитационная сила и ещё какой-то фактор. Учёные подсчитали, что одного лишь притяжения явно недостаточно для поддержания стабильности этих объектов. Научного обоснования данного феномена пока не существует;

Следующим уровнем структуры Вселенной являются сверхскопления галактик, каждая из которых содержит десятки, а то и сотни галактик и скоплений. Однако тяготение их уже не удерживает, поэтому они следуют за расширяющейся Вселенной;

Последним уровнем организации мироздания являются ячейки или пузыри, стенки которых формируют сверхскопления галактик. Между ними находятся пустотные области, именуемые войдами. Эти структуры Вселенной имеют масштабы около 100 Мпк. На этом ярусе наиболее заметны процессы расширения Вселенной, также с ним связано реликтовое излучение – отголосок Большого взрыва.

Как возникло мироздание

Как появилась Вселенная? Что было до этого момента? Как она превратилась в то бесконечное пространство, известное нам сегодня? Было ли это случайностью или закономерным процессом?

После десятилетий дискуссий и яростных споров, физики и астрономы практически пришли к консенсусу относительно того, что мироздание появилось в результате взрыва колоссальной мощности. Он не только породил всё вещество во Вселенной, но и определил физические законы, по которым существует известный нам космос. Это называется теория Большого взрыва.

Согласно этой гипотезе, когда-то вся материя каким-то непостижимым образом была собрана в одной небольшой точке с бесконечной температурой и плотностью. Она получила название сингулярности. 13,8 млрд лет назад точка взорвалась, образовав звёзды, галактики, их скопления и другие астрономические тела Вселенной.

Почему и как это произошло – непонятно. Ученым приходится выносить за скобки множество вопросов, связанных с природой сингулярности и её происхождением: законченной физической теории этого этапа истории Вселенной пока не существует. Следует отметить, что есть и другие теории возникновения Вселенной, но они имеют гораздо меньше приверженцев.

Термин «Большой взрыв» вошёл в оборот в конце 40-х годов после публикации работ британского астронома Хойла. Сегодня данная модель досконально проработана – физики могут уверенно описать процессы, происходившие через доли секунды после этого события. Ещё можно добавить, что данная теория позволила определить точный возраст Вселенной и описать основные этапы её эволюции.

Главным доказательством теории Большого взрыва является наличие реликтового излучения. Оно было открыто в 1965 году. Данный феномен возник в результате рекомбинации атомов водорода. Реликтовое излучение можно назвать основным источником информации о том, как была устроена Вселенная миллиарды лет назад. Оно изотропно и равномерно заполняет космическое пространство.

Ещё одним аргументом в пользу объективности данной модели является сам факт расширения Вселенной. Собственно говоря, экстраполируя этот процесс в прошлое, учёные и пришли к подобной концепции.

Есть в теории Большого взрыва и слабые места. Если бы мироздание образовалось мгновенно из одной небольшой точки, то должно было существовать неоднородное распределение вещества, чего мы не наблюдаем. Также данная модель не может объяснить, куда подевалась антиматерия, количество которой в «момент творения» не должно было уступать обычной барионной материи. Однако сейчас число античастиц во Вселенной мизерно. Но самый весомый недостаток данной теории – её неспособность объяснить феномен Большого взрыва, он просто воспринимается как свершившийся факт. Мы не знаем, как выглядела Вселенная до момента сингулярности. Мы не знаем, как выглядел Большой взрыв и что было до него.

Существуют и другие гипотезы зарождения и дальнейшей эволюции мироздания. Долгие годы была популярна модель стационарной Вселенной. Ряд учёных придерживались мнения, что в результате квантовых флуктуаций она возникла из вакуума. В их числе был и знаменитый Стивен Хокинг. Ли Смолин выдвинул теорию о том, что наша, как и другие Вселенные, образовались внутри чёрных дыр.

Предпринимались попытки улучшить существующую теорию Большого взрыва. Например, существует гипотеза о цикличности Вселенной, согласно которой, рождение из сингулярности – не более чем её переход из одного состояния в другое. Правда, такой подход противоречит второму закону термодинамики.

Эволюция мироздания или что происходило после Большого взрыва

Теория Большого взрыва позволила учёным создать точную модель эволюции Мироздания. И сегодня мы неплохо знаем, какие процессы происходили в молодой Вселенной. Исключение составляет лишь самый ранний этап творения, который по-прежнему остаётся предметом яростных обсуждений и споров. Конечно, для достижения подобного результата одной теоретической основы было недостаточно, понадобились годы исследований Вселенной и тысячи экспериментов на ускорителях.

Сегодня наука выделяет следующие этапы после Большого взрыва:

Самый ранний из известных нам периодов называется Планковской эрой, он занимает отрезок от 0 до 10-43 секунд. В это время вся материя и энергия Вселенной была собрана в одной точке, а четыре основных взаимодействия были едины;

Эпоха Великого объединения (с 10−43 по 10−36 секунд). Она характеризуется появлением кварков и разделением основных видов взаимодействий. Главным событием этого периода считается выделение гравитационной силы. В эту эру начали формироваться законы Вселенной. Сегодня мы имеем возможность для подробного описания физических процессов этой эпохи;

Третий этап творения называется Эпохой инфляции (с 10−36 по 10−32). В это время началось стремительное движение Вселенной со скоростью, значительно превосходящей световую. Она становится больше, чем современная видимая Вселенная. Начинается охлаждение. В данный период окончательно разделяются фундаментальные силы мироздания;

В период с 10−32 по 10−12 секунды появляются «экзотические» частицы типа бозона Хиггса, пространство заполнила кварк-глюонная плазма. Промежуток с 10−12 по 10−6 секунды называется эпохой кварков, с 10−6 по 1 секунду – адронов, в 1 секунду после Большого взрыва начинается эра лептонов;

Фаза нуклеосинтеза. Она длилась примерно до третьей минуты от начала событий. В этот период во Вселенной из частиц возникают атомы гелия, дейтерия, водорода. Продолжается охлаждение, пространство становится прозрачным для фотонов;

Через три минуты после Большого взрыва начинается эра Первичной рекомбинации. В этот период появилось реликтовое излучение, которое астрономы изучают до сих пор;

Период 380 тыс. – 550 млн лет называют Тёмными веками. Вселенная в это время заполнена водородом, гелием, различными видами излучения. Источников света во Вселенной не было;

Через 550 млн лет после Сотворения появляются звезды, галактики и прочие чудеса Вселенной. Первые звёзды взрываются, освобождая материю для образования планетных систем. Данный период называется Эрой реионизации;

В возрасте 800 млн лет во Вселенной начинают образовываться первые звёздные системы с планетами. Наступает Эра вещества. В этот период формируется и наша родная планета.

Считается, что интерес для космологии представляет период с 0,01 секунды после акта творения и по наши дни. В этот временной отрезок сформировались первичные элементы, из них возникли звёзды, галактики, Солнечная система. Для космологов особо важным периодом считается эра рекомбинации, когда возникло реликтовое излучение, с помощью которого продолжается изучение известной Вселенной.


P.S.1. Русское слово «Вселенная» является заимствованием из ст.‑слав. въсел҄енаꙗ], что являлось калькой с древнегреческого слова οἰκουμένη, от глагола οἰκέω «населяю, обитаю», и в первом значении имело смысл лишь обитаемой части мира. Поэтому русское слово «Вселенная» родственно существительному «вселение» и лишь созвучно определительному местоимению «всё». Самое общее определение для «Вселенной» среди древнегреческих философов, начиная с пифагорейцев, было τὸ πᾶν (всё), включавшее в себя как всю материю (τὸ ὅλον), так и весь космос (τὸ κενόν).

P.S.2. Облик Вселенной

Химический составСредняя температура реликтового излученияПлотность материи во ВселеннойУравнение состояния
H – 75 %
He – 23 %
O – 1 %
C – 0,5 %
2,725 К10−29г/см3. Из них:
Тёмная энергия – 68,3 %
Тёмная материя – 2,8 %
Барионное в-во – 4,9 %
-1,1±0,4

Представляя Вселенную как весь окружающий мир, мы сразу делаем её уникальной и единственной. И вместе с этим лишаем себя возможности описать её в терминах классической механики: из-за своей уникальности Вселенная ни с чем не может взаимодействовать, она – система систем, и поэтому в её отношении теряют свой смысл такие понятия, как масса, форма, размер. Вместо этого приходится прибегать к языку термодинамики, употребляя такие понятия как плотность, давление, температура, химический состав.

P.S.3. Недавняя эволюция ближнего космоса (Гья = миллиардов лет назад):

— через 8,8 млрд лет после Большого Взрыва (5 Гья, z = 0,5) в нашей Вселенной начинается эра с преобладанием тёмной энергии, следующая за эрой с преобладанием материи, в течение которой космическое расширение замедлялось. С этого момента расширение нашей Вселенной ускоряется по так называемому закону Хаббла. Скорость расширения сегодня известна как постоянная Хаббла (около 72 км в секунду на мегапарсек, равная 1 парсек = 31 триллион километров или 206 265 раз расстояния между Землей и Солнцем; 1 мегапарсек = 1 миллион парсек);

— через 9,13 млрд лет после Большого Взрыва (4,67 Гья) образуется блишайшая к нам ныне звезда Проксима Центавра, завершая тройную систему Альфа Центавра;

— через 9,2 млрд лет после Большого Взрыва (4,6-4,57 Гья) первичная сверхновая, возможно, запускает формирование Солнечной системы;

— через 9,2318 млрд лет после Большого Взрыва (4,5682 Гья) формируется Солнце – планетарная туманность начинает аккрецию планет;

— через 9,23283 млрд лет после Большого Взрыва (4,56717-4,55717 Гья) четыре газовых гиганта (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) начинают эволюционировать вокруг Солнца;

— через 9,257 млрд лет после Большого Взрыва (4,543-4,5 Гья) Солнечная система включает уже 8 планет (из них 4 – земного типа: Меркурий, Венера, Земля, Марс) развиваются вокруг Солнца. Из-за аккреции многие планеты меньшего размера образуют орбиты вокруг протосолнца, некоторые из них имеют конфликтующие орбиты – начинается поздняя тяжёлая бомбардировка. На Земле начинаются Докембрийский Супереон и Хадейский эон. На Марсе начинается доконоахийская эра. Дотолстовский период начинается на Меркурии – большой планетоид ударяется о Меркурий, снимая с него внешнюю оболочку первоначальной коры и мантии и оставляя обнажённым ядро ​​планеты (содержание железа в Меркурии заметно велико). Образуется Вега, пятая по яркости звезда в нашем районе Галактики. Многие из галилеевых спутников, возможно, сформировались в это время, включая Европу и Титан, которые в настоящее время могут быть гостеприимными для некоторых форм живых организмов

— через 9,266 млрд лет после Большого Взрыва (4,533 Гья) образуется система Земля-Луна – в результате гигантского удара гипотетического планетоида Тейя (планета). Гравитационное притяжение Луны помогает стабилизировать колеблющуюся ось вращения Земли. На Луне начинается донектарианский период;

— через 9,271 млрд лет после Большого Взрыва (4,529 Гья) крупное столкновение с планетоидом размером с Плутон устанавливает марсианскую дихотомию на Марсе – формируется Северный полярный бассейн Марса;

— через 9,3 млрд лет после Большого Взрыва (4,5 Гья) Солнце становится жёлтой звездой главной последовательности; происходит формирование Облака Оорта и пояса Койпера, из которого поток комет, таких как комета Галлея и Хейла-Боппа, начинает проходить через Солнечную систему, иногда сталкиваясь с планетами;

— через 9,396 млрд лет после Большого Взрыва (4,404 Гья) жидкая вода уже может существовать на поверхности Земли, вероятно, из-за парникового потепления из-за высоких уровней метана и углекислого газа, присутствующих в атмосфере;

— через 9,4 млрд лет после Большого Взрыва (4,4 Гья) образуется Kepler 438b, одна из наиболее похожих на Землю планет, из протопланетной туманности, окружающей её родительскую звезду;

— через 9,5 млрд лет после Большого Взрыва (4,3 Гья) массивный удар метеорита создаёт на Луне Южный полюс Эйткенской котловины – огромную цепь гор, расположенную на южном краю Луны, иногда называемую горами Лейбница;

— через 9,6 млрд лет после Большого Взрыва (4,2 Гья) обширная область вулканизма на Выпуклости Фарсиды становится активной на Марсе. В зависимости от интенсивности вулканической активности на Земле, магмы Фарсиды, возможно, образовали атмосферу CO2 с давлением 1,5 бар и глобальный слой воды глубиной 120 м. Усиление парникового эффекта в климате и повышение уровня грунтовых вод Марса. Фиксируется возраст самых старых образцов лунной материи;

— 9,7 млрд лет после Большого Взрыва (4,1 Гья) резонанс в орбитах Юпитера и Сатурна перемещает Нептун в пояс Койпера, вызывая разрушение среди астероидов и комет там. В результате поздняя тяжёлая бомбардировка обрушивается на внутреннюю часть Солнечной системы. На спутнике (луне) Сатурна Мимасе образовался Кратер Гершеля. Удар метеорита создает на Марсе Hellas Planitia, крупнейшую однозначную структуру на планете. Ансерис Монс – изолированный массив (гора) на южном высокогорье Марса, расположенный на северо-восточном краю Эллада Планиция, поднялся в результате падения метеорита;

— через 9,8 млрд лет после Большого Взрыва (4 Гья) формируется HD 209458b, первая планета, обнаруженная во время её прохождения. В Мессье 85, линзовидной галактике, нарушенной взаимодействием галактик, наблюдается сложная внешняя структура оболочек и рябь. Галактики Андромеды и Треугольника испытывают близкое столкновение; высокий уровень звездообразования в Андромеде, в то время как внешний диск Треугольника искажен;

— через 9,861 млрд лет после Большого Взрыва (3,938 Гья) наступает основной период столкновений с Луной: образуется Mare Imbrium;

— через 9,88 млрд лет после Большого Взрыва (3,92 Гья) образуется – в результате большого столкновения – Бассейн Нектариса; выбросы Нектариса образуют верхнюю часть густо покрытого кратерами Лунного нагорья; на Луне начинается Эра Нектариса;

— через 9,9 млрд лет после Большого Взрыва (3,9 Гья) на Меркурии образуется кратер Толстой и формируется Бассейн Калорис, что приводит к созданию «странной территории» – сейсмическая активность вызывает на Меркурии глобальную вулканическую активность. На Меркурии образуется кратер Рембрандт и начинается калорический период. Argyre Planitia образуется в результате удара астероида на Марс: окружён неровными массивами, которые образуют концентрические и радиальные узоры вокруг бассейна – несколько горных хребтов, включая Charitum и Nereidum Montes, поднимаются вслед за ним;

— через 9,95 млрд лет после Большого Взрыва (3,85 Гья) начинается поздний дуплексный период на Луне. Самое раннее появление материалов Procellarum KREEP Mg suite;

— через 9,96 млрд лет после Большого Взрыва (3,84 Гья) происходит образование Восточного бассейна в результате удара астероида о поверхность Луны; столкновение вызывает рябь на коре, в результате чего образуются три концентрических круговых объекта, известных как Монтес Рук и Монтес Кордильера;

— через 10 млрд лет после Большого Взрыва (3,8 Гья). После поздних тяжелых бомбардировок на Луне на её поверхности преобладают большие впадины расплавленных кобыл – начинается основной период лунного вулканизма (до 3 млрд лет). На Земле начинается архейский эон;

— через 10,2 млрд лет после Большого Взрыва (3,6 Гья) на Марсе образуется Альба Монс, крупнейший по площади вулкан;

— через 10,4 млрд лет после Большого Взрыва (3,5 Гья) обнаруживаются самые ранние ископаемые следы жизни на Земле (строматолиты);

— через 10,6 млрд лет после Большого Взрыва (3,2 Гья) на Марсе начинается амазонский период; марсианский климат становится более тонким до нынешней плотности: подземные воды, хранящиеся в верхней коре (мегареголите), начинают замерзать, образуя толстую криосферу (сухие льды, состоящие из замороженного углерод – форма диоксида), перекрывающую более глубокую зону жидкой воды. На Луне начинается эратосфенский период – главной геологической силой на Луне становится ударный кратер;

— через 10,8 миллиарда лет после Большого Взрыва (3 Гья) на Меркурии формируется бассейн Бетховена. В отличие от многих бассейнов аналогичного размера на Луне, Бетховен не является многослойным, а выбросы закапывают край кратера и почти не видны;

— через 11,2 млрд лет после Большого Взрыва (2,5 Гья): начало протерозоя;

— через 11,6 млрд лет после Большого Взрыва (2,2 млрд лет назад) наступает последний великий тектонический период в геологической истории Марса: формируется Валлес Маринер, крупнейший комплекс каньонов в Солнечной системе. Хотя есть некоторые предположения о термокарстовой активности или даже водной эрозии, предполагается, что Валлес Маринерис является рифтовым разломом.

P.S.4. Эволюция первых живых существ на Земле (Ма – мегааннум – миллионов лет назад):

4100 Ма – появление древнейших известных признаков жизни;

3900 Ма – возникновение клеток, напоминающих прокариоты;

3500 Ма – самые ранние следы появления фотосинтеза и первый случай увеличения доли кислорода в атмосфере Земли;

2500 Ма – появление первых организмов, использующих кислород. Около 2400 Ма, в ходе кислородной катастрофы, большинство анаэробных форм жизни было вытеснено аэробными конкурентами;

2100 Ма – появление более сложных клеток – эукариот;

1200 Ма – возникает половое размножение, приводящее к более быстрой эволюции, при котором гены смешиваются в каждом поколении и это даёт большее разнообразие для последующего отбора;

900 Ма – вероятное время жизни общего предка всех животных.

P.S.5. Эволюция рода Homo:

2,6-2,5 Ма – Человек умелый (Homo habilis);

2,0-1,78 Ма – Человек рудольфский (Homo rudolfensis);

2,0-0,03 Ма – Человек прямоходящий (Homo erectus);

1,8 Ма – Человек Дманисский (Homo georgicus);

1,8-1,4 Ма – Человек работающий (Homo ergaster);

1,2-0,8 Ма – Человек-предшественник (Homo antecessor);

0,9-0,8 Ма – Человек из Чепрано (Homo cepranensis);

0,8-0,345 Ма – Гейдельбергский человек (Homo habilis);

0,3-0,12 Ма – Родезийский человек (Homo habilis);

0,35-0,04 Ма – Неандерталец (Homo neanderthalensis);

0,2-по н. в. – Человек разумный разумнейший (Homo sapiens sapiens);

0,16-0,15 Ма – Человек разумный старейший (Homo sapiens idaltu);

0,10-0,012 Ма – Человек флоресский (Homo floresiensis);

P.S.6. В настоящее время 7.8 миллиардов проживающих в 300 странах (государства и территории) представителей 7139 разделённых по языковому принципу народов (это разделение началось в год смерти скончавшегося на 240-ом году жизни 6-го послепотопного патриарха человечества Фалека в 1635 днэ, или в 2126 году от Сотворения мира (Anno Mundi),  когда Всевышний  в год акме прожекта царя Нимрода в строительстве Вавилонской башни вмешался в этот процесс, направив на стройплощадку 70 ангелов со спецзаданием, в результате чего последовали дивергенция языков и рассеяние народов); за год до смерти в 1634 днэ (в 2127 A.M.) сына Серуха и Мелки, 9-го послепотопного патриарха человечества Нахора, скончавшегося на 49-м году жизни своего внука Аврама, наречённого Всевышним через 51 год Авраамом) разделены ещё и по духовному принципу на последователей примерно 20 тысяч конкретных религий (начиная от 2 484 172 183 христиан, 1 941 018 638 мусульман и 1.208.013.562 нерелигиозных людей и атеистов планеты и кончая крохотными группами в несколько последователей той или иной племенной религии или свежесозданной секты), а также на по расовым (биологическим) признакам на 4 расовых (или надрасовых) ствола на основе представлений о древности формирования: тропический, южный, западный и восточный; внутри тропического ствола выделяются африканская и океанийская расовые ветви, внутри южного – континентальная и древнеиндонезийская, внутри западного – кушитская, средиземная, средиземноморская и европейская, внутри восточного – уральская, сибирская, южноазиатская и американская.


В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены дополнительные историко-теологические материалы: информация об отмечаемом сегодня Днях памяти двух европейских христиан, чьи имена внесены в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) с Днём памяти 30 мая, т.е. сегодня; о других памятных и праздничных днях, отмечаемых сегодня в России и в мире; интересно также, какой сегодня день 7529 лета (осьмица – один из 6 дней труда 9-дневной недели; 9-го вэйлета) по древнеславянскому (славяно-арийскому) календарю (ведь российские немцы России существенным образом связали свою жизнь – и культурой, и даже кровью – с русскими, то есть со славянами; во всяком случае, большинство браков российских немцев – смешанные, как раз – иронично следуя названию календаря – «славяно-арийские»).


Готфрид Арнольд (нем. Gottfried Arnold; *5.09.1665, Анаберг – †30.05.1714, Перлеберг) – германский теолог, педагог, историк протестантской церкви конца XVII – начала XVIII века.

Готфрид Арнольд родился в семье педагога. Богословие он изучал в Виттенбергском университете. В городе Дрездене познакомился с признанным лютеранским теологом Филиппом Якобом Шпенером и был им обращён к так называемому «внутреннему христианству».

В 1696 Арнольд написал «Die erste Liebe, d. i. wahre Abbildung der ersten Christen».

В 1697 был приглашён профессором истории в Гиссенский университет; но в 1698 отказался от этой должности, потому что его благочестие не могло согласоваться с суетой светской учёности и с безобразием университетских беспорядков.

В 1700 Г. Арнольд был придворным пастором овдовевшей герцогини Саксен-Эйзенахской, а в 1702 уволен с этой должности.

В 1708 был проповедником и инспектором в Вербене, а также пастором в Перльберге в Бранденбурге.

Готфрид Арнольд скончался 30 мая 1714 года в результате сердечного приступа, вызванного потрясением, произведённым прусскими вербовщиками, ворвавшимися в церковь прямо во время богослужения.

В конце XIX – начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона была опубликована следующая оценка его деятельности: «Главное из его сочинений: „Unparteische Kirchen- und Ketzerhistorie“ (2 т., Франкфурт, 1699; 1700-1715; 1729; 3 т., Шафг., 1740-1742). Это сочинение обнаруживает большую начитанность автора, но вместе с тем отсутствие системы и критического отношения к материалам; достоинство же его заключается отчасти в том, что оно написано на немецком языке, который был успешно вновь введён в учёный мир Арнольдом и его другом Томазием вместо латинского языка, а также и в искренней оценке ересей как необходимого и весьма важного условия для церковного развития. Не менее полезны были в этом отношении и прочие его сочинения…».

Сам Арнольд, излагая в своей истории печальную повесть о распадении церкви, в отчаянии замечает: «в такие испорченные времена нельзя найти ничего доброго ни в среде духовенства, ни в среде мирян». Но такая мысль, по мнению А.П. Лебедева, не только не достойна религии христианской, но отрицается уже и просто человеческим достоинством.

Множество его духовных песен, разбросанных во всех этих сочинениях, были собраны и изданы Кнаппом и Эманом в 1845-1856 (Штутгарт).


Наши единоверцы чтут сегодня память ещё одного христианина – Иеронима Пражского (лат. Hieronymus Pragensis, чеш. Jeroným Pražský; *около 1380 – †30 мая 1416, Констанц) – чешского реформатора, учёного, оратора, друга и сподвижника Яна Гуса.

Происходил из зажиточной пражской семьи. Окончил Пражский университет. Был чрезвычайно образованным человеком, а также выдающимся оратором.

Талантливый ученик Яна Гуса, он стал университетским профессором в Праге с 1396 года, продолжал занятия в Оксфорде в 1399-1401, откуда привёз в Прагу переписанные им богословские сочинения Джона Уиклифа и стал ревностным сторонником и распространителем его взглядов. Позже работал в Гейдельберге, Кёльне и Париже. Совершал далёкие путешествия, был в Иерусалиме. Вернувшись в Прагу в 1407 году, близко сошёлся с Гусом.

По приглашению Владислава II Польского принимал участие в создании Краковского университета (1410 год). Заподозренный в ереси Уиклифа, он был арестован в Вене и освобождён только по ходатайству пражского университета.

Иероним Пражский относился к радикальному крылу последователей Гуса. Он отвергал почитание икон, святых мощей, многие католические обряды и т.д. Пытался найти среди православных народов союзников чехам против Католической церкви. Для этого отправился в 1413 году к литовскому князю Витовту и посетил Витебск и Псков, где общался с православными священниками.

Когда начатое Гусом движение усилилось, Иероним решительно встал на его сторону и, узнав об аресте Гуса, отправился в Констанц, на заседавший Собор. Убедившись в грозящей опасности, он попытался получить от германского императора свободный пропуск, а от Собора – право говорить. Так как просьба была отклонена, он отправился на родину, но по дороге был схвачен и отправлен обратно в Констанц. Продолжительное заключение так подорвало его энергию, что 23 сентября 1415 года в публичном заседании Собора он отрёкся от своих прежних убеждений, но, оставаясь и после этого в заключении, взял назад своё отречение и твёрдо встретил смерть на костре 30 мая 1416 года.

Канонизирован старокатолической церковью. Молитвенное обращение не запрещено и в Чехословацкой Православной церкви.


Древнеславянский (славяно-арийский) календарь

Сегодня 30.05.2021

Лето от С.М.З.Х.:7529Число Месяц:9 Вэйлетъ
Лето в Круге Жизни:9День недели:Осьмица
Круголет:ЗмейЧертог:Лось
Стихия:ДревоПокровитель:Лада
Цвет:ЗелёныйДерево:Берёза

Древнеславянский (славяно-арийский) календарь

Завтра 31.05.2021

Лето от С.М.З.Х.:7529Число Месяц:10 Вэйлетъ
Лето в Круге Жизни:9День недели:Пятница
Круголет:ЗмейЧертог:Финист
Стихия:ДревоПокровитель:Вышень
Цвет:ЗелёныйДерево:Вишня

11-й чертог Сварожьего Круга – чертог Лося. Тотем этого зодиака – лось, богиня-покровитель – Лада, священное древо – берёза. По славянскому гороскопу к 11-му чертогу относят родившихся с 9 мая по 1 июня.

Чертог Финиста – двенадцатый дом Сварожьего Кола, славянского зодиакального (садиакального) круга. У славян время этого знака зодиака наступало в июне.  Проблема в том, что современный и старославянский календари не совпадают, следовательно, границы знака сейчас точно уже не определить. В итоге специалисты стали считать общепринятым временем чертога период с 31 мая по 23 июня.

Родившиеся в чертоге Финиста (огненной птицы) находятся под защитой Вышеня, мудрого светлого бога. Их оберег вишня, а символ — птица сокол.

Месяц (Сороковник)

МесяцЗначениеСроки начала месяцаВремя Лета
1РамхатъМесяц Божественного начала20 – 23 сентябряОусень
2АйлетъМесяц Собранных Даров31 октября – 3 ноябряЗима
3БэйлетъМесяц Белого сияния и покоя10 – 13 декабряЗима
4ГэйлетъМесяц Вьюг и Стужи20 – 23 январяЗима
5ДайлетъМесяц Пробуждения природы01 – 04 мартаВесна
6ЭйлетъМесяц Посева и Наречения11 – 14 апреляВесна
7ВэйлетъМесяц Ветров21 – 24 маяВесна
8ХэйлетъМесяц Получения даров природы01 – 04 июляОусень
9ТайлетъМесяц Завершения10 – 13 августаОусень

30 мая – канун славянского Праздника кумления кукушки. В этот день можно было породниться душой с любым человеком.

Праздник Кукушечки, или день Кумления, славяне отмечают в последнее воскресенье мая. Основная черта этого праздника – установление духовной связи между девушками, ещё не имевшими детей, для взаимной помощи и поддержки. Молодые люди, в основном девушки, собирались в лесу на поляне, водили хороводы, пели весёлые песни про весну и Живу (кукушка представляет собой связующее звено между Живой и молодыми девушками), прыгали через ритуальный костёр и устраивали небольшое символическое пиршество. В этот праздник, единственный раз в году, можно было покумиться, то есть породниться душой с любым близким человеком. Для этого нужно было поцеловаться через березовый венок (символ чистоты). Надо сказать, богиня Жива часто представлялась в образе кукушки (она принимала вид птицы в мире людей). При этом говорили: Кумись, кумись, роднись, роднись, у нас на двоих – общая жизнь. Ни радость, ни слёзы, ни слово, ни случай – нас не разлучат.

Затем необходимо было обменяться чем-нибудь на память. При этом девушка, наряженная Живой, держала в руках фигуру Кукушечки: верили, что богиня, таким образом, услышит клятву. Кроме того, если вспомнить, что Жива есть богиня, дающая саму Жизнь, обряд кумления становится способом привлечь родную Душу будущего ребёнка и мужчины. А прыжки через костёр – очищающий обряд через стихию огня. А ещё необходимо помнить, что птицы во многих культурах являлись посланцами богов, да и сами боги часто принимали вид птиц.

Праздник был связан с древним обрядом посвящения девочек в девушки, во взрослую жизнь обрядом «отказа от кукушества». Девочки, прощаясь со своим детством, давали обещание не быть кукушкою, т.е. не быть плохой матерью.

Кукла делалась девочками 12-ти лет на праздник Вознесения из травы кукушкины слезы под руководством вдовой старухи. Несколько девочек собирали траву для изготовления куклы, аккуратно складывали стебель к стеблю. При этом нельзя было сломать стебель и оторвать корень. Куклу делали все вместе, обвязывая стебли красной нитью. Каждая девочка стремилась внести в создание куклы что-то своё. Самая древняя кукушка из травы в тёмном платке. Позже появилась кукла из травы, одетая в яркую поневу, передник. но в тёмном платке. Ещё один вариант куклы кукушки образ женщины немолодой, возможно, вдовы, одетой неярко.

На Вознесение проводился и обряд «похороны кукушки». На полянке выкапывалась ямка и устилалась травой. Хоронили куклу кукушку, которую в тот же день делали девушки. Куклу клали вместе с подарками девушек (кольцо, платочек и т.д.), загадывая желания на год. Кукушку присыпали травой, землёй, примечали место. Куклу откапывали через 10 дней, на Троицу и смотрели на свои подарки. Если в кольцо заползал муравей, то девушка выйдет замуж. Свои вещи с кукушки снимали и куклу сажали на дерево.
Ещё делали птичку в «серых тонах», сажали на дерево, говорили «унеси все мои печали», отворачивались и уходили.

Девушки через кукушку «кумились» – выбирали подружку на целый год. Наряженную куклу ставили под берёзку, свивали над ней дугою ветки. На них вешали свои крестики девочки, желающие покумиться. Затем они целовались в дуге из веток, приговаривая: «Ты кума, и я кума» и обменивались крестиками и куклами. После этого девушки дружили целый год и не ссорились. На следующий год можно было выбрать эту же подружку или другую.

Кукла «Кукушка» считалась лекарством от тоски и одиночества. На неё «наговаривали» свои проблемы, а потом сжигали.


Дата 30 мая 2021 года по григорианскому календарю соответствует 19 сивана 5781 года от Сотворения мира по календарю народа Божьего – первому дню недели главы Шлах.

Комментарий к недельной главе «Шлах»

Евреи приблизились к Эрец-Исраэль и решили, прежде чем войти в страну, провести разведку. В главе «Шлах» («Отправь») рассказывается, как Моше-рабейну по настоянию народа послал разведчиков осмотреть Страну Обетованную. Десять из двенадцати разведчиков сказали, что войти в неё невозможно. И евреи, даже не пытаясь усомниться, приняли этот отзыв и отказались от своей цели. Только благодаря просьбе Моше Бог сдержал Свой гнев на народ и не истребил его, а обрёк на сорокалетнее скитание по пустыне. Наутро евреи раскаялись в своем малодушии и решили пойти туда, куда указал им Бог. Моше объяснял им, что сейчас этого уже нельзя делать, но те пошли и потерпели поражение от амалекитян и кнаанейцев. Конец главы посвящён нескольким заповедям, две из которых евреям следует выполнять, когда они уже окажутся в Стране Израиля. Это мучные приношения, добавляемые к жертвам ола и шламим, и отделение халы от теста из зерна, выращенного в Эрец-Исраэль. Завершается глава заповедью о цицит – нитях, которые следует носить по углам четырёхугольной одежды и которые должны напоминать нам о наших обязанностях пред Богом.

Об эпизоде с засылкой разведчиков в Эрец-Исраэль Тора говорит дважды: в книге «Бемидбар» – по ходу событий – и в последней книге Пятикнижия — «Дварим», где Моше вспоминает весь путь, пройденный народом до вступления в Эрец-Исраэль.

О том, как всё началось, в главе «Дварим» одноимённой книги (1:22, 23) от имени Моше говорится: «И вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлём людей перед собой, и они разведают нам землю эту, и расскажут нам о пути, по которому нам идти, и о городах, в которые мы войдём”. И понравились мне слова эти, и взял я из вас двенадцать человек, по одному человеку от колена».

Моше отправил разведчиков по требованию народа, сам он не считал это действие необходимым. Однако вождь надеялся, что разведчики, вернувшись, расскажут, как прекрасна увиденная ими страна, и это поднимет дух народа.

В главе «Шлах» об этом эпизоде говорится так:

И послал их Моше высмотреть землю Кнаан, и сказал им: «Поднимайтесь здесь, на юг, и взойдите на гору. И осмотрите страну, [выясните], какая она, и [каков] народ, обитающий в ней, – силён он или слаб, малочислен или многочислен. И какова земля, на которой он живёт, – хороша она или плоха, и каковы города, в которых он обитает, – в открытых станах или в крепостях [они живут]. И какова земля – тучна она или тоща, есть на ней деревья или нет. Крепитесь [духом] и возьмите от плодов земли…» (13:17-20).

Сорок дней ходили разведчики по земле Кнаан, а вернувшись, повергли народ в большое смятение:

«Пришли мы в страну, куда ты нас послал, и подлинно течёт она молоком и мёдом, и вот её плоды. Но могуч народ, обитающий на земле, и [есть там] города укреплённые, очень большие, и также детей великанов, мы видели там» (13:27, 28).

Рассказ разведчиков испугал евреев, принесённая ими гигантская гроздь винограда заставила людей поверить в то, что и жители в тех краях огромны и непобедимы. Родители брали на руки своих малюток, подходили к Моше и говорили детям: «Вот, дети, по вине этого человека вы станете рабами других народов».

Поведение евреев вызвало сильный гнев Всевышнего, ибо это был уже десятый грех, начиная с изготовления золотого тельца. Тора кратко напоминает:

И услышал Господь голос [ваш], ваши речи, и разгневался, и поклялся, сказав: «Никто из этих людей, из этого злого поколения, не увидит добрую землю, которую Я поклялся отдать вашим отцам… А ваши малые дети, о которых вы сказали, что они станут добычею… войдут туда, и им Я её отдам, и они её унаследуют» (глава «Дварим» одноимённой книги, 1:34, 35, 39).

Бог отсрочил вступление евреев в страну на сорок лет, чтобы люди того поколения умерли в пустыне. Это было суровое наказание. Но Всевышний сделал так, что умирали они в возрасте не моложе шестидесяти лет. Те, кому было в то время двадцать, умерли через сорок лет, те, кому было сорок, умерли спустя двадцать, и т. д.

Разведчики вернулись и передали свои впечатления восьмого числа месяца ав, «и плакал народ в ту ночь» (14:1) – ночь на девятое ава.

Сказал Раба от имени раби Йоханана: «Это была ночь накануне девятого ава, и сказал им Всевышний: “[За то, что] вы плакали в эту ночь понапрасну, Я заставлю ваши [будущие] поколения плакать [каждый год] в эту ночь (т.е. если согрешите и заслужите наказание, оно осуществится в этот день. – И. З.)” (Талмуд, Таанит, 29)».

Сказанное исполнилось и исполняется неизменно по сей день.

Обратимся к историческим фактам.

Девятого ава 3338 года от сотворения мира, через восемьсот восемьдесят девять лет после описанных в этой главе событий, вавилоняне, захватившие Эрец-Исраэль, разрушили и сожгли Первый иерусалимский Храм. Жители страны были угнаны в Вавилонию.

Семьдесят лет продолжалось вавилонское изгнание – пока царь Персии Кореш (Кир) не захватил Вавилонию и не разрешил евреям вернуться в свою страну. Они возвратились и построили Второй Храм.

Девятого ава 3828 года от сотворения мира, через четыреста двадцать лет после возведения Второго Храма, он был разрушен и сожжён римлянами. Историк Иосиф Флавий, не зная слов устного предания – «Я заставлю ваши [будущие] поколения плакать [каждый год] в эту ночь», – поражается в своих записках удивительному совпадению: Второй Храм разрушен в тот же день года, что и Первый.

Прошло больше полувека после разрушения Второго Храма. Герой Бар-Кохба отбил Иерусалим у римлян и продержался там два с половиной года, так что даже успел отчеканить еврейские монеты.

Девятого ава (предположительно 135 года н. э.) последний оплот повстанцев пал, а Бар-Кохба был убит. По свидетельству римского историка Диона Кассия, в сражениях погибли пятьсот восемьдесят тысяч евреев, были разрушены пятьдесят укреплённых городов и девятьсот восемьдесят пять поселений; почти вся Иудея превратилась в пустыню.

Девятого ава (спустя несколько лет после поражения Бар-Кохбы, более точных сведений нет) римляне распахали Храмовую гору. Исполнились слова: «Из-за вас Сион будет распахан, как поле, и Иерусалим станет руинами, а Храмовая гора – лесистым холмом» (Миха, 3:12). Захватчики запретили евреям жить в Иерусалиме. Нарушившему запрет грозила смертная казнь.

Девятого ава – 18 июля 1290 года – евреи изгнаны из Англии.

Назавтра после девятого ава 1306 года евреи изгнаны из Франции, причём им ничего не разрешили взять с собой.

Девятого ава – 2 августа 1492 года – император Фердинанд изгоняет евреев из Испании (день изгнания несколько раз переносили, пока не остановились окончательно на девятом ава). Более 300.000 евреев покинули страну. Многие совершили грех – крестились, но втайне придерживались еврейской веры и надеялись, что найдут возможность выехать из Испании. Инквизиция зорко следила за ними и сжигала на кострах тех, кто был уличён в соблюдении еврейского Закона. Ни Англия, ни Франция, ни Германия евреев не принимали. Им оставалось идти в Турцию и в Италию.

Девятого ава – 26 июля 1555 года – евреи Рима переселены в первое в истории гетто.

Девятого ава – 1 августа 1914 года – с началом первой мировой войны объявлена мобилизация в России. Война разрушила устоявшийся быт еврейских общин Литвы, Латвии, Польши, Белоруссии, Украины, Австро-Венгрии. Трудно подсчитать, сколько было убито и замучено евреев, сколько разрушено синагог, ешив, сколько уничтожено свитков Торы и святых книг.

Следствием мировой войны стала революция в России. Началась гражданская война. Банды Петлюры, Махно, Деникина, Колчака, всевозможные военные отряды того времени уничтожили около 300.000 евреев. К власти в России пришли большевики, победил «социализм», а в Германии, как реакция на поражение в войне, вырос нацизм. И это подготовило почву для Второй мировой войны.

Девятого ава 1941 года началась концентрация евреев Польши в гетто.

Этот список не исчерпывает всех примеров. До сегодняшнего дня мы отмечаем девятое ава постом.

Пост девятого ава входит в число постов, связанных с историческими событиями. Что это значит? Среди дней поста в еврейском календаре есть такие, когда мы постимся из-за бед, которые произошли сотни и тысячи лет назад. Цель такого поста – извлечь уроки из истории, напомнить себе, что грехи наших предков стали причиной несчастий для потомков, покаяться и стараться не повторять ошибок отцов. В Торе сказано: «И признаются в своих грехах и грехах отцов, в измене, когда они Мне изменили и шли наперекор Мне» (Ваикра, 26:40).

В пятой главе раздела «О постах» книги «Яд hа-хазака» Рамбам перечисляет все связанные с историей посты:

третьего тишрея – день, когда был убит Гдалья бен-Ахикам, стоявший во главе евреев, оставшихся в Эрец-Исраэль после разрушения Первого Храма. После этого убийства вавилонский царь Невухаднецар изгнал всех евреев, и страна пустовала пятьдесят два года;

десятого тевета – день, когда Невухаднецар начал осаду Иерусалима;

семнадцатого тамуза – день, на который в разные эпохи пришлись пять печальных событий в истории нашего народа:

увидев золотого тельца, Моше разбил первые скрижали;

прекратились жертвоприношения в Первом Храме, потому что из-за осады невозможно стало приобретать для них животных;

римляне проломили городские стены и ворвались в Иерусалим в дни падения Второго Храма;

Апостомос, наместник царя Антиоха, сжег свиток Торы;

в Храме был установлен идол.

Постом девятого ава также отмечаются пять трагических событий (мы о них говорили выше):

десять из двенадцати разведчиков оклеветали Эрец-Исраэль, народ не решился туда идти, и Бог сказал, что это поколение вымрет в пустыне;

были сожжены Первый и Второй Храмы;

пал город Бейтар, и потерпело поражение восстание Бар-Кохбы;

римляне распахали Храмовую гору.

А теперь – об уроках. Талмуд (Йома, 9) говорит: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. Но за что был разрушен Второй Храм, [во времена] которого учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За напрасную вражду».

Один считает, что надо немедленно восстать против римлян, другой думает, что ещё не время: народ к восстанию не готов, и дело может кончиться изгнанием из страны, – и каждый смотрит на другого как на врага. Нам надо усвоить: напрасная вражда – очень опасная вещь.

Пророк Зхарья предсказывает (8:19) – когда придет Машиах, все дни этих постов станут праздниками: «Так сказал Господь воинств: “Пост четвёртого [месяца – семнадцатого тамуза], и пост пятого [девятого ава], и пост седьмого [третьего тишрея], и пост десятого [десятого тевета] будут для дома Иеhуды радостью, и весельем, и праздниками…”»

Сказанное исполнилось и исполняется неизменно по сей день.


19 сивана в истории народа Божьего

19 Сивана

2448 (-1312) года – тринадцатый из 40 дней пребывания Моше на горе Синай (в первый раз). По Едихрошу эта дата отсчитывается как 19 сивана 2532 A.M.

19 Сивана

5001 (30 мая 1241) года граждане Фракфурта-на-Майне ворвались в еврейский квартал (этому предшествовали две неудачные попытки взять его штурмом, предпринятые днём ранее) и учинили в нём погром. Погибло до 3/4 еврейского населения города; спастись удалось лишь тем, кто согласился принять крещение. Погромщики разграбили и сожгли дома евреев, разрушили синагогу. Причиной конфликта стало воспрепятствование евреями насильственному крещению ребёнка, которое имело место 23 мая.

19 Сивана

5289 (27 мая 1529) года казнь евреев венгерского городка Posing (Пёзинг).

Тридцати евреям двух маленьких городков под Пресбургом (Братиславой, тогда он принадлежал Венгрии) предъявлены обвинения (кровавый навет) в убийстве христианского мальчика. Дело было инспирировано местным феодалом, имеющим у евреев большие долги. Глава венгерских евреев Исаак Мендель обратился за правосудием к королю Фердинанду Первому, но граф на мнение короля наплевал. Евреи Вены, Ныса-Лужицы, Олмоуца и других близлежащих городков присутствовали на казни евреев города Posing, а евреям городка Marchegg удалось спастись, поскольку тем временем «погибший» ребенок был найден живым.

19 Сивана

5581 (19 июня 1821) года жертвами погрома стали евреи Одессы.

Поводом стали события, произошедшие в Стамбуле 25 Нисана 5581 (27 апреля 1821) года, когда турки, подавив восстание православных греков, повесили Григория, патриарха Константинопольского. Зная об антисемитской политике патриарха, великий визирь Али-паша Бендерли предложил евреям города выбросить его тело в море. Не посмев перечить великому визиру, евреи выполнили его указ.

Когда до Одессы дошёл слух, что иудеи Стамбула принимали участие в насилиях и надругательствах над телом Григория, одесские греки бросились мстить. К счастью, на тот раз, благодаря решительности властей, погром был быстро подавлен.

Это был первый еврейский погром в пределах Российской Империи.

19 Сивана

5664 (2 июня 1904) года родился Джонни Вайсмюллер – американский пловец, пятикратный олимпийский чемпион, автор 67 мировых рекордов, первым проплывший 100 метров быстрее минуты. Сын иммигрантов из Румынии, он добился выдающихся успехов как спортсмен, но всемирную славу ему принесло участие в 12 фильмах о похождениях Тарзана. Умер 20.1.1984.

19 Сивана

5679 (17 июня 1919) года жертвами кровавого погрома стала святая еврейская община местечка Дубово Подольской губернии.

Погромщики из банды Соколовского по обыкновению согнали несколько десятков евреев в свой «штаб», и затем началась обычная кровавая расправа. «Если бы кто-либо стоял в это время у ворот поселения, – замечает очевидец, – то ему бы показалось, что местечко наслаждается чудесным покоем…» Пленников подводили по одному человеку к двери подвала, куда приказывали спускаться по лестнице. Тут же у дверей по обе стороны лестницы стояли два палача с обнажёнными шашками и наотмашь наносили смертельные удары несчастной жертве, которая скатывалась в подвал.

В этом подвале оказалось потом много зарубленных и обезглавленных тел.

19 Сивана

5714 (20 июня 1954) года родился первый израильский космонавт Илан Рамон (фамилия при рождении Вольферман).


30 мая отмечаются День картофеля и День клубники, звучат поздравления с Днём издателя, а приметы Дня Евдокии подскажут, каким будет лето.

30 мая праздник – день святой Евдокии — что нельзя делать, приметы.

Мир проводит Всемирный день Тай-цзи и Цигун.

Украина отмечает День работников издательств, полиграфии и книгораспространения.

В Перу национальный День картофеля, а в Германии – День клубники.

По народному календарю, 30 мая – Евдокия Свистунья.

Православные 30 мая почитают память святой Евдокии и святого Андроника (Ондрона) – избавителя от засухи.

Католики отмечают День святой Жанны д’Арк.

Поста нет.

30 мая – приметы

Говорят, что Евдокия свистит, потому что этот день обычно бывает очень ветреным. То есть имеется в виду свист ветра.

Есть такие приметы 30 мая на погоду:

какова погода на Евдокию – таково и лето будет;

северный ветер – к холодному лету;

холодный день – летом града жди;

новолуние выпало на дождливую Евдокию – к очень дождливому лету;

пышно цветут яблоня, сирень и рябина – можно отправляться на рыбалку: будет хороший клёв.

30 мая – что нельзя делать, а что нужно

На Евдокию принято окучивать картошку и высаживать в грунт рассаду теплолюбивых растений (перца, помидоров, баклажанов и пр.).

Чтобы не болели голова и глаза – нужно умыться свежей росой до восхода солнца.

Женщинам, по поверью, такая роса ещё и красоты добавляет.

По народным поверьям, 30 мая нельзя:

ходить в поле или лес без нужды – в это время очень активны змеи, этот запрет призван обезопасить людей от нападения пресмыкающихся;

жаловаться на судьбу – неприятности только преумножатся.

30 мая – именины

День ангела справляют Евдокия, Адриан и Афанасий, Степан.

30 мая – кто родился

30 мая родились такие знаменитости:

1887 – украинский скульптор и художник, один из основоположников кубизма в скульптуре Александр Архипенко.

1896 – американский кинорежиссёр, лауреат Почетного Оскара за вклад в мировой кинематограф Говард Хоукс (Джентльмены предпочитают блондинок).

1934 – лётчик-космонавт, который первым в мире вышел в открытый космос, Алексей Леонов.

1937 – советский киноактёр Александр Демьяненко (Операция Ы и другие приключения Шурика, Кавказская пленница).

1957 – певица, Народная артистка Украины, экс-министр культуры и туризма Оксана Билозир.

1981 – украинский и бельгийский велосипедист Игорь Абакумов.