Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 6.06.2021
Лютеранское богослужение 6.06.2021

Лютеранское богослужение 6.06.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch Juni 2021: Mann muss Gott mehr gehorchen als den Menschen. Apostelgeschichte 5:29

Должно повиноваться больше Богу, нежели людям. Деян 5:29

Gottesdienst der Ersten Sonntag nach Trinitatis 6.06.2021

Wer euch hört, der härt mich; und wer euch verachtet, der verachtet mich. Lukas 10:16a

Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает. Лк 10:16а

6 июня 2021 года, в Первое воскресенье после Троицы // 1. Sonntag nach Trinitatis – лц зелёный – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения двадцать пятого в этом году богослужения собрались 23 казанских лютеранина немецкой традиции, в т.ч. 12 российских немцев:

  • Ахмадуллин Вильямс Габдулхакович
  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич – председатель Церковного совета
  • Деляева Алёна Владимировна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Диц Лариса Георгиевна
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Котляров Павел Геннадьевич
  • Маринина (Мартенс) Полина Васильевна
  • Михаил
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Нуруллоева Фарида Содиковна – органистка
  • Панкратов (Шультайс) Олег Евгеньевич
  • Петрова (Крамер) Инна Александровна
  • Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Теплова Елена Ильинична
  • Цайтлер Олег Евгеньевич – проповедник
  • Черноусов Геннадий Петрович

Послание: 1Ин 4:13-21. Читал – по-русски – Виктор Георгиевич Диц.

Евангелие: Лк 16:19-31. Читал – также по-русски – Виктор Георгиевич Диц.

Проповедь: Иер 23:16-29. Читал – по-русски – Олег Евгеньевич Цайтлер.


N.B. Мы, верующие христиане, уважающие достижения и открытия науки, которыми мы благополучно пользуемся (и на которые мы с благоговением опираемся в этой заметке), конечно же, исходим из того, что всё в этом созданном Им мире происходило, происходит и будет происходить по Его воле – по воле Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. И мы приветствуем дальнейший прогресс науки, позволяющий нам погрузиться в глубины и детали грандиозного плана Божьего по устроению этого мира. Наука служит одновременно Богу и нам, его творения. Слава Богу! Слава науке!

Мы в этом мире (Человек и Вселенная)

Вселенная – огромный и удивительный мир, полный тайн и загадок.

Звёздное небо издавна будоражило человеческое воображение. Наши далёкие предки пытались понять, что за странные мерцающие точки висят у них над головами. Сколько их, откуда они взялись, влияют ли на земные события? Человек с глубокой древности пытался осмыслить, как устроена Вселенная, в которой он обитает.

О том, как древние люди представляли себе Вселенную, сегодня мы можем узнать разве что из сказок и легенд, дошедших до нас. Понадобились века и тысячелетия, чтобы возникла и окрепла наука о Вселенной, изучающая её свойства и этапы развития, – космология. Краеугольными камнями данной дисциплины являются астрономия, математика и физика.

Сегодня мы гораздо лучше понимаем устройство Вселенной, но каждое полученное знание лишь рождает новые вопросы. Исследование атомных частиц в коллайдере, наблюдение за жизнью в дикой природе, высадку межпланетного зонда на астероиде также можно назвать изучением Вселенной, ибо данные объекты входят в её состав. Человек тоже часть нашей прекрасной звёздной Вселенной. Изучая Солнечную систему или далёкие галактики, мы больше узнаём о самих себе.


Само понятие Вселенная не имеет чёткого определения в астрономии. В разные исторические периоды и у различных народов оно имело целый ряд синонимов, таких как «космос», «мир», «мироздание», «универсум» или «небесная сфера». Нередко, говоря о процессах, происходящих в глубинах Вселенной, применяют термин «макрокосмос», противоположностью которому является «микрокосмос» мира атомов и элементарных частиц.

На нелёгком пути познания космология нередко пересекается с философией и даже теологией, и в этом нет ничего удивительного. Наука об устройстве Вселенной пытается объяснить, когда и как возникло мироздание, разгадать тайну зарождения материи, понять место Земли и человечества в бесконечности космоса.

У современной космологии две наибольшие проблемы. Во-первых, объект её изучения – Вселенная – уникален, что делает невозможным применение статистических схем и методов. Говоря кратко, мы не знаем о существовании других Вселенных, их свойствах, структуре, поэтому не можем сравнивать. Во-вторых, длительность астрономических процессов не даёт возможность проводить прямые наблюдения.

Космология исходит из постулата, что свойства и строение Вселенной одинаковы для любого наблюдателя, за исключением редких космических феноменов. Это означает, что вещество во Вселенной распределено однородно, и она имеет одинаковые свойства во всех направлениях. Из этого следует, что физические законы, работающие в части Вселенной, вполне можно экстраполировать на всю Метагалактику.

Теоретическая космология разрабатывает новые модели, которые затем подтверждаются или опровергаются наблюдениями. Например, была доказана теория возникновения Вселенной в результате взрыва.


Масштабы Вселенной потрясают: они намного больше, чем мы могли представить двадцать или тридцать лет назад. Ученые уже обнаружили около пятисот миллиардов галактик, и это число постоянно увеличивается. Каждая из них вращается вокруг собственной оси и удаляется от других на огромной скорости из-за расширения Вселенной.


Квазар 3C 345 – один из самых ярких объектов во Вселенной – расположен от нас на удалении в пять миллиардов световых лет. Человеческий разум даже представить не может подобные расстояния. Космическому кораблю, движущемуся со световой скоростью, понадобится тысяча лет, чтобы облететь наш Млечный путь.

До галактики Андромеды ему пришлось бы добираться 2,5 тыс. лет. А ведь это наша ближайшая соседка.

Говоря о размерах Вселенной, мы имеем ввиду её видимую часть, называемую еще Метагалактикой. Чем больше результатов наблюдений мы получаем, тем дальше раздвигаются границы Вселенной. Причём происходит это одновременно по всем направлениям, что доказывает её сферическую форму.

Наш мир появился около 13,8 млрд лет назад в результате Большого взрыва – события, породившего звёзды, планеты, галактики и другие объекты. Эта цифра является реальным возрастом Вселенной.

Исходя из скорости света можно предположить, что её размеры также составляют 13,8 млрд световых лет. Однако на самом деле они больше, ибо с момента рождения Вселенная непрерывно расширяется. Часть движется со сверхсветовой скоростью, из-за чего значительное количество объектов во Вселенной останутся невидимыми навеки. Данный предел называются сферой или горизонтом Хаббла.

Диаметр Метагалактики составляет 93 млрд световых лет. Мы не знаем, что находится за пределами известной Вселенной. Может быть, существуют и более далёкие объекты, недоступные сегодня для астрономических наблюдений. Значительная часть учёных верит в бесконечность Вселенной.

Возраст Вселенной неоднократно проверялся с использованием различных методик и научных инструментов. Последний раз его подтвердили с помощью орбитального телескопа «Планк». Имеющиеся данные полностью соответствуют современным моделям расширения Вселенной.

Из чего состоит Вселенная? Водород – самый распространённый элемент во Вселенной (75%), на втором месте находится гелий (23%), на остальные элементы приходятся ничтожные 2% от общего количества вещества. Средняя плотность — 10-29 г/см3, значительная часть которой приходится на так называемую тёмную энергию и материю. Зловещие названия не говорят об их ущербности, просто тёмная материя, в отличие от обычной, не взаимодействует с электромагнитным излучением. Соответственно, мы не можем наблюдать её и делаем свои заключения только по косвенным признакам.

Исходя из вышеуказанной плотности, масса Вселенной составляет примерно 6*1051 кг. Следует понимать, что в эту цифру не входит тёмная масса.

Структура мироздания: от атомов до галактических скоплений

Космос – это не просто огромная пустота, в которой равномерно рассеяны звезды, планеты и галактики. Структура Вселенной довольно сложна и имеет несколько уровней организации, которые мы можем классифицировать в соответствии с масштабом объектов:

Астрономические тела во Вселенной обычно группируются в системы. Звёзды нередко образуют пары или входят в состав скоплений, которые содержат десятки, а то и сотни светил. В этом отношении наше Солнце довольно нетипично, так как оно не имеет «двойника»;

Следующей ступенью организации являются галактики. Они могут быть спиральными, эллиптическими, линзовидными, неправильными. Ученые пока не до конца понимают, почему галактики обладают разной формой. На этом уровне мы обнаруживаем такие чудеса Вселенной, как чёрные дыры, тёмную материю, межзвёздный газ, двойные звёзды. Кроме звёзд, в их состав входит пыль, газ, электромагнитное излучение. В известной Вселенной обнаружено несколько сотен миллиардов галактик. Они нередко сталкиваются друг с другом. Это непохоже на автомобильную аварию: звёзды просто перемешиваются и меняют свои орбиты. Такие процессы занимают миллионы лет и приводят к образованию новых звёздных скоплений;

Несколько галактик образуют Местную группу. В нашу, кроме Млечного пути, входят Туманность Треугольника, Туманность Андромеды и ещё 31 система. Скопления галактик – самые крупные из известных устойчивых структур Вселенной, их удерживает воедино гравитационная сила и ещё какой-то фактор. Учёные подсчитали, что одного лишь притяжения явно недостаточно для поддержания стабильности этих объектов. Научного обоснования данного феномена пока не существует;

Следующим уровнем структуры Вселенной являются сверхскопления галактик, каждая из которых содержит десятки, а то и сотни галактик и скоплений. Однако тяготение их уже не удерживает, поэтому они следуют за расширяющейся Вселенной;

Последним уровнем организации мироздания являются ячейки или пузыри, стенки которых формируют сверхскопления галактик. Между ними находятся пустотные области, именуемые войдами. Эти структуры Вселенной имеют масштабы около 100 Мпк. На этом ярусе наиболее заметны процессы расширения Вселенной, также с ним связано реликтовое излучение – отголосок Большого взрыва.

Как возникло мироздание

Как появилась Вселенная? Что было до этого момента? Как она превратилась в то бесконечное пространство, известное нам сегодня? Было ли это случайностью или закономерным процессом?

После десятилетий дискуссий и яростных споров, физики и астрономы практически пришли к консенсусу относительно того, что мироздание появилось в результате взрыва колоссальной мощности. Он не только породил всё вещество во Вселенной, но и определил физические законы, по которым существует известный нам космос. Это называется теорией Большого взрыва.

Согласно этой гипотезе, когда-то вся материя каким-то непостижимым образом была собрана в одной небольшой точке с бесконечной температурой и плотностью. Она получила название сингулярности. 13,8 млрд лет назад точка взорвалась, образовав звёзды, галактики, их скопления и другие астрономические тела Вселенной.

Почему и как это произошло – непонятно. Ученым приходится выносить за скобки множество вопросов, связанных с природой сингулярности и её происхождением: законченной физической теории этого этапа истории Вселенной пока не существует. Следует отметить, что есть и другие теории возникновения Вселенной, но они имеют гораздо меньше приверженцев.

Термин «Большой взрыв» вошёл в оборот в конце 40-х годов после публикации работ британского астронома Хойла. Сегодня данная модель досконально проработана – физики могут уверенно описать процессы, происходившие через доли секунды после этого события. Ещё можно добавить, что данная теория позволила определить точный возраст Вселенной и описать основные этапы её эволюции.

Главным доказательством теории Большого взрыва является наличие реликтового излучения. Оно было открыто в 1965 году. Данный феномен возник в результате рекомбинации атомов водорода. Реликтовое излучение можно назвать основным источником информации о том, как была устроена Вселенная миллиарды лет назад. Оно изотропно и равномерно заполняет космическое пространство.

Ещё одним аргументом в пользу объективности данной модели является сам факт расширения Вселенной. Собственно говоря, экстраполируя этот процесс в прошлое, учёные и пришли к подобной концепции.

Есть в теории Большого взрыва и слабые места. Если бы мироздание образовалось мгновенно из одной небольшой точки, то должно было существовать неоднородное распределение вещества, чего мы не наблюдаем. Также данная модель не может объяснить, куда подевалась антиматерия, количество которой в «момент творения» не должно было уступать обычной барионной материи. Однако сейчас число античастиц во Вселенной мизерно. Но самый весомый недостаток данной теории – её неспособность объяснить феномен Большого взрыва, он просто воспринимается как свершившийся факт. Мы не знаем, как выглядела Вселенная до момента сингулярности. Мы не знаем, как выглядел Большой взрыв и что было до него.

Существуют и другие гипотезы зарождения и дальнейшей эволюции мироздания. Долгие годы была популярна модель стационарной Вселенной. Ряд учёных придерживались мнения, что в результате квантовых флуктуаций она возникла из вакуума. В их числе был и знаменитый Стивен Хокинг. Ли Смолин выдвинул теорию о том, что наша, как и другие Вселенные, образовались внутри чёрных дыр.

Предпринимались попытки улучшить существующую теорию Большого взрыва. Например, существует гипотеза о цикличности Вселенной, согласно которой, рождение из сингулярности – не более чем её переход из одного состояния в другое. Правда, такой подход противоречит второму закону термодинамики.

Эволюция мироздания или что происходило после Большого взрыва

Теория Большого взрыва позволила учёным создать точную модель эволюции Мироздания. И сегодня мы неплохо знаем, какие процессы происходили в молодой Вселенной. Исключение составляет лишь самый ранний этап творения, который по-прежнему остаётся предметом яростных обсуждений и споров. Конечно, для достижения подобного результата одной теоретической основы было недостаточно, понадобились годы исследований Вселенной и тысячи экспериментов на ускорителях.

Сегодня наука выделяет следующие этапы после Большого взрыва:

Самый ранний из известных нам периодов называется Планковской эрой, он занимает отрезок от 0 до 10-43 секунд. В это время вся материя и энергия Вселенной была собрана в одной точке, а четыре основных взаимодействия были едины;

Эпоха Великого объединения (с 10−43 по 10−36 секунд). Она характеризуется появлением кварков и разделением основных видов взаимодействий. Главным событием этого периода считается выделение гравитационной силы. В эту эру начали формироваться законы Вселенной. Сегодня мы имеем возможность для подробного описания физических процессов этой эпохи;

Третий этап творения называется Эпохой инфляции (с 10−36 по 10−32). В это время началось стремительное движение Вселенной со скоростью, значительно превосходящей световую. Она становится больше, чем современная видимая Вселенная. Начинается охлаждение. В данный период окончательно разделяются фундаментальные силы мироздания;

В период с 10−32 по 10−12 секунды появляются «экзотические» частицы типа бозона Хиггса, пространство заполнила кварк-глюонная плазма. Промежуток с 10−12 по 10−6 секунды называется эпохой кварков, с 10−6 по 1 секунду – адронов, в 1 секунду после Большого взрыва начинается эра лептонов;

Фаза нуклеосинтеза. Она длилась примерно до третьей минуты от начала событий. В этот период во Вселенной из частиц возникают атомы гелия, дейтерия, водорода. Продолжается охлаждение, пространство становится прозрачным для фотонов;

Через три минуты после Большого взрыва начинается эра Первичной рекомбинации. В этот период появилось реликтовое излучение, которое астрономы изучают до сих пор;

Период 380 тыс. – 550 млн лет называют Тёмными веками. Вселенная в это время заполнена водородом, гелием, различными видами излучения. Источников света во Вселенной не было;

Через 550 млн лет после Сотворения появляются звезды, галактики и прочие чудеса Вселенной. Первые звёзды взрываются, освобождая материю для образования планетных систем. Данный период называется Эрой реионизации;

В возрасте 800 млн лет во Вселенной начинают образовываться первые звёздные системы с планетами. Наступает Эра вещества. В этот период формируется и наша родная планета.

Считается, что интерес для космологии представляет период с 0,01 секунды после акта творения и по наши дни. В этот временной отрезок сформировались первичные элементы, из них возникли звёзды, галактики, Солнечная система. Для космологов особо важным периодом считается эра рекомбинации, когда возникло реликтовое излучение, с помощью которого продолжается изучение известной Вселенной.


P.S.1. Русское слово «Вселенная» является заимствованием из ст.‑слав. въсел҄енаꙗ], что являлось калькой с древнегреческого слова οἰκουμένη, от глагола οἰκέω «населяю, обитаю», и в первом значении имело смысл лишь обитаемой части мира. Поэтому русское слово «Вселенная» родственно существительному «вселение» и лишь созвучно определительному местоимению «всё». Самое общее определение для «Вселенной» среди древнегреческих философов, начиная с пифагорейцев, было τὸ πᾶν (всё), включавшее в себя как всю материю (τὸ ὅλον), так и весь космос (τὸ κενόν).

P.S.2. Облик Вселенной

Химический составСредняя температура реликтового излученияПлотность материи во ВселеннойУравнение состояния
H – 75 %
He – 23 %
O – 1 %
C – 0,5 %
2,725 К10−29г/см3. Из них:
Тёмная энергия – 68,3 %
Тёмная материя – 2,8 %
Барионное в-во – 4,9 %
-1,1±0,4

Представляя Вселенную как весь окружающий мир, мы сразу делаем её уникальной и единственной. И вместе с этим лишаем себя возможности описать её в терминах классической механики: из-за своей уникальности Вселенная ни с чем не может взаимодействовать, она – система систем, и поэтому в её отношении теряют свой смысл такие понятия, как масса, форма, размер. Вместо этого приходится прибегать к языку термодинамики, употребляя такие понятия как плотность, давление, температура, химический состав.

P.S.3. Недавняя эволюция ближнего космоса (Гья = миллиардов лет назад):

— через 8,8 млрд лет после Большого Взрыва (5 Гья, z = 0,5) в нашей Вселенной начинается эра с преобладанием тёмной энергии, следующая за эрой с преобладанием материи, в течение которой космическое расширение замедлялось. С этого момента расширение нашей Вселенной ускоряется по так называемому закону Хаббла. Скорость расширения сегодня известна как постоянная Хаббла (около 72 км в секунду на мегапарсек, равная 1 парсек = 31 триллион километров или 206 265 раз расстояния между Землей и Солнцем; 1 мегапарсек = 1 миллион парсек);

— через 9,13 млрд лет после Большого Взрыва (4,67 Гья) образуется ближайшая к нам ныне звезда Проксима Центавра, завершая тройную систему Альфа Центавра;

— через 9,2 млрд лет после Большого Взрыва (4,6-4,57 Гья) первичная сверхновая, возможно, запускает формирование Солнечной системы;

— через 9,2318 млрд лет после Большого Взрыва (4,5682 Гья) формируется Солнце – планетарная туманность начинает аккрецию планет;

— через 9,23283 млрд лет после Большого Взрыва (4,56717-4,55717 Гья) четыре газовых гиганта (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) начинают эволюционировать вокруг Солнца;

— через 9,257 млрд лет после Большого Взрыва (4,543-4,5 Гья) Солнечная система включает уже 8 планет (из них 4 – земного типа: Меркурий, Венера, Земля, Марс) развиваются вокруг Солнца. Из-за аккреции многие планеты меньшего размера образуют орбиты вокруг протосолнца, некоторые из них имеют конфликтующие орбиты – начинается поздняя тяжёлая бомбардировка. На Земле начинаются Докембрийский Супереон и Хадейский эон. На Марсе начинается доконоахийская эра. Дотолстовский период начинается на Меркурии – большой планетоид ударяется о Меркурий, снимая с него внешнюю оболочку первоначальной коры и мантии и оставляя обнажённым ядро ​​планеты (содержание железа в Меркурии заметно велико). Образуется Вега, пятая по яркости звезда в нашем районе Галактики. Многие из галилеевых спутников, возможно, сформировались в это время, включая Европу и Титан, которые в настоящее время могут быть гостеприимными для некоторых форм живых организмов

— через 9,266 млрд лет после Большого Взрыва (4,533 Гья) образуется система Земля-Луна – в результате гигантского удара гипотетического планетоида Тейя (планета). Гравитационное притяжение Луны помогает стабилизировать колеблющуюся ось вращения Земли. На Луне начинается донектарианский период;

— через 9,271 млрд лет после Большого Взрыва (4,529 Гья) крупное столкновение с планетоидом размером с Плутон устанавливает марсианскую дихотомию на Марсе – формируется Северный полярный бассейн Марса;

— через 9,3 млрд лет после Большого Взрыва (4,5 Гья) Солнце становится жёлтой звездой главной последовательности; происходит формирование Облака Оорта и пояса Койпера, из которого поток комет, таких как комета Галлея и Хейла-Боппа, начинает проходить через Солнечную систему, иногда сталкиваясь с планетами;

— через 9,396 млрд лет после Большого Взрыва (4,404 Гья) жидкая вода уже может существовать на поверхности Земли, вероятно, из-за парникового потепления из-за высоких уровней метана и углекислого газа, присутствующих в атмосфере;

— через 9,4 млрд лет после Большого Взрыва (4,4 Гья) образуется Kepler 438b, одна из наиболее похожих на Землю планет, из протопланетной туманности, окружающей её родительскую звезду;

— через 9,5 млрд лет после Большого Взрыва (4,3 Гья) массивный удар метеорита создаёт на Луне Южный полюс Эйткенской котловины – огромную цепь гор, расположенную на южном краю Луны, иногда называемую горами Лейбница;

— через 9,6 млрд лет после Большого Взрыва (4,2 Гья) обширная область вулканизма на Выпуклости Фарсиды становится активной на Марсе. В зависимости от интенсивности вулканической активности на Земле, магмы Фарсиды, возможно, образовали атмосферу CO2 с давлением 1,5 бар и глобальный слой воды глубиной 120 м. Усиление парникового эффекта в климате и повышение уровня грунтовых вод Марса. Фиксируется возраст самых старых образцов лунной материи;

— 9,7 млрд лет после Большого Взрыва (4,1 Гья) резонанс в орбитах Юпитера и Сатурна перемещает Нептун в пояс Койпера, вызывая разрушение среди астероидов и комет там. В результате поздняя тяжёлая бомбардировка обрушивается на внутреннюю часть Солнечной системы. На спутнике (луне) Сатурна Мимасе образовался Кратер Гершеля. Удар метеорита создает на Марсе Hellas Planitia, крупнейшую однозначную структуру на планете. Ансерис Монс – изолированный массив (гора) на южном высокогорье Марса, расположенный на северо-восточном краю Эллада Планиция, поднялся в результате падения метеорита;

— через 9,8 млрд лет после Большого Взрыва (4 Гья) формируется HD 209458b, первая планета, обнаруженная во время её прохождения. В Мессье 85, линзовидной галактике, нарушенной взаимодействием галактик, наблюдается сложная внешняя структура оболочек и рябь. Галактики Андромеды и Треугольника испытывают близкое столкновение; высокий уровень звездообразования в Андромеде, в то время как внешний диск Треугольника искажен;

— через 9,861 млрд лет после Большого Взрыва (3,938 Гья) наступает основной период столкновений с Луной: образуется Mare Imbrium;

— через 9,88 млрд лет после Большого Взрыва (3,92 Гья) образуется – в результате большого столкновения – Бассейн Нектариса; выбросы Нектариса образуют верхнюю часть густо покрытого кратерами Лунного нагорья; на Луне начинается Эра Нектариса;

— через 9,9 млрд лет после Большого Взрыва (3,9 Гья) на Меркурии образуется кратер Толстой и формируется Бассейн Калорис, что приводит к созданию «странной территории» – сейсмическая активность вызывает на Меркурии глобальную вулканическую активность. На Меркурии образуется кратер Рембрандт и начинается калорический период. Argyre Planitia образуется в результате удара астероида на Марс: окружён неровными массивами, которые образуют концентрические и радиальные узоры вокруг бассейна – несколько горных хребтов, включая Charitum и Nereidum Montes, поднимаются вслед за ним;

— через 9,95 млрд лет после Большого Взрыва (3,85 Гья) начинается поздний дуплексный период на Луне. Самое раннее появление материалов Procellarum KREEP Mg suite;

— через 9,96 млрд лет после Большого Взрыва (3,84 Гья) происходит образование Восточного бассейна в результате удара астероида о поверхность Луны; столкновение вызывает рябь на коре, в результате чего образуются три концентрических круговых объекта, известных как Монтес Рук и Монтес Кордильера;

— через 10 млрд лет после Большого Взрыва (3,8 Гья). После поздних тяжелых бомбардировок на Луне на её поверхности преобладают большие впадины расплавленных кобыл – начинается основной период лунного вулканизма (до 3 млрд лет). На Земле начинается архейский эон;

— через 10,2 млрд лет после Большого Взрыва (3,6 Гья) на Марсе образуется Альба Монс, крупнейший по площади вулкан;

— через 10,4 млрд лет после Большого Взрыва (3,5 Гья) обнаруживаются самые ранние ископаемые следы жизни на Земле (строматолиты);

— через 10,6 млрд лет после Большого Взрыва (3,2 Гья) на Марсе начинается амазонский период; марсианский климат становится более тонким до нынешней плотности: подземные воды, хранящиеся в верхней коре (мегареголите), начинают замерзать, образуя толстую криосферу (сухие льды, состоящие из замороженного углерод – форма диоксида), перекрывающую более глубокую зону жидкой воды. На Луне начинается эратосфенский период – главной геологической силой на Луне становится ударный кратер;

— через 10,8 миллиарда лет после Большого Взрыва (3 Гья) на Меркурии формируется бассейн Бетховена. В отличие от многих бассейнов аналогичного размера на Луне, Бетховен не является многослойным, а выбросы закапывают край кратера и почти не видны;

— через 11,2 млрд лет после Большого Взрыва (2,5 Гья): начало протерозоя;

— через 11,6 млрд лет после Большого Взрыва (2,2 млрд лет назад) наступает последний великий тектонический период в геологической истории Марса: формируется Валлес Маринер, крупнейший комплекс каньонов в Солнечной системе. Хотя есть некоторые предположения о термокарстовой активности или даже водной эрозии, предполагается, что Валлес Маринерис является рифтовым разломом.

P.S.4. Эволюция первых живых существ на Земле (Ма – мегааннум – миллионов лет назад):

4100 Ма – появление древнейших известных признаков жизни;

3900 Ма – возникновение клеток, напоминающих прокариоты;

3500 Ма – самые ранние следы появления фотосинтеза и первый случай увеличения доли кислорода в атмосфере Земли;

2500 Ма – появление первых организмов, использующих кислород. Около 2400 Ма, в ходе кислородной катастрофы, большинство анаэробных форм жизни было вытеснено аэробными конкурентами;

2100 Ма – появление более сложных клеток – эукариот;

1200 Ма – возникает половое размножение, приводящее к более быстрой эволюции, при котором гены смешиваются в каждом поколении и это даёт большее разнообразие для последующего отбора;

900 Ма – вероятное время жизни общего предка всех животных.

P.S.5. Эволюция рода Homo:

2,6-2,5 Ма – Человек умелый (Homo habilis);

2,0-1,78 Ма – Человек рудольфский (Homo rudolfensis);

2,0-0,03 Ма – Человек прямоходящий (Homo erectus);

1,8 Ма – Человек Дманисский (Homo georgicus);

1,8-1,4 Ма – Человек работающий (Homo ergaster);

1,2-0,8 Ма – Человек-предшественник (Homo antecessor);

0,9-0,8 Ма – Человек из Чепрано (Homo cepranensis);

0,8-0,345 Ма – Гейдельбергский человек (Homo habilis);

0,3-0,12 Ма – Родезийский человек (Homo habilis);

0,35-0,04 Ма – Неандерталец (Homo neanderthalensis);

0,2-по н. в. – Человек разумный разумнейший (Homo sapiens sapiens);

0,16-0,15 Ма – Человек разумный старейший (Homo sapiens idaltu);

0,10-0,012 Ма – Человек флоресский (Homo floresiensis);

P.S.6. В настоящее время 7.8 миллиардов проживающих в 300 странах (государства и территории) представителей 7139 разделённых по языковому принципу народов (это разделение началось в год смерти скончавшегося на 240-ом году жизни 6-го послепотопного патриарха человечества Фалека в 1635 днэ, или в 2126 году от Сотворения мира (Anno Mundi),  когда Всевышний  в год акме прожекта царя Нимрода в строительстве Вавилонской башни вмешался в этот процесс, направив на стройплощадку 70 ангелов со спецзаданием, в результате чего последовали дивергенция языков и рассеяние народов); за год до смерти в 1634 днэ (в 2127 A.M.) сына Серуха и Мелки, 9-го послепотопного патриарха человечества Нахора, скончавшегося на 49-м году жизни своего внука Аврама, наречённого Всевышним через 51 год Авраамом) разделены ещё и по духовному принципу на последователей примерно 20 тысяч конкретных религий (начиная от 2 484 172 183 христиан, 1 941 018 638 мусульман и 1.208.013.562 нерелигиозных людей и атеистов планеты и кончая крохотными группами в несколько последователей той или иной племенной религии или свежесозданной секты), а также на по расовым (биологическим) признакам на 4 расовых (или надрасовых) ствола на основе представлений о древности формирования: тропический, южный, западный и восточный; внутри тропического ствола выделяются африканская и океанийская расовые ветви, внутри южного – континентальная и древнеиндонезийская, внутри западного – кушитская, средиземная, средиземноморская и европейская, внутри восточного – уральская, сибирская, южноазиатская и американская.


В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены дополнительные историко-теологические материалы: информация об отмечаемом сегодня памяти двух европейских христиан, чьи имена внесены в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) с Днями памяти 6 июня, т.е. сегодня: Норберта Ксантенского (или Лаонского) и немецкого миссионера Генриха Шрёдера; о других памятных и праздничных днях, отмечаемых сегодня в России и в мире; интересно также, какой сегодня день 7529 лета (16-го вэйлета – шестица – один из 6 дней труда 9-дневной недели;) по древнеславянскому (славяно-арийскому) календарю (ведь российские немцы России существенным образом связали свою жизнь – и культурой, и даже кровью – с русскими, то есть со славянами; во всяком случае, большинство браков российских немцев – смешанные, как раз – иронично следуя названию календаря – «славяно-арийские»).


Норберт Ксантенский, Норберт Лаонский (лат.  Norbertus, *1080 – 6.06.1134) — католический святой, основатель ордена премонстрантов.

Норберт Ксантенский родился около 1080 года в Ксантене (совр. Германия) или Геннепе (совр. Нидерланды), оба города в то время принадлежали  Кёльнскому архиепископству в составе Священной Римской империи. Его отец Хериберт, граф Геннепа, был в родстве с германским императорским домом и с лотарингским домом. После того, как Норберт получил чин субдиакона, он был назначен на должность каноника в Ксантене. Вскоре после этого он был вызван ко двору кёльнского архиепископа Фридриха, а затем ко двору императора Генриха V, где был назначен ответственным за раздачу милостыни. Норберт вёл совершенно светскую жизнь, наполненную удовольствиями, избегал рукоположения и даже отверг предложение о его назначении епископом Камбре в 1113 году.

Резкую перемену в образе жизни Норберта вызвал инцидент, произошедший с ним во время поездки верхом; лошадь, испугавшаяся грома, понесла, и Норберт лишь чудом не погиб. Каноник воспринял этот случай, как Божье чудо и знак, удалился от двора и вернулся в Ксантен. Он начал вести благочестивую монашескую жизнь и добровольно пошёл под начало аббата зигбургского бенедиктинского монастыря. В 1115 он основал около Ксантена бенедиктинское аббатство, пожертвовав на него значительную часть своего состояния. Вскоре после этого он был рукоположён в священники.

В 1118 у Норберта произошёл конфликт с другими канониками Ксантена, которые были недовольны его аскетизмом и повышенными требованиями к монашеской жизни. В результате Норберт сложил с себя все полномочия, продал и раздал бедным всё состояние и отправился в Рим, где папа Геласий II уполномочил его быть странствующим проповедником Благой Вести в Северной Франции. Норберт проповедовал Евангелие в этом регионе, а в 1120 году с ведома папы Каликста II основал в местечке Премонтре новое аббатство, которое дало имя новому ордену премонстрантов. Через год у святого Норберта уже было более 40 последователей, составивших ядро ордена. В 1125 конституция ордена была одобрена папой Гонорием II. Жития сообщают о чудесах, совершённых святым Норбертом в этот период, в частности, ему приписывается чудесное обнаружение могилы святой Урсулы, погибшей за веру около Кёльна. Часть мощей святой Норберт перевёз в Премонтре.

Духовность премонстрантов была близка к духовности августинцев, они также руководствовались в монашеской жизни строгим уставом Св. Августина. Также на премонстрантов повлияла деятельность Бернара Клервосского, с которым святой Норберт был дружен. Новый орден рос чрезвычайно быстро, святой Норберт продолжал проповедовать, и уже через несколько лет у него были многочисленные последователи в Германии, Франции, Нидерландах.

Когда граф Тибо Шампанский выразил желание присоединиться к премонстрантам, святой Норберт отказал ему, выразив уверенность, что Бог призывает его к светской, а не монашеской жизни. Однако, похвалив желание вельможи, святой Норберт составил для него свод правил, следуя которым, он мог бы придерживаться премонстрантской духовности даже в мирской жизни. Фактически, таким образом, святой Норберт предвосхитил создание терциариев, третьих орденов для мирян, который впоследствии были созданы у францисканцев, доминиканцев и ряда других орденов.

В 1126 папа Гонорий II назначил Норберта архиепископом Магдебурга. В схизме, начавшейся в Церкви вслед за избранием папы Иннокентия II, Норберт поддерживал его против антипапы Анаклета II. Поддержка, оказанная Иннокентию Норбертом Ксантенским и Бернаром Клервосским, которые пользовались в Европе исключительным авторитетом (в отличие от обоих пап), в немалой степени способствовала его итоговой победе над соперником. В 1133 Норберт сопровождал императора Лотаря II в его походе на Рим и присутствовал на его коронации папой Иннокентием в Латеранской базилике.

Норберт Ксантенский был принципиальным противником учения Пьера Абеляра, против которого боролся и добивался его осуждения, как ереси.

Последние годы жизни Норберт провёл при дворе Лотаря II в качестве его советника и духовника. Норберт Ксантенский умер 6 июня 1134 года в Магдебурге.

Почитание

Святой Норберт был похоронен в магдебургском премонстрантском аббатстве. В период Реформации, когда Магдебург стал протестантским, католики предпринимали ряд попыток добиться возможности вывезти и перезахоронить тело святого. Только в 1629, после ряда поражений, которые протестанты потерпели от императора Фердинанда II в ходе Тридцатилетней войны, мощи Норберта Ксантенского были перевезены в Прагу, в Страговский монастырь ордена премонстрантов, где и находятся по сей день.

Основанный святым Норбертом орден после его смерти стали называть также и норбертинцами в его честь. Наиболее раннее из житий святого было составлено уже в XII веке («Vita Sancti Norberti»). Канонизировал святого Норберта Ксантенского папа Григорий XIII в 1582 году. День памяти в Католической церкви – 6 июня.


Генрих Шрёдер (*1.10.1850, Рейнсторф, ныне район Ильцен; †6.06.1883, Эглобан, на территории бывшей тогда колонии Наталь на территории современной Южной Африки) был немецким миссионером. Он работал в Хермансбургской миссии и считается протестантским мучеником.

Генрих Шрёдер сначала работал батраком на миссионерской ферме Хермансбург. На фестивале миссии в 1869 его попросили самому стать миссионером. С 31 декабря 1873 учился в миссионерской семинарии. Он обручился с Изой Элиз Люткемюллер. Он был рукоположён в день Вознесения в 1880, а затем отправлен в Наталь. Там он снова работал в сельском хозяйстве. Кроме того, с огромной приверженностью и несмотря на значительные невзгоды, он помог пастору Фолькеру восстановить здания миссии Экуленгени, которые были разрушены во время войны между британцами и зулусами в 1879. 16 августа 1880 Шрёдер вместе с Фолькером и его сыном Йоханнесом поехал на машине в Хлобане-Берг, чтобы распилить дрова для крыши. В пятницу утром они начали свою работу в кустах. Им приходилось стоять в воде, пока они рубили и пилили мокрые ветки, кусты и лианы. Их одежда была пропитана надлежащим образом. Шипы разодрали им одежду и порезали руки и лица. Вторую поездку позже назвали эпическим приключением. Дождливые дни превратились в воющую метель, и миссионеры провели гнетущую ночь, в которой они были полностью заморожены и промокли, попав в ловушку под своей машиной, в ужасе от ломающихся и падающих веток от снежного груза. Ещё один день из-за холодного дождя вынудил их искать убежища в зулусском краале, где они легли спать в тёплой хижине. Воскресным утром они начали искать свой скот, пробираясь через тающий снег высотой почти полметра. Через некоторое время они увидели, как две скотины пасутся в снегу, но их надежда угасла, когда они увидели, как трясутся животные и какие они худые. Пройдя 50 шагов, они были потрясены видом двенадцати голов скота, сбившихся в кучу, замерзших в этот момент. Даже будучи полузамороженными и вялыми, им ничего не оставалось, кроме как вернуться на миссионерскую станцию. Сапоги Шрёдера начали рассыпаться при спуске с горы. На Чёрном Умфолози река была высотой по грудь и шириной более десяти метров. Раздевшись и предавшись Богу, они отправились на крест. В середине ручья Шрёдер почти потерял контакт с землёй, но, наконец, пробился вперёд. Благодарный за то, что с ним не случилось ничего хуже, чем мокрая одежда и насморк, молодой миссионер прошёл ещё полтора часа, чтобы добраться до миссионерской станции. Таковы были физические трудности, с которыми миссионерам пришлось столкнуться из-за своей веры.

После изучения зулусского языка в свободное время Генрих Шрёдер в августе 1882 получил заказ на создание собственной станции в Эхлобане на реке Цоба, недалеко от горы Хлобане. Его дневник начинается в среду, 16 августа. Сначала он был гостеприимен. В течение девяти месяцев он и несколько сотрудников Zulu посадили фруктовый сад и с их помощью построили небольшой загородный дом и конюшни для крупного рогатого скота, свиней и птицы. При свете лампы Генрих также делал письменный стол для себя одинокими вечерами, а также швейный стол и табурет для своей невесты, которая, покинув корабль в мае 1883, должна была прибыть в июне, чтобы выйти за него замуж. Его последняя запись в дневнике датирована пятницей, 27 апреля 1883. Его записи считаются трогательным свидетельством лишений, одиночества, тяжёлого труда, страданий и непоколебимой силы веры. 13 мая 1883 Шрёдер написал в Германию, что его сотрудники оставили его в покое десять недель назад и что все остальные «туземцы» бежали, потому что вспыхнула война между двумя зулусскими партиями, а именно между сторонниками бывшего короля Кетшвайо и последователи его брата Хаму. Шрёдер жаловался: «В эти мятежные времена трудно начинать всё сначала». Обе стороны рассматривали его как врага, поскольку считали, что он принадлежит к другой стороне. Они дали ему понять, что он останется один, пока он также будет сохранять спокойствие. Некоторые воины начали обворовывать у Шрёдера. Эквивалент понесённых потерь он оценил в 100 талеров. Тот факт, что он нашёл в себе мужество остаться, был обусловлен заступничеством многих друзей, которых он просил о дальнейших молитвах за него. Он описал свою работу как более тяжёлую, чем чью-либо ещё. Он также сообщил, что, когда он много работал в течение шести недель, он ел только кофе и сухой хлеб и просил у Бога немного мяса в день Пятидесятницы. В прошлый четверг примерно в 300 шагах от дома поселились два диких павлина. Считая их посланными Богом, он прицелился и убил одного из них. Птица весила почти 6 кг и была настолько толстой, что Шрёдер смог отделить достаточно жира себе в запас. Он писал, что всякий раз, когда ему не хватало мяса, Бог заботился о нём. 29 мая 188 его навестил его начальник и соседний миссионер Фридрих Вильгельм («Фриц») Вебер. Шрёдер был занят прикрытием своего дома и, казалось, был в хорошем настроении. Наконец, вечером 6 июня 1883 группа Аба-Кулуси во главе с Мапелой, которую считали ужасающей в этой местности, ворвалась в его дверь, когда он сидел за столом и читал Библию. Мужчины убили Генриха Шрёдера, искалечив его в процессе убийства.

После смерти Генриха Шрёдера убийцы разграбили его дом и украли его немногочисленное имущество. Но пропитанная кровью Библия осталась там, где упала. 8 июня 1883, встревоженный зулусами, Фриц Вебер поспешил с миссионерской станции Эньати и через день отправил отчёт о том, что он видел, в Хермансбург. Хотя Фриц Вебер нашёл это зрелище ужасным, он сказал, что Шрёдер все-таки победил. Выражение лица мертвеца было мирным и не искажённым. Он боролся с врагом, как герой, и теперь мог радоваться на небесах. Вебер решил, что Шрёдер, хотя он ещё не мог начать свою миссионерскую работу, мог считаться первым мучеником христианской миссии в Натале. Он сколотил деревянный ящик и похоронил Шрёдера рядом с загородным домом, положив на его могилу кучу камней.

50 лет спустя Общество лютеранской миссии Хермансбурга отметило могилу крестом и защитило её бетонной плитой и решёткой из кованого железа. На лицевой стороне креста написаны слова: ЗДЕСЬ ОТДЫХАЕТ В БОГЕ МИССИОНЕР Х. ШРЁДЕР GEB. 1 ОКТЯБРЯ 1850 г. В РЕЙНСТОРФЕ GEST. 6 ИЮНЯ 1883 г. ТЫ ИЗБАВИ МЕНЯ, ГОСПОДЬ, ТЫ ИСТИННЫЙ БОГ Пс. 31.6

На обороте такая же надпись, но с библейским отрывком: КУТАЗЕЛА УЗЕ УФЭ НОКУНЛКА УМОЭЛЕ ВОКУПИЛА.

Библия, пропитанная кровью Генриха Шрёдера, которая осталась в его доме после смертельного нападения, сейчас находится в музее миссии Хермансбурга.

День памяти 6 июня в Календаре евангельских имён.


Древнеславянский (славяно-арийский) календарь

Сегодня 6.06.2021

Лето от С.М.З.Х.:7529Число Месяц:16 Вэйлетъ
Лето в Круге Жизни:9День недели:Шестица
Круголет:ЗмейЧертог:Лось
Стихия:ДревоПокровитель:Лада
Цвет:ЗеленыйДерево:Берёза

6 июня (дата по старому стилю: 24 мая) – с этого дня, как считали в народе, в России начиналось настоящее лето. Так и говорили: «Шиповник цветёт – румянец года ведёт». Шиповник на Руси называли свобориным деревом.

На Руси шиповник был символом молодости, красоты и любви. Существовала легенда о его происхождении: красивая молодая казачка полюбила парня, но станичный атаман соблазнился её красотой, похитил девушку, а её жениха отправил на войну. Пленнице удалось бежать в лес; там она лишила себя жизни, а на её могиле вырос куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Однажды атаман увидел этот куст и решил отломить ветку с прекрасными цветами, но она тотчас покрылась острыми шипами и ободрала руку врага в кровь.

В народе было принято приходить к кусту шиповника, чтобы избавиться от печали, успокоить душу. А когда шиповник только-только расцветал, бабушки усаживались под ним с внуками и рассказывали им сказки. Считалось, что это поможет детям избавиться от страхов.

Ценились и целебные свойства шиповника. Лепестками врачевали раны, с помощью меда, сваренного на цветах, чистили кровь, отваром лечили простуду. Девушки знали: если умыться водой, настоянной на цветах шиповника, то лицо станет светлым.

В эти дни начинались так называемые летние, или зелёные, Святки. Было принято украшать дома растительностью, завивать на березах венки. Наблюдали за приметами: если в это время идёт дождь – будет много грибов.

В народном календаре эта дата получила также названия Симеон Столпник, Никита Столпник. Православная церковь 6 июня почитает память преподобных Симеона, столпника на Дивной горе, и Никиты, столпника Переславльского.

Симеон Столпник (390-459) – сирийский основоположник столпничества. Святой провёл на столпе 37 лет в посте и молитве. За свои аскетические подвиги от Бога получил дар исцелять душевные и физические недуги, предвидеть будущее.

Преподобный Никита жил в городе Переславль-Залесский. При Юрии Долгоруком он был сборщиком податей, отличался обидчивым и жестоким нравом, нещадно грабил жителей города, собирая деньги для себя. Однажды за богослужением он услышал слова Священного Писания и духовно прозрел. Он обратился к покаянию и молитве и удалился в монастырь. Никита практически всё своё время проводил в столпе, оборудованном в келье. Выходил он оттуда только в церковь. За подвиг столпничества Господь наградил его дарами врачевания различных недугов и чудотворения. Кончина святого была мученической: в 1186 году его убили родственники, которые пришли к нему и, увидев его тяжёлые вериги, решили, что они серебряные. Родственники лишили преподобного Никиту жизни, чтобы завладеть веригами.

6 июня: традиции и обычаи дня

В народе считалось, что с этого дня начинается настоящее лето. В садах расцветает шиповник, который ещё называли свобориным деревом. Это растение почиталось как символ молодости, любви и красоты. К шиповнику приходили в каких-либо сильных чувствах, чтобы успокоиться, пережить горе. Стоило человеку поведать кусту о своей беде, как на душе становилось легче, а очень скоро находилось и решение проблемы.

Девушки 6 июня умывались водой с лепестками шиповника, чтобы кожа была светлой и чистой.

С давних пор были известны целебные свойства шиповника. Измельчённые лепестки вытягивают из тела костную ломоту и лечат раны. Мёд, сваренный на них, чистит кровь и придаёт силы.

На Руси существовал обычай, когда шиповник распускал цветы, старая бабушка собирали ребятишек, усаживала их под кустом и рассказывала им байки. Считалось, что это поможет избавить деток от «переполохов», мучавших некоторых из них по ночам. Заговаривая байками ребятушек, мудрая бабушка знала, что они, переняв целительные запахи, в сумерках будут спокойными.

Всем известно о пользе шиповника, но не многие знают, что для его применения есть и противопоказания:

Из-за высокого содержания аскорбиновой кислоты применять шиповник нельзя при гастрите с повышенной кислотностью, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

Кислота, содержащаяся в настое шиповника, разрушительно влияет на зубную эмаль. Чтобы этого избежать, следует ополаскивать рот тёплой водой, после принятия настоя внутрь.

Шиповник нельзя применять при сердечной недостаточности третьей степени, эндокардите и тромбофлебите, потому что в растении и его плодах содержится большой процент витамина K, повышающего свёртываемость крови.

Нужно учитывать, что водный раствор шиповника снижает давление, а спиртовой – повышает.

Отвар корней шиповника противопоказан при гипертонии, может вызвать запоры и снизить отделение желчи.

Сироп шиповника вызывает вздутие живота.

Толкование снов с 5 на 6 мая

Сон с 5 на 6 июня двусмысленный. Может исполниться через неделю. Часто такие сновидения указывают на события, которые произойдут в ближайшем будущем. Поэтому, важно вспомнить, что вам приснилось.

  • увидеть квашню – сильно поправитесь в недалеком будущем;
  • землетрясение – попадёте в немилость к начальству;
  • резать вены – к смерти дорогого человека;
  • набивать подушку перьями – к замужеству;
  • ставить в шкаф книги – получите жизненный урок;
  • брат или сестра приснились – к денежным потерям;
  • мыть шваброй пол – к расстройству;
  • слышать гул – получите известие;
  • любоваться на себя в зеркало – к исполнению заветного желания.

Сон, приснившийся днём 6 мая, исполнится через 10 дней, но всё будет наоборот.

6 июня: приметы и поверья

Калина, шиповник и земляника в цвету – к урожаю сыроежек.

Трава сильнее обычного пахнет – к дождю.

Дождливый день – к урожаю грибов.

Шиповник зацвёл – заморозков больше не будет.

Лягушки вечером громко квакают – на хорошую погоду.

Нет росы – к дождю, много росы – к ветру.

Солнце при восходе за собой светлый след оставляет – к дождю.

Большие росы – к плодородию, частые туманы – к грибному году.

Муравьи возле муравейника гуляют – к хорошей погоде.

Цветы шиповника, одуванчика и фиалки закрылись среди дня – будет дождь.

Люди, родившиеся 6 июня, красивые и крепкие. Им следует носить яшму, а их цветок-покровитель – шиповник.

Именины в этот день

Григорий, Иван, Ксения, Никита, Семён, Степан, Фёдор


Григорианская дата 6.6.2021 соответствует дате 26-го сивана 5781 года от Сотворения мира по календарю народа Божьего (еврейский день начинается накануне вечером).

Это первый день недельной главы «Корах». Глава повествует о том, как Корах и его сообщники подняли мятеж против Моше и Аарона.

Еврейский бунт

Не раз евреи совершали в пустыне прегрешения против Бога. Четырежды Моше был вынужден молить Творца сдержать гнев против еврейского народа, когда тот стоял на грани гибели из-за грехов, совершённых в пустыне.

Первым из них было поклонение золотому тельцу (Шмот, глава «Ки тиса»), вторым – жалобы на отсутствие мяса (Бемидбар, глава «Беаалотха»), третьим – ложный отзыв разведчиков об Эрец-Исраэль и малодушный отказ народа идти в Обетованную Землю (предыдущая глава, «Шлах»).

Четвёртое прегрешение, едва не погубившее еврейский народ, — мятеж Кораха. Описан он в нашей недельной главе «Корах».

Что общего у Кораха и Амана

Бывает так, что Всевышний наказывает человека… богатством.

Два знаменитых богача были на свете, и оба из-за своего богатства потеряли и этот мир, и мир грядущий. Один из них – еврей из знатного рода, знаток Торы – Корах. А другой – нееврей Аман.

Такое, наверно, случалось пережить каждому: идёшь по улице, встречаешь знакомого, здороваешься с ним – а он не отвечает. Неприятно, конечно, но обычно мы находим этому объяснение и спим спокойно.

А вот как-то прошёл по улице царский министр Аман. Все ему кланялись, все падали перед ним ниц. Один-единственный человек не поклонился Аману – Мордехай, поскольку на одежде министра было изображение идола. И этого оказалось достаточно, чтобы отравить знатному царедворцу всё удовольствие от успехов и почёта. Именно потому, что он был богат и приближён к царю, он не снёс малейшего невнимания к своей особе. Аман собрал друзей, позвал и свою жену Зереш и стал расписывать им, как он богат, как великолепно устроены его дети, как царь вознёс его над всеми министрами, и рассказал о том, что сама царица Эстер никого, кроме него, Амана, не пригласила на пир, который она устраивала для царя.

«Но всё это ничто для меня, пока я вижу Мордехая-иудея сидящим у царских ворот», – завершил Аман свою речь (Свиток Эстер, 5:13).

Сочувственно выслушав Амана, Зереш и друзья посоветовали ему, не откладывая, построить виселицу высотой в пятьдесят локтей и на следующее же утро испросить у царя разрешения повесить Мордехая. Всю ночь Аман трудился, сооружал виселицу для ненавистного иудея, а кончилось тем, что повешен на ней был он сам. (Заметьте – мы ещё вернемся к этой теме, – что совет, приведший к такому результату, дала ему собственная жена.)

Вторым человеком, о котором Тора говорит как о не выдержавшем испытания богатством, был Корах. Сказано в книге «Коелет» (5:12): «Тяжкий недуг видел я под солнцем: богатство, хранимое на беду своему владельцу!» И сказал р. Йеошуа в мидраше, что речь здесь идёт о Корахе.

Как разбогател Корах? Он любил деньги. Вот Бог и дал ему возможность найти клад, когда евреи ещё находились в Египте. Был он человек смекалистый, оборотистый, благодаря чему и стал одним из самых богатых людей в истории.

Происхождения он был самого блестящего: отец Кораха Ицар и отец Моше Амрам были родными братьями, так что Корах приходился двоюродным братом самому Моше.

Корах считал, что раз он столь богат и знатен, ему по праву полагаются чины и почести. Но ему не дали никакого чина. Даже главой над родом Кеата, к которому принадлежали и Моше, и Корах, был поставлен не Корах, а его младший двоюродный брат Элицафан, сын Узиэля. Это глубоко задело честолюбивого богача.

Корах верил и знал, что Тора дана евреям Богом. Соответственно, он должен был считать, что Моше делает все назначения и объявляет все законы и уставы не по собственному усмотрению, но только по велению свыше. Однако самолюбие заглушает голос разума. Поэтому Кораху казалось, что Тора-то, конечно, от Бога, но назначения Моше делает по своим соображениям.

Подготовка к мятежу

Корах претендовал на пост первосвященника. Не говоря об этом прямо, он занялся агитацией, доказывая людям, что Моше и Аарон узурпировали власть и священнослужение в собственных интересах, а на самом деле каждый еврей не менее свят, чем они, и имеет не меньше прав служить Всевышнему в Храме. Корах сумел увлечь за собой двести пятьдесят сторонников.

В многочисленную группу «обойдённых» вошли представители колена Реувена, ничем не выделенные среди колен Израиля, несмотря на то, что их родоначальник был первенцем праотца Яакова. Среди обиженных реувенитов были и известные скандалисты и клеветники Датан и Авирам. В партию Кораха вошли также сыновья-первенцы из других израильских колен, которых оскорбило, что после греха поклонения золотому тельцу право службы в Храме было у них отнято и отдано потомкам Аарона. Мятежники протестовали против того, что даже левиим, не относящимся к роду священников-коаним, запрещено участвовать в жертвоприношениях.

С какими лозунгами обращались бунтари к народу? Да с теми же, что и прочие «борцы за правду»: всеобщее равенство, справедливость.

«И собрались они против Моше и Аарона, и сказали им: “Полно вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Господь. Отчего же возноситесь вы над собранием Господа?”» (16:3).

Уместна ли с нашей стороны такая ирония по отношению к «борцам за справедливость?»

Цели и средства

Взгляд Торы на борьбу за правду – сложная тема. Скажем об этом лишь несколько слов.

Цель, средства и последствия – вот о чём должен думать человек, когда он намерен разоблачить несправедливость, от самой маленькой — нечестности продавца в лавчонке (пример, который рассматривает Хафец Хаим) — до самой большой: «эксплуатации класса классом». О тех, кто провозглашает: «Один кошелек будет для всех нас», — в притчах Шломо сказано: «Ноги их бегут ко злу, и спешат [эти люди] проливать кровь» (Мишлей, 1:16).

Что касается последствий, то наши мудрецы учат, что надо тщательно взвешивать свои действия, чтобы виновный не пострадал больше, чем он того заслуживает.

Что касается средств, Тора призывает нас избегать лжи и злословия. Мятежники же обвиняли своего вождя в корысти, не имея никаких доказательств тому и забывая, что Моше поставлен во главе народа самим Всевышним.

О целях самого зачинщика бунта и о средствах, к которым он прибегал, точно сказал Рамбан.

Корах уязвлен назначением его младшего двоюродного брата на пост главы семейства Кеата. Но ведь это было не вчера. Что же он задним числом хватился? А то, что теперь — вспомните предыдущую главу! — евреи обречены сорок лет оставаться в пустыне и глубоко подавлены этим. Корах понимает: состояние душевной угнетенности — самый подходящий момент для бунта. Отчаяние приводит к проступкам, к которым не приводят и самые греховные желания. Вот почему нам заповедано пребывать в радости, которая отдаляет от греха.

Помните, чем кончается предыдущая глава? Заповедью о цицит. Это напоминает нам еще об одной подробности.

Предлогом для мятежа, как говорит мидраш, Корах выбрал деталь о голубой нити из этой заповеди. Он спросил Моше: если вся одежда соткана из голубых нитей, надо ли носить цицит с одной голубой нитью? Моше ответил: надо. И Корах стал его высмеивать.

Несмотря на то, что ни перед кем из бунтовщиков Моше не мог чувствовать ни малейшей вины, он все же пытался поговорить с Корахом. Но тот не пожелал вступать в разговор. Моше вызвал для беседы Датана и Авирама, но и они отказались прийти.

Моше стремится к миру

Почему Моше, уверенный в своей правоте, так старался примириться с обидчиками? Потому что нам заповедано всеми средствами избегать раздоров.

На иврите споры, раздоры называются махлокет. Толкуя каждую букву этого слова: «мем» – мара – «горечь», «хет» – харон – «гнев», «ламед» – локин – «подвергаются наказанию», «куф» – клала – проклятие, «тав» – тоэва – «мерзость», – мидраш подсказывает, что раздоры всегда вызваны дурными чувствами и всегда приводят к беде.

Мидраш говорит, что нам следует учиться у Моше и стараться избегать споров. Здесь не имеется в виду спор как выяснение истины, когда, например, мудрецы обсуждают какой-то закон, не сходясь во мнениях, но оставаясь друзьями. Речь идёт о спорах, к которым примешиваются самолюбие, личные интересы. Об этом говорит Рав в Талмуде, в трактате «Санедрин» (110а): тот, кто раздувает споры, нарушает заповедь Торы «Чтобы не был ты подобен Кораху и сообщникам его». Из этого каждому следует уяснить для себя, что нельзя при первом же слове противоречия относиться к человеку как к противнику. А если слова не помогают, от спора лучше уйти.

Рамбам писал сыну: «Не оскверняйте ваши души раздорами, от которых мы теряем и духовно, и физически. Я видел, как разрушались семьи, были унижены великие люди, гибли большие города, распадались сообщества, хуже становились благочестивые… в результате споров и раздоров».

Как поступил Моше? Упрёк в своекорыстии задевал его достоинство. Да и упрёк-то был бездоказательным. Моше мог бы попытаться отстоять свою честь разными аргументами и контробвинениями. Но он понимал, что дело здесь не в его чести. Положение куда серьёзнее. Сомнение в мотивах его поступков может привести к сомнению в заповедях Торы, которые он передаёт. Поэтому Моше предоставил решение вопроса Всевышнему, а сам попытался предостеречь мятежников от грозящей им опасности.

Мидраш рассказывает, что Моше, несмотря ни на что, сам пошёл к Кораху, Датану и Авираму. И этим он достиг многого.

Представьте себе: сидят три сына Кораха у отца – и вдруг входит великий наставник Моше. Что делать? – растерялись они. Встать перед вошедшим учителем? Обидим отца. Не встать? Нарушим заповедь Всевышнего, приказывающую чтить мудрецов. И они решили встать. Это было началом их покаяния и в итоге спасло их от участи родителя (Ялкут Шимони). Сыновья Кораха не сомневались в правоте отца, но всё-таки их смутило, что в разговоре с Моше Корах ни слова не возразил. Почему? Они много думали и за минуту до того, как пришло наказание свыше и дома, достояние и всех членов семей Кораха, Датана и Авирама поглотила земля, решили, что Моше прав. И Б-г дал им возможность спастись.

А потом Моше пошёл к Датану и Авираму. И это косвенным образом помогло спастись Ону бен Пелету, о чём вы скоро узнаете.

Так Моше своим приходом спас от физической и духовной гибели четырёх человек.

Мудрая жена

Согласно мидрашу, в бунте Кораха важную роль сыграли женщины.

«Мудрая жена строит свой дом, а глупая своими руками его разрушает» (Мишлей, 14:1).

«Мудрая жена», строящая свой дом, – это жена Она, сына Пелета из колена Реувена (он назван в самом начале главы в числе лидеров бунта против Моше).

Глупая жена, разрушающая дом своими руками, – это жена Кораха (и – вспомните, о чём мы говорили выше, – жена Амана, которая вместо того, чтобы успокоить мужа, посоветовала ему расправиться с Мордехаем).

Проходя освящение, левиим должны были – по велению Б-га – сбрить все волосы на теле. Приходит Корах домой остриженный и без бороды, а жена ему говорит: «На кого ты похож? Просто посмешище! Моше делает с вами, что хочет!»

«Но ведь Моше тоже остригся и побрился», – отвечает Корах.

«Это только для того, чтобы остричь вас. А что ещё там было?» – любопытствует жена.

«Нарядили Аарона, как невесту, всю грудь украсили драгоценными камнями», – говорит Корах уже слегка насмешливо.

Жена его продолжает: «Ты только посмотри, что Моше вытворяет. Сам – царь, брата назначил первосвященником, племянников – его заместителями. Да ещё велит отдавать им труму».

Всё это не могло не повлиять на Кораха. В сущности, он погиб из-за постоянных подстрекательств жены.

А жена Она, сына Пелета, «мудрая жена», спасла своего мужа.

Узнав, что тот собирается присоединиться к бунту Кораха, она принялась его отговаривать: «Зачем тебе лезть в чужой спор? Станет главным Аарон или Корах – ты-то в любом случае останешься учеником». «Да, но я дал слово. Мы поклялись бороться сообща», – возражает муж. Жена не стала спорить, а посоветовала, пока суд да дело (как раз в этот момент Моше посетил Датана и Авирама, отсрочив, таким образом, начало событий), прилечь отдохнуть и напоила его вином. Сама же вымыла голову и села под дверью с распущенными волосами. Пришли люди Кораха поднимать сообщников на восстание. Постучали в дверь. Окликнули: «Он бен Пелет!» Но тот безмятежно спал и не открыл им. Они отворили дверь сами, но, увидев женщину с непокрытой головой, поспешили уйти.

Единственная приводимая мидрашом фраза, которой жена пыталась убедить Она, что его участие в мятеже бессмысленно, звучит не очень-то принципиально. Женщина как будто призывает мужа исходить исключительно из личных интересов. А потом и вовсе усыпляет его, совершенно не считаясь с его мнением и желаниями.

Действительно ли жена Она так беспринципна и своекорыстна?

Рав Каневский в своей книге «Биркат-Перец» говорит, что главари мятежа прекрасно понимали, к чему сводится дело, осознавали, что истинная причина мятежа – жажда власти. Пусть даже Корах был искренне убеждён, что имеет на неё право, но он утаил свои цели от сторонников. Если бы он раскрыл все карты, чего ради они пошли бы за ним? И, тем не менее, в душе приспешники его поняли. Ибо есть лозунги, а есть внутреннее ощущение, в чём тут движущая сила. Так что, в сущности, жена Она сказала ему: «Ты сам понимаешь, что дело нечисто (т. е. Корах попросту претендует на место Аарона). Нехорошо это всё. И уж, во всяком случае, ты ничего тут не выиграешь». Т. е. женщина сделала то, о чём рав Шмулевич говорит: чтобы найти верный путь, надо посмотреть в лицо правде, взглянуть на вещи прямо и просто.

Ну ладно, а почему же она не убеждала мужа дальше, а хитро «вывела из игры»? Да потому, скорей всего, что времени не оставалось и она боялась – никакие аргументы не подействуют.

Так вышло, что Корах и его сообщники погибли, а один из главных его соратников – Он бен Пелет – остался жить. Кстати, он потом всю жизнь каялся в своём грехе.

Избранники Б-га

Суровым наказанием согрешивших и заблуждающихся Всевышний показал, что они совершили великий грех. Кроме того, подтверждая, что все предписания Моше даёт народу по воле Б-га, что право служить в Храме Всевышний предоставляет только колену Леви, Создатель сотворил чудо и заставил расцвести посох Аарона.

«И Г-сподь говорил Моше так: “Обратись к сынам Израиля и возьми у них по посоху от отчего дома, от всех их старейшин по дому их отцов, двенадцать посохов; каждый пусть напишет свое имя на своем посохе. А имя Аарона напиши на посохе Леви… И положи их в Шатре Собрания перед свидетельством, где Я вам являюсь (рядом со скрижалями. — примечание р. Ицхака Зильбера. ). И будет: посох человека, которого Я изберу, расцветёт. И так уйму Я пред Собою ропот сынов Израиля, который они поднимают”» (17:16-20).

О каком ропоте здесь говорится? Евреи обвиняли Моше и Аарона в гибели двухсот пятидесяти участников мятежа. Теперь должно было последовать ещё одно доказательство неправоты последних.

Моше рассказал о требовании Всевышнего, и старейшины дали ему свои посохи. Вождь положил их возле Ковчега Завета, и назавтра, когда он вошёл в шатер, оказалось, что посох Аарона расцвёл: дал цвет, образовал завязь, и на нём созрел миндаль. (Почему именно миндаль? Потому что плоды этого дерева созревают всего за три недели – быстрее, чем все другие плоды. Тора здесь намекает на то, что наказание за бунт против коаним последует столь же быстро.) Моше показал эти посохи всему народу, а потом, по велению Творца, положил опять посох Аарона на прежнее место – как знак, что служить в Храме могут только Аарон и его потомки, чтобы евреи больше не сомневались и не роптали.

Глава завершается перечислением прав коаним и левиим на особые дары от народа Израиля и описанием этих даров.

Кое-что в защиту Кораха

Мы сказали о Корахе много плохого. Надо сказать о нём и что-то хорошее. Так вот: у его заблуждений было некоторое основание.

Корах считал, что его нельзя принижать, а, напротив, – следует поставить на максимально высокий пост, потому что знал: среди его потомков появится великий человек.

Афтара к главе «Корах» и говорит об этом великом потомке – одном из самых выдающихся людей еврейской истории, пророке Шмуэле.

Великий пророк Шмуэль – потомок Кораха [↑]

Шмуэль жил в конце эпохи судей и был духовным руководителем народа и его судьёй. Именно Шмуэль по велению Б-га помазал на царствование сперва Шауля, а потом Давида.

Всю свою жизнь возглавляя евреев, Шмуэль никогда ни у кого ничего не брал за услуги.

Чем же он жил? Как известно, он происходил из колена Леви и, как все выходцы из него, получал долю от десятой части урожая (вы знаете, что своего земельного надела это колено не имело).

«И вырос Шмуэль, и Г-сподь был с ним, и не обронил [пророк] из всех слов Его ничего наземь. И узнал весь Израиль, от Дана до Беэр-Шевы, что Шмуэль – верный пророк Г-спода» (Шмуэль I, 3:19, 20).

Шмуэль искоренил идолопоклонство, которое распространилось среди евреев во времена судей до него.

И потянулся весь дом Израиля к Г-споду. И сказал Шмуэль всему дому Израиля так: «Если вы всем сердцем своим возвращаетесь к Г-споду, то удалите чужих богов и астарт из среды вашей и обратите ваше сердце к Г-споду, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки филистимлян». И удалили сыны Израиля баалей и астарт, и стали служить единому Г-споду. И сказал Шмуэль: «Соберите весь Израиль в Мицпу, и я помолюсь о вас Г-споду». И собрались они в Мицпе… и постились в тот день, и сказали там: «Согрешили мы пред Г-сподом. И судил Шмуэль сынов Израиля в Мицпе» (там же, 7:2-6).

Вырос духовный уровень народа – лучше пошли его дела.

«И покорились филистимляне, и не приходили больше в пределы Израиля, и была рука Г-спода на филистимлянах во все дни Шмуэля. И возвращены были Израилю города, которые взяли филистимляне у Израиля, от Экрона до Гата, и освободил Израиль пределы их из рук филистимлян. И наступил мир между Израилем и эморитянами» (там же, 7:13, 14).

Далее сказано: «И судил Шмуэль Израиль во все дни своей жизни. Из года в год ходил он, посещая Бейт-Эль, и Гилгаль, и Мицпу, и судил Израиль во всех этих местах. А возвращался он в Раму, ибо там [был] его дом, и там он судил Израиль, и там построил жертвенник Г-споду» (там же, 7:15-17).

Мидраш рассказывает, что Шмуэль объезжал города Израиля с чайником, кастрюлей и стулом, и добавляет: трудно было сказать, где его дом.

Почему же трудно, если написано, что в Раме? А потому и написано, что, не будь это трудно, ТаНаХ не стал бы нам подсказывать, где именно обосновался находившийся почти всё время в дороге Шмуэль.

А при чём здесь чайник, кастрюля и стул? При том, что пророк никогда и никого не обременял просьбами.

Шмуэль рано постарел. «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Шмуэлю в Раму. И сказали ему: “Вот ты состарился… поставь над нами теперь царя, чтобы судить нас, как [принято] у всех народов”» (там же, 8:4, 5).

Означает ли это, что народ озаботился своим будущим? Да нет. Скорее, у евреев начинался спад. Как сказал Всевышний Шмуэлю, «не ты им надоел, а Я». Евреи захотели жизни «как у всех народов».

Шмуэль предупредил их: у царя неограниченные права; он возьмёт ваших детей в армию и на царскую службу, потребует часть ваших полей, виноградников и садов, вам придётся трудиться на его угодьях и делать многое другое, от чего вы теперь свободны. Но народ настаивал: «Нет! Только царь пусть будет над нами. Тогда будем и мы, как все народы» (там же, 8:19, 20). И Шмуэль по приказу Б-га помазал на царство Шауля. Не будем сейчас анализировать ситуацию, отметим только, что намерения евреев были не вполне чисты.

Такова предыстория. Теперь перейдём к самой афтаре. Шмуэль «сдаёт дела». И знает при этом, что народ действует неправильно. Как же пророк ведёт себя?

Афтара: величие Шмуэля

Вместе с помазанным на царство Шаулем он приводит всех израильтян в Гилгаль, и там они приносят мирные жертвы. Народ радуется, а Шмуэль говорит собравшимся:

«Вот, я послушался вашего голоса… и поставил над вами царя… Будьте мне свидетелями пред Г-сподом и перед Его помазанником: взял ли я у кого вола и взял ли я у кого осла, кого обидел и кого притеснил, и из чьей руки принял я подкуп и ослепил этим глаза свои – и [если такое было], я возвращу вам». И сказали они: «Ты не обижал нас и не притеснял нас, и ничего ни у кого не брал». И сказал он им: «Свидетель у вас Г-сподь и свидетель сегодня помазанник Его, что вы не нашли ничего за мною». И сказал: «Свидетель» (там же, 12:1, 3-5).

Кто сказал? Народ? Тогда почему вместо «и сказали они» написано «и сказал»? Талмуд отвечает: потому что это произнес Б-г: «Я – свидетель!»

Затем пророк говорит народу: «Если станете бояться Г-спода и служить Ему… то будете и вы, и царь… за Г-сподом, Б-гом вашим. А если не будете слушать голоса Г-спода… то будет рука Г-спода против вас и против ваших отцов. А теперь встаньте и посмотрите на великое дело, которое Г-сподь совершит перед вашими глазами. Ведь нынче жатва пшеницы, а я воззову к Г-споду, и Он пошлёт гром и дождь, и вы узнаете и увидите, что большое зло вы сделали в глазах Г-спода, испросив себе царя». Попросил Шмуэль Всевышнего, «и Г-сподь послал гром и дождь в тот день…» (там же, 12:14-18).

Странный аргумент! Почему дождь означает, что не надо было просить о царе?

Вдумаемся, как живут евреи в описываемый момент. Всё у них налажено, всё идёт хорошо. Ими управляет пророк. Время ставить над народом царя ещё не наступило. Доказательство Шмуэля и объясняет: всё хорошо в свою пору, дождь полезен и необходим, но не тогда, когда жнут пшеницу.

Отчитавшись перед израильтянами за себя, указав им на совершённую ошибку, Шмуэль успокаивает и наставляет их. «И сказал Шмуэль народу: “Не бойтесь, [хотя] вы [и] совершили все это зло, не отступайте от Г-спода и служите Г-споду всем вашим сердцем. И не отступайте, ибо [последуете] за пустыми [идолами], которые не помогают и не избавляют, ибо они – ничто. Г-сподь не оставит Свой народ ради великого Имени Своего, ибо пожелал Б-г сделать вас Своим народом. А что до меня, то да буду я далёк от греха пред Г-сподом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой”» (там же, 12:20-23).

Так афтара раскрывает перед нами величие еврейского пророка.

День 26 сивана в истории народа Божьего

26 Сивана

2448 (-1312) года – двадцатый из 40 дней пребывания Моше на горе Синай (в первый раз).

По Едихрошу это произошло 26 сивана 2532 A.M.

26 Сивана

5408 (6 июня 1648) года раби Довид ѓаЛеви (5346-5427) – великий мудрец, более известный как ТаЗ (в честь названия его знаменитой книги «Турей Заѓав» («Золотые столбцы»), монументального комментария на ѓалахический кодекс «Шулхан Арух»), установил этот день как ежегодный Пурим Катан для евреев, что спаслись от меча казаков с 5408 (1648) по 5409 (1649) год.

Согласно с его постановлением первую половину дня следовало поститься и читать слихот, составленные специально для этого дня. В молитве Минха не произносили Таханун, а после молитвы устраивали торжественную благодарственную трапезу. До Холокоста многие еврейские общины Украины неукоснительно следовали этому обычаю.

26 Сивана

5666 (19 июня 1906) года родился учёный сэр Эрнст Борис Чейн. Сын еврея-эмигранта из России, мать – немецкая еврейка) – автор ряда выдающихся открытий в различных областях биохимии и технологии микробиологических производств (исследование микробных антибактериальных веществ, механизма действия инсулина, образования лизергиновой кислоты, грибных метаболитов, биохимии миокарда, токсинов и многое другое). Наиболее значительное достижение Чейна связано с пенициллином (открыт в 1929 А. Флемингом, установившим также его антибактериальное действие).

В 1945 Чейн был удостоен Нобелевской премии по медицине и физиологии (вместе с А. Флемингом и Х. Флори). В 1949 был избран членом Лондонского королевского общества, позднее – членом академий наук многих стран (с 1976 – иностранный член АН СССР) и научных обществ. Отмечен самыми престижными научными наградами. В 1969 Чейн был возведён в дворянство. В начале 1970-х гг. стал президентом Всемирной организации здравоохранения. Чейн неоднократно приезжал в Израиль, был активным членом учёного совета Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана, охотно сотрудничал с израильскими коллегами.