Home ЕЛО св. Екатерины г. КазаниЛютеранское богослужение 13.06.2021
Лютеранское богослужение 13.06.2021

Лютеранское богослужение 13.06.2021

Die Jahreslosung 2021: Jesus Christus spricht: Seid barmherzig, wie auch euer Vater barmherzig ist! Lukas 6:36

Иисус Христос говорит: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Лк 6:36

Monatsspruch Juni 2021: Mann muss Gott mehr gehorchen als den Menschen. Apostelgeschichte 5:29

Должно повиноваться больше Богу, нежели людям. Деян 5:29

Gottesdienst der Zweiten Sonntag nach Trinitatis 13.06.2021

Kommt her zu mir, alle, die ihr mühselig und beladen seid; ich will euch erquicken. Matthäus 11:28

Христос говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас. Мф 11:28

13 июня 2021 года, во Второе воскресенье после Троицы // 2. Sonntag nach Trinitatis – лц зелёный – в Органном зале старинной Лютеранской кирхи (г. Казань, К. Маркса, 26; в текущем году исполняется 250 лет после её освящения и открытия 26 ноября 1771 года – по юлианскому календарю, по которому жила тогда наша страна) для проведения двадцать шестого в этом году богослужения собрались 13 казанских лютеран немецкой традиции, в т.ч. 7 российских немцев:

  • Вальц Вальтер Эдуардович
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич – председатель Церковного совета
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна – регент, кантор
  • Каневская Мария Олеговна – органистка
  • Маринина (Мартенс) Полина Васильевна
  • Музафарова (Ильчер) Вера Яковлевна – фотограф
  • Муртазина Эльмира Исхаковна
  • Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Салагаева (Ромберг) Елена Леонидовна
  • Теплова Елена Ильинична

Послание: Еф 2:11-22. Читал – по-русски – Виктор Георгиевич Диц.

Евангелие: Лк 14:15-24. Читал – также по-русски – Виктор Георгиевич Диц.

Проповедь: Ис 55:1-5; 1Кор 146 1-25. Читал – по-русски – Андрей Анатольевич Деляев.


N.B. Мы, верующие христиане, уважающие достижения и открытия науки, которыми мы благополучно пользуемся (и на которые мы с благоговением опираемся в этой заметке), конечно же, исходим из того, что всё в этом созданном Им мире происходило, происходит и будет происходить по Его воле – по воле Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. И мы приветствуем дальнейший прогресс науки, позволяющий нам погрузиться в глубины и детали грандиозного плана Божьего по устроению этого мира. Наука служит одновременно Богу и нам, его творения. Слава Богу! Слава науке!

Мы в этом мире (Человек и Вселенная)

Вселенная – огромный и удивительный мир, полный тайн и загадок.

Звёздное небо издавна будоражило человеческое воображение. Наши далёкие предки пытались понять, что за странные мерцающие точки висят у них над головами. Сколько их, откуда они взялись, влияют ли на земные события? Человек с глубокой древности пытался осмыслить, как устроена Вселенная, в которой он обитает.

О том, как древние люди представляли себе Вселенную, сегодня мы можем узнать разве что из сказок и легенд, дошедших до нас. Понадобились века и тысячелетия, чтобы возникла и окрепла наука о Вселенной, изучающая её свойства и этапы развития, – космология. Краеугольными камнями данной дисциплины являются астрономия, математика и физика.

Сегодня мы гораздо лучше понимаем устройство Вселенной, но каждое полученное знание лишь рождает новые вопросы. Исследование атомных частиц в коллайдере, наблюдение за жизнью в дикой природе, высадку межпланетного зонда на астероиде также можно назвать изучением Вселенной, ибо данные объекты входят в её состав. Человек тоже часть нашей прекрасной звёздной Вселенной. Изучая Солнечную систему или далёкие галактики, мы больше узнаём о самих себе.


Само понятие Вселенная не имеет чёткого определения в астрономии. В разные исторические периоды и у различных народов оно имело целый ряд синонимов, таких как «космос», «мир», «мироздание», «универсум» или «небесная сфера». Нередко, говоря о процессах, происходящих в глубинах Вселенной, применяют термин «макрокосмос», противоположностью которому является «микрокосмос» мира атомов и элементарных частиц.

На нелёгком пути познания космология нередко пересекается с философией и даже теологией, и в этом нет ничего удивительного. Наука об устройстве Вселенной пытается объяснить, когда и как возникло мироздание, разгадать тайну зарождения материи, понять место Земли и человечества в бесконечности космоса.

У современной космологии две наибольшие проблемы. Во-первых, объект её изучения – Вселенная – уникален, что делает невозможным применение статистических схем и методов. Говоря кратко, мы не знаем о существовании других Вселенных, их свойствах, структуре, поэтому не можем сравнивать. Во-вторых, длительность астрономических процессов не даёт возможность проводить прямые наблюдения.

Космология исходит из постулата, что свойства и строение Вселенной одинаковы для любого наблюдателя, за исключением редких космических феноменов. Это означает, что вещество во Вселенной распределено однородно, и она имеет одинаковые свойства во всех направлениях. Из этого следует, что физические законы, работающие в части Вселенной, вполне можно экстраполировать на всю Метагалактику.

Теоретическая космология разрабатывает новые модели, которые затем подтверждаются или опровергаются наблюдениями. Например, была доказана теория возникновения Вселенной в результате взрыва.


Масштабы Вселенной потрясают: они намного больше, чем мы могли представить двадцать или тридцать лет назад. Ученые уже обнаружили около пятисот миллиардов галактик, и это число постоянно увеличивается. Каждая из них вращается вокруг собственной оси и удаляется от других на огромной скорости из-за расширения Вселенной.


Квазар 3C 345 – один из самых ярких объектов во Вселенной – расположен от нас на удалении в пять миллиардов световых лет. Человеческий разум даже представить не может подобные расстояния. Космическому кораблю, движущемуся со световой скоростью, понадобится тысяча лет, чтобы облететь наш Млечный путь.

До галактики Андромеды ему пришлось бы добираться 2,5 тыс. лет. А ведь это наша ближайшая соседка.

Говоря о размерах Вселенной, мы имеем в виду её видимую часть, называемую еще Метагалактикой. Чем больше результатов наблюдений мы получаем, тем дальше раздвигаются границы Вселенной. Причём происходит это одновременно по всем направлениям, что доказывает её сферическую форму.

Наш мир появился около 13,8 млрд лет назад в результате Большого взрыва – события, породившего звёзды, планеты, галактики и другие объекты. Эта цифра является реальным возрастом Вселенной.

Исходя из скорости света можно предположить, что её размеры также составляют 13,8 млрд световых лет. Однако на самом деле они больше, ибо с момента рождения Вселенная непрерывно расширяется. Часть движется со сверхсветовой скоростью, из-за чего значительное количество объектов во Вселенной останутся невидимыми навеки. Данный предел называются сферой или горизонтом Хаббла.

Диаметр Метагалактики составляет 93 млрд световых лет. Мы не знаем, что находится за пределами известной Вселенной. Может быть, существуют и более далёкие объекты, недоступные сегодня для астрономических наблюдений. Значительная часть учёных верит в бесконечность Вселенной.

Возраст Вселенной неоднократно проверялся с использованием различных методик и научных инструментов. Последний раз его подтвердили с помощью орбитального телескопа «Планк». Имеющиеся данные полностью соответствуют современным моделям расширения Вселенной.

Из чего состоит Вселенная? Водород – самый распространённый элемент во Вселенной (75%), на втором месте находится гелий (23%), на остальные элементы приходятся ничтожные 2% от общего количества вещества. Средняя плотность — 10-29 г/см3, значительная часть которой приходится на так называемую тёмную энергию и материю. Зловещие названия не говорят об их ущербности, просто тёмная материя, в отличие от обычной, не взаимодействует с электромагнитным излучением. Соответственно, мы не можем наблюдать её и делаем свои заключения только по косвенным признакам.

Исходя из вышеуказанной плотности, масса Вселенной составляет примерно 6*1051 кг. Следует понимать, что в эту цифру не входит тёмная масса.

Структура мироздания: от атомов до галактических скоплений

Космос – это не просто огромная пустота, в которой равномерно рассеяны звезды, планеты и галактики. Структура Вселенной довольно сложна и имеет несколько уровней организации, которые мы можем классифицировать в соответствии с масштабом объектов:

Астрономические тела во Вселенной обычно группируются в системы. Звёзды нередко образуют пары или входят в состав скоплений, которые содержат десятки, а то и сотни светил. В этом отношении наше Солнце довольно нетипично, так как оно не имеет «двойника»;

Следующей ступенью организации являются галактики. Они могут быть спиральными, эллиптическими, линзовидными, неправильными. Ученые пока не до конца понимают, почему галактики обладают разной формой. На этом уровне мы обнаруживаем такие чудеса Вселенной, как чёрные дыры, тёмную материю, межзвёздный газ, двойные звёзды. Кроме звёзд, в их состав входит пыль, газ, электромагнитное излучение. В известной Вселенной обнаружено несколько сотен миллиардов галактик. Они нередко сталкиваются друг с другом. Это непохоже на автомобильную аварию: звёзды просто перемешиваются и меняют свои орбиты. Такие процессы занимают миллионы лет и приводят к образованию новых звёздных скоплений;

Несколько галактик образуют Местную группу. В нашу, кроме Млечного пути, входят Туманность Треугольника, Туманность Андромеды и ещё 31 система. Скопления галактик – самые крупные из известных устойчивых структур Вселенной, их удерживает воедино гравитационная сила и ещё какой-то фактор. Учёные подсчитали, что одного лишь притяжения явно недостаточно для поддержания стабильности этих объектов. Научного обоснования данного феномена пока не существует;

Следующим уровнем структуры Вселенной являются сверхскопления галактик, каждая из которых содержит десятки, а то и сотни галактик и скоплений. Однако тяготение их уже не удерживает, поэтому они следуют за расширяющейся Вселенной;

Последним уровнем организации мироздания являются ячейки или пузыри, стенки которых формируют сверхскопления галактик. Между ними находятся пустотные области, именуемые войдами. Эти структуры Вселенной имеют масштабы около 100 Мпк. На этом ярусе наиболее заметны процессы расширения Вселенной, также с ним связано реликтовое излучение – отголосок Большого взрыва.

Как возникло мироздание

Как появилась Вселенная? Что было до этого момента? Как она превратилась в то бесконечное пространство, известное нам сегодня? Было ли это случайностью или закономерным процессом?

После десятилетий дискуссий и яростных споров, физики и астрономы практически пришли к консенсусу относительно того, что мироздание появилось в результате взрыва колоссальной мощности. Он не только породил всё вещество во Вселенной, но и определил физические законы, по которым существует известный нам космос. Это называется теорией Большого взрыва.

Согласно этой гипотезе, когда-то вся материя каким-то непостижимым образом была собрана в одной небольшой точке с бесконечной температурой и плотностью. Она получила название сингулярности. 13,8 млрд лет назад точка взорвалась, образовав звёзды, галактики, их скопления и другие астрономические тела Вселенной.

Почему и как это произошло – непонятно. Ученым приходится выносить за скобки множество вопросов, связанных с природой сингулярности и её происхождением: законченной физической теории этого этапа истории Вселенной пока не существует. Следует отметить, что есть и другие теории возникновения Вселенной, но они имеют гораздо меньше приверженцев.

Термин «Большой взрыв» вошёл в оборот в конце 40-х годов после публикации работ британского астронома Хойла. Сегодня данная модель досконально проработана – физики могут уверенно описать процессы, происходившие через доли секунды после этого события. Ещё можно добавить, что данная теория позволила определить точный возраст Вселенной и описать основные этапы её эволюции.

Главным доказательством теории Большого взрыва является наличие реликтового излучения. Оно было открыто в 1965 году. Данный феномен возник в результате рекомбинации атомов водорода. Реликтовое излучение можно назвать основным источником информации о том, как была устроена Вселенная миллиарды лет назад. Оно изотропно и равномерно заполняет космическое пространство.

Ещё одним аргументом в пользу объективности данной модели является сам факт расширения Вселенной. Собственно говоря, экстраполируя этот процесс в прошлое, учёные и пришли к подобной концепции.

Есть в теории Большого взрыва и слабые места. Если бы мироздание образовалось мгновенно из одной небольшой точки, то должно было существовать неоднородное распределение вещества, чего мы не наблюдаем. Также данная модель не может объяснить, куда подевалась антиматерия, количество которой в «момент творения» не должно было уступать обычной барионной материи. Однако сейчас число античастиц во Вселенной мизерно. Но самый весомый недостаток данной теории – её неспособность объяснить феномен Большого взрыва, он просто воспринимается как свершившийся факт. Мы не знаем, как выглядела Вселенная до момента сингулярности. Мы не знаем, как выглядел Большой взрыв и что было до него.

Существуют и другие гипотезы зарождения и дальнейшей эволюции мироздания. Долгие годы была популярна модель стационарной Вселенной. Ряд учёных придерживались мнения, что в результате квантовых флуктуаций она возникла из вакуума. В их числе был и знаменитый Стивен Хокинг. Ли Смолин выдвинул теорию о том, что наша, как и другие Вселенные, образовались внутри чёрных дыр.

Предпринимались попытки улучшить существующую теорию Большого взрыва. Например, существует гипотеза о цикличности Вселенной, согласно которой, рождение из сингулярности – не более чем её переход из одного состояния в другое. Правда, такой подход противоречит второму закону термодинамики.

Эволюция мироздания или что происходило после Большого взрыва

Теория Большого взрыва позволила учёным создать точную модель эволюции Мироздания. И сегодня мы неплохо знаем, какие процессы происходили в молодой Вселенной. Исключение составляет лишь самый ранний этап творения, который по-прежнему остаётся предметом яростных обсуждений и споров. Конечно, для достижения подобного результата одной теоретической основы было недостаточно, понадобились годы исследований Вселенной и тысячи экспериментов на ускорителях.

Сегодня наука выделяет следующие этапы после Большого взрыва:

Самый ранний из известных нам периодов называется Планковской эрой, он занимает отрезок от 0 до 10-43 секунд. В это время вся материя и энергия Вселенной была собрана в одной точке, а четыре основных взаимодействия были едины;

Эпоха Великого объединения (с 10−43 по 10−36 секунд). Она характеризуется появлением кварков и разделением основных видов взаимодействий. Главным событием этого периода считается выделение гравитационной силы. В эту эру начали формироваться законы Вселенной. Сегодня мы имеем возможность для подробного описания физических процессов этой эпохи;

Третий этап творения называется Эпохой инфляции (с 10−36 по 10−32). В это время началось стремительное движение Вселенной со скоростью, значительно превосходящей световую. Она становится больше, чем современная видимая Вселенная. Начинается охлаждение. В данный период окончательно разделяются фундаментальные силы мироздания;

В период с 10−32 по 10−12 секунды появляются «экзотические» частицы типа бозона Хиггса, пространство заполнила кварк-глюонная плазма. Промежуток с 10−12 по 10−6 секунды называется эпохой кварков, с 10−6 по 1 секунду – адронов, в 1 секунду после Большого взрыва начинается эра лептонов;

Фаза нуклеосинтеза. Она длилась примерно до третьей минуты от начала событий. В этот период во Вселенной из частиц возникают атомы гелия, дейтерия, водорода. Продолжается охлаждение, пространство становится прозрачным для фотонов;

Через три минуты после Большого взрыва начинается эра Первичной рекомбинации. В этот период появилось реликтовое излучение, которое астрономы изучают до сих пор;

Период 380 тыс. – 550 млн лет называют Тёмными веками. Вселенная в это время заполнена водородом, гелием, различными видами излучения. Источников света во Вселенной не было;

Через 550 млн лет после Сотворения появляются звезды, галактики и прочие чудеса Вселенной. Первые звёзды взрываются, освобождая материю для образования планетных систем. Данный период называется Эрой реионизации;

В возрасте 800 млн лет во Вселенной начинают образовываться первые звёздные системы с планетами. Наступает Эра вещества. В этот период формируется и наша родная планета.

Считается, что интерес для космологии представляет период с 0,01 секунды после акта творения и по наши дни. В этот временной отрезок сформировались первичные элементы, из них возникли звёзды, галактики, Солнечная система. Для космологов особо важным периодом считается эра рекомбинации, когда возникло реликтовое излучение, с помощью которого продолжается изучение известной Вселенной.


P.S.1. Русское слово «Вселенная» является заимствованием из ст.‑слав. въсел҄енаꙗ], что являлось калькой с древнегреческого слова οἰκουμένη, от глагола οἰκέω «населяю, обитаю», и в первом значении имело смысл лишь обитаемой части мира. Поэтому русское слово «Вселенная» родственно существительному «вселение» и лишь созвучно определительному местоимению «всё». Самое общее определение для «Вселенной» среди древнегреческих философов, начиная с пифагорейцев, было τὸ πᾶν (всё), включавшее в себя как всю материю (τὸ ὅλον), так и весь космос (τὸ κενόν).

P.S.2. Облик Вселенной

Химический составСредняя температура реликтового излученияПлотность материи во ВселеннойУравнение состояния
H – 75 %
He – 23 %
O – 1 %
C – 0,5 %
2,725 К10−29г/см3. Из них:
Тёмная энергия – 68,3 %
Тёмная материя – 2,8 %
Барионное в-во – 4,9 %
-1,1±0,4

Представляя Вселенную как весь окружающий мир, мы сразу делаем её уникальной и единственной. И вместе с этим лишаем себя возможности описать её в терминах классической механики: из-за своей уникальности Вселенная ни с чем не может взаимодействовать, она – система систем, и поэтому в её отношении теряют свой смысл такие понятия, как масса, форма, размер. Вместо этого приходится прибегать к языку термодинамики, употребляя такие понятия как плотность, давление, температура, химический состав.

P.S.3. Недавняя эволюция ближнего космоса (Гья = миллиардов лет назад):

— через 8,8 млрд лет после Большого Взрыва (5 Гья, z = 0,5) в нашей Вселенной начинается эра с преобладанием тёмной энергии, следующая за эрой с преобладанием материи, в течение которой космическое расширение замедлялось. С этого момента расширение нашей Вселенной ускоряется по так называемому закону Хаббла. Скорость расширения сегодня известна как постоянная Хаббла (около 72 км в секунду на мегапарсек, равная 1 парсек = 31 триллион километров или 206 265 раз расстояния между Землей и Солнцем; 1 мегапарсек = 1 миллион парсек);

— через 9,13 млрд лет после Большого Взрыва (4,67 Гья) образуется ближайшая к нам ныне звезда Проксима Центавра, завершая тройную систему Альфа Центавра;

— через 9,2 млрд лет после Большого Взрыва (4,6-4,57 Гья) первичная сверхновая, возможно, запускает формирование Солнечной системы;

— через 9,2318 млрд лет после Большого Взрыва (4,5682 Гья) формируется Солнце – планетарная туманность начинает аккрецию планет;

— через 9,23283 млрд лет после Большого Взрыва (4,56717-4,55717 Гья) четыре газовых гиганта (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) начинают эволюционировать вокруг Солнца;

— через 9,257 млрд лет после Большого Взрыва (4,543-4,5 Гья) Солнечная система включает уже 8 планет (из них 4 – земного типа: Меркурий, Венера, Земля, Марс) развиваются вокруг Солнца. Из-за аккреции многие планеты меньшего размера образуют орбиты вокруг протосолнца, некоторые из них имеют конфликтующие орбиты – начинается поздняя тяжёлая бомбардировка. На Земле начинаются Докембрийский Супереон и Хадейский эон. На Марсе начинается доконоахийская эра. Дотолстовский период начинается на Меркурии – большой планетоид ударяется о Меркурий, снимая с него внешнюю оболочку первоначальной коры и мантии и оставляя обнажённым ядро ​​планеты (содержание железа в Меркурии заметно велико). Образуется Вега, пятая по яркости звезда в нашем районе Галактики. Многие из галилеевых спутников, возможно, сформировались в это время, включая Европу и Титан, которые в настоящее время могут быть гостеприимными для некоторых форм живых организмов

— через 9,266 млрд лет после Большого Взрыва (4,533 Гья) образуется система Земля-Луна – в результате гигантского удара гипотетического планетоида Тейя (планета). Гравитационное притяжение Луны помогает стабилизировать колеблющуюся ось вращения Земли. На Луне начинается донектарианский период;

— через 9,271 млрд лет после Большого Взрыва (4,529 Гья) крупное столкновение с планетоидом размером с Плутон устанавливает марсианскую дихотомию на Марсе – формируется Северный полярный бассейн Марса;

— через 9,3 млрд лет после Большого Взрыва (4,5 Гья) Солнце становится жёлтой звездой главной последовательности; происходит формирование Облака Оорта и пояса Койпера, из которого поток комет, таких как комета Галлея и Хейла-Боппа, начинает проходить через Солнечную систему, иногда сталкиваясь с планетами;

— через 9,396 млрд лет после Большого Взрыва (4,404 Гья) жидкая вода уже может существовать на поверхности Земли, вероятно, из-за парникового потепления из-за высоких уровней метана и углекислого газа, присутствующих в атмосфере;

— через 9,4 млрд лет после Большого Взрыва (4,4 Гья) образуется Kepler 438b, одна из наиболее похожих на Землю планет, из протопланетной туманности, окружающей её родительскую звезду;

— через 9,5 млрд лет после Большого Взрыва (4,3 Гья) массивный удар метеорита создаёт на Луне Южный полюс Эйткенской котловины – огромную цепь гор, расположенную на южном краю Луны, иногда называемую горами Лейбница;

— через 9,6 млрд лет после Большого Взрыва (4,2 Гья) обширная область вулканизма на Выпуклости Фарсиды становится активной на Марсе. В зависимости от интенсивности вулканической активности на Земле, магмы Фарсиды, возможно, образовали атмосферу CO2 с давлением 1,5 бар и глобальный слой воды глубиной 120 м. Усиление парникового эффекта в климате и повышение уровня грунтовых вод Марса. Фиксируется возраст самых старых образцов лунной материи;

— 9,7 млрд лет после Большого Взрыва (4,1 Гья) резонанс в орбитах Юпитера и Сатурна перемещает Нептун в пояс Койпера, вызывая разрушение среди астероидов и комет там. В результате поздняя тяжёлая бомбардировка обрушивается на внутреннюю часть Солнечной системы. На спутнике (луне) Сатурна Мимасе образовался Кратер Гершеля. Удар метеорита создает на Марсе Hellas Planitia, крупнейшую однозначную структуру на планете. Ансерис Монс – изолированный массив (гора) на южном высокогорье Марса, расположенный на северо-восточном краю Эллада Планиция, поднялся в результате падения метеорита;

— через 9,8 млрд лет после Большого Взрыва (4 Гья) формируется HD 209458b, первая планета, обнаруженная во время её прохождения. В Мессье 85, линзовидной галактике, нарушенной взаимодействием галактик, наблюдается сложная внешняя структура оболочек и рябь. Галактики Андромеды и Треугольника испытывают близкое столкновение; высокий уровень звездообразования в Андромеде, в то время как внешний диск Треугольника искажен;

— через 9,861 млрд лет после Большого Взрыва (3,938 Гья) наступает основной период столкновений с Луной: образуется Mare Imbrium;

— через 9,88 млрд лет после Большого Взрыва (3,92 Гья) образуется – в результате большого столкновения – Бассейн Нектариса; выбросы Нектариса образуют верхнюю часть густо покрытого кратерами Лунного нагорья; на Луне начинается Эра Нектариса;

— через 9,9 млрд лет после Большого Взрыва (3,9 Гья) на Меркурии образуется кратер Толстой и формируется Бассейн Калорис, что приводит к созданию «странной территории» – сейсмическая активность вызывает на Меркурии глобальную вулканическую активность. На Меркурии образуется кратер Рембрандт и начинается калорический период. Argyre Planitia образуется в результате удара астероида на Марс: окружён неровными массивами, которые образуют концентрические и радиальные узоры вокруг бассейна – несколько горных хребтов, включая Charitum и Nereidum Montes, поднимаются вслед за ним;

— через 9,95 млрд лет после Большого Взрыва (3,85 Гья) начинается поздний дуплексный период на Луне. Самое раннее появление материалов Procellarum KREEP Mg suite;

— через 9,96 млрд лет после Большого Взрыва (3,84 Гья) происходит образование Восточного бассейна в результате удара астероида о поверхность Луны; столкновение вызывает рябь на коре, в результате чего образуются три концентрических круговых объекта, известных как Монтес Рук и Монтес Кордильера;

— через 10 млрд лет после Большого Взрыва (3,8 Гья). После поздних тяжелых бомбардировок на Луне на её поверхности преобладают большие впадины расплавленных кобыл – начинается основной период лунного вулканизма (до 3 млрд лет). На Земле начинается архейский эон;

— через 10,2 млрд лет после Большого Взрыва (3,6 Гья) на Марсе образуется Альба Монс, крупнейший по площади вулкан;

— через 10,4 млрд лет после Большого Взрыва (3,5 Гья) обнаруживаются самые ранние ископаемые следы жизни на Земле (строматолиты);

— через 10,6 млрд лет после Большого Взрыва (3,2 Гья) на Марсе начинается амазонский период; марсианский климат становится более тонким до нынешней плотности: подземные воды, хранящиеся в верхней коре (мегареголите), начинают замерзать, образуя толстую криосферу (сухие льды, состоящие из замороженного углерод – форма диоксида), перекрывающую более глубокую зону жидкой воды. На Луне начинается эратосфенский период – главной геологической силой на Луне становится ударный кратер;

— через 10,8 миллиарда лет после Большого Взрыва (3 Гья) на Меркурии формируется бассейн Бетховена. В отличие от многих бассейнов аналогичного размера на Луне, Бетховен не является многослойным, а выбросы закапывают край кратера и почти не видны;

— через 11,2 млрд лет после Большого Взрыва (2,5 Гья): начало протерозоя;

— через 11,6 млрд лет после Большого Взрыва (2,2 млрд лет назад) наступает последний великий тектонический период в геологической истории Марса: формируется Валлес Маринер, крупнейший комплекс каньонов в Солнечной системе. Хотя есть некоторые предположения о термокарстовой активности или даже водной эрозии, предполагается, что Валлес Маринерис является рифтовым разломом.

P.S.4. Эволюция первых живых существ на Земле (Ма – мегааннум – миллионов лет назад):

4100 Ма – появление древнейших известных признаков жизни;

3900 Ма – возникновение клеток, напоминающих прокариоты;

3500 Ма – самые ранние следы появления фотосинтеза и первый случай увеличения доли кислорода в атмосфере Земли;

2500 Ма – появление первых организмов, использующих кислород. Около 2400 Ма, в ходе кислородной катастрофы, большинство анаэробных форм жизни было вытеснено аэробными конкурентами;

2100 Ма – появление более сложных клеток – эукариот;

1200 Ма – возникает половое размножение, приводящее к более быстрой эволюции, при котором гены смешиваются в каждом поколении и это даёт большее разнообразие для последующего отбора;

900 Ма – вероятное время жизни общего предка всех животных.

P.S.5. Эволюция рода Homo:

2,6-2,5 Ма – Человек умелый (Homo habilis);

2,0-1,78 Ма – Человек рудольфский (Homo rudolfensis);

2,0-0,03 Ма – Человек прямоходящий (Homo erectus);

1,8 Ма – Человек Дманисский (Homo georgicus);

1,8-1,4 Ма – Человек работающий (Homo ergaster);

1,2-0,8 Ма – Человек-предшественник (Homo antecessor);

0,9-0,8 Ма – Человек из Чепрано (Homo cepranensis);

0,8-0,345 Ма – Гейдельбергский человек (Homo habilis);

0,3-0,12 Ма – Родезийский человек (Homo habilis);

0,35-0,04 Ма – Неандерталец (Homo neanderthalensis);

0,2-по н. в. – Человек разумный разумнейший (Homo sapiens sapiens);

0,16-0,15 Ма – Человек разумный старейший (Homo sapiens idaltu);

0,10-0,012 Ма – Человек флоресский (Homo floresiensis);

P.S.6. В настоящее время 7.8 миллиардов проживающих в 300 странах (государства и территории) представителей 7139 разделённых по языковому принципу народов (это разделение началось в год смерти скончавшегося на 240-ом году жизни 6-го послепотопного патриарха человечества Фалека в 1635 днэ, или в 2126 году от Сотворения мира (Anno Mundi),  когда Всевышний  в год акме прожекта царя Нимрода в строительстве Вавилонской башни вмешался в этот процесс, направив на стройплощадку 70 ангелов со спецзаданием, в результате чего последовали дивергенция языков и рассеяние народов); за год до смерти в 1634 днэ (в 2127 A.M.) сына Серуха и Мелки, 9-го послепотопного патриарха человечества Нахора, скончавшегося на 49-м году жизни своего внука Аврама, наречённого Всевышним через 51 год Авраамом) разделены ещё и по духовному принципу на последователей примерно 20 тысяч конкретных религий (начиная от 2 484 172 183 христиан, 1 941 018 638 мусульман и 1.208.013.562 нерелигиозных людей и атеистов планеты и кончая крохотными группами в несколько последователей той или иной племенной религии или свежесозданной секты), а также на по расовым (биологическим) признакам на 4 расовых (или надрасовых) ствола на основе представлений о древности формирования: тропический, южный, западный и восточный; внутри тропического ствола выделяются африканская и океанийская расовые ветви, внутри южного – континентальная и древнеиндонезийская, внутри западного – кушитская, средиземная, средиземноморская и европейская, внутри восточного – уральская, сибирская, южноазиатская и американская.


В.Г. Дицем были к этому богослужению подготовлены дополнительные историко-теологические материалы: информация об отмечаемом сегодня Дне памяти французского священника Антуана Кура, чьё имя внесено в Евангелический календарь имён (Evangelischer Namenkalender) с Днём памяти 13 июня, т.е. сегодня; о других памятных и праздничных днях, отмечаемых сегодня в России и в мире; интересно также, какой сегодня день 7529 лета (23-го вэйлета – неделя – один из 3 дней отдыха 9-дневной недели) по древнеславянскому (славяно-арийскому) календарю (ведь российские немцы России существенным образом связали свою жизнь – и культурой, и даже кровью – с русскими, то есть со славянами; во всяком случае, большинство браков российских немцев – смешанные, как раз – иронично следуя названию календаря – «славяно-арийские»).


Антуан Кур (фр. Antoine Court; *23.03.1696, Вильнёв-де-Бер, Ардеш – †13.06.1760, Лозанна, Швейцария) – французский священник и историк, восстановитель Реформатской церкви Франции.

В юности Антуан участвовал в восстании камизаров. В 1713 Кур порвал с камизарами. В 1715 он решил восстановить старую дисциплину реформатских церквей и их синодальной организации. Неутомимо деятельный, под постоянным страхом казни, он собирал рассеянных членов Реформатской церкви, реорганизовал её. В 1715 он организовал и созвал в Монезе, недалеко от Монобля, собрание, которое часто называют «Первым синодом Пустыни». От мистицизма камизаров он вернул церковь к умеренной религии отцов (фр. les églises du désert). В 1729 основал в Лозанне семинарию для подготовки проповедников.


Древнеславянский (славяно-арийский) календарь

Сегодня 13.06.2021

Лето от С.М.З.Х.:7529Число Месяц:23 Вэйлетъ
Лето в Круге Жизни:9День недели:Неделя
Круголет:ЗмейЧертог:Финист
Стихия:ДревоПокровитель:Вышень
Цвет:ЗеленыйДерево:Вишня

13 июня (дата по старому стилю: 31 мая) – Еремей Распрягальник (на Руси заканчивался сев). В этот день чествовали святого Ерма – апостола от семидесяти. Святой Ерм был епископом в Филиппополе Фракийском. Проповедуя Евангелие, он претерпел много гонений и скорбей от язычников, но скончался мирно.

14 мая, когда начинался сев, в народе отмечали день Еремея Запашника, а 13 июня, когда сев заканчивался, наступал день Еремея Распрягальника. Так и говорили: «Еремей сев начинает, Еремей и заканчивает»; «Распрягальник – севу край, коня распрягай».

Принято было слушать кукушку: если она часто и громко кукует – погода будет хорошей. Однако к тому времени, как кукушка закукует, все семена должны были быть засеяны, иначе приходилось ждать плохого года.

Обращали внимание и на погоду: дождь в этот день предвещал бедный урожай.


Именины в этот день

Борис, Еремей, Кристина, Николай, Роман, Филипп


Григорианская дата 13.6.2021 соответствует дате 3-го таммуза 5781 года от Сотворения мира по календарю народа Божьего (еврейский день начинается накануне вечером).

Это первый день недельной главы Торы «Хукат».

Недельная глава «Хукат» («Закон») начинается с одного из законов очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове.

Глава рассказывает о странствовании евреев в последний, сороковой год их пребывания в пустыне (2572 A.M. по ЕДИХРОШу). Много важных событий произошло в этом году: умерли Мирьям и Аарон; колодец Мирьям покинул общину, и у евреев начались проблемы с водой; на пути к Обетованной Земле евреи вступали в населённые области, и им приходилось либо обходить их стороной, как Эдом, либо воевать с теми, кто их не пропускал, как с эморитянами.

Кончается глава сообщением о том, что евреи приблизились к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив Йерихо.

Заповеди – хуким, мишпатим, эдот

Первые слова недельной главы – «Зот хукат-а-Тора» («Вот закон Торы»). Поэтому она и называется «Хукат» (от слова «хок» – «закон»).

Существование мира регулируется законами. Есть установленные Творцом законы природы. Многие из них уже уловлены и изучены естественными науками, мы умеем их констатировать и даже использовать. Но хотя мы освоили эти законы практически, суть их остаётся для нас загадкой. Понять, почему они действуют так, а не иначе, мы не в состоянии. Почему, например, между физическими телами существует притяжение? Как бы глубоко ни был нами изучен закон всемирного тяготения, ответа на вопрос мы не находим.

Этот факт чётко сформулировал выдающийся физик Макс Планк. В одной из своих книг он пишет: «Наука не может окончательно разгадать тайны природы. Ведь, в конце концов, мы сами – часть природы, часть той тайны, которую пытаемся раскрыть».

Среди законов поведения, данных нам Творцом мира и человека, тоже много таких, которые мы не понимаем. Б-г указал нам, как вести себя в жизни для того, чтобы осуществить своё предназначение. Эти указания подобны инструкциям, прилагаемым к механизму и объясняющим, как им пользоваться (мы уже прибегали к этой аналогии, говоря о главе «Лех Леха» книги «Берешит»).

Некоторым из этих «инструкций» мы можем дать логическое объяснение – такие предписания Тора называет мишпатим. Требование уважать родителей, запреты воровать и убивать кажутся нам понятными и необходимыми.

Объяснимы с нашей точки зрения и заповеди типа эдот – «свидетельства» – например, требование праздновать Песах в память об исходе из Египта.

Но есть законы, не объяснимые в пределах человеческого опыта, хотя, безусловно, имеющие основание в тайнах творения. Эту третью категорию заповедей Тора называет хуким – словом, которым названа эта недельная глава.

Мы выполняем их как приказ Б-га. И до известной степени (далеко не всегда!) можем осознать их действие через последствия наших поступков. Беседуя о главе «Бехукотай» книги «Ваикра», мы уже отмечали одну из таких непостижимых причинно-следственных связей, зафиксированных в жизненном опыте еврейского народа: когда израильтяне жили в своей стране по законам Всевышнего, им всегда сопутствовали удача и процветание (времена царей Шломо, Йеошафата, Хизкияу и др.), и наоборот: во времена царей-отступников (Ахаз, Еояким и др.) случались войны и голод (Млахим II, гл. 16, 23, 24).

В этой главе речь идёт только об одном законе – и одном из самых, пожалуй, загадочных. Это закон о красной корове, пеплом которой снимается нечистота от умершего, знакомый вам по двум упоминаниям: мы говорили о нем, анализируя главу «Трума» книги «Шмот» и главу «Насо» книги «Бемидбар».

Некоторые аспекты этой загадочной заповеди

Мы уже говорили о том, что человек, который коснулся мертвеца, нёс гроб с мёртвым телом или находился под одной крышей с умершим евреем, становится нечистым. На такого человека, как вы знаете, налагаются те же ограничения, что и в случаях нечистоты от контакта с трупом умершего животного: он не имеет права войти в Храм, есть мясо жертвы или труму. Где об этом сказано в Торе? Именно в этой главе (19:13-16).

Но если в случаях нечистоты, о которых говорит книга «Ваикра», человек очищается омовением и принесением жертвы, то осквернившийся прикосновением к мертвецу очищается другой, особой процедурой. В чём она состоит?

Тора предписывает взять «корову красную цельную (то есть безупречно красную, уже два волоска другого цвета сделают её непригодной. – прим. рава Ицхака Зильбера), у которой нет увечья, на которой не было ярма» (19:2), и передать ее Эльазару-коэну. Тот должен вывести корову за пределы стана и присутствовать при её убое, затем семикратно побрызгать её кровью «в направлении передней стороны Шатра Собрания (то есть в направлении Святая святых. – прим. р. И. З. )» (19:4) и полностью сжечь тушу, бросив в огонь кедровую ветку и траву иссоп, связанные шерстью красного цвета. Пепел сожжённого животного «будет храниться у общины сынов Израиля» (19:9). Он хранится вне стана и используется для очищения тех, кто в этом нуждается.

Как производится очищение? Пепел разводят родниковой водой и брызгают ею на нечистого человека на третий и на седьмой день после того, как он стал нечист. Затем тот окунается в микву и становится чистым.

Перед нами – типичный пример закона категории хок.

Из рассмотренных здесь заповедей к числу законов такого типа относятся все законы о жертвоприношениях и о нечистоте, а из заповедей, которые мы не упоминали, – запрет надевать одежду, в ткани которой есть и овечья шерсть, и лён (такое сочетание называется шаатнез), и некоторые другие законы.

Суть этих заповедей скрыта от нас, но какие-то объяснения возможны и здесь. Так, Раши от имени раби Моше а-Даршана указывает на связь между заповедью о красной корове и грехом поклонения золотому тельцу.

Связь заповеди о красной корове с грехом золотого тельца [↑]

Евреи настойчиво добивались от Аарона, чтобы он помог им сделать золотого тельца, и отдали для этой цели свои золотые украшения. Неодушевлённому, «мёртвому» предмету они воздали почести как Б-жеству. Теперь, осквернясь от мёртвого тела, они станут выполнять для очищения совсем непонятную заповедь.

«Корову красную». Почему именно корову?

Если сын служанки насорил в доме, где она работает, естественно потребовать от неё, чтобы она убрала помещение. Евреи загрязнили себя историей с золотым тельцом – теперь корова должна очистить их от нечистоты.

Почему красную? Красный цвет символизирует грех, как сказано: «Если ваши грехи будут красны…» (Йешаяу, 1:18).

«Цельную» (на иврите – «тмима»). После получения Торы и до поклонения золотому тельцу евреи были духовно цельными. «Цельная» корова поможет им вновь обрести это утраченное качество.

«На которой не было ярма». Изготовив золотого идола, израильтяне показали, что снимают с себя ярмо Небес. Теперь, исполняя закон о корове, не знавшей ярма, они подтвердят, что признают власть Всевышнего.

«И передайте ее Эльазару-коэну» – напоминание о нажиме, который в истории с золотым тельцом евреи оказали на Аарона-первосвященника.

«И сожгут корову» – аналогия с тем, как Моше сжёг тельца.

«И возьмёт… коэн кедровую ветку, и иссоп, и червлёную нить, и бросит на [место] сожжения коровы» (19:6) – возьмёт три вида предметов соответственно трём тысячам человек, пострадавшим из-за тельца. О значении кедра, иссопа и червлёной нити мы уже говорили (глава «Мецора» книги «Ваикра»). Кедр выше других деревьев, а иссоп – трава. Пусть тот, кто гордился и считал себя кедром, почувствует, что находится на одном уровне с иссопом и червяком, кровью которого окрашена нить.

«Будет храниться у общины сынов Израиля» – как грех поклонения золотому тельцу, вина за который лежит и на грядущих поколениях («…В день взыскания взыщу с них за их грех» – Шмот, 32:34).

В законе о красной корове есть особенно странная деталь, даже как будто нелогичная. Пепел этой коровы очищает, однако все, кто принимал участие в его приготовлении, становятся нечисты. Как это объяснить? Корова оскверняет всех, кто занимается ею, подобно тому, как золотой телец осквернил всех, кто занимался им.

Так же, как евреи очистились от греха изготовления тельца тем, что сожгли его, т.е. его золой, они очистятся пеплом красной коровы от нечистоты, вызванной контактом с мёртвым телом.

За что были наказаны Моше и Аарон [↑]

Итак, евреи странствуют последний год. В первый месяц этого года они пришли в пустыню Цин и остановились в Кадеше. Здесь умерла и была погребена Мирьям. С её смертью исчез сопровождавший евреев в пустыне колодец Мирьям, не стало у них воды, и они обрушились с упрёками на Моше и Аарона.

И спорил народ с Моше… «Для чего привели вы общину Г-спода в эту пустыню, чтобы умерли тут мы и скот наш? И зачем вы вывели нас из Египта?..» И Г-сподь говорил Моше так: «Возьми посох и собери общину, ты и Аарон, твой брат, и скажите скале на глазах у них, и даст она воду… и напоишь ты общину и их скот». И собрали Моше и Аарон общество перед скалою. И сказал им [Моше]: «Слушайте же, строптивые! Из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?» И поднял Моше руку свою, и ударил скалу своим посохом дважды, и обильно полилась вода, и пила община и их скот. И Г-сподь сказал Моше и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтобы явить Мою святость на глазах у сынов Израиля, не введёте вы эту общину в страну, которую Я дал им» (20:3-5, 7, 8, 10-12).

Все комментаторы задаются вопросом: в чем провинились Моше и Аарон? Два из их объяснений мы приведём здесь.

По мнению Раши, основного комментатора ТаНаХа, грех Моше был в том, что он ударил по скале, тогда как ему было велено обратиться к ней со словами. Веление Б-га надо исполнять в точности, ничего не изменяя. Если бы Моше не ударил по скале, а лишь объявил ей волю Б-га, в результате чего из скалы забил бы родник, то психологический эффект этого чуда был бы сильнее. Человеку свойственно извлекать уроки из того, что он видит. Что увидели здесь евреи? Когда бьют – слушаются. А если бы камень дал воду после слов Моше, люди бы сказали: если даже камень слышит слово Всевышнего и исполняет Его волю, мы тем более должны слушаться Творца.

Рамбам говорит: грех заключался в том, что Моше рассердился – назвал евреев строптивыми – и в гневе ударил по скале. А рассердился вождь вот почему: сначала он обратился к скале с приказом – но не успела ещё потечь из неё вода, как евреи стали нервничать и потребовали от Моше обратиться к другой скале, на которую не указал Всевышний. Моше не только позволил себе гневаться, но – что ещё хуже – дал повод другим оправдывать собственную вспыльчивость: если уж величайший из пророков не сдержал гнев, что с нас спрашивать!

А в чём была вина Аарона? Увидев, что Моше разгневан, Аарон должен был его успокоить.

Мудрецы о пагубности гнева

Талмуд приводит множество высказываний еврейских мудрецов о пагубном влиянии гнева.

Сказал Реш Лакиш: «Когда человек впадает в гнев, то если он мудрец – мудрость покидает его, а если пророк – пророчество оставляет его» (Талмуд, Псахим, 66б).

Сказал р. Мани бар-Патиш: «Даже если гневливому предопределён высокий пост, он его не удостоится» (там же).

Сказал р. Йонатан: «Вспыльчивого постигнут все наказания ада» (Талмуд, Недарим, 22а).

Рабейну Ашер говорит, что гнев столь же болезнен для организма, как адские мучения – для души.

«Гнев приводит к тому, что человек может сдерзить даже Б-гу» (Сефер хасидим, 145).

Рав Нахман бар Ицхак говорит (Талмуд, Недарим, 22б): «Если видишь человека, который часто впадает в гнев, знай, что грехов у него больше, чем заслуг, как сказано: “У того, кто сердится, много грехов”». (Мишлей, 29:22).

Бар-Капара говаривал: «Раздражительный не выигрывает ничего, кроме своей раздражительности» (Талмуд, Кидушин, 40б, 41а).

В «Сефер хасидим»(145) написано: «Сердитые люди умирают прежде времени, как сказано: “Глупца убивает гнев” (Книга Иова, 5:2)».

Все мы знаем, что гнев – нередкая причина сердечных приступов. И все мы при желании можем сдержать свои эмоции. Но вот что странно. Обходись нам каждое злое слово в сотню долларов, мы как-нибудь умудрились бы свести их количество к минимуму. Почему же мы не делаем этого ради собственного здоровья? Ведь оно дороже денег!

В момент гнева человека покидает вера. Если бы он верил, что всё от Б-га, что Всевышний испытывает его выдержку, он бы не вышел из себя. Раз уж назначено ему Небом огорчение, он непременно его испытает, если не от человека, который рассердил его в данную минуту, то от чего-то другого (по книге Альтер Ребе «Ликутей-амарим»).

Раби Хаим Виталь в своем труде «Шаар Руах а-Кодеш» приводит слова святого кабалиста Аризаля. Тот говорил, что гнев хуже других грехов, – даже если еврей сердится из-за того, что кто-то нарушает святую заповедь. В гневе человек перестаёт быть самим собой, поступает не так, как поступил бы в спокойном состоянии. Он может даже поднять руку на ближнего. На время его покидает святая душа. Гнев – это временное самоубийство.

Человека, охваченного гневом, приравнивают к идолопоклоннику: ведь в этот миг он, как мы уже говорили, теряет веру в то, что и огорчение, и радость приходят к нам по воле Всевышнего, он ничего не видит и не слышит вокруг, кроме себя.

Другие примеры против гнева

Чтобы убедить наших читателей в том, какое это благо – уметь обуздывать свой гнев, можно приводить новые примеры.

Перед смертью отец завещал сыну, всегда относившемуся к нему с величайшим почтением: «Ты уважал меня при жизни, уважай и после смерти. Запомни мою просьбу: если вдруг рассердишься, дай своему гневу “переночевать”, смолчи до следующего утра».

Спустя какое-то время после смерти отца сын его уехал по делам в заморские страны, оставив дома беременную жену. Много лет пробыл он вдали от семьи и, наконец, вернулся в свой город. Дело было поздней ночью. С радостным волнением возвратившийся открыл дверь и вошёл в прихожую. Вдруг он услышал из спальни мужской голос и звук поцелуя. В гневе вошедший выхватил меч, но… вспомнил завет отца и остановился. И тут раздался голос жены: «Сын мой, много лет прошло с тех пор, как уехал за море твой отец! Не знает он, что у него родился мальчик, что вырос он и пришло время его женить…»

Воскликнул этот человек: «Слава Всевышнему, что я сдержал гнев! И благословен мой отец, который завещал мне это!» (Сефер хасидим, 655).

У раби Йехиэля-Михла из Злочева остались от отца очень ценные тфилин. Богатые хасиды готовы были немало заплатить за них, но р. Йехиэль-Михл, несмотря на свою бедность, даже слушать не хотел о продаже. Как ни уговаривала его жена: «Ведь у тебя есть ещё одни, тоже хорошие, а мы так нуждаемся», – её просьбы не действовали.

Приближался праздник Сукот. Раздобыть в той местности этрог было очень трудно. Но вот кто-то привёз издалека прекрасный плод, за который просил большие деньги. Не видя другого выхода, р. Йехиэль-Михл продал драгоценные тфилин и купил этрог. Когда его жена узнала об этом, она рассердилась: «Ты не продал тфилин, чтобы спасти семью от нужды и голода, а из-за этрога – продал?!»

По неосторожности жены этрог упал и стал непригодным для исполнения заповеди. Р. Йехиэль-Михл промолвил: «Владыка мира! У меня нет больше тфилин, нет и этрога. Но гнева у меня тоже не будет. Так что одно в моём доме останется – мир». Во сне явился ему отец и сказал: «То, что ты не разгневался, оценили на Небесах выше, чем покупку дорогого этрога».

Раби Нахман из Брацлава рассказывал, что по натуре был очень вспыльчив, но, работая над собой, добился того, что никогда не сердился, что бы ему ни сказали и как бы при нём ни поступали.

Раби Менахем-Мендл из Любавичей, автор алахического труда «Цемах Цедек», никогда не впадал в гнев. Бывали случаи, когда ему говорили, что в подобной ситуации сердиться не только разрешается, но предписывается: благородный гнев здесь – мицва, т.е. заповедь. Тогда он принимался за Талмуд и своды законов, чтобы удостовериться, действительно ли заповедано в данном случае сердиться. Пока он искал, что могло остаться от вспышки гнева?

Стоянка в Кадеше

Кадеш, где остановились евреи, находился на границе со страной Эдом. Посол израильтян попросил у царя Эдома разрешения пройти через его земли в Эрец-Исраэль:

«[Позволь] нам пройти по твоей земле. Не пройдём по полю и по винограднику и не будем пить воду из колодцев. По главной дороге пойдём, не уклоняясь ни вправо, ни влево, пока не перейдём твою границу. И сказал ему Эдом: Не пройдёшь через меня, а [если не послушаешься], я с мечом выйду навстречу тебе. И сказал ему [посол от имени] сынов Израиля: По проложенной дороге пройдём, и если воду твою будем пить, я и мой скот, то заплачу за неё… И сказал он: Не пройдёшь. И… отошёл Израиль от него» (20:17-21).

Как видите, царь отказал (ниже станет понятно, почему мы так полно цитируем этот отрывок Торы).

Уход Аарона

Евреи двинулись в обход вдоль границы Эдома и пришли в «Ор а-Ар» (букв. «гора на горе», меньшая на большей). Здесь в первый день месяца Ав умер Аарон-первосвященник, и оплакивал его весь дом Израиля тридцать дней.

О Моше сказано: «И сыны Израиля оплакивали Моше на равнинах моавитских тридцать дней…» (Дварим, 34:8). А про Аарона сказано: «…и оплакивали они Аарона тридцать дней, весь дом Израиля» (Бемидбар, 20:29) — то есть и мужчины, и женщины: Аарона все любили.

Почему? Это был человек, который всю жизнь помогал установлению мира между людьми. Он был мастером мирить поссорившихся, был в этом весьма изобретателен. Талмуд приводит, например, такую сценку. Поссорились двое. Встречает Аарон одного из них и говорит: «Сын мой, я видел того, кто тебя оскорбил. Он очень жалеет об этом, чуть не плачет». Потом отправляется к другому и говорит примерно то же. Поссорившиеся встречаются и становятся друзьями.

Об Аароне сказано: «В мире и честности ходил он со Мной и многих отвратил от греха» (Малахи, 2:6).

Говорит раби Меир: «Человек стал себя вести нехорошо. Встречается ему Аарон, здоровается, беседует с ним. Когда впоследствии этот еврей близок к тому, чтобы согрешить, ему вдруг приходит на ум: как же я потом посмотрю в лицо Аарону! Знай, праведник, что я сделал, он бы стыдился со мной разговаривать».

Много пар, оказавшихся на грани развода, помирил Аарон. И тысячи евреев в том поколении носили его имя: они родились от супругов, которые решили было разойтись, но помирились благодаря ему.

Давая сыновьям это имя, приговаривали: пусть он будет похож на Аарона!

Не случайно сказал Илель: «Будь учеником Аарона: стремись к миру [в своей среде] и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе».

Чудо у потока Арнон

После смерти Мирьям евреев покинул колодец, после смерти Аарона от них ушли облака, без малого сорок лет защищавшие их в пустыне от палящего солнца (спустя некоторое время и то, и другое вернулось благодаря молитвам Моше).

Услышав об этом, царь близлежащей страны, Арада, решил, что теперь евреи беззащитны, и напал на них. Те, с Б-жьей помощью, разбили его и двинулись дальше.

Завершив обход Эдома, израильтяне подошли к границе Моава, царь которого тоже не позволил им пройти через свою территорию. Обходя Моав, евреи оказались у реки Арнон, омывающей его с севера и граничащей с Эмори. Зная, что на днях они должны тут появиться, враги подстерегали их, собираясь атаковать пришельцев.

И здесь произошло чудо. По обоим берегам реки Арнон были горы, а в них – пещеры. Враги евреев укрылись там и готовились к нападению. И вдруг – землетрясение! Горы сдвинулись, и все эморитяне были раздавлены сдвинувшимися горами. Евреи прошли эти места, так и не узнав, что их ожидала засада. Им стало известно об этом только позже.

Потому и сказано в книге битв Г-спода: «Происшедшее в Красном море и у русел [притоков] Арнона…» (21:14). События, которые произошли с евреями у реки Арнон, были чудом, как и события у Красного моря: враги Израиля погибли в обоих случаях.

Мы часто оказываемся спасёнными от многих бед, не зная, как это произошло. Это и есть скрытые чудеса «Того, Кто один творит великие чудеса, ибо милость Его навеки» (Теилим, 136:4).

Победа на Сихоном и Огом

Прежде чем евреи подошли к реке Ярден (Иордан) у границы Эрец-Исраэль и остановились напротив города Йерихо, им пришлось участвовать ещё в двух сражениях: с царём эморитян Сихоном и с царем Башана Огом. Оба сражения завершились, с Б-жьей помощью, их победой.

Выше мы подробно цитировали отрывок, в котором Израиль обращается к Эдому за разрешением пройти по его территории. Теперь, в эпизоде с Сихоном, Тора повторяет буквально тот же текст (21:21-23): «И послал Израиль послов к Сихону, царю эморитянскому, сказать: “[Позволь] мне пройти по твоей земле! Не станем заходить в поля и виноградники, не будем пить воду из колодцев, по главной дороге пойдём, пока не перейдём твою границу”. Но не позволил Сихон Израилю пройти через свой предел; и собрал Сихон весь народ свой, и выступил против Израиля в пустыню».

А в стихе 33 сказано: «…и выступил против них Ог, царь башанский, он и весь его народ…»

Зачем эти повторы и подробности? Чтобы подчеркнуть: Израиль никогда не был агрессором. Не был и не будет.

День 3 таммуза в истории народа Божьего

3 Тамуза

2448 (-1312) года — двадцать седьмой из 40 дней пребывания Моше на горе Синай (в первый раз). По ЕДИХРОШу это был 3-й день таммуза 2532 A.M.

3 Тамуза

2488 (-1272) года в пятницу Йеошуа бин Нун на 36 часов остановил солнце и луну, приказав: «Солнце, в Гивоне — замри!». По ЕДИХРОШу это был 3-й день таммуза 2572 A.M.

Тогда это помогло его воинам окончательно расправиться с врагами: пять Кенанейских царей, спрятавшиеся в пещере, были пойманы и повешены; также были завоёваны несколько городов, среди которых наиболее стратегически важные: Маккейда, Ливна, Лахиш, Гезер, Эглон, Хеврон и Девир (См. Йеошуа 10:12, 13).

3 Тамуза

3828 (68) года во время Первой Иудейской войны римские оккупанты под командованием Тита пошли на штурм последнего оборонительного рубежа Святого Города – третьей стены, окружавшей Верхний Ерушалаим, названный Цион.

Всего при героической обороне Ерушалаима погибло около миллиона евреев.

3 Тамуза

5151 (6 июня 1391) года погром в Севилье (Испания), 4000 евреев погибли, пленены и проданы в рабство, какие-то синагоги разрушены, другие превращены в церкви, часть евреев под угрозой смерти приняло христианство. Событиям в Севилье предшествовала агитационная компания, развязанная католической церковью против «врагов Бога и церкви, именующих себя иудеями…»

3 Тамуза

5528 (18 июня 1768) года – Гайдамацкий погром в Умани. Убиты более 20000 евреев и поляков. В актах Уманского Базилианского монастыря было сказано: «Страшно было видеть их (евреев), плавающих в собственной крови, без рук, без ушей, обнажённых, которых добивали собравшиеся из ближайших сёл селяне. Тут же женщины, ожесточённые примером мужей, дубинами, ножами, лопатами, серпами резали и убивали, и даже своих детей к этим жестокостям принуждали». Это было очередное восстание украинских крестьян и казаков против Польши, известное в истории как Колиивщина или гайдаматчина.

3 Тамуза

5570 (5 июля 1810) года родился Ф. Т. Барнум – основатель американского цирка.

3 Тамуза

5625 (27 июня 1865) года родился сэр Джон Монаш – генерал армии, командующий всеми австралийскими и новозеландскими войсками в Европе в 1 мировую войну.

3 Тамуза

5441 (30 июня 1881) года – погром в Переяславе (2 июля он продолжился).

3 Тамуза

5681 (9 июля 1921) года – погром в белорусском местечке Копаткевичи, устроенный отрядами С. Булак-Балаховича, действовавшими в 1920 в составе русских частей польской армии под общим командованием Б. Савинкова, а в 1921 – самостоятельно. Убито около 120 евреев.


Наши германские единоверцы отмечают сегодня, 13 июня, ещё и День памяти еврейского религиозного философа Мартина Бубера (Martin Buber, jüdischer Religionsphilosoph †1965).

Мартин Бубер (нем. Martin Buber, (*8.02.1878, Вена – †13.06.1965, Иерусалим) – еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма, также близкий к иудейскому религиозному анархизму. Уроженец Австро-Венгрии, жил и работал также в Германии, Швейцарии и Израиле.

Был безуспешно номинирован десять раз на Нобелевскую премию мира и семь раз — на Нобелевскую премию по литературе.

Родился в еврейской семье родом из Галиции. Юность провёл в Лемберге (Львове).

Получил образование в университетах Вены, Берлина, Цюриха и Лейпцига. В 1898 присоединился к сионистскому движению, с 1920-х пропагандируя идею арабо-еврейского двунационального государства. В 1911 выступал с лекциями в Берлине, в экспрессионистском «Новом клубе». В 1924-1933 – профессор философии иудаизма и этики в университете Франкфурта-на-Майне.

В 1933 новые нацистские власти запретили ему преподавать, и он эмигрировал из Германии в Швейцарию, а затем (1938) в Палестину, где до 1951 был профессором социологии Иерусалимского университета, в 1960-1962 – первым президентом Академии наук Израиля. В 1963 Мартин Бубер стал лауреатом премии Эразма.

Центральная идея философии Бубера – фундаментальная ситуация сосуществования Я с другой личностью, существования, как «со-бытия» с другими людьми. Развивая идеи «Философии Диалога», восходящей к Марбургской школе неокантианства, Бубер много сделал для популяризации понятия «Диалог» и связанной с ним философской системы, так что он на сегодня является гораздо более известным в мире диалогистом, чем его друг и коллега Франц Розенцвейг или Ойген Розеншток-Хюсси.

Основные идеи буберовского диалога изложены в книге «Я и Ты», написанной с пророческим пафосом, возможно, под влиянием Ницше. В работе Бубер противопоставляет отношение «Я – Ты» и «Я – Оно», где первое – любовный «диалог», живое межличностное отношение, а второе – повседневное утилитарное отношение, соответствующее аристотелевской логике. Бубер считал, что Я-Ты отношение возможно не только к человеку, но и, например, к дереву: в этом случае вместо биологических или физических характеристик дерева я буду иметь дело с его ценностной, духовной природой. В этом смысле Бубер сопоставлял Я-Ты отношение с полинезийским термином «мана», введённым в оборот Брониславом Малиновским, который описывал «ману» как дорелигиозное озарение при внезапном ощущении духовной силы, стоящей за тем или иным явлением. Два типа отношения, по концепции Бубера, порождают два противоположных образа мира; человек не может постоянно пребывать в состоянии Я-Ты отношения, но «тот, кто живёт лишь Оно – не человек».

В работе «Два образа веры» Бубер противопоставляет греческий рациональный подход к миру, сопряжённый с визуальным восприятием, – библейскому духу, связанному с восприятием звуковым. Первый, с его точки зрения, порождает веру как уверенность в той или иной информации, второй же – веру как доверие, живое отношение. Бубер пытается показать на примере Нового Завета, как в ранней истории христианства произошёл отход от библейской веры-доверия (эмуны) к греческой вере-знанию (пистис).

Будучи учеником Дильтея, Бубер со студенческих лет изучал мистические движения в разных религиях. Этот опыт «вживания» в чужой религиозный опыт оказал значительное влияние на его философское наследие. Так, Бубер посвятил много лет собиранию легенд, относящихся к еврейскому религиозному течению хасидизма, итогом чего стала книга «Хасидские предания», первый том которой был дважды переведён на русский язык. По мнению Бубера, в центре хасидизма оказывается совершенно новый литературный жанр – история, которая только и способна передать живое отношение между Я и Ты. Гершом Шолем, основатель академического исследования еврейской мистики, критиковал Бубера за игнорирование философского наследия хасидизма.


По окончании богослужения от имени руководства НДРТ и ЕЛО собравшимся в Органном зале была озвучена благодарность за 33-летнее соблюдение традиции уборки немецко-лютеранских захоронений всем 22 вышедшим вчера на субботник на Арском поле:

  • Абдулхановой Асии Назиповне
  • Галицкой (Зименс) Марте Юрьевне
  • Даниловой Зое Леонидовне
  • Деляевой Алёне Владимировне
  • Деляеву Андрею Анатольевичу
  • Дику Валерию Андреевичу
  • Диц Ларисе Георгиевне
  • Дицу Виктору Георгиевичу
  • Дицу Сергею Георгиевичу
  • Заблотскому (Майстеру) Олегу Леонидовичу
  • Зубаревой Ксении Михайловне
  • Котлярову Павлу Геннадьевичу
  • Ламинавичюсу Александру Васильевичу
  • Ламинавичюсу Родиону Александровичу
  • Музафаровой (Ильчер) Вере Яковлевне
  • Рахматуллиной (Миллер) Татьяна Фёдоровна с тремя внуками – Данилом, Демидом и Марком
  • Сабирову Ильдару Хайерзяновичу
  • Садыкову (Вайсу) Эдуарду Адольфовичу
  • Синдирякову Семёну Петровичу

Председателем Совета ЕЛО Андреем Анатольевичем Деляевым было также выражено удовлетворение деятельностью нашего прихожанина, члена Совета ЕЛО Сергея Ивановича Гундина по руководству работой библейских и молитвенных часов по средам в 15:00. В частности, в прошедшую среду 9 июня в вышеуказанных мероприятиях приняли участие:

  • Гундин Сергей Иванович
  • Гундина (Эльберг) Ирина Борисовна
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Деляев Андрей Анатольевич
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна
  • Рахматуллина (Миллер) Татьяна Фёдоровна
  • Ламинавичюс Александр Васильевичу
  • Ламинавичюс Родион Александрович
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович

В пятницу, в 15:00, в репетиции немецкоязычной театральной постановки по библейской книге «Руфь» приняли участие:

  • Абдулханова Асия Назиповна
  • Балобанова (Вельш) Светлана Конрадовна
  • Ганиев Реваль Рафаэльевич
  • Данилова Зоя Леонидовна
  • Диц Виктор Георгиевич
  • Зубарева Ксения Михайловна
  • Садыков (Вайс) Эдуард Адольфович
  • Тарасевич (Идт) Наталья Николаевна
  • Татьяна
  • Усенкова Лариса Николаевна

Gott befohlen und geholfen!