Home ХроникаКак наш земляк Максима Галкина свистеть учил
Как наш земляк Максима Галкина свистеть учил

Как наш земляк Максима Галкина свистеть учил

Участник концертов творческих коллективов Немецкого Дома РТ Вильямс Ахмадуллин (мастер художественного свиста) известен и далеко за пределами Казани (в Москве, Германии и т.д.).


Недавно героем телевизионного шоу талантов «Старше всех!» стал наш земляк Вильямс Ахмадуллин. Уникальность таланта самодеятельного артиста в том, что практически любую мелодию, будь то классика или фольклор, он может насвистеть, да не просто так, а художественно. Он — мастер художественного свиста. В его репертуаре русская и татарская классика, фольклор и эстрадные мелодии.

Свист от Бога

На шоу участник поразил телезрителей исполнением «Соловья» Алябьева.

Нашему корреспонденту Вильямс Габдулхакович рассказал, как изобрел собственную технику художественного свиста с трелями, напоминающими звук флейты.

До четвертого класса он со своей семьей жил в поселке Дальнее Устье возле Казанского речного порта. Отец был завклубом. в котором они и проживали. Все увиденное на концертах, фильмах и танцах под музыку духового оркестра не могло не повлиять на развитие маленького Вильямса. Ему хотелось выдавать музыку из себя, и свист оказался самым подручным инструментом. Со временем будущий артист понял, что в свисте чего-то не хватает. Потом догадался: трели. Но где ее взять? Помог случай, а по прошествии времени Вильямс Ахмадуллин понял, что в этом был и божий промысел.

Чтобы побороть страх перед многочисленными собаками в их районе, маленький Виль свистел, как милицейский свисток, с трелью… Тогда ему и стали подвластны ария Розины из «Севильского цирюльника», «Соловей» Алябьева, мелодии татарских композиторов Сайдашева и Музафарова.

Судоводитель и изобретатель

Окончив речной техникум и Горьковский институт водного транспорта, наш герой работал судоводителем, судомехаником. Затем ушел в науку — занялся прикладной химией, стал автором четырех изобретений, получил медаль ВДНХ СССР. Но занятия музыкой не бросал: на досуге пел в хоре в ДК им. Кирова и брал уроки вокала у Люции Хасановой.

Однажды Вильямс Ахмадуллин предложил профессору Анатолию Шутикову просвистеть «Соловья» Алябьева с оркестром народных инструментов, а потом на протяжении 12 лет был солистом этого оркестра.

Два дня съемок и несколько минут эфира

На шоу Вильямса Ахмадуллина пригласили с супругой Валентиной. Она учительница начальных классов и прекрасно поет. Два дня репетиций, два дня съемок. «Я показывал на шоу Максиму Галкину и зрителям, как надо свистеть. Жаль только, что две трети из того, что снималось, не вошло в передачу»,- говорит Вильямс Габдулхакович.

После эфира звонков от знакомых поступило много. Особенно волнительным был разговор с сыном и внучкой Анечкой, проживающими в США. Они тоже посмотрели эту передачу, и внучка, играющая на скрипке, заинтересовалась дедушкиной техникой свиста. А композитор Риф Гатауллин, восхищаясь талантом артиста, сказал, что нужно популяризировать этот жанр.

В Татарстане художественный свист знают и любят

И этому способствовало искусство Вильямса Ахмадуллина. О нем и его супруге Валентине снят фильм «Любовь пронзительнее свиста». Наш земляк стал лауреатом смотра ветеранов РТ «Балкыш» и снялся в фильме Рабита Батуллы «Рудольф Нуриев. Рудик».

Вильямс Габдулхакович считает, что художественный свист, как и другие оригинальные жанры, надо активно популяризировать. В консерваториях Парижа есть предмет «художественный свист». Может, стоит перенять их опыт?

Самая большая мечта Вильямса Ахмадуллина — чтобы появился фильм-концерт с мастер-классом свиста. «Наши люди смышленые — быстро подхватят, и вместе мы дружно освистаем всю нечисть на нашей земле», — шутит он. А когда ему говорят: «Не свисти — денег не будет», отвечает: «Честно работающему человеку бояться нечего!»

Наталья МИННУЛЛИНА
“Казанские ведомости”
15 февраля 2018, №22 (6546)


Трели Вильямса. Казанец снимает стресс художественым свистом

Казанец Вильямс Ахмадуллин может исполнить любую мелодию свистом. Он исполняет парафраз мелодий Поля Мориа и попурри произведений татарского композитора Салиха Сайдашева, и вообще любые произведения — классику, фольклор, трели. Изобрёл собственную технику — горловой свист, имитирующий горловое пение, распространённое у тюркских народов.

Насвистывая Гуно и Баха, Ахмадуллин даже выступал в дуэте с органом. «А что, орган — это ведь тоже свистульки, много свистулек!» — улыбается артист. Сейчас он готовит каватину «Нормы» Беллини, потому что собирается предложить сотрудничество оперной диве Альбине Шагимуратовой, исполняющей эту арию. 

Слушая Вильямса, поневоле хочется заглянуть ему в рот. Разглядеть там секретные пластинки, с помощью которых артисту удаётся выводить все эти красивые, мелодичные звуки. На самом деле никаких хитрых приспособлений у артиста нет. Его искусство — результат постоянных тренировок.

Художественным свистом Ахмадуллин увлёкся в пять лет, когда в 50-е годы прошлого века они вместе с мамой приехали в Казань из Сармановского района (герб этого района, кстати, украшает соловей). Жить было негде. Наконец после долгих поисков матери удалось снять угол в старом деревянном клубе речного порта на дальнем устье Казанки. Ребёнок такой «квартире» был несказанно рад. В клубе целыми днями играл духовой оркестр, вслед за которым он начал насвистывать «Сказки Венского леса» Штрауса, «Соловья» Алябьева. Вильямс окончил техникум,  потом и технический вуз, а вот музыкального образования так и не получил.

Артистом он стал в хоре ДК им. Кирова (сейчас Татарская филармония). Своим учителем называет Анатолия Шутикова, руководителя Государственного оркестра художественных инструментов РТ. И птиц. «Соловьи — уникальные певцы, — говорит артист. — Постоянно учатся друг у друга, совершенствуют своё пение». 

Вильямс проводит мастер-классы для артистов казанских театров — внёс свою лепту в недавнюю премьеру Качаловского театра — «Бег» по Булгакову.

Его мастерством восхищаются иностранцы, ведь в Италии и Франции преподают искусство художественного свиста.

«В России же свистуны почему-то не в почёте, — сокрушается артист. — Соловья-разбойника напоминают, наверное… На самом деле лихие люди и агрессивные животные боятся свиста. Много раз это искусство помогало мне выйти из сложной ситуации, снять негатив».

АиФ